Презентация статьи по проблеме развития морально-нравственной сферы личности детей с интеллектуальной недостаточностью
презентация по коррекционной педагогике

Презентация из материалов статьи Щербаковой А.М., Лыковой Н.С. по проблеме развития морально-нравственной сферы личности детей с интеллектуальной недостаточностью (умственной отсталостью в легкой степени)

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Особенности морально-нравственных представлений и морально-нравственной регуляции поведения детей с интеллектуальной недостаточностью (статья Щербаковой А.М, Лыковой Н.С.) Экспериментальное изучение Описаны результаты исследования младших школьников с умственной отсталостью 7-10 лет, воспитывающихся в семейных и институциональных условиях и дети с нормотипичным развитием. Презентацию выполнила учитель-логопед МБДОУ № 220 Писоцкая Инна Геннадьевна

Слайд 2

В исследовании принимали участие 77 детей. Исследовались нравственная позиция школьников и их особенности прогнозирования собственного поведения и поведения окружающих в ходе решения моральных дилемм, а также реального поведения ребенка в ситуации нравственного выбора. Исследование показало, что независимо от условий воспитания дети c нормотипичным развитием чаще осуществляют нравственный выбор, чем дети с умственной отсталостью, а дети-сироты с умственной отсталостью прогнозируют значимо меньше альтруистических выборов, чем дети с умственной отсталостью, воспитывающиеся в семье. У детей с умственной отсталостью наблюдается рассогласование между вербальным прогнозом своего поведения и реальным поведением в ситуации морально-нравственного выбора.

Слайд 3

Процесс социализации детей с интеллектуальной недостаточностью (умственной отсталостью) крайне затруднен, прежде всего, вследствие снижения способности к обобщению и присвоению общественного опыта. Л.С. Выготский утверждал, что специальное воспитание должно быть подчинено социальному развитию. Основное направление работы с детьми с умственной отсталостью: формирование у них социальных компетенций Социальная компетентность - качество личности, позволяющее человеку эффективно функционировать в социуме и удерживать субъектную позицию, что предполагает умение дифференцировать общественные требования и соотносить их с персональными потребностями. Владение социальной компетентностью дает человеку возможность регулировать свое поведение в социуме на основе усвоенных способов решения задач.

Слайд 4

В результатах освоения примерной адаптированной основной программы образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) особое место отводится личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных компетенций. Личностные результаты оцениваются по 13 критериям, которые образуют интегральную компетенцию – готовность к самостоятельной жизни. Достижение этих результатов возможно через реализацию социального и нравственного направлений внеурочной деятельности в ходе психокоррекционных занятий, включенных в коррекционно-развивающую работу по формированию позитивного отношения к своему «Я», повышению уверенности в себе, развитию самостоятельности, формированию навыков самоконтроля.

Слайд 5

Развитие морально-нравственной сферы личности рассматривали: С.Ф. Анисимов, Л.И. Божович , Б.С. Братусь , Щербакова А.М., Лыкова Н.С. Т.П. Гаврилова, В.В. Зеньковский, И.С. Кон, Е.В. Субботский , В.Э. Чудновский , С.Г. Якобсон; Р. Бернс, У. Джеймс, В. Франкл и др. Проблеме нравственного развития детей с интеллектуальной недостаточностью посвящены работы А.С. Белкина, И.А. Коробейникова , Е.С. Слепович, Л.Н. Точилиной, Ф.В. Мусукаевой . Недоразвитие « оморализованной самопроизвольности» у слабоумных (Э. Сеген ) свидетельствует о недостаточности личностных механизмов овладения собственным поведением. С другой стороны, хотя дети с умственной отсталостью слабо осознают цели собственного поведения, указанная слабость относительна, когда речь идет об удовлетворении понятных самому ребенку потребностей.

Слайд 6

Материалы и методы исследования Выборка. В исследовании приняли участие 77 детей 7-10 лет. 1 группа: 28 учащихся с умственной отсталостью, воспитывающихся в условиях семьи (средний возраст – 9,1, ст. откл . – 0,9); 2 группа: 27 детей с умственной отсталостью, воспитывающихся в институциональных условиях (средний возраст – 9,3, ст. откл . – 0,7); 3 группа: 22 учащихся общеобразовательной школы с нормотипичным развитием, воспитывающихся в семье (средний возраст – 7,4, ст. откл . – 0,8). В рамках исследования все дети прошли тест оценки уровня развития интеллекта Д. Векслера. У детей из 1 и 2 групп подтверждено снижение интеллекта (средний показатель IQ 68,9 и 67,7 соответственно). 3 группа в основном представлена нормативными значениями интеллекта (средний показатель IQ – 114,1).

