Цикл занятий "Учимся по сказке"
рабочая программа по теме

Потапенко Надежда Павловна

"Я и мои эмоции", "Учимся по сказке"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatiya_emotsii.docx29.5 КБ
Файл zanyatiya_uchimsya_po_skazke.docx37.43 КБ
PDF icon ya_i_zhivotnye.pdf821.32 КБ

Предварительный просмотр:

Я и мои эмоции

Задачи:

  • Дать детям первичные знания о некоторых базовых эмоциях: радости, удивления, страхе, гневе, горе, интересе.
  • Учить детей различать эмоции по их схематическим изображениям.
  • Учить детей передавать заданное эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства (мимику, пантомимику, интонацию).
  • Развивать у детей эмпатию (способность к сопереживанию).
  • Расширять представления детей об этих эмоциях, предлагая сравнивать их.
  • Учить понимать свои чувства и чувства других людей, рассказывать об этом.
  • Учить контролировать свои эмоции.

Содержание занятий:

Тема: «Радость».

Цель: Познакомить детей с эмоцией радости; учить передавать это эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства; формировать положительные чувства и эмоции через улыбку; учить эмоционально воспринимать веселое настроение людей.

  1. Прослушивание веселой музыки.
  2. Чтение стихотворения А. Барто «Две сестры глядят на братца» (беседа по содержанию стих-я, демонстрируется изображение веселой девочки и пиктограмма «Радость»).
  3. Упражнение «Зеркало» (дети по очереди смотрят в зеркало, изображая радость).
  4. Игра «Клоун -Тяп - Ляп» (дети играют с шариком).
  5. Этюд «Золотые капельки» (как приятен теплый дождик! Выразительные движения: голову запрокинуть, плечи опустить, нежная улыбка).
  6. Этюд «Цветок» (выразительные движения: присесть на корточки, голову и руки опустить, затем поднять голову, распрямить корпус, встать, руки медленно поднять в стороны - цветок расцвел. Мимика: глаза полузакрыты, улыбка, мышцы лица расслаблены).
  7. Рисунок «Оживи кружочки» (пиктограмма «Радость»).

Тема: «Удивление».

Цель: Познакомить детей с эмоцией удивления; учить их передавать данное эмоциональное состояние, используя различные эмоциональные средства; учить эмоционально воспринимать удивленное настроение людей; развивать умение чувствовать чужое настроение и сопереживать окружающим.

  1. Чтение стих-я А.Барто «Купание» (беседа по содержанию).
  2. Рассматривание пиктограммы «Удивление» и изображение удивленных людей.
  3. Упражнение «Зеркало».
  4. Этюд «Удивление» (мимика: рот раскрыт, брови и верхние веки приподняты).
  5. Упражнение «Тренируем эмоции» (улыбнитесь как кот на солнце и т.п., удивитесь, как ребенок, который увидел слона и т.п.).
  6. Рисунок «Оживи кружочки» (пиктограмма «Удивление»).

Тема: «Страх».

Цель: Познакомить детей с эмоцией страха; учить их передавать это эмоциональное состояние; учить эмоционально воспринимать это состояние у других людей; помогать детям осознавать и преодолевать страх.

  1. Чтение стих-я «Тили-бом» (беседа по содержанию, рассматривание пиктограммы «Страх» и изображений испуганных зверей.).
  2. Упражнение «Зеркало».
  3. Игра «Медвежонок» (медвежонок спит, дети вокруг него водят хоровод. Медвежонок просыпается и догоняет детей. Дети прячутся за стульчики, затем детям предлагается выбрать пиктограмму страха из трех пиктограмм).
  4. Упражнение «Тренируем эмоции» (улыбнись как.., удивись как..., испугайся как...).
  5. Этюд «Лисенок боится».
  6. Рисунок «Оживи кружочки» (рисуют по показу педагога лицо испуганного человека).
  7. Упражнение «У страха глаза велики» (играем со страхом. Представьте, что у вас большой страх (дети широко разводят руки в стороны). У всех, кто боится, от страха большие глаза (изображают большие, круглые глаза при помощи рук). Но теперь страх уменьшился (дети сдвигают руки). А за тем страх исчезает (пожимают плечами и в недоумении разводят руками). Улыбаются друг другу).

Тема: «Гнев».

Цель: Познакомить детей с эмоцией гнева; учить передавать это эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства, социально приемлемыми способами; знакомить со способами снятия негативных настроений.

