Развитие детей в условиях предметно – развивающей среды ДОУ.
учебно-методический материал (младшая группа) на тему

Макарова Людмила Ивановна

Предметно – развивающая среда – это естественная, комфортабельная, уютная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_o_predmetno_-_razvivayushchey_srede.doc153.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие детей в условиях предметно – развивающей среды ДОУ.

Содержание

Введение

3

 Глава I. Теоретические основы  развития детей в условиях предметно – развивающей среды ДОУ.

1.1. Проблема создания предметно-развивающей среды детьми в психолого-педагогической литературе.                                                      

1.2 Принципы предметно – развивающей среды в ДОУ.

1.3 Предметно – развивающая среда в раннем возрасте.

4

4

11

18

Глава II. Практическая часть

25

2.1 Анализ предметно развивающей среды  в раннем возрасте. Заключение.

Библиография.

25

28

30

Введение

Особенности развития ребенка – дошкольника делают средством его образования окружающий предметный мир. Как компонент образовательной среды ДОУ предметная среда включает все, что доступно его непосредственному восприятию и использованию в практической деятельности. Среда развития ребенка – пространство жизнедеятельности ребенка. Известно, что именно среда может или тормозить развитие ребенка, или стимулировать его развитие. Все это необходимо учитывать при создании обстановки в ДОУ.

Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей цели в целостном процессе становления личности ребенка, она обогащает личностное развитие, способствует раннему появлению разносторонних способностей. Безусловно, такими способностями обладает индивид, находящийся под воздействием развивающей среды.

Таким образом, предметно – развивающая среда – это естественная, комфортабельная, уютная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами.

Современный детский сад – это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально – практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Возможности организации и обогащения такого опыта расширяется при условии создания в группе детского сада предметно – пространственной развивающей среды. В такой среде возможно одновременно включение в активную познавательно – творческую деятельность всех детей группы. Развивающая среда способствует установлению, утверждению у дошкольников чувства уверенности в себе, дает ему возможность испытать и использовать свои способности, стимулирует проявление их самостоятельности, инициативности, творчества.

Глава I. Теоретические основы  развития детей в условиях предметно – развивающей среды ДОУ.

1.1. Проблема создания предметно-развивающей среды детьми в психолого-педагогической литературе.

В данном аспекте мы попытаемся охарактеризовать предметно-развивающую среду в разных аспектах: философском, бытовом, психологическом и собственно педагогическом. Определение предметно-развивающая среда объединяет в себе такие понятия, как пространство, среда, игра, и, не раскрыв смысл данных понятий, нельзя говорить об игровом пространстве.

В толковом словаре русского языка С.И.Ожегова пространство определяется как промежуток между чем-нибудь; место, где что-нибудь вмещается (свободное пространство между окном и дверью, безвоздушное пространство); объективная реальность, форма существования материи, характеризующаяся протяженностью; форма сосуществования материальных объектов  и процессов. В данном  определении при характеристике пространства выражается предметная объективно-существующая среда, окружающая, в том числе и человека[14, с. 51].

Такое же определение мы встречаем и в философской энциклопедии. Здесь при характеристике пространства обозначены формы существования материи, а именно формы координации материальных объектов и явлений. Так, пространственными характеристиками являются место объектов (при большом удалении друг от друга), расстояние между местами, углы между различными направлениями, в которых располагаются объекты. Так отдельный объект характеризуется протяженностью и формой, которые определяются расстояниями между частями объекта и их ориентацией.

Особое определение дается в психологическом словаре, где при характеристике пространства рассматриваются не только внешние, но и внутренние явления, такие как величина, форма, расположение и т.д. Здесь пространство выражено через обобщенность и схематизацию пространственного образа, который зависит от характера простых свойств, отражаемых объектов задач деятельности.

Проблема среды рассматривалась в трудах М.Я.Басова, П.П.Блонского, А.Б.Залкина и других. Уже в 1927 году ставится вопрос о роли среды в процессе развития  ребенка на первом педагогическом съезде, где были сделаны некоторые выводы[5, с. 18]:

  1. Среда является лишь фактором, содействующим процессу развертывания заложенных в ребенке свойств; среда вызывает к жизни и подавляет, упражняет или тормозит созревание механизмов детского поведения.
  2. Среда определяет развитие, она  активно строит деятельность ребенка, лишь используя при этом врожденный фонд его личности.

Первая точка зрения представлена в современной западной психологии Ш.Бюллером, а в нашей стране  наиболее последовательно проводилась Д.Н.Узнадзе. Другая точка зрения разделялась большинством советских педологов. М.Я.Басовым, А.Б.Залкиным, а также и Л.С.Выготским. В своих работах Л.С.Выготский указывал, что «к началу каждого возрастного периода складывается совершенно своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между окружающей его действительностью, прежде всего социальной. Она определяет целиком и полностью те формы и тот путь, следуя которому ребенок приобретает все новые и новые свойства личности, черпая их из социальной действительности, как из основного источника развития, тот путь, по которому социальное становится индивидуальным.

Л.С.Выготский отмечал, что «ребенок, как человек, начинает свое развитие в процессе формирования отношений с материальной действительностью»[3, с. 44]. Раньше чем «встать», к предметам этой действительности в какое бы то ни было теоретическое «духовное» отношение, он должен питаться, дышать и отправлять другие свои жизненные функции, т.е. он должен действовать как весьма практическое и материальное существо. Итак, ребенок выступает перед нами, прежде всего, как субъект материального процесса жизни. В процессе своего развития он встречается с уже готовыми, исторически сложившимися условиями, которые и определяют его бытие, как общественного существа».

Исходя из выше сказанного можно заключить, что среда – это окружающие социально-бытовые, общественные, материальные и духовные условия существования ребенка. Предметная среда выполняет ответственную функцию – она побуждает к игре, формирует воображение. Она как бы является материальной средой мысли ребенка.

