Мотивация детей дошкольного возраста
статья по теме
Развитие мотивациионной сферы. Мотивационная готовность к школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.68 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад № 21 «Умка» г. Воркуты
Старший воспитатель, высшая квалификационная категория
Скрыпник Гульнара Бахитовна
Мотивация детей дошкольного возраста
Мотивация - побуждение к действию; динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.
Все желания ребенка раннего возраста одинаково сильны и напряженны. Каждое из них, становясь мотивом, побуждающим и направляющим поведение, определяет цепь развертывающихся немедленно действий. Если разные желания возникают одновременно, ребенок оказывается в почти неразрешимой для него ситуации выбора.
Самым важным личностным механизмом, формирующимся в дошкольном возрасте, считается соподчинение мотивов. Оно появляется в начале дошкольного возраста и затем последовательно развивается. Именно с этими изменениями в мотивационной сфере ребенка связывают начало становления его личности.
Жизнь дошкольника гораздо более разнообразна, чем жизнь в раннем возрасте. Ребенок включается в новые системы отношений, новые виды деятельности. Появляются, соответственно, и новые мотивы. Это мотивы, связанные с формирующейся самооценкой, самолюбием, - мотивы достижения успеха, соревнования, соперничества; мотивы, связанные с усваивающимися в это время моральными нормами, и некоторые другие. Для развития различных неигровых видов деятельности, значение которых возрастает на следующем возрастном этапе, особенно важны интерес к содержанию деятельности и мотивация достижения. В этот период начинает складываться индивидуальная мотивационная система ребенка. Разнообразные мотивы, присущие ему, приобретают относительную устойчивость. Среди этих относительно устойчивых мотивов, обладающих разной силой и значимостью для ребенка, выделяются доминирующие мотивы - преобладающие в формирующейся мотивационной иерархии. Долго наблюдая за поведением старшего дошкольника, можно определить, какие мотивы для него наиболее характерны. Один ребенок постоянно соперничает со сверстниками, стараясь лидировать и во всем быть первым, у него доминирует престижная (эгоистическая) мотивация. Другой, наоборот, старается всем помочь; интересы детсадовской группы, общие игры, радости и заботы для него - главное. Это - коллективист с альтруистической мотивацией. Для третьего важно каждое “серьезное” занятие в детском саду, каждое требование, замечание воспитателя, выступающего в роли учителя, - у него уже появились широкие социальные мотивы, сильным оказался мотив достижения успеха. Здесь значимо не столько что делать, сколько как делать. Несколько детей увлечены делом, но совсем по-другому: кто-то погружен в процесс рисования, кого-то не оторвешь от конструкторов. У них преобладает интерес к содержанию деятельности. Впрочем, последние два варианта встречаются редко. Кроме того, у части дошкольников даже к 7-ми годам не появляется четкого доминирования мотивов. А у детей с формирующейся иерархической системой доминирование еще не вполне устойчиво, оно может проявляться по-разному в разных видах деятельности и в разных условиях. Главное достижение дошкольного детства - соподчинение мотивов, а построение стабильной мотивационной системы, начавшейся в это время, будет завершаться в младшем школьном и подростковом возрастах.
Новые стратегические ориентиры в развитии системы дошкольного образования, которые определены Министерством образования и науки РФ в приказе № 655 направлены на развитие дошкольного образования в соответствии с запросами общества и государства, которые обнародованы в этом приказе. В том числе отражены и следующие положения:
- отказ от копирования школьных технологий и форм организации обучения
- стремление к формированию инициативного, активного и самостоятельного ребенка
- использование игровой мотивации при проведении образовательной работы с детьми
Исходя и новых требований к организации образовательной деятельности дошкольников необходимо учитывать ведущий вид деятельности. А значит, целесообразно использовать интегрированный подход и игровую мотивацию, обеспечивая смену детской деятельности, что в свою очередь способствует активности участия каждого ребёнка в образовательном процессе. Это предупреждает переутомление и дефицит внимания.
Вводимые федеральные государственные требования определённо должны изменить роль педагога в системе образования, а соответственно и задачи деятельности воспитателя. Педагог должен превратиться из субъекта, который передаёт знания, в профессионала, который научит ребенка, как получить знания, поможет развить у ребёнка познавательный интерес, потребность в учении, мотивацию к обучению.
