Тема: Формирование грамматически-правильной речи у детей с нарушениями речи посредством словесно-дидактических игр. Холмогорова Л.В.
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) по теме

 

Учителям-логопедам, воспитателям и родителям детей, имеющих нарушения речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Holmogorova.rar25.51 КБ
Microsoft Office document icon Trening.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

                                                 Конспект

     интегрированного занятия в логопедической подготовительной группе

     для детей с ОНР.

Учитель-логопед МБДОУ детский сад комбинированного вида № 122 Холмогорова Л.В.

Тема : «Летят перелётные птицы………….».

 Цели:

1.Развитие грамматически  правильной,  лексически развитой и связной монологической речи, через активизацию познавательно-речевую деятельности;

  1. образование притяжательных прилагательных;
  2. употребление слов с ласкательными оттенками;
  3. согласование существительных в падежных конструкциях;
  4. согласование прилагательных с существительными;

2. Создание у детей целостного представления о перелетных птицах, через разные виды деятельности;

  1. развитие речи;
  1.  ознакомление с окружающим миром;
  2.  изобразительное искусство;
  3.  музыкально-ритмические движения.

3. Развитие мышления, внимания, воображения, слуховой зрительной и двигательной памяти.

4. Воспитание доброты, отзывчивости, бережного отношения ко всему живому, что есть на земле.

                                        Оборудование.

1.Воздушный шар, постройка «гор» из модулей.

2. Перо, яйцо, гнездо.

3. Фонограммы шумов.

4. Картинки перелётных птиц.

5. «Волшебная полянка».

6. Стакан с молоком для опыта, камешек.

7.» Озеро» для рисования лебедей.

8. Сюрприз.

Ход:

Организационный момент:

Логопед:  Дети я рада вас приветствовать на заседании клуба «Любителей природы». Звучит запись из телепередачи «В мире животных».

На столе лежат птичье перо, гнездо, яйцо.

Л: Дети, как вы думаете о ком мы сегодня будем говорить? Как вы догадались? (высказывание детей).

Начнем наше заседание клуба с небольшого интервью. Что такое интервью? (интервью это ответ на заданный вопрос). Интервью берет у детей подготовленный ребенок.

Р-к:  Каких вы знаете перелётных птиц? (журавль,  ласточка, стриж, грач, скворец, лебедь, кукушка, аист, цапля, трясогузка,  чиж и т.д.)

- Какая птица весну на крыльях приносит (скворец)

- Какую поговорку знаете о скворце? (летит скворец - зиме конец).

- Чем похожи все птицы? (у всех по два крыла, по две лапки, круглые головки, овальное туловище, пух, оперение, хвост).

- Чем отличаются птицы? (размером, окраской оперения, местом гнездования, поведением, пением).

- Почему весной птицы могут вернуться в родные места? (потому что весной просыпаются насекомые и у птиц появляется корм).

1. Л: Молодцы ребята. Вы много знаете о перелетных птицах. Вы настоящие любители природы. Но вы знаете, что при перелете птиц их ожидают разные опасности и не все птицы долетают до родного дома. Я знаю, что у вас доброе сердце и вы обязательно поможете птицам. Я предлагаю отправиться вам в путешествие на воздушном шаре навстречу птицам и помочь им  долететь до дома.

А в дорогу мы возьмем сказочную приговорку:  

Выдумки в узелке, терпение в коробке,

три пучка старания и горсточка  внимания.

Дети: Увязали мы выдумку в узелок, сложили терпение в коробок, запаслись пучком старания и горсточкой внимания.

Дети походят к воздушному шару берутся за ленточки.

Л: Полетели! Какой сильный ветер дует?

Дети: Ветер дует на лицо, на лоб, на шею, на щеки, на руки.

Л: А теперь следите за моей речью. Если я ошибусь, исправьте меня.

Мы пролетаем над «зеленые леса» (над зелеными лесами), мы пролетаем «над широкие поля»  (над широкими полями).

Мы пролетаем над «высокие горы» (над высокими горами).

Л: Дети, а как вы думаете, горы опасны при перелете птиц? ( ответы детей).

Смотрите, опасность впереди! Появляется макет орла.

Р-к:  Эта птица не боится,

       Со скалы  крутой скатиться.