Поэтому, развитие ребенка зависит от того, как его воспитывают, как организовано воспитание, где, в каком окружении он растет. Следовательно, в играх происходит более глубокий, сложный процесс преобразования и усвоения того, что взято из жизни, т.е. из окружающей ребенка среды.

Создание предметно-развивающей среды тесно связано, во-первых, с развитием воображения ребенка, а также появлением на основе воображения функции замещения реального мира его игровым эквивалентом.

В работе Л.С.Выготского «Воображение и творчество в детском возрасте» раскрывается связь воображения с действительностью. По нашему мнению, эта связь имеет первостепенное значение для понимания того, как создается ребенком предметно-развивающая среда.

Первая форма связи воображения с действительностью заключается в том, что всякое создание воображения всегда строится из элементов, взятых из действительности и содержащихся в прежнем опыте человека. Отсюда вытекает первый и самый важный закон, которому подчиняется деятельность воображения, как указывает Л.С.Выготский. Этот закон можно сформулировать так: творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что этот опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии. Поэтому чем богаче опыт человека, тем больше материала, которым располагает его воображение.

Вывод, который можно отсюда сделать, заключается в необходимости расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности. Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет деятельность его воображения.

Второй формой связи фантазии и реальности является связь между готовым продуктом фантазии и каким-нибудь сложным явлением действительности. В этом смысле воображение становится средством расширения опыта человека, так как он может воображать то, что он не  видел, может представить себе по чужому рассказу и описанию то, чего в его непосредственном личном опыте не было. Воображение помогает человеку усваивать чужой исторический или социальный опыт[7, с. 88].

Третьей формой связи между деятельностью воображения и реальностью является эмоциональная связь. Эта связь проявляется двойным образом. С одной стороны, всякое чувство, всякая эмоция стремится воплотиться в известные образы, соответствующие этому чувству. Эмоция обладает, таким образом, как бы способностью подбирать впечатления, мысли и образы, которые созвучны тому настроению, которые владеют нами в данную минуту. Это влияние эмоционального фактора на фантазию психологи называют законом общего эмоционального знака.

Сущность четвертой формы заключается в том, что построение фантазии может представлять собой нечто существенно новое, не бывшее в опыте человека и не соответствующее какому-нибудь реально существующему предмету, однако, будучи воплощено вовне, принявши материальное воплощение, это «кристаллизованное» воображение, сделавшись вещью, начинает реально существовать в мире, воздействуя на другие вещи.

Таким образом, творческая деятельность – это такая деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке. Так, в дошкольном возрасте уровень и способности творческих процессов и воображения ребенка, прежде всего, определяются его игровой деятельностью. Игра, как процесс, развивающий творческие способности ребенка, начинается с моделирования или ситуации, по выбранному «сценарию» или замыслу. Собственно  творчество ребенка начинается с момента наделения определенными качествами (нужными в соответствии замыслу игры) предметов, до этого этими качествами не обладавших. В это цель и ценность игровой деятельности, развивающей фантазию и творческие способности. Само моделирование игровой ситуации, ее предметной среды является главным фактором творчества ребенка.

Развитие воображения ведет к тому, что в игре появляется функция замещения реального мира игровым эквивалентом. Одно из прогрессивных изменений в психике играющего ребенка связано с формированием функции замещения реального мира его эквивалентом. С замещением в игре связано появление и игрового действия, и воображаемой ситуации. Более того, как утверждают исследователи, только замещение является причиной превращения сюжета игры из описания в реальный процесс. Психологи отмечают, что замещение в игре связано со свободой отношений между предметом и действием с ним [2, с. 46].

Игровой символизм у детей выражается наличием вымысла «как будто», применением к новым объектам освоенных съем. При этом символ есть не просто материализация образа обозначаемого предмета, а прежде всего функциональный игровой заместитель, дающий возможность выполнить игровое действие. Развитие символической функции в дошкольном возрасте идет от использования внешних реальных заместителей к осуществлению замещения во внутреннем плане [5, с. 34].

Переход к использованию внутренних образных заместителей позволяет ребенку строить в «уме» представления о предметах и явлениях действительности и применять их при решении разнообразных задач. Это открывает перед ребенком перспективы проявления творческих способностей, в частности, через создание новых образом, продумывание и реализацию ролевого поведения, додумывание ситуаций для продолжения сюжета. Средства игрового замещения все больше открываются от своей предметной опоры и переходят в образный план.

Итак, специфика сюжетно-ролевой игры заключается, прежде всего, в ее основном механизме – замещении. Развитие символической функции обогащает игру, игровой смысл становится все более обобщенным. Игра позволяет ребенку схватывать целое раньше части, переносить свойства одного образа на другой, выражать в символической форме обобщенные связи и закономерности объективного мира.

Таким образом, выше проведенный анализ связи воображения с действительностью, а также функции замещения, которая развивается в игре и является ее основным компонентом, позволяет нам понять, каким образом создается и организуется предметно-развивающая среда ребенком.

Оказывается, что создание предметно-развивающей среды зависит и от прежнего опыта ребенка, от его эмоциональности, способности к комбинированию, созданию нового. Особое значение в развитии и создании предметно-развивающей среды имеет развитие у ребенка функции замещения, когда представляя пространств игры, ребенок, вводя выражение «как будто», сообщает сверстнику, с которым взаимодействует, о его (пространства) особенностях, об устройстве и введении новых элементов пространства, сужении или расширении его. Взрослый, находящийся за пределами игры, не всегда может оценить рамки пространства, его границы. Это происходит в связи с тем, что у старшего дошкольника предметно-развивающая среда часто не представлено предметами материальной среды, оно может быть гораздо шире, чем обозначено внешне. Поэтому мы попытаемся сформулировать определение предметно-развивающей среды, обозначив в нем как объективные, так и субъективные характеристики.

