Памятка для родителей "Ребенок и речь"
консультация (младшая группа) на тему

Логвинова Елена Евгеньевна

Памятка для родителей "Ребенок и речь"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatka_-_rebyonok_i_rech._ranniy_vozrast.docx75.78 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                         

Памятка для родителей                                            C:\Users\User\Desktop\Анимашки\Дети\people057.gif

Ребёнок и речь

 Речь – один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребёнка. Это обусловлено исключительно ролью, которую она играет в жизни человека. Благодаря речи люди сообщают мысли, желания, передают свой жизненный опыт, согласовывают действия. Она служит основным средством общения людей. Речь одновременно – необходимая основа мышления и его орудие. Мыслительные операции развиваются и совершенствуются в процессе в процессе овладения речью. От уровня речевого развития зависит общее интеллектуальное развитие. Развитие речи оказывает большое внимание на формирование личности, волевые качества, характер, взгляды, убеждения. Можно сказать, что речь человека – это его визитная карточка. Речь ребёнка отражает социальную среду, в которой он растёт. Дети с нарушениями речи входят в группу риска по адаптации в школе.

         Для нормального становления речевой деятельности необходимы определённые условия психического развития. Прежде всего,  необходимо, чтобы у ребёнка:

  • достигли определённой степени зрелости различные структуры головного мозга;
  • правильно и координированно работали голосовые и дыхательные системы, органы артикуляции;
  • были достаточно развиты слух и зрение, двигательные навыки, эмоции;
  • формировалась потребность в общении.

       Овладение речевой деятельностью предполагает:

  • способность говорить;
  • способность понимать сказанное.                        

Как ребёнок учится говорить?

        Слушая речь взрослых и повторяя то, что он услышал. Это,  несомненно, необходимое условие: ребёнок слышит речь окружающих, её ритм, интонацию, запоминает, в каких ситуациях употребляются те или иные слова, выражения, и по аналогии начинает пользоваться ими в своей речи. Но ребёнок не только имитатор, он - творческий участник овладения языком. Иначе невозможно объяснить, каким образом он не просто использует в своей речи готовые заученные образцы, по которым сам создаёт новые уникальные высказывания.

Особенности речевого развития детей

раннего возраста

        После года развитие речи идёт очень стремительно. Ребёнок всё больше произносит осмысленные звукосочетания, слова из одного – двух слогов. Возрастает потребность в речевом общении. У малыша появляется желание не только узнать, что это за предмет, но и что с ним можно делать, для чего он нужен.

Если взрослые не поддерживают общений  ребёнка, то заглушается сама потребность в общении, задерживается развитие активной речи. В этом возрасте дети нередко разговаривают с игрушками, картинками, домашними животными. Язык мимики и жестов начинает постепенно угасать. Годовалые дети понимают значение многих слов, к полутора годам могут показать некоторые части тела, выполняют простые инструкции, понимают содержание неложных рассказов по сюжетным картинкам. В 1,5 года в самостоятельной речи ребёнка около 20 слов, а в 2 года – 50 слов. Между 1,5 – 2 годами появляются предложения, состоящие из 2-3 слов.

На 3 году жизни дети рассматривают в книжках картинки, слушают (5-10) минут истории, понимают значение слов большой, маленький. К 3 годам появляется потребность в самостоятельности, стремление действовать независимо от взрослых, развивается самооценка. Это находит отражение в речевом поведении, в выборе лексических и эмоционально - выразительных средств. Ребёнок начинает говорить о себе в 1 лице. К этому времени активный словарь состоит из 1500слов. Вместе простой двухсложной фразы он начинает использовать развёрнутые предложения. С овладением фразовой речью совершенствуется грамматическая система языка. К 3 годам ребёнок использует все части речи  и строит полные грамматически оформленные предложения. На основе общения речь начинает выполнять функцию организации его действий. На 3 году развивается и связное высказывание. Возникают первые модели словообразования. Появляются  характерные признаки речевого общения, речь начинает становиться регулятором поведения.

!Основания для беспокойства: стойкое и длительное по времени отсутствие речевого подражания новым для ребёнка словам. (Такая остановка может быть при нормальном развитии речи, но не долее полугода после появления первых 3-5 слов). При появлении речевого подражания ребёнок, как правило, воспроизводит часть вместо целого слова или искажает его, использует аморфные слова.

  • Ребёнок не строит из накопленных слов предложений. Не появляются глаголы.
  • Ребёнок строит предложения, но их грамматическое оформление грубо искажено. Не говорит о себе в первом лице (не пользуется местоимением «Я»).
  • Во время речи кончик языка высовывается  между зубами.
  • Звуки произносятся с «хлюпаньем» имеют носовой оттенок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей "Развивайте речь у детей"

Развитие речи у старших дошкольников...

Памятка для родителей. Развитие речи детей 3-4 лет.

В памятке собраны различные игры для развития речи детей 3-4 лет, чистоговорки, потешки, пальчиковые игры. Памятка выполнена в форме брошюры (можно использовать как раздаточный материал для родителей ...

Памятка для родителей "Развитие речи вашего ребёнка"

Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений детей в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучен...

Памятка для родителей: "Развитие речи детей младшей группы".

Уважаемые папы и мамы, бабушки и дедушки! Вы – первые и самые важные учителя своего ребёнка. Первая его школа – ваш дом – окажет огромное влияние на то, что он  будет считать важным в жизни...

Памятка "Играем и развиваем речь"

Проблема речи,  всем  видовом разнообразии является актуальной в дошкольном возрасте. На сегодняшний день существует множество методик, технологий, с помощью которых можно корректи...

Памятка для родителей Стимулирование речи у детей раннего возраста

Памятка поможет родителям развивать речь у младших дошкольников...