Слайд 7

Методики С каждым ребенком проводилась индивидуальная структурированная беседа для выявления особенностей понимания детьми сущности морально-нравственных норм и поведения, а также их морально- нравственной самооценки. Основу диагностического инструментария экспериментального исследования составили методики «Неоконченный рассказ» и «Коробки», описанные в работе Е.А. Винниковой и Е.С. Слепович, изучавших психологические механизмы становления морального поведения у детей с задержкой психического развития.

Слайд 8

Методика «Неоконченный рассказ» направлена на исследование прогнозирования собственного поведения и поведения окружающих в ситуации морально-нравственного выбора. Детям предлагается закончить историю, имеющую следующий сюжет: «Герой рассказа очень хочет мороженого. Он случайно находит на дороге деньги, на которые может его купить. В это время он встречает другого ребенка, который рассказывает, что он потерял деньги, на которые хотел купить мороженое…». Дети предполагают, как поведет себя герой рассказа и почему, а также отвечают на вопрос, как бы они сами повели себя в данной ситуации. Для того чтобы уточнить глубину понимания нравственной нормы, детям задавался дополнительный «провокационный» вопрос: «Можно ли было поделить найденные деньги поровну?».

Слайд 9

Также использовали рассказы из методики «Неоконченные рассказы» (Т.П. Гаврилова) , направленной на изучение характера эмпатии . Рассказы, по сути, представляют собой моральные дилеммы, решая которые герой оказывается перед необходимостью нравственного выбора между двумя возможностями: в пользу себя (эгоцентрической) или в пользу другого (гуманистической). Выбор ребенка проясняет его морально-нравственную позицию. Результаты оценивались с точки зрения выбора ребенка. Критерии оценки: 0 баллов – предположение, что герой сделает выбор в пользу себя (эгоистический выбор) 1 балл – в пользу другого (альтруистический выбор). Далее подсчитывался суммарный показатель альтруистических выборов ребенка. Аналогично оценивались прогнозы детей в отношении себя. Таким образом, анализировались интегральные показатели альтруистических выборов в отношении себя и в отношении другого.

Слайд 10

Методика «Коробки» направлена на изучение поведения ребенка в ситуации необходимости совершить морально-нравственный выбор. Детям предлагается разделить конфеты и игрушки между собой и другим (абстрактным) ребенком. Способ распределения сначала задается экспериментатором, а затем свободно определяется ребенком. В случае с заданным распределением ребенку предлагаются 2 варианта: выбрать либо коробку, в которой предметы разделены пополам (3/3), либо коробку, в которой предметы разделены неравно (3/5), и решить, кто получит бóльшую часть. В случае свободного распределения ребенок получает набор экспериментального материала и может разделить игрушки и конфеты по своему желанию. Критерии оценки: 0 баллов – забирает бóльшую часть себе (эгоистический выбор), 1 балл – делит поровну или отдает бóльшую часть другому (альтруистический выбор).

Слайд 11

Результаты Понимание морально-нравственных норм детьми с интеллектуальной недостаточностью Во время беседы и выполнения экспериментальных заданий дети с умственной отсталостью, воспитывающиеся в семье, в большей мере искали поддержку со стороны экспериментатора, ожидали его похвалы или оценки. Дети- сироты в меньшей степени были ориентированы на оценку взрослого. В беседах был выявлен недостаточный уровень представлений о содержании морально-нравственных норм у младших школьников с умственной отсталостью обеих групп. Их суждения в основном были поверхностны и конкретны. Дети шаблонно перечисляли основные правила: «не бить», «не ругаться», «не обзываться», «с другими надо делиться», «чужое брать нельзя» и т.д. В качестве мотивов нравственного поведения прослеживалась тенденция избегания наказания или получения поощрения.

