Программа "Малышок" адаптационной группы кратковременного пребывания детей, нуждающихся в коррекционной помощи, не посещающих дошкольное учреждение
рабочая программа (младшая группа) на тему

Зонова Вита Анатольевна

программа "Малышок" для детей, не посещающих ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_malyshok.doc569 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА № 46 «КОТ В САПОГАХ»

«МАЛЫШОК»

программа адаптационной группы кратковременного пребывания детей,

нуждающихся в коррекционной помощи,

не посещающих дошкольное учреждение

Программа направлена на адаптацию детей младшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи к дошкольному учреждению. В основу концепции программы легли исследования ведущих специалистов коррекционной педагогики и специальной психологии. Реализация данной программы способствует ослаблению адаптационного синдрома при переходе ребенка на полный день пребывания в детском саду, обеспечивает доступность ранних коррекционных образовательных услуг для детей, нуждающихся в специализированной помощи, позволяет экономить бюджетные средства по содержанию детей в образовательном учреждении. Программа призвана обеспечить не только основной фундамент развития, но и создать максимально благоприятные условия для формирования здоровья и гармоничного физического развития ребенка

Ответственный за реализацию программы

заместитель заведующего по ВМР Харитонова Галина Викторовна


СОДЕРЖАНИЕ

  1. Паспорт программы
  2. Пояснительная записка
  3. Концептуальные основы разработки и реализации программы
  4. Этапы  реализации  программы
  5. Механизм  реализации  программы
  6. Содержание программы
  • Ведущая деятельность – игра
  • Речь и речевое общение
  • Психолого-педагогическое общение
  • Музыкальные и логоритмические  занятия
  1. Мониторинг  реализации  программы
  2. Ресурсное  обеспечение программы
  3. Работа с родителями
  4. Мероприятия по реализации программы
  5. Список  используемой  литературы


Паспорт  программы

Наименование программы

«Малышок»

программа адаптационной группы кратковременного пребывания детей, не посещающих дошкольное учреждение

Направленность программы

Социальная адаптация детей младшего возраста, имеющих тяжелые нарушения речи, к условиям ДОУ

Основание для разработки программы

  • Конвенция о правах ребёнка ст.43 Конституции РФ
  • Закон «Об образовании»
  • Типовое положение о дошкольном образовании
  • Приоритетный национальный проект «Образование»
  • Закон ХМАО – Югры «Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре»
  • Комплексная программа социально-экономического развития г.Нижневартовска на 2006-2010 годы
  • Программа «Развитие образования г.Нижневартовска на 2007-2011 годы»
  • Программа «Развитие образования МБДОУ ДСКВ №46 на 2007-2011 годы»

Заказчик программы

Педагогический совет МБДОУ ДСКВ №46

протокол  № ___ от _______20__г.

Составители программы

Федотова Г. Н. – заведующий МБДОУ, высшая квалификационная категория;

Харитонова Г.В. – зам. зав. по ВМР, высшая квалификационная категория;

Павлова С.В. – педагог психолог, первая квалификационная категория;

Ковальчук Ю. К. – педагог психолог, первая квалификационная категория

Железнова С.С. – учитель-логопед, высшая квалификационная категория

Зонова В.А. – воспитатель, высшая квалификационная категория

География программы

ХМАО – Югра, г. Нижневартовск, ул. Мира 70 «Б»,

МБДОУ ДСКВ №46 «Кот в сапогах»

Исполнитель

МБДОУ ДСКВ №46 «Кот в сапогах»

Целевая группа

Дети от 2 до 3 лет не посещающие дошкольное учреждение, нуждающиеся в специализированной помощи

Цель программы

Социализация ребёнка, подготовка к посещению детского сада компенсирующего вида через объединение усилий семьи и педагогов

Задачи программы

  1. Подготовить ребенка младшего возраста с тяжелыми нарушениями речи к посещению детского сада.
  2. Закладывать основы будущей личности:
  • воспитывать у детей уверенность в самих себе и своих возможностях, развивать активность, инициативность, самостоятельность;
  • закладывать основы доверительного отношения детей к взрослым, формируя доверие и привязанность к воспитателю;
  • закладывать основы доброжелательного отношения детей друг к другу;
  • поддерживать у детей интерес к окружающей действительности;
  • пробуждать у детей эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающей действительности (природа, окружающие предметы, картины, иллюстрации, музыка).
  1. Осуществлять комплексный подход в организации образовательной и оздоровительной деятельности.
  2. Оказывать квалифицированную консультативную и практическую помощь родителям по уходу за ребенком, по вопросам его воспитания, развития и адаптации к ДОУ.
  3. Способствовать формированию единого стиля общения и воспитания взрослого с ребенком в ДОУ и семье.

Ожидаемые результаты реализации программы

  1. Безболезненная адаптация детей к условиям ДОУ.
  2. Осознанное отношение родителей к личностному развитию детей младшего возраста.
  3. Повышение физического, психического и речевого уровня развития детей.
  4. Формирование более тесного сотрудничества между родителями и дошкольным учреждением.
  5. Повышение качества образовательных услуг, осуществляемых ДОУ.

Срок действия программы

Ежегодно

Ресурсное обеспечение программы

Муниципальный бюджет


Пояснительная записка

Постоянный рост числа детей с отклонениями в развитии выдвигает диагностико-коррекционное и профилактическое направление деятельности ДОУ в ряд наиболее значимых и приоритетных. Самую многочисленную группу – до 60% от всех детей дошкольников составляют сегодня дети с нарушениями в речевом развитии. Проблемы ранней диагностики и коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста чрезвычайно актуальны, но в связи с ростом очередности снизился уровень охвата детей младшего возраста дошкольным образованием. В этих условиях, очевидно, что необходимо активно заниматься изучением и внедрением новых форм дошкольного образования.

Группа кратковременного пребывания как организационная форма – мобильнее и дешевле, чем дорогостоящий и сложный механизм детского сада полного дня. С целью наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей детей младшего дошкольного возраста, предоставление платных образовательных услуг осуществляется за счёт родительских взносов.

Платные дополнительные образовательные услуги являются частью хозяйственной деятельности дошкольного образовательного учреждения, регулируются Законом Российской Федерации «Об образовании» и Уставом образовательного учреждения. Информация об оказании таких услуг содержится в следующих документах:

  • Приказ Министерства образования РФ от 21. 07. 95 № 52-М4;
  • Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг в сфере дошкольного и общего образования. Постановление Правительства Российской Федерации от 5 июля 2001г. № 505;
  • Об утверждении Примерной формы договора об оказании платных образовательных услуг в сфере общего образования. Приказ МО РФ № 864 от 15.03.02.  

При этом платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо или в рамках основной образовательной деятельности, финансируемой за счет средств соответствующего бюджета (ст.45 Закона РФ «Об образовании»).

Педагогами МБДОУ ДСКВ № 46 проведено маркетинговое исследование запроса родителей по дополнительным платным образовательным услугам.

Актуальность

Проанализировав ситуацию с увеличением количества детей младшего возраста с тяжелыми нарушениями речи, оценив кадровый потенциал, материально – техническую базу детского сада, мы пришли к выводу, что у нас имеется возможность развернуть работу по апробации новых форм дошкольного образования и выйти на рынок платных образовательных услуг.

Социальный опрос и опыт работы показали, что самыми востребованными оказались адаптационные группы для детей младшего дошкольного возраста.  

Цель программы:

создание оптимальные психолого-педагогических условий воспитания для социализации и комфортной (щадящей) адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения компенсирующего вида, через взаимодействие семьи и педагогов.

Задачи:

  1.  Подготовить ребенка младшего дошкольного возраста к посещению   детского сада.
  2. Закладывать основы будущей личности:
  • воспитывать у детей уверенность в самих себе и своих возможностях, развивать активность, инициативность, самостоятельность;
  • закладывать основы доверительного отношения детей к взрослым, формируя доверие и привязанность к воспитателю;
  • закладывать основы доброжелательного отношения детей друг к другу;
  • поддерживать у детей интерес к окружающей действительности;
  • пробуждать у детей эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающей действительности (природа, окружающие предметы, картины, иллюстрации, музыка). 
  1. Осуществлять комплексный подход в организации образовательной и оздоровительной деятельности.
  2. Оказывать квалифицированную консультативную и практическую помощь родителям по уходу за ребенком, по вопросам его воспитания, развития и адаптации к ДОУ.
  3. Способствовать формированию единого стиля общения и воспитания взрослого с ребенком в ДОУ и семье.

Средства реализации образовательного процесса

  •  развивающее общение;
  •  развивающая предметно-пространственная среда;
  •  развивающие виды деятельности.

Предполагаемые результаты

  1. Безболезненная адаптация детей к условиям дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида.
  2. Осознанное отношение родителей к личностному развитию детей младшего дошкольного  возраста с тяжелыми нарушениями речи.
  3. Повышение физического, психического, речевого уровня развития детей.
  4. Формирование  тесного сотрудничества между родителями и дошкольным учреждением.
  5. Повышение качества образовательных услуг, осуществляемых ДОУ.

