Картотека пальчиковых игр
методическая разработка (младшая группа) на тему

Пальчиковые игры для детей младшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_palchikovyh_igr.docx33.29 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека пальчиковых игр

Игры для детей 2-3 лет

«Ладушки».

Ладушки-ладошки                      вытягивают руки вперед, поворачивают

У ребяток-крошек                       ладони вверх-вниз.

Кашку варили                              водят указательным пальцем одной руки по

Кукол кормили                            ладони другой. 

Так!                                               Вытягивают руки вперед ладонями вверх

Ладушки-ладошки                      поворачивают ладони вверх-вниз. 

У ребяток-крошек

Молотком стучали,                     стучат кулачками друг о друга. 

Гвозди забивали.

Так!

«Утенок».

Во дворе утенок жил,           прикасаются всеми пальцами руки к

                                                большому    пальцу и раскрывают

                                                ладони («утенок открывает клюв») .

Рыбку он ловить любил.      прижимают ладони друг к другу и качают

                                                ими из стороны в сторону («рыбка») .

«Осень».

Осень, осень  к нам пришла

И в подарок принесла:

Листик клена,                            загибают пальцы по очереди,

Лист березы,                             начиная с мизинца

Лист осины,

Лист дубка,

Чудо-осень! Хороша!              распрямляют пальцы и вращают кисть.

«Флажок».

Я в руке флажок держу                   четыре пальца (указательный, средний,

                                                   безымянный, мизинец) вместе, большой

                                                 опущен вниз; тыльная сторона ладони к себе.

И ребятам им машу.           

«Сорока».

Сорока-белобока                            указательный палец правой руки делают

                                                круговые движения по ладошке левой.

Кашу варила,

Деток кормила.        

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,                           правой рукой загибают по очереди пальцы левой

                                              руки, начиная с мизинца.

А этому не дала!                        Большой палец поднимается вверх.

«Дружат наши дети…»

Дружат наши дети,                пальцы правой руки по очереди  постукивают по  

                                                 тем же пальцам левой руки, начиная с большого.

Девочки и мальчики.        

Мы с тобой подружим

Маленькие пальчики.        

«Прятки».

В прятки пальчики играли

И головки убирали,

Вот так, вот так,

Так головки убирали.                  Сжимание – разжимание кулачка в воздухе.

«Рыбки».

Рыбки весело плескались

В чистой светленькой реке.                 ладошки как бы ударяют по воде.

То сожмутся, разожмутся,

                                                      пальчики сжимаются в кулачок,

                                                        разжимаются.

То закружатся в воде.                          винтообразные движения кистью.

«Этот пальчик…»

 

Этот пальчик – дедушка,        загните большой палец.

Этот пальчик – бабушка,        загните указательный палец.

Этот пальчик – папочка,        загните средний палец.

Этот пальчик – мамочка,        загните безымянный палец.

Этот пальчик – я,                загните мизинец.

Вот и вся моя семья!        вращайте кисть, разведя пальцы в стороны.

        

«Ёжик».

Что ж ты, ёж, такой колючий?  

Это я на всякий случай:

Знаешь, кто мои соседи –

Лисы, волки и медведи.        Соединить ладошки, выставить прямые

                                               пальцы вверх и расставить в стороны.

        

«Раз, два»

Раз, два, раз, два,                          Ударять по столу поочередно правой и

                                              левой руками;

Очень медленно сперва.      одно  слово – один удар;

А потом, потом, потом                количество ударов равно количеству

                                              слогов в слове.

Все бегом, бегом, бегом.        

«Очки».

Бабушка очки надела

И на внучку посмотрела.        Большой палец правой и левой руки вместе с

                                                остальными образуют колечко; колечки

                                                поднести к глазам.

«Шарик».

Надуваем быстро шарик;

Он становится большой.        Все пальчики обеих рук в «щепотке» и

                                                соприкасаются кончиками, постепенно

                                                принимая форму шара.

Вдруг шар лопнул, воздух вышел-

Стал он тонкий и худой.        Пальчики принимают исходное положение.

«Посчитаем».

  Поднять кисть руки вверх, широко раздвинуть пальцы.         

Раз-два-три-четыре-пять!

Будем пальчики считать –                 Поочередно сгибать пальцы в кулачок,

                                                        начиная с большого.

Крепкие, дружные,

Все такие нужные…        

«Рыбка».

Рыбка плавает в водице,

Рыбке весело играть.                   Движения ладошками слева направо и

                                                наоборот.

Рыбка, рыбка, озорница,        Делать махи кистями как бы «ударяя по воде».

