Главные вкладки

    Семинар - практикум для педагогов на тему:«Формирование грамматически правильной речи у детей с ОВЗ».
    методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

    Сейидова Елена Владимировна

                    Данный семинар был подготовлен и проведён с целью дать педагогам запас теоретических знаний о проблеме формирования грамматического строя речи; помочь им практически освоить                                                  формирования грамматически правильной речи; а также показать значимость работы по формированию грамматически правильной речи дошкольников с ОВЗ.

    -уп

    -по

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл seminar_-_praktikum.docx39 КБ

    Предварительный просмотр:

    Семинар – практикум для педагогов.

    Тема:  «Формирование грамматически правильной речи

    у детей с ОВЗ».

    Цель: уточнить и расширить знания педагогов  о формировании грамматического строя речи у детей с ОВЗ.

    Задачи:

    -дать педагогам запас теоретических знаний о проблеме формирования грамматического строя речи;

    -помочь практически освоить приемы формирования грамматически правильной речи;

    -упражнять педагогов в выборе и поиске наиболее эффективных вариантов выполнения заданий;

    -показать значимость работы по формированию грамматически правильной речи дошкольников с ОВЗ;

    -вовлечение педагогов в решение проблемы, достижении единых требований к ребенку.

    Оборудование: компьютерная презентация ( приложение), карточки с вопросами и ответами для проведения деловой игры, мяч.

    Содержание семинара-практикума:

    I.Организационный момент. Рефлексия.

    * Игра «Комплимент».

    Участники представляются, называя свое имя и характеризуя себя, придумывая прилагательное, которое начинается на первый звук имени.

    II. Актуализация знаний. Презентация «Развитие грамматического строя у дошкольников с ОВЗ».

    1.Сообщение темы (слайд 1).

      - Тема нашей встречи: «Развитие грамматического строя речи у дошкольников с ОВЗ». Грамматический строй языка делает нашу речь организованной и понятной для окружающих. Овладение грамматически правильной речью оказывает влияние на мышление ребенка. Он начинает мыслить более логично, последовательно, правильно излагать свои мысли. Формирование грамматического строя оказывает огромное влияние на общее развитие ребенка, обеспечивая ему переход к изучению языка в школе.

       В дошкольном возрасте у ребенка нужно воспитывать привычку говорить грамматически правильно. К. Д. Ушинский подчеркивал необходимость с самых ранних лет формировать привычку правильной разговорной речи. Формирование грамматического строя проходит успешно при условии правильной организации предметной деятельности, повседневного общения детей со сверстниками и взрослыми, на специальных речевых занятиях и в упражнениях, направленных на усвоение и закрепление трудных грамматических форм.

    2.Что такое грамматическая система речи?( cлайд 2).

     Грамматическая система речи - это система взаимодействия слов между собой в  словосочетаниях и предложениях.

     Морфология изучает грамматические свойства слова и его формы, грамматические значения в пределах слова.

    Синтаксис – словосочетания и предложения, сочетаемость и порядок следования слов.

    Словообразование – образование слова на базе другого однокоренного слова( или других слов) с помощью специальных средств.

    3.Особенности усвоения детьми грамматического строя речи (слайд 3).

    - Как развивается детская речь от появления первых слов до начала школьного возраста?

    4.Причины грамматических ошибок дошкольников ( слайд 4).

    - Общие психофизиологические закономерности развития ребенка (развитие внимания, памяти, мышления, состояние нервных процессов).

    - Трудности овладения грамматическим строем языка (морфологией, синтаксисом, словообразованием) и уровнем его усвоения.

    - Недостаточный запас знаний об окружающем мире и объем словаря, а также состояние речевого аппарата и несформированность фонематического восприятия речи.

    - Неблагоприятное влияние окружающей речевой среды (прежде всего неправильностью речи родителей и воспитателей).

    - Педагогическая запущенность, недостаточное внимание к детской речи.

    5.Основные направления формирования грамматического строя речи

    (слайд 5).

    6.Задачи по формированию грамматического строя в разных возрастных группах ( слайды 6, 7,8,9).

    7. Факторы, влияющие на развитие грамматического строя дошкольников

    ( слайд 10).

    8. Методы и приемы формирования грамматически правильной речи

    ( слайд 11).

    - Методические приемы для обучения грамматическим навыкам  предупреждают ошибки детей, помогают сосредоточить внимание ребенка на правильной форме слова.

    9.Специальное обучение (слайды 12,13).

