Совместный проект обучающихся и педагога "Удивительный космос"
проект (младшая группа) по теме

Колесникова Любовь Анатольевна

В своей работе с детьми мне очень нравится использовать проектную деятельность. Представляю вашему вниманию познавательно-творческий проект "Удивительный космос". Результатом данной работы осталась очень довольна. Деткам было очень интересно, работа их увлекала. Спасибо и родителям за совместную работу!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_udivitelnyy_kosmos.docx111.55 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего видас приоритетным осуществлением

деятельности по физическому развитию детей «БЕРЕЗКА»

(МБДОУ детский сад «БЕРЕЗКА»)

ПРОЕКТ «Удивительный космос»

группа «Ромашки» (младший возраст)


“Человечество не останется вечно на земле, но, в погоне за светом и пространством, сначала робко проникнет за пределы атмосферы,а затем завоюет себе все околосолнечное пространство”

К. Циолковский

Воспитатель: Колесникова Л.А.

Актуальность.

Актуальность данного проекта обусловлена тем, что космос – это совершенно незнакомая тема для дошкольников младшего возраста, у детей нет знаний о космосе, первом человеке, полетевшем в космос, о существовании праздника в России - День космонавтики.

Все это происходит потому, что родители уделяют недостаточное внимание российским праздникам, в том числе и  Дню космонавтики.

Естественно,  все это вызывает интерес у детей и дает возможность многосторонне развивать личность дошкольников. Для решения этой проблемы возник этот проект.

Тип проекта: познавательно-творческий.

Вид проекта: краткосрочный.

Участники проекта: дети группы «Ромашки» (младший возраст), педагоги, родители.


ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: формирование у дошкольников первичных представлений о космосе, звёздах, планетах; способствовать элементарному пониманию значения «космос», «космонавт»

Задачи:
Образовательные:

  • Дать знания детям о российском празднике - День космонавтики, о космосе, о первом космонавте Ю.А.Гагарине
  • Вызвать познавательный интерес к окружающему миру

Развивающие:

  • Развивать умения взаимодействовать друг с другом, побуждать детей к совместной деятельности
  • Развивать стремление к познавательной деятельности, мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать
  • Активизировать фантазию и творческие способности
  • Активизировать словарь: планета , космос, созвездие, ракета, скафандр, луна, вселенная, космонавт.

Воспитательные:

  • Воспитывать уважение к людям, работающих в космосе, дисциплинированность, любознательность
  • Воспитывать  чувство любви к родной земле и желание бережно относиться к своей планете
  • Воспитывать у детей умение слушать взрослых

Ожидаемые результаты:

  • Заинтересовать  детей совместно с родителями темой о космосе, способствовать проявлению их познавательной активности
  • совместная деятельность будет способствовать укреплению детско-родительских отношений
  • Дети самостоятельно будут проявлять  инициативу: рассматривать  иллюстрации, участвовать  в беседах, задавать  вопросы; конструировать  из конструктора разных видов, проявлять творчество и детальность в работе
  • Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков

Предварительная работа:

  • подготовка наглядного и дидактического материала
  • подготовка видео и музыкального сопровождения
  • подборка произведений художественной литературы по данной теме
  • изготовление масок и медалей

ЭТАПЫ ПРОЕКТА

1.Подготовительный этап.

  • Определение уровня знаний детей о предстоящем празднике  
  • Определение темы проекта, задач, стратегий и механизмов.
  • Составление  перспективного  плана
  • Сбор информации по данной теме:

-  подборка методической, познавательной и художественной  литературы

-  подборка дидактического материала, наглядных пособий ( иллюстрации, игровые задания и упражнения, музыкальные произведения, видеоматериал)

  • Создание необходимых условий для реализации проекта

 2. Основной этап. Реализация проекта.

Выполнение проекта проводилось в четырех направлениях:

  1. Работа воспитателей с детьми
  2. Работа с родителями:  консультация «Знакомим ребенка с космосом»
  3. Самостоятельная деятельность детей:

- Рассматривание открыток, плакатов, фотографий, иллюстраций о ВОВ)

- Дидактические, подвижные игры

  1. Совместная работа родителей с детьми: изготовление масок для игр

РАБОТА ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ

  • Познавательное развитие / Ознакомление с художественной литературой и развитие речи

Формирование целостной картины мира

 «Звезды и галактики»

Задачи:

  • Дать первичные представления о Вселенной, галактике «Млечный путь», звёздах, созвездиях Большой и Малой Медведицы, Полярной звезде
  • Развивать стремление к познавательной деятельности, мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать
  • Воспитывать интерес к познанию Вселенной, чувство любви к родной земле и желание бережно относиться к своей планете

Беседа «Какое бывает небо?»

Задачи:

  • Способствовать формированию у детей представлений о  целостном образе неба, явлениях на небе
  • Активизировать эмоциональную сферу детей и тем самым вызвать у них желание участвовать в беседе
  • Развивать познавательный интерес, мышление.
  • Активизировать  все психические  процессы, используя метод вопросов и ответов в
  • Продолжать обогащать словарный  запас детей,  развивать связную речь.

