Приложения 1 к рабочей программе "Формирование основ безопасности жизнедеятельности старшего дошкольника"
методическая разработка (старшая группа) на тему

Елисеева Инна Владимировна

Тематическое планирование в старшей группе по ФОБЖ

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon prilozhenie_1_k_tprogramme_fobzh_star.gr_.zip43.08 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение  1  

Муниципальное детское дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 56 «Северяночка»

                                           ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ  

                                         ПО  ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ   БЕЗОПАСНОСТИ

                               

                                  ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ   В    СТАРШЕЙ   ГРУППЕ

СЕНТЯБРЬ                                                              СТАРШАЯ ГРУППА

       Познавательное развитие

             

  Развитие речи

 

           

Художественная

литература

  Игровая

деятельность

Театрализованная

деятельность

Целевые прогулки, экскурсии, наблюдения

Изобразительная деятельность

Трудовая деятельность

Спортивные игры, развлечения

1 неделя

Занятие на тему:

 « Вспомним лето»

(Ребенок и природа; здоровье и эмоциональное благополучие)

Пр. сод:  

Обобщить  знания о лете, его особенностях. Формировать представление о том, что люди работают и отдыхают. Учить ценить время, заполнять его разумными и интересными делами. Воспитывать интерес к этому времени года.

1.Рассматривание картины «Летние забавы»

2.Беседы на тему:

«Летние забавы»,

 «Как правильно вести себя, чтобы  с вами не приключилась никакая беда»

3. Обучение  детей правилам поведения на воде

А.Светов «Солнце -  друг или враг?»

А.Епанешников «Вот так купальщик!»

Д/и «Опасно – безопасно»

Игра-путешествие

«В деревню»

Показ настольного театра «Утята-шалуны»

Наблюдение за погодой

(дождь, ветер, солнце)

Опыт

 «Вода нужна всем

Рисование на тему: «Как я провел лето»,

Ручной труд

«Лесная школа»

(Изготовление поделок из природного материала и пластилина.)

Развлечение

 «Прощай веселое лето!»

П/и «Лягушки и цапля»

 П/и

«Мы веселые ребята»

2 неделя

«Город, где мы живем».

(Ребенок на улице города»)

Пр. сод:

Закрепить знания детей о родном городе, название города. Познакомить с опасными объектами города. Обсудить типичные опасные ситуации возможных контактов с незнакомыми людьми на улице.

1. Рассматривание картин,  иллюстраций о городе,  части улицы, парк, стройка.

2. Беседа на тему: «Что делать, если ты заблудился на улице?»

Нефедова К.П.

«Все хорошо, что хорошо кончается»

Д/и

 «Улица города»

Сюжетно-ролевая игра «Дорога. Путешествие».

Инсценировка отрывка из рассказа

К.П.Нефедова

 «Все хорошо, что хорошо кончается»

Целевая прогулка

 по ближайшим улицам.

Рисование

Тема: «Улица города»

Конструирование

 «Дома для улицы» (Изготовление домов для макета «Улица города»)

П/и

 «Иду по дорожке»

П/и «Полоса препятствий»

Продолжение таблицы

СЕНТЯБРЬ

                  1

          2

         3

          4

         5

         6

        7

         8

          9

3 неделя

 

«Что такое безопасность»

Пр. сод.:

 Познакомить детей с понятием «безопасность». Формировать  у детей умение распознавать возможный источник опасности в различных ситуациях. Закрепить у детей представление о предметах, которые могут угрожать жизни и здоровью людей. Предостеречь от  несчастных случаев в быту.

1.Рассматривание иллюстраций с изображением несчастных случаев.

2. Беседы на тему: «Что может быть опасно в доме?»,

 «Почему предметы могут быть опасны? (нож, иголка, спичка, стеклянная посуда и т.д.)»,

«Знаешь ли ты свой адрес, имя и фамилию?»

3. Работа с плакатом «Правила безопасности»

Рассказывание сказки «Три поросенка»

Д/и

 «Опасно -  безопасно»

Д/и

 «Что сначала, что потом»

Театр на фланели «Три поросенка»

Целевая прогулка

(по участку)

«Что может быть опасным?»

Рисование

по сказке

«Домики трех поросят»

Оформление уголка безопасности в группе

Изготовление знаков «Опасно!» «Осторожно!» «Безопасно»

Игра

«Городки»

(обучение правилам игры, и мерам безопасности)

П/и

«С кочки на кочку»

4неделя

« Внешность человека может быть обманчива»  (Ребенок в общении с людьми).

Пр. сод: Объяснить ребенку, что приятная внешность незнакомого человека не всегда означает его добрые намерения. Предостеречь детей от неприятностей, связанных с контактом с незнакомыми людьми.

1. Рассматривание иллюстраций - кто из изображенных людей может представлять опасность? (использовать рабочую тетрадь «Безопасность-1»)

2. Составление правил в общении с людьми

3. Беседа на тему: «Почему незнакомый взрослый может быть опасен?»

Чтение Ш.Перо «Красная шапочка»

Чтение рассказа Т.А. Шорыгиной  «Марта и Чичи в парке»

Д/и

«Опиши человека»

Д/и

 «Кому можно открыть дверь?»

Д/и

 «Составь рассказ по картинке»

Драматизация сказки  Ш.Перро «Красная шапочка»

Наблюдения на прогулке – за прохожими людьми.

Цель:

Обратить внимание на прохожих. Чем они похожи, чем отличаются.

Рисование

на тему: 

«По сказкам добрых, злых, опасных героев»

Вырезание фигурок для настольного театра

П/и

«Будь внимателен» (с предметами)

П/и

 «Хитрая лиса»

Продолжение таблицы

ОКТЯБРЬ

                  1

          2

         3

          4

         5

         6

        7

         8

       9

1 неделя

 « Что нам осень принесла?»