Под предметно-развивающей средой в нашем исследовании понимается место, рамки которого могут быть обозначены предметами материального мира, а могут быть, и не обозначены, но иметь место в детских представлениях, образах, о которых взрослый может узнать, только обратившись к ребенку с вопросом или участвуя в игре. Таким образом, предметно-развивающая среда – это не конкретное место, а собирательный образ места, который создается для игры и чаще всего связан со словесным обозначением предметов.

1.2 Принципы предметно – развивающей среды в ДОУ.

Основными принципами создания предметной среды в детском саду являются (по В.А.Петровскому):

Принцип дистанции, позиции при взаимодействии, ориентирующий на организацию пространства для общения взрослого с ребенком «глаза в глаза», которое способствует установлению оптимального контакта с детьми.

Одно из условий, которое дает педагогу приблизиться к позиции ребенка, а ребенку «подняться» до позиции воспитателя – это разновозрастная мебель. Мы планируем помещения таким образом, чтобы каждый ребенок мог найти место удобное для занятий и комфортное с точки зрения его эмоционального состояния: достаточно удаленное от детей и взрослых или наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними.

Для этого при зонировании мы широко используем ширмы, оформляем уголки «уединения». В проекте детского сада – приобретение детских столов, которые легко трансформируются и дают возможность педагогу ставить столы по разному: в круг, буквой Т, буквой П и т.д.

В проекте детского сада также приобретение «взрослой» мебели; например, кухонного уголка. Наличие такой мебели позволит педагогу и детям удобно расположиться в вечернее время, когда детей остается немного, почитать книгу, послушать музыку, побеседовать.

Принцип активности, возможности ее проявления и формирования у детей и взрослых путем их участия в создании своего предметного окружения.

Реализовать этот принцип нам помогают данные диагностики физического развития детей, данные об уровне сформированности знаний, умений и навыков, а также, анкетирование родителей, позволяющее больше узнать о характере ребенка, его интересах и склонностях. Учитывая разносторонние интересы детей, мы создали условия для проявления творчества детей в разнообразных видах деятельности: рисовании, лепке, аппликации, конструировании из бумаги, природного, бросового материала.

Во всех возрастных группах значительно пополняется материал для театрализованной деятельности детей.

Заметив интерес старших дошкольников к грамоте, больше приобретают соответствующие дидактические игры, наглядные пособия, книги с крупным текстом, изготавливают настенные панно, схемы. Мы стремимся к тому, чтобы среда в дошкольном учреждении была интенсивно – развивающей, провоцирующей возникновение и развитие познавательных интересов ребенка, его волевых качеств, эмоций и чувств.

Принцип стабильности – динамичности, предусматривающий создание условий для изменения и созидания окружающей среды в соответствии со вкусами, настроениями, меняющимися возможностями детей.

В проект развивающей среды закладываем возможность того, чтобы ребенок и взрослый становились творцами своего предметного окружения.

Меняем предметно – развивающую среду в зависимости от сезона, от возрастных особенностей воспитанников, периода обучения. Начинаем приобретать оборудование, с помощью которого можно легко изменить обстановку в группе: это легко передвигающиеся пластмассовые контейнеры для конструкторов, подставки для игрушек, сюжетно-ролевых игр.

В проекте приобретение легко передвигающейся и трансформирующейся мебели на роликах, с откидными, раздвижными деталями, а также игрового оборудования из крупных, легко собирающихся и разбирающихся модулей.

Принцип комплексирования и гибкого зонирования, реализующий возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяющий детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая, друг другу.

Строим жизненное пространство в детском саду так, что бы дети в соответствии со своими интересами и желаниями в одно и тоже время свободно занимались, не мешая друг другу, разными видами деятельности.

В каждой возрастной группе выделили зоны (центры):

- зона сюжетно-ролевых игр

- зона для игр со строительным материалом конструкторами, дидактическими играми

- учебная зона

- физкультурно-оздоровительная зона

- литературная зона

- экологическая зона

- зона художественно-творческой деятельности детей.

Их размещение и содержание зависит от возрастных, половых и индивидуальных особенностей детей группы.

Для групповых занятий и для работы с подгруппами детей по интересам оборудованы: физкультурный зал, музыкальный зал.

Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого, осуществляемый при оптимальном отборе стимулов по количеству и качеству.

Ребенок в детском саду находится целый день, поэтому мы стараемся создать оптимальные условия для игр, обучения и развития в разных видах деятельности. Стремимся к тому, чтобы развивающая среда была эмоционально насыщенной, оборудование было привлекательно детям.

Чтобы удовлетворить потребность детей в уединении, используем ширмы, оформляем уголки «уединения» в спальных комнатах. Для создания ребенку индивидуальной комфортности необходимо так организовать пространство, чтобы, например, интимные моменты его жизни проходили вне поля зрения других. В проекте предусматриваем в старших группах детские кабины с самозакрывающимися дверками.

Принцип эстетической организации среды, сочетания привычных и неординарных элементов.

Ставим  цель: в группе должно быть не только уютно и комфортно, но и красиво, в оформлении помещений стараемся соблюдать единый стиль.

Известно, что выбор цвета для стен, мебели, аксессуаров оказывает непосредственное влияние на эмоциональное состояние детей. При окраске помещений мы учитываем то, что светлые и белые потолки оптически расширяют пространство. При выборе цветовой палитры отдали предпочтение светло-зеленому, светло-желтому, светло- голубому тонам. Чтобы утолить «цветовой голод» ребенка и развить цветоощущение, используем яркие насыщенные цветовые пятна в интерьере группы: ковровые покрытия, картины, игрушки и т.д.

