Педагогический проект "Книжкины друзья"
проект (старшая группа) на тему

Подробный проект для детей старшего дошкольного возраста по развитию у дошкольников книжной культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_.docx70.56 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка: проект

Тема проекта:

«Книжкины друзья»

Возрастная группа: старшая  группа

Продолжительность проекта: краткосрочный (три недели)

Автор проекта: Савина  Лариса Васильевна

воспитатель второй квалификационной категории

МБДОУ  детского сада № 20 «Дюймовочка» г. Павлово

         

Актуальность. Наше время называют временем кризиса книжной культуры. Книга стремительно вытесняется из жизни другими носителями информации. Но для маленьких детей, тех, что ещё не умеют или только учатся читать, - книга ещё долгое время будет сохранять свою актуальность. Слушание художественного текста является для ребёнка важнейшей формой освоения культурных речевых образцов. Ведь, кроме того, что слушание способствует развитию речи, оно ещё является замечательной формой общения: и взрослый, и ребёнок объединены общим содержательным действием. Они располагаются «вокруг» книги : взрослый смотрит в текст, ребёнок на картинку. Ребёнок занят сложной работой: соотносит услышанное,  с нарисованным, полезнейшая работа для воображения. Никакая техническая замена книги не может столь успешно выполнять эти функции. Поэтому мы считаем, что детской книге должна быть отведена долгая жизнь, а взрослым необходимо осознавать её значение для ребёнка. В первую очередь речь идёт о родителях. Поскольку чтение в детском саду, даже если мы уделяем ему внимание, не может заменить собой чтение родительское. Именно потому, что родительское чтение подразумевает личную обращённость к конкретному малышу и «дарит» ему на некоторое время маму или другого близкого человека, позволяет и книгу ощутить своей собственной, почти своим другом. Из бесед с детьми выяснилось, что мало кому из воспитанников читают родители. В одних семьях нет библиотек, в других нет книг, подходящих детям по возрасту, а в третьих семьях есть и то и другое, зато нет времени читать. В связи с этим мы приняли решение, организовать мини - библиотеку прямо в детском саду, откуда дети могут брать книги для чтения домой.

Цель и задачи проекта.

Цель проекта: создание  необходимых условий  для  развития книжной культуры и творчества  детей через организацию работы  по обновлению и продлению жизни   детской книги.

Задачи проекта:

Развивающие: Способствовать развитию нравственных чувств, эмоционального отношения к литературным произведениям.   Развивать внимание,  память, воображение,  речь.

Образовательные:   Совершенствовать умение  внимательно и заинтересованно слушать литературные произведения, понять скрытые мотивы поведения героев, рассказывать о своём отношении к конкретному  поступку литературного персонажа. Формировать умение сочинять и придумывать сказки, использовать в речи культурно-речевые  образцы, выступать «художниками» придуманного. Продолжать объяснять основные жанровые особенности различных художественных произведений (с опорой на  прочитанное).  

Воспитательные:  Воспитывать интерес к книге, прививать   любовь  и  бережное отношение к ней.

Задачи, направленные на педагогов:

- Разработать педагогическую систему по приобщению детей дошкольного возраста к художественной литературе.

- Пополнить содержание книжного уголка в группе и домашнюю библиотеку детской литературой в соответствии с возрастными особенностями детей.

- Создать в группе мини – библиотеку, книги которой дети могут брать домой.

Задачи,  направленные на родителей:

- Информировать родителей о значении чтения художественных произведений для воспитания ребёнка – читателя.

- Организовать тесное сотрудничество с семьями воспитанников по вопросам приобщения ребёнка к литературному чтению, воспитанию любви к книге.

- Приобщить родителей к пополнению детской библиотеки современными книгами, а так же книгами своего детства.

План проектной деятельности по достижению цели.

    В ходе реализации проекта мною использовались элементы следующих образовательных технологий:

- Личностно–ориентированная - игры, НОД, ТРИЗ, дидактические упражнения, наблюдения, сюжетно – ролевые игры.

- Соцоигровая - игры драматизации, игровые и проблемные ситуации, коллективные дела, работа в малых группах, тренинги по умению договариваться.

- Здоровьесберегающая - использование физкультминуток в НОД.

- Технология проектной деятельности.

        Мною используются такие методы и приёмы, как объяснение, указание, проблемные ситуации, дидактические игры, беседы, сюжетно–ролевые игры, игры драматизации, экскурсии, вопросы к детям, рассматривание и обсуждение картин, составление рассказов по картинам с последовательно развивающимся сюжетом, акции добрых дел, конкурсы.

Основные направления работы.

  1. Оснащение предметно –пространственной  развивающей  среды:

- Создание мини – библиотеки, подборка дидактических игр, пополнение уголка театрализованной деятельности различными видами театров, портретов писателей и поэтов, изготовление атрибутов для сюжетно-ролевой игры «Библиотека», «Картинная галерея», изготовленная руками детей по прочитанным произведениям.

  1. Методическая копилка:

- Составление перспективного плана по знакомству детей с художественной литературой.

- консультации для педагогов по данному направлению

- Разработка конспектов НОД.

- Подборка художественных произведений в соответствии с «Программой».

  1. Работа с родителями:

- Проведение родительского собрания.

- Практические рекомендации и советы.

- Информационный стенд о пользе чтения для детей.

Интеграция образовательных областей.

Образовательные

области

Содержание работы

Социально-коммуникативное развитие

Формирование бережного отношения к книгам.

Развитие трудовых навыков: знакомство с

необходимыми трудовыми операциями

по ремонту (по восстановлению)  старых книг  (замена обложки, ремонт страниц, рисование иллюстраций).

Закрепление умения драматизировать наиболее понравившиеся отрывки литературных произведений, обсуждать с воспитателем и сверстниками характер и поступки литературных персонажей.

Познавательное развитие

Знакомство с основными литературными жанрами, жанровыми особенностями литературных произведений. Знакомство с историей создания книги. В ходе экскурсии в библиотеку расширять

знания детей о труде библиотекаря.

Речевое развитие

Обогащение словарного запаса детей литературными терминами, эпитетами, сравнениями, описаниями, метафорами,

фразеологическими оборотами.

Художественно-эстетическое развитие

Рисование сюжетов литературных героев.

Использование музыки в ходе НОД, праздников и развлечений.

Физическое развитие

Включение народного фольклора в НОД, в утреннюю гимнастику, в ОД  в ходе режимных  моментов.

Дальнейшее развитие проекта.

- В подготовительной группе продолжить работу по воспитанию у детей любви к книге, по знакомству с произведениями по « Программе» и не только.

- Укреплять связи с семьёй по вопросам развития у детей интереса к художественной литературе.

- Передать малышам свои знания и умения бережного отношения к книге.

Этапы реализации проекта.

  1. Подготовительный этап:

- Подбор и изучение литературы по теме проекта.

- Подбор наглядно-методических пособий (разные виды театра, дидактические игры и упражнения, книги, требующие ремонта).

- Пополнение содержания книжного уголка в группе разнообразной детской литературой в соответствии с  ООП ДО.

2. Основной этап.

План мероприятий по реализации проекта.

Работа с детьми

Работа с родителями

Работа с педагогами

- Экскурсия в библиотеку.

- Волонтёрские чтения.

- НОД по знакомству с необходимыми трудовыми операциями по восстановлению старых книг « Книжкина больница».

- НОД  по образовательным областям: «Речевое развитие» (чтение художественной литературы, рассматривание картин по художественным произведениям с последующей беседой).

- « Художественно-эстетическое развитие» (рисование, лепка, аппликация).

- « Познавательное развитие» - « Откуда пришла книга