       Два могучие крыла,

       У хищника орла.      

2. Л: Давайте предупредим птиц об опасности. Громко прочитаем скороговорку.

Орел на горе – перо на орле!!!

Макет орла исчезает.

3. Л: Вот и молодцы предупредили птиц. Мы перелетели высокие горы, пора нам опуститься на полянку. Давайте осмотримся вокруг. Посмотрите, птицы нам сбросили перья, чтобы мы узнали  чем они питаются.

На разноцветных перьях находятся картинки с изображениями  комара, мошки, гусеницы, жука, лягушки, мухи, червяка.

Л: Чем же питаются птицы? (комарами, мошками, гусеницами, жуками, лягушками и т.д.).

Л: Чему обрадуется грач? (червяку)

Л: Чему обрадуется ласточка? (комару, мошке).

Л: Кому дадим лягушку? (аисту, цапле).

Л: Корм для птиц, чей корм? (птичий корм).

Л: О чем еще можно сказать птичий? (птичий клюв, хвост, пух, дом).

Л: Мы сейчас тихо уйдем с полянки, чтобы не спугнуть птиц, отойдем и посмотрим  в бинокль. Кого мы видим в небе?

Дети делают из рук бинокль и говорят:

Р-к: Я вижу лебединую стаю, я вижу журавлиный клин, я вижу гусиный караван, я вижу лебединый косяк.

Л: Я думаю, что мы сделали еще одно доброе дело, покормили птиц.

4. Загадка: Белое молоко разлилось над рекой. Что это? (туман).

Л: Почему туман сравнивают с молоком? (он такой же густой и белый)

Опыт проводит воспитатель.

Воспитатель:  Дети, давайте проведем опыт. В стакан с молоком дети бросают камешек и делают вывод, что камешек не виден.

В –ль: Так чем же опасен туман при перелете птиц? (птицы могут сбиться с пути и заблудиться).

На стене висит белая ткань, изображающая туман. На ней расположены части тела птиц (крыло, шея, клюв, лапы, голова и т.д.).

Л: Видите, не видно в тумане какая летит птица и куда летит. Давайте узнаем, что это за птицы.

Дети определяют по части тела названия птиц.

Р-к: Это лебедь - потому что  я вижу лебединую шею. Это грач – я вижу его грачиный клюв.  Это журавль – я вижу журавлиные ноги.

Дети проверяют свой ответ, открывая всю картинку.

 5. Проводится игра «Узнавалка».    

Узнать птицу по описанию.

1-й ребенок: Я проворна, легкокрыла

                         Хвост раздвоен, словно вилы.

                         Если я летаю низко,

                         Значит дождик очень близко. (ласточка)

2-й ребенок: Га-га-га, га-га-га

                         Дома тают уж снега.

                        Понемногу в путь дорогу,

                        Ох, дорога далека! (гусь)

3-й ребенок: Я черный, проворный,

                         Кричу  «крак»

                        Червякам враг. (грач)

4-й ребенок: Я в скворечники живу,

                         Звонко песни я пою. (скворец)

5-й ребенок: Летим мы и курлычим,

                         Всех за собою кличим. (журавль)

6-й ребенок: Взгляд мой, изгиб спины,

                         Все это дивной красоты? (лебедь)

Л:  Молодцы дети справились еще с одним заданием.

Звучит запись шума вьюги.

Л: Ой! Как разгулялась вьюга,

     Совсем замерзла пичуга,

     Летит  поджимая лапки,

     Спасайте скорее птичку ребятки!

Ой! Как холодно стало!

Проводится  психогимнастика  (напряжение и расслабление).

6. Л: Птицы пролетают над холодным полюсом. Чем опасен мороз для птиц?

(в полете у птиц замерзают крылья, лапки и они падают, разбиваясь о камни и скалы. Птичка может погибнуть).

Л: Скорее ребята спасайте птиц от холода. Согреем из ласковыми словами. Ведь незря говорится:

Ласковое слово, что солнышко.

Дети: называют птичку ласково:

Птичка – невеличка, певунья, щебетунья, соловушка, лебедушка, пташечка, пернатенькая.

Л: Продолжаем хвалить птичек, обогревать их красивым словом.

