Опыт работы «Формирование грамматически правильной речи у детей через дидактические игры»
статья на тему

Медведева Ирина Леонидовна

Введение

 

Наша жизнь, как город в сказке,

Где играют каждый день,

Где меняют часто маски,

Где смеяться нам не лень.

Город игр и веселья

В гости ждет своих друзей,

Всех избавит от безделья,

Поспеши туда скорей.

 

      Игра в дошкольном возрасте –это ведущая деятельность детей.  С её помощью создаются условия для  всестороннего развития ребенка. Н.К. Крупская придавала игре как средству воспитания и обучения дошкольников огромное значение и подчеркивала, что в каждом виде игр решаются определенные педагогические задачи.  Основными из них являются:

- формирование системы научных знаний о природе и обществе;

-  развитие умственной деятельности: мыслительных процессов и операций, познавательной активности и самостоятельности, культуры умственного труда;

- воспитание познавательных интересов, любознательности;

-  формирование речи: пополнение и активизация словаря, воспитание правильного звукопроизношения, развитие связной разговорной речи.

       Умственное воспитание детей предусматривает развитие их мышления и речи. Мышление и речь взаимосвязаны. Углубление и совершенствование мысли непосредственно влияет на её словесное оформление. И наоборот, четкость речи делает более понятной высказанную мысль.

Вместе с развитием речи приобретаются навыки умственного труда, совершенствуются умения анализировать, объяснять, доказывать, рассуждать.

А создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, которые предъявляют к выпускнику ДОУ Федеральные Государственные требования, помогают полностью реализовать поставленные цели. Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения художественной литературы. Все перечисленные виды деятельности применимы при использовании дидактических игр.

Всё вышеизложенное послужило обоснованием для выбора темы исследовательской работы «Дидактическая игра –как средство речевого развития дошкольников».

Объект исследования – речевое воспитание дошкольников.

Предмет исследования – речевые дидактические игры как средство воспитания дошкольников.                                                         

                                                        

Цель исследования - выявить педагогические условия, при которых дидактическая игра является средством развития речи детей дошкольного возраста.

Задачи исследования:

1.   Изучить теоретические основы использования дидактических игр в процессе воспитания.

2.   Проанализировать уровень развития речи у детей.

3.   Апробировать дидактические игры в работе по формированию грамматического строя речи, формированию словаря, формированию звукопроизношения, развития связной речи.

Гипотеза: 

Если:

1.        Подобрать дидактические игры в соответствии с воспитательными задачами;

2.        Проводить дидактические игры в системе;

3.        При проведении дидактических игр с детьми использовать правильную их организацию, то у детей дошкольного возраста можно активизировать словарный запас, формировать правильное звукопроизношение, формировать грамматический правильный строй речи, развивать связную речь дошкольников, творчество, инициативу.

                                                           

Основная часть

1.1.         Дидактическая игра – как средство развития дошкольника.

 

Современный словарь по педагогике так определяет «дидактическую игру» - вид игры, организуемой взрослым для решения обучающей задачи; является формой обучения детей дошкольного возраста.  Дидактические игры по праву считаются одним из эффективнейших средств обучения. В практике работы дошкольных образовательных учреждений они используются и на занятиях. Если во время занятия воспитатель осуществляет так называемое прямое обучение, то в дидактической игре познавательные задачи (например, определение свойства и качества предмета, классификация и группировка различных предметов) соединяются с игровыми (отгадать, соревноваться и др.), что и делает дидактическую игру особой формой обучения - легкого, быстрого и непреднамеренного усвоения детьми знаний. Игра такой формы обучения соответствует ФГТ  и новой общей образовательной программе.

     Известный педагог Е.И. Тихеева высоко ценила дидактическую игру, ее роль в ознакомлении детей с предметами, явлениями окружающей жизни. Ею разработаны специальные дидактические игры под названием «Парные игры», которые требовали сосредоточенности внимания, умения выделить в предмете общее и различное, восстановить недостающие части, нарушенный порядок. Е.И. Тихеевой сформулированы требования к системе и содержанию дидактического материала и дано его описание. В общей системе обучения дидактическая игра приобретает самостоятельность и сосуществует с обучением на занятиях. Ее место определяется той ролью, какую ей отводит воспитатель, используя все многообразие дидактических форм и средств обучения и воспитания детей в детском саду.

