Главные вкладки

    Коррекционно-педагогическая работа по развитию эмоциональной сферы у детей с интеллектуальной недостаточностью средствами театрализации
    план-конспект занятия по коррекционной педагогике на тему

    Потапенко Надежда Павловна

    Открытое занятие "Путешествие в волшебный мир театра"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл mir_teatra_otkrytoe_zanyatie_2015.docx25.9 КБ
    Файл soobshchenie_k_zanyatiyu.docx16.97 КБ

    Предварительный просмотр:

    Департамент социальной защиты населения г. Москвы

    ГКУ ДДИ №24

             

                           

    Конспект

    открытого занятия

    Тема:  Коррекционно-педагогическая работа по развитию эмоциональной сферы у детей с интеллектуальной недостаточностью средствами театрализации.

    «Путешествие в волшебный мир театра»

                                                                                               

                                                                                               

                                                                                        Воспитатель

                                                                                        Потапенко Н.П.

                                                                                        4 «Б» группа

                                                                                          декабрь  2014г.  

    Задачи:

    Обучающие:

    Учить детей разыгрывать не сложные представления по знакомым литературным произведениям, используя выразительные средства (мимику, жесты, интонацию).

    Коррекционные:

    Развивать воображение, эмоциональность и выразительность речи, артикуляционный аппарат, мимические способности.

    Воспитательные:

    Воспитывать интерес к театрально- игровой деятельности, доброжелательное, эмоционально- положительное отношение друг к другу.

    План

    1. Оргмомент.

    Приветствие

    1. Сообщение темы.
    2. Театральная разминка
    3. Игра «Покажи  настроение» (с показом пиктограмм).
    4. Игра «Как живешь?»
    5. Театральные ложки («Ёж», «Таня и мяч»)
    6.  Сценки на ширме: «Заяц и медведь», «Лиса и ёж», «Киска»
    7. Физкультминутка «Если весело живется…»
    8. Театрализация стихотворения «Лиса и волк»
    9. Этюд. «Мишка лапу уколол»
    10.  Пантомима. «Мишка заболел»
    11.   «Мешок смеха»
    12. Итог

    Оргмомент

    Приветствие.

    Дети, к нам  сегодня пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.

    - Здравствуйте,  гости  дорогие! (здороваемся с поклоном)

    Все мы руки развели, словно удивились

    И гостям  до земли низко поклонились!

    - Ниже, ниже не ленись

    -Поклонись и улыбнись!

    Сообщение темы.

    Коррекционно - педагогическая работа по развитию эмоциональной сферы средствами театрализации.  (для взрослых).

    «Путешествие в волшебный мир театра» (для детей).

    Основная часть.

    Ребята, сегодня я предлагаю вам совершить путешествие в необычную, сказочную страну, где происходят чудеса и превращения, где оживают куклы и начинают говорить звери.

    А называется эта страна

    -Театр!

    -А знаете ли вы, кто живет  в этой стране?

    Дети:- Куклы, сказочные герои, артисты.

    -Во все времена люди приходили в театр отдохнуть.  Театр помогает людям быть добрее и лучше.

    Театр посещать непременно стоит.

    Там можно увидеть разных героев:

    Веселых, смешных, грустных  и злых,

    Ленивых и страшных, капризных, отважных.

     И сегодня на нашем занятии мы попробуем научиться стать чуть-чуть актерами.

    Для начала предлагаю вам поиграть со мной в игру.

    -Раз, два, три, четыре, пять

    Вы хотите поиграть?

    Называется игра:

    «Разминка театральная».

    Сказки любите читать?

    А артистами хотите стать?

    Тогда скажите мне друзья,

    Как можно изменить себя?

    Чтоб быть похожим на лису?

    Или на волка, на козу,

    Или на принца, на Ягу?

    (изменить внешность можно с помощью костюма, маски, прически, головного убора).

    А без костюма можно дети

    Превратиться скажем в ветер, или дождик,

    Или в бабочку, осу?