Чтение стихотворений на тему «Космос», загадывание загадок

Задачи:

  • Формировать положительное отношение к поэзии; способствовать развитию умения воспринимать языковые и художественные особенности поэтического языка
  • Закрепить знания детей о космических терминах
  • Обогащать словарный запас детей
  • Развивать логическое мышление при разгадывании загадок
  • Развивать познавательный интерес  к информации, которую несет текст
  • Воспитывать любознательность
  • Художественно-эстетическое развитие

Аппликация «Ракета летит в космос»
Задачи:

  • Развивать умение составлять изображение из готовых форм, находить место той или иной части в общей работе, располагать изображение на определенной части основы листа согласно образцу
  • Закреплять знания о внешнем виде ракеты
  • Закреплять навыки аккуратности наклеивания готовых форм на цветной фон
  • Закреплять зания о цвете, форме
  • Воспитывать интерес к аппликативной деятельности

Рисование нетрадиционным способом ( проступающий рисунок) «Путешествие в космос» 

Задачи:

  • Закрепить начальное представление детей о космосе
  • Познакомить детей с новым нетрадиционным способом рисования «проступающий рисунок»
  • Развивать воображение, эстетическое отношение к звездному небу, космическому пространству
  • вызвать эмоциональный отклик на красоту звездного неба

Слушание песен:

  • «Разукрасим все планеты» (Барбарики)
  • «Облака белокрылые лошадки»
  • «Наш звездолет»

Ц: формировать восприятие музыки разного характера; обращать внимание на образность музыки и ее выразительные оттенки

Космокинозал (просмотр мультфильмов):

  • «Белка и Стрелка»
  • «Лунтик»
  •  «Незнайка на Луне»
  • отрывок из мультфильма «Умка» - «Мы плывем на льдине...»

  • Игры

Подвижная игра «Солнышко и дождик»
вариант 1.

Ц: развивать умение детей бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга; быстро реагировать на сигнал.

вариант 2.

Ц: развивать восприятие контрастных настроений в музыке, учить различать образный характер музыки, угадывать погоду.

Подвижная игра «Солнечные зайчики»
Ц: развивать умение  выполнять разнообразные движения, развивать зрительные ощущения, формировать представления о свете и темноте.

Сюжетно – ролевая игра «Полет в космос»

Ц: дать знания детям о работе космонавтов, о полетах в космос; воспитывать любознательность, желание быть похожими на космонавтов; активизировать словарь; формировать  умения выполнять с помощью взрослого несколько игровых действий, объединенных сюжетной канвой.

Дидактическая игра «Выложи космические фигуры»

вариант 1

Ц: развивать умение выкладывать  из счетных палочек (путем наложения) ракеты, звездочки, самолета, солнышко

вариант 2

Ц: развивать умение выкладывать  из геометрических фигур ракеты, самолета,солнышко (или выкладывание из геометрических фигур)

Конструктивные игры «Космические»

Ц: развивать умения работать с разными видами конструктора; формировать умения анализировать свою постройку; способствовать развитию образного мышления, воображения, инициативы.

  • Конструирование планет солнечной системы из песка на прогулке (куличики из песка. В самом центре самый большой куличик – Солнце, вокруг него маленькие куличики разнообразной формы – другие планеты
  • Конструирование из деревянного конструктора "Космодром"
  • Конструирование из пластмассового конструктора "Космический корабль"

  • Пальчиковые гимнастики:
  • «Космонавт»
  •  «Солнышко светит»
  • «Тучки»

  • Дыхательная гимнастика «Ветерок»

(см. приложение)

  • Физкультминутки
  • «Ракета»
  • Физкультминутка «Парашют»
  • Физкультминутка «Мы летим»

3. Заключительный этап проекта – фотовыставка «Мы осваиваем космос»

приложение 1

НЕПОСРЕДСТВЕННО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Беседа «Какое бывает небо?»

Задачи:

  • Способствовать формированию у детей представлений о  целостном образе неба, явлениях на небе
  • Активизировать эмоциональную сферу детей и тем самым вызвать у них желание участвовать в беседе
  • Развивать познавательный интерес, мышление.
  • Активизировать  все психические  процессы, используя метод вопросов и ответов в
  • Продолжать обогащать словарный  запас детей,  развивать связную речь.

Ход беседы:
Воспитатель: Дети, каждый день мы выходим на улицу и смотрим на…(ответы детей). Поднимая голову вверх, мы узнаем, пасмурно сегодня или ясно, облачно или дождливо. Что же такое небо? (ответы детей).

А теперь послушайте стихотворение:


Черное, алое, синее, красное
Небо бывает разнообразное.
Утро как вечер красным подсвечен,
Черное ночью, когда гаснут свечи,
Лампы, фонарики и фонари,
Звезды с луною ты видишь. Смотри.
Утро. И солнышко лучики шлет,
Снова синеет наш небосвод.


Воспитатель: Небо – это огромное пространство над землей. Иногда выражаются – голубой купол неба. Небо – это все пространство, которое мы видим над головой. Скажите ребята, а каким бывает небо? (ответы детей) .
             Днем оно светлое, голубое или синее. В ясные дни на небе сияет солнце. Ночью небо темнеет, становится черным, украшенным звездами и месяцем. И днем и ночью по небу плывут облака. Облака - это скопление крошечных капелек воды или малюсеньких льдинок (в холодное время года - зимой). Художественное слово:

Облака, белокрылые лошадки,

Облака, что вы мчитесь без оглядки?

Не смотрите вы, пожалуйста, свысока,

А по небу прокатите нас, облака.

              Какое бывает небо? Небо бывает голубым. Так же небо – безоблачное. А еще оно может быть -звездное. Небо бывает серое ( в плохую погоду).Небо бывает чистым (без облаков). Небо бывает тучным (затянутым тучами). Красивое , вечернее небо. Небо бывает унылое - особенно в плохую погоду.  

Ничего нет неба выше,
Там гуляют облака.
Небо дуновеньем дышит,
В небе звёзды с далека
Словно бусинки мерцают
Украшая небосклон,
А под утро исчезают,
Растворяясь будто сон.
В небе вольно веют птицы,
Крылья только им даны,
Но бывает людям снится:
Над землёй летят они.
Справа небо, слева небо,
Ну, а ты летишь, летишь:
Толи быль, а толи небыль,
Сразу и не различишь!

