Семинар-практикум для педагогов ДОУ. Тема: «Формирование сюжетно-ролевой игры у детей дошкольного возраста»
элективный курс

Гудимчик Елена Владимировна

Цель: Совершенствовать умения педагогов в организации и проведении сюжетно – ролевых игр.
Задачи:

1. Актуализировать теоретические знания педагогов о значении сюжетно-ролевой игры в развитии дошкольника.

2. Выявить общие проблемы, возникающие у педагогов и воспитанников при организации и разворачивании сюжетно-ролевой игры и их причины.

3. Повысить уровень компетентности педагогов в практических вопросах организации сюжетно-ролевой игры в дошкольном образовательном учреждении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum_syuzhetno-rolevye_igry_23.01.18.docx32.14 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Сказка»

(МАДОУ  «Сказка»)

Семинар-практикум для педагогов ДОУ.

Тема: «Формирование сюжетно-ролевой игры у детей дошкольного возраста»

                                                                                          Воспитатели: Кучугура Е.В.

                                                                                                                     Смурыгина Е.И.

Лабытнанги

23.01.2018

Цель: Совершенствовать умения педагогов в организации и проведении сюжетно – ролевых игр.
Задачи:

1. Актуализировать теоретические знания педагогов о значении сюжетно-ролевой игры в развитии дошкольника.

2. Выявить общие проблемы, возникающие у педагогов и воспитанников при организации и разворачивании сюжетно-ролевой игры и их причины.

3. Повысить уровень компетентности педагогов в практических вопросах организации сюжетно-ролевой игры в дошкольном образовательном учреждении.

Выступление «О значении сюжетно-ролевой игры»

Уважаемые коллеги! Условно выделяют три класса игр:

1) игры по инициативе ребенка (творческиесюжетно-ролевые, режиссерские, и театрализованные (игры-драматизации, строительно-конструктивные);

2) игры по инициативе взрослого с готовыми правилами (дидактические, подвижные);

3) народные игры (созданные народом).

Сюжетно-ролевая игра - хозяйка игрового процесса.

Более подробно остановимся на сюжетно-ролевой игре как любимой форме игровой деятельности.

"Давай поиграем!" - как часто в житейской суете мы не придаём значения этому призыву, просьбе звучащему сегодня из уст ребёнка.
"Давай поиграем, ну давай!". Обращаются дети к своим родителям. И что же они слышат в ответ? –(Ответы педагогов)
"Да некогда мне …не могу…я устала…тороплюсь… не успеваю…" - говорим мы часто своему ребёнку.
"Идите, играйте" - такой ответ часто можно услышать и из уст воспитателей.

Вы готовы с нами согласиться?

И дети идут и играют: одни играют в монстров, которых сами же боятся, другие в какие - то любовные романы, в бандитов… То, что мы видим в играх наших детей, это отражение того мира, который им «дарят» взрослые.

Говоря об игре как ведущей деятельности дошкольников, педагогика имеет в виду преимущественно совместную сюжетно-ролевую игру.
Ребенок, мало играющий, теряет в своем развитии, так как в игре, по выражению Л.С.Выготского, «ребенок всегда выше своего среднего возраста, выше своего обычного повседневного поведения; он в игре как бы на голову выше самого себя».

Часто в детских садах, из-за загруженности учебного процесса, дети играют мало, а в других случаях игры эти бедны, малоинтересны, не оказывают достаточного влияния на развитие детей. Имеются определенные трудности и недостатки в руководстве игрой. С одной стороны наблюдаются случаи, когда игра проводится самотеком, и воспитатель считает, что если он выделил для игр определенное время, снабдил ребенка игрушками, то на этом его миссия заканчивается.


С другой стороны, можно наблюдать противоположное явление, когда игра перегружается дидактическими задачами, не учитываются индивидуальные и психические особенности развития детей.