(Ребенок и природа; Здоровье)

Пр. сод: Формировать и уточнять представления детей об осени, осенних изменениях в природе. Обобщать представления об овощах, фруктах, ягода, грибах, их питательных и целебных свойствах,  и об их опасностях. Заготовке их для дальнейшего хранения и использования.

1.Рассматривание картин об осени; альбома «Дары осени».

2. Беседы на тему: «Чем полезны и опасны грибы?»,

3. Вечер  «Сейчас узнаем»

4. Заучивание пословиц, поговорок.

Чтение Г.Скрябицкий «Осень»

А.Тамбиев

 «Что растет на болоте»

А.Береснев «Хитрые грибы»

 Д/и «Четвертый лишний»

Д/и «Съедобное – несъедобное»

Игра – путешествие «В лес»

Показ кукольного театра

 «Заяц в огороде» В.Воронкова

Целевая прогулка

на огород детского сада

Цель: Обобщить представления детей о растениях, как живых организмах

Лепка

Тема: «Корзина с овощами»

Изготовление поделок из природного материала.

Оформление выставки

«Дары осени»

Физкультурный досуг

«В лесу»

П/и

 « Кто  быстрее соберет?»

П/и

«Зайцы в огороде»

2 неделя

«Мы знакомимся с улицей»

(Ребенок на улицах города)

Пр.. сод: Расширять представления детей об улице, ее особенностями (проезжая и пешеходная  часть). Закрепить правила поведения на улице.

1. Рассматривание картины

 «На дороге»     (из пособия ОБЖ) и составление по ней рассказа.

2. Беседы на тему:  

«Дорога в детский сад»,

 «Как вести себя на улицах города»

4. Обсуждение проблемных ситуаций.

Нефедова К.П.

«Если очень торопиться»

Д/и

 «Наша улица»

Д/и

 «Улица города»

Театрализованное представление

«Петрушка на улице»

Целевая прогулка

 по ближайшим улицам.

Цель: Вспомнить основные правила перехода через улицу.

Выставка рисунков на тему:

 «Моя улица»

Конструирование  на тему: «Улица для гномов»

Игра – аттракцион «Внимание, пешеход!»

П/и

 «Иду по дорожке»

Продолжение таблицы

ОКТЯБРЬ

            1

            2

         3

        4

         5

         6

        7

         8

      9

3неделя

«Знакомство с профессией пожарный»

Пр.сод: Познакомить с профессией  людей, со службой   «01». Учить детей рассказывать по предложенным картинкам, по впечатлениям из личного опыта. Воспитывать нравственные качества, вызывать желание помогать людям в беде, вызывать чувство сострадания и ответственности.

1. Рассматривание иллюстраций о профессии людей – пожарных.

2. Заучивание пословиц, поговорок.

3. Беседы на тему: «Что такое профессия?»,

 «Что такое чрезвычайная ситуация?»,

 4. Встреча с представителями «Пожарной части».

Пересказ рассказа Д. Габе «Телефон»

Чтение сказки

 «Кошкин дом».

В.Сибирев «01 – пароль отважных»

Д/и

«Кому, что нужно для работы?»

Сюжетно-ролевая игра «Пожарные».

Инсценирование сказки «Кошкин дом»

Экскурсия по детскому саду.

Цель: Познакомить с путями эвакуации. Что такое путь эвакуации. Объяснить значение нового слова.

Рисование на тему:

«Хочу быть пожарным»

Конструирование  из конструктора «Пожарной части»  и дальнейшее обыгрывание.

Веселые эстафеты: 1.«Погаси пожар»

2.»Экипаж – одна семья»

П/и «Пожарные на учении»

4 неделя

«В мире опасных предметов»

(Ребенок дома)

Пр. сод:

Закрепить у детей представление об  опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются в быту, об их необходимости для человека, о правилах пользования ими.

1.Рассматривание книги  «Безопасность вашего малыша», «Твоя безопасность».  

2. Беседа на тему:

 «Как можно что-либо узнать о предмете?»,

3. Рассказы детей из личного опыта (о неосторожном обращении с предметами)

4. Разбор ситуаций

 «А как бы ты поступил?»

Рассказывание сказки «Смоляной бычок»

Д/и

«Разложи предметы по местам»

Д/и

«Найди и расскажи»

Театрализованное представление «Приключения Незнайки в мире опасных предметов»

Театр на фланели

сказка  «Смоляной бычок»

Труд на участке (Закрепить правила безопасного обращения с граблями, веником, лопатой и.т.д.)

Рисование

по замыслу

Изготовление коллективной работы

 «Это надо запомнить всем!»

(вырезание из старых журналов  предметов опасных для жизни и здоровья детей)

П/и «Иголочка – ниточка»

П/и

«Быстро возьми, быстро положи»

Продолжение таблицы

НОЯБРЬ

            1

                2

         3

          4

         5

         6

        7

         8

      9

1 неделя

«Кошка и собака – наши соседи»

(Ребенок и природа)

Пр. сод:  Дать знание о правилах поведения при встрече с различными домашними животными; учить детей понимать состояние и поведение животных,  как обращаться с ними.

1.Рассматривание  домашних животных на картинках, иллюстрациях.

2.Беседа на тему:

 «Как надо относиться к бездомным животным?»

3. Рассказы из личного опыта о животных. «Мой четвероногий друг».

4. Заучивание пословиц, поговорок, примет о животных.

Чтение рассказа А.Дмитриев «Бездомные животные»

Игра

«Логико  -  малыш» (Кто поступает правильно?)

Сюжетно-ролевая игра «Зоопарк», «Ветеринар».

Драматизация сказки «Репка»

Наблюдение за бездомными кошками, собаками

( Вспомнить правила обращения с ними)

Рисование

на тему:

«Нарисуй своих любимых животных».

Изготовление из бумаги способом оригами «Собака»

П/и

«Воробьи и кошка»

2 неделя

 «Сохрани свое здоровье сам» 

Пр.сод:  Учить детей самостоятельно следить за своим здоровьем, знать несложные приемы самооздоровления. Уметь оказывать себе элементарную помощь. Соблюдать правила безопасности при выполнении спортивных упражнений Прививать любовь к физическим упражнениям, самомассажу.