                                                                                             

              По ходу беседы воспитатель обязательно показывает наглядный материал – какое бывает небо: ясное, хмурое, черное, звездное, солнечное, облачное, что бывает на небе: радуга, дождь, гроза, молния, облака и т.д. В процессе беседы педагог иногда сообщает новые сведения, чтобы уточнить или углубить знания детей о тех предметах и явлениях, о которых идет речь: Почему небо бывает черное, хмурое? Что есть на небе? На что похожи облака? (Облака, словно белая пушистая вата).                                                           Используемые приемы словарной работы - объяснение воспитателем значения отдельных слов, повторение слова хором вместе с воспитателем.

Познание (формирование целостной картины мира)

 «Звезды и галактики»

Задачи:

  • Дать первичные представления о Вселенной, галактике «Млечный путь», звёздах, созвездиях Большой и Малой Медведицы, Полярной звезде
  • Развивать стремление к познавательной деятельности, мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать
  • Воспитывать интерес к познанию Вселенной, чувство любви к родной земле и желание бережно относиться к своей планете

Ход занятия:

            Мы с вами живем на большой планете Земля.  Нас окружает Вселенная - это необъятный мир за пределами нашей планеты Земли. Вселенная образовалась в результате, так называемого, Большого взрыва очень давно, когда вы еще даже не появились на свет. Когда происходит взрыв, ребята, то становится очень жарко. Из материи, которая понемногу охлаждалась и становилась холодной, образовались планеты, звёзды, галактики, кометы и другие небесные тела. Во Вселенной очень много галактик. Галактики - это гигантские скопления звёзд.

А галактики летят
Врассыпную как хотят.
Очень здоровенная
Эта вся Вселенная!

Когда на улице становится темно и наступает ночь, на небе появляются звёзды, которые  излучают яркий свет, потому что их температура очень высокая и они очень-очень горячие. Цвет звёзд зависит от их величины и температуры. Самые большие и горячие излучают голубоватый свет, а маленькие бывают белыми, желтыми, оранжевыми или красноватыми. Чем ближе к нам звезда, тем ярче она кажется.

Спряталась за облачко
Маленькая звездочка.
Задремала в небе
Слабым огоньком.
Не спалось, наверно,
Озорнице днем.



Посмотрите на картину. А теперь взгляните на едва заметную светлую полосу, которая протянулась через все небо. Видите её? Это Млечный Путь.
Млечный Путь (а именно так называется наша галактика) – это большое скопление звезд, которое выглядит на небе, как светящаяся полоска из белых точек и напоминает путь из молока (Млечный – молочный).

(играет музыка :“Кто-то пролил молоко”…)


Самая близкая к Земле звезда - Солнце. Солнце - это гигантский шар из раскалённых газов. Солнце считают центром Солнечной системы, частью которой является и Земля.

Не огонь, а греет.
Не лампа, а светит.
Как мячик круглое,
Как тыква желтое. (солнце)


Если очень внимательно рассматривать звездное небо, то можно увидеть на нем немало различных рисунков (рассматривание картины «Созвездия Большой и Малой Медведицы»).

Мы слыхали: две Медведицы
По ночам на небе светятся.
Ночью вверх мы взглянули -
Увидали две кастрюли.


Посмотрите получше, видите, например, ковш с длинной ручкой?
Четыре звезды образовали ковш, а еще три — длинную ручку. Видите? (показ воспитателем ковша, сравнение с картиной). Это созвездие Малой Медведицы. Конец ручки ковша отмечает яркая звезда -Полярная - самая знаменитая звезда. А рядом «мама» Большая Медведица. Они всегда вместе.

Просмотр отрывка из м\ф «Умка»: «Мы плывем на льдине…»

Аппликация «Ракета летит в космос»
Задачи:

  • Развивать умение составлять изображение из готовых форм, находить место той или иной части в общей работе, располагать изображение на определенной части основы листа согласно образцу
  • Закреплять знания о внешнем виде ракеты
  • Закреплять навыки аккуратности наклеивания готовых форм на цветной фон
  • Закреплять зания о цвете, форме
  • Воспитывать интерес к аппликативной деятельности

Предварительная работа: рассказ воспитателя о Юрии Гагарине, беседа о планете Земля, рассматривание иллюстраций.

Ресурсы: иллюстрации с видами космоса, космического корабля, портрет Юрия Гагарина, фоновая бумага, заготовки  круглой, прямоугольной, треугольной и квадратной формы по количеству детей, необходимый инвентарь для выполнения  аппликации по количеству детей; игрушка - робот
Ход занятия:

Воспитатель:  Ребята, у нас сегодня необычный гость – робот. Обратите внимание у него для нас послание. (Берет в руки письмо и читает).

«Ребята, приглашаю вас совершить путешествие за пределы вашей планеты в далёкий и необъятный космос. Во время путешествия вы увидите много интересного, вам будет, о чем рассказать землянам. Для этого нужно закрыть глаза и сказать волшебные слова:  
Если очень постараться, если очень захотеть,
Можно на небо подняться и до Солнца долететь
»

Воспитатель. Ребята, отправляемся в космическое путешествие.
Дети. Да.

Воспитатель. Как называют человека, который летит в космос?
Дети. Космонавт.
Воспитатель. Хорошо. А как звали первого человека, который полетел в космос?
Дети. Ю.А.Гагарин.

Воспитатель. Да, его звали Юрий Гагарин. Он в космос полетел, наверное, на самолете? Или на вертолете?
Дети. Нет.

Воспитатель. Ну, тогда на воздушном шаре?
Дети. Нет, на ракете.

Воспитатель. На какой ракете?
Дети. Он в космическом корабле и полетел.

Воспитатель. Правильно, в космическом корабле. Скажите, а что он увидел в космосе?
 Дети. Планеты.

Воспитатель. Да, а какую планету?
Дети. Нашу.

Воспитатель. Как же называется наша планета?
Дети. Земля.

Воспитатель. Молодцы. А сейчас и мы с вами отправимся в космос, только у нас нет транспорта. Давайте сделаем ракеты и запустим их в космос.