    - Оптимальное условие для формирования полноценного развития грамматического строя речи у всех детей могут быть созданы только на специальных речевых занятиях, с использованием специальных методов и приемов. Вне такой работы в условиях стихийного формирования языковых обобщений, как показывает опыт, путь овладения грамматического строя языка оказывается неоптимальным, наблюдается широкий диапазон индивидуальных различий в речевых умениях , более или менее значительные задержки в речевом развитии детей, неполноценность ряда грамматических навыков и умений детей. 

    На специальных занятиях  проводится работа по предупреждению или исправлению грамматических ошибок. На таких занятиях всё внимание детей привлекается только к нужной грамматической форме. На занятии дети получают образец, который запоминают и используют в речи.

    Занятия носят характер упражнений и дидактических игр с наглядным материалом или без него (в старшей группе). Наглядным материалом могут служить натуральные предметы, игрушки, картинки, а также – игровые персонажи                ( особенно в младших группах).

    10.Дидактические игры ( слайды 14,15,16,17,18,19,20,21,22).

    Дидактические игры , благодаря их динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей ,  а также использование наглядного материала дают возможность много раз упражнять в повторении нужных словоформ.

    Ш. Деловая игра « Раз -  словечко, два – словечко».

    - А сейчас я предлагаю вам разделиться на 2 команды необычным способом. Возьмите каждый листочек, на нем написано слово. Определите, каким способом оно образовано ( приставочным или суффиксальным) и займите место в своей команде.

    - Жюри прошу занять свои места. Ваша задача:

    - зорко следить за ходом игры;

    - после каждого задания оценивать участников игры; 3 балла за правильный ответ

    - определить победителя.

    1 конкурс « Творческий».

    1 вопрос – 1 группе:

    - В каком возрасте ребёнок искажает слова. Пользуется упрощенными словами? Приведите примеры слов (младший дошкольный возраст).

     Комментарий логопеда: К полутора годам ребёнок произносит, хотя и не всегда чётко, почти все гласные и многие согласные звуки – [м], [п], [б], [т], [д], [н], [к], [г], [в], [ф], [й]. Однако некоторые согласные часто произносятся им смягчённо («дяй» вместо дай). Вместо общепринятых слов ребёнок продолжает употреблять звукоподражания (собака – «ав-ав», часы – «тик – так» и пр.) Иногда вместо целого слова ребёнок может произнести только ударный или первый слог (кукла – «ку», упал – «па»). Часто одно и то же слово ребёнок произносит по-разному, при этом можно наблюдать выпадение или замену то одного, то другого звука.

    К двум годам малыш начинает чётче произносить гласные звуки, правильно воспроизводить многие, наиболее лёгкие согласные, усваивает простейшую интонацию (в его речи появляются вопросительные и восклицательные предложения). Отчётливость произнесения звуков в этот период жизни зависит от их места в слове.

    Вопрос – 2-ой группе.

    - В каком возрасте наблюдается такое явление, как словотворчество? Прошу привести примеры слов детей (средний дошкольный возраст с пяти лет).

    Комментарии логопеда: в среднем возрасте наблюдается рост интереса к слову, его звучанию. Словообразование и словотворчество носит в этом возрасте взрывной характер.

    (Примеры логопеда: мазелин – вазелин;это не рыбка, а китка – о резиновом ките; посмотри, коровы рогаются).

    2 конкурс « Родственный».

    - Растёт в Лукоморье Волшебное дерево. Листья на нём появляются только, тогда, когда к заданному слову находятся родственные слова.

    Д/ и «Дерево родственных слов»

    - 1 команда подбирает родственные слова к слову – САД .

    Существительные - садочек, рассадник, садоводство, садик, высадка, посадка, зоосад, садовник, садовница, ясли-сад.

    Прилагательные - садовый, приусадебный, садоводческий.

    Глаголы - посадить, рассадить, высадить, пересадить, засадить, усадить.

    - 2 команда к слову ЗВЕЗДА :

    (звездочка, созвездие, сверхзвезда, суперзвезда, звездчатка (растение с цветами, напоминающими звездочки)…

    3 конкурс «Игровой».

    Задание: придумать и организовать игры с мячом.

    1 команде – игру «Один – много».

    -Мы волшебники немного:

    Был один, а станет много.

    стол – столы                  двор – дворы                    нос – носы

    гора – горы                      мост – мосты                дом – дома

    день – дни                        лоб – лбы                         ухо – уши

    стул – стулья                 перо – перья                    носок – носки

    дружок – дружки          утенок – утята              слоненок – слонята и т.д.

    2 команде – игру «Наоборот».