Мы предполагаем, что с открытием адаптационной группы кратковременного пребывания:

  • дети будут еще легче адаптироваться к условиям детского сада, и у них будет ниже процент заболеваемости;
  • укрепятся резервные возможности детского организма, что будет способствовать процессу ранней социализации ребенка;
  • родители воспитанников повысят свою психолого-педагогическую компетентность, а также будут больше доверять педагогам, так как увидят их в работе.

 

Концептуальные основы разработки и реализации программы

Современные условия жизни предъявляют повышенные требования к состоянию физического и психического здоровья человека, начиная с самого раннего возраста. Дошкольное образование призвано обеспечить не только основной фундамент развития, но и создать максимально благоприятные условия для формирования здоровья и гармоничного физического развития ребенка.

Адаптация детей младшего возраста к дошкольному учреждению оказывает огромное влияние на эмоциональное, психическое, физическое развитие детей. Ребенок впервые расстается с мамой надолго, поэтому, переступая порог дошкольного учреждения, он испытывает определенный стресс. Проблема социальной адаптации ребенка не нова, однако о сих пор остается одной из самых актуальных.

В ходе комплексного исследования, проведенного учеными в разных странах («Социальная адаптация детей в дошкольных учреждениях» /Под ред. Р.В. Тонковой-Ямпольской, Е.Шмидт-Кольмер, А.Атанасовой-Буковой.— М.,1980), было выделено три фазы адаптационного процесса:

Острая фаза сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом                         состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым                                 респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в                         речевом развитии (длится в среднем один месяц);

Подострая фаза         характеризуется адекватным поведением ребенка, т.е. все сдвиги                                 уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне                                 замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними                 возрастными нормами (длится 3—5 месяцев);

Фаза компенсации        характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу                         учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития.

Различают три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода:

  • легкая адаптация — сдвиги нормализуются в течение 10—15 дней, ребенок прибавляет в весе, адекватно ведет себя в коллективе, болеет не чаще обычного;
  • адаптация средней тяжести — сдвиги нормализуются в течение месяца, при этом ребенок на короткое время теряет в весе, может наступить заболевание длительностью 5—7 дней, есть признаки психического стресса;
  • тяжелая адаптация длится от 2 до 6 месяцев, ребенок часто болеет, теряет уже имеющиеся навыки, может наступить как физическое, так и психическое истощение организма.

Именно поэтому необходима такая организация жизни ребенка в дошкольном учреждении, которая приводила бы к наиболее адекватному, почти безболезненному приспособлению его к новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к детскому саду, навыки общения, прежде всего со сверстниками.

С этой целью в МБДОУ ДСКВ №46 организована деятельность адаптационной группы кратковременного пребывания детей, не посещающих дошкольное учреждение.

Основополагающие принципы образовательной деятельности:

Вариативность         – предполагает различные формы взаимодействия ДОУ и семьи, гибкое реагирование на запросы жителей микрорайона в зависимости от социальных потребностей;

Научность         – лежит в основе всех разработок по проблемам раннего детства, позволяет принимать решения исходя из объективной реальности и прогнозирования конкретного результата, осуществлять педагогический процесс на научной основе, используя новейшие технологии воспитания;

Непрерывность и целостность воспитательного процесса         – умение работать с семьей, осуществляя единую линию взаимодействия на всех стадиях раннего возраста;

Преемственность         – воспитание детей в преддошкольном и дошкольном возрасте как единая система семейного и общественного воспитания.

Психолого-педагогическое коррекционное воздействие в процессе работы с детьми младшего возраста с тяжелыми нарушениями речи осуществляется с учетом основных принципов:

  • принцип максимальной личностной направленности воздействия;
  • принцип приоритетной ориентации на нормально развивающиеся функции детей;
  • принцип формирования, развития и совершенствования соответствующей возрасту детей формы общения;
  • принцип взаимосвязи процесса формирования полноценного речевого общения и поведения ребенка;
  • принцип поэтапного развития речи и других высших психических функций детей;
  • принцип предметно-практической направленности процесса воспитания.

Данные принципы сформулированы и обоснованы с учетом важнейших достижений в области психологии и педагогики

Этапы реализации программы

1 этап – организационный, предполагает создание условий для работы адаптационной группы:

  • Подготовка помещения для работы группы
  • Создание предметно-развивающей среды в группе
  • Оформление группы в соответствии с эстетическими, программными требованиями детей младшего возраста
  • Оформление наглядности для родителей. – Оформление индивидуальных памяток для родителей
  • Подготовка программно-методического обеспечения и перспективных планов по основным линиям развития.

Обеспечить кадровый потенциал групп: педагог-психолог, учитель-логопед, музыкальный руководитель, воспитатель.

2 этап – внедренческий предполагает непосредственную организацию работу группы.

  1. Количество посещений в неделю

Два дня в неделю по три часа

  1. Педагогические кадры

Воспитатель группы младшего возраста, педагог психолог, учитель – логопед, музыкальный руководитель.

  1. Преемственность с более низкой ступенью образования

В дошкольных образовательных учреждениях существует естественная преемственность между образованием детей раннего, младшего и старшего возраста.

  1. Особенности предметно – развивающей среды

Организованная среда предполагает условия для совместной и самостоятельной деятельности, для коррекционных и музыкальных занятий. Предметно – развивающая среда в достаточном количестве оснащена играми, игрушками и игровым оборудованием в соответствии с возрастными и программными требованиями.

  1. Для обучающих занятий

Существуют специально организованные места для проведения обучающих занятий.

  1. Для организации совместной (партнерской) деятельности с детьми

Кабинет психолога, сенсорная комната, кабинет логопеда,   музыкальный зал.

  1. Для организации самостоятельной деятельности детей и отдыха

Игровая комната, «Зимний сад».

  1.  Особенности образовательного процесса

Образовательный процесс строится в соответствии с образовательной программой МБДОУ, разработанной на основе обязательного минимума содержания «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С.Комаровой и коррекционной «Воспитание и обучение детей с общим недоразвитием речи» под редакцией Т.Б. Филичевой, Т.В. Тумановой, Г.В.Чиркиной.

  1. Учебный блок

Образовательная деятельность (занятия) осуществляется по тематическим планам, разработанным специалистами, отличается высокой технологичностью, доступностью любому профессионально обученному педагогу. Все занятия осуществляются в игровой форме.

  1. .Блок совместной деятельности педагога с детьми

Совместная деятельность занимает ведущее место в образовательном процессе. Педагогу предъявляются высокие требования к общей культуре, гибкости, творческому потенциалу и интуиции.

  1. Особенности образовательной программы

Образовательная программа нацелена на достижение нового современного качества коррекционного дошкольного образования, путем создания модели интегрированного образовательного пространства, обеспечивающего интеллектуальное, психофизическое и социально-нравственное развитие воспитанников, через использование новых форм деятельности, передовых и информационных технологий, в содружестве ДОУ и семьи.

  1. Возможности полноценной коррекции и развития детей

Проведение лечебно-оздоровительных мероприятий, направленных на укрепление здоровья и реабилитацию речевых нарушений у детей;

Осуществление необходимой коррекции отклонений в развитии ребенка;

Приобщение детей к общечеловеческим ценностям;

Взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.

  1. Охрана и укрепление здоровья воспитанников

Совместная и самостоятельная  деятельность осуществляется в соответствии с требованиями и нормами  СанПиН 2.4.1.1249-03 (п.2.12. «Требования к организации режима дня и учебных занятий»), инструктивно-методического письма Министерства образования РФ от 04.03.2000, № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучениях», методических рекомендаций Н.Я. Михайленко, Н.А. Коротковой «Ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования»

  1. Организация взаимодействия c родителями

Взаимодействие с родителями осуществляется в соответствии с перспективным планом работы, разработанном на основании программы сотрудничества педагогов МБДОУ с родителями «Лучики содружества».

Механизм реализации программы

Подготовка к открытию группы включила в себя ряд последовательных  действий:

  • анализ возможностей МДОУ (материально-техническую базу, методическое обеспечение и квалификацию педагогических кадров);
  • маркетинг;
  • взаимодействие с родителями (беседы, анкетирование, опросы);
  • работу с департаментом образования администрации г.Нижневартовска, МУ ЦРО;
  • создание нормативно-правовой базы;
  • принятие  решения об открытии адаптационной группы Советом педагогов;
  • издание приказа об открытии адаптационной группы кратковременного пребывания.

В адаптационную группу принимаются дети, стоящие на очереди в детский сад и дети имеющие речевые нарушения не стоящие в очереди  на посещение МБДОУ.

Перед открытием адаптационной группы проводится родительское собрание, в котором участвуют руководители МБДОУ, старшая медицинская сестра и другие специалисты. На собрании проводится первичное анкетирование  родителей.