Физкультминутка «Ракета»

В небе ясном солнце светит,

(поднимаются  на носочках, руки вверх)

Космонавт летит в ракете.

(соединяют пальцы рук над головой)
А внизу леса, поля,

(приседают)
Расстилается земля.

(разводят руки в стороны)

Воспитатель. У вас на столе лежат разные фигуры. Какие это фигуры?
Дети. Треугольники, квадраты, прямоугольники, круги

Воспитатель. Из этих фигур мы составим ракеты. Посмотрите, какая у меня получилась ракета (Показывает образец, и как он составил ракету)
А теперь вы попробуйте на картоне составить свой космический корабль.


Дети выполняют задание


Воспитатель. Кто составил корабль, начинает приклеивать его. Но не забудьте приклеить окна на корабль. Окно на космическом корабле называется иллюминатор и оно круглой формы.


Дети приклеивают ракету. После завершения работы дети раскладывают свои композиции на столе.

Воспитатель. Ребята, посмотрите, какие замечательные получились работы. Сколько у нас разных ракет. Молодцы! Сегодня, мы, запустили свои ракеты в космос и как настоящие космонавты побывали в космосе. Понравилось вам?

Рисование нетрадиционным способом ( проступающий рисунок)

«Путешествие в космос» 

Задачи:

  • Закрепить начальное представление детей о космосе
  • Познакомить детей с новым нетрадиционным способом рисования «проступающий рисунок»
  • Развивать воображение, эстетическое отношение к звездному небу, космическому пространству
  • вызвать эмоциональный отклик на красоту звездного неба

Средства:  иллюстрации планет, звёздного неба, космонавта, восковые мелки, акварельные краски (фиолетовая, тёмно-синяя), альбомные листы с нарисованными белым восковым мелком звёздами, кисточки, салфетки, игрушка Лунтик,

Ход занятия:

  1. Организационный момент:

Дети заходят в группу. Воспитатель обращает внимание на игрушку Лунтика.

Воспитатель: Посмотрите дети кто к нам прилетел?

Дети:  Лунтик.

Воспитатель: Да. Это Лунтик. А откуда он прилетел?

Дети: Из космоса, с Луны…

Воспитатель: Из космоса. А что там есть? Лунтик хочет загадать вам загадки.

(на мольберте прикреплены картинки звёздного неба, луны, солнца)

Ночью по небу гуляю, 
Тускло землю освещаю. 
Скучно очень мне одной, 
А зовут меня ... луной

Коль ночь ясна – прозрачен воздух, 
Тогда на небе видим … Звёзды

Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
А зовут тебя все ...Солнце

Воспитатель:   - Как эти слова (луна, звёзды, солнце, планеты) можно назвать одним словом?

Дети:  - Космос.

Воспитатель:  - Все эти слова относятся к такому понятию, как космос. В космосе очень красиво. В тёмном небе светятся звёзды и планеты. А наш Лунтик прилетел к нам за помощью. Вы знаете, в далёком космосе злой волшебник перекрасил всё небо в белый цвет и теперь там не видно ни звёзд, ни планет и ему не найти свой дом. Вы хотите полететь в космос и помочь Лунтику, чтобы в космосе опять стало красиво и он мог найти свой домик?

Дети: Да.

Воспитатель: Тогда, отправляемся в полёт.  Надеваем на себя наши «скафандры» (маски, изготовленные заранее). А на чём полетим?

До луны не может птица

Долететь и прилуниться

Но зато умеет это делать быстрая…

Дети: На ракете

(Ракету можно сделать из мягких кубиков.)

Воспитатель: - Внимание! Займите свои места. Пристегнитесь, начинаем обратный отсчет 5-4-3-2-1-пуск! Закройте глаза, сейчас мы летим с огромной скоростью, у вас очень тяжелые руки, ноги, голова. Напрягитесь, почувствуйте эту тяжесть. Но вот вырвались мы из притяжения земли, откройте глаза, мы в состоянии невесомости – давайте испытаем это состояние.

             В невесомости плывем

Мы под самым потолком

(Стоя на одной ноге, удерживают равновесие, помогая руками)

Ну, вот мы и в космосе. Посмотрите как здесь красиво, а вот и белое пятнышко ( на мольберте среди картинок прикреплён белый альбомный лист), там где-то живёт Лунтик. Давайте поможем Лунтику найти свой домик.Садитесь скорее за столы.

( На столах лежат альбомные листы  с нарисованными белым восковым мелком звёздами).

Воспитатель: Берите восковые карандаши и нарисуйте разноцветные  звёзды и голубую нашу планету Землю.

(Дети рисуют мелками)

Воспитатель: Дадим отдых пальчикам:

Рисовали, рисовали

 Наши пальчики устали,

Мы сейчас их потрясём,

Снова рисовать начнём.

 Воспитатель: Отдохнули, а теперь давайте закрасим весь лист тёмной краской, чтобы были хорошо видны все звёзды и планеты. Берём краски (фиолетовую или темно-синюю) и закрашиваем весь лист.

(Цветные и белые мелки проступают на тёмном фоне)

Воспитатель: Посмотрите ребята как красиво у нас получилось. Теперь наш Лунтик может лететь к себе домой. Он говорит вам Спасибо и До свидания.

 

приложение 2

СТИХИ, ЗАГАДКИ О КОСМОСЕ

Яков Аким

- Свети нам, солнышко, свети,
Легко с тобой живётся!
И даже песенка в пути
Сама собой поётся.
От нас за тучи-облака
Не уходи, не надо!
И лес, и поле, и река
Теплу и солнцу рады.
- Свети нам, солнышко, свети,
Не уходи за тучки!
На ярком солнце у ежей
Быстрей растут колючки.

Напрасно пущена молва,
Что солнце нас тревожит.
Лягушка изредка - ква-ква,
Погреться любит тоже!
- Свети нам, солнышко, свети,
Проснувшись утром рано.
Пока ты здесь - не улетим
На юг, в чужие страны.

