Развитие сенсорного восприятия у детей с интеллектуальной недостаточностью
статья по окружающему миру (младшая,средняя,старшая,подготовительная группа) на тему

Шишкина Ольга Владимировна

Воспитание навыков перцепции: развитие слухового, зрительного и тактильного восприятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2.docx20.91 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие сенсорного восприятия у детей

с интеллектуальной недостаточностью

Сенсорное развитие – это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Чтобы сенсорное развитие проходило полноценно, необходимо целенаправленное сенсорное воспитание.

Значение сенсорного развития в дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, и с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе и для многих других видов труда.

Исследование психологической природы сенсорного восприятия имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение, т. к. трудно назвать хотя бы одну область деятельности человека, где бы сенсорное восприятие не играло существенной роли.

Сформированность данного процесса является необходимым условием социального бытия человека, является формой восприятия окружающего мира, условием успешного познания и активного преобразования в деятельности.

Свободное оперирование сенсорными эталонами является фундаментальным умением, которое объединяет разные виды игровой, продуктивной и учебной деятельности.

Учитывая особенности формирования сенсорных эталонов у старших дошкольников с интеллектуальной недостаточностью, и их влияние на многие сферы деятельности, коррекция восприятия является одним из приоритетных направлений.

Формирование сенсорных эталонов способствует более эффективному развитию детей с интеллектуальной недостаточностью и их адаптации в обществе.

Занятия по сенсорному воспитанию составляют часть фронтальных занятий педагога-дефектолога. Они могут проходить в виде игры с дидактическими игрушками (матрешками, пирамидками, кубами-вкладками и др.), дидактической игры, подвижной игры, игры с правилами, которая обеспечивает выделение свойств и отношений предметов. Занятие может также проходить в форме конструирования, лепки, рисования, требующих восприятия и воспроизведения свойств изображаемых предметов. В занятиях могут быть использованы приемы, характерные для кукольного театра. Наряду с этим могут проводиться занятия с раздаточным материалом типа настольных игр, например лото. Таким образом, формы работы весьма многообразны и позволяют педагогу, опираясь на непроизвольное внимание детей, создавать у них положительное эмоциональное отношение к самим занятиям и к предметам, с которыми они действуют. При этом предметы должны быть крупными, яркими, красочными. Постепенно в ходе занятий у детей формируется интерес к самим предметам и к деятельности с ними, а также элементы познавательных интересов.

Ребенка следует научить рассматриванию, ощупыванию, выслушиванию, т.е. воспитать у него перцептивные действия, в которые входят формирование и развитие слухового, зрительного и тактильного восприятия. И этого еще недостаточно. Необходимо определить отношение выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам и качествам других предметов. Для этого ребенку нужны мерки (эталоны), с которыми можно сравнивать то, что он в данный момент воспринимает. Это система геометрических форм, шкала величин, меры веса, звуковысотный ряд, спектры цвета.

При этом необходимо, чтобы свойства и отношения предметов были соединены – обозначены словом, что помогает закрепить в представлении образы предметов, сделать их более четкими, стойкими. Если образы восприятия закреплены в слове, их можно вызвать в представлении ребенка и тогда, когда от момента восприятия прошло некоторое время. Для этого достаточно произнести соответствующее слово-название.

В процессе действий с предметами ребенок учится различать их форму. Малыша необходимо научить таким действиям, при которых он мог бы понять, что от умения определять форму зависит результат его деятельности.

Занятия по сенсорному воспитанию являются основой организации чувственного опыта детей. Именно на занятиях создаются все условия для планомерного руководства формированием ощущений, восприятий и представлений детей. Обучая восприятию различных предметов и явлений, необходимо четко объяснить детям смысл их действий. В практической деятельности детей восприятие делается более сознательным и целенаправленным.

Целенаправленная системная работа по сенсорному воспитанию позволяет сдвинуть сроки и увеличить темп сенсорного развития ребенка, преодолев многие отклонения в развитии восприятия умственно отсталых детей дошкольного возраста, значительно приблизив его к нормативному уровню. Кроме этого работа по сенсорному воспитанию оказывает существенное воздействие на весь ход психического развития ребенка, стимулируя развитие деятельности, мышления и речи.

Таким образом, развитие сенсорного восприятия и актуализация разнообразных представлений об окружающем мире лежат в основе формирования возрастных психологических новообразований и становления всех видов детской деятельности и поведения. Это тот базис, который постоянно должен развиваться и совершенствоваться на всех годах обучения и воспитания ребенка в дошкольном учреждении, в практических и продуктивных видах детской деятельности.

Литература

  1. Стребелева Е.А., Мишина Г.А., Психолого-педагогическая диагностика нарушений, развития детей раннего и дошкольного возраста, Москва, Владос, 2008;
  2. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика, М., Просвещения, Владос, 1995;
  3. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А., Психолого-педагогическая диагностика, Программа, Москва, Просвещение, 2007;
  4. Стребелева Е.А., Мишина Г.А., Игры и занятия с детьми с психофизическими нарушениями, Москва, экзамен, 2006;
  5. Громова О.Е., Методика формирования начального детского лексикона, Москва, сфера, 2003;
  6. Закрепина А.В., Трудный ребенок, Москва, Дрофа, 2008;
  7. Борякова Н.Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. – М: АСТ: Астрель; 2008;
  8. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии. – М: АСТ: Астрель; 2005;
  9. Датешидзе Т.А. Система коррекционной работы с детьми с ЗПР.  – М. Речь, 2004;
  10. Борякова Н.Ю., Касицина М.А., Коррекционно – педагогиче5ская работа с детьми с ЗПР, М., Сфера, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Взаимосвязь в работе педагогов и семьи в развитии познавательного интереса у детей с интеллектуальной недостаточностью"

Взаимосвязь в работе педагогов и семьи в развитии познавательного интереса у детей с интеллектуальной недостаточностью...

Взаимодействие с семьями в работе по развитию мелкой моторики у детей с интеллектуальной недостаточностью в процессе игр и игровых упражнений

Из опыта работы с родителями, имеющими детей с интеллектуальной недостаточностью (умеренной умственной отсталостью и сложным дефектом)....

Развитие мелкой моторики у детей с интеллектуальной недостаточностью в ДОУ нетрадиционными методами изобразительной деятельности.

Целью нашей работы с детьми, имеющими интеллектуальную недостаточность, является: развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей  дошкольного возраста через нетрадиционные методы рис...

Развитие навыков самообслуживания у детей с интеллектуальной недостаточностью.

Наиболее важным для детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта  является культурно- гигиенические навыки и навыки самообслуживания.  Под культурно-гигиеническими навыками и навыками...

«Развитие эмоционального интеллекта у детей с интеллектуальной недостаточностью в условиях ГКУ ЦССВ Маяк в 2022 году»

Почему сейчас особенно актуально развивать эмоциональный интеллект у детей с интеллектуальной недостаточностью? Какие шаги мы предпринимаем по этой теме в 2022 году. Взгляд педагога-психолога ЦССВ....

Конспект бинарного занятия по развитию речи "Деревья" для детей с интеллектуальной недостаточностью.

Бинарное занятие проводится совместно с воспитателем по лексической теме "Деревья осенью". На занятии  систематизируются и закрепляются знания детей с интеллектуальной недостаточностью ...