В группу принимаются дети от 2,5 до 3 лет, режим работы 2 часа 2 раза в неделю. Предусмотрен последующий переход на полное пребывание ребенка в ДОУ.

Основное отличие адаптационной группы от группы раннего возраста, где ребенок  переживает в течение дня разлуку с матерью, состоит в том, что в адаптационной группе ребенок находится вместе с мамой.

На основе анализа проблем адаптации 2-3-х летних детей к детскому саду мы  сформулировали основные задачи:

  1. Создавать  комфортные условия  для пребывания ребенка  в ДОУ.
  2. Формировать у ребенка чувства защищенности и внутренней свободы, доверия к окружающему миру.
  3. Оказывать квалифицированную консультативную и практическую помощь родителям в вопросах воспитания, развития  и адаптации детей.

Для детей адаптационной группы детского сада образовательный процесс организовывается максимально компактно. Занятия с детьми проводятся в непринужденной форме с введением моментов совместной деятельности, что способствует свободному общению как взрослого с детьми, так и детей друг с другом. Форма проведения – игра, а содержание интегрируется.

Для реализации воспитательно-образовательного процесса в адаптационной группе педагоги обеспечивают  развивающее окружение, в соответствии с «Концепцией построения  развивающей среды для организации жизни детей и взрослых в системе дошкольного образования»:

  • столы и стульчики  для  настольных  игр;
  • картинки, игрушки;
  • игровой  материал  для познавательного развития,  игр детей;
  • оборудование для  продуктивной  и творческой  деятельности детей.

Первые адаптационные занятия проводятся вместе с мамой. В зависимости от индивидуальных особенностей малышей, адаптационный период занимает от двух занятий до двух месяцев.

На занятиях адаптационной группы осуществляется индивидуальный подход к ребенку, учитываются его актуальные потребности и уровень психофизиологического развития. В группе создается благоприятный психологический климат, атмосфера радости, заботы и внимания. Осуществляется доброжелательное и чуткое взаимодействие с ребенком. В процессе адаптации используются психосберегающие технологии:

Чтобы помочь родителям выбрать правильную линию взаимоотношений с ребенком  педагогами разработаны памятки, консультации специалистов, раскрывающие доступные  родителям методические приемы, которые они смогут использовать и в домашних условиях. Практический  опыт работы с детьми 2-3-х летнего возраста показал насколько важно обучение родителей приемам развивающего обучения, с этой целью мы подготовили консультации для родителей вне режима адаптационной группы, и педагоги могут продемонстрировать приемы коррекционного и развивающего взаимодействия, объясняя значение той или иной игры или  упражнения.  

Режим дня и расписание занятий

время

мероприятия

Кто проводит

10.00-10.15.

Приход  детей и родителей

Воспитатель

10.15-10.45

Совместная деятельность педагога, родителей и детей в игре

Воспитатель

10.45-11.05.

 Музыкальное занятие

Музыкальный руководитель

11.15-11.35.

 Занятие с логопедом

Учитель – логопед

11.40-12.00.

 Занятие с психологом

Педагог психолог

Методическое обеспечение:

Разработаны  расписание занятий, режим дня по программе М.А.Васильевой, В.В. Гербовой  «Программа воспитания и обучения в детском саду» примерное календарное, тематическое планирование;

  • программно – методическое обеспечение;
  • алгоритм изучения ребенка;
  • анкеты для родителей;
  • пакет диагностических методик.

Организационное обеспечение:

  • дополнительное штатное расписание; план работы с родителями;
  • анкетирование родителей


Содержание программы

Ведущая деятельность - игра

Развитие интереса детей к различным видам игр. Помощь малышам в объединении в маленькие группы при игре. Воспитание доброжелательного отношения друг к другу. Обучение элементарным правилам поведения во время игры (не отнимать игрушки, не толкать друг друга, не мешать игре и т. Д.).

Развитие у детей в процессе игры наблюдательности, интереса к окружающему миру, стремления узнавать свойства предметов, сравнивать, анализировать.

Развитие речи, обогащение и активизация словаря и т. Д.

Сюжетно-ролевые игры. Придумывание игр на основе наблюдений за окружающей жизнью,  на основе литературных произведений.

Развитие умения придумывать несложный сюжет. Обучение взаимодействию со сверстниками в совместных  играх, с игрушками в индивидуальных играх (выполнение роли за себя и за куклу, мишку и т. д.).

Поощрение попыток самостоятельно подбирать атрибуты для той или иной роли, дополнять игровую обстановку недостающими предметами, игрушками. Использование в играх строительного материала (кубики, кирпичики, бруски, пластины), простейших деревянных и пластмассовых конструкторов, природного материала (песок, снег и др.).

Подвижные игры. Развитие двигательной активности детей. Организация игр со всеми детьми. Игры с автомобилями, велосипедами, каталками и т.п. Игры, которые развивают навыки лазанья, ползания. Игры с мячами,  шарами, развивающие ловкость.

Дидактические игры. Закрепление умения подбирать предметы по цвету и размеру (большие и маленькие), собирать картинку из четырех, а затем из шести  частей и т. П.

Обучение постепенно усложняющимся правилам совместных дидактических игр: одновременно начинать или прекращать действие по сигналу воспитателя, действовать поочередно.

Задачи педагогической работы

Возраст детей

Общие задачи

Игры

Сюжетно-ролевые

Театрализованные

Подвижные

Дидактические

1

2

3

4

5

6

Развитие интереса детей к различным видам игр. Помощь малышам в объединении в маленькие группы при игре. Воспитание доброжелательного отношения друг к другу. Обучение элементарным правилам поведения во время игры. Развитие у детей в процессе игры наблюдательности, интереса к окружающему миру, стремления узнавать свойства предметов, сравнивать, анализировать. Развитие в процессе игры речи, обогащение и активизация словаря и т.д.

Придумывание игр на основе наблюдений за окружающей жизнью, на основе литературных произведений. Развитие умения придумывать несложный сюжет. Обучение взаимодействию со сверстниками в совместных играх, с игрушками в индивидуальных играх (выполнение роли за себя и куклу, мишку и т.д.).

Поощрение попыток самостоятельно подбирать атрибуты для той или иной роли, дополнять игровую обстановку недостающими предметами, игрушками. Использование в играх строительного материала(кубики, кирпичики, бруски, пластины), простейших деревянных и пластмассовых конструкторов, природного материала

Развитие двигательной активности детей. Организация игр со всеми детьми. Игры с автомобилями, велосипедами, каталками и т.п., которые развивают навыки лазанья, ползания. Игры с мячами и шарами, развивающие ловкость

Закрепление умения подбирать предметы по цвету и размеру (большие и маленькие), собирать картинку из четырех, а затем из шести частей и т.п. Обучение постепенно усложняющимся правилам совместных дидактических игр: одновременно начинать или прекращать действие по сигналу воспитателя, действовать поочередно

Тематическое  планирование  сюжетно-ролевой  игры

Сюжет,

тема игры

Цели

Условия  

и  ролевое  действие

1

«Семья»

Формировать  умения  разыгрывать простой  сюжет, опираясь  на имеющийся опыт

Игровая  зона  группы. Исполнение  ролевых действий мамы, папы, ребенка.

2

«В гостях у куклы Кати»

Обогащать  ролевой  опыт  детей в  специально  организованной  предметной  среде

Игровая  зона  группы. Осуществление  ролевых действий, действий  с предметами. Взаимодействие со взрослым.

3

«Зайка заболел»

Передача  общественно выработанных способов употребления предметов  в  совместной деятельности

Атрибуты  к  сюжетно-ролевой игре «Больница»

4

 «Кто как кричит»

Подготовка  ребенка к принятию  на себя  роли.

Игровые действия с игрушками  домашних  животных.

5

«Гости»

Активизация  речевого общения и побуждение к взаимодействию со сверстниками и взрослыми.

Игровая  зона  группы. Осуществление  ролевых действий, действий  с предметами и  предметами-заместителями. Взаимодействие со взрослым.

6

«Чьи башмачки»

Формировать умение жить и действовать в коллективе, испытывая при этом радость от общения.

Игровые действия с куклами.

7

«Машина

Стимуляция познавательной активности, создание простейших игровых ситуаций. Показ операциональной стороны вещей.

Показ новых способов использования предметов. Модульная зона группы, мелкие игрушки – машинки, атрибуты к сюжетно-ролевой игре « Автобус»

8

«Готовим обед»

Развивать умение жить и действовать в коллективе, создавать благоприятные условия  для вовлечения в игру новых предметов – заместителей.

Игровая зона группы.

Атрибуты сюжетно-ролевой игры «Семья».