Римма Алдонина
Что такое звёзды?
Если спросят вас -
Отвечайте смело:
Раскалённый газ.
И ещё добавьте,
Что притом всегда
Ядерный реактор -
Каждая звезда!

Г. Сапгир

Раскинув свой огнистый хвост,
Комета мчится между звёзд.
— Послушайте, созвездья,
Последние известия,
Чудесные известия,
Небесные известия!
Несясь на диких скоростях,
Была у Солнца я в гостях.
Я Землю видела вдали
И новых спутников Земли.
Я уносилась от Земли,
За мной летели корабли!


Я. Серпина.
Гулять сегодня некогда
Мы заняты другим:
Бумажные ракеты
Мы дружно мастерим.
Пускай теперь летят!
В отважных космонавтов
Играет детский сад.

М. Пляцковский.
Я ракету нарисую,
Синей краской обведу.
На борту звезду большую
Разукрашу на виду.
И пускай она искрится,
Алым пламенем всегда.
Пусть навстречу звездам мчится
Наша красная звезда.

 Г. Лагздынь
Мне бы надо, очень надо
Космонавтом смелым стать.
Мне бы надо, очень надо
К двум Медведицам слетать!
Если силы наберу,
Заверну и на Луну,
И к весёлым марсианам
Непременно загляну!
Мама шлем уже купила,
Скоро к звёздам полечу.
Ем и кашу, и морковку,
Если даже не хочу



Мечтают мальчишки.
И дома за книжкой,
И в детском саду мечтают
Мальчишки лететь на звезду!
Упорно мечтают они о Луне
Даже летают,
Но только, но только во сне!
Но вот, как в тумане,
Проходят года.
Всё манит и манит
Мальчишек звезда!
Взлетают всё выше
«Восток»» и «Восход»»,
И голос их слышит российский,
Российский народ.

В. Степанов
В космической ракете
С названием «Восток»
Он первым на планете
Подняться к звёздам смог.
Поёт об этом песни
Весенняя капель:
Навеки будут вместе
Гагарин и апрель.

   
Начать знакомить детей с космосом можно с помощью загадок. Их любят все дети, потому что детские загадки делают восприятие мира ярче. Это не только интеллектуальные упражнения, направленные на развитие мышления у детей, это один из видов устного народного творчества, где в шуточной, упрощенной форме показываются наиболее яркие признаки предметов или явлений, знакомят детей с животным и растительным миром.

Как цветочки незабудки -
Нежно - голубое.
Иногда, как васильки,
А порой, как море!
Но бывают дни, когда,
Злится и темнеет,
Вот тогда меняет цвет -
Хмурится, чернеет.
Ночью - в ярких звездочках,
Днем - с лучистым солнышком!
С облаками, цвета снега...
Что же это? Это ж... ( Небо.)

Есть специальная труба,
В ней Вселенная видна,
Видят звезд Калейдоскоп
Астрономы в... (телескоп)

Астроном - он звездочет,
Знает все наперечет!
Только лучше звезд видна
В небе полная …(
 Луна.)

Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица.
Знают все: и млад, и стар,
Что она – большущий шар. (Земля)

Желтая тарелка на небе висит.
Желтая тарелка всем тепло дарит.(Солнце)

В дверь, в окно
Стучать не будет,
А взойдет
И всех разбудит.(Солнце)

У бабушки над избушкой
Висит хлеба краюшка.
Собаки лают, достать не могут.(Месяц)

Сверкая огромным хвостом в темноте,
Несется среди ярких звезд в пустоте
Она не звезда, не планета,
Загадка Вселенной - ...(комета)

Освещает ночью путь,
Звездам не дает заснуть.
Пусть все спят, Ей не до сна,
В небе светит нам ...(Луна)

До Луны не может птица
Долететь и прилуниться,
Но зато умеет это
Делать быстрая …
(Ракета.)

У ракеты есть водитель,
Невесомости любитель.
По-английски: "астронавт",
А по-русски …(
Космонавт.)

Албанская сказка «Как солнце и луна друг к другу в гости ходили»

 Однажды Луна получила от Солнца, царя света, приглашение прийти к нему в гости. Она долго думала, что подарить Солнцу, и наконец, додумалась: собрала несколько самых ярких и красивых звезд, положила их на серебряное блюдо и пошла с ними в гости. Царь света был очень рад подарку. Они поели, попили, поговорили, и Луна вернулась домой.
Долго думал царь света, чем Луну порадовать. Наконец придумал. Позвал к себе лучшего портного и говорит:
— Я собираюсь пойти к Луне в гости. Мне нужен хороший подарок. Я решил, что лучше всего подарить ей новое платье из облаков. Пожалуйста, сшей платье понарядней и по мерке, чтобы оно хорошо и удобно на Луне сидело. А портной Солнцу и отвечает:
— Нет, царь света, не возьмусь я за такую работу. Да и никто не возьмется. Луна каждый день меняется. Сегодня она круглая, как шарик, а назавтра уже с одного бока худеть начинает, а недели через две и вовсе тоненькой становится, да еще изогнется, как серп. По какой же ей мерке шить, сам посуди? Я не знаю такой мерки. Что ни сошьешь, все будет невпопад.
Огорчился царь света, да ничего не поделаешь. Пришлось идти в гости с пустыми руками. Луна приготовила вкусное угощение, они поели, попили, поговорили. Но когда царь света стал собираться домой и Луна увидела, что у него нет подарков, она очень опечалилась. Царь света, заметив это, сказал:
- Мой самый искусный портной отказался выполнить эту работу. Трудно на тебя шить, говорит, ты каждый день меняешься, то толстеешь, то худеешь. Так и пришлось мне идти в гости с пустыми руками. Но чтобы не обидеть тебя, я разрешаю тебе вот что: с этого дня ты можешь собирать мои лучи и шить из них любое одеяние! Увидишь, какой ты станешь красавицей!
С этими словами царь света распрощался и ушел. А Луна побледнела от огорчения и с тех пор предпочитает с Солнцем больше не встречаться, завидев его, обходит стороной.