Дидактическая игра выступает и как средство всестороннего воспитания личности ребенка. Ознакомление дошкольников с цветом, формой, величиной предмета позволило создать систему дидактических игр и упражнений по сенсорному воспитанию («Какого цвета предмет?», «Собери в желтую сумочку предметы желтого цвета», «Чудесный мешочек» ). Формирование грамматического строя речи, словаря, звукопроизношения, развития связной речи - по коммуникации и социализации(«Кто позвал?», «Куда что положить»,   «Помогите,  доктор!»,  «Какой?  Какая?  Какое?»).  Ознакомлением с явлениями общественной жизни, с предметным окружением, природой позволило созданию дидактических игр на познание («Что в коробке?», «Добрая хозяюшка», «Покажем мишке уголок природы», «Найди такой же листок»).  Т.е. из всего выше сказанного следует, что дидактическая игра носит полифункциональный характер. В зависимости от цели её использования она может быть:

1.     Средством (как деятельность);

2.     Методом;

3.     Формой обучения и воспитания детей.

    Ведущая роль в развитии речи принадлежит игре. Дидактическая игра развивает речь детей. В игре развивается и формируется способность аргументировать свои утверждения, выводы. Дидактическая игра широко используется и как средство нравственного воспитания. У дошкольников формируется нравственные представления о бережном отношении к предметам, о нормах поведения, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах личности. Используя четкую, постепенно развивающуюся систему игр воспитатель повышает эффективность физического развития дошкольников. Он создает у детей радостное настроение через игру. А положительное эмоциональное состояние - это залог полноценного физического и нервно-психического развития ребенка, и вместе с тем, условие воспитания жизнерадостного характера. Многие дидактические игры формируют у детей уважение к человеку- труженику, вызывает интерес к труду взрослых, желание трудиться самим. Некоторые навыки труда дети приобретают при изготовлении материала для дидактических игр. Если дети сами готовят атрибуты для игры, они потом бережнее к ним относятся. Многие дидактические игры ставят перед детьми задачи: находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира; сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определенным признакам, делать правильные выводы, обобщения.

Таким образом, дидактическая игра   представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

Дидактические игры развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли.

                                                                 

1.2.         Сущность дидактической игры, её виды.

 

      Дидактическая игра — одна из форм обучаемого воздействия педагогов на ребенка. В то же время игра — основной вид деятельности детей. Таким образом, игра реализует обучающую (которую преследует педагог) и игровую (ради которой действует ребенок) цели. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.  Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности, она активизирует психические процессы, вызывает у дошкольников живой интерес к процессу познания.  Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний. Игра обеспечивает  заинтересованное восприятие детьми изучаемого материала и привлекают их к овладению новым знанием. Она помогает сконцентрировать внимание детей на учебной задаче, которая воспринимается в этом случае как желанная и лично значимая цель, а не как «обязаловка», навязанная ребенку взрослым.
      Выделяют   следующие виды дидактических игр: игры – путешествия, игры – поручения, игры – предположения, игры – загадки, игры – беседы.

виды дидактических игр:

1.     Игры – путешествия призваны усилить впечатление, обратить внимание детей на то, что находится рядом.

2.     Игры – поручения по содержанию проще, а по продолжительности – короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения.

3.     Игры – предположения («что было бы, если…»). Перед детьми ставится задача и создается ситуация, которая требует осмысления последующего действия. При этом активизируется мыслительная деятельность детей, они учатся слушать друг друга.

4.     Игры – загадки. В основе их лежит проверка знаний, находчивости.

5.     Игры – беседы. В основе их лежит общение. Основным является непосредственность переживаний, заинтересованность, доброжелательность. Такая игра предъявляет требования к активизации эмоциональных и мыслительных процессов.

1.     Игры с предметами или игрушками. Направлены на развитие тактильных ощущений, умение манипулировать с различными предметами и игрушками, развитие творческого мышления и воображения.

2.     Словесные игры.  Для развития слуховой памяти, внимания, коммуникативных способностей, а также для развития связной

 и диалогической речи, умения и желания выражать свои мысли.

