Проект семейного клуба «Непоседы»
проект на тему

Шкарупа Елена Анатольевна

Уважаемые коллеги, мы хотим представить вам проект семейного клуба «Непоседы» по оказанию психолого-педагогической и социальной помощи семьям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_konkurs_neposedy.docx33.89 КБ

Предварительный просмотр:

Проект семейного клуба «Непоседы»

Уважаемые коллеги, мы хотим представить вам проект семейного клуба «Непоседы» по оказанию психолого-педагогической и социальной помощи семьям.

Актуальность

Недостаточное и неполноценное общение ребенка с родителями, отсутствие совместных игр и занятий ограничивают возможности развития ребенка, ставят его здоровье на грань психоэмоционального напряжения. Из опыта работы с детьми дошкольного возраста, мы можем сказать, что в последнее время участились негативные проявления эмоционально-личностной сферы ребенка. По результатам наблюдений - дети менее отзывчивы к чувствам других, они не всегда способны осознать не только чужие, но и свои эмоции. Отсюда возникают проблемы общения со сверстниками и взрослыми. У детей, которые имеют обеднённую эмоциональную сферу, процесс социализации проходит довольно трудно.

Подтверждением этого служит частые обращения к педагогу-психологу детского сада родителей и воспитателей. По количеству родительских запросов, мы выявили, что особая обеспокоенность этой проблемой наблюдается в одной из старших групп нашего детского сада. Проанализировав ситуацию, мы выявили следующие факторы, негативно влияющие на развитие эмоциональной сферы детей:

  • это частая смена педагогов в группе;
  • 7 детей из неполных семей;
  • 9 детей являются единственными в семье, не имеющими опыта тесного общения с другими детьми;
  • недостаточное и неполное общение ребенка с родителями, отсутствие совместных игр и занятий;
  • 12 человек состоят на учете у невропатолога.

Поэтому в дошкольных учреждениях необходимо проводить профилактическую и коррекционную работу, направленную на развитие эмоциональной сферы личности дошкольников.

Возникла идея создания проекта семейного клуба, цель которого является сохранение психологического здоровья детей и родителей, гармонизация межличностных внутрисемейных отношений, основанных на взаимопонимании, поддержке и уважении друг друга.

Задачи:         

  • Разработать программно-методическое обеспечение, необходимое для организации процесса по профилактике нарушений и коррекции эмоционально-личностной сферы у детей;
  • Осуществить практическую подготовку педагогов по вопросам эмоционально-личностного развития детей;
  • Создать развивающую образовательную среду, необходимую для укрепления и развития эмоционально-личностной сферы;
  • Обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повысить компетентность родителей в вопросах эмоционально-личностного развития детей.

Данный проект разработан с учетом требований ФГОС:

1.6 пункт 9 «Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей».

1.7 пункт 6 «Оказание помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития».

3.2.5. пункт 5 «Взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи».

Формы реализации проекта: организация работы семейного клуба «Непоседы». Семейные клубы – неформальное объединение родителей, в которых они получают возможность обсудить проблемные ситуации, возникающие в процессе воспитания детей. При этом приобретают ценный опыт для своей семьи, формирование положительных детско-родительских отношений. В основе деятельности семейного клуба – добровольность. В процессе общения в клубе каждый участник в праве быть активным или пассивным слушателем.

 Работа по проекту осуществлялась в трех направлениях:

- работа с детьми;

- работа с родителями;

- работа с педагогами.

В детском саду была организована методическая работа с педагогами.

Проводились консультации индивидуальные и групповые по вопросам эмоционально-личностного развития детей.

Проведены практические семинары, на которых педагоги проигрывали различные ситуации, упражнения, тренинги на создание доброй атмосферы, развития взаимодействия в команде, снятия напряжения, улучшения настроения, повышение эмоционального настроя через тактильный контакт:

-практический семинар «Психологический уголок в группе», где было представлено оформление зон развития коммуникативных навыков и эмоциональной сферы, повышения самооценки, саморегуляции и релаксации.

- мастер-класс по оформлению психологического уголка и созданию игр своими руками («Цветок настроений», «Светофор настроений», «Зеркало эмоций», «Эмоциональное дерево», «Мешочки настроений», «Ладошки примирения», «Подушка-злючка», «Стаканчик для крика», «Кресло доброты»).

- практический семинар «Развитие коммуникативных умений» (упражнения «Самый трудный человек, самый приятный человек», «Список претензий к родителям», «Подарок», «Моя проблема общения», рефлесивно-оценочная игра «Найди плюсы и минусы»).

 - семинар-практикум «Методы активизации родителей на родительских собраниях» (коммуникативные игры «Завяжем узелки», «Секрет», «Язык фотографий», «Ассоциативный ряд», «Предмет моего детства»; психологическая зарядка «Броуновское движение», «Японская бабочка», «Карандашик»; игры помогающие определить значимость проблемы и степень вовлеченности участников «Клубок вопросов», «Три дорожки», «Сундучок», «Мудрые мысли»).

