Консультация для педагогов на тему: «Башкирские народные подвижные игры для детей дошкольного возраста»
консультация

Зайнуллина Сания Гафиятовна
Приобщение педагогов к традициям башкирского народа. Расширение знаний о башкирских народных подвижных играх.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov_na_temu.docx22.12 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов на тему:

«Башкирские народные подвижные игры для

детей дошкольного возраста»

Цель: приобщение  педагогов к традициям башкирского народа. Расширение знаний о башкирских народных подвижных играх.

Основной вид деятельности дошкольников – игра. Наиболее любимый вид игры – подвижная игра. Любимое место игр – на воздухе, там, где много места, можно побегать, порезвиться, показать свою ловкость. Игры на свежем воздухе, на природе способствуют физическому развитию детей, укрепляют здоровье. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально-чувственная основа для развития патриотических чувств.

В рамках воспитания основ толерантности в детях, в детском саду знакомим с национальностями и играми народов, населяющих Россию:

«Народы - как одна семья,

Хотя язык их разный.

Все - дочери и сыновья 

Страны своей прекрасной».

Сегодня мы познакомим вас с башкирскими народными играми. 
Cогласно преданию, Башкорт - имя военачальника в 9 веке объединившего башкирские племена. Именно тогда башкиры начали осваивать обширную территорию - южные отроги Урала, западный район Приуралья, и степи Зауралья. Традиционное башкирское жилище - это войлочная юрта со сборным решетчатым каркасом. В степи ставили глинобитные, саманные дома, в лесной зоне - срубные избы. Среди блюд башкирской кухни особое место занимает конина или баранина, но обязательно присутствуют пресный хлеб и лапша, а самый распространенный напиток – кумыс (из кобыльего молока).

Духовная культура башкирского народа очень выразительна и ярко отражена в фольклоре, но особенно в праздничных традициях и обрядах. Основные народные праздники отмечались весной-летом. После прилета грачей устраивали каргатуй (грачиный праздник), участники которого угощали друг друга ритуальной кашей, соревновались, водили хороводы, а остатки каши раскладывали на камнях со словами «Пусть и грачи поедят, пусть год будет плодоносным, жизнь благополучной».

Накануне же пахоты устраивали праздник плуга - сабантуй. Во время этого веселого праздника обязательно забивали корову или баранов, приглашали гостей, устраивали состязания, среди которых непременно были скачки, борьба и бег, что отражало древние традиции военно-физического воспитания молодежи у башкир.

Традиционные башкирские игры, танцы нередко воспроизводят движения птиц и зверей, имитируют повадки животных, то есть носят подражательный характер. Это объясняется тем, что в их основе лежат обряды, когда-то имевшие религиозно-магическое значение.

Родина впервые предстает перед ребенком в образах, звуках и красках, в играх. Все это в изобилии несет в себе народное творчество, богатое и разнообразное по своему содержанию. Веселые подвижные игры - это наше детство. Кто не помнит неизменных пряток, ловишек! Когда они возникли? Кто придумал эти игры? На этот вопрос только один ответ: они созданы народом, также как сказки и песни.

Башкирские народные игры имеют свою историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. В башкирских селах и городах среди молодежи были широко распространены игры подвижного характера. Без них не обходился ни один народный праздник. В игру вовлекались целые группы подростков, которые состязались в силе, ловкости, быстроте, меткости. Игры, как правило, проводились на улице, на свежем воздухе, что способствовало укреплению.

Правила для играющих.

1. Играйте честно, дружно, соблюдая правила. Правила в игре - закон.

2. В игре проявляйте выдумку, смекалку (не нарушая принятых правил).

3. Играя с товарищами, помни, что ты не один (не выставляй всюду себя, давай играть другим, нарочно подолгу не води).

4. В играх-поединках выбирай противников, равных по силам.

5. Старайтесь все время выручать товарищей по команде. Закон каждой команды в игре: один за всех и все за одного.

6. Не горячитесь понапрасну! Так вернее прийти к победе.

7. Обязательно слушайте руководителя игры: он здесь главный судья,

подчиняйтесь капитану команды: в игре он старший.

8. Победив, не зазнавайтесь, не смейтесь над проигравшими. Помните: в игре

вы - противники, вне игры - товарищи.

9. Проиграл, - не унывай! Поблагодари победителя за науку; постарайся взять

верх при следующей встрече.

10.В игре не сердитесь на того, кто нечаянно толкнул или наступил на ногу.

11.Берегите принадлежности для игр; следите, чтобы они всегда были

исправны и красивы. 

12.Судьей должны быть довольны и победители и побежденные. 

13.Для игры подыщите подходящее место. Не играйте на проезжей дороге.

Игры с мячом проводите подальше от окон, в стороне от клумб, грядок.

«Курай»

Игра проводится под любую башкирскую народную мелодию. Дети, взявшись за руки, образуют круг и двигаются в одну сторону. В центре круга один ребенок, он кураист, в руках у него курай (длинная дудочка), он ходит в противоположную сторону. Дети по кругу ходят, бегут, выполняют притопы

на слова: 

«Услыхали наш курай, 

Собрались мы все сюда. 

Наигравшись с кураистом, 

Разбежались кто куда.

Хай, хай, хай, хай 

На зеленом, на лугу 

Мы попляшем под курай,

Дети разбегаются врассыпную по площадке, выполняют движения

башкирского танца под слова:

«Ты, курай задорный, веселей играй.

