Русские-народные-подвижные-игры-для-детей-дошкольного возраста
презентация на тему

•Народная игра – это игра, придуманная народом,  передающаяся из поколения в поколение.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Русские народные подвижные игры для детей дошкольного возраста МКДОУ «Детский сад №2» г. Пласта Ясько Надежда Петровна

Слайд 2

Народная игра – это… Народная игра – это игра, придуманная народом, передающаяся из поколения в поколение. Народная игра – это игра, широко распространенная в национальном обществе в конкретный исторический период, отражающая особенности этого общества.

Слайд 3

Приобщение дошкольников в современном обществе к национальной культуре становиться актуальным педагогическим вопросом, потому что каждый народ не просто хранит свои традиции и особенности, но и стремиться перенести их в будущее, для того чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности. Только на основе ознакомления с прошлым своего народа можно понять его настоящее и предвидеть будущее. В последнее время в жизни нашего общества материальные ценности стали преобладать над духовными интересами, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Всѐ чаще и чаще человеком овладевают негативные чувства и эмоции, такие как злость, равнодушие, тревожность. Ребенок будет развиваться гармонично, когда будет учитываться согласование развитие духовно – нравственной и интеллектуальной системы. Я уверена, в том, что невозможно воспитать здорового и гармонично развитого ребѐнка без опоры на традиционную этику. Русская национальная культура это наследие, которое принадлежит народу. Веками она создавалась и сохранила свою самобытность и индивидуальность. Это ценность, которую нужно беречь и предавать их поколения в поколения. Актуальность темы

Слайд 4

Цель проведения русских народных подвижных игр: формирование гармонически развитой, активной с о че т а ю щей в с е б е д у х ов н о е б ог а т ст в о, м ор а ль н ую л и чн о сти, чис т о т у и физическое совершенство.

Слайд 5

Значение русских народных подвижных игр в процессе развития дошкольников Развиваются нра в ст в енные чувства Развиваются мыслительные операции через игру Развиваются физические и воспитываются психофизические качества Создают определенный духовный настрой, интерес к народному творчеству Раз в и в а ю т ся психич е ск и е процессы Развиваются коммуникативные навыки и эмоциональная сфера

Слайд 6

Детские сговоры и жере б ь ё вки С ч и талки Н е б ы ли ц ы - п е ре в ѐ р т ы ш и Орнамента л ика народных игр Игровые а кс есс у а р ы Игровые п ри пев ки Заклички

Слайд 7

Сч и талки Д е т ск и е с ч и т а лки – н ео б х о д им ая ча с ть детских подвижных игр. Ведь почти всегда нужно выбрать водящего. И сделать это нужно честно, без обмана, справедливо. Раньше стишки для выбора ведущего или установления очередности и игре называли в народе «жеребьевками» или «гадалками». Разучиваание считалок помогает детям развить память и приобщиться к русской фольклорной культуре, но и повысит их «рейтинг» среди сверстников. Детские считалки бывают очень разные: длинные и короткие, легкие и не очень в запоминании, старинные и современные. Но одно свойство объединяет их – они обязательно ритмичные.

Слайд 8

С ч и т ал к и - чи сл о в к и – с чет было т ак и е это считалки с числами. Иногда, правда, эти числа сложно узнать. Они искажены, замаскированы. Например, вместо «Один, два» появляются «Первенчики, другеньчики» или «Перводан, другодан». Эти искаженные слова рождались во взрослом языке. Ведь когда-то считали, что слово, и, тем более, число – вещь магическая. А раз магическая, значит и опасная. Поэтому существовал запрет на «правильными» числами. Но считать-то как-то надо – вот и придумывали «заменители». Потом запрет ушел, а его отзвуки остались в детских считалках. Например, В нашей маленькой компанье Кто-то палочку украл. Раз, два, три – Это верно будешь ты! *** Раз-два – кружева, Три-четыре – платье сшили, Пять-шесть – кашу есть Семь-восемь – деньги просим. Заумные детские считалки О происхождении заумных считалок у ученых нет единого мнения. Некоторые считают, что это самые древние считалки, берущие свое начало от старинных заклинаний и заговоров. Другие исследователи доказывают, что они восходят к латинским числовкам. Некоторые даже полагают, что заумные считалки – это искаженные молитвенные тексты на древнееврейском языке. Но, в любом случае, этот вид считалок очень древний. Кстати, их тексты сходны на всей территории многоязычной Европы. Заумные считалки – застывшие осколки древних культур, формулы, лишенные всякого смысла, но завораживающие ребенка своим ритмом. Например, Атки-патки чуткиме, Аболь-фоболь доменэ, Ики-пики Г раматыки Кноп! *** Анки-дранки дру едру, Чебер-фебер фу ерфу, Ан дан, дугестан, Уда вида, уда кан.