Дети любят занятия, на которых они являются участниками обучающего процесса, тогда они активно и с желанием выполняют все предложенные задания. Им легко оречевлять свои действия, делать простейшие выводы, обобщения...
Наиболее интересным и менее разработанным для формирования учебной мотивации в старшем дошкольном возрасте можно назвать метод моделирования игровых проблемно-практических ситуаций. В разработке этого метода нужно выделить следующие моменты:
- специальное нарушение привычной организации познавательно-игровой деятельности;
- «появление» препятствий или особых условий в процессе осуществления деятельности;
- перенесение акцентов на поисковую деятельность;
- свобода детей в выборе средств и способов реализации деятельности;
- общая ответственность за результат деятельности на основе взаимопомощи и взаимоконтроля;
- введение значимой для детей мотивационной деятельности.
При организации непосредственной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста необходимо обязательно планировать:
- проблемно-практические задачи;
- практические действия;
- контроль;
- оценку.
Отличие проблемно-практических задач от практических состоит в том, что основной целью деятельности детей является усвоение общих способов выделения свойств понятий. Именно обращение от результатов деятельности к способам может быть выделено как основная характеристика перехода к полноценной учебной деятельности.
В психолого-педагогической литературе ведутся споры по поводу того, стоит ли дошкольников готовить к обучению в школе, к переходу от игровой к учебной деятельности. Аргументом в пользу важности готовить детей еще до школы служит все возрастающее число первоклассников, не способных справляться с учебной нагрузкой и адаптироваться к школьной жизни .
В последние несколько лет правительством Российской Федерации большое внимание уделяется готовности дошкольников к школьному обучению. Одной из важнейших задач концепции модернизации образования является формирование самостоятельной, ответственной и социально мобильной личности, способной к успешной социализации в обществе, что предполагает обеспечение готовности дошкольников к школе.
Анализ диагностического обследования психологической готовности детей дошкольного возраста к школе показывает, что необходимо подготавливать детей подготовительных групп к освоению некоторых самых главных учебных умений и мотивов, так как это влияет на способность справляться с учебной нагрузкой и адаптироваться к школьной жизни.
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2015/09/12/slayd1.jpg)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/21/picture-199304-1485008569.jpg)
Консультация для педагогов "МОТИВАЦИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ". Педагог Шкилева Елена Валерьевна
Чтобы правильно организовать образовательную деятельность необходимо заинтересовать дошкольников, мотивировать их на совместную деятельность......
![](/sites/default/files/pictures/2013/07/23/picture-245727-1374567108.jpg)
Мотивация детей дошкольного возраста в ходе НОД
Мотивация– это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение цели. При этом не...
![](/sites/default/files/pictures/2013/07/23/picture-245727-1374567108.jpg)
Мотивация детей дошкольного возраста в ходе НОД
Мотивация– это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение цели. При этом не...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/26/picture-882211-1485426985.jpg)
Презентация "Мотивация детей дошкольного возраста на образовательную деятельность"
Три типа мотивации1 тип (игровая-помочь кому либо)2 тип (общения-помочь взрослому3 тип (мотивация личного интереса ребенок делаетсам себя)...
![](/sites/default/files/pictures/2018/07/26/picture-316950-1532601182.jpg)
Выступление на методическом объединении на тему :Использование приемов мотивации детей дошкольного возраста к разнообразным видам музыкальной деятельности в процессе реализации ФГОС ДОУ
Использование приемов мотивации детей дошкольного возраста к разнообразным видам музыкальной деятельности в процессе реализации ФГОС ДОУО. П. Радынова, исходя из специфики основных задач музыкал...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/10/picture-971167-1510305092.jpg)
Презентация «Мотивация детей дошкольного возраста»
quot;Для того, чтоб предмет стал интересным, он должен быть отчасти нов, а от части знаком"...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/06/picture-901866-1488781129.jpg)
Развитие познавательно-исследовательской мотивации детей дошкольного возраста посредством конструирования (из опыта работы)
laquo;Конструируя, ребенок действует, как зодчий, возводящий здание собственного интеллекта». Ж. Пиаже...