Речь и речевое общение

Функции и формы речи. Помогать налаживать общение со взрослыми на темы, выходящие за пределы наглядно представленной ситуации. Создавать условия игрового взаимодействия в коллективных играх со сверстниками. Стимулировать проявление собственной речевой активности: обращение с просьбами и предложениями к партнерам по общению, использование речи при обозначении игровых действий, предметов-заместителей, ролей. Поощрять интерес к свойствам и назначению предметов, причинным связям и отношениям в жизни; побуждать задавать вопросы об интересующем, а также высказывания и суждения в форме короткого текста (три-четыре предложения).

Словарь. Знакомить с новыми названиями предметов, их качеств, деталей, с обобщающими наименованиями; побуждать при сравнении пользоваться словами с противоположным значением, использовать словарь без опоры на наглядно представленную ситуацию.

Грамматический строй речи. Побуждать грамматически, изменять новые слова и согласовывать их в предложении по аналогии с известными. Самостоятельно конструировать слова и их формы, использовать словотворчество как специфически детский способ обследования формально-семантических отношений между наименованиями. Отражать свое понимание отношений между предметами и явлениями через усложнение структуры предложений (простых нераспространенных и распространенных, сложносочиненных и сложноподчиненных).

Звуковая культура речи. Развивать фонематическое восприятие (умение выделить в произношении и услышать в словах тот или иной заданный звук). Совершенствовать артикуляцию, умение четко произносить гласные и простые согласные звуки; подводить к усвоению правильного произношения свистящих, шипящих и сонорных звуков. Развивать интонационную сторону речи, умение произвольно регулировать темп речи, силу голоса, речевое дыхание.

Содержание речевого воспитания младших дошкольников составляют три взаимосвязанные области: познание и обозначение словом явлений окружающей действительности; налаживание отношений и речевого общения с окружающими; элементарное осознание языка (его звукового состава, словаря, грамматического строя).


Тематическое планирование занятий по  развитию речи

Неделя

месяц

Тема

1

2

3

4

октябрь

Части тела

Цель: формирование словаря по теме, развитие зрительного и слухового восприятия.

Части тела

Цель: формирование глагольного словаря по теме, потребности в речевом общении.

Семья

Цель: формирование пассивного словаря по теме, первых слов по подражанию.

Овощи

Цель: формирование пассивного и активного словаря по теме, обучение пониманию и реагированию на речь педагога.

Ноябрь

Фрукты

Цель: формирование словаря, обучение пониманию вопросов «Что? Кто? Где?»

Овощи и фрукты

Цель: уточнение словаря по теме, формировать понимание предлогов В, НА.

Сказка «Репка»

Цель: формирование умения вслушиваться в речь взрослого по теме, понимать её содержимое.

Игрушки

Цель: формирование пассивного и активного словаря по теме, представлений о назначении игрушек.

Декабрь

Детский сад. Игрушки.

Цель: формирование представлений о помещениях детского сада, их назначении; обучение употреблению личного местоимения «мой».

Одежда

Цель: формирование пассивного и активного словаря по теме, представлений о назначении предметов одежды.

Одежда и обувь

Цель: формирование пассивного глагольного словаря; обучение пониманию вопроса «Где?»

Новый год

Цель: формирование элементарных представлений о новогоднем празднике, закрепление в активной речи простых форм слов.

Январь

Зима

Цель: Формирование словаря и элементарных представлений о зиме; обучение употреблению предлогов В, НА.

Зимние забавы

Цель: формирование словаря, активизация в речи простых форм слов; закрепление употребления предлогов В, НА.

Домашние животные

Цель: формирование пассивного и активного словаря по теме; закрепление понятий «большой», «маленький».

Февраль

Домашние птицы

Цель: развивать пассивный словарь, формировать активны словарь, активизировать речевые подражания.

Сказка «Курочка Ряба»

Цель: обучать договариванию слов; употреблять в речи простые двухсоставные предложения.

Дикие животные

Цель: активизация пассивного словаря; формирование пассивного словаря; обучать однословным ответам на

 вопросы.

Дикие птицы

Цель: ввести в пассивный словарь: голубь, ворона; активизировать глагольный словарь; понятия «большой, маленький».

Март

Мамин праздник

Цель: активизировать предметный словарь, формировать словарь прилагательных, обучать употреблению повествовательного двусоставного предложения; употреблению уменьшительно-ласкательных форм сущ. «мама», «бабушка».

Мебель

Цель: формирование пассивного и активного словаря по теме, уточнение представлений о назначении мебели; образование сущ. ед и мн.ч. (Один – много).

Мебель

Цель: расширение и активизация словаря по теме, обучение употреблению предлогов В, НА, в речи..

Посуда чайная

Цель: пополнение словаря названиями предметов чайной посуды; учить согласованию качественных прилагательных с сущ.

Апрель

Посуда столовая

Цель: пополнить словарь названиями предметов столовой посуды; учить согласованию качественных прилагательных с сущ.; учить образованию сущ. ед и мн.ч. (Один – много).

Профессии – повар

Цель: формировать пассивный и активный словарь по теме, активизировать в речи глаголы: готовит, варит, кормит; закрепить употребление в речи предлогов В, НА.

Профессии – врач

Цель: формировать пассивный и активный словарь по теме, активизировать в речи глаголы: лечит, ставит; учить использованию в речи простых двусоставных предложений.

Транспорт

Цель: уточнить и обогатить словарь; учить понимать пространственные отношения выраженные предлогами В, НА, У.

май

Весна

Цель: формировать пассивный и активный словарь по теме, активизировать в речи глаголы: греет, светит, бежит; обучать пониманию вопросов «Почему?», «Зачем?»

Цветы

Цель: формировать элементарные представления о комнатных растениях; пополнят и обогащать словарь по теме, активизировать глагольную лексику: растет, поливает,  цветет.

Насекомые

Цель: формировать словарь, названия насекомых, частей тела; формировать умения отвечать на несложные вопросы.

Игры с водой

Цель: формировать умение использовать ситуативную речь в общении друг с другом; включить в активный словарь личные и притяжательные местоимения.

Июнь

Повторение

Цель: проговаривание и заучивание с детьми четверостиший и простых потешек.

Повторение

Цель: утонение и закрепление умения составлять простые предложения по демонстрируемым действиям.

Психолого – педагогическое сопровождение

Перед дошкольным учреждением стоит задача обеспечения благоприятных социально-педагогических условий для адаптации малышей. Дети могут испытывать повышенную тревогу, боязнь, чувство покинутости при расставании с родителями в период адаптации к детскому саду.

Важность снятия остроты эмоционального переживания ребёнка обуславливается не только трудностями взрослых по организации его поведения, но и последствиями в психосоматическом здоровье. Выявлено, что у ребёнка, начавшего посещать дошкольное учреждение, могут проявляться беспокойство, страх, повышенная возбудимость, раздражительность, негативизм и упрямство, депрессивные реакции, особенно ярко у детей с высоким уровнем эмоциональной зависимости от родителей. Теперь ребёнка окружают новые люди, взрослые и дети, которых он раньше не знал и которые совсем не похожи на его семью.

Как показывает практика большинство родителей не испытывают тревоги от мысли, что их ребёнок должен пойти в детский сад. Больше всего волнений связано с мыслями о том, насколько быстро ребёнок привыкнет, адаптируется к новой обстановке, не будет ли болеть. Эти тревоги имеют под собой основания, поскольку известно, что изменение социальной среды может сказаться и на психическом, и на физическом здоровье детей. Привыкнуть к детскому саду не так-то просто. Никто не может предсказать, какие последствия вызовет резкое превращение малыша из «домашнего» в «организованного». Мы стремимся к тому, чтобы ребёнок справился с трудностями привыкания к новой среде на уровне лёгкой адаптации, и всячески предупреждаем и не допускаем проявлений тяжёлой адаптации. Именно поэтому необходима такая организация жизни ребёнка в дошкольном учреждении, которая приводила бы к наиболее адекватному, почти безболезненному приспособлению его к новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к детскому саду, навыки общения, прежде всего со сверстниками. С целью создания благоприятных социально-педагогических условий для адаптации детей младшего дошкольного возраста к дошкольному учреждению нами разработан и внедрен в работу с детьми младшей группы кратковременного пребывания курс программы «Вместе весело шагать», за основу которой взята программа Т.Н. Дороновой «Из детства в отрочество».

Программные задачи решаются через:

  • обеспечение охраны нервно-психического здоровья детей,
  • снижение психосоматической заболеваемости в адаптационный период
  • формирование консультативного блока информации для повышения уровня психолого-педагогической компетентности родителей.

Дети младшего возраста эмоциональны и впечатлительны. Им свойственно быстро заражаться сильными, как положительными, так и отрицательными, эмоциями взрослых и сверстников, подражать их действиям. Эти особенности и легли в основу построения цикла занятий. Психолог приступает к проведению занятий сразу после прихода детей в детский сад. Именно в этот момент малыши находятся в стрессовом состоянии, вызванном расставанием с родителями, непривычной обстановкой, появлением незнакомых взрослых и большим количеством детей.

