Статья в педагогическую газету "Детское экспериментирование как метод познавательного развития детей дошкольного возраста в период перехода на ФГОС ДО"
статья (младшая группа) на тему

Cавинцева Елена Анатольевна

В данной статья раскрыты актуальность  и достоинства метода детского экспериментирования в дошкольном возрасте,  в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в условиях реализации  ФГОС ДО. Как пример приведен конспект непосредственно- обрзовательной деятельности  с элементами экспериментирования  с младшими дошкольниками. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gmts_savintseva.docx21.17 КБ

Предварительный просмотр:

Детское экспериментирование как метод познавательного развития детей дошкольного возраста в период перехода на ФГОС ДО

 Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного возраста определяются не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств. Наиболее значимое отличие дошкольного образования от общего образования заключается в том, что в детском саду отсутствует жесткая предметность. Развитие ребенка осуществляется в игре, а не в учебной деятельности. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игру, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа дошкольника.

В связи введением ФГОС ДО и  пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дошкольном образовании преобладают методы, развивающие у детей способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. А таким методом  является экспериментирование. В работах многих отечественных педагогов  Н.Н. Подьякова, А.П. Усовой, Е.Л. Панько говорится, что «детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности  в период дошкольного развития». Познание мира живой и неживой природы, установление причинно-следственных связей происходит успешнее в процессе опытно-экспериментальной  деятельности.  Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Опытно-экспериментальная деятельность это один из факторов  познавательного развития детей дошкольного возраста. Она позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.

         Детское экспериментирование — это не изолированный от других вид деятельности, оно  тесно связано  со всеми видами деятельности. Главное достоинство метода эксперимента заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В детском саду экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах установление взаимозависимостей и закономерностей. Тема элементарного экспериментирования представляет для детей живой интерес. Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них природой. Каждое новое знание приоткрывает ребенку малоизвестные стороны познаваемого объекта, порождает вопросы, догадки. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок. Тем быстрее и полноценнее он развивается.  

         Учитывая актуальность и достоинства метода экспериментирования считаю необходимым  использовать его при взаимодействии с детьми, начиная с младшего дошкольного возраста. С целью формирования у детей элементарных представлений из области естествознания была разработана и ииииипроведена непосредственно-образовательная деятельность по познавательному направлению развития детей с элементами экспериментирования.

Конспект непосредственно - образовательной

деятельности «Зимушка-зима»

с детьми младшего дошкольного возраста

Цель НОД: формировать у  детей  элементарные представления из области естествознания.

Задачи:

Образовательные: 

- учить детей обобщенным способам исследования разных объектов окружающей жизни с помощью специально созданной игровой ситуации, познакомить детей со свойствами  льда (холодный, скользкий, в тепле тает, превращается в воду);

- учить устанавливать простейшие причинно - следственные связи.                                                                                

Развивающие: 

-расширять представления о характерных особенностях зимней природы (холодно, идет снег, люди надевают зимнюю одежду).

Воспитательные:

 -воспитывать отзывчивость,  

- устойчивое внимание.

Технические средства: телевизор;  ноутбук,   мультимедийная  презентация.

 Наглядные пособия:  Бусинки, замороженные во льду, оборудование  «мокрой зоны», лейки с теплой водой, салфетки, шнурочки для бусинок, салфетки для рук, стенд  «Я выбираю», фотографии детей.

Ход НОД: 

Дверь открою, постучу, деток в гости позову, заходите, дорогие, я вам что-то покажу.  Встаньте,  пожалуйста,  рядом,  напротив телевизора -  окна (слайд 1). Что вы видите в окне? Снег идет, все белое. Скажите, пожалуйста, какое сейчас время года? Зима. Что  бывает зимой?

Ответы детей: Холодно, идет снег, деревья стоят голые, люди одевают зимнюю теплую одежду.

Правильно, молодцы! А сейчас послушайте загадку, и дайте мне ответ, что это?

Он появляется тогда, когда замерзнет пруд, река,

На нем так трудно удержаться, но любим мы на нем  кататься (лед).

Правильно! Что происходит  с водой на улице зимой?  

Ответы детей: Она превращается в лед, замерзает от мороза  (слайд 2).

Правильно.   Помните, я вам обещала принести бусинки  для пальчиковой игры, вот сегодня несла вам их, но споткнулась на улице  и  нечаянно уронила их  в воду, а Дед Мороз заморозил их, и попали мои бусинки в ледовый плен (показываю льдинки с бусинками),  Как же нам быть? Как можно освободить бусинки из ледяного плена?

Ответы детей:

Давайте рассмотрим ваши ответы, и подумаем, что хорошо, а что –  плохо.