В проекте детского сада: использование цветовых приемов при окраске стен, т.е. окраска стен в одном помещении в разные сочетаемые между собой цвета.

Принцип открытости – закрытости, то есть готовности среды к изменению, корректировке, развитию.

Принцип открытости-закрытости представлен в нескольких аспектах:

а) Открытость природе. Единство человека и природы. Ежедневная трудовая деятельность, наблюдения, экспериментирование в экологических зонах, оформленных в соответствии с возрастом детей, постепенно приводят к пониманию того, что природой можно не только наслаждаться, восхищаться, любоваться, но что она нуждается в помощи, в заботливых руках и охране.

б) Открытость своего «Я». Педагоги с уважением относятся к интересам, потребностям и возможностям каждого ребенка, особенно к результатам продуктивной деятельности: ежедневно на «стене творчества» появляются рисунки, поделки, результаты детского словесного творчества (стихи, рассказы, сказки). Коллективные детские работы широко используются при оформлении групп.

в) Открытость обществу. Особым правом участия в жизни детского сада пользуются родители. Создание предметно-развивающей среды невозможно без участия родителей. Объем и содержание практической и материальной помощи прежде всего обсуждается на групповых родительских собраниях с рассматриванием эскизов, рекламных проспектов. Реализация проекта предметно-развивающей среды планируется при активном участии родителей.

Принцип «половых и возрастных различий» как возможности для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе эталонами мужественности и женственности.

Одним из главных требований при создании предметно-развивающей среды мы считаем учет возрастных особенностей детей.

Все должны стремится к тому, чтобы обстановка в младших группах была прежде всего комфортной и безопасной для ребенка. Маленькие дети плохо реагируют на пространственные изменения обстановки, поэтому в течение года стараемся не переставлять оборудование в группе. Дети младших групп еще не умеют хорошо взаимодействовать со сверстниками, предпочитают игры рядом, но не вместе, поэтому мы отводим место для одновременной деятельности не более 2-3 детей.

У младших детей активно развивается двигательная деятельность вместе с тем, движения еще плохо скоординированы: нет ловкости, быстроты реакции, уверенности, поэтому при расстановке оборудования предусматриваем достаточно широкие, хорошо просматриваемые пути передвижении. Для стимулирования двигательной активности в группе детей 3го года жизни имеется горка, мостик, мячи, игрушки-двигатели крупного размера, на которых может кататься сам ребенок.

В младших группах предметную среду создаем так, чтобы она стимулировала развитие восприятия детей, способствовала развитию анализаторов, «подсказывала» способы обследования и действий. Игрушки подбираем разных размеров, в нескольких экземплярах, ярких привлекательных цветов, безопасные в употреблении. В младших группах много дидактических игрушек для развития мелкой моторики: пирамидки, вкладыши, шнуровки и т.п., а также игрушки типа лото и парных картинок, мозаики. развивающие игры (например «Сложи узор»). в группах имеются конструктивные и строительные наборы. Имеется в достаточном количестве материал для режиссерских и театрализованных детских игр: мелкие игрушки, плоскостной и теневой театры, перчаточные куклы и т.п. В проекте детского сада приобретение легкого модульного игрового материала.

У детей 4 лет и старше резко возрастает интерес к сюжетно-ролевой игре, поэтому, начиная со средней группы, воспитатели уделяют большое внимание созданию условий для сюжетно-ролевых игр.

Со среднего дошкольного возраста у детей проявляется высокий интерес к языку, речи. Подбираем книги, среди которых познавательная и справочная литература, обучающие книги, рабочие тетради.

При переходе ребенка в старшую и в особенности в подготовительную группу меняется его психологическая позиция: он впервые начинает ощущать себя старшим среди детей детского сада. Мы стараемся поддержать это его ощущение такой организацией среды, при которой ребенок будет проявлять познавательную активность, самостоятельность, ответственность, инициативу. Воспитатели старших групп чаще привлекают детей к организации окружающей обстановки, спрашивают их мнение по поводу предстоящих действий по изменению среды, вовлекают детей в сам процесс преобразований. Предметно-развивающая среда строится так, чтобы дети могли участвовать во всем многообразии игр: сюжетно-ролевых, театрализованных, режиссерских, народных, хороводных, подвижных, строительно-конструктивных играх.

Одно из любимых занятий у детей – изодеятельность. В группах оборудованы места для занятий детей рисованием, лепкой, аппликацией, ручным трудом в свободное от занятий время.

Для профилактики нарушений осанки предусмотрена возможность разнообразных способов детских игр: не только за столом, но и стоя, сидя, лежа на полу.

Построение развивающей среды с учетом изложенных выше принципов дает ребенку чувство психологической защищенности, помогает развитию личности, способностей овладению разными способами деятельности.

Мы считаем, что в окружении ребенка должен находиться стимулирующий его развитие материал трех типов:

  • во-первых, использовавшийся в процессе специально организованного обучения;
  • во-вторых, иной, похожий (например, если на занятиях используются строительные детали красного цвета, то вне занятий – синего);
  • в-третьих, «свободный», то есть позволяющий ребенку применять усвоенные средства и способы познания в других обстоятельствах.

Создавая среду обитания ребенка, воспитатель решает много творческих задач: он становится дизайнером, декоратором, кукольником, портным, художником, конструктором, психологом, мастеровым и т.д. Организованная предметная среда предполагает гармоничное соотношение материалов, окружающих ребенка в детском саду, с точки зрения их количества, разнообразия, неординарности, изменяемости и т. д.

Размещение материала связано с трудностями пространственного характера – ограниченностью помещения детского сада, тем более что детям для проведения свободной активности необходимо не перегруженное предметами пространство. Удачное решение, позволяющее использовать ограниченное помещение детского сада наилучшем образом, представлено уже приведенным выше принципом комплексирования и гибкого зонирования. Иначе говоря, в детском саду созданы помещения, в которых материалы, стимулирующие развитие познавательных способностей, располагаются в разных функциональных пространствах.