Слайд 12

В основном дети с умственной отсталостью, независимо от формы воспитания, руководствуются собственной выгодой, совершая «хорошие» поступки: «если я не буду делать добрые дела, то мне на день рождения ничего не подарят». Безнравственными, по мнению детей, являются поступки, когда другой «дерется», «обзывается», «ругается матом». Такие поступки нельзя совершать потому, что «это плохо», «накажут». Лишь несколько детей были способны на более глубокие суждения, например: «в следующий раз больше никто тебе не будет верить». Наблюдалось, что дети-сироты с умственной отсталостью чаще, чем дети, воспитывающиеся в домашних условиях, говорили о том, что за «плохие» поступки их могут «отправить в колонию» или «посадить в тюрьму».

Слайд 13

Нормотипично развивающиеся дети достаточно свободно ориентируются в морально-нравственных понятиях и в большей степени обращаются к характеристикам личности: «честный», «добрый», «злой». Дети активно описывали свои чувства и переживания, связанные с морально-нравственными аспектами, оценивали последствия безнравственного поведения, например: «если все будут делать добрые поступки, помогать друг другу, говорить правду, во всем мире будет дружба, у всех будет хорошее настроение, а если все будут злые, может случиться война».

Слайд 14

Процентное соотношение морально-нравственных выборов по методике «Неоконченный рассказ» (чужие деньги) Группа ПРОГНОЗ В отношении героя рассказа В отношении себя Поделить поровну Заберет Вернет Заберет Вернет да нет Учащиеся с умственной отсталостью, воспитывающиеся в семье 22.3 77.7 3.2 96.8 48.2 51.8 Учащиеся с умственной отсталостью, воспитывающиеся в интернате 39.3 60.7 10.7 89.3 53.6 46.4 Нормотипично развивающиеся школьники , воспитывающиеся в семье 9.1 90.9 0 100 4.5 95.5

Слайд 15

При анализе ответов на дополнительный «провокационный» вопрос: «Можно ли было поделить найденные деньги поровну?» (см. столбец: «поделить поровну») оказалось, что половина детей с умственной отсталостью (независимо от формы воспитания) считает допустимым разделить найденные деньги поровну, в то время как нормотипично развивающиеся дети дают отрицательный ответ. Дети с нормотипичным развитием демонстрировали четкое понимание того, что поделить чужие деньги было бы неправильно («потому, что это чужое»). Объясняя свою позицию, они чаще обращались к чувствам, которые, по их мнению, может испытывать герой рассказа, а также объясняли причины морального выбора на основании личных качеств героя. Например: «мальчику, который потерял деньги, будет плохо, его могут отругать», «если мальчик, который нашел деньги, добрый, он ему отдаст». У некоторых детей с умственной отсталостью из первой или второй группы в ответах присутствовали «двойные стандарты» в отношении морально- нравственного поведения («если у мальчика богатые родители, то можно деньги не отдавать, они ему и так купят мороженое», «если он очень хотел мороженого, то тогда можно забрать себе»).

Слайд 16

Эксперимент с распределением игрушек и конфет был призван оценить реальное поведение детей в условиях морально-нравственного выбора. Была проанализирована частотность «эгоистических» и «нравственных» выборов детей. НР – нравственный выбор (разделить поровну, отдать большую часть другому); ЭГ – эгоистический выбор (взять большую часть себе). Предметы Игрушки Конфеты Способ распределения Заданное Свободное Заданное Свободное Группы Выбор НР/ЭГ НР/ЭГ НР/ЭГ НР/ЭГ Учащиеся с умственной отсталостью, воспитывающиеся в семье 22.3 77.7 3.2 96.8 Учащиеся с умственной отсталостью, воспитывающиеся в интернате 39.3 60.7 10.7 89.3 Нормотипично развивающиеся школьники , воспитывающиеся в семье 9.1 90.9 0 100

Слайд 17

Оказалось, что в ситуации заданного выбора (ребенок решает, кому достанется бóльшая часть игрушек/конфет) дети с нормотипичным развитием склонны чаще осуществлять нравственный (альтруистический) выбор, чем дети с умственной отсталостью (как воспитывающиеся в семье, так и в условиях интерната). Аналогичную ситуацию мы обнаружили, проанализировав поведение детей в ситуации свободного выбора, когда ребенок сам делит набор игрушек и конфет. Нормотипично развивающиеся дети значимо чаще демонстрировали нравственное (альтруистическое) поведение. Интересно отметить, что нормотипично развивающиеся дети в целом не меняли своего выбора в ситуации свободного и заданного распределения. Их выбор также не зависел от того, что им предлагали разделить – игрушки или конфеты, в то время как для детей с интеллектуальной недостаточностью было характерно менять свое решение в зависимости от того, что именно они распределяли. Например, дети-сироты при свободном распределении игрушек чаще склонялись в сторону нравственного выбора (разделить поровну или отдать другому), а при свободном распределении конфет – к эгоистическому (брали бóльшую часть конфет себе).