    -Что поможет здесь друзья?

    (мимика и жесты).

    Что такое мимика?

    (это движение мышц лица (наше лицо), выражающее настроение, внутреннее состояние человека.)

    Бывает без сомнения, разное настроение,

    Его я буду называть,

    Попробуйте его показать.

    Игра «Покажи  настроение» (с показом пиктограмм).

    Удивитесь, как Незнайка,

    Загрустите, как Пьеро,

    Улыбнитесь, как Мальвина,

    Рассердитесь, как Яга.

    А теперь давайте попробуем  передать наше настроение голосом: весело и грустно. Я буду говорить фразу, а вы повторять с той интонацией, какую  пиктограмму я буду показывать. ( «Мне купили куклу»)

    А что такое жесты?

    (это движение рук, тела, головы).

    А теперь пришла пора общаться жестами, да-да!

    Я вам слово говорю, в ответ от вас я жестов жду.

    Игра «Как живешь?»

    -Как живешь?

    -Вот так! (большие пальцы вперед)

    -Как идешь? Вот так! ( прошагать двумя пальцами  по ладошке)

    -А бежишь? Вот так! (согнуть руки в локтях показать как ими работать при беге).

    -Ночью спишь? Вот так!

    -Как берешь? Вот так!

    -А даешь? Вот так!

    -Как шалишь? Вот так!

    А грозишь? Вот так!

    А как мы показываем жестом «тихо», «иди сюда», «да», «нет», «нельзя».

    Подошла к концу разминка…

    Постарались все сейчас. А теперь сюрприз ребята!

    В театр приглашаю вас.

    (Заходит старичок)

     Старичок: - Здравствуйте!

    Я забавный старичок, а зовут меня Молчок!

    Во-ль: Когда дедушка Молчок появляется, становится сразу очень тихо. Дедушка очень добрый, любит детей и знает много игр.

    Старичок: Мне девочки помогите ,что лежит в моем сундучке оживите!

    - Поможем старичку?

    (ответы)

    Старичок: Но… сначала угадайте, что лежит в моем сундучке! А загадки мои прячутся в этом волшебном ящике, который называется компьютер, а вот и ключик (показывает флэш-карту)

    Загадка: «Они сделаны из дерева, в старину ими кушали, а сейчас играют. (Театральные ложки)

    (Звучит музыка. На экране появляются ложки. Рассматриваем.)

    Чтобы оживить это, нам надо произнести волшебные слова и превратиться в артистов.

    -Раз, два повернись и в артиста превратись!

    Театральные ложки

          «Еж»

    Лиса:

    Очень еж ты хорош,

    Только в лапы не возьмешь!

    Еж:

    Не хорош? Ну и что ж?

    Без иголок,  я - не еж!

           «Таня и мяч»

    Во-ль:

    Таня сердится на мячик.

    Таня:

    Перестань меня дурачить! Снова вырвался из рук,

    Разве ты хороший друг!

    Во-ль:

    Дует щеки  круглый мяч

    Мяч☹(обиженно)

    Я готов с тобой дружить! Научись меня ловить.

    На компьютере появляется следующая загадка:

    Артист на сцене-кукловод.

    А зритель в зале там-народ.

    Артисту смотрят все на руку.

    Что за театр? (Театр кукол).

     (появляются куклы, рассматриваем, беседуем)

    -Что надо сделать, чтобы кукла ожила?

    (научить ее говорить и двигаться)

                   Сценка на ширме:

             «Заяц и медведь»

    Заяц:

    Бурый Мишка милый мой,

    Спать не холодно зимой?

    Медведь:

    Я же сплю не на дороге

    Я же сплю в своей берлоге.

              «Лиса и еж»

    Лиса:

    Ты скажи мне, милый еж,

    Чем колючий мех хорош?

    Еж:

    Тем он, лисонька, хорош,

    Что зубами не возьмешь!    

                «Киска»

    Девочка:

    Здравствуй киска! Как дела?