У ласточки легкие  крылья – значит она какая? (легкокрылая ласточка)

У лебедя белое крыло -  (белокрылая лебедь)

У стрижа быстрые крылья – (быстрокрылый стриж)

У журавля длинные ноги – (длинноногий журавль)

У грача острый клюв – (остроклювый грач)

Л: Опасность миновала! Успокоилась  вьюга и птицы благополучно пролетели холод.

7. Раздается выстрел из «ружья» (хлопушка).

Л: Дети, что это такое? (рассуждение детей).

(Это охотник стреляет в птиц и они могут погибнуть. )

Л: Ребята, я слушала от своей бабушки, что в лесу есть волшебная полянка. Если встать на нее и загадать желание, оно обязательно  сбудется.

Дети по желанию встают на волшебную полянку и говорят:

Р-к: Я хочу загадать желание. Пусть охотники никогда не стреляют в журавлей, в лебедей, в ласточек, в стрижей, в скворцов и т.д.

Л: Ребята, вот и все препятствия позади! Мы добрались до озера, куда должны прилететь лебеди.

8. Воспитатель собирает всех детей в кружок и договаривается о выполнении задания.

Дети выполняют коллективную работу «Лебединое озеро».  Дети белой гуашью рисуют плавающих лебедей.

Дети любуются картиной.

Р-к: Солнце озарило бледный небосвод.

        Лебедь белокрылый медленно плывет.

        Капля серебрится в зелени листа.

         Может быть мне снится эта красота?

Звучит фрагмент из балета «Лебединое озеро» и девочки выполняют имитационные движения птиц.  

Р-к «Лебедь» : Мы вернулись! Мы вернулись!

                            Мы родной земли коснулись!

                           Вы ребята, молодцы!

                            Долететь нам помогли.

                           И в награду я для вас,

                           Угощение припас.

                            По тарелке постучу,

                            Громко- громко закричу!

                            1-2-3 смотри!

На тарелке появляется угощение для детей.

Л: Ребята, вот и закончилось наше путешествие на воздушном шаре. Пора нам возвращаться домой.

Дети подходят к воздушному шару и «летят» домой.    

Учитель-логопед: Холмогорова Л.В. г. Хабаровск  детский  сад №122.  

Март 2010 года.                                                                                  



Предварительный просмотр:

Усвоение темы: «Предлоги» детьми с ОНР.

Холмогорова Л.В..

Учитель-логопед МБДОУ « детский сад комбинированного вида № 122» г. Хабаровск.

                                  Я – предлог, живу один.

                                         Сам себе я – господин.

Вся логопедическая работа должна проводиться с позиций восполнения пробелов речевой деятельности, т.е. главной задачей логопеда и воспитателя речевой группы является формирование субъекта полноценной речевой деятельности.

Речевая деятельность ребёнка включает с одной стороны то, что даёт логопед, а с другой - свободное, активное, осознанное использование детьми в своей речи предложенного  логопедом материала.

Предложно – падежные конструкции  являются одним из наиболее сложных разделов обучения.

Собственная практика показывает, что она требует длительной и кропотливой работы с детьми с ОНР.

Результаты логопедического обследования сформированности грамматической стороны речи у детей 6 лет с ОНР показывают, что ребёнок испытывает очень большие трудности при употребления предлогов в устной речи: пропуски, искажения, замена на совершенно непонятное слово, не подходящее по смыслу предлоги ( «а» --«на», «па»--- «под» и т.п.)

К причинам  таких явлений относятся:

*непонимание  смысловой значимости предлога;

* дефектное формирование лексики;

* затруднённое восприятие предлога;

* несформированность

 зрительно - пространственных представлений;

* неправильное употребление предлога по смыслу.

Вышесказанное позволяет сделать вывод о необходимости поиска новых средств и приёмов, направленных на развитие навыков правильного употребления предлогов.

Огромное значение усвоению этого грамматического понятия имеют логопедические тренинги.

Тренинг – это метод  активного обучения, направленный на развитие знаний, умений и навыков.

Тренинг, как тренировка, в результате которой происходит формирование и отработка необходимого навыка, а именно навыка употребления предлога в устной речи и совершенствование ориентации в пространстве.

