КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ " ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ"
материал (младшая группа) на тему

Пяткова Наталья Владимировна

 

        Дети с нарушением мелкой моторики не любят и не хотят застегивать сами пуговицы, шнуровать ботинки, они испытывают затруднения на занятиях по изобразительной деятельности, т.к. они не умеют правильно держать карандаш, пользоваться ножницами, регулировать силу нажима на карандаш и кисточку. Следует постепенно развивать мелкую моторику рук, используя различные специальные упражнения. Такие авторы, как Н.С.Жукова, Е.М.Мастюкова, Т.Б.Филичева, Н.И.Кузьмина описывают отдельные приемы по развитию у детей мелкой моторики.

Работать над развитием у детей координации пальцев необходимо на­чинать с младшего возраста. Поэтому для детей  рекомендуют выполнять следующие упражнения:

 

•        «Работа с шариками» перед ребенком на столе кладется несколько шариков. На некотором расстоянии от них ставится коробочка. Педагог показывает и объясняет, как надо катить шарик, чтобы он ударился о коробочку

•        «Работа с деревянными игрушками» на столе разложены складные деревянные матрешки, пирамидки. Педагог показывает ребенку, как откры­вается игрушка, как можно ее разобрать, собрать и закрыть. Затем ребенку предлагается собрать пирамидку из нескольких колец, собрать несколько кубиков в один большой, собрать матрешку из 4-5 маленьких матрешек

•        «Работа с волчками»

•        «Работа со строительным материалом» выложить из кирпичиков и кубиков дорожку, заборчик, скамеечку, столик, ворота, диван, кроватку

•        «Работа со шнурком» протягивать шнурок или шерстяную нитку через отверстия, сделанные в карточке или какой-либо фигуре

•        «Работа с карандашом» (перекатывание граненого карандаша в ладошке)

•        «Работа с пуговицами» учить ребенка застегивать крупные, а потом и мелкие пуговицы на одежде куклы, а затем и на своей одежде

•        «Работа со скрепками»

«Для проведения физминуток без речевого сопровождения_можно ре­комендовать следующие задания (с предварительным показом взрослого):

•         «Пальчики здороваются» - кончик большого пальца по очереди касается кончиков всех остальных пальцев на правой, затем на левой руке.

•         «Человечек» - указательный и средний пальцы правой руки «бегают» по столу.

•         «Отстреливание» ватного шарика одним, двумя, тремя пальцами.

•         «Обводка» шаблонов и трафаретов (штриховка, раскрашивание по точкам)

•         «Раскладывание цветных горошин, палочек, зерен» по стаканчикам или коробочкам

•         «Складывание разрезной картинки»

•         «Мозаика» выкладывание различных композиций в зависимости от возраста ребенка и от степени развития мелкой моторики

•         «Чудесный мешочек» определение на ощупь знакомых предметов

•         «Изгибание проволоки» по заготовленному контуру и в свободном творчестве

•         «Занятия с конструктором»

•         «Лепка» (из пластилина, глины, соленого теста)

         Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.
Очень важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются. Ритм и неизменный порядок слов, рифма для малыша являются чем-то магическим, утешающим и успокаивающим.
Насколько ребёнку понравится игра зависит во многом от исполнения взрослого. Для самых маленьких важно спокойно-ласковое настроение и осторожное, бережное прикосновение. Для детей трех-пяти лет имеет большое значение выразительная мимика и речь взрослого. Конечно, для выразительного исполнения взрослому следует выучить стихи наизусть.
Движения правой и левой рук контролируются разными полушариями мозга. Когда ребёнок начнёт легко выполнять нужные движения одной рукой, научите его выполнять те же движения другой рукой, а затем сразу двумя руками.
Пальчиковые игры, разработанные на фольклорном материале, максимально полезны для развития ребёнка-дошкольника. Они содержательны, увлекательны, грамотны по своему дидактическому наполнению.

Моя семья
Дети поочередно сгибают пальцы, начиная с большого.
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик - мамочка,
Этот пальчик - я,
Вот и вся моя семья!