Цель занятий – помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения. Этим определяются основные задачи занятий:

  • преодоление стрессовых состояний у детей младшего возраста в период адаптации к детскому саду;
  • обучение воспитателей методам проведения групповых занятий в адаптационный период;
  • формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей.

Параллельно с решением основных задач решаются задачи комплексного развития детей:

  • снятие эмоционального и мышечного напряжения;
  • снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;
  • развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;
  • развитие внимания, восприятия, речи, воображения;
  • развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики, координации движений;
  • развитие игровых навыков, произвольного поведения.

Тематическое  планирование  адаптационных занятий педагога – психолога

Месяц

Неделя

Лексическая тема

Тема психологического занятия

Цель психологического занятия

Содержание занятия

Сентябрь

1-2

Обследование

3

Божья коровка

Создание положительного эмоционального настроя в группе; развитие умения действовать соответственно правилам игры; развитие координации в собственном теле; развитие зрительного восприятия; развитие внимания, речи и воображения.

Этюд «Божья коровка», Игра с движениями «Божья коровка лети на небо», П.И. «Божья коровка  и ветер», Упр. «Нарисуй божьей коровке точки», Упр. «Изображение божьей коровки».

4

Листопад

Создание атмосферы эмоционального и мышечного напряжения;  снижение импульсивности, повышение  двигательной  активности; развитие умения двигаться под их темп; развитие слухового внимания, произвольности, быстроты реакций.

Этюд «Прогулка в лес», Стихотворение с показом движения  «Листопад», игра «Солнышко и дождик», этюд «Осенний лист», упражнение «Рисуем осень»

Октябрь

1

Части тела

Мячик

Сплочение группы, развитие умения взаимодействовать со сверстниками; повышение эмоционального тонуса; развитие чувства ритма, координации движений; развитие пространственной ориентации; развитие зрительного и тактильного восприятия.

Игра «Расскажем о мячике», психогимнастическое упражнение «Мой веселый звонкий мяч», игра «Поиграем в прятки», игра «Чудесный мешочек»; раскрашивание мячика; И. «Солнечный зайчик» (ориентировка на собственном теле).

2

Части тела

Прогулка в осенний лес

Сплочение группы, развитие эмпатии; развитие слухового внимания, произвольности, способности быстро реагировать на инструкцию; снижение излишней двигательной активности; обучение различению цветов, соотнесение предметов по цвету; развитие пространственных представлений; развитие общей моторики; развитие памяти, речи, воображения.

Потешка с показом движения «Прогула в осенний лес», игра «Прятки и ежиком», заучивание стихотворения Б.Заходера «Еж», игра «Еж, лиса и волк»; игра «Кленовые листочки»; игра «Песенка для ежика»; задание «Нарисуй иголки ежику»; И. «Будь внимательным» (части тела).

3

Семья

Веселый Петрушка

Развитие умения согласовывать свои действия с действиями других детей, с правилами игры, с ритмом стиха; закрепление знаний о принадлежности полу (девочка – мальчик); закрепление пространственных представлений (верх – низ); развитие общей и мелкой моторики; развитие восприятия, речи, воображения.

Игра «Веселый паровоз», песенка с показом движения «Где же наши ручки», упражнение «Билетики»; потешка с показом движений «Карусели»; задание «Нарисуй Петрушке рубашку»; потешка с показом движения «Игрушки»; Пальчиковая гимнастика «Семья».

4

Овощи

Мыльные пузыри

Снятие эмоционального напряжения и агрессии, снижение двигательной активности, импульсивности; обучение детей установлению контакта друг с другом, сплочение группы;  развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики; развитие внимания, речи и воображения

Загадка. Упражнение «Мыльные пузыри»; пенка с показом движений «Ладушки – ладошки»; Подвижная игра «Пузырь»; этюд «Мыльные пузыри»; подвижные игра «В тесной баночке»; упражнение в паре «Не урони пузырь»; подвижное упражнение «Полетаем на мыльном пузыре»; И. «Собери урожай» (овощи).

Ноябрь

1

Фрукты

Музыканты

Создание положительной эмоциональной обстановки, сплочение группы, отработка умения согласовывать свои движения с движениями других детей, с ритмом музыки  текста; развитие образности, слухового восприятия; развитие слуховой и зрительной памяти; развитие общей и мелкой моторики; развитие внимания, речи и воображения.

Игра с барабаном; упражнение «Вежливые слова». Игра с движением  «Антошка». Упражнение «Музыканты». Задание «Простучи палочками ритмический рисунок»; разукрашивание гармошки; И. «Варим компот» (фрукты).

2

Овощи и фрукты

Мячики

Развитие коммуникативных навыков (учить устанавливать контакт друг с другом, действовать согласованно, подстраиваться к темпу движений партнера); снятие эмоционального и мышечного напряжения, развитие умения согласовывать свои действия с ритмом и текстом песни;  развитие умения ориентироваться на собственном теле; развитие общей и мелкой моторики, развитие зрительного восприятия, речи и воображения.

Упражнение  «Сравни мячи»; подвижное упражнение «Изобрази мяч»; игра «Мячики отдыхают». Потешка «Друг веселый, мячи мой». Упражнение в парах «Не урони мяч»; задание «Рисуем мяч носиком, пальчиком, глазками». Дидактическое упражнение «Чудесный мешочек»; И. «Обобщение».

3

Сказка «Репка»

Веселые кубики

Снятие эмоционального напряжение и агрессии; снижение излишней двигательной активности и подвижности; обучение детей установлению контактов друг с другом, сплочение группы. Учить различать геометрические фигуры по форме путем усвоения ряда практических действий: наложения фигур, ощупывание. Учить группировать предметы по форме.

Упражнение «На что похожа эта фигура»; Дидактическое упражнение «Чудесный мешочек». Конструирование «Построим башенку». Игра «Найди такую же». Разукрашивание башенки. Упражнение в парах «Не урони кубики»; Упр. «Найди героя из сказки «Репка»».

4

Игрушки

Отражение в зеркале

Создание положительного эмоционального настроя в группе; развитие коммуникативных навыков; учить устанавливать контакт друг с другом, действовать согласованно. Знакомить с отражением в зеркале. Учить сравнивать, проявлять интерес к собственной персоне.

 Разглядывание себя в зеркале. Беседа «Зачем людям зеркало?». Мимическая зарядка «Корчим рожицы». Хороводная игра «Кто у нас хороший». Игра «Угадай, про кого я расскажу». Игра «Зеркало»; И. «Что пропало» (игрушки).

Декабрь

1

Детский сад, игрушки

Пушистые снежинки

Формирование доброжелательной обстановки и желания общаться. Развитие зрительного восприятия, выразительности движений, мелкой моторики руки и правильного дыхания.

Загадка про снежинку. Упражнение «Назови снежинку ласково». Подвижное упражнение «Танец снежинок». Упражнение «Передай снежинку». Дыхательное упражнение «Снегопад». Упражнение «Сравни снежинки». Выкладывание снежинки из счетных палочек; И. «Обобщение»; И. «Будь внимателен» (кто работает в детском саду).

2

Одежда

Зайка

Создание положительного эмоционального настроя в группе; развитие умения подражать движениям взрослого; развитие координации движений, общей и мелкой моторики; развитие умения подчиняться правилам игры, отработка быстроты реакции; снижение излишней двигательной активности, импульсивности;  развитие тактильного восприятия, внимания.

Стихотворение с показом движения «Мы слепили снежный ком»; игра «Прятки с зайчиком»; потешка с показом движения «Зайка серенький сидит»; подвижная игра «Лиса идет». Упражнение «Чудесный мешочек». Рисование «Угощение для зайца». И. «Найди одежду».

3

Одежда и обувь

Праздник начала зимы

Создание положительного эмоционального настроя в группе; отработка умения согласовывать свои движения с движениями других детей, с ритмом и тестом песни, отработка быстроты реакции; развитие общей и мелкой моторики, ориентация на собственном теле; развитие тактильного восприятия, внимания, речи и воображения.

Игра с Дедушкой Морозом «В нашей группе…». Игра «Дети по лесу гуляли». Игра «Заморозь». Потешка с показом движения «Пальчики у нас попляшут». Упражнение «Бутылочки». Упражнение «Разукрасим елочку». Упражнение «Новогодние бусы».  И. «Раздели на группы».

4

Каникулы

1

Каникулы

2

Зима

«Таня и Ваня собираются на прогулку»

Развитие общей осведомленности, активного зрительного внимании, развитие связной речи и обогащение словаря

Упражнение «Что относится к зиме?». Рассматривание иллюстрации «За окном». Психогимнастическое упражнение «Собираемся на прогулку».  Упражнение «Найди пару». Потешка с показом движений «Холодно зимой». Разукрашивание шарфика.

3

Зимние забавы

Таня и Ваня гуляют

Развитие общей осведомленности, активного зрительного внимания, зрительного восприятия, развитие связной речи и обогащение словаря. Развитие правильного дыхания.