    -Что же ты от нас ушла?

    Киска:

    -Не могу я с вами жить

    Хвостик негде положить

    Ходите, зеваете, на хвостик наступаете!

    Физкультминутка  «Если весело живется…»

    (Снова заглядываю в сундучок)

    - Здесь и маски шапочки живут

    В гости всех они нас ждут. Мы сейчас наденем их и расскажем все про них.

                  Сценка.

             «Лиса и волк»

    Во-ль: До чего хитра лиса!

    Это прямо чудеса.

    Мужичка перехитрила,

    С воза рыбу утащила,

    Обманула волка

    Тоже очень ловко!

    (Выходит лиса)

     Лиса:

    Вот устала, так устала!

    Возле речки я гуляла.

    Мужичка перехитрила

    И всю рыбу утащила!

    Волк: (вбегает)

    Лисавета, здравствуй!

    Лиса: Как дела Зубастый?

    Волк: Ничего идут дела, голова еще цела.

    Лиса: Где ты был?

    Волк: На рынке.

    Лиса: Что купил?

    Волк: Свининки.

    Лиса: Сколько взяли?

    Волк: Шерсти клок.

    Ободрали правый бок,

    Хвост отгрызли в драке.

    Лиса: Кто отгрыз?

    Волк: Собаки!

    Лиса: Сыт ли милый куманек?

    Волк: Еле ноги уволок!

    Ну, а ты то где бродила?

    Лиса: Рыбку в проруби ловила.

    Только хвостик опустила,

    Видишь сколько наловила!

    Волк: Рыбки тоже я хочу!

    Лиса: Так поймай, я научу.

         Этюд.

    «Мишка лапу уколол»

    Мишка лапу занозил-(потрясти кистью правой руки)

    Наступил на шишку. (соответственно)

    Обозлился, пригрозил :(соответственно)

    -Ты узнаешь мишку!

    Шишку в сучья закопал, (соответственно)

    Поплясал на сучьях. (весело плясать)

    Поскользнулся и упал (присесть, на лице огорчение)

    У норы барсучьей.

    Вышел заспанный барсук (кулачками потереть глаза, зевнуть)

    Заворчал на мишку. (насупиться строгое выражение лица)

    Мишка струсил, влез на сук, (испуганное выражение лица,закрыть голову руками)

    Притаился мышкой.

          Пантомима.

    «Мишка заболел»

    Бедный мишка заболел-(горестное выражение лица, плечи опущены)

    Мишка много меду съел. (рукой провести по рту)

    Мишка плачет и кричит:(похныкать, имитация плача)

    У меня живот болит! (туловище согнуть, руки прижаты к животу)

    Мишка стонет, слезы льет- (соответственно)

    У него живот болит.(согнуть туловище, руки к животу)

    Непослушный жадный мишка (погрозить пальцем)

    Съел еще малины лишка…(вздохнуть руки горестно развести в стороны)

                 «Мешок смеха»

    Шел волчок косматый мех (изобразить насупленного, сердитого волка)

    Нес в мешке веселый смех(выражение лица веселое)

    Зацепил мешок за сук (горестно покачать головой, руки к щекам)

    Смех и вывалился вдруг  (весело рассмеяться)

    -Артистами ребята побывали, из сказок и потешек нам отрывки показали.

    Все старались молодцы!

    Спасибо всем за внимание, а девочкам за старание.

     



    Предварительный просмотр:

    Сообщение к занятию

    Тема: Развитие эмоциональной сферы у детей


    Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Чувства придают особую окраску и выразительность всех сторон жизни ребенка, поэтому эмоции, которые испытывает ребенок, легко прочитываются на лице, в позе, жестах, во всем поведении. По мнению исследователей развитие психических функций и личности ребенка проявляется у детей в интеллектуальной, поведенческой и эмоциональной сферах. При этом эмоциональный компонент является ведущим. Сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается. Ее необходимо развивать.

