Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки
статья (подготовительная группа) на тему

Хисамова Роза Халимовна

Статья посвящена вопросам нравственно-патриотического воспитания детей на музыкальных занятиях в детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.39 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Нравственно–патриотическое воспитание дошкольников

средствами музыки

Хисамова Роза Халимовна

Музыкальный руководитель

ГБДОУ № 279 Московского района

Санкт-Петербурга

Аннотация

Статья посвящена вопросам нравственно-патриотического воспитания детей на музыкальных занятиях в детском саду. Рассмотрев в целом музыкальное воспитание в детском саду можно выделить основные направления, где ярко прослеживается патриотизм, любовь к своей культуре и своему народу.

Ключевые слова

Нравственность, патриотизм, музыкальное воспитание, творчество.

Сегодня, как никогда актуальны вопросы нравственного воспитания детей.

Времена меняются, но вечным остаётся стремление человека к добру, любви,  красоте, истине, ко всему, что вызывает светлые и радостные чувства.  

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких начал.  Сохранить хорошие качества в наших детях, заложить нравственные основы, учить их правилам общения и умению жить в коллективе – вот главные идеи воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольника.

Невозможно переоценить роль музыки в осуществлении этих задач.

Известно, что дошкольники очень эмоциональны. Это эмоционально-образное восприятие окружающего мира может стать основой формирования патриотизма.  Показать яркую палитру эмоций, выразить своё любовное отношение к Родине, городу, в котором он живёт, ребёнку помогает обстановка праздников и развлечений.

Помимо этого на музыкальных занятиях постоянно осуществляется формирование таких качеств, как коллективизм, любовь к своему дому, бережное отношение к природе. Дети учатся сопереживать, упражняются в хороших поступках, сами не замечая этого.

Насколько музыка способна воздействовать на чувства, настроения ребёнка, настолько она способна преобразовывать его нравственный и духовный мир.

Поэтому, музыкальные произведения, используемые на занятиях и в повседневной жизни, должны быть ценными в воспитательном отношении.

Причем те образы, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, конкретными, вызывающими интерес, будящими воображение.

Суть нравственно-патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны.

Большие потенциальные возможности нравственно-патриотического воздействия заключаются в народной музыке.  Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в весёлой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора.

С музыкальным фольклором дети знакомятся на музыкальных занятиях, в повседневной жизни, на досугах и при участии в народных праздниках.

Народная музыка вызывает интерес детей, приносит им радость, создаёт хорошее настроение, обеспечивает эмоционально-психологическое благополучие.

Богатство и разнообразие содержания детского фольклора позволяют выбирать наиболее яркие его образцы. Посредством народной музыки дети знакомятся с жизнью и бытом русского народа, с образцами народного музыкального творчества. Таким образом,  возникают понятия: «народная музыка», «оркестр народных инструментов», «народный хор».

Старшие дошкольники знакомятся с музыкальными  произведениями русских композиторов  М. И. Глинки, П. И. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова, где звучат народные мелодии.

Произведения русского музыкального и устного народного творчества, используемые в работе с дошкольниками, просты, образны, мелодичны, поэтому дети их быстро усваивают. Интонационные достоинства песен позволяют детям использовать их как в младшем возрасте, так и в старшем.

Многообразие народной музыки даёт возможность широко её  использовать для разучивания танцевальных движений, инсценировок, хороводов, плясок. Таким образом, приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство патриотизма, а оно неотделимо от воспитания чувства национальной гордости.

Следующим этапом работы в этом направлении является использование музыки при ознакомлении детей с образом Родины.  Для ребёнка-дошкольника Родина – это мама, близкие родные люди, это дом, где он живёт, это детский сад с его друзьями. От того, что слышит и видит ребёнок с детства, зависит формирование его сознания и отношение к окружающему.

Песни о маме устойчиво вошли в детский репертуар, т. к. нравственное воспитание ребёнка – это, прежде всего воспитание любви и уважения к матери. В этих песнях и любовь, и ласка, и гордость за свою маму.

В продолжение этой темы хочется отметить ещё один аспект знакомства с Родиной – это город Санкт-Петербург, где они родились и живут в настоящее время.