Проводимые нами логопедические тренинги помогают не назойливо, в увлекательной форме, устранить недостатки при овладении грамматики детьми с ОНР.

Нам, логопедам, необходимо  только проявить творчество, воображение, фантазию при составлении тренинговых занятий. Рекомендуем проводить занятие в хорошем темпе и заканчивать горячими выражениями радости и похвалы в адрес участников тренинга.

 

                                  Конспект

                   логопедического тренинга

      в подготовительной  к школе группе № 11

                        (ОНР 3-ий уровень)

                                     Тема

                    «Вот предлог простой …»

Учитель-логопед – Холмогорова Л.В.

МБДОУ «Детский сад № 122 комбинированного вида»

г. Хабаровск, 09.02.2010 г.

Цель и задачи:

  1. Уточнить и закрепить представления детей о лексическом и грамматическом значении предлогов, как средство выражения связи между словами в словосочетаниях и предложении.
  2. Уточнить с детьми пространственные отношения, выраженные предлогами – антонимами: на – с, в – из, к – от, над – под.

- учить правильно употреблять предлоги в речи, составлять предложения с включением предлога;

- замечать и исправлять ошибки в употреблении предлогов;

- уметь уверенно употреблять предлог в разных речевых ситуациях.

       3.  Формировать навык падежного управления (грамматическое значение предлога);

         - отвечать на вопросы, согласовывая слова в роде, числе и падеже.

       4. Развивать зрительно-моторные координации, слуховое внимание и логическое       мышление.

       5.  Побуждать детей к действиям, используя словесно – дидактические игры.

       6.  Активизировать словарь детей, используя «крылатые» выражения и загадки.

Ресурсы:

Три мольберта - домики на крышах которых изображены схемы предлогов с грустным выражением мордашек.

- Сюжетные картинки

- Диктофон

- Воздушный шар (Злюка)

- Игрушка  - птичка

- Ребусы, загадки

- Девочка «Путаница»

- Пособие «предлоги»

- Сюрприз «мышка»

Ход занятия:

  1. Организационный момент: релаксация.

Логопед: К солнышку потянулись! Лучик взяли. К сердцу прижали и гостям отдали!

Л: В мире  много сказок

     Грустных и смешных

     И прожить на свете

     Нам нельзя без них.

В маленькой-маленькой стране, в маленьких-маленьких домиках жили-были маленькие слова-предлоги. Напомните мне их.

Дети показывают руками и называют их: на, под, над, в, из, за, по, от, к. Для чего нам нужны предлоги?

Дети «Чтобы знать, где расположен предмет»

Жили они дружно со словами-предметами, ходили к друг другу в гости, но однажды прилетела злая волшебница «Злюка» и их поссорила.

Голос из диктофона:

Ребята, идите скорее к нам на помощь и помогите навести порядок в нашей стране.

Л: У вас ребята доброе сердце мы обязательно поможем предлогам.

Но перед тем как отправиться на помощь нам нужно вспомнить предлоги.

  1. Проводиться игра – поручение «Команды».

Дети дают команды друг другу и их выполняют.

Р.: Ваня, сядь на стул, ты куда сел. Я сел на стул. Ваня встань со стула. Ваня что ты сделал, я встал со стула.

Дети выполняют команды с предлогами на, с, в, из, от, к.

Дети отправляются на помощь к предлогам. На мольбертах – домиках расположены схемы предлогов. 1. На – с, 2. В – из, 3. К – от.

Картинки на мольбертах расположены в беспорядке, находятся не в своих домиках.

Л: Ребята, посмотрите, что натворила волшебница «Злюка» все перепутала, все перемешала, разбросала. Поэтому, какие мордашки у предлогов – грустные.

Л: Давайте скорее будем наводить порядок в домиках.

3. Дети по очереди берут сюжетную картинку и составляют по ней предложения:

-    Зайчик сидит на пеньке, зайчик спрыгнул с пенька

-    Червячок  сидит на яблоньке, червячок сполз с яблока

-     Яблоко висит на дереве, яблоко упало с дерева

-     Рыжик лежит на подушке, мышка спрыгнула с подушки

Дети располагают картинки на мольберт № 1.