- практический семинар «Способы выхода из конфликтных ситуаций в работе с семьями.

- Мастер-класс по тестопластике с целью ознакомление педагогов с нетрадиционными методами коррекции эмоционального состояния детей. Такую работу можно проводить как с детьми, так и с родителями.

Пополнен инструментарий педагогического персонала информационными и диагностическими материалами,        разработаны памятки, рекомендаций, диагностические методики.

Второе направление работы по проекту – организация деятельности с детьми, направленная на развитие эмоционально-личностной сферы.

По результатам диагностики из списочного состава детей старшего дошкольного возраста 22 % - проявляют агрессивность в общении со сверстниками, повышенный уровень тревожности у - 18 % детей.

Как мы решали эту проблему? Создали условия для психологической разгрузки детей, а именно организовали психологический уголок в группе, воспитатели включили в план работы игры направленные на формирование навыков общения и взаимодействия, а также на эмоциональное развитие (игры драматизации, игры-соревнования, игры-ассоциации, мимические и пантомимические этюды, тренинговые упражнения, чтение и обсуждение художественных произведений, беседы, изотерапия):

- Игра «Мое настроение». Утром и в течение дня ребенок с помощью эмоциональных картинок показывает свое настроение. Благодаря этому воспитателю легче найти подход к грустному, расстроенному или эмоционально-возбужденному ребенку и оказать ему поддержку.

- Игра «Путешествие в мир эмоций», целью которой является развитие эмоционального мира ребенка, умения чувствовать настроение, сопереживать персонажам игры, определять как выглядят различные эмоции. Детям очень нравилось играть. Игра имеет различные варианты: «Собери эмоцию», «Лото эмоций со сказочными героями», «Покажи эмоцию героя», «Угадай эмоцию», и др.

- игра «Коробка мирилка» вызвала у детей большой интерес, которая помогает поссорившимся детям в забавной форме помириться друг с другом и после такого примирения дети ссорятся гораздо реже, общение переходит на мирный лад. Для того, чтобы помириться друг с другом, дети кладут свои руки в коробку с прорезями, находят друг друга и произносят стишки-мирилки.

- Игры «Угадай по голосу», «Позови ласково», «Настроение», «Назови и покажи». Данные игры создают положительный эмоциональный фон в группе, умение узнавать друг друга по голосу, принятие детьми друг друга, развитие сплоченности группы.

- Развивающие, эмоционально-коммуникативные игры "Азбука  настроений", «Лото - зоопарк настроений» помогают познакомить детей с основными человеческими эмоциями и способами их выражения, развивает умение определять своё настроение, анализировать, рассказывать о причинах изменения настроения.

- Веселая подвижная игра «Охота на хвост дракона» -  это всегда крики, шум, а, иногда и куча-мала! Все участники игры встают друг за другом и держатся за плечи или талию впередистоящего». Тот, кто стоит первым – «голова» дракона, кто оказался последним – драконий «хвост». Теперь «голова» должна «съесть» свой «хвост», то есть первый игрок должен догнать последнего. При этом «тело» дракона должно, конечно, оставаться целым и неделимым. Если дракон «разорвался», то игра останавливается, порядок восстанавливается.

- Игра «Интересная история» Цель: помочь ребенку выразить свою индивидуальность, учить высказывать свои мысли, научить адекватным способам взаимодействия – взаимопонимания, развивать умение выслушивать собеседника.

- Игра «Импульс». Цель: достичь взаимопонимания, сплоченности, развитие произвольного контроля за своими действиями.

- Игра «Мыльные пузыри». Цель: снятие эмоционального напряжения, уменьшение тревожности, снятие мышечных зажимов.

- Игра «тропинка» - двигательная и эмоциональная разминка. Цель: активизация воображения, и создание эмоционального положительного фона, уменьшение тревожности, снятие мышечных зажимов.

 Третье направление работы по проекту – сотрудничество с родителями.

Родители – первые и главные воспитатели своего ребенка с момента рождения и на всю жизнь. Перед нами стояла сложная задача - привлечь родителей к педагогическому взаимодействию с ребенком и при этом уходить от скучных шаблонов. Наша цель проводить работу с родителями интересно, создавая атмосферу творческого общения, взаимопонимания и поддержки. От качества нашей работы в значительной мере зависит уровень психологической и педагогической культуры родителей, а следовательно, и уровень семейного воспитания детей.

Изучив интересы и запросы родителей, нами были разработаны наиболее актуальные темы встреч в семейном клубе «Непоседы». Разработаны игровые занятия разной направленности с использованием психолого-педагогических технологий с акцентом воздействия на эмоционально-личностную сферу, снижение уровня тревожности, агрессивности, застенчивости, повышение самооценки, улучшение поведенческих проявлений.

Формы работы клуба – совместные игры, релаксационные и динамические паузы, музыкально-танцевальные этюды, моделирование ситуаций, художественно-творческая деятельность, элементы тренинга и сказкотерапиии.