приложение 3

ИГРЫ

П/игра «Самолеты»
Ц: формировать умение у детей  бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, действовать по сигналу воспитателя

      обратить внимание на легкость бега

     
Подготовка к игре: в разных 3-4 местах площадки ставится флажки.

Описание игры:
        Дети строятся в 3-4 колонны в разных местах площадки, которые отмечаются флажками. Играющие изображают летчиков. Они готовятся к полету.

        По сигналу воспитателя: «К полету готовься!»- дети делают движения руками – заводят мотор. «Летите!»- сообщает воспитатель. Дети поднимают руки в стороны и летят врассыпную в разных направлениях по площадке.
       По сигналу воспитателя: «На посадку!» - самолеты находят свои места и приземляются: строятся в колонны и опускаются на одно колено
       Воспитатель отмечает, какая колонна построилась быстрее.


П/игра «Космонавты»
Ц: закрепить полученные знания  с основными сведениями о Солнечной системе, дать детям возможность самим пофантазировать о полетах в космос; развивать  внимание, ловкость

Подготовка к игре: по краям площадки чертятся контуры ракет (двух, четырехместные). Общее количество мест в ракетах должно быть меньше количества играющих детей.

Описание игры:

Посередине площадки космонавты, взявшись за руки, ходят по кругу, приговаривая:

Ждут нас быстрые ракеты

для прогулок по планетам

На какую захотим,

На такую полетим!

Но в игре один секрет:

Опоздавшим места нет!


     

 После слова «НЕТ», все разбегаются и стараются занять место в одной из ракет. Те,кому не хватило места в ракетах, остаются на космодроме, а те, кто сидит в ракетах, поочередно рассказывают, где пролетают и что видят.

 После этого все снова встают в круг, и игра повторяется.
 

Правила игры:
1) Опоздавшие игроки становятся в центре круга.
2) Игра повторяется несколько раз.

       Игру можно усложнять – передвигаться по кругу можно различными способами:

  • прыжками
  • приставными шагами
  • высоко поднимая колени

П/и «Солнечные зайчики»
Ц: формировать представления о свете и темноте; развивать вать умение выполнять разнообразные движения, развивать зрительные ощущения,

Материал: зеркальце.

Описание  игры:

       Выбрав момент, когда солнце заглядывает в окошко, поймайте с помощью зеркальца лучик и обратите внимание малышей на то, как солнечный зайчик прыгает по стене, потолку, стульям…Предложите дотронуться до светового пятна – поймать солнечного зайчика.

Солнечные зайчики
Скачут по стене,
Солнечные зайчики,
Скачут в тишине.
Яркий лучик солнышка
Зайчиков пустил.
Девочек и мальчиков
Лучик разбудил.

Сюжетно – ролевая игра «Полет в космос»

Ц: дать знания детям о работе космонавтов, о полетах в космос; воспитывать любознательность, желание быть похожими на космонавтов; активизировать словарь; формировать  умения выполнять с помощью взрослого несколько игровых действий, объединенных сюжетной канвой.


Игровой материал: строительный материал, игрушки, атрибуты для игры, иллюстрации.

Описание  игры:

 Для развития интереса к игре с детьми рассматриваем иллюстрации «Космонавты», в энциклопедиях, книгах, беседуем с ними о космических профессиях, о качествах, которыми должен обладать космонавт. Обсуждаем с детьми характеристики людей – космонавтов. Командир корабля - спокойный и уверенный, сообщает на Землю о результатах наблюдений в космосе; диспетчер принимает информацию с космоса и передает на корабль. «Полет в космос» может включать следующие моменты: тренировка космонавтов, осмотр врача, посадка в ракету, пуск корабля, работа в космосе, сообщения с борта корабля, управление полетом с Земли, приземление, встреча на Земле, медицинский осмотр, отдых космонавтов после полета, сдача рапорта о прохождении и завершении космического полета.
Затем предложить детям построить ракету из строительного материала.
При сооружении постройки ракеты он выделяет ее части нос, люки, отсеки,
иллюминаторы, пульт управления и т.д. Сначала воспитатель берет на себя роль космонавта, затем предложить детям (командир корабля, космонавт). Поощрять желания детей самостоятельно подбирать игрушки и атрибуты для обыгрывания , использовать предметы – заместители.

приложение 4

НАБЛЮДЕНИЕ НА ПРОГУЛКАХ

  • Солнце. Обратить внимание, где светит солнышко утром, куда садится вечером. Отметить, какие места участка освещены солнцем во время утренней прогулки, а какие – во время вечерней, сравнить. После многократных наблюдений сделать вывод: солнце совершает определенный путь. Закрепить представления о свойствах солнечных лучей.

  • Солнце. Продолжать вместе с детьми наблюдать и отмечать путь солнца (утром солнце будит детей, когда они еще дома, а зимой было темно, кода они уже приходили в детский сад). Солнце все выше, светит ярко, ослепительно.

  • Солнце. Солнышко стало более ярким, теплым. Предложить посмотреть на солнце. Почему больно смотреть? – солнце стало более ярким.

  • Облака. В тихий солнечный день облака плывут медленно, а в ветреный – быстро. Сравнить облака по цвету в солнечный и пасмурный дни. Предложить детям представить, на что похожи облака, каким окажется облако, если его потрогать.

  • Небо. Предложите детям посмотреть на небо и сказать, таким ли оно было зимой. Что изменилось? Дети замечают, что зимой небо часто было серым, а теперь синее. На нем появились белые облака. Они называются кучевыми, так как держатся на небе кучками. Понаблюдать с детьми за их движением, уточнить, почему облака движутся.