Беседа «Что мы делали зимой»; Психогимнастика «Зимние забавы». Упражнение «что сначала, что потом?». Двигательная гимнастика «Танец снежинок». Упражнение «Найди одинаковых птичек».  Упражнение «Построим кормушку из счетных палочек».

4

Домашние животные

Котята

Формирование положительной самооценки. Развитие стремление сопереживать, помогать, поддерживать друг друга. Снятие мышечного напряжения; развитие умения выражать эмоции (страх, грусть, радость); развитие слухового восприятия, умение воспроизводить услышанные звуки; развитие моторики, координации движений, ориентации на собственном теле; развитие пространственных представлений; развитие внимания, речи, воображения.

Упражнение «Назови ласково»; упражнение «Узнай по голосу». Психогимнастическое упражнение «Котята учатся защищаться». Игра «Собака и котята». Пальчиковая гимнастика «Клубочки». Подвижное упражнении «Котята играют – котята отдыхают». Этюд «Котята потерялись», этюд «Котята грустят». Подвижное упражнение «перейдем ручеек по мостику».

Февраль

1

Домашние птицы

Петушок – золотой гребешок

Способствовать эмоциональной разрядке; выходу агрессивных проявлений. Учить соблюдать правила в играх. Снятие телесных зажимов.

Упражнение «Назови ласково»; упражнение «Веселая песенка петушка»; этюд «Сердитый петушок». Упражнение «Самый внимательный». Упражнение «Собери семейку». Подвижная игра «Петушок и лисичка». Разукрашивание петушка.

2

Сказка «Курочка Ряба»

Сказка «Курочка Ряба»

Создание положительного эмоционального климата в группе, снятие мышечного напряжения. Познакомить с эмоцией грусть. Учить выражать различные эмоции. Развитие связной речи.

Упражнение «Назови ласково». Совместное рассказывание сказки с показом. Упражнение «Изобрази героев сказки». Подвижная игра «Курочка и цыплята». Упражнение «Собери яйцо».

3

Дикие животные

Мишка

Сплочение группы, развитие эмпатии; снятие эмоционального мышечного напряжения, тревожности; развитие умения согласовывать свои действия с действиями других детей, с ритмом стиха, с правилами игры; развитие координации движений, общей и мелкой моторики; развитие внимания, речи и воображения.

Упражнение «Знакомство с мишкой». Игра «Мишка спит в берлоге». Стихотворение с показом движений «Как под горкой». Упражнение «Большой – маленький». Подвижная игра «У медведя во бору». Рассказывание стихотворения «Мишка косолапый». Разукрашивание «Угостим мишку медом»

4

Дикие птицы

Воробушки

Снятие психоэмоционального напряжения, преодоление упрямства, негативизма. Развитие внимания, восприятия, мелкой моторики руки, общей осведомленности. Закрепление знания основных цветов в процессе сравнения.

Упражнение «Найди дикую птицу». Упражнение «Что изменилось». Упражнение «Разноцветные птички». Подвижная игра «Птички в гнездышке». Этюд «птичкам холодно зимой».

Март

1

Мамин праздник

Мамин день

Воспитание доброго отношения к маме. Развитие двигательных навыков, развитие восприятия, внимания, речи.

Упражнение «Вопросы о маме». Этюд «Мамины руки». Патешка с показом движений «Водичка, водичка». Упражнение «Наряд для мамы». Упражнение «Бусы для мамы». Подвижное упражнение «Как мы маме помогаем». Стихотворение  с показом движений «Мама спит, она устала»

2

Мебель

Непослушные мышата

Преодоление упрямства, негативизма в период кризиса трех лет; формирование положительной самооценки; развития умения подчиняться правилам игры, действовать в соответствии с ролью, преодолевать двигательный автоматизм; развитие слухового внимания, быстроты реакции; развитие общей и мелкой моторики, развитие чувства юмора, речи и воображения.

Игра «Непослушные мышата». Упражнение «Закончи предложение». Патешка с показом  движения «Скачут мышки, шалунишки».  Игра «Мышки спят». Игра «Наоборот». Этюд «Мышата проснулись». Игра «Мыши и часы». Пальчиковая гимнастика «Мышиная семейка». Игра с полочками «Построим мышатам кроватки».

3

Мебель

У нас в гостях кукла «Катя»

Сплочение группы, развитие эмпатии; снятие эмоционального и мышечного напряжения, тревожности; развитие умения согласовывать свои действия с действиями других детей, с ритмом стиха, с правилами игры; развитие внимания, памяти, конструктивной деятельности.

Упражнение «Назови ласково». Патешка с показом  движения «Тихо куколка сиди». И. «Прятки». И. «Обобщение». Игры с палочками «Построим кукле мебель».

4

Посуда чайная

Мишка

Создание доброжелательной обстановки; снятие эмоционального и мышечного напряжения, тревожности; развитие навыков общения, зрительного восприятия, внимания памяти.

Упражнение «Расскажем Мишки стихотворение». И. «Чудесный мешочек». И. «Что пропало». Подвижная игра «Мишка и ребята». И. «Разноцветная посуда». Разукрашивание  «Мишкина  чашка».

Апрель

1

Посуда кухонная

Зайчик  готовит обед

Создание доброжелательной обстановки; снятие эмоционального и мышечного напряжения, тревожности; формирование общей осведомленности, активного словаря; развитие мелкой моторики рук.

Упражнение «Назови ласково». Беседа «Что нужно зайки для приготовления обеда». И. «Что лишнее». Подвижная игра «Кастрюля с супом». И. «Найди кухонную посуду». Разукрашивание «Чайник».

2

Профессия – повар

Поваренок

Создание доброжелательной обстановки; снятие эмоционального и мышечного напряжения, тревожности; формирование общей осведомленности, активного словаря; развитие памяти, внимания,  мелкой моторики рук.

Патешка с показом  движения «Жил поваренок». И. «Найди повара». Рассматривание иллюстрации «Повар готовит вкусные обеды». И. «Что пропало».  Этюд «Соленый чай», «Сладкая конфета».  Разукрашивание «Торт».

3

Профессия – врач

Зайка заболел

Снятие тревожности; развитие общей осведомленности, активного словаря.

Прочтение и рассматривание книги «Зайка заболел». Патешка с показом  движения «Зайка серенький». Разукрашивание «Морковка».

4

Транспорт

Котята и щенята

Развитие внимания, восприятия, мелкой моторики рук, общей осведомленности. Закрепить знание основных цветов в процессе сравнивания.

Рассматривание книги «История на дороге». Упражнение «Котята и щенята играют». Упражнение «Острые коготки». Пальчиковая гимнастика «Шарики». И. «Обобщение». Упражнения «Найди одинаковые машины».  Рисование «Дорога».

Май

1

Весна

Солнышко и дождик

Развитие эмоциональной сферы – радость, грусть. Учить узнавать эмоции и соотносить их с пиктограммами; развитие зрительного внимания.

Рассматривание книги «Как мы встречали весну». Упражнение «Солнышко и дождик». Упражнение «Радость и грусть».  Подвижная игра «Тучка и солнышко». Упражнение «Найди одинаковые картинки». Этюд «Солнечные зайчики».

2

Цветы

Цветик – семицветик

Формирование практического действия по цветовому различию; развитие описательной речи, воображения, мышления.

Упражнение «Собери цветочки». Дидактическая игра «Цветное лото». Подвижная игра «Цветы и бабочки». Упражнение «Я нарисую этим карандашом». Рисование основными цветами «Цветик – семицветик».

3

Насекомые

Улыбайтесь солнышку.

Знакомить со способами выражения эмоции радости. Снятие эмоционального напряжения. Развитие выразительных движений.

Этюд «Неожиданный подарок». Этюд «Стрекоза». Пальчиковая гимнастика  «Цветочки». Разрезные картинки. И. «Что пропало». Рисование «Бабочка».

4

Обследование

Базовыми средствами работы служат разнообразные игры с речевым сопровождение: хороводы, марши, песенки, потешки, стишки, «ладушки» и «догонялки». Они быстро вовлекают детей в свой ритм, переключают их с дружного плача на дружное хлопанье в ладоши и топанье ногами, объединяют детей, задают положительный эмоциональный настрой. В этих играх даже стеснительные, замкнутые дети постепенно преодолевают внутренний барьер и идут на контакт со взрослыми и сверстниками.

Структура и форма занятий

Как правило, занятие начинается с упражнений, требующих согласованности действий всей группы: дети дружно шагают, бегают, хлопают ладошками по мячу, выполняют другие задания в соответствии с ритмом и словами стихотворения. Эти упражнения создают положительный эмоциональный фон, повышают речевую и двигательную активность детей, помогают настроиться на совместную групповую работу.  

В основную часть занятия входят игры и упражнения, которые дают детям возможность интенсивно двигаться, свободно выражать свои эмоции, активно взаимодействовать со сверстниками.

Заканчивается занятие спокойными, малоподвижными играми и упражнениями.