Мы хотим тебя поймать        Хлопок в ладоши.

«Мяч».

Мой весёлый круглый мяч,   Одной рукой бьём по воображаемому мячу.

Щёки круглые не прячь!       Смена рук.

Я тебя поймаю,                     Двумя руками, соединив одноимённые пальцы,

                                               показываем мяч.

В ручках покатаю!               Покатали воображаемый мяч между ладоней.

«Лес».

Здравствуй, лес,                  Поднять обе руки ладонями к себе, широко

                                             расставить  пальцы.

Дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

«Капуста».

Мы капусту рубим-рубим,      Движения прямыми ладонями вверх-вниз

Мы капусту солим-солим,      поочерёдное поглаживание подушечек пальцев

Мы капусту трём-трём,          потирать кулачок о кулачок

Мы капусту жмём-жмём.        сжимать и разжимать кулачки.

«Пять пальцев».

На моей руке пять пальцев,

Пять хватальцев, пять держальцев,   ритмично сжимают и разжимают

Чтоб хватать и чтоб пилить,              кулачки

Чтобы брать и чтоб дарить.

Их не трудно сосчитать:                   по очереди выпрямляют пальцы,

Один, два, три, четыре, пять.           начиная с мизинца.

«Повстречались».

Повстречались два котёнка: «Мяу – мяу».       Соединять одноименные 

Два щенка: «Ав – ав».                                        пальцы

Два жеребёнка: «И-го-го»

Два тигренка: «Р-р-р»

 Два быка: «Му-у».

 Смотри, какие рога!                 Показать рога указательными пальцами

По грибы.

Один, два, три, четыре, пять,
Мы идём грибы искать!            
попеременно сгибать пальцы, начиная с                    

                                                      мизинца
Этот пальчик в лес пошёл,

Этот пальчик гриб нашёл.
Этот пальчик чистить стал.
Этот пальчик всё съел,
Оттого и потолстел.

Кто приехал.

Кто приехал? Мы, мы, мы.                           Хлопать кончиками пальцев.
Мама, мама, это ты? Да, да, да.                  Хлопать кончиками больших и  

                                                                         указательных   пальцев.
Папа, папа, это ты? Да, да, да.                     Большие и средние пальцы.
Братец, братец, это ты? Да, да, да.              
Большие и безымянные пальцы.
Ах, сестричка, это ты? Да, да, да.              
Большие пальцы и мизинцы.

Дождик капает.

Дождик капает, Дождик капает.
Кап -кап-кап. Кап-кап-кап.          
Пальчики обеих рук постукивают по столу.

Пальчик-мальчик.

Пальчик-мальчик, где ты был?        Показать большие пальцы рук.

- С этим братцем в лес ходил,         Поочередно соединять большие

С этим братцем щи варил,               пальцы с другими.

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел.

Рисовали.

Мы сегодня рисовали,                       Плавно поднять руки перед собой,

Наши пальчики устали.                     Встряхивать кистями.                        

Наши пальчики встряхнем,

Рисовать опять начнем.

 

Игры для детей 3-4 лет

«Это я».

Это глазки. Вот, вот.

Это ушки. Вот, вот.

Это нос, это рот.                                  Показывают части тела

Там спинка. Тут живот.                       соответственно тексту.

Это ручки. Хлоп-хлоп.

Это ножки. Топ- топ.

Ох устали вытрем лоб!

«Перчатка».

Я перчатку надеваю,

Я в неё не попадаю.              Поглаживают по очереди одной рукой другую,

                                                как будто надевают перчатки.

Сосчитайте-ка ребятки,

Сколько пальцев у перчатки.

Начинаем вслух считать:

Раз, два, три, четыре, пять.           Загибают пальчики

«Репка»

Тянут, тянут бабка с дедкой          Вытягивание пальцев за ногтевые фаланги

Из земли большую репку:

Вот пришла бы наша внучка,

Помогла б собачка Жучка.

Где же кошка, мышка – крошка?      Одноимённые пальцы прикасаются

                                                                друг к другу.

Хоть держалась крепко,

Вытянута репка.

«Ёлочка».

Перед нами ёлочка.                  Пальцы переплетены, большие подняты вверх.

Шишечки, иголочки,                Кулачки, «иголочки»- раздвинуть пальцы.

Шарики, фонарики,                 Ладошки держать «ковшиком».

Зайки и свечки,                        «Зайчики» - указательные пальцы.

Звёзды, человечки.                  Ладошка в виде звезды, «человечки» - походить

                                                   пальчиками.