1. Рассматривание картин,  иллюстраций о здоровом образе жизни.

2. Беседы на тему:

 « Вредные, плохие, дурные привычки».

3. Составление основных  правил поведения  во время занятий физкультурой, спортом.

4. Заучивание пословиц, поговорок.

5.Анализирование ситуаций предложенных воспитателем.

6.Вечер – досуг «Чтобы нам не болеть»

 Чтение рус, нар, сказки «Лисичка – сестричка и серый волк»

Д/и «Чудесный мешочек»

Д/и

«Что полезно, а что вредно»

Д/и

«Назови правильно»

Драматизация сказки

«Лисичка – сестричка и серый волк»

Наблюдение за прохожими. Как одеты. Почему?

Рисование

 «Дети делают зарядку»

Хозяйственно- бытовой труд  

(Уточнить с какой целью нужно это делать)

П/и

 «Кто самый ловкий»

П/и

«Горячая рука»

П/и

«Кто самый меткий»

Продолжение таблицы

НОЯБРЬ

                  1

                  2

         3

          4

         5

         6

        7

         8

      9

3неделя

«Огонь – судья беспечности людей»  (Ребенок дома и на улице)

Пр. сод: Обучить детей мерам пожарной безопасность, сформировать у детей  элементарные знания об опасности шалостей с огнем (электроприборы, спички, зажигалки и  т.д.), об опасных последствиях пожаров в доме.

1. Рассматривание иллюстраций  о тушении пожара жилого дома; картин с сюжетами  на тему возникновение пожаров.

2. Беседы на тему:

 «Это спичка -  невеличка»,

 «Причины возникновения пожаров»,

3. Анализирование ситуаций предложенных воспитателем.

4. Заучивание пословиц,  поговорок.

5. Рассматривание огнетушителя.

Т.Федорова «Чтоб не ссориться с огнем!»

Чтение С.Маршака «Рассказ о неизвестном герое»

Д/и «Пожароопасные предметы»

Д/и

«Какой прибор остался включенным?»

Сюжетно – дидактическая игра                                                         «Огонь»

Кукольный театр  «Кошкин дом»

Экскурсия к пожарному щиту

Цель: Какие предметы там находятся, и в каких случаях их применять.

Конкурс рисунков на тему:

 «С огнем шутить нельзя!»

Ручной труд

Изготовление огнетушителя из бросового материала

Развлечение «Огонь друг и огонь враг»

4 неделя

«Служба «02»

Пр. сод: Познакомить детей со службой «02». Формировать умение воспользоваться телефоном в экстремальной ситуации. Воспитывать культуру общения по телефону. Развивать коммуникативные способности детей.

1.Рассматривание иллюстрации из книги С.Михалкова «Дядя Степа».

2. Беседы на тему:

 «В каких случаях нужно звонить в милицию?»,

 «Что делать, если ты потерялся в большом магазине?»,

«Что делать, если ты потерялся на рынке?»

4.Встреча с сотрудником милиции, рассказ о профессии.

Заучивание стихотворения Л.Зильберг «02».

Чтение С.Михалкова «Дядя Степа милиционер»

Словесная игра  «Разговор по телефону»

Сл./игра

« Кто что делает»

Д/и

«Угадай, кем я работаю?»

Инсценировка  сюжетов из стихотворения  С. Михалкова «Дядя Степа- милиционер»

Экскурсия по улице, к посту милиционера.

Наблюдение за его  работой .

Конкурс рисунков  на тему «Хочу быть милиционером»

Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевой игры «Милиция»

Составление книги «Истории о смелых людях»

(вырезание картинок из старых журналов)

Игра – соревнование «Самый сильный и ловкий»

Продолжение таблицы

ДЕКАБРЬ

                1

                2

         3

       4

         5

          6

       7

         8

    9

1 неделя

« Зима. Зимние развлечения»

(Ребенок и природа, на улице, здоровье)

Пр. сод:  Дать детям понятие о природном явлении -  происхождении  мороза, учить осознавать взаимосвязь в природе.  Учить целенаправленному рассматриванию картины, предвидеть опасные ситуации Научить их необходимым мерам предосторожности.

1. Рассматривание картин  «Зима», «Зимние развлечения».

2. Составление рассказа по картине  «Зимние развлечения»

3. Беседы на тему:

 « Что нужно беречь зимой в большой мороз?»,

« Где и как нужно играть зимой?»

4. Анализирование ситуаций: «Дети на прогулке»

Слушание в аудиозаписи  рус. нар. сказки «Снегурочка»

А.Прокофьев «Как на горке, на горе»

Д/и

 «Что сначала, что потом»

Д/и

«Подбери правильно одежду»

Настольный  театр рус. нар. сказки «Снегурочка»

Наблюдение  за метелью, вьюгой, снегопадом, чем он опасен после мороза (прикрывает сверху лед можно поскользнуться)

Опыты с водой -превращается в лед.

Лепка: на тему:

«Мы гуляем на участке»

Рисование  на тему:

«Зима в городе».

Ручной труд :

Вырезание снежинок для украшения группы (Правила пользования ножницами.)

Лепка снежных построек из снега, снеговика.

Спортивный праздник «Зимние забавы»

П/и «Кто самый меткий» (со снежками)

2 неделя

«Наши верные друзья».

(Ребенок на улице города)

Пр. сод: Объяснить детям для чего служат светофоры. Рассказать о назначении трехсекционного светофора, последовательности расположения его сигналов. Познакомить детей с другими видами пешеходных светофоров; с понятием «Регулировщик».

1. Рассматривание иллюстраций о светофоре, милиционер – регулировщике  и его сигналах;

2. Беседа не тему:

 «Для чего нам нужен светофор»,

«Опасные участки на пешеходной части улицы»

3.Обсуждение ситуаций, предложенных воспитателем.