Действительно, значимость сюжетной игры в дошкольном возрасте велика. Именно в сюжетной игре, где всё условно, как будто, проживая ту или иную ситуацию, ребёнок проникает в сферу социальных отношений взрослых, моделируя их по-своему.Сюжет и содержание игры дети берут из окружающей жизни, отражают те её моменты, которые привлекли внимание, вызвали интерес, произвели особое впечатление.

Развивающее значение игры разнообразно. В игре ребёнок познаёт окружающий мир, развивается его мышление, чувства, воля, формируются взаимоотношения между сверстниками, происходит становление самооценки и самосознания.

Уважаемые педагоги, насколько, на ваш взгляд, актуальна данная тема?

(Ответы педагогов)

Слайд №1 Тема семинара-практикума

Слайд №2       «Основа сюжетно ролевой игры»

        Основой сюжетно-ролевой игры является воображаемая ситуация, которая включает в себя сюжет, роль и связанные с ней действия. В воображаемой  ситуации, наиболее явно выражено разделение действительности на реальную и символическую. Воображаемая ситуация включает в себя сюжет, роль и связанные с ней действия.

Сюжет – это  та сторона действительности, которая находит отражение в игре. В сюжете выражено отношение  ребенка к миру. Сюжеты игр стареют и отмирают, теряя свою актуальность и привлекательность. Поскольку сюжетные игры копируют жизнь, дети, в них играющие, накапливают опыт социальных отношений людей, опыт социальных переживаний. С точки зрения содержания наиболее распространенными сюжетами являются (по С.А. Шмакову):

-  профессиональные;

- военизированные («стрелялки», «догонялки», по мотивам мультфильмов);

- созидательные (строительство);

- поиска и открытия (путешествия, «космос»);

- связанные  с искусством («цирк», «театр»);

- сказочные;

- фантастические;

- этнографические («в индейцев»).

Роль –  это образ, который ребенок принимает на себя добровольно или по договоренности с другими играющими. Выбор роли в игре – это выбор мотива поведения. Роли могут быть самыми разнообразными (по С.А.Шмакову):

- роль конкретного взрослого человека или персонажа фильма, мультфильма, книги;

- роль-профессия обобщенного типа (учитель, врач);

- семейная роль (мама, папа, дочка, сын);

- этнографические роли (индеец);

- сказочные, карнавальные роли (Дед мороз, Волшебник, Пират, Баба Яга);

- роль животного.

Игровые действия носят условный характер. В игре действительность представлена условно, «понарошку». Основной механизм существования игры – действия замещения (условные игровые действия). Особый вид замещения – обозначение игрового пространства. Сначала это происходит при помощи предметов-маркеров игрового пространства, а затем в речи.

Существенная особенность игры и её содержания – отношения между людьми, которые являются объектом моделирования и экспериментирования в игре. Содержанием игры становятся ситуации. В которых ребенок активно действует наравне со взрослыми (сам ест, одевается), где он выступает как объект действия взрослого (его лечит врач, стрижет парикмахер), где ребенок вовлечен в сопереживание в процессе восприятия искусства (игры по содержанию мультфильмов и сказок).

Слайд №3     

В детский сад сюжетно-ролевые игры пришли сами собой, так как это естественная форма поведения детей. Игра для малышей – не просто баловство. Практически, большую часть своего времени обычный ребенок проводит в игре. 

Сюжетно-ролевые игры в детском саду позволяют воспитателю лучше узнать своих детей, их характер, привычки, организационные способности и творческие возможности, а это, в свою очередь, является основой для того, чтобы найти наиболее правильные пути воздействия на каждого ребенка в отдельности.

Руководство сюжетно-ролевой игрой в дошкольном учреждении осуществляется в двух основных направлениях:

Косвенное руководство (без вмешательства воспитателя в игру, направленное на обеспечение опыта детей:

• наблюдения;

• целевые прогулки;

• экскурсии

• беседы;

• чтение художественной литературы;

• просмотр кино -, видеофильмов;

• занятия (особенно речевые)

• рассмотрение иллюстраций;

• ознакомление с атрибутами, предметами-заменителями и способами их использования;

• организация игрового пространства (подбор, изготовление своими руками) ;

• игры (конструктивные, дидактические, подвижные) ;

• изобразительная деятельность;

• игры-имитации;

• мнимые «телефонные разговоры»;

• придумывание историй (для планирования игры, например, «Придумаем историю о больной девочке и то, как помог необычный чай») ;

• «домашние задания», которые приучили ребенка к самостоятельному поиску информации (например, «Как мама убирает. Что делает сначала, что потом. ») .