В ходе практической работы было замечено, что от быстрой смены сюжетов, ролей, образов малыши переутомляются и теряют интерес к занятию. Поэтому все игры и упражнения, входящие в одно занятие, объединены сказочно-игровым сюжетом.

Каждое занятие проводится в 2-3 этапа. Комплектование и количество модулей (игр и упражнений), из которых состоит занятие, варьируются педагогом. Занятие может быть сокращено, чтобы избежать переутомления детей, изменить последовательность частей в соответствии с настроением детей и т.п.

В результате проведения цикла занятий с детьми в период адаптации к детскому саду ожидается:

  • Благоприятный адаптационный  период детей 3-4 лет.
  • Снижение заболеваемости,  стрессовых состояний у детей.
  • Обогащение коммуникативного опыта ребенка способами взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
  • Способность ребенка различать   первые нравственные эмоции: хорошо – плохо.
  • Появление позитивной  самооценки ребенка в процессе общения со взрослым.

Содержание  и  тематическое  планирование   музыкальных  занятий

Виды деятельности

Слушание

Учить детей слушать музыкальное произведение до конца, понимать характер музыки, узнавать и определять, сколько частей в произведении

 (одночастная или двухчастная форма).

Рассказать о чем поется в песне, развивать способность различать звуки по высоте в пределах октавы-септимы, замечать изменения в силе звучания мелодии (громко – тихо). Совершенствовать умение различать звучание музыкальных игрушек, детских музыкальных инструментов (муз. молоточек, шарманка, погремушка, барабан, бубен, металлофон…)

Пение

Способствовать развитию певческих навыков: петь без напряжения в диапазоне ре-ми, ля-си в одном темпе со всеми, чисто и ясно произносить слова, передавать характер песни, весело, протяжно, ласково.

Музыкально-ритмические движения

Учить двигаться соответственно двухчастной форме музыки и силе ее звучания ( громко, тихо).

Реагировать на начало звучания музыки и ее окончание

 ( самостоятельно начинать и заканчивать движение). Совершенствовать навыки основных движений ( ходьба и бег) Учить маршировать вместе со всеми и индивидуально, бегать легко, в умеренном и быстром темпе под музыку. Улучшать качество исполнения танцевальных движений: притопывать попеременно двумя ногами и одной ногой. Развивать умение кружиться в парах, выполнять прямой галоп, двигаться под музыку ритмично и согласно темпу и характеру музыкального произведения, с предметами. Игрушками, без них. Способствовать развитию навыков выразительной и эмоциональной передачи игровых и сказочных образов: идет медведь, крадется кошка, бегают мышата, скачет зайка, ходит петушок, летают птички…Формировать навыки ориентировки в пространстве.

Игра на детских музыкальных инструментах

Познакомить детей с некоторыми детскими музыкальными инструментами : дудочкой, металлофоном, колокольчиком, бубном, погремушкой, барабаном, а также их звучанием. Способствовать приобретению элементарных навыков подыгрывания на детских ударных музыкальных инструментах.

Песенное творчество

Учить допевать мелодии колыбельных песен на слог баю-баю, и веселых мелодий на слог ля-ля. Формировать навыки сочинительства веселых и грустных мелодий по образцу.

Развитие танцевально-игрового творчества

Стимулировать  самостоятельное выполнение танцевальных движений под плясовые мелодии, активизировать выполнение движений, передающих характер изображаемых животных.

Тематическое планирование  музыкальных занятий

Месяц

Тема

Музыкальный репертуар

Слушание

Пение

Музыкально-ритмические движения

Игра на детских музыкальных инструментах

Сентябрь

«Солнышко и дождик»

 «Дождик» Н.Любаркский

 «Дождик» В.Косенко

 «Грустная песенка» В.Калинников

«Петушок» р.н.п.

«Зайчик под дождем» р.н.п.

«Дождик» Н.Любарский

«После дождя» упражн. Венг.н.м.

«Марш» Ф.Шуберт

«Солнышко и дождик»

 ( игра) М.Раухвергера

«Заинька, выходи» р.н.п.

«Пляска с погремушками» В.Антоновой

«Веселые ножки» р.н.м.

«Дождик» Т.Попатенко

«Ах ты, береза» р.н.п.

«Колыбельная» Агафонникова

Октябрь

«Осень»

«Детская полька» В.Калинников

«Осенняя песня» П.Чайковский

«Грустный дождик» Д.Кабалевский

«Листопад» Попатенко

«Солнышко-ведрышко» В.Карасева

«Люли бай» р.н.п.

«Осенью» у.н.п.

«Осенняя песенка» А.Александрова

«Марш» Э .Парлова

«Прогулка» Т.Ломова

«Кот и мыши» Т.Ломова

«Греет солнышко теплее» Т.Вилькорейской

«Дождик кап» Е.Тиличеевой

Ноябрь

«Мои маленькие друзья»

«Котик заболел» А.Гречанинов

«Котик выздоровел» А.Гречанинов

«Плачет котик» М.Парцхаладзе

«Кошка» А.Александров

«Кошечка» В.Витлин

«Этюд» А.Гречанинов

«Мышки» Н.Сушева

«Кот и котята» М.Раухвергер

«Бег» Е.Тиличеевой

«Погуляем» Т.Ломовой

«Кошка и котята» М.Раухвергер

Декабрь

«Кто в лесу живет?»

«Медведь»

«Заяц»

«Белка»  М.Красев

«Зайка» р.н.п.

«Петушок» р.н.п.

«Заинька» В.Агафонникова

«Вот какая елочка»

А.Лядов

«Елочка» А.Филипенко

«Погуляем и побегаем» Т.Ломовой

«Пружинка» р.н.м.

«Хоровод» Е.Тиличеевой

«Новогодний хоровод» Н.Бахутовой

«Танец мишки» р.н.п.

«Пляшет зайка» у.н.м.

игра «Мишка ходит в гости» М.Раухвергера

«Игра с Дедом Морозом» Т.Ломовой

«Белка» Римский-Корсаков

«Веселый колокольчик» у.н.м.

Январь

«Зима»

«Вальс  снежных хлопьев» П.Чайковский

«Зима» А.Вивальди

«Зима» Г.Свиридов

«Машенька-Маша» Герчик

«Птичка» Е.Тиличеевой

«Санки» М.Красев

«Зима» М.Красев

«Ветерок и ветер»Ф.Шуберт

«Я на горку шла» р.н.п.

«Ах вы, сени» р.н.п.

«Танец в двух кругах» Н.Сатулина

игра «Игра с платочками» у.н.м.

«Найди свой домик» у.н.м.

«Маленькая полька» Д.Кабалевский

Февраль

«Мои игрушки»

«Новая кукла» П.Чайковский

«Болезнь куклы»

П.Чайковский

«Кукла танцует» Этамберг

«Сломаная игрушка» А.Гречанинов

«Моя лошадка» А.Гречанинов

«Маленькая Юлька» Э.Александровой

«Куколка Маша»

С.Невельштейн

«Кукла» О.Высоцкой

«Лошадка» Е Рагульская

«Кукольный вальс» Э.Денисов

«Маленькая полька» Д.Кабалевский

«Моя лошадка» А.Гречанинов

игра «Кто быстрее» Т.Ломовой

«Найди игрушку» Е.Тиличеевой»

«Лошадка» А.Потоловский

«Кукла танцует» Э.Тамберг

Март

«Моя семья и я сам»

«Мама» П.Чайковский

«Папа и мама» А.Гречанинов

«Бабушкин вальс» А.Гречанинов

«Два петушка» Левкодимова

«Петушок» р.н.п.

«Петрушка» В.Карасевой

«Пирожки» Т.Волгиной

«Песня про бабушку» В.Герчик

«Зима прошла» В.Метлова

«Ах ты, береза» р.н.п.

«Праздник» Т.Ломовой

«Прогулка» М.Раухвергера

«Пляска с султанчиками» у.н.м.

игра «Вертушки» Е.Туманян

«Лошадки в конюшне» М.Раухвергер

«Ах ты, береза» р.н.п.

«Помощники»

Т.Ломовой

Апрель

«Весна-красна»

«Весна» А. Вивальди

«Подснежник» П.Чайковский

«Голоса птиц»

 ( грамзапись)

«Дудочка» Н.Френкель

«Андрей-воробей» р.н.п.

«Сорока-сорока» р.н.п.

«Солнышко»

 А .Филиппенко

«Есть у солнышка друзья»

 А Филиппенко

«Наша песенка простая» А.Александрова

«Подснежник» П.Чайковский

«Птички» Н.Сушева

«Зарядка» Е.Тиличеевой

«Потанцуем» р.н.м.

игра «Ходит Ваня» р.н.п.

«Бубен» С. Фрида

«Колобок» р.н.м.

«Птички» Н. Сушева

«Артистка» Д.Кабалевский

Май

«Кто с нами рядом живет?»