Ответы детей: 

Погреть лед в ладошках, они теплые, лед растает (хорошо – лед растает, бусинки освободятся, плохо – руки замерзнут);

Можно отогреть в варежках (хорошо – лед тоже растает, бусинки освободятся; плохо – варежки намокнут);

Можно поставить на батарею – лед растает хорошо, придется долго ждать - плохо;

Можно отковырнуть ножом - хорошо,  поранишься - плохо, надо попросить взрослых;

Можно положить в теплую воду, там лед быстрее растает - хорошо;

Можно оставить в группе  лед растает – хорошо, но долго ждать – плохо.

Я вам предлагаю  еще один способ, как можно быстро  растопить лед! Давайте пройдем в нашу лабораторию, вставайте вокруг стола.  Кладите льдинки  в ванну. У нас есть лейки с водой. Как вы думаете, какая вода нам поможет быстрее растопить лед и освободить льдинки теплая или холодная? Правильно, теплая. Берите лейки и полейте на льдинки, лейте аккуратно, не торопитесь.

Смотрите, лед пропал, что с ним случилось?

Ответы детей: Лед растаял, теплая вода растопила лед.

Аккуратно достаньте бусинки из воды, положите на салфетку, пусть они обсохнут.

А мы пока с вами поиграем в игру «Бусинка в ледяном плену»  (под музыку).

Описание игры: Воспитатель в роли бусинки, дети, замерзшие капельки, они крепко обнимают «бусинку» со всех сторон – «бусинка в ледяном плену» и просит помощника воспитателя освободить ее, растопить  льдинки, няня теплыми руками гладит детей – льдинок,  и они постепенно отпускают из плена бусинку - воспитателя.

Посмотрите, пока мы играли,   наши бусинки обсохли,  они такие красивые, вы их освободили из ледяного плена. Давайте положим их на ладошку и поиграем с ними. Только не забывайте, что бусинки мелкие, в рот их брать нельзя, а то можно проглотить и подавиться, а чтобы они от вас не укатились, зажмите их в ладошках крепко.

Пальчиковая игра «Бусинки»

А мы бусинки катали, и желания загадали, чтоб здоровыми расти,

Людям  радость принести.

Рефлексия: Зажмите бусинки в ладошке крепко, крепко, пусть они еще погреются.

Скажите,  что случилось с бусинками? Кто их заморозил? Как появился лед? Как мы растопили его? От какой воды быстрее растает лед? А теперь разожмите ладошки, наши бусинки окончательно согрелись, и вы можете с ними поэкспериментировать в лаборатории  (тонут, не тонут),  можно их них сделать бусы  (нанизывание),  можно их нарисовать для мамы. Возьмите свои фотографии, подумайте, что вы дальше будете делать с бусинками, и повесьте свои  фотографии  рядом с картинкой того центра, куда вы хотите пойти, мы с Натальей Владимировной вам поможем. Даша, в какой центр бы ты хотела  пойти, а ты Ваня и т.д.

           Элементы экспериментирования можно включать в тематически запланированную НОД, можно использовать как развлечение, как деятельность, направленную на развитие мелкой моторики, развитие речи, формирование элементарных математических представлений т.д. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму» Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок не только  слышит, но и  делает все сам.

Савинцева Е. А, воспитатель

 I квалификационной категории

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение                                                         «Средняя общеобразовательная школа № 3»                                                                            группы детей дошкольного возраста                                                    общеразвивающей направленности

г.Югорск 2015г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поисково- экспериментальная деятельность как метод познавательного развития детей дошкольного возраста.

Умейте открыть  перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми  всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное,...

"Детское экспериментирование – как метод познавательного развития детей дошкольного возраста в период перехода на ФГОС ДО"

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая нами понимаетс...

Статья в педагогическую газету "Детское экспериментирование как метод познавательного развития детей дошкольного возраста в период перехода на ФГОС ДО"

В данной статья раскрыты актуальность  и достоинства метода детского экспериментирования в дошкольном возрасте,  в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в условиях реализа...

"Детское экспериментирование как метод познавательного развития детей дошкольного возраста в период перехода на ФГОС ДО" Консультация для воспитателей

Экспериментирование, как специально организованная деятельность, способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания окружающего....

Детское экспериментирование как метод познавательного развития детей дошкольного возраста в период перехода на ФГОС ДО.

Детское эксперементирование как метод позновательного развития детей дошкольного возраста в период перехода на ФГОС  ДО....

«Игры-занятия в педагогической песочнице как средство социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста (в соответствии с требованиями ФГОС ДО)» на тему: «Заюшкина избушка»

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое разви...

"Кейс технологии как эффективный метод познавательного развития детей дошкольного возраста"

Метод кейсов - техника обучения, при которой используется описание реальной ситуации. Для чего нужен кейс? Кейс даёт возможность приблизиться к практике, встать на позицию человека, реально принимающе...