Прямое руководство (с вмешательством в игру) .

1. Воспитатель - носитель игровых действий (младший дошкольный возраст) предполагает активное участие воспитателя в игре, способствует устойчивости игрового замысла.

Задача - научить играть (воспитатель исполнитель главной роли):

• показ игровых действий;

• описание сюжета или персонажа (например, больной куклы) ;

• рассуждения воспитателя (например, о причинах болезни куклы) ;

• упражнения ребенка в игровых действиях;

• упражнения в игровых действиях в новых ситуациях («Скорая везет в больницу», «Больного несут на носилках») ;

• обращение персонажа к детям;

• вопросы к ребенку, к персонажу;

• проблемные игровые ситуации («В Мишки температура», «Зайчик сломал ножку»)

Слайд № 4  Автор книги «Организация сюжетной игры в детском саду»

Н.Я. Михайленко, определяет  генетические этапы формирования  игры в дошкольном возрасте. Для каждого из этапов разработаны конкретные приемы и методы, объединенные общим принципом формирования игры, который заключается в участии взрослого как партнера в детской деятельности, что позволяет, не нарушая естественного процесса игры, поэтапно передавать детям усложняющиеся игровые способы. Автор выделяет 3 этапа формирования сюжетной игры:На первом этапе (1,5-3 года) педагог, развертывая игру, делает особый акцент на игровом действии с игрушками и предметами-заместителями, создает ситуации, которые стимулируют ребенка к осуществлению условных действий с предметом.

На втором этапе (3 года - 5 лет) воспитатель формирует у детей умение принимать роль, развертывать ролевое взаимодействие, переходить в игре от одной роли к другой. Наиболее успешно это можно осуществить, если строить совместную игру с детьми в виде цепочки ролевых диалогов между участниками, смещая внимание детей с условных действий с предметом на ролевую речь (ролевой диалог).

На третьем этапе (5-7 лет) дети должны овладеть умением придумывать новые разнообразные сюжеты игр, согласовывать игровые замыслы друг с другом. С этой целью воспитатель может развернуть совместно с детьми своеобразную игру-придумывание, протекающую в чисто речевом плане, основное содержание которой  - придумывание новых сюжетов, которые включают в себя разнообразные события. Особенность процесса формирования игровых умений, по мнению Н. Я. Михайленко, заключается в том, что взрослый здесь не педагог, а равный партнер: он как бы занимает позицию ребенка и играет вместе с ним, сохраняя тем самым естественность игры. Вместе с тем, развертывая совместную игру с детьми, воспитатель должен уже с раннего возраста ориентировать ребенка на сверстника, при этом учить его игровому взаимодействию с партнером на доступном для него уровне.

Слайд № 5  «Принципы организации сюжетно ролевой игры» Рассматривая вопрос о принципах организации сюжетно ролевой игры обратимся к позиции Михайленко Н.Я. и Коротковой Н.А., которые определили следующие принципы:

 Первый принцип: для того чтобы дети овладели игровыми умениями, воспитатель должен играть вместе с детьми. При этом чрезвычайно важным моментом, во многом определяющим успешность «втягивания» детей в мир игры, является сам характер поведения взрослого во время игры. Но в совместной игре с детьми воспитатель должен  занять позицию «играющего партнера», с которым ребенок чувствовал бы себя свободным и равным в возможности включения в игру и выхода из нее, ощущал бы себя вне оценок: хорошо - плохо, правильно - неправильно, ибо к сюжетной игре они не применимы.