1.3 Предметно – развивающая среда в раннем возрасте.

Раннее детство - особый период становления органов и систем и прежде всего функции мозга. Доказано, что функции коры головного мозга не фиксированы наследственно, они развиваются в результате взаимодействия организма с окружающей средой. Особенно интенсивно это происходит в первые три года жизни.

Современный ребёнок испытывает недостаток тактильных, слуховых, обонятельных ощущений. Порой он воспринимает окружающий мир линейно, однобоко. Вернуть всю полноту восприятия через взаимодействие с реальными объектами - главное назначение сенсомоторного уголка, создаваемого сегодня во многих дошкольных учреждений.

Известно, что чем больше число сенсорных систем задействовано в процессе воспитания и обучения ребёнка, там успешнее и эффективнее происходит его развитие. Между тем технологизация современной жизни создаёт дефицит сенсорного опыта детей, замещая его визуальными и виртуальными образами.

Сенсорный уголок используется в воспитательно-образовательном процессе как на организованных занятиях воспитателей и педагогов дополнительного образования, так и в самостоятельной игровой, поиско-экспериментальной деятельности детей.

Сенсомоторный уголок в условиях группового помещения детского сада это адаптированный вариант сенсорной комнаты без приобретения дорогостоящего оборудования.

Сенсомоторный уголок предназначен главным образом:

  • Для стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, обоняние и т. д.);
  • Развития мелкой моторики, стимуляции двигательной активности;
  • Снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, достижения релаксации и комфортного самочувствия детей;
  • Создания положительного, эмоционального фона, повышения работоспособности ребёнка;
  • Активизации когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти);
  • Повышения мотивации к самостоятельной и экспериментальной деятельности дошкольников.

Анализируя программу первой младшей группы и размышляя о том, каким должен быть дидактический и игровой материал, мы создаём для детей предметно - развивающую среду, с учётом их возрастных особенностей, а именно больше уделяли внимание на развитие сенсорных способностей.

Оформили группу так, чтобы детей, которые впервые идут в детский сад, привлекали красивые, яркие, красочные пособия и игрушки. Как театр начинается с вешалки, так и детский сад начинается с групповой раздевалки. И для этого сразу, при встрече с детьми в приёмной, стараемся создать домашний комфорт и чтобы в детском саду им было уютно. Предлагаем им яркие, красочные, заводные, мягкие, любимые игрушки детей, которые поселились на разноцветных полках. Образ дома создаёт групповой интерьер комнаты. Заходя в группу, дети проходят, соприкасаясь через сенсорно - разноцветный ленточный душ - ощущая его своим телом, тактильно. Какой он мягкий, нежный и лёгкий. соприкасание душа сопровождается мелодичным звуком колокольчиков.

При организации сенсомоторного уголка в первую очередь необходимо выбрать место его расположения в групповом помещении. Оно должно быть удобным для доступа детям. Особое внимание следует уделить подбору сенсомоторных объектов для уголка. Они должны быть безопасными для жизни и здоровья ребёнка. Уголок должен содержать постоянные и дополнительные объекты, которые вносятся в зависимости от потребности и темы занятия.

В группе оборудован уголок сенсорики, который включает в себя: стену с изображением дерева дружбы, животных, бабочек, птичек, трава это всё из разноцветных ступней ног и ладошек детей и родителей. Когда ребёнок скучает, то предлагаем ему соприкоснуться с ладошкой, это как бы он здоровается с мамой и ощущает её тепло и присутствие.

Также наполняем уголок  разнообразными тематическими вкладышами и другими пособиями для решения задач сенсорного воспитания. Изготавливаем специальное панно, с помощью которого дети учатся управляться с разнообразными застёжками, Одновременно упражняемся в различении и названии цветов спектра и знакомясь с сезонными явлениями природы.

Здесь же «КОВРАЛИН» в форме домика - игровое обучающее средство, на который дети налепляют изображения из цветных нитей, геометрических фигур, застёжки. Развивается мелкая моторика рук.

На «КОВРАЛИНЕ» сделан из реек разноцветный заборчик и пропущены через него разноцветные ленточки. Рядом едет паровозик с разноцветными вагончиками, с кармашками с пассажирами - игрушками. Развивая мелкую моторику рук, знакомим с различными свойствами предметов, с цветами, размерами.

Для развития речевых способностей: используем куклы - малютки, марионетки, пальчиковый и настольный театр, куклы - рукавички, говорим от их имени, играем в день рождения, в дочки - матери, в игру «оживим» наши: сказки. Обсуждаем вещи и предметы, которыми ребёнок особенно интересуется добиваясь того, чтобы ребёнок внятно произнёс слова, понятно для окружающих, отвечая на вопросы.

Для развития зрительных способностей: играем в игры, способствующие различению и нанизыванию цвета (2-3), контрастных размеров (большой и маленький), формы (шарик, кубик, кирпичик). Используем разноцветные песочные часы, переливающие капельки «вечные двигатели».

Можно использовать следующие дидактические игры:

ЦВЕТ: «Подбери блюдце к чашке»; «Воздушные шары»; «Подбери куклам бусы, игрушки»; « Волшебная мазайка»; «Красивый забор»; «Посади цветок»; «Жучок заблудился» и т. д.

ФОРМА: «Собери любой предмет»; «Строитель»; «Волшебная мазайка»; «Цветные квадраты»; «Квадратные забавы» и т. д.

РАЗМЕР: « Матрёшки»; «Шары»; «Строитель»; «Собери любой предмет» и т. д.

Для развития мелкой моторики руки и для ознакомления детей с различными свойствами предметов можно использовать следующие дидактические игры и пособия: «Привратник»; «Сделай бусы»; «Подарки из прищепок»; «Сложи листик»; «Волшебные палочки»; «Пуговичная поляна»; «Шнуровки»; «Заверни малыша» и т. д.