Четыре братца
Идут четыре братца навстречу старшему брату.
- Здравствуй, большак!
Соединяют большие пальцы в щепотку.
- Здорово, Васька-указка, Мишка-середка, Гришка-сиротка да крошка Тимошка!
Большой палец поочередно соединяют с остальными пальцами.

Улей
Пальцы сжимают в кулак, затем отгибают их по одному.
Вот маленький улей,
Где пчелы спрятались,
Никто их не увидит.
Вот они показались из улья:
Одна, две, три, четыре, пять!
З-з-з-з-з!

3амок
На дверях висит замок.
Пальцы складывают в «замочек».
Кто его открыть не смог?
Мы замочком постучали,
Стучат о стол «замочком».
Мы замочком повертели,
Мы замочек покрутили
Производят круговые движения «замочком».
И открыли!
Показывают ладошки.

Капустка
Мы капустку рубим-рубим.
Двигают прямыми ладонями вверх-вниз.
Мы капустку солим-солим.
Поочередно поглаживают подушечки пальцев.
Мы капустку трем-трем,
Потирают кулачок о кулачок.
Мы капустку жмем-жмем.
Сжимают и разжимают кулачок.

Цветки
Наши алые цветки
Распускают лепестки.
Медленно разгибают пальцы из кулачков.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Покачивают кистями рук вправо-влево.
Наши алые цветки
Закрывают лепестки,
Медленно сжимают пальцы в кулачки.
Головой качают,
Тихо засыпают.
Покачивают кулачками вперед-назад.

В гости к пальчику большому
В гости к пальчику большому
Выставляют вверх большие пальцы.
Приходили прямо к дому
Соединяют под углом кончики пальцев обеих рук.
Указательный и средний,
Названные пальцы соединяют с большим пальцем на обеих руках одновременно.
Безымянный и последний,
С ним мизинчик-малышок
Мизинцы выставляют вверх, пальцы сжимают в кулак.
Постучался о порог.
Кулачками стучат друг о дружку.
Вместе пальчики-друзья,
Друг без друга им нельзя.
Ритмично сжимают пальцы на обеих руках.

Лодочка
Две ладошки я прижму
И по морю поплыву.
Ладошки соединяют лодочкой и выполняют волнообразные движения руками.
Паруса я подниму,
Ладони выпрямляют и поднимают вверх.
Синим морем поплыву.
А по бурным по волнам
Рыбки плещут тут и там.
Имитируют движения волн и рыбок.

Цветок
Вырос высокий цветок на поляне,
Фиксируют руки в вертикальном положении, ладони прижимают друг к другу.
Утром весенним раскрыл лепестки.
Разводят пальцы.
Всем лепесткам красоту и питанье
Двигают пальцами вместе-врозь.
Дружно дают под землей корешки.
Ладони опускают вниз и тыльной стороной прижимают друг к другу, пальцы разводят.
 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей и воспитателей. "Игры для развития мелкой моторики"

Уважаемые родители, коллеги – воспитатели!Вашему вниманию предлагаю игры для развития мелкой моторики.Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями.Почему так важн...

Консультация для воспитателей и родителей "Развитие мелкой моторики пальцев рук"

Немаловажную роль в успешности интеллектуального и психофизического развития ребенка играет сформированная мелкая моторика. Эта статья раскроет вам некоторые из основных секретов по данной теме....

Консультация для воспитателей "Игры на развитие мелкой моторики"

Показать различные виды упражнений для развития мелкой моторики...

Презентация для воспитателей Игры на развитие мелкой моторики

Консультация для воспитателейРазвитие мелкой моторики и координации движений рук у детей младшего дошкольного возраста через игры и специальные упражнения.«Рука является вышедшим наружу головным...

Консультация для воспитателей на тему:" Развитие мелкой моторики"

Консультация для воспитателей на тему:" Развитие мелкой моторики" Развитие мелкой моторики рукНачинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному м...