    -Мы сейчас откроем рот,

     Чтоб сказать наоборот.

    широкий – (узкий)                               большой – (маленький)

    старый – (молодой)                              горячий – (холодный)

    хороший – (плохой)                             умный – (глупый)

    веселый – (грустный)                          острый – (тупой)

    легкий – (тяжелый)                              добрый – (злой)

    радостный – (печальный)                    ясный – (пасмурный) и т.д.

    4 конкурс « Профессиональный».

    - 1 команда называет профессии с суффиксом – щик

    - 2 команда с суффиксом – чик.

    5 конкурс « Мозговой штурм».

    - За короткое время надо дать как можно больше правильных ответов на короткие вопросы:

    1. Чем отличается звук от буквы?

    2. На что похожа буква «В»?

    3. Сколько букв и звуков в слове «деньги»?( 6 и 5)

    4. Сколько дней в неделе?( 7)

    5. Что курицу не учит?( яйца)

    6. Какая бывает ручка? (дверная, шариковая, часть тела).

    7. Что может быть широким? (душа, река, плечи).

    8. У кого глаза велики? (страха)

    9. Определите, какая часть речи слово «пешеход» (существительное).

    10. Поделите на слоги слово «черепаха»( 4)

    11. Назовите двусложное слово из открытых слогов (вата).

    12. Подберите рифму к слову «мак».

    13. Назовите 3 притяжательных прилагательных (лисий, волчий, собачья)

    14. Назовите ударный гласный в слове «крокодил» (и).

    15. Придумайте родственное слово к слову «игра».

    16. Объясните, как образовано слово «пароход».

    - Подводим итоги нашей игры. Сейчас жюри объявит победителя.

    IV. Рефлексия.

    -Закройте глаза и вспомните приятные моменты нашего семинара.

     Я рада, что на протяжении всего занятия вы были внимательны.

     Я хочу, чтобы все, кто работал хорошо – улыбнулись мне, а кто чувствует в

     себе потенциал работать еще лучше – поаплодировали себе.

    Список литературы:

    1.Бородич А. М. Методика развития речи детей. - М., "Просвещение", 1974.

    2. Волкова Л.С., Шаховская С.Н., Логопедия: учебник для студентов дефектологического факультета пед. вузов  М. , « ВЛАДОС», 1998.

    3.Жукова Н. С. и др. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Екатеринбург: изд-во ЛИТУР., 2000.

    4.Ефименкова Л.Н., Формирование речи у дошкольников, М., 1985.

    5. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. - Ростов "Феникс", СПб "Союз",2004.

    6.Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В., Преодоление речевых нарушений у дошкольников, СПб,2003.

    7.Федоренко Л.П., Фомичева И.А., Методика развития речи детей дошкольного возраста, М., 1984.

    8.Филичева Т.Б., Особенности формирования речи детей дошкольного возраста, М., 2000.

    .


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Использование приёмов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста»

    СЕМИНАР-ПРАКТИКУМДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Использование приёмов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста»...

    Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Дидактические игры в развитии речи детей»

    Цель данного мастер - класса - систематизирование и углубление знаний педагогов по теме «Дидактические игры для детей дошкольного возраста»....

    Семинар-практикум для педагогов по теме "Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста"

    Цель семинара: систематизировать знания педагогов по формированию ЗОЖ у детей дошкольного возраста.Задачи семинара:Формировать и закреплять профессиональные знания, умения и навыки педагогов в работе ...

    Семинар-практикум для педагогов ДОУ. Тема: «Формирование сюжетно-ролевой игры у детей дошкольного возраста»

    Семинар-практикум для педагогов ДОУ.Тема: «Формирование сюжетно-ролевой игры у детей дошкольного возраста» Цель: Систематизировать знания воспитателей об особенностях сюжетно-рол...

    Семинар-практикум для педагогов по теме "Формирование грамматически правильной речи через организацию речевой среды в группе"

    quot;Формирование грамматической правильной речи через организацию речевой среды в группе"...

    семинар - практикум для педагогов по теме «Формирование физической готовности к преодолению опасных ситуаций»

    семинар - практикум для педагогов по теме «Формирование физической готовности к преодолению опасных ситуаций»...

    Семинар-практикум для педагогов ДОУ. Тема: «Формирование сюжетно-ролевой игры у детей дошкольного возраста»

    Цель: Совершенствовать умения педагогов в организации и проведении сюжетно – ролевых игр.Задачи:1. Актуализировать теоретические знания педагогов о значении сюжетно-ролевой игры в развитии дошко...