В играх с песком, водой, снегом знакомим детей со свойствами этих материалов (песок сыпется, из мокрого можно лепить, разливаем воду из сосуда по чашечкам).

Рисуем различными пишущими средствами на поверхностях разного цвета и свойства ( бумага белая, цветная, доски, ковралин, игравизор), лепим из теста.

Для развития двигательной активности детей в разных уголках группы размещены разные на ощупь игрушки ( волшебный сундучок с сюрпризом; большая  мягкая игрушка; сенсорный паровозик; в центре группы - карусель). Дети обожают кататься на мягкой горке, играть с мячами разного размера и качества, заниматься гимнастикой, возиться бороться, залезать на лестницы и спускаться с них, копать землю в саду, играть с камнями, поливать, выдирать сорняки, катать игрушки. Любят карабкаться на предметы, сохранять равновесие при ходьбе по доске, по дорожкам со следами ступней, с ладошками, с кочками, с пуговицами, с крышками, ходить и танцевать под музыку, следя координацией рук и ног. Любят играть в подвижные игры с разнообразными движениями:

«Догони мяч»; «Через речку»; «Самолёты»; «Догони меня»; «В воротики»; «Обезъянка»; «Мой весёлый звонкий мяч»; «Зайка серенький сидит»; «Где звенит»; «Поезд» и т. д.

Для развития слуха: приобретают игрушки, издающие различные звуки, ищут друг друга или предмет по звуку, по описанию места, где он спрятан, слушают и поют песни из мультфильмов. Для развития музыкального слуха играют в музыкальные инструменты и в музыкально-дидактические игры:

«Кто в домике живёт»; «Динь - дон»; «Угадай, на чём играю» и т. д.

Используют также кассеты и диски со звуками: крики домашних животных и птиц, звуки природы, звуки воды, звуки грозы, шелест листьев.

Для развития обоняния - запахи выполняют важную связующую функцию между телом и сознанием. За доли секунды сигнал передаётся из обонятельного центра в определённый отдел мозга, который управляет эмоциями. Таким образом, можно направленно воздействовать на настроение ребёнка: взбодрить его или наоборот, успокоить и т. п.

Игры: «Мой любимый запах»; «Ароматы цветов»; «Узнай запах»; «Благовоние» и т. д.

Для осязания: различные материалы с разной фактурой (кусочки меха; шёлка; шкурки; бархатной бумаги); выпуклые буквы, цифры. Очень любят играть с разными по форме мелкими предметами. Игры: «Найди на ощупь»; «Найди и покажи»; «Опиши предмет» и т. д.

Игры Воскобовича В. В. Прекрасно вписываются в развивающую среду. Своим многофункциональным применением и красочным видом они постоянно привлекают внимание детей, побуждая их к игре.

Ценность игр заключается в том, что их содержание учитывает особенности психики ребенка, интригует его, мобилизует внимание, интерес и незаметно втягивает ребенка в процесс «думанья» под задачей. На первом этапе мы с детьми просто собираем фигуры, но потом из года в год будут рождаться целые дворцы, ракеты, стражники, космонавты, сочиняться целые истории. Используем игры: «Двухцветный квадрат»; «Прозрачный квадрат»; «ГЕOKOHT»; «Игровизор»; «Кавролин»; «Чудокрестики».

Происходит глубокая задействованность психологических процессов (анализирующее восприятие, память, мышление, речь), а также качеств личности (целесообразность, настойчивость, самостоятельность, усидчивость и др. ). Все эти игры дают широкое поле действию воспитателю, Т. К они не на один день.

Пальцы наделены большим количеством рецепторов, которые посылают нервные импульсы (сигналы) в центральную нервную систему (головной мозг) и улучшают деятельность важнейших систем организма. Предлагаются следующие приемы:

  • «Пальцы помогают говорить»
  • «Подвижные игры для детей»
  •  «Весёлая гимнастика»;
  • «Физзарядка для глаз»;
  • «Давайте с тобой поиграем»;
  • «Эти забавные нотки»;
  • «Инопланетяне из песочницы»;
  • «секреты руки» и т. д.

Используем в работе с детьми тетради с проверочными заданиями, при помощи которых можно оценить уровень развития наших детей, определяем, соответствуют ли они возрастным нормам:

  • «Запомни картинку» (развиваем память) Земцова О. Н.
  • «Что нас окружает?» (познаем мир) Земцова О. Н.
  • «Послушный карандаш» (разв. мел. мот. рук) Земцова О. Н.
  • «Найди отличия» (развиваем внимание) Земцова О. Н.
  • «Веселые часы» (различаем день и ночь) Земцова О. Н.
  • «Влево-вправо, вверх-вниз» (ориент. в простр. ) Земцова О. Н.
  • «Цифры и числа» (учимся считать) Земцова О. Н.
  • «Проверяем знания дошкольников. » (тесты для детей 3 года: внимание, память, мышление, мелкая моторика, математика, развитие речи, окружающий мир) С. Е. Гаврина
  • «Развиваем пальчики» Успенский Э. Чежова Е.
  • «Рисуем пальчиками» (худ-ый альбом для занятий с детьми 3-5 лет) Янушка Е. А.
  • «Моторика руки» (веселые уроки) Слтанова М.
  • «1, 2, 3, 4, 5» (знакомство с числами) Крот К.
  • «Я рисую птичку» ( правильная раскраска)
  • «Буся играет в прятки» (книжка с «окошками»).

Мы стараемся сделать так, чтобы детям в детском саду было уютно, интересно и радостно  и  группа станет  настоящим домом, в котором хорошо и малышам и взрослым.

Глава II. Практическая часть.