Слайд 9

Старинные и современные русские детские сюжетные считалки Сюжетные считалки – основная группа детских считалок. Очень сложно определить время создания того или другого текста, понять, какие пришли к нам из седой старины, а какие появились совсем недавно. Ведь считалки постоянно изменяются, впитывают новые слова и реалии окружающего мира. Вот, например, такая, довольно старая считалка, «Ехал Ваня на тележке…» обрела нового «главного героя»: Ехал Лунтик на тележке, Раздавал он всем орешки, Кому два, кому три, Выходи из круга ты! *** Дом высокий, трехэтажный, На верху свисток протяжный. Как засвищет, заорет, Всех на фабрику зовет. Авторские детские считалки Источниками считалок, к о н е ч н о, становились и авторские, литературные тексты детских поэтов. Считалкой может стать любое стихотворение, если оно не слишком длинное и ритмичное. Примеры детских авторских считалок: Шел по улице отряд - Сорок мальчиков подряд: Раз, Два, Три, Ч е т ыре, И четыре На четыре, И четырежды четыре, И еще потом четыре. (Даниил Хармс)

Слайд 10

Заклички Заклички – небольшие песенки, предназначенные для распевания группой детей. Многие из них сопровождаются игровыми действиями, имитирующими процесс крестьянского труда. Все явления и силы природы: солнце, радуга, гром, дождь, ветер, а также времена года: весна, лето, осень, зима – живут в закличке как одушевленные существа. Ребенок сам вступает с ними в контакт, сговор: солнце просит о тепле и ласке, о щедром лете; радугу – «перебить дождя»; гром – пожалеть дом, не пугать конец, гусей, детей; подсказывает дождю, что поливать и сколько воды вылить; обещает за исправную работу подарок – сварить борщик, дать огуречик. В закличке не просто обращение к природным стихиям, но выраженная в слове, ритме, интонации гамма чувств – переживаний, восхищения, нежности, восторга. Эмоции радости, доверия, убежденности в хорошем заложены в самом строе стиха – в волнообразных повторах, в смене картинок-просьб, в ритме – бойком, задорном, в звучании каждой строчки, каждого слова. Зак л и ч к а р о ж д ает в ре б е н к е в е р у в в е с о м о сть и зн а ч и м о сть сло в а. Э т а в е р а у к р е п л яе т ся с амим де й ствием заклинания и в то же время чувством защищенности в случае неблагоприятного исхода просьбы, ибо обращается к силам природы ребенок всегда вместе с другими детьми (возможно, и взрослыми). Солнышко Солнышко, солнышко, Выгляни в окошечко — Дам тебе горошечка!

Слайд 11

Детские сговоры и жеребьевки для деления на команды Для того, чтобы «честно» разделиться на команды, дети на Руси пользовались словесными жеребьевками – сговорами. Для этого служил вопрос, содержавший в себе выбор. Вопросы могли быть самые разные. Рождались такие вопросы, обычно, на основе сказок, загадок, пословиц: «Солнце красное или месяц ясный?» «Коня вороного или казака удалого?» «Наливное яблочко или золотое блюдечко?» Часто такие вопросы-сговоры имели юмористический характер: «На печке заблудился или в тарелке утоп?» «Шишкой в лоб или в ухо хлоп?» Проводили сговор-жеребьевку так. Две «матки» или, говоря современным языком, капитаны будущих команд – отходили в сторону и договаривались о том, какой вопрос будут задавать. А также определялись к кому из «маток» будет присоединяться игрок, выбравший тот или иной ответ на вопрос. Когда они об этом договорились, то кричат остальным «Можно!». После чего к ним по очереди парами подходят дети. Одному из детей в паре тихо (чтобы не услышали остальные) предлагают вопрос, например: «Сказка или бубликов связка?». Ребенок (тоже тихо) сообщает, что он выбрал. Например, он выбрал «сказку». Тогда ему словами или жестами показывают, к кому из «маток» ему надо присоединиться. Второй ребенок из пары идет в другую команду. После этого подходит следующая пара и все повторяется сначала. В конце концов все дети поделятся на две команды. Такие жеребьевки подходят для формирования команд во многих русских народных играх, например, в старинной игре «Бояре» или менее известной, но очень динамичной игре «Жнецы и пахари» .