 В нашем ДОУ прошли встречи в семейном клубе по темам: «Знакомство с работой семейного клуба «Непоседы», «Мы вместе», «Давайте жить дружно», «Игры, в которые играют…»; «Коррекция детско-родительских отношений», «Психологическое здоровье ребенка».

Основная цель данных мероприятий – создание благоприятного психоэмоционального климата в семьях путем формирования положительных установок детско-родительских отношений.

Также проводились индивидуальные консультации по запросам родителей «Мой ребенок застенчив», «Как научить дружить», «Тревожный ребенок», «Эмоциональный мир ребенка дошкольного возраста», «Страхи моего ребенка» и другие. 

В уголке для родителей в группе выставлялись информационные папки: «Шпаргалки для родителей», «Советы психолога», в которых находятся ответы на самые актуальные вопросы, например «Если ребенок дерется», «Если ребенок ябедничает» и др. Папки доступны для самостоятельного изучения, при необходимости родители имели возможность взять данную информацию домой.

В течение года были подготовлены памятки, буклеты «Воспитание детей по темпераменту», «Памятка родителям о воспитании ребенка», «Расширяйте и углубляйте представления ребенка об окружающем мире», «Типы современной семьи, стили воспитания ребенка» и др. Все эти формы работы дали возможность донести до родителей информацию в доступной форме. При этом разного рода памятки и рекомендации, предлагаемые родителям, не подменяют содержательного общения с педагогами и специалистами, а дополняют его. К преимуществам данной формы сотрудничества с родителями относятся: минимальные затраты времени, наличие возможности не спеша осмыслить полученную информацию.

 Большую помощь в реализации проекта оказали музыкальный работник и инструктор по физической культуре, которые организовывали совместные праздники, развлечения, способствующие установлению эмоционального контакта родителя и ребёнка, в результате чего у детей возникает чувство психологической защищённости и психологического комфорта.

В рамках работы клуба был организован конкурс «Моя семья», цель которого – повышение уровня взаимодействия членов семей, дать участникам возможность проявить творческие способности. Мы предложили родителям вместе с детьми придумать, нарисовать, смастерить генеалогическое дерево, семейный альбом, герб семьи или все то, что связано с семьей. В конкурсе приняли участие 8 семей. Все работы выполнены творчески, оригинально. Оформлена выставка, сделана презентация детьми своих работ. Вручены грамоты по номинациям: «Самая лучшая работа», «Самая оригинальная работа», «Самый интересный творческий замысел», «За участие».

Проведенная работа с родителями и детьми старшей группы дала положительные результаты, обеспечила системность взаимодействия педагогического коллектива и родителей.

Позволила успешно провести психологическое просвещение и профилактику детско-родительских отношений, положительно повлияла на личность дошкольников. Повысился уровень активности родителей. Больше семей стало посещать наши встречи в семейном клубе.

Многие родители осознали свою роль и роль семейной атмосферы в эмоциональном благополучии ребёнка.

Мы увидели улучшение психологического климата в детском коллективе старшей группы. Дети стали больше объединяться в коллективные игры, научились договариваться, разрешать конфликтные  ситуации мирным способом. Снизился уровень тревожности, страхов, агрессии, застенчивости. Повысился уровень самооценки. Дети научились выражать свое эмоциональное состояние вербально, мимикой, в рисунке, движениями; стали лучше понимать эмоциональное состояние других людей, узнали о способах, как выплеснуть свои эмоции и никому не навредить.

Можно отметить - повышение педагогической грамотности воспитателей в области развития эмоционально-личностной сферы детей.

Создана и апробирована система работы с детьми дошкольного возраста по развитию у них эмоционально-личностной сферы: подобраны различные игры, тренинги, разработаны конспекты занятий и встреч с родителями.

Мы планируем продолжить работу в рамках семейного клуба «Непоседы», где будет оказываться помощь родителям и детям в подготовке к обучению и успешной адаптации к школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семейный клуб «Непоседы»

Семейный клуб «Непоседы» как эффективная форма взаимодействия педагогов и родителей в целях физического воспитания детей....

Организация совместной деятельности с родителями через создание семейного клуба "Непоседы"

Комплексное воздействие на ребенка с ОВЗ через организацию семейного клуба....

Проект семейного клуба «Успешные родители»

Укрепление института  семьи, возрождение семейных традиций в воспитании полноценной личности ребенка как носителя общественного сознания....

Проект семейного клуба «Веселые ладошки»

В дошкольном образовательном учреждении имеется коррекционная группа для детей со сложной структурой дефекта. Выявив и обозначив проблемы родителей детей с проблемами в развитии, на базе группе ...

Проект семейного клуба

Для работы с родителями...

План работы в семейном клубе Непоседы

Семейный клуб.Цель:1. Вовлечение семьи в единое образовательное пространство.Задачи:1. Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями.2. Активизация и обогащение воспитательны...

Проект семейного клуба "Мы вместе" «Формироване семейных ценностей воспитанников ДОУ»

Из опыта работы по формированию семейных ценностей воспитанников ДОУ...