  1. Чтение отрывка из сказки «Три медведя» (разыгрывание отрывка, где сердятся медведи).
  2. Упражнение «Зеркало» (рассматривание пиктограммы и рисунка с изображением злого мальчика, выполнение мимического упр-я перед зеркалом).
  3. Игра «Выбиваем пыль».
  4. Упражнение «Тренируем эмоции» (задания по выбору педагога).
  5. Рисунок «Оживи кружочки» (задание выполняется по показу педагога).
  6. Игра «Тух-тиби-тух» (заклинание против плохого настроения. Дети ходят по комнате ни с кем не разговаривая, как только захочется поговорить останавливаются напротив одного из детей и сердито говорят волшебное слово «ТУХ-тиби-тух!»).

Тема: Горе.

Цель: Познакомить детей с эмоцией горе; учить передавать это эмоциональное состояние; учить эмоционально воспринимать грустное настроение людей; знакомить со способами снятия негативных настроений.

  1. Чтение сказки «Теремок» (беседа по содержанию).
  2. Упражнение «Зеркало» (рассматривание пиктограммы горе и изображений грустных людей. Изображение грусти перед зеркалом).
  3. Этюд «Стрекоза замерзла» (мимика: приподнять и сдвинуть брови, стучать зубами).
  4. Упражнение «Тренируем эмоции» (чтение стих-я А.Барто «Встреча» и подбор пиктограмм).
  5. Рисунок «Оживи кружочки» (используется одновременный показ педагога).

Тема: Наши эмоции

Цель: Продолжить знакомство детей с эмоциями радости, горя, удивления, страха, гнева. Закрепить полученные на занятиях знания и умения. Расширить представления детей об эмоциях, продолжить развивать воображение.

  1. Знакомство с гномами.
  2. Игра «Кубик» (педагог бросает кубик, на каждой стороне которого нарисовано лицо, выражающее какое-либо настроение. Ребенок изображает настроение соответствующее выпавшему).
  3. Упражнение «Выбери такое же настроение» (каждому ребенку дается пиктограмма, ребенок находит соответствующую картинку).
  4. Игра «Хоровод» (дети идут по кругу, когда зазвонит колокольчик дети выполняют задания педагога, показать веселого зайчика, испуганную мышку и т.д.).
  5. Игра «Волны» (включается запись шума моря. Детям даются ленточки и они изображают настроение волн).
  6. Игра «Зеркало» (гимнастика для лица: педагог показывает какое-то настроение, дети определяют его, называют и, как зеркало повторяют).
  7. Этюд «Разные настроения» (педагог читает стих-е, а дети изображают настроения, описанные в тексте).
  8. Игра «Облако» (во время чтения предъявляются карточки с изображениями облаков с разными настроениями).
  9. Нарисуй облако.


Предварительный просмотр:

Учимся по сказке

Задачи:

  • Продолжать развивать интерес и любовь к художественной литературе.
  • Формировать у детей умение внимательно слушать сказку, отвечать на вопросы, выражать свои мысли, наблюдения и эмоциональные переживания в речевых высказываниях.
  • Воспитывать эмоционально-образное восприятие содержания сказки, учить понимать и оценивать характер и поступки героев, характеризовать некоторые нравственные качества (добрый, злой, смелый, и т.д.).

Организация занятий:

Занятия по работе со сказкой проходят индивидуально или по подгруппам. Продолжительность занятий составляет 15-20 минут, однако при сильной положительной мотивации занятие может продолжаться до 30 минут. После завершения программы можно с детьми поставить сказку. В ходе подготовки к спектаклю дети могут использовать полученные знания и умения, продемонстрировать зрителям свои достижения.

Для реализации поставленных задач применяются следующие методические приемы: беседы, направленные на знакомство с различными эмоциями, чувствами; словесные, настольно-печатные и подвижные игры; рисование сказки; проигрывание.

Основные этапы работы над сказкой:

  1. Знакомство с персонажами сказки.
  2. Знакомство с главным героем сказки.
  3. Первичное рассказывание сказки.
  4. Вторичное рассказывание сказки.
  5. Анализ сказки.
  6. Стимулирование «подсказок» детьми. Повторное рассказывание сказки педагогом.
  7. Совместное рассказывание сказки педагогом и ребенком.
  8. Проведение игр.

Тематический план

№ нед.

Тема

Содержание

1.

Знакомство с персонажами сказки.

Обратить внимание ребенка на внешний облик персонажей сказки, величину, окраску (цвет), звукоподражание, форму передвижения.

2.

Закрепление.

Характеристики героев (величина, цвет, форма, основные части). Конструирование из палочек, объемных и плоскостных фигур.

3.

Первичное рассказывание сказки.

Главная цель - установление эмоционального контакта с ребенком, обращение внимания на эмоции педагога.

4.

Вторичное рассказывание сказки с использованием мнемокарты.