4.Вспомнить  и закрепить правила  перехода

Чтение стихотворения   Ю.Могутина  «Три говорящих света»

Чтение отрывка

А. Дорохова

«Влиятельная палочка»

Игра «Запрещается –разрешается»

Д/и

«Светофор»

Театр на фланели «Светофор»

Целевая прогулка к перекрестку.

Цель: Познакомить с понятием «перекресток», наблюдение за работой светофора.

Выставка детских работ «Зеленый огонек»

Ручной труд

(изготовление светофорчика для макета улицы)

Досуг «Зеленый, желтый. красный»

Игра «Перейти улицу»

Продолжение таблицы

ДЕКАБРЬ

            1

                    2

      3

          4

         5

         6

        7

         8

      9

3неделя

«Если чужой приходит в дом»

(Ребенок дома)

Пр. сод: Научить детей правильно вести себя дома, когда они остаются одни. Сформировать модель поведения в данной ситуации. Закрепить навык вызывать милицию «02»

1.Рассматривание книг «Безопасность -1», И.Соковня «Не трогай меня!».

2. Беседы на тему:

 «Как правильно вызвать милицию по телефону?»

 «Что ты будешь делать, когда останешься дома один, без родителей, а в дверь позвонили?»

3. Просмотр диафильмов: «Карлсон, который живет на крыше», обсуждение после просмотра.

4. Составление правил поведения и действий ответов незнакомому человеку.

Чтение сказки «Кот, петух и лиса»,

Рассказывание сказки «Лисичка со скалочкой»

Д/и

«Кому открыть дверь»

Д/и

«Кто  там?»

Д/и
«Найди нужную дверь»

Драматизация сказки «Кот, петух и лиса»,

Наблюдения за работой вахтера  - объяснить детям цель его работы.

Рисование иллюстраций к сказке

 «Кот, петух и лиса»

Оформление альбома «Книга нашей безопасности»

Развлечение

 «В гостях у сказки»

4 неделя

«Предметы, требующие осторожного обращения», «01».

Пр. сод: Закрепить у детей представление о предметах, которые могут угрожать  жизни и здоровью людей. Помочь им самостоятельно сделать выводы о последствиях неосторожного обращения с пожароопасными предметами

1. Рассматривание книги И.Соковня «Ай, обжегся!»

2. Беседы на тему:

 «Где работает огонь?»

 «Как вести себя при возгорании предметов, электроприборов?»

«Чем могут быть опасны новогодние игрушки?»

3. Составление правил безопасного  поведения с электрическими приборами и взрывоопасными предметами (петарды, хлопушки, бенгальские огни и т.д.)

Пересказ Л.Толстого «Пожарные собаки»

Д/и

 «Найди нужный шарик»

Д/и

«Наведи порядок»

Д/и «Найди ошибку»

С-ролевая игра « Дом. Пожарные. Больница»

Составление  историй детьми и показа их на фланелеграфе

Экскурсия  в музыкальный зал к новогодней елке.

Цель: Какие меры пожарной безопасности предусмотрены (ведро с песком, одеяло, огнетушитель)

Рисование знаков –символов «Осторожно!»

«Нельзя!»

Изготовление  знаков «Огня»

П/и «Перемени предмет»

П/и

«Горелки»

Продолжение таблицы

ЯНВАРЬ                                                                          

            1

               2

       3

        4

        5

      6

           7

      8

      9

1 неделя

 «Где и как можно играть на улице». (Ребенок на улице)

Пр. сод:  Закрепить правила поведения на улице и детской площадке. Научить необходимым мерам предосторожности

1. Рассматривание иллюстраций, картин.

2. Беседы на тему:

«В какие игры можно играть во дворе?»,

«Что такое травма?»

3. Составление правил поведения игр  на улице и во дворе.

Чтение рассказа И.Серякова «Санки – самокаты»

Чтение Н.Носова «На горке»

Игра

 «Это я, это я, это все мои друзья!»

Театр на фланели  «Веселые игры»

Наблюдение за тем, как дети катаются на горке, соблюдают правила безопасности

Рисование

«Дети гуляют  зимой на участке»

Посыпание  песка на дорожки (для безопасности)

Эстафеты: «Санный поезд»,

«Лыжная эстафета»,

«Оленьи упряжки»

Соревнования между группами

2 неделя

 

«Ребенок и его старшие приятели»

(Ребенок в общении с людьми)

Пр. сод: Закрепить умение отказаться от заманчивого предложения своих приятелей. Научить детей говорить « нет», если старшие приятели попытаются вовлечь его в опасную  ситуацию

1. Рассматривание картин, иллюстраций.

2. Беседы на тему: «Кто такие друзья?»,

«Мой лучший друг»

3. Рассказы детей из личного опыта.

4. Составление  правил общения с  приятелями

Н. Калинина «О хороших товарищах»

Игровое упражнение «Знакомство»

Игра «Предложение – результат»

Театр Петрушек «Друзья познаются в беде»

Наблюдение за играми старших детей

Рисование  «Мои друзья»

Ручной труд

(изготовление подарков, поделок своим друзьям)

П/и

«Ловишки

парами»

П/и

«Займи место»

              1

        2

       3

        4

       5

       6

         7

        8

        9

3 неделя

«Скорая помощь» служба «03»

Пр. сод: Познакомить детей с номером «03». Научить вызывать «Скорую медицинскую помощь» (запомнить свое имя, фамилию и домашний адрес). Развивать умение правильно вести себя в опасных ситуациях. Учить оказывать первую помощь. Воспитывать чувство осторожности

1.Рассматривание картины «Врач оказывает помощь»

2.  Беседы на тему:

«Труд врачей разных специальностей»

3.Анилизирование ситуаций предложенных воспитателем.

Чтение рассказа Д.Орловой «Новые приключения Стобеда»

Чтение  отрывка из стихотворения А.Кондрашова

 «Наш доктор»

Д/и

 «Кому, что нужно для работы?»