  • Дети наблюдают, как движутся облака: то медленно, то быстро. Объясните, что их гонит ветер. Если ветер сильнее, облака бегут быстрее и часто меняют форму. Вспомните, как вы сравнивали облака с домом, с горами, с белыми барашками, с кусочками ваты. Полюбуйтесь облаками через кружевную сеть веток деревьев.


приложение 5

Утренняя гимнастика «Мы в космосе»

Не зевай по сторонам
Ты сегодня космонавт!
Начинаем тренировку
Чтобы сильным стать и ловким.

1. «Взлетают вверх ракеты»
И.п. о.с. 1- руки через стороны вверх 3 хлопка над головой; 2. и.п.

2. «
Ракета в космосе» И.п. Ноги на ширине плеч, прямые руки над головой, ладони сомкнуть. 1- наклоны вправо; 2-и.п. 3-наклоны влево. 4-и.п

3.
«Космонавты скафандр надевают, в открытый космос вылетают»
(имитация надевания скафандра).

4.
«В невесомости летим» 

Упражнение на равновесии.

И.п. о.с. руки в стороны. Поднять то правую, то левую ногу, согнутую в колене 6 раз.

5. Быстро- быстро кружимся на месте, держа руки в стороны, на сигнал «стоп» остановитесь с закрытыми глазами. Кто сумеет удержать равновесие дольше других? Покажите. -2р

6. «Ракета»
И.п.: основная стойка, палка внизу. 1 – палка вверх, 2 – опустить за голову; 3 – палка вверх; 4 – вернуться в исходное положение (6 раз).

7. «Невесомость»
И.п.: основная стойка, палка вверху, руки прямые. 1 – присесть, палку вперед; 2 – вернуться в исходное положение (6-7 раз).

8. « Пульт управления»
И.п.: стоя ноги врозь, палка внизу. 1-2 – поворот туловища вправо, руки прямые, колени не сгибать; 3-4 – вернуться в исходное положение. То же влево (5-6 раз).

9. «Взлет – посадка»
И. п.: основная стойка, палку вверху, руки прямые. 1- присесть, палку вперед; 2- вернуться в исходное положение (6-7 раз).

10. «Болтанка»
И.п.:– основная стойка, палка у груди в согнутых руках. 1 – правую ногу в стону на носок, палку вверх; 2 – вернуться в исходное положение. То же выполнить с левой ногой

приложение 6

Пальчиковая гимнастика «Космонавт»

В тёмном небе звёзды светят,
(Пальцы сжимают и разжимают)
Космонавт летит в ракете.
(Ладони сомкнуты над головой)
День летит и ночь летит
И на землю вниз глядит.
Видит сверху он поля,
(Соединяют пальцы)
Горы, реки и моря.
(Руки разводят в стороны)
Видит он весь шар земной,
Шар земной – наш дом родной.
(Ладони над головой «крышей»).

Пальчиковая гимнастика «Солнышко светит»
Ц: развивать соотносящие движения рук, тонкую моторику пальцев рук, учить расстегивать и застегивать прищепки.

Материалы: круг желтого цвета(двусторонний), из плотного картона диаметром 15 см, прищепки.

Способы:

  • Посмотрите в окошко: видите, как ярко светит солнышко. Давайте сделаем такое же солнышко. Мы превратим этот круг (показывает) в солнышко. Мы сделаем ему лучики.
  • Показ детям, как прикрепить прищепки-лучики к краям круга. Обратить внимание малышей на то, что нажимать на концы прищепки нужно одновременно двумя пальцами.
  •  Затем предложить  детям «снять» лучики. («Теперь солнышко светит не ярко»).

Пальчиковая гимнастика «Тучки»


Мы наши пальчики сплели
И вытянули ручки.
Ну, а теперь мы от Земли
Отталкиваем тучки.

(Упражнения выполняют стоя. Дети сплетают пальцы, вытягивают руки ладонями вперед, а потом поднимают их вверх и тянутся как можно выше).

приложение 7

Физкультминутка «Ракета»

В небе ясном солнце светит, (поднимаются  на носочках руки вверх)
Космонавт летит в ракете. (соединяют пальцы рук над головой)
А внизу леса, поля, (приседают)
Расстилается земля. (разводят руки в стороны)

Мы летаем высоко, (ходьба на носочках, руки вверху)
Мы летаем низко, (ходьба на пятках, руки внизу)
Мы летаем далеко,(легкий бег по кругу)
Мы летаем близко. (легкий бег на месте)

Физкультминутка «Парашют»

Вот мотор включился (круговое движение рук)
Пропеллер закрутился. (круговое движение рук посильнее)
Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж
К облакам поднялись, (на носочках, руки вверху)
С шасси убрались,
Вот мы тут.
Приготовили парашют.
Толчок, прыжок. (прыжки на месте)
Парашюты раскрылись, (руки разводят в стороны)
Дети мягко приземлились. (легкий прыжок)

Физкультминутка «Мы летим»

На ракете мы летим, (бегут, руки в стороны)
Стать мы умными хотим.
Руки к небу потянулись, (потягиваются)
Дети  звездам улыбнулись.
О профессиях узнаем, (выполняют повороты туловища)
На планетах побываем.

приложение 8

Консультация «Знакомим ребенка с космосом».