Второй принцип: воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом его этапе следует развертывать игру таким образом, чтобы дети сразу «открывали» и усваивали новый, более сложный способ ее построения. Чтобы успешно играть с кем-то, ребенку необходимо хорошо понимать смысл действий партнера и самому быть им понятым. Для этого смысл условного игрового действия с предметом, момент принятия той или иной игровой роли, развертываемое в игре событие должны быть пояснены партнеру. Взрослый, играя с ребенком, должен пояснять игровые действия

Третий принцип: начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам - взрослому или сверстнику. Такая стратегия обеспечит и индивидуальную самостоятельную игру детей, и их согласованную совместную игру в небольших группах, начиная с элементарного парного взаимодействия в раннем возрасте.

Слайд № 6 Для успешного формирования сюжетно-ролевой игры у детей, воспитателям необходимо:


- Создать требуемые условия для организации игр в помещении и на участке, оборудовать педагогически процесс игрушками и игровым материалом в соответствии с возрастом, развитием и интересами детей. Организуя предметно пространственную среду для сюжетно-ролевой игры, игровой материал вносят постепенно, по мере получения детьми знаний об окружающем, чтобы игрушки помогали вспомнить те события, с которыми недавно познакомили. После закрепления и уточнения знаний вносят какую-то новую игрушку или самодельные атрибуты, а иногда один настоящий предмет, например кухонную доску (эти предметы должны быть безопасными для детей).

Настоящие предметы помогают лучше войти в роль.
- Соблюдать время, отведённое для игр в режиме дня, способствовать тому, чтобы их организация обеспечила детям интересную, содержательную жизнь.
- Систематически формировать у детей игровые умения соответствующие возрастному периоду.
- Способствовать превращению игры в их самостоятельную деятельность.

Слайд № 7  Создание предметно-игровой среды

Для того, чтобы игровая деятельность детей развивалась успешно, прежде всего необходимо позаботиться о ее оснащение. Все виды игрушек в группе следует подбирать с учетом возраста, интересов детей и задач их развития, воспитания, обучения. Воспитатели групп раннего и младшего дошкольного возраста должны постоянно пополнять, изменять ситуации в игровых зонах. Игрушек должно быть много в ассортименте и в нескольких экземплярах. Игрушки в этом возрасте является отправной организующей точкой сюжетно-ролевой игры.

В группах для детей старшего дошкольного возраста уже не игрушки определяют содержание игры а, наоборот, содержание игры определяет выбор игрушек. Старшие дошкольники способны приспосабливать для игры различные предметы-заменители, проявляя при этом незаурядную изобретательность. Поэтому в группах для детей старшего дошкольного возраста не должно быть большого количества игрушек, ведь их избыток приглушает интерес детей, ограничивает возможности творческого воображения. Подводить детей к пониманию того, что некоторые предметы-заменители можно легко превратить, педагог может в процессе игры. Скажем, цветная бумага легко разорвать на мелкие кусочки (салат, свернуть в трубочку (термометр, нарисовать на нем узор (скатерть, салфетка, коврик).

Каждая такая игрушка ценна тем, что ее делает сам ребенок. Поэтому уместно бы в каждой группе иметь, например, ящик, а в ней различные коробочки, лоскутки, палочки, ленты, бантики, кусочки меха и другой материал, который может потребоваться в игре. Важно, чтобы игрушка-заменитель напоминала изображаемый предмет общими контурами или какой-то типичной свойством, характерной деталью. Если младшие дошкольники обычно знакомятся с этими предметами с помощью педагога, показывает способы игры с ними, последовательные действия, то дети уже самостоятельно используют условное игровую среду для развертывания сюжета, определяя при этом свои роли. Используя предметы-заменители, дети выходят за рамки традиционных игр и все шире отражают явления окружающей действительности. Стоит практиковать широкое привлечение воспитанников к изготовлению атрибутов к различным играм. Отрицательно сказывается на игровой деятельности неудобное расположение игровых материалов. Если дети не могут ими свободно пользоваться, игровая деятельность резко ограничивается.

Практические задания педагогам. Давайте разберем несколько ситуаций и попробуем найти для них оптимальное решение.