Сюжетно -ролевая игра

«Больница»

«Поликлиника»

Показ детьми театра петрушки

«Заинька простудился»

 

Экскурсия  в медицинский кабинет

Цель: Познакомить с людьми, которые там работают,  и функцией их работы

Рисование  по замыслу

Изготовление атрибутов для игры поликлиника

Постройка из конструктора больницы для гномиков (киндер-сюрпризы),  и дальнейшее ее обыгрывание.

Игра-эстафета «Чья команда быстрее соберет чемодан к выезду»

4 неделя

«Зачем нужны дорожные знаки»

Пр. сод: Обратить внимание детей на то, что основные причины дорожного травматизма – шалости детей, невнимание. Закрепить правила поведения на улице, вспомнить известные дорожные знаки – переход; познакомить с новыми знаками: «зебра», (островок безопасности), «внимание, осторожно дети!»

1. Рассматривание альбома «Знаки на дороге».

2. Беседы на тему:

 «Что такое улица, и по каким правилам она живет?», «Для чего нужно знать дорожные знаки?»

3. Ситуации для анализа:

«Мама идет с сыном по тротуару. На противоположной стороне сын видит папу и бросается к нему»

«Мама ведет сына из д/с, сын бежит впереди нее мешая прохожим»

«Папа идет с ребенком по тротуару. У него в руках мяч. Мяч падает на дорогу»

Чтение стихотворения

А.Дмоховский

«Чудесный островок»

Чтение стихотворения  О. Бедарева

«Если бы…» 

Д/и «Дорожные знаки»

Д/и «Большая прогулка»,

Домино «Дорожные знаки»

Сюжетно-ролевая игра  «Дорожное движение»

(использование макета улицы)

Театрализованное представление «Уважая Правила движения, к Гене мы идем на день рождения»

Целевая прогулка к перекрестку-наблюдение за работой светофора . пешеходами машинами.

Рисование

«Машины на нашей улице»

Труд –

Уборка участка после снегопада (правила пользования инструментами - лопатой)

П/и

«Тише едешь дальше будешь»

Музыкально-спортивный праздник «Путешествие в страну дорожных знаков»

ЯНВАРЬ

Продолжение таблицы

ФЕВРАЛЬ

               1

                     2

       3

         4

      5

       6

     7

      8

     9

1 неделя

 

«С огнем не играют»

 (Ребенок дома)

Пр. сод: Продолжать знакомить детей с причинами возникновения пожаров, правилами пожарной безопасности, с основными правилами поведения и действия при пожаре. Воспитывать у детей чувство ответственности за свои действия, смелость. Товарищество, уважение к профессии пожарного.

1. Рассматривание иллюстраций, книг на пожарную тематику.

2.Беседа на тему:

«Твои действия при пожаре?»

3. Закрепление знаков «Огня»

4. Просмотр диафильмов и фильмов на пожарную тематику:

«Безопасность и выживание»

5. Заучивание пословиц, поговорок.

Чтение стихов С.Маршак «Пожар»

Игра

 «Если возник пожар»

С/ролевая игра

 «На пожаре»

Театр игрушек «Кошкин дом»

Экскурсия по д/с (познакомить с путями эвакуации)

Конкурс детских рисунков «Хочу быть пожарным»

Конструирование

по замыслу

Эстафета  «Пожарные на учении».

2 неделя

«Мы -  пассажиры»

(Ребенок на улицах города и  эмоциональное благополучие»)

Пр. сод: Познакомить детей с правилами этичного и безопасного поведения в городском транспорте. Воспитывать культуру поведения.

1.Беседа на тему

«Кто и зачем придумал правила поведения?»

2.Анализирование ситуаций: «Молодой человек и инвалид»,

«Мужчина и женщина»,

 «Молодая женщина, мальчик, старушка»  и т.д.

3. Составление правил поведения в транспорте.

В.Ковальков «Рассказы Пети Светофорова»»

«А знаешь ли ты?»

Обыгрывание ситуаций: «Резко затормозил автобус»,

«Не успел выйти на нужной остановке» и т.д.

Сюжетно-ролевая игра «Путешествие»

Пальчиковый театр

Наблюдения за проезжающим транспортом.

Выставка детских рисунков на тему: «Зеленый огонек»

Конструирование  способом оригами «Кошельки» для с/ролевой игры «Транспорт»

П/и «Автобусы»

П/и «Заяц»

П/и

«Кого назвали – тот и  ловит»

Продолжение таблицы

ФЕВРАЛЬ

                1

                    2

        3

         4

      5

       6

     7

      8

     9

3 неделя

 «Опасные ситуации: контакты с незнакомыми людьми на улице»

(Ребенок в общении с людьми)

Пр. сод: Предостеречь детей от контактов с незнакомыми людьми. Способствовать развитию осторожности, осмотрительности в общении с незнакомыми людьми. Научить ребенка правильно вести себя в различных ситуациях.

1. Рассматривание картин из книги  «Безопасность», «Не трогай меня»

2. Обсуждение ситуаций: «Чужой угощает конфетой»

«Предлагает сесть в машину»

«Уговаривает ребенка пойти с ним»

3. Составление правил поведения безопасности в общении с незнакомыми  людьми.

Чтение отрывка из сказки «Снежная королева»

Д/и

«Помоги девочке добраться домой»

Д/и

 «Составь рассказ по картинкам»

Драматизация сказки «Колобок».

Наблюдение за прохожими

Рисование

 по замыслу

Конструирование «Детской площадки или парка отдыха»

П/и

 «Птички и клетка

П/и

«Хитрая лиса»

П/и

«Охотник и зайцы»

4 неделя

 «Здоровье и болезнь»

(Ребенок и природа. Здоровье)

Пр. сод: Научить детей заботиться о своем здоровье, избегать ситуаций, приносящих вред здоровью. Формировать осознанное отношение к необходимости  содержать все свое тело в чистоте и тепле. Прививать детям санитарно- гигиенические навыки. Уметь оказывать первую помощь, воспитывать чувство осторожности.

