ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТАКТИЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО ВОСПРИТИЯ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
статья по окружающему миру по теме

Леошко Ирина Александровна

Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия у ребенка складываются первичные впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Поэтому работа по формированию тактильно-двигательного восприятия очень важна.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon taktilno-dvigatelnoe_vospriyatie.doc31.12 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТАКТИЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО ВОСПРИТИЯ

ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ

В настоящее время разработка проблемы сенсорного воспитания детей осуществляется в рамках исследований восприятия как особой  сенсорно-перцептивной организации деятельности детей. Под сенсорным воспитанием понимают целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов - ощущений, восприятий, представлений. Интерес к этой проблеме обусловлен тем, что ее решение позволяет понять взаимосвязь чувственного и рационального в отражении человеком окружающей действительности. Перцептивное действие  обеспечивает сознательное выделение каких-либо свойств чувственно заданной ситуации и преобразование сенсорной информации, приводящее к созданию конкретного образа. Перцептивное действие тесно связано с практическим. Эта связь проявляется в их развернутом внешнедвигательном характере, а именно в движениях руки, ощупывающей предмет, в движениях гортани, воспроизводящих слышимый звук, в движениях глаз, прослеживающих видимый контур.

Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия у ребенка складываются первичные впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Первым действием с предметами является хватание, во время которого форма, величина, пространственное расположение предмета познаются на ощупь, а рука «учит» глаз. Кроме того, на ощупь познается объемная форма предметов: ощупывающие движения ложатся в основу изображения предмета в лепке. Обводя предмет по контуру, ребенок выделяет его плоскостной образ из объема, познает ту форму, которая становится основой в рисовании.

Тактильное восприятие играет важную роль при определении таких свойств, как температура и масса предметов и веществ. Роль тактильно-двигательного восприятия велика и в выполнении различных трудовых операций в быту - везде, где необходимы навыки ручного труда. При выполнении привычных действий ребенок почти не пользуется зрением, а целиком опирается на тактильно-двигательную чувствительность.

Все вышесказанное позволяет прийти к выводу о том, что работа по формированию тактильно-двигательного восприятия особенно важна для детей с интеллектуальной недостаточностью. По причине своего дефекта эти дети в младенчестве самостоятельно не овладевают хватанием предметов, поэтому не могут на ощупь определять форму и величину предметов. В дальнейшем у них сохраняется пассивность восприятия: они не проявляют целенаправленных попыток тактильно-двигательного обследования окружающих предметов и нуждаются в создании специальных педагогических условий для формирования их тактильно-двигательного восприятия.

Таким образом, основными задачами формирования тактильно-двигательного восприятия дошкольников с интеллектуальной недостаточностью являются:

  • Формирование умения длительно сосредотачивать внимание на предмете, совершать действия обследования, направленные на выявление свойств и качеств предметов (формы, величины, фактуры материала);
  • Развитие внимания, умения выделять из фона и узнавать предметы на ощупь;
  • Формирование более точных и координированных движений рук (умение учитывать форму и величину предметов при их захвате, захватывать предметы щепотью);
  • Обучение детей использованию информации, полученной в ходе обследования предметов при выполнении действий умывания (определение на ощупь холодной/теплой воды, сухих/мокрых рук);
  • Формирование навыков обследования реальных предметов: различение их по внешним признакам при ощупывании.
  • Совершенствование двигательных навыков, особенно мелкой моторики;
  • Формирование умения использовать информацию, полученную при тактильно-двигательным обследовании, в процессе хозяйственно-бытового труда;
  • Закрепление представлений о сенсорных эталонах в процессе тактильно-двигательного обследования предметов;
  • Формирование умений использовать представления о форме, величине, температуре, весе, текстуре материала в повседневной жизни;
  • Совершенствование указательного захвата предметов, точности и силы движений;
  • Развитие умений находить предметы на ощупь с заданным признаком среди нескольких;
  • Формирование навыков выстраивания сериационного ряда из нескольких предметов, используя тактильное восприятие;
  • Обучение умению описывать предмет, используя результаты тактильно-двигательного обследования, в процессе формирования представлений об окружающем мире и  развитии речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ ФОРМИРОВАНИЕ ТАКТИЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО ВОСПРИТИЯ У ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ

В планировании представлены этапы работы по  теме "Формирование тактильно-двигательного восприятия у детей с интеллектуальной недостаточностью" в различных видах совместной с детьми деятельности....

Тема: «СИСТЕМА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАЗНООБРАЗНЫХ МЕТОДОВ И ПРИЁМОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ»

Цели и задачи:Создание речевой среды и развитие связной речи у детей с интеллектуальной недостаточностью.Обучение детей рассказыванию с использованием наглядности.Использование разнообразных методов и...

. Анализ теоретических аспектов проблемы развития творческих способностей у детей дошкольного возраста в исследованиях педагогов и психологов

Способности изучают различные науки - философия, социология, медицина и другие. Но ни одна из них не рассматривает так глубоко и разносторонне проблему способностей, как психология....

Особенности формирования гендерной идентичности у детей с интеллектуальной недостаточностью

Данный материал является текстом выступления на научно - практическом семинаре "Оценка развития детей с интеллектуальной недостаточностью: проблемы и решения"....

Сообщение Тема: Формирование коммуникативных навыков у детей с интеллектуальной недостаточностью с помощью средств альтернативной коммуникации

Для большинства детей с интеллектуальной недостаточностью, затруднен контакт с окружающими их людьми, отсутствует возможность сообщить о себе, своих потребностях, интересах, чувствах, а, следовательно...

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ

В статье раскрыто влияние сюжетно-ролевых игр на развитие взаимоотношений старших дошкольников...