2.1 Анализ предметно развивающей среды  в младшем возрасте.

Я провела анализ предметно - развивающей среды своей группы. Его цель: выявить особенности организации предметно -  развивающей среды группы для освоения сенсорных эталонов детьми 3-4 лет. Анализ предметно-развивающей среды осуществлялся по методике М.В. Созиновой. В ходе анализа предметно-развивающей среды заполняется протокол по следующим показателям:

1.Наличие специально отведенного и оборудованного места в группе для освоения сенсорных эталонов;

2. Разнообразие материалов и инструментов для освоения сенсорных эталонов;

3. Учет возрастных особенностей детей;

4. Создание воспитателем положительно - эмоционального настроя и интереса детей к изобразительной деятельности;

5.Наличие разнообразных дидактических игр, стимулирующих освоение сенсорных эталонов детьми 3-4 лет;

6.Активное использование результатов изобразительной деятельности детей в организации пространства группы;

7. Предоставление возможности ребенку для инициативных, самостоятельных действий;

8.Предоставление возможности ребенку для проявления индивидуальности, самовыражения в изобразительной  деятельности;

9.Предоставление ребенку возможности для реализации полоролевых интересов, склонностей, предпочтений;

10. Соответствие оборудования для изобразительной деятельности санитарно-гигиеническим, эстетическим требованиям (Приложение № 4).

Критерии оценок:

1 балл - не реализован;

2 балла - реализован частично;

3 балла -  реализован полностью.

Высчитывалась общая сумма баллов, полученная в ходе анализа предметно-развивающей среды группы. Общая сумма сравнивалась с качественными характеристиками.

Качественная характеристика:

от 10 баллов - предметно-развивающая среда по освоению сенсорных эталонов детьми 3-4 лет оборудована уголком изобразительной деятельности с учетом возрастных особенностей детей. Уголок содержит необходимый материал; разнообразные дидактические игры, направленные на закрепление полученных знаний и умений в изобразительной деятельности. Оборудование предметно-развивающей среды соответствует санитарно-гигиеническим требованиям. Воспитатель создает среду группы без учета половых интересов и предпочтений младших дошкольников.

от 10 до 20 баллов - в групповом помещении выделен уголок изобразительной деятельности, оборудованный необходимым и дополнительным материалом; разнообразными дидактическими играми. Характерны попытки воспитателя учитывать возрастные и половые интересы детей при организации среды. Воспитатель стимулирует интерес детей к освоению сенсорных эталонов, редко использует результаты деятельности детей. Оборудование предметно-развивающей среды соответствует санитарно-гигиеническим требованиям.

от 20 до 30 баллов - Воспитатель использует все возможности предметно-развивающей среды группы для освоения сенсорных эталонов детьми 3-4 лет. Предметно-развивающая среда группы создана с учетом половых, возрастных интересов и предпочтений младших дошкольников; содержит разнообразные материалы, дидактические игры, стимулирующие творческие проявления детей в изобразительной деятельности. Оборудование предметно-развивающей среды соответствует санитарно-гигиеническим и эстетическим требованиям. Воспитатель организует образовательные ситуации, стимулирующие самостоятельность, инициативу, проявление индивидуальности и творческой инициативы детей в освоении сенсорных эталонов; поддерживает интерес младших дошкольников к деятельности, их положительный эмоциональный настрой; активно использует результаты детской деятельности в оформлении жизненного пространства группового помещения.

В ходе анализа предметно-развивающей среды группы заполнялся протокол. (Приложение № 1). Полученная сумма в ходе анализа составила 18 баллов. Общая сумма сравнивалась с качественными характеристиками.

Предметно - развивающая среда группы показала что, в данной группе не достаточно дидактических игр, настольно – печатных игр, дидактических пособий, тестовых заданий для детей, раскрасок для  детей с целью  освоения сенсорных эталонов в изобразительной деятельности.

В группе имеется уголок с дидактическими играми, но игры подобраны не в соответствии с возрастом, игр мало. Игры в основном однотипные. В уголке по изобразительной деятельности «Умелые ручки» мы увидели: Набор цветных карандашей из 6 основных цветов: красного, синего, зеленого, желтого, черного, коричневого, простые карандаши 2 штуки,  фломастеры, гуашь, акварель, цветные восковые мелки, розетки для красок, салфетки для кистей, кисти круглые мягкие, трафареты разной тематики, иллюстрации, раскраски. Также в этом уголке находятся дидактические игры, такие как «Сравни и подбери», «Геометрические фигуры», «Цвет и форма», «Противоположности», «Домино по фигурам», мозаика, «Шнурочки», «Матрешки», «Вкладыши», «Дидактические стаканчики из 8 цветов», «Разноцветные узоры», «Мягкие пазлы».

Заключение

В теоретических исследованиях о создании предметно-развивающей среды детьми мы опирались на теоретические положения: Л.С. Выготского, П.П. Блонского, В.А. Петровского. Это позволило нам определить следующие теоретические положения:

1. Для нас важно было определить. Что понимается под предметно-развивающей средой. Но данное определение объединяет в себе такие понятия как среда, игра, пространство, творчество, и, не раскрыв смысл данных понятий, нельзя говорить о мировом пространстве.

Мы нашли определение пространства в различной литературе, в которой пространство определяется как промежуток между чем-нибудь, место, где что-нибудь вмещается форма сосуществования материальных объектов и процессов.

Среда связывается с окружающими социально-бытовыми общественными, материальными и духовными условиями существования ребенка. Предметная среда выполняет ответную функцию – она побуждает к игре, формирует воображение и является как бы материальной средой мысли ребенка.

В игре происходит более глубокий, сложный процесс преобразования и условия того, что, взято из жизни, т. е. из окружающей ребенка среды.