1. Рассматривание иллюстраций из  книги

 Г. Зайцева «Уроки Айболита»

2. Беседы на тему:

«Что такое здоровье и что такое болезнь»

3. Составление рассказов по серии сюжетных картин «Что такое хорошо, что такое плохо»

К.Чуковский «Мойдодыр»,

«Федорино горе»,

«Девочка чумазая».

Д/и

«Что полезно, а что вредно»

Игра-тренинг «Телефон «03»

 

Сюжетно-ролевая игра «Семья. Детский сад. Больница»

Инсценировка  стихотворения К.Чуковского «Федорино горе»

Экскурсия в  прачечный цех

Цель:

Познакомить с людьми, которые там работают, назначением   и функцией их работы

Лепка «Девочка в зимней шубке»

Изготовление  атрибутов для игры  «Больница»

П/и
«Снежинки и ветер»

П/и

 «Два мороза»

Продолжение таблицы

МАРТ

                   1

                     2

        3

         4

        5

     6

    7

    8

   9

1 неделя

« Ранняя весна. Что она нам принесла?»

(Ребенок и природа, здоровье)

Пр. сод:

Уточнить и систематизировать знания детей о характерных признаках весны и весенних явлениях (сосульки, дождь, оттепель, освобождение ото льда водоемов и т.д.) Формировать понимание того. Что планета Земля – наш общий дом, в котором живут звери. Птицы, насекомые, а человек – часть природы. На жизнь и здоровье человека влияют чистота окружающей среды

1. Рассматривание книг, иллюстраций о весне, весенних явлениях.

2.Беседы на тему:

 «Чем опасна ранняя весна?»

«Меры безопасности на льду весной»

3. Знакомство с экологическими знаками.

4.Просмотр диафильма «Лед идет»

Чтение р.н.с. «Заюшкина избушка»

Пересказ сказки «Мороз, солнце и ветерок»

Д/и

«Найди различия»

Д/и

«Что полезно, что вредно»

Д/и «Исправь ошибку»

Инсценировка сказки «Заюшкина избушка»

Наблюдения на прогулке за сосульками

Рисование

«Весенние ветки»

Посыпание дорожек песком  (для безопасности)

П/и «Льдинка»

П/и

 «С кочки на кочку»

2 неделя

«Одежда и здоровье»

(Здоровье и эмоциональное благополучие)

Пр.сод: Дать детям представление о том, что одежда защищает человека от холода, жары, дождя, ветра. Потребность в удобной и теплой одежде вызвана окружающей природой, климатическими условиями. Формировать представление о том, чтобы сохранить здоровье и не болеть, надо правильно одеваться. Познакомить с трудом работников швейной промышленности.

1. Рассматривание иллюстраций, картин об одежде в разные времена года, журналы мод, о работе портнихи.

2. Беседы на тему:

 «Для чего человеку нужна одежда?»

3. Составление описательных рассказов по плану-схеме на тему: «Одежда», «Обувь»

4. Загадывание загадок.

5. Заучивание пословиц, поговорок, примет.

Пересказ произведения Е.Пермяк «Для чего руки нужны»

Чтение В.Зайцева «Я одеться сам могу»,

Ш.Перро «Кот в сапогах»,  «Красная шапочка»

Д/и

«Ком

у что надо для работы»

Д/и «Оденем кукол на прогулку»

С/ролевая игра  «Магазин. Ателье»

Настольный театр Ш.Перро «Красная шапочка»

Наблюдение за трудом швеи, (кастелянши).

Рисование

«Дети делают зарядку»

Ручной труд  (Работа с бисером)

Изготовление атрибутов для игры «Ателье»

Спортивный праздник «Путешествие на планету «Здоровье»

Продолжение таблицы

МАРТ

                  1

                       2

         3

          4

         5

         6

        7

         8

       9

3 неделя

«Знай и выполняй правила уличного движения»

(Ребенок на улице)

Пр.сод: Закреплять с детьми правила уличного движения. Формировать представления о том, что люди ходят по тротуарам, переходят улицу по переходам при разрешающем сигнале светофора; играть у дорог и на  тротуаре нельзя. Знать назначение и сигналы светофора. Уметь определять по сигналу светофора, в каком направлении разрешено движение транспорта и людей.

1. Рассматривание книг, иллюстраций улиц города.

2. Загадывание загадок по             ПДД.

3.Обсуждение ситуаций, вопросов  предложенных воспитателем.

4.Вспомнить  и закрепить правила поведения на улице

И.Калинина «Как ребята переходили улицу»

М.Коршунов «Едет, спешит мальчик»

Д/и

 «Вопросное лото»

Д/и

«Водители»

Д/и

 «Выбери правильный ответ»

Инсценировка «Петрушка на улице»

Практическое применение правил дорожного движения в «Городке безопасности».

Рисование по произведению И.Калинина «Как ребята переходили улицу»

Изготовление атрибутов  для с/ролевой игре «Бензоколонка», «Пункт техобслуживания»

Эстафета  «Зеленого огонька»

 

4 неделя

«Электроприборы»

(Ребенок дома)

Пр. сод: 

Расширять и  закрепить знания  детей  о бытовых механизмах, их назначении.  Подвести к обобщающим понятиям электроприборы, о правилах пользования ими.

1. Рассматривание альбома  Электроприборы, какие они?»

2. Рассматривание иллюстраций о неправильном обращении с приборами.

3. Беседы на тему:

 «Наши помощники»

«Электрические приборы – источник пожара».

4.Рассказы детей из личного опыта.

Чтение рассказа К.Нефедова

«Кот Барсик и стиральная машина»

Д/и

« Что включено в розетку»

Д/и

«Расскажи о предмете»

С/ролевая игра «Новоселье», «Магазин»

Театрализованная –викторина

«Я прибор вам покажу»

Опыт с электрической  лампой

Выставка детских рисунков на тему:

«Электроприборы – не игрушка!»