    У детей с интеллектуальной недостаточностью уровень развития эмоциональной сферы снижен. Осознание и понимание ими основных эмоций происходит со значительными трудностями. Преодоление имеющихся трудностей наиболее эффективно при использовании на коррекционно-развивающих занятиях специально подобранного репертуара. Самым популярным и увлекательным направлением является театрализованная деятельность. Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах музыкальных и литературных произведений (сказок, стихов, потешек, специально написанных инсценировок). Особенность театрализованных игр состоит в том, что они имеют готовый сюжет, а значит, деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения. Однако, в отношении «особых» детей часто возникает необходимость упрощения сюжетов для максимальной адаптации к особенностям восприятия данной категории детей.

    Полноценное участие «особых» детей в театрализованной игре требует особой подготовленности, которая проявляется в умении вслушиваться в текст, улавливать интонации, особенности речевых оборотов. Таким образом, обогащается пассивный словарный запас неговорящих детей, упражнения на звукоподражания героям Произведения стимулируют развитие активной речи детей. Анализ

    поступков героев произведения помогает детям корректировать и собственную эмоционально волевую сферу: чтобы понять, какой герой, надо научиться элементарно анализировать его поступки, оценивать их, понимать мораль поведения. А кто, как не педагог может умело прочесть сказку или другое произведение, чтобы оставить эмоциональный отпечаток в душе ребенка.

    Задача педагога - адаптировать сказки для «особых» детей, не перегружать их незнакомыми словами и понятиями, сохранить небольшой объем, эклектический стихотворный слог, с внесенными дополнительными элементами, облегчающими восприятие.

    Коррекционная роль театрализованных игр заключается в том, что они развивают мышление (дети постепенно усваивают последовательность эпизодов сказки, названия персонажей, основные звукоподражания), внимание (дети сосредотачивают внимание, удерживают его сравнительно долгое время), память (дети запоминают свою роль, имена основных героев, характерные признаки). Также участие «особых» детей в инсценировках обогащает их словарный запас.

    Огромно и воспитательное значение театрализованных игр. У детей формируется уважительное отношение к друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Увлеченность детей театрализованной игрой, их внутренний комфорт, раскованность, легкое не авторитарное общение взрослого и ребенка, почти сразу пропадающий комплекс «я не умею» все это удивляет и привлекает детей.

    Театрализованные игры играют очень важную роль во всесторонней коррекции и компенсации аномалий развития, в подготовке «особых» детей к жизни.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие сенсорного восприятия у детей с интеллектуальной недостаточностью

    Воспитание навыков перцепции: развитие слухового, зрительного и тактильного восприятия....

    Тема: «СИСТЕМА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАЗНООБРАЗНЫХ МЕТОДОВ И ПРИЁМОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ»

    Цели и задачи:Создание речевой среды и развитие связной речи у детей с интеллектуальной недостаточностью.Обучение детей рассказыванию с использованием наглядности.Использование разнообразных методов и...

    КУРС ЗАНЯТИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ III – IV ГОДОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ТЕМЕ «РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

         Предлагаемый курс занятий рассчитан на детей старшего дошкольного возраста, уровня их знаний и умений. Целью является обеспечение эмоционального развития ребенка на основе к...

    "Взаимосвязь в работе педагогов и семьи в развитии познавательного интереса у детей с интеллектуальной недостаточностью"

    Взаимосвязь в работе педагогов и семьи в развитии познавательного интереса у детей с интеллектуальной недостаточностью...

    Взаимодействие с семьями в работе по развитию мелкой моторики у детей с интеллектуальной недостаточностью в процессе игр и игровых упражнений

    Из опыта работы с родителями, имеющими детей с интеллектуальной недостаточностью (умеренной умственной отсталостью и сложным дефектом)....

    Презентация "Коррекционно-развивающее занятие по развитию эмоциональной сферы у детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста"

    Ввести ребенка с ОВЗ в мир человеческих эмоции, помочь прожить определенные эмоциональные состояния....