        -     Червячок сидит в яблоке, червячок вылез из яблока

        -     Белка сидит в дупле, белка выскочила из дупла

        -     Лиса сидит в норе, лиса выскочила из норы

Дети располагают картинки на мольберт № 2 и мордашки у предлогов становятся веселыми.

Л. Помогли, молодцы можно поиграть в игру.

           4.   Проводится игра  «Где птичка?»

Птичка села на голову, на правое плечо, на левое плечо, на правую ладошку, на левую ладошку, на спину.

Слетела, с головы и т. д.

Дети подходят к мольберту-домику № 3 (предлоги к, от).

На мольберте расположены дикие животные в столбик, напротив написаны названия животных.

  1. Задание:

Нужно от картинки провести дорогу маркером к своему слову (например: лиса к слову лиса, заяц к слову заяц и т. д.).

Раздается голос из диктофона: Спасибо ребятки помогли. Помогите нам ребятки разгадать загадки.

Р.:             6.   Угадайте, из каких сказок загадки. Возле леса на опушке трое их живет в избушке (Три медведя).

Р.: На земле и под водой ищет ключик золотой (Буратино).

Р.: Не лежалось на окошке, покатился по дорожке (Колобок).

Р.: Сама лягу на лавочку, хвостик под лавочку, гусочку за печку («Лисичка со скалочкой»).

Л:             7.  Достает конверт с ребусами. Что такое не пойму, что написано, к чему?

Д: Это ребусы с предлогами, нужно прочитать слова (ананас, банан, пенал, канаты, волк, вода, Вова, волна, вокруг).

Дети разгадывают ребусы в паре (читающий с нечитающим).

                8.. Входит девочка «Путаница».

П.: Здравствуйте ребята. Я «Путаница». Я все на свете путаю. Помогите мне разобраться, где я живу. Я живу на втором этаже, а подо мной находится 3 этаж. Правильно я думаю?

Дети дают правильный ответ.

П.: Все поняла, я живу на 2-ом этаже, а надо мной находится 1 –й этаж.

Дети ее исправляют.

П.: У меня в комнате находится лампа над потолком, а на столе стоит табурет, а под столом стоит портрет.

Дети ее исправляют.

П.: Да, ребята я поняла, что мне нужно идти учиться в школу, чтобы знать предлоги.

Лопается воздушный шар изображающий волшебницу «Злюку».

Л: Ребята добро победило, зло наказано!

Дети подходят к доске, на котором расположено пособие «Предлоги». Дети хором читают словосочетания с предлогами.

               9. Помни!

Из леса,

К дому,

На поляну,

У куста,

С тропинки,

В яму,

От речки,

По дороге.

Помните дети, все предлоги!

Итог. Рефлексия.

Л: Вот и подошел к концу наш тренинг. Ребята, как вы думаете, вам пригодится все это в школе.

Рассуждение детей.

Р.: Ребята, что вы дома расскажите о нашем путешествии в страну «Предлогов»?

Сюрпризный момент. (Значки со схемой предлогов)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование грамматического строя речи у детей с нарушением зрения и речи.

Формирование грамматического строя речи у детей с нарушением зрения и речи....

«ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ».

Основная задача речевого развития ребенка дошкольного возраста – это овладение нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развитие его коммуникативных спос...

"Трудности в формировании грамматического строя речи у детей с нарушением речи"

Каждый ребенок постигает родной язык собственным путем, но у всех детей существуют свои особенности в его усвоении. Русский язык, как и любой другой живет по своим правилам. Нам не всегда удается их с...

План самообразования на тему: «Формирование грамматически правильной речи дошкольников старшей группы через словесные и дидактические игры в условиях внедрения и реализации ФГОС ДО»

В материале раскрыта актуальность формирования грамматически правильной речи у детей старшей группы, представлены задачи работы, ожидаемые результаты, составлен план реализации темы....

Семинар - практикум для педагогов на тему:«Формирование грамматически правильной речи у детей с ОВЗ».

              Данный семинар был подготовлен и проведён с целью дать педагогам запас теоретических знаний о проблеме формирования грамматического строя речи; ...

Консультация для воспитателей на тему «Формирование грамматически правильной речи у детей в разных возрастных группах»

Консультация для воспитателей на тему «Формирование грамматически правильной речи у детей в разных возрастных группах»...