Психологи и педагоги (А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, В.А. Петровский и др.) показывают, что для того, чтобы игра состоялась, необходимо предметно-развивающая среда, в котором существует игровое действие, сюжет и роль. Предметно-развивающая среда характеризуется нами на основе теории Л.С. Выготского о воображении, как основе творчества.

Под предметно-развивающей средой мы понимаем не конкретное место, а собирательный образ места, который создается для игры и чаще всего связан со словесным обозначением предметов.

2. Создание предметно-развивающей среды детьми в игре зависит от организации педагогом предметно-игровой среды.

Предметно-игровая среда в современных дошкольных учреждениях должна отвечать определенным требованиям: это, прежде всего, свобода достижения ребенком темы, сюжета игры, тех или иных игрушек, места и времени игры.         Педагог должен обеспечить свободу действий в условиях групповой комнаты, предусмотреть ее тематический и сюжетный поворот, найти для каждой игры только ей присущий стиль игрового интерьера и оборудования.

Одним из компонентов развивающей предметно-ролевой среды является общение между взрослым и ребенком. Общение, в отличие от предметного воздействия, осуществляется с помощью разнообразных коммуникативных средств: речевых, мимических и пантомимических. В настоящее время для развития творчества большое значение имеет демократический стиль общения. Именно этот стиль позволяет установить между ребенком и взрослым доверительные, раскрепощенные отношения.

В контрольной работе я отметила критерии предметно – развивающей среды по методике М.В. Созиновой, которая позволила нам проанализировать предметно – развивающую среду в своей группе.


Библиография:

  1. Артамонова О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности // Дошкольное воспитание. - 2005. - №4.
  2. Ветлугина И.А. Эстетическое воспитание в детском саду. – М., 1985.
  3. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка // Вопросы психологии. – 2006. - №6.
  4. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика, 2007. – 197 с.
  5. Гринявичене Н.Т. Игра и новый подход к организации предметно-игровой среды. / Творчество и педагогика (материалы Всесоюзной научно-практической конференции). – М., 2006. – 311 с.
  6.  Дошкольная педагогика. / Под ред.В.И.Логиновой, П.П.Саморуковой. – М.: Просвещение, 2004. – 456 с.
  7. Игрушки и пособия для детского сада/Под ред.В.М.Изгаршевой. – М.: Просвещение, 2007. – 215 с.
  8. Кларина Л.М. Общие требования к проектированию моделей образовательной среды, способствующей познавательному развитию, дошкольника. / Готовимся к аттестации! – СПб.: «Детство – Пресс». 1999.
  9. Концепция дошкольного воспитания. - М., 1989.
  10. Краткий психологический словарь/Под ред.А.В.Петровского, М.Я.Ярошевского. – М., 2005. – 189 с.
  11. Петровский В.А., Кларина Л.М., Смывина Л.А., Стрелкова Л.П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. - М., 2003.
  12. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении / Под ред. В.А.Петровского. – М., 1993.
  13. Словарь русского языка Ожегова С.И. – М.: Русский язык, 2006. – 377 с.
  14. Соловьев С.П., Астрова Т.Е. Цвет в интерьерах общеобразовательных учреждениях. – М., 1978.
  15. Философская энциклопедия. / Под ред.Ф.В.Константинова. – М.: Советская энциклопедия, 2006. – 586 с.

Приложение №1

Анализ предметно-развивающей среды

(М.В. Созинова)

Протокол анализа предметно-развивающей среды для освоения сенсорных эталонов детьми 3-4 лет

№ п/п

Показатели анализа

Не реализован

Реализован частично

Реализован полностью

1.

Наличие специально отведенного и оборудованного места в группе для освоения сенсорных эталонов

2

2.

Разнообразие материалов и инструментов для освоения сенсорных эталонов

2

3.

Учет возрастных особенностей детей

1

4.

Создание  воспитателем положительно - эмоционального настроя и интереса детей к изобразительной деятельности

2

5.

Наличие разнообразных дидактических игр, стимулирующих освоение сенсорных эталонов

2

6.

Активное использование результатов изобразительной деятельности детей в организации пространства группы

2

7.

Предоставление возможности ребенку для инициативных, самостоятельных действий.

2

8.

Предоставление возможности ребенку для проявления индивидуальности, самовыражения в изобразительной  деятельности

2

9.

Предоставление ребенку возможности для реализации полоролевых интересов, склонностей, предпочтений

1

10.

Соответствие оборудования для изобразительной

 деятельности санитарно-гигиеническим, эстетическим требованиям

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление по теме: «Освоение задач математического развития детей в условиях предметно – развивающей среды»

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач. Старшие детей очень активны в восприятии задач-шуток, головоломок, логических упражнений.  Они...

Музыкальное развитие и воспитание через предметно – развивающую среду

Известно, что музыкальное развитие ребенка обусловлено не только занятиями с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, экспериментировать с музыкальными игрушками, свободно заниматься творче...

Развитие творческих способностей посредством предметно развивающей среды

В данной работе я пишу о влиянии предметно-развивающей среды на развитие творческих способностей детей...

18.01.2015 «Реализация образовательной области «Физическое развитие», на предмет соответствия предметно-развивающей среды в ходе самостоятельной деятельности воспитанников»

laquo;Реализация образовательной области  «Физическое развитие», на предмет соответствия предметно-развивающей среды в ходе самостоятельной деятельности воспитанников»...

Художественно-эстетическое развитие дошкольников через организацию предметно-развивающей среды в условиях реализации ФГОС

Понятие художественно - эстетическое воспитание выражается в формирование в ребенке художественно- эстетического отношения к действительности и активизации его творческой деятельности по зак...

Методы, формы работы воспитателя ДОО по познавательному и речевому развитию дошкольников в организации предметно-развивающей среды.

Одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – правильная организация предметно-развивающей предметной среды. Под развивающей средой следует понимать естественну...