                Космос - это огромное пространство без конца и края, которое окружает пашу планету. В этом пространстве движутся звезды, вокруг них кружатся планеты, летают кометы и метеориты.
              Земля - это планета, на которой мы живем. Из космоса она выглядит как прекрасный голубой шар (рассмотреть с детьми глобус или иллюстрации с изображением планет). Большая часть Земли покрыта голубой водой огромных океанов. Белые пятна - это облака, снег и лед. Суша - это огромные пространства зелено-коричневого цвета, пространства, покрытые камнем и почвой. Земля - это единственная известная нам обитаемая планета. Люди, растения и животные могут жить на Земле потому, что она не слишком горячая и не слишком холодная. На Земле есть вода для питья и воздух для дыхания. Они необходимы всем живым организмам.
Планета Земля наряду с другими планетами, кометами, астероидами, метеоритным веществом входит в состав Солнечной системы, которая в свою очередь является частью громадной звездной системы – Галактики. Солнечную систему образуют девять больших планет со спутниками и единственная звезда - Солнце, около которой обращаются все тела системы.
«Почему Луна превращается в месяц?»
                 Вид Луны меняется каждый день. Сначала она похожа на узенький серп, затем полнеет и через несколько дней становится круглой. Еще через несколько дней полная Луна постепенно становится все меньше и меньше и снова делается похожей на серп. Серп Луны часто называют месяцем. Если серп Луны повернут влево, как буква «С», то говорят, что луна «стареет», и вскоре исчезает совсем. Такую фазу Луны называют «новолунием». Потом постепенно Луна из узкого серпа, повернутого вправо превращается снова в полную. Перед тем, как превратиться в полную, она «растет». Для объяснения того, что Луна такая разная и постепенно меняется от едва заметного «серпика» до круглой яркой красавицы, можно обратиться к модели с глобусом. Для этого понадобится глобус, какой-нибудь источник света, например, свеча и маленький мячик – «Луна».

Покажите детям, как Луна вращается вокруг Земли и что происходит с освещением, как оно влияет на вид Луны. Обращаясь вокруг Земли, Луна поворачивается к ней то полностью освещенной поверхностью, то частично освещенной, то темной. Вот поэтому в течение месяца непрерывно меняется вид Луны (рассматривание иллюстраций с изображением луны, месяца).


Спутник близкий для планеты,
Светит отражённым светом.
То как месяц, то кругла,
Мало дарит нам тепла.
За собою тянет воду
В океанах с небосвода,
И поэтому вода
Движется туда-сюда,
Есть приливы и отливы.
А ещё она красива,
Если вся освещена –
В небе полная Луна.


«Планеты и звезды».
                  Наша Земля – это огромный шар. Всё, что окружает нашу Землю, в том числе и сама планета, называется Вселенной, или космосом. Космос очень велик, и сколько бы мы ни летели в ракете, мы никогда не сможем добраться до его края. Кроме нашей Земли, существуют и другие планеты: Марс, Венера, Юпитер, Сатурн, Уран, Меркурий, Нептун, Плутон. Кроме планет, существуют звезды.
                Звезды – это огромные светящиеся огненные шары. Солнце – тоже звезда, это раскаленный газовый шар, источник света, тепла и жизни в Солнечной системе. Оно расположено близко к Земле, поэтому мы видим его свет и ощущаем тепло. Есть звезды во много раз больше и горячее Солнца, но они светят так далеко от Земли, что кажутся нам всего лишь маленькими точками на ночном небе. Для того, чтобы ребенку было понятно данное явление, можно сравнить свет фонарика днем и вечером в темноте. Днем при ярком освещении луч фонарика почти не виден, зато он ярко светит вечером. Свет звезд похож на свет фонаря: днем его затмевает Солнце (наблюдение за солнцем и звездами на улице во время прогулок с ребенком). Поэтому звезды можно увидеть только ночью.

Спойте с малышом песенку «Солнышко»:

Вот как солнышко встает-
Выше, выше, выше!
(Дети медленно поднимают опущенные руки, встают на носки.)
К ночи солнышко зайдет –
Ниже, ниже, ниже.
(Дети медленно опускают руки.)
Хорошо, хорошо
Солнышко смеется.
А под солнышком всем
Весело поется.
(Дети свободно приплясывают.)

Можно поиграть в игру «Солнечные зайчики», используя зеркальце. А также в подвижную игру с элементами пальчиковой гимнастики «Солнышко и дождик»:

Солнышко на небе
Весело сияет.
Весело сияет,
Деток согревает.
(Дети поднимают руки и машут раскрытыми ладошками из стороны в сторону.)
Дождик понемножку
Намочил дорожки.
Кап –кап , кап-кап.
(Дети стучат пальчиком по ладошке.)
Намочил дорожки.
(Легко потряхивают кистями рук.)
Дождик, ты нас не пугай,
(Грозят пальчиком.)
Ты нас, дождик, догоняй!
(Бегут врассыпную.)


Итак, говоря о развитии познавательной активности детей, а именно по теме «Космос», Л.С. Выготский отмечал, что при отсутствии знаний вопросы не возникают. Следовательно, вопросы, задаваемые детьми, отражают уровень их осведомленности в той или иной области знаний и позволяют выявить зону ближайшего развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместный проект "Что мы узнали о космосе"

На заметку воспитателям - проектная деятельность с детьми...

СОВМЕСТНЫЙ ПРОЕКТ ДЕТЕЙ, РОДИТЕЛЕЙ, ПЕДАГОГОВ « В МИРЕ ЧУДЕС»

«Пустая голова не рассуждает: чем больше опыта, тем больше способна она рассуждать»                                ...

Проект Оздоровительно познавательно - игровой "Удивительный космос"(старшие группы).

Расширить представления детей о Дне космонавтики через двигательную активность....

Проект Оздоровительно познавательно - игровой "Удивительный космос"(старшие группы). вторая часть.

Расширить представления детей о Дне космонавтики через двигательную активность....

Проект в подготовительной группе "Удивительный космос"

Цель: формирование  у  детей старшего дошкольного возраста представлений о космическом пространстве, Солнечной системе и ее планетах, освоении космоса людьми.По содержанию: информа...

Проект на тему: «Этот удивительный космос»

Проект на тему: «Этот удивительный космос»Цель проекта:Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о космическом пространстве, солнечной системе и ее планетах, ос...

Проект на тему "Этот удивительный космос"

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Возраст почемучек – самый замечательный возраст для детей. Малыши активно познают мир, откры...