Диапазон объектов, с которыми знакомятся дошкольники в рамках этого направления, очень обширен: «Композиторы Петербурга»,

«Достопримечательности Петербурга», «Петербург – город боевой славы», «Детский бал – продолжение традиций старого Петербурга».

Показать красоту нашего города нетрудно в любом виде деятельности, надо только делать это умело и в доступной для детей форме. Ребёнок будет любить и по-настоящему ценить свой родной город, свою Родину, если мы научим его этому.

Чувство любви к родной природе – ещё одно из слагаемых патриотизма. Именно воспитанием любви к родной природе, можно и нужно развивать патриотическое чувство дошкольников: ведь природные явления и объекты, окружающие ребёнка с его появления на свет, ближе ему и легче для его восприятия. Через восприятие музыкальных образов, вызывающих у детей разнообразные эмоциональные переживания: чувства радости, грусти, нежности, доброты – мы воспитываем такое же отношение и к образам реальной природы.

Выразительность музыкального языка, яркость и поэтичность стихов помогают детям почувствовать теплоту и сердечность песен, воспевающих красоту природы.  В репертуаре программы по музыке много музыкальных произведений, в которых переданы образы хорошо знакомых детям животных и птиц. Дети с огромным удовольствием передают с помощью выразительных движений эти образы. Помимо этого в разделе слушания музыки программой предлагается масса инструментальной музыки, характеризующей образы природы: П. Чайковский цикл «Времена года»,

 А. Вивальди цикл «Времена года», Ж. К. Сен-Санс «Карнавал животных»,

С. Прокофьев цикл «Детская музыка», С. Прокофьев симфоническая сказка «Петя и волк», Э. Григ сюита «Пер Гюнт» и множество других пьес и музыкальных произведений для детей.

Особое значение в рамках нравственно-патриотического воспитания имеет  тема «Защитников Отечества».  Эта тема очень любима детьми, особенно мальчиками. Песни этой тематики легко запоминаются ребятами. Они написаны в темпе марша, содержание их созвучно с желанием ребят быть сильными и смелыми защитниками нашей Родины.  Самые популярные из

них «Бравые солдаты» муз. А. Филиппенко и «Будем в армии служить»

муз. Ю. Чичкова.

Говоря о защитниках нашей Родины, мы говорим о Великой  Победе,

уделяя особое внимание теме Блокады Ленинграда.        

Здесь мы раскрываем детям величие подвига советского солдата, знакомя

их с песнями тех времён и о тех временах. На занятиях дети узнают о героическом подвиге ленинградцев, слушают и исполняют песни, отражающие то время: И. Шварц «Песня о ленинградских мальчишках»,

М. Сидорова «Мой Петербург боевой», знакомятся с творчеством  композитора Д. Шостаковича, написавшим в это жестокое время седьмую симфонию, которую он назвал «Ленинградской».

Эти  музыкальные впечатления надолго остаются в памяти ребят и являются важнейшим фактором в формировании их морального облика и духовного воспитания.  

Итак, решение задач нравственно-патриотического воспитания на музыкальных занятиях в детском саду дало ощутимые результаты: музыка прочно вошла в быт детей, заняла значимое место в их жизни.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки

Как часто звучат в наше время слова: “русская душа”, “феномен русской души”. Но не менее часто: “падение нравственности”, “деградация общества”. Поэтому сегодня, возможно, как никогда актуальны вопрос...

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки

Консультация для родителей "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки"...

Роль нравственно-патриотического воспитания дошкольников средствами музыки

КОНСУЛЬТАЦИЯ «Роль нравственно-патриотического воспитания дошкольников средствами музыки» Невозможно переоценить роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников. Ярко выплеснуть сво...

ПРОБЛЕМЫ НРАВСТВЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКИ

Статья раскрывает проблемы нравственно-патриотического воспитания во время проведения НОД область "Музыка"...

Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки

Невозможно переоценить роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников. Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить свое любовное отношение к тому уголку Родины, в котором он живет, ребенку...

Буклет по по патриотическому воспитанию "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки"

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких начал.  Сохранить хорошие качества в наших детях, заложить нравственные основы, учить их правилам общения и у...