Слайд 12

Игровыми припевками нач инают игру, задают условие игры, связывают части игрового дейст­вия, нередко игровые песенки сочиняют сами дети. В качестве примера можно привести игру «Золотые ворота». Проходите, господа, открываем ворота, Перва мать пройдѐт, Всех детей проведѐт. Первый раз прощается, Второй раз запрещается. А на третий раз не пропустим вас. Дети, которые стояли с поднят ыми руками «золотые ворота», на эти х словах опускают руки вниз и не про пускают цепочку детей. Небылицы-перевертыши — это особый вид песен- стишков, вызывающих смех нарочитым сме­шением всех реальных связей и отношений. Это откровенные игры- несуразицы. Они нравятся детям любого возраста, но уже шестилетний ребѐнок способен не только «оценить» весь комизм ситуаций, но и проникнуться ритмом, поэзией устного слова и нередко придумать смешной ответ. Такие несообразности только оттеняют реальные свя­зи. Юмор становится педагогикой. С л е д у ет т ак ж е о тн е сти к о рнам е н т а ль ным компон г гр с е н т ам и ры и о в ые ак е с с у а р ы ( к о ст ю мы, бутафо т г я ри ю , а р и б у ты ) . П о э т о му у о л ок « дл ря ж ен ь я» необхо о димо иметь в группе детского сада, эт не только обогатит игровую деятельность детей, но и позволит п о л ­ но цен н о орг а н и з о в а ть т е а т р а ль н у ю деятел ь н о сть детей. В народных играх дети активно используют игровой словарь, жестикуляцию, мимику, необходимую по условиям игр (закрыть глаза, отвернуться, произвести счѐт). Хореография, подтанцовки, миманс, специальные игровые песенки, ритмика, амулеты органично входят в ту или иную народную игру, придавая ей эмоциональность, воздействуя на предчувствия, предугадывания, воображение, фантазию, что порождает ощущения удовольствия и счастья от игры. Все структурные элементы игры подвижны, они изменяются вместе с развитием иг­ровой деятельности детей и они же изменяют сами игры.

Слайд 13

Классификация русских народных подвижных игр Применение русских народных подвижных игр в воспитательно-образовательном процессе дошкольников требует их специального отбора для решения разных педагогических задач. Для этого создаются рабочие группировки игр, сходных по определенным признакам: по видовому отражению национальной культуры (отражается отношение к окружающей природе, быт русского народа, игры русских детей, вечная борьба добра против зла); по интенсивности используемых в игре движений (игры бывают малой, средней и высокой интенсивности); по типу двигательного действия, преимущественно входящего в игры (с бегом, с прыжками в высоту, в длину с места и с разбега, с метанием в подвижную и неподвижную цель, с бросками и ловлей мяча и т.д.); по содержанию и сложности построения игры (простые, переходящие, командные); с учетом возрастных особенностей детей 5–7 лет. Эти же игры можно использовать на занятиях по физической культуре. •

Слайд 14

Типология игр • Различают игры. По способу проведения (с водящим, без водящего, с предметами, без предметов, ролевые, сюжетные). По физическим качествам, преимущественно проявленным в игре (игры, преимущественно способствующие воспитанию силы, выносливости, ловкости, быстроты, гибкости). (д л я вводной, основной, П о о тн о ше н ию к с т р у к т уре заня т ия заключительной частей занятия).

