Методические рекомендации по интерграции образовательных областей по ФГОС в реализации экологического развития дошкольников.
статья на тему
В данной статье даны рекомендации воспитателям дошкольных учреждений по интеграции образовательных областей по ФГОС в реализации экологического воспитания дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 15.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации по интеграции образовательных областей по ФГОС в реализации экологического развития дошкольника.
В современных условиях технологического и социально-экономического развития решение экологических проблем приобретает жизненно важное значение.
Экологическое образование дошкольника – это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, к окружающему миру.
Детский сад – это место, где ребенок проводит огромное количество времени и должен чувствовать себя уютно, безопасно, радостно. Дети достаточно много гуляют на свежем воздухе. Восприятие мира у ребенка формируется под воздействием окружающей среды. Во время прогулок расширяются знания о природе, о сезонных изменениях в природе. Во время прогулки учим замечать красоту природы и отражать ее в рассказах, рисунках и т.д. Учим детей правильному поведению в природной среде, знакомим с народными приметами, формируем любознательность и умение наблюдать.
Реализация экологического образования осуществляется через разные виды деятельности: экспериментирование, труд, игру, наблюдение, изобразительную деятельность.
Формы и методы экологического воспитания с дошкольниками тоже разнообразны:
- экологические экскурсии
- конкурсы
- выставки
- тренинги
- чтение экологических сказок и т.д.
После летнего отдыха совместно с родителями была оформлена фотовыставка «Как я провел это лето?», где родители представили наиболее интересные эпизоды отдыха детей, а дети составляли небольшой рассказ по впечатлениям.
Особое внимание отводится работе с произведениями Е.И.Чарушина, В.Бианки, стихам великих русских поэтов А.С.Пушкина, С.Есенина, А.Фета и др., знакомство с репродукциями картин русских художников И,И, Левитана, Шишкина, Серова и т.д. Они учатся понимать, последовательно и выразительно передавать небольшой по объему литературный текст, описывать предметы на картине, уметь проникнуться тем настроением, который отразил художник в своей картине.
Знакомим детей с экологическими сказками (Н.Телешев «Белая цапля», Д.Мамин-Сибиряк «Лесная сказка» и т.д.), которые повествуют о страшных несчастьях и горьких бедах, обрушивающихся на Землю, когда человек нарушает великие законы Природы, не задумываясь о последствиях своих неразумных поступков.
При проведении экологической беседы «Планета Земля в опасности» дали представление о том, что планета Земля – это громадный шар, большая часть земного шара покрыта водой: океанами и морями. Кроме воды есть материки, их несколько: Северная и Южная Америка, Африка, Австралия, Евразия, Антарктида. Планета земля сейчас в опасности - во многих местах вода, почва и воздух стали грязными, всем трудно дышать, поэтому люди и животные болеют. Чтобы спасти планету, надо с детства любить природу, правильно с ней общаться. Организовали с детьми практическое занятие «Очистим Землю от мусора».
Формируем представление о том что люди плохо зная природу погубили очень много растений и животных. Знакомим детей с Красной книгой, охраняемыми растениями и животными. Дети вместе с родителями дополняют Красную книгу (ветреница лесная, снежный барс, амурский тигр, белый журавль, розовый пеликан и т.д.).
Рассказываем детям об использовании лекарственных растений в ходе целевой прогулки, выясняем какие лекарственные растения растут на территории детского сада (подорожник, крапива, одуванчик, календула, ромашка, папоротник, лопух и т.д.). обращаем внимание детей о правилах сбора, хранения, их применения.
Проводим экологическую игру «Больница» (доктор Айболит лечит зверей целебными травами).
Осенью провели экскурсию в Приморский парк Победы с целью наблюдения за сезонными изменениями в природе, формированию экологически грамотного поведения в природной среде. Организовали сбор листьев, шишек, желудей, плодов и семян и изготовили на занятиях аппликации из природного материала.
В зимнее время организовали «Птичью столовую» тем самым приучаем детей заботиться о птицах, прилетающих на кормушки. Даем представления о том, чем кормят птиц зимой: пшено, семечки подсолнечника, хлеб, несоленое сало для синиц и т.д. дети испытывают радость от того, что спасают птиц от голода.
В группе проводятся ежедневные работы в уголке природы: полив, рыхление, подкормка комнатных растений. Вырастили зеленый лук, овес, горох, рассаду цветов. Обращаем внимание детей, что для роста растений нужны свет, влага, тепло, почвенное питание.
Продолжаем знакомить с особенностями внешнего строения растений, с разнообразием вегетативного размножения: черенки, листья, усы и т.д.
Формируем умение различать и называть травянистые растения, кустарники, деревья. Расширяем представления о классификации животного мира: звери, насекомые, рыбы и т.д. Учим различать и называть характерные особенности домашних и диких животных. Учим устанавливать связи между средой обитания в различных климатических зонах и образом жизни животных.
Формируем эстетическое отношение к окружающей действительности, закрепляем впечатления, полученные в процессе общения с природой на занятиях по развитию речи, рисовании, лепке, аппликации.
Экологическое воспитание дошкольников является частью государственного образовательного стандарта, и, исходя из стандарта оно должно быть реализовано.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра "Резиночка" - методические рекомендации для педагогов по использованию нетрадиционного оборудования - «РЕЗИНОЧКИ» в физическом развитии дошкольников 5-7 лет
Данный материал содержит правила, набор упражнений, последовательность и базовые схемы игры в резиночку....
Реализация образовательной области в ФГОС ДО «Художественно-эстетическое развитие»
В соответствии с ФГОС дошкольного образования художественно-эстетическое развитие предполагает:— развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (слов...
Методическое обеспечение рабочей программы образовательной области "Речевое развитие". Дидактические игры по развитию речи, методические рекомендации, практическое пособие
Дидактические игры по развитию речи – специальная форма обучения для детей дошкольного возраста, позволяющая обогащать, совершенствовать, активизировать и закреплять словарный запас в процессе и...
Социально-коммуникативное развитие. Современные требования к реализации образовательной области по ФГОС ДО
Консультация для педагогов, отражающая современные требования к реализации образовательной области "Социально-коммуникативное развитие" по ФГОС ДО...
Доклад "Реализация образовательной области в ФГОС "Речевое развитие"
Доклад о формирование устной речи и навыки разговорной речи с окружающими у дошкольников....
Методическое обеспечение рабочей программы образовательной области "Экологическое воспитание". Рекомендации для родителей.
Экологическое воспитание – это важное средство всестороннего развития ребенка-дошкольника, формирования системы знаний о природе и воспитания осознанного отношения к ней, ведь оно предусматривае...
Методическое обеспечение рабочей программы образовательной области "Речевое развитие". Цикл занятий. Дидактические игры по развитию речи, методические рекомендации, практическое пособие
КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ ОБОЩАЮТ И СИСТЕМАТИЗИРУЮТ ЗНАНИЯ ДЕТЕЙ, СОДЕЙСТВУЮТ ОБОГОЩЕНИЮ ИХ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА, УСВОЕНИЮ ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ, РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ.Дидактические игры по развитию речи...