Тех, кто лучше пляшет, выбирай»

Ребенок-кураист выбирает лучшего исполнителя движений, тот становится водящим.

Правила: разбегаться только после окончание слов.

«Уголки»

По четырем углам площадки стоят четыре стула, на них четверо детей. В

центре стоит водящий. Он по – очереди подходит к сидящим и задает

каждому вопрос:

- Хозяйка, можно истопить у тебя баню?

1 играющий отвечает: «Моя баня занята».

2 играющий отвечает: «Моя собака ощенилась»

3 играющий отвечает: «Печка обвалилась

4 играющий отвечает: «Вода кончилась»

Водящий выходит на центр площадки, хлопает в ладоши три раза и кричит:

Хоп, хоп, хоп! За это время хозяева быстро меняются местами. Водящий

должен успеть занять свободный стул.

Правила: меняться только после хлопков водящего. Игра может проводиться

и с большим количеством детей: в этом случае воспитателю следует

поставить столько стульев, сколько играющих и составить дополнительные

ответы для «хозяев».

«Белый тополь, синий тополь»

Дети стоят в две шеренги по краю площадки напротив друг друга. Первая

команда хором спрашивает: «Белый тополь, синий тополь, что есть на

небе?» 

Вторая команда хором отвечает: «Пестрые птицы». 

Первая команда спрашивает: «Что есть у них на крыльях?» Вторая команда

отвечает: «Есть сахар и мед». 

Первая команда просит: «Дайте нам сахар». 

Вторая команда спрашивает: «Зачем вам?»

Первая команда зовет: «Белый тополь, синий тополь». 

Вторая команда спрашивает: «Кого выбираете из нас?»

Первая команда называют имя одного из играющих из противоположной

команды. Выбранный ребенок бежит навстречу шеренге соперников,

которые стоят, сомкнув крепко руки, и старается разорвать «цепь»

соперника. Если он разорвет «цепь», то забирает играющего из команды

соперников в свою команду, если нет, то остается в этой команде.

Выигрывает та команда, в которой оказывается больше всего игроков.

«Иголка и нитка»

Дети делятся на две команды, выстраиваются в колонны друг за другом на одной стороне площадки. Перед каждой командой на расстоянии 5 метров ставится ориентир (куб, башня, флажок). По сигналу первые игроки («иголки») обегают ориентиры, возвращаются к команде. К ним зацепляется следующий игрок («нитка»), они обегают ориентир вдвоем. Таким образом, все игроки команды («нитки»), по очереди зацепляясь, друг за дружкой, обегают ориентиры. Побеждает та команда («иголка с ниткой»), все игроки которой зацепились и обежали ориентиры первыми. 

Правила: играющим во время бега не разрешается расцеплять руки. Если это случилось, то нарушившая правила команда начинает игру заново.

«Кот и мыши»

Кот сидит в кругу на краю площадки, закрыв глаза. Дети - мыши бегают по

площадке очень тихо, на носочках, чтобы не разбудить кота. Как только кот открывает глаза и поднимается с места, дети - мыши должны присесть и не двигаться. Кот произносит слова: 

«Котик вышел погулять, 

Серых мышек поймать.

Сейчас догоню, схвачу и проглочу» 

После окончания слов кот ловит мышей, которые встают и убегают от него.

В конце игры подсчитывают количество пойманных мышей. Выбирается

новый кот, игра повторяется.

Правила: не двигаться во время слов кота; осаленные мыши должны

прекратить игру, собраться у кота в доме.

«Волк и зайцы»

Для игры выбираются волк и водящий. Остальные дети - зайцы. Волк

прячется - приседает на одной стороне площадки, а дети - зайцы стоят на

другой стороне площадки, ограниченной чертой. На слова ведущего «зайцы»

выходят из дома и прыгают на двух ногах по всей площадке:

«Белый заяц, мягкий заяц 

В гости к нам пришел. 

Ушки - длинные. 

Короткий хвост».

На сигнал ведущего «Буре» («Волк») дети-зайцы прыжками быстро

возвращаются в свой дом, а волк старается поймать как можно больше детей.

Правила: передвигаться по площадке можно только прыжками на двух ногах;

убегать в дом только после сигнала водящего; ловить, касаясь игрока рукой.


Список литературы

  1. Агишева Р.Л. Я — Башкортостанец. Уфа - 2003
  2. Агишева Р.Л., Губайдуллина Ф.Х. Я познаю Башкортостан. Уфа - 2006
  3. Азнабаева Ф.Г., Фаизова М.И., Агзамова З.А. Академия детства. Уфа – 2017. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русские народные подвижные игры для детей дошкольного возраста

В данной презентации представлены русские народные подвижные игры для детей  дошкольного возраста....

Русские-народные-подвижные-игры-для-детей-дошкольного возраста

ull;Народная игра – это игра, придуманная народом,  передающаяся из поколения в поколение....

Народные подвижные игры для детей дошкольного возраста.

Башкирские подвижные игры.  Старший дошкольный возраст....

консультация для родителей " Башкирские народные подвижные игры для детей дошкольного возраста"

            Консультация для родителей                на тему:                ...

Консультация для педагогов "Народные подвижные игры для детей дошкольного возраста"

Консультация для педагогов "Народные подвижные игры для детей дошкольного возраста"...