Слайд 15

Время проведения русских народных подвижных игр Подвижные игры проводятся с малышами ежедневно. В утренние часы, до завтрака Целесообразно дать детям возможность поиграть самостоятельно. Для этого нужно вынести различные игрушки, помочь малышам найти себе занятие, подбадриванием, шуткой способствовать созданию у них бодрого, радостного настроения. Воспитатель может провести игры с несложными заданиями, простые игры спокойного характера с небольшими группами детей или с некоторыми детьми индивидуально. Народная подвижная игра, организованная со всей группой детей, может заменить утреннюю гимнастику. Такая игровая форма проведения утренней гимнастики может быть использована в начале года и в первой и во второй младших группах, когда в коллективе много новых детей. Игра привлекает их своей эмоциональностью, возможностью активно действовать, выполнять движения в меру своих способностей. Нецелесообразна активная двигательная деятельность и сразу после завтрака. Перед занятиями Перед занятиями уместны игры средней подвижности, для малышей это игры чаще всего индивидуального порядка.

Слайд 16

На утренней прогулке Наиболее полезны и целесообразны подвижные игры на свежем воздухе, во время прогулки. Лишь в ненастную погоду (сильный дождь, ветер, холод) игры надо организовывать в помещении, но при этом желательно использовать зал, так как в групповых комнатах не всегда возможно полноценно провести подвижную игру с большим количеством детей. На утренней прогулке после занятий проводятся разные по характеру подвижные игры. Их количество и длительность в отдельные дни недели не одинаковы. При подборе игр учитываются предшествующие занятия. Так, после занятий по родному языку, рисованию, лепке целесообразно провести игру с более активными действиями. Однако после занятий, потребовавших от детей сосредоточенного внимания, не рекомендуется разучивать новые игры. Не исключаются подвижные игры и в дни, когда есть музыкальные и физкультурные занятия. В такие дни подбирают подвижные игры с менее активными действиями и проводят их не в начале, а в середине прогулки. В режиме дня подвижные игры могут быть организованы как со всей группой, так и по подгруппам. Это зависит от характера игровых действий, количества играющих, их подготовленности, условий проведения и других факторов. Так, если детей в группе много, а места в помещении или на площадке недостаточно, организуют игры по подгруппам.

Слайд 17

На вечерней прогулке На вечерней прогулке можно проводить подвижные игры как со всей группой детей, так и с небольшими подгруппами, желательны игры малой подвижности. Для этого времени игры с текстом, с пением, хороводные. Их длительность около 10 мин.

Слайд 18

Условия успешного проведения игр Учет индивидуальных особенностей каждого ребенка. Поведение его в игре во многом зависит от имеющихся двигательных навыков, типологических особенностей нервной системы. Подбор и планирование народных игр зависит от условий работы в каждой возрастной группе: общего физического и умственного развития детей, их двигательных умений, состояния здоровья каждого ребенка, времени года, особенностей режима, интересов детей. Подготовка атрибутов для игр. Педагог изготавливает их вместе с детьми.

Слайд 19

Методика проведения игр Любая игра начинается с зазыва на игру. Объясняя новую игру, не следует заранее заучивать зачин игры, а ввести его неожиданно. Игра, построенная на определенных игровых заданиях, объясняется кратко, эмоционально и выразительно. Воспитатель дает представление о ее содержании, последовательности игровых действий, правилах игры. Сюжетную народную игру можно объяснить по-разному. Для лучшего ее понимания педагог проводит предварительную работу (показ иллюстраций, предметов быта и искусства). Можно образно рассказать о сюжете игры, пояснить роль водящего. Объясняются правила игры, которые определяют весь ход игры. Затем с помощью считалки или жеребьевки выбирается водящий (в период разучивания роль водящего выполняет воспитатель). Проводятся непосредственно игровые действия. В конце игры обязательно подведение итогов.

Слайд 20

В какие русские народные подвижные игры мы играем «Карусель» Хо ровод

Слайд 21

« Дракон поймай свой хвост» «Кто быстрей»

Слайд 22

Русские народные подвижные игры не должны быть забыты. Они дадут положительные результаты тогда, когда исполнят своѐ главное назначение – доставят детям удовольствие и радость, а не будут учебным занятием…