                                                             

3. Настольно-печатные.  Используются как наглядное пособие направленные на развитие зрительной памяти и внимания.

Обязательными атрибутами в игровом процессе являются обучающие и воспитывающие задачи, четкие правила и точная последовательность действий.

       Игровые действия  -это основа игры. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи.

           В дидактическом материале выделяется целый спектр целевых ориентаций:

1.     Обучающие: формирование определённых умений и навыков, расширение кругозора, познавательная деятельность;

2.Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления. Умений сравнивать, сопоставлять, воображения, фантазии.

            Дидактическая игра – сильный стимулятор умственной и коммуникативной деятельности детей. Она позволяет закрепить знания и навыки дошкольников, применить их на практике, приучает к самостоятельности в работе, соблюдению норм речевого этикета, активизирует творческую деятельность.

   Дидактические игры  для решения  задач речевого развития, закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь. Словарные дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях. Они проявляются в словах и действиях играющих.

Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических

навыков, так как благодаря диалектичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.

    Таким образом, использование дидактических  игр в работе, способствуют  развитию  речевой активности детей.  Необходимо помнить, что развитие  в ходе игровой деятельности речи дошкольников - попытка учить детей светло, радостно и без принуждения.

                                                                 

1.3.         Условия, при которых дидактическая игра выступает средством развития  дошкольника.

Независимо от вида дидактическая игра имеет определенную структуру, отличающую ее от других видов игр и упражнений.

Игра становится методом обучения и принимает форму дидактической, если в ней четко определены дидактическая задача, игровые правила и действия.

Для выбора дидактической игры необходимо знать уровень подготовленности воспитанников. Иначе говоря, определяя дидактическую задачу, надо, прежде всего, иметь в виду, какие знания, представления должны усваиваться, закрепляться детьми, какие качества личности можно формировать у них средствами данной игры. В каждой дидактической игре своя обучающая задача, что отличает одну игру от другой.

Основная цель правил игры - организовать действия, поведение детей. Правила могут запрещать, разрешать, предписывать что-то детям в игре, делая игру занимательной, напряженной. Л.С.Выготский подчеркивал, что, чем правила игры жестче, тем игра становится напряжённие, острее.

Соблюдение правил в игре требует от детей определенных усилий воли, умения общаться со сверстниками. Важно, определяя правила игры. Ставить детей в такие условия, при которых они получали бы радость от выполнения задания. Используя дидактическую игру в воспитательном-образовательном процессе, через ее правила и действия у детей формируют корректность, выдержку.

Дидактическая игра отличается от игрового упражнения тем, что выполнение в ней правил направляется, контролируется игровыми действиями. Например, в игре «Так бывает или нет?» правилами игры требуется заметить в стихотворении «Это правда или нет?»  Л. Станчева все небылицы. Игра проводится часто так, что дети по очереди, подняв руку, называют все замеченные небылицы. Но чтобы игра была интереснее и все дети были активны, воспитатель вводит игровое действие, например: на столах у детей в коробочке лежат фишки, тот, кто заметил небылицу, кладет перед собой фишку. Развитие игровых действий зависит от выдумки воспитателя. Иногда и дети, готовясь к игре, вносят свои предложения.

Итак, первым условием, при котором дидактическая игра станет средством умственного развития - это наличие основных компонентов: дидактической задачи, правил и игровых действий. Вторым условием является правильная организация дидактической игры педагогом, включающая в себя подготовку к проведению дидактической игры, ее проведение и анализ.                       В подготовку к проведению дидактической игры входят: отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения: углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов и др.; установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определенной возрастной группы; определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры; выбор места для игры, где дети могут спокойно играть; определение количества играющих; подготовка необходимого дидактического материала для выбранной темы; подготовка к игре самого воспитателя; подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, для решения игровой задачи.

Методика проведения дидактических игр включает в себя: ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, краткая беседа); объяснения хода и правил игры. При этом воспитатель обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на четкое выполнение правил; показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действие; определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра. Участвуя в игре, педагог направляет действия играющих; подведение итогов игры - это ответственный момент в руководстве ею, так как по результатам дети добиваются в игре, можно судить об ее эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности детей. В конце игры педагог спрашивает у детей, понравилась ли им игра и обещает, что в следующий раз можно поиграть в новую игру, она будет также интересной.