  1. Дети младшей группы после игры не убрали игрушки. Не сделали это и после напоминания воспитателя.

Вопрос: Какова должна быть реакция педагога?

  1. Маша огородила игрушечных цыплят кубиками – получился птичий двор. Играет, радуется, цыплят кормит. Прицелился Алеша мячом: ба-бах! И нет дворика! Гордый стоит Алеша – попал в цель! Ему только жаль, что ребята не видели.

Вопросы: Что сказали бы ребята, если увидели? Как научить играть, не разрушая игру соседа?

  1. Для игры в школу ребята подбирали необходимые предметы. Лариса учительница, взяла себе портфель, тетради, указку и книги. «А с чем нам играть? – разочарованно произнесла Таня, - ты, Лариса, тогда сама и играй». Девочка смутилась, опустила голову, потом сказала: «Ребята, это я в класс все принесла для игры, а вы теперь выбирайте, что вам нужно», - и положила все предметы перед детьми.

Вопросы: Какие чувства испытывала Лариса? Какое влияние оказывает игра на формирование характера?

Творческое задание для педагогов. Проигрывание сюжетно-ролевой игры «Рыболовецкое судно». Подготовить из бросового материала предметы для игры.

Задачи: Формировать умение отражать в игре разнообразные сюжеты о жизни и труде людей, закреплять знания о профессиях взрослых на корабле.

Игровые действия: Пароход строят из кубиков, блоков, кирпичиков, мягких модулей, веревки, стульчиков.

Пассажиры отправляются в путешествие по реке. Капитан отдает команды, смотрит в бинокль. Штурвальный ведет пароход, крутит руль. На остановках все выходят на берег, гуляют, ходят на экскурсии. Моряки на пароходе убирают трап, моют палубу, выполняют команды капитана. Повар-кок готовит обед для команды.

Рыбаки готовятся к выходу в море. Собирают сети, бинокли, рупор. Выходят в море ловить рыбу. Капитан рыболовецкого судна отдает команды, все помогают друг другу.

Рыбаки забрасывают сети в море, ловят рыбу, выгружают в контейнеры, кладут в холодильники. Команда отдыхает, кок приготовил вкусный обед. Капитан по картесмотрит направление судна. Все возвращаются на берег. Рыбу сгружают на специальные машины, которые везут ее в магазин.

Игровой материал: Бескозырки моряков, воротники, бинокли, штурвал, пилотки, якорь на веревке, флажки сигнальные (красные, желтые, компас, карта, сеть рыбацкая, рупор.

Рефлексия. На доске педагоги, выкладывая смайлики, оценивают своё участие в семинаре


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум для педагогов ДОУ по теме "Формирование звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста"

Задача семинара: систематизировать знания педагогов по развитию звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха детей дошкольного возраста.Ход семинара.1.     Вводная...

Семинар-практикум для педагогов по теме "Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста"

Цель семинара: систематизировать знания педагогов по формированию ЗОЖ у детей дошкольного возраста.Задачи семинара:Формировать и закреплять профессиональные знания, умения и навыки педагогов в работе ...

Семинар-практикум для педагогов ДОУ. Тема: «Формирование сюжетно-ролевой игры у детей дошкольного возраста»

Семинар-практикум для педагогов ДОУ.Тема: «Формирование сюжетно-ролевой игры у детей дошкольного возраста» Цель: Систематизировать знания воспитателей об особенностях сюжетно-рол...

Консультация для педагогов на тему: «Башкирские народные подвижные игры для детей дошкольного возраста»

Приобщение педагогов к традициям башкирского народа. Расширение знаний о башкирских народных подвижных играх....

Консультация для педагогов на тему: «Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста»

Главным для педагогов должно быть формирование культуры здоровья, как части общей культуры человека – осознание здоровья, как жизненно важной ценности, воспитания ответственного отношения ...

Консультация для педагогов на тему "Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста"

Формирование основ безопасности и жизнедеятельности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения является актуальной и значимой проблемой. Важно не только оберегать ребенка от опасности, н...