Слайд 18

Обсуждение результатов Практически по всем позициям выявлены значимые различия между группой детей с нормотипичным развитием и группами детей с умственной отсталостью. Дети с умственной отсталостью демонстрируют недостаточное понимание нравственных норм, а также мотивов морально-нравственного поведения. Дети в большей степени ориентированы на регуляцию извне: наказание, лишение чего-либо (игрушек, планшета) со стороны старших – учителей и родителей. Нормотипично развивающиеся дети демонстрируют более глубокое понимание сути морально-нравственного поведения. Они обращаются к личностным качествам, чаще оперируют понятиями доброты, честности, дружбы. Прогнозируя собственное поведение (м. «Неоконченные рассказы»), дети с умственной отсталостью из обеих групп считают, что поведут себя «альтруистически» в ситуации морального выбора. В реальном же поведении при распределении игрушек и конфет выборы детей выглядят иначе. Дети с умственной отсталостью независимо от условий воспитания в ситуации заданного выбора чаще выбирают варианты решения в свою пользу (эгоистический выбор). Здесь мы наблюдаем рассогласование между реальным и вербальным поведением у детей с интеллектуальной недостаточностью, которое также было отмечено в исследовании Е.А. Винниковой и Е.С. Слепович относительно морально- нравственной регуляции поведения детей с задержкой психического развития.

Слайд 19

Выводы и заключение Данное исследование показало, что младшим школьникам с интеллектуальной недостаточностью в целом доступно понимание основных морально-нравственных норм и категорий, хотя их представления отличаются конкретностью. Морально-нравственный выбор детей с умственной отсталостью осуществляется на основании имеющихся у них представлений о морально- нравственных нормах поведения и преимущественно связан с характером ожидания похвалы/наказания. У детей с умственной отсталостью наблюдается рассогласование между вербальным прогнозом своего поведения и реальным поведением в ситуации морально-нравственного выбора. Следует отметить, что направленность ответов детей с интеллектуальной недостаточностью во многом зависит от того, как поставлен вопрос, какой стимульный материал предъявлен. При диагностике развития морально- нравственной сферы важно подбирать проблемные ситуации, препятствующие стереотипному или социально одобряемому поведению ребенка. В дальнейших исследованиях необходимо учитывать социальную ситуацию развития детей.

Слайд 20

Полученные данные подтверждают необходимость направленного формирования морально-нравственного компонента жизненной компетенции в младшем школьном возрасте на основе связи с содержанием внутреннего переживания в деятельностном аспекте. При разработке программы сопровождения становления жизненной компетентности детей с интеллектуальной недостаточностью младшего школьного возраста целесообразно использовать программы подготовки к самостоятельной жизни умственно отсталых воспитанников школы – интерната.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие сенсорного восприятия у детей с интеллектуальной недостаточностью

Воспитание навыков перцепции: развитие слухового, зрительного и тактильного восприятия....

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТАКТИЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО ВОСПРИТИЯ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ

Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактил...

"Взаимосвязь в работе педагогов и семьи в развитии познавательного интереса у детей с интеллектуальной недостаточностью"

Взаимосвязь в работе педагогов и семьи в развитии познавательного интереса у детей с интеллектуальной недостаточностью...

Взаимодействие с семьями в работе по развитию мелкой моторики у детей с интеллектуальной недостаточностью в процессе игр и игровых упражнений

Из опыта работы с родителями, имеющими детей с интеллектуальной недостаточностью (умеренной умственной отсталостью и сложным дефектом)....

Особенности эмоциональной сферы детей с интеллектуальной недостаточностью.

Подход к изучению игровой деятельности умственно отсталых дошкольников как деятельности целостной ставит проблему исследования роли личностных компонентов в этой деятельности. Одним из таких компонент...

Развитие мелкой моторики у детей с интеллектуальной недостаточностью в ДОУ нетрадиционными методами изобразительной деятельности.

Целью нашей работы с детьми, имеющими интеллектуальную недостаточность, является: развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей  дошкольного возраста через нетрадиционные методы рис...