Цель: обратить внимание на персонажей сказки и последовательность появления и каждого.

5.

Анализ сказки.

Вопросы по содержанию сказки, выяснение отношения к каждому персонажу сказки.

6.

Повторное рассказывание сказки.

Стимулирование детских «подсказок».

7.

Совместное рассказывание сказки: педагоги ребенок.

Фланелеграф с плоскостными изображениями персонажей сказки.

8.

Проведение игры-импровизации с ребенком.

Игра «Угадай, о ком я рассказала».

Цель: Узнавать персонажей сказки по словесному описанию.

9.

Закрепления содержания сказки.

Игра «Веселый-грустный» и др.

Цель: учить понимать эмоциональное состояние сказочных героев.

10.

Закрепление содержания сказки.

Игра «Расскажем сказку вместе».

Настольный театр.

Цель: формировать навыки речевого общения.

Сказка «Курочка Ряба».

Цель: Совершенствовать мелкую и общую моторику; пересказывать совместно со взрослым фрагменты сказки; развивать зрительное и слуховое восприятие детей; соотносить предметы по признакам формы, величины, цвета. Воспитывать умение подражать

Игры:

  1. Игра «Запомни и расскажи» (педагог задает вопрос по содержанию сказки и предлагает выбрать персонаж (картинку) необходимый для ответа).
  2. Игра «Покормим курочку» (перекладывание фасоли (гороха) в миску).
  3. Подвижная игра «Курочка-хохлатка».
  4. Игра «Подуем на перышко» (развитие речевого дыхания).
  5. Конструирование из палочек «Перышко».
  6. «Лабиринт». Работа с картинкой (развитие зрительного внимания - найти ту дорожку, по которой баба может дойти до корзинки и т.д.).
  7. Развитие сенсорного восприятия (предложить детям рассмотреть сюжетную картинку «Две бабы» и рассказать о том, кто нарисован на картинке).

Сказка «Репка».

Цель: Совершенствовать мелкую моторику ребенка, выполнять точные движения пальцами ведущей руки. Продолжать развивать зрительное и слуховое внимание. Воспитывать умение подражать.

Игры:

  1. «Да - нет» (педагог показывает ребенку по очереди картинки с изображением героев сказки. Просит ребенка глядя на фигурку, правильно ответить на вопрос: «да» или «нет». Например: «Это мышка?»).
  2. «Кто сначала, кто потом» (попросить ребенка, глядя на картинку, ответить на вопросы: Кто стоит впереди? и т.д.).
  3. Развитие грамматики (показать ребенку предметные картинки и попросить рассказать, что где нарисовано (репка - репки, огурец - огурцы и т.д.)).
  4. «Кого не стало?» (ребенок отворачивается, педагог в этот момент убирает одну фигурку).
  5. «Мал, мала меньше». Развитие сенсорных представлений (поставить картинки - репки в ряд от самой большой до самой маленькой).
  6. «Загадки - отгадки».
  7. «Что где лежит?» (сюжетная картинка).
  8. Драматизация сказки.

Сказка «Колобок».

Цель: Продолжать совершенствовать мелкую моторику детей. Учить использовать в активной речи предлоги. Развивать зрительное, слуховое внимание, мышление. Вырабатывать умение дослушивать сказку до конца.

Игры:

  1. «Да - нет» (показать картинку с зайцем. Спросить: Это волк? Аналогично обыграть остальных героев).
  2. Узнай по контуру (ребенку предлагается среди контурных изображений яблока, лимона и т. п. найти Колобка).
  3. Имитируем походки (попрыгайте, как зайчик).
  4. Что сначала, что потом (разложить картинки).
  5. «Кто спрятался» (взрослый прячет фигурку, а ребенок должен угадать, кого не стало).
  6. «Лабиринт» (провести фломастером по той дорожке, которая привела бы Колобка к бабушке и т. д.).
  7. Развитие мышления и грамматики (ребенку предлагается внимательно посмотреть на картинки и отгадать загадки: У кого длинные уши? У кого рыжая шубка и т.д.).
  8. Театр на ложках.

Сказка «Волк и козлята».

Цель: Продолжать учить детей выполнять правила игры. Развивать наблюдательность, зрительное и слуховое восприятие, внимание, память.

Игры:

  1. «Угадалки - узнавалки» (детям предлагается внимательно послушать, кто говорит за ширмой - коза или козленок и т. д.).
  2. «Узнай по контуру».
  3. «Через мост мы идем» (выполняются движения в соответствии с текстом).
  4. Закончи фразу (коза большая, а козленок маленький и т.д.).
  5. Мимическая гимнастика.
  6. «Лабиринт» (детям предлагается картинка).
  7. Выкладывание из палочек следов козы и козленка.
  8. «Попробуй найди» (рассказать о том, где спрятался каждый герой и как догадались? Например: из-за печки торчит хвостик и т.д.).
  9. Настольный театр.