«Есть у каждого свой дом».

Дети загибают  на обеих руках пальцы: по одному пальцу на каждое двустишье.

У лисы в лесу глухом

Есть нора – надёжный дом.

Не страшны зимой метели

Белочке в дупле на ели.

Под кустами ёж колючий

Нагребает листья в кучу.

Из ветвей, корней, травы

 Хатки делают бобры.        

Спит в берлоге косолапый,

До весны сосёт там лапу.

Есть у каждого свой дом,

Всем тепло уютно в нём

«Помощник».

Посуду моет наш Антошка,

Моет вилку, чашку, ложку,        Потирать ладошки друг об друга («мыть 

                                                     посуду»).

Вымыл блюдце и стакан

И закрыл покрепче кран.           Разгибать пальцы из кулачка,

                                                      начиная с мизинца. Выполнять

                                                      имитирующие движения.

«Стирка».

Дети выполняют движения соответственно тексту.

Мы белье стирали,

В речке полоскали,

Выжали, развесили,

То-то стало весело!                Крутят ладошками с растопыренными

                                                пальцами

«Алые цветки»

Наши алые цветки

Распускают лепестки.

 Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Наши алые цветки

Закрывают лепестки,

Тихо засыпают,

Головой качают.

.

Ребенок соединяет ладони в форме тюльпана.

Ребенок медленно раскрывает пальцы.

Ребенок плавно покачивает кистями рук из стороны в сторону.

Ребенок медленно закрывает ладошки, имитируя форму цветка.

 Ребенок произвольно покачивает «головкой цветка».

Лодочка.

Две ладошки прижму                         Соединить ладони лодочкой

И по морю поплыву.                          и выполнять волнообразные движения.

Две ладошки, друзья, -

Это лодочка моя.

Паруса подниму,                                Ладони поставить вертикально.

Синим морем поплыву.

А по бурным волнам                         Имитировать движения рыбок.

Плывут рыбки тут и там.

Пальчики.

Мои пальчики расскажут,            Хлопают в ладоши с растопыренными

Что умеют – все покажут.             пальцами.

 Их пять на каждой руке.             Одноименные пальцы соприкасаются друг Все сделать смогут, всегда помогут.           с другом.

Они на дудочке играют,                Выполняются движения в соответствии с

Мячик бросают,

Белье стирают,                               текстом.

 Пол подметают,

Щиплют, ласкают –

Пять и пять моих ловких пальчиков.         Показываются ладони с

                                                                       растопыренными пальцами.

Пирог.

Тесто ручками помну,                          Сжимают и разжимают ладони.

 Пирог я сладкий испеку.                     Круговые движения ладонями.

 Серединку смажу джемом,                Водят ладошками по плоскости

А верхушку сладким кремом,            стола.

И кокосовою крошкой                        Имитируют посыпание пальчиками.

Я присыплю пирог немножко,

А потом чай заварю,                           Ладошками изображают чашку с чаем.

В гости друга приглашу.


Гномы.

Гномы гостей приглашали.                   Ладошки сжаты в кулачки.

 Гномы гостей угощали.                        Поочередно разгибаются пальчики.

 Каждому гостю досталось варенье.

Пальчики склеило то угощение,          Одноименные пальцы прижимаются

Плотно прижалась ладошка к ладошке,              друг к другу.

 Гости не могу взять даже ложки!        Ладошки плотно прижимаются друг к

                                                                               другу.              



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для малышей

Эта картотека поможет развить мелкую моторуку рук малыша....

Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для малышей

Эта картотека поможет развить мелкую моторуку рук малыша....

Пальчиковая гимнастика. Картотека пальчиковых игр для детей 2-3 лет.

Значение пальчиковых игр для развития речи детей....

Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для младшего дошкольного возраста

Пальчиковая гимнастика - уникальный комплекс упражнений для развития ребёнка, также это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев, они являются очень важной частью работы ...

Рекомендации родителям к использованию пальчиковых игр для детей 4-5 лет. Картотека пальчиковых игр.

Значение пальчиковой гимнастики для дошкольников:  формирует тонкие движения пальцев, или мелкую моторику, стимулируя речевые области головного мозга, и способствует развитию речи;развивает ...

Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возраста

Пальчиковая гимнастика - уникальный комплекс упражнений для развития ребёнка, также это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев, они являются очень важной частью работы ...

Картотека пальчиковых игр. Пальчиковые игры на тему: "Деревья."

Данный материал будет полезен логопедам при проведении занятия по развитию лексико-грамматических категорий по теме : "Лес.Деревья."...