«Рожок пастуха»

 ( грамзапись)

«Петушок» М.Красев

«На лошадке» С.Семеновой

«В огороде заинька» М.Карасева

«Цветики» Е.Тиличеевой

«Песенка о весне» Г.Фрида

«На зеленом лугу» р.н.м.

«Лошадка Зорька» Т.Ломовой

«Петушок» М.Красев

«Погладь птичку» Т.Ломовой

«Сапожки скачут по дорожке» А.Филипенко

«Марш» Л.Шульгина

игры «Найди себе пару» Т.Ломовой

«С чем будем играть?» М.Красева

«Дождик» Т.ломовой

«Зайка прыг»

р.н.м


Мониторинг реализации программы

Результативность и эффективность реализации программы можно выявить путем обследования проводимого 3 раза в год.

Мониторинг включает следующие разделы:

Общий мониторинг.

«___»__________200__

Ф.И. ребенка

Эмоциональное состояние

Поведение ребенка  в момент  расставания   и  встречи  родных

особенности  аппетита

особенности  периода  засыпания  и сна

отношения  к предметному  миру и  игрушкам

речевая  и двигательная активность

общее  состояние  организма

взаимодействие  со взрослыми

и сверстниками

Н

С

К

Н

С

К

Н

С

К

Н

С

К

Н

С

К

Н

С

К

Н

С

К

Н

С

К

Критерии оценки:

Низкий  уровень – тяжёлая адаптация

Средний уровень – адаптация средней тяжести

Высокий уровень – лёгкая адаптация

В группе младшего возраста в системе проводится анализ адаптации детей. Мы используем такие методы, как наблюдение, беседа, анкетирование родителей, анализ листов адаптации детей.  Контроль за поведением детей фиксируется в дневнике группы.

В  период  адаптации  мы  наблюдаем:

  • индивидуальные особенности детей;
  •  эмоциональное  состояние;
  • поведение  ребенка  в момент  расставания   и  встречи с родными;
  • особенности  аппетита;
  • особенности  периода  сна: засыпание, характер и продолжительность сна;
  • отношения  к предметному  миру и  игрушкам;
  • активность: речевую; двигательную; игровую; при взаимодействии совзрослыми; при взаимодействии  со сверстниками.
  • общее  состояние  организма;
  • невротические реакции.

В группе мы отслеживаем степень адаптации и заболеваемость детей в период  адаптации  к  условия ДОУ.

 

Степень адаптации

Начало года

Середина года

Конец года

Легкая степень

Средняя степень

Тяжелая степень

Заболеваемость воспитанников адаптационной группы

Годы

Начало года

Середина года

Конец года

Количество детей заболевших в период адаптации 1 раз, сроком не более 10 дн.

Количество детей заболевших в период адаптации до 2 раз, сроком не более 10 дн.

-

-

-

Ресурсное  обеспечение программы

Финансовое обеспечение программы осуществляется из бюджетных средств и родительской платы. Оплата труда специалистов и младшего обслуживающего персонала, привлекаемых к работе в группе кратковременного пребывания, осуществляется в соответствии с « Положением о предоставлении дополнительных платных образовательных услуг МБДОУ ДСКВ №46 « Кот в сапогах».

Материально – техническое обеспечение  деятельности группы кратковременного пребывания не требует дополнительных финансовых вложений, так как в полной мере используется имеющиеся в ДОУ ресурсы.

К работе с детьми группы привлекаются компетентные  специалисты, имеющие  высокий уровень профессиональной квалификации.

Работа с родителями

От того, насколько представлены интересы семьи в деятельности ДОУ, во многом зависит эффективность педагогической работы с детьми. Следует подчеркнуть, что в условиях кратковременного пребывания сотрудничество с семьей становится решающим фактором, потому сто полноценное образование ребенок может получить лишь в том случае, если родители играют и общаются с детьми дома, учитывая при этом рекомендации профессиональных педагогов и психологов.

Работа с семьями воспитанников ГКП строится с учетом основных положений, которые определяли ее содержание, организацию и методику:

  • достижение единства, когда цели и задачи развития ребенка хорошо понятны не только педагогам, но и родителям, которые знакомы с основным содержанием, методами и приемами работы в детском саду;
  • систематичность и последовательность работы в течение года и всего пребывания ребенка в детском саду;
  • индивидуальный подход к каждой семье на основе учета ее интересов, типологии, социального статуса;
  • привлечение внимания родителей к деятельности детского сада;
  • признание ребенка самоценной личностью, имеющей свое «Я», свои интересы, желания, запросы.

Мероприятия по реализации программы

Организационно-методическое и информационное обеспечение программы

1

Разработка  методической и нормативно-правовой  документации

2009-2010

Творческая группа, заведующий, зам. Зав. по ВМР

К 2010 году подготовить пакет документов

2

Разработка  диагностических материалов, для уточнения стартовых возможностей детей и определения перспектив и темпов обучения

2009-2010

Творческая группа, заведующий, зам. Зав. по ВМР

К 2010 году подготовить  диагностический инструментарий

3

Разработать анкеты для родителей

2008-2009

Психологи

К 2009 году провести социальный опрос родителей

Кадровое обеспечение образовательного процесса

1

Разработать штатное расписание.

2010год

Специалист отдела кадров

Определится   список кадрового состава

2

Провести обучающий семинар со  специалистами ,привлеченными к работе на группе кратковременного пребывания

2009-2010

Заместитель заведующего по ВМР

Повысится уровень профессиональной компетентности педагогов.

Организация взаимодействия

1

Отработать механизм взаимодействия с врачами поликлиники

2009-2010

Заведующий ,специалисты .

Организация консультативной помощи родителям детей группы кратковременного пребывания

2

Разработать планы взаимодействия родителей и педагогов ДОУ

2009-2010

Педагоги

Это позволит реализовать обратную связь с семьей и получить более полную информацию о развитии ребенка.

Список используемой литературы

  1. Л.Н. Галигузова «Ступени общения: от года до семи лет». М. 1992
  2. Г.А. Урунтаева «Как я расту». М. 1996
  3. А. Фромм «Азбука для родителей или как помочь ребенку в трудной ситуации». Ек. 1996
  4. И.И. Гребешева «Ваш ребенок». М.1990
  5. Б. Спок «Ребенок и уход за ним». Ст. 1992
  6. Сборник «Развивающие игры для младших дошкольников». М.1996
  7. Журнал "Обруч" №З-2000г. стр.lб-17.
  8. Н.М.Щелованов, Н.М.Аскарина «Воспитание детей раннего возраста в детских учреждениях». М.1960.
  9. А.Д. Митина «О воспитании детей раннего возраста». С. 1956.
  10. Н.Л.Кряжева «Развитие эмоционального мира детей» Яр. 1996.
  11. В.Г.Алямовская «Ясли – это серьёзно» М.1999.
  12. Н.М.Аксарина  «Воспитание детей раннего возраста» М., 1996.
  13. Журнал  «Дошкольное воспитание»  №6 –1980 г., стр.34., статья А.Мышкина «О некоторых вопросах адаптации»
  14. Журнал  «Дошкольное воспитание»  №6 –1990 г. «Ребёнок идёт в детский сад»
  15. Журнал  «Дошкольное воспитание»  №8 –1993 г., стр.21., статья Е.Соловьёвой «Адаптация ребёнка к условиям детского сада»

МБДОУ ДСКВ №46


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЛУЧИКИ «СОЛНЫШКА» В ГРУППЕ КРАТКОВРЕМЕННОГО ПРЕБЫВАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Одной из форм раннего развития ребенка стало образование групп кратковременного пребывания. На базе нашего учреждения в 2012 году для детей младшего дошкольного возраста (2-3 года) была создана такая ...

Программа адаптационной группы кратковременного пребывания детей, не посещающих дошкольное учреждение, нуждающихся в коррекционной помощи

Программа адаптационной группы кратковременного пребывания детей, не посещающих дошкольное учреждение «Малышок», направлена на обеспечение эмоционального благополучия и социальн...

ПРОГРАММА адаптационной группы кратковременного пребывания детей раннего дошкольного возраста не посещающих детское образовательное учреждение

ПРОГРАММАадаптационной группыкратковременного пребывания детейраннего дошкольного возрастане посещающих детское образовательное учреждениеПояснительная записка.Актуальность. Адаптация детей ранне...

Образовательный проект «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста» в группе кратковременного пребывания детей от 2 до 3 лет

Творческое название проекта: "Волшебная игра " Вид проекта: практико- творческий, групповой Цель: создание оптимальных условий для организации работы, направленной на пов...

Рабочая программа групп кратковременного пребывания детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения с 1,5 до 3 лет

Рабочая программа групп кратковременного пребывания детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения с 1,5 до 3 лет...

Положение о группе кратковременного пребывания детей "Карапузы", не посещающих ДОУ

Группа кратковременного пребывания детей дошкольного возраста (ГКП) – новая форма оказания квалифицированной помощи семье в обучении и воспитании ребенка, подготовке к детскому саду.Деяте...