Анализ проведенной игры направлен на выявление эффективных приемов ее подготовки и проведения, какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Кроме того, анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей и, значит организовать индивидуальную работу с ними. Самокритичный анализ использования игры в соответствии с поставленной целью помогает варьировать игру, обогатить ее новым материалом.

Секрет успешной организации игры заключается в том, что воспитатель, обучая детей, сохраняет вместе с тем игру как деятельность, которая радует детей, сближает их. Дети постепенно начинают понимать, что их поведение в игре может быть иным, чем на занятии. Здесь они могут бурно реагировать на различные действия играющих. Для того чтобы вызвать у детей интерес, желание играть, следует использовать различные приемы: загадки, считалочки, сюрпризы, сговор на игру. Воспитатель способствует тому, чтобы игровое настроение сохранялось у детей на протяжении всей игры, чтобы они были увлечены игровой задачей.

   Итак, используемые в ДОУ дидактические игры, как свидетельствует практика работы ДОУ, способствует решению многих задач воспитания дошкольников и этот процесс будет эффективнее, по мнению ученых, при соблюдении педагогом определенных условий.

Чтобы грамотно организовать игровую деятельность детей педагог должен хорошо знать как возрастные, так и индивидуальные особенности детей той группы, на которой он работает.

После введения ФГОС в систему дошкольного образования воспитатель должен заниматься развитием ребенка, основываясь на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса; решать образовательные задачи не только в рамках непосредственно образовательной деятельность, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования; строить образовательные процессы на адекватных возрасту формах работы с детьми.

                                                         

 Заключение.

А.П. Усова писала, что дидактические игры, игровые задания и приемы позволяют повысить восприимчивость детей, разнообразят учебную деятельность ребенка, вносят занимательность. Эти слова педагога дают оценку дидактической игре и ее роли в системе обучения. Изучив литературу по теме исследования, мы выяснили, что дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка, и эффективным средством умственного развития ребенка дошкольного возраста, что обусловлено его психическим развитием.

Целенаправленный подбор дидактических игр и дальнейшее их использование в процессе формирования у детей среднего дошкольного возраста умение классифицировать и связно описывать предметы показало эффективность такой работы, это подтвердилось и экспериментально: в одних играх все обследуемые дети продемонстрировали высокий уровень умений, в других - подавляющее большинство. Эти результаты позволяют сделать вывод о том, что наша рабочая гипотеза подтвердилась, цель исследования достигнута, но не все задачи, поставленные нами в начале нашего исследования решены. Следовательно для формирования качеств выпускника ДОУ необходимо продолжать работу до выпуска в школу.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Роль дидактических игр и упражнений в формировании грамматически правильной речи у детей младшего дошкольного возраста».

«Страшно подумать, какое огромное множество грамматических форм сыплется на бедную детскую голову, а ребенок, как ни в чем не бывало, ориентируется во всем этом хаосе, постоянно распределяя по рубрика...

КАРТОТЕКА дидактических игр и упражнений на формирование грамматически правильной речи у детей дошкольного возраста

Материал будет полезен педагогам, родителям, специалистам, работающим с детьми дошкольного возраста. Педагоги часто в своей работе с детьми сталкиваются с такими проблемами, как недостаточно развитая ...

Картотека дидактических игр и упражнений на формирование грамматически правильной речи у детей дошкольного возраста

КАРТОТЕКА дидактических игр и упражнений на формирование грамматически правильной речи у детей дошкольного возраста...

Консультация для воспитателей "Роль дидактических игр в формировании грамматически правильной речи у детей среднего дошкольного возраста"

В средней группе работа по формированию грамматического строя речи занимает много места и имеет важнейшее значение для всего последующего речевого развития детей. На данной возрастной ступени ребенок ...

Тематическое планирование дидактических игр и упражнений для формирования грамматически правильной речи у детей старшей группы

Тематическое планирование дидактических игр и упражнений для формирования грамматически правильной речи у детей старшей группы....