Сказка «Аленушка и лиса».

Цель: Продолжать расширять словарный запас детей за счет имен прилагательных и глаголов. Вводить в активный словарь детей антонимы, уметь подбирать нужное по смыслу слово и заканчивать фразу, начатую взрослым, воспитывать умение слушать друг друга и взрослого.

Игры:

  1. «Узнай по контуру».
  2. «Ласковая Аленушка» (назвать ласково животное так же, как называла Аленушка: лиса- лисонька и т.д.).
  3. «У медведя во бору».
  4. «Эхо» (педагог читает стих-е, а дети произносят «Ау» (громко и тихо)).
  5. Что изменилось? (детям предлагается внимательно посмотреть на фигурки персонажей и запомнить, как они стоят. Попросить их отвернуться, в этот момент переставить местами фигурки, спросить, что изменилось?).
  6. «Лабиринт». Работа по картинке (попросить ребенка помочь Аленушке добраться до дома, провести пальчиком по дорожке и назвать при этом, что увидела Аленушка слева и справа от тропинки).
  7. «Отгадай загадку».
  8. «Спрячь девочку» (раздаются картинки для игры, дети выполняют действия по просьбе педагога. Например: спрячь девочку под деревом, поставь девочку на пенек и т.д.).
  9. Театрализация сказки.

Сказка «Теремок».

Цель: Расширять активный словарь детей за счет имен прилагательных, обозначающих величину (большой, маленький, больше, меньше). Развивать умение рассматривать иллюстрации, узнавать контурные изображения животных, умение вслушиваться в речь взрослых. Воспитывать умение сопереживать героям.

Игры:

  1. «Да - нет» (правила описаны выше).
  2. «Прятки» (взрослый прячет героя сказки, а ребенок угадывает, кого не стало).
  3. «Что сначала, что потом» (картинки).
  4. Загадки о животных.
  5. Имитируем походку животных.
  6. «Кто где живет?» (например: зайка под кустом, мышка в норке и т.д.). 
  7. «Кто как кричит?» (звукоподражания).
  8. Настольный театр.

Сказка «Заюшкина избушка».

Цель: Совершенствовать общую моторику; расширять словарный запас; развивать зрительное и слуховое внимание; вовлекать детей в совместные виды деятельности; воспитывать умение слушать друг друга.

Игры:

  1. «У кого что?» (посмотреть на картинки и отгадать загадки. У кого красный гребешок? Длинные ушки? и т.д.).
  2. «Жил-был зайчик» (дети выполняют действия в соответствии с текстом).
  3. «Посмотри и назови» (например: зайчик маленький, а медведь...(большой и т. д.)).
  4. «О ком загадка? » (отгадать, глядя на фигурки).
  5. «Какой? Какая?» (предметные картинки. Например: какой домик выше, а какой ниже и т.д.).
  6. «Что изменилось?» (педагог меняет местами игрушки).
  7. «Кто лишний?».
  8. Выкладывание домика из палочек.
  9. Театрализация.

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл занятий по созданию бесконфликтной обстановке в группе детей "Учимся дружить"

Конспекыт развивающих занятий.Цель:1. Создание условий, обеспечивающих свободное выражение эмоциональных состояний и чувств.2. Развитие навыков совместной деятельности, навыков общения3. Осознание соб...

Цикл занятий для старшей группы " Сказки о чудесном угольке"

    Данная методическая разработка поможет педагогам дошкольного образования в проведении занятий по экологии,  окружающему миру, углубляя знания  детей о пр...

цикл занятий "погружение в сказку"

Цикл занятий "Погружение в сказку"...

Сказка для детей старшего дошкольного возраста "Волшебная сказка" из цикла занятий по пожарной безопасности

Литературный материал для детей старшего дошкольного возраста по основам безопасности жизнедеятельности...

Цикл занятий по созданию бесконфликтной обстановки в группе детей «Учимся общаться и дружить»

Цикл занятий поможет в работе по развитию коммуникативных способностей, развитию положительного отношения к сверстникам, профилактике негативного поведения и носит профилактический характер....

Цикл занятий "Музыка и сказка"

Цикл музыкальных занятий с элементами сказкотерапии...

Цикл занятий «Учимся дружить. Секреты дружбы».

Цель: формирование дружеских взаимоотношений в группе, сплочение детского коллектива.Программные задачи:Образовательные:познакомить детей с секретами (правилами) дружеских отношений;обобщать и расширя...