Изготовление  предметов -  заместителей для игры «Новоселье»

П/и «Пожарный щит»

П/и «Юные пожарные»

Продолжение таблицы

АПРЕЛЬ

                  1

          2

         3

          4

         5

         6

        7

         8

         9

1 неделя

«Виды транспорта »

(Ребенок на улице города)

Пр. сод:  Закрепить знания о родовом понятии транспорт. Обогатить знания о различных видах транспорта. Учить классифицировать наземный, водный, воздушный. Формировать представления о профессии водителя. Воспитывать  чувство признательности и уважения к чужому труду ( через соблюдение правил поведения на дороге).

1. Рассматривание иллюстраций с видами  транспорта.

2. Беседа на тему:

«Почему транспорт может быть опасным?»

3. Встреча с водителем, его рассказ о своей профессии

4. Загадывание загадок.

К.П. Нефедова

«Откуда взялся автомобиль?»

Д/и

«Что лишнее»

 Д/и «Отремонтируй транспорт»

Д/и

«Водители»

Игра-путешествие

 « В прошлое автомобиля»

Игра – драматизация «Правила уличного движения»

Наблюдение за транспортом, который приезжает в детский сад  (Хлеб, продукты)

Катание на лошадке

 ( вспомнить правила безопасной езды)

Рисование

на тему: «Транспорт на улице»

Ручной труд

«Автобусы для гномов»

П/и «Автобусы»

П/и

«Веселый трамвайчик»

2 неделя

«Опасности в природе весной»

(Ребенок и природа)

Пр. сод:

Продолжать закреплять правила поведения детей на улице, во дворе,  на реке. Дать детям понять, что весной опасно играть на реке, т.к. весенний  лед не трещит, а превращается в ледяную кашицу. Закреплять знания о природных явлениях весной.

1. Рассматривание  картины «Лед идет».

2.  Беседы на тему: «Меры безопасности на льду весной»

3. Обсуждение проблемных ситуаций предложенных воспитателем.

4.Составление правил поведения весной .

Чтение К.Ушинского «Умей обождать»

С.Маршак «Ледоход»

Д/и

«Что здесь случилось?»

Д/и

 «Когда это бывает?»

С/ролевая игра «Моряки»

Инсценирование рассказа К. Ушинского

 «Умей обождать»

Наблюдение за таянием снега, образованием сосулек и капель.

Рисование на тему:

«Апрель, апрель – на дворе звенит капель»

Изготовление корабликов из бумаги способом оригами, а затем запускать их в ручейках

П/и

 «Кто больше сорвет сосулек»

 

П/и

«С кочки на кочку»

Продолжение таблицы

АПРЕЛЬ

                  1

          2

         3

          4

         5

         6

        7

         8

          9

3 неделя

«Незнакомые предметы»

(Ребенок дома и на улице)

Пр. сод: 

Сформировать у детей систему исследовательских действий адекватно предмету и обстановке (можно или нельзя трогать, брать, пробовать) воспитывать привычку бережного отношения к окружающему.

1.Рассматривание картины  «Что за предмет?» из серии Р.Стеркиной ОБЖ

2. Составление рассказа, историй  по картине.

3. Беседа на тему: «Чем может быть опасен незнакомый предмет»

4. Составление  правил правильного обращения с незнакомыми  предметами.

Чтение рассказа Н.Носова «Живая шляпа»

Чтение отрывка А.С Пушкина

 «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

Д/и

 «Разложи все

По местам»

Д/и «Расскажи, что здесь случилось?»

Инсценирование рассказа  Н.Носова «Живая шляпа»

Осмотр участка на обнаружении неизвестных предметов  - игра следопыты

Рисование по замыслу

Изготовление знака «Брать – опасно!»; таблеток для сюжетно-ролевой игры «Аптека»

П/и

«Будь внимательным!»

П/и

«Стоп»

4

неделя

«Удивительный мир растений»

 (Ребенок и природа; Здоровье)

Пр. сод: 

Подвести детей к пониманию того, что в природе есть удивительный   мир – мир растений. Ввести и обосновать классификацию растений на дикорастущие и культурные(по взаимоотношениям с человеком). Рассказать о лекарственных  растениях, которые помогают человеку.

1. Рассматривание иллюстраций, альбома с изображением растений.

2. Беседы на тему:

 «Что мы знаем об одуванчике? (ландыше, ромашке, подорожнике, мать и мачехе и т.д.).

3. Составление правил поведения в лесу при сборе трав.

В.Иванов

 «Поранил ты в походе ногу»

Н.Калинина

 «Как Сашу обожгла крапива»

Д/и

 «Что, где растет?»

Д/и «Четвертый лишний»

Д/и «Отгадай, что за растение»

С/ролевая игра «Скорая помощь»

Показ театра Петрушек

 « Целебная травка» авт. Л. Пеньевская

Рассматривание гербария в уголке природы.

Рисование

на тему: «Укрась платочек ромашками»

Изготовление коробочек для семян

Развлечение «Помоги себе сам»

Продолжение таблицы

МАЙ

                  1

          2

         3

          4

         5

         6

        7

         8

        9

1

неделя

«Учимся играть и работать дружно»

(Ребенок и другие люди; эмоциональное благополучие)  

Пр.сод: Учить детей контролировать свое поведение. Совершенствовать себя как личность через общение с людьми. Сдерживать себя и прислушиваться к мнению других. Учить детей согласовывать свои действия с действиями партнера, сверстника. Развивать умения объективно оценивать положительные качества друзей, новых знакомых.

1. Беседы на тему: «Изучаем правила вежливости»

2. Рассматривание картин, иллюстраций

3. Составление рассказов по серии картин из пособия «Что такое хорошо, что такое плохо».

4. Составление правил поведения ребенка в детском саду.

5.Заучивание пословиц, поговорок.

Чтение рассказов В.Осеевой

Н.Абрамцева «Сказки для добрых сердец»

Д/и

 «Расскажи по картинке»

Д/и

 «Поищем и найдем волшебные слова»

С/ролевая игры: «Наш сад. Семья»

Настольный театр

 «Два жадных медвежонка»

Наблюдение за старшими ребятами. Как они общаются друг с другом, играют все вместе и не ссорятся.

 Рисование на тему:

«И весело и грустно»

Конструирование на тему

«Город мастеров»

П/и

 «Мы веселые ребята»

2

неделя

«Чистота – залог  здоровья»

(Здоровье и эмоциональное благополучие ребенка)

 Пр. сод:

  Сформировать у детей сознание, что здоровье зависит от них самих. Чтобы сберечь его надо правильно питаться, заниматься физкультурой, следить за чистотой, быть аккуратным. Воспитывать привычку умываться, дружить с мылом, расческой, зубной щеткой.

1. Рассматривание картин, иллюстраций

2. Беседа на тему: «Для чего нам надо быть здоровым»,

 «Пожалей свою бедную кожу»

3.. Составление правил гигиены человека.

4. Рассказы детей из личного опыта

5. Анализ ситуаций предложенных воспитателем.

К.Чуковский «Мойдодыр»

Д/и

«Кто делает правильно»

Д/и

«Что полезно, а что вредно»

Сюжетно-ролевая игра «Скорая помощь. Больница.

Аптека»

Театр на фланели К. Чуковский

 «Мойдодыр»

Наблюдение за трудом  помощника воспитателя

Рисование  по сказке К.Чуковского «Мойдодыр»

Изготовление  экознаков (чистые руки, не оставляй обувь грязной, мой овощи и фрукты)

Развлечение «Путешествие в страну Грязнулию»

Продолжение таблицы

МАЙ

                  1

               2

         3

          4

         5

         6

        7

         8

          9

3 неделя

«Лес. Насекомые»

(Ребенок и природа)

Пр.сод: Дать знания детям о правилах поведения при встрече с разными насекомыми. Формировать представления о разнообразных насекомых.

Познакомить с одним из его представителей – Клещом, способами защиты от его укусов. Закреплять правила поведения в лесу(не бросать мусор, не жечь костры и т.д.)

1. Рассматривание картин, иллюстраций о насекомых

2. Беседы на тему:

«Маленькие, но многочисленные обитатели планеты»

«Насекомые – наши младшие друзья»

3. Викторина

«Кто больше знает о насекомых».

4. Просмотр видеофильма «Пробуждение природы»

Т.А.Шорыгиной «Насекомые. Какие они?»

М.Пришвин «Золотой луг»

Д/и «Рассели насекомых»


Д/и

«Кто где живет»

 

Д/и «Хорошо – плохо»

Д/и

«Расскажи о насекомом»

Драматизация сказки

«Маша и медведь»

Наблюдение за поведением насекомых.

Рисование на тему:

«Веселая бабочка»

Конструирование из бросового , материала  «Бабочки»

П/и

 «Пчелки и ласточки».

П/и

 «Поймай комара»

4

неделя

 « Правила на всю жизнь»   (итоговое)

Пр. сод:

 Закрепить и обобщить знания детей об основных правилах поведения, по которым живут люди. Дать понятия, что главное – правила не знать, а выполнять, и предотвращать опасные ситуации.

1. Рассматривание картин, иллюстраций, книги по ОБЖ.

2. Беседы на тему:

«Безопасность в доме»

«Не всякий встречный – друг сердечный»

«Какие знаете сказки, где нарушение основ безопасности жизнедеятельности привело к печальным последствиям»

3. Закрепление правил поведения по основам безопасности жизнедеятельности (знаки по ОБЖ)

Чтение сказок, рассказов по желанию детей

Д/и

 «Расскажи сказку по картинке»

Д/и

«Знаешь ли ты дорожные знаки?»

Д/и

«Разложи по местам»

Викторина «Хорошо ли вы знаете сказки?»

(Дети отгадывают загадку и должны показать инсценировку – отгадку)

Экскурсия вокруг д/с, наблюдение за прохожими, транспортом.

Конкурс рисунков «Соблюдая все правила»

(на пожарную тематику; по ПДД и др.)

Поделки из природного и бросового материала

Спортивная эстафета:

«В городке безопасности»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

приложение к занятию по пожарной безопасности для дошкольников

Приложение к занятию по пожарной безопасности для дошкольников...

Проектный метод в формировании основ безопасного поведения дошкольников

Метод проектов – это один из методов обучения, способствующий развитию самостоятельности мышления, помогающий ребенку сформировать уверенность в собственных возможностях....

Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников, как часть многоаспектного явления социального развития, методом моделирования

Социализация – это вхождение в мир людей, в систему социальных связей. Социальное развитие личности является  средством и  результатом  социализации. Социальное развитие – многоаспектно...

формирование основ безопасности у дошкольников в познавательно-речевой деятельности на основе интеграции образовательных областей ФГТ

Ребенок живет в огромном мире, где оказывается в различных жизненных ситуациях. И ему, чтобы не растеряться, необходимо получить осознанное представление о том, как выстроить свое поведение, чтобы обе...

Формирование основ безопасности у дошкольников

Образовательная область "Безопасность"...

Рабочая программа воспитателя по формированию основ безопасности у дошкольников 3–5 лет «Моя безопасность"

ull; дошкольной образовательной организации обязательная и первоочередная задача взрослых (педагогов и родителей) состоит в том, чтобы оберегать и защищать маленьких детей, подго...

Рабочая программа воспитателя по формированию основ безопасности у дошкольников 3-5 лет «Моя безопасность»

Дошкольной образовательной организации обязательная и первоочередная задача взрослых (педагогов и родителей) состоит в том, чтобы оберегать и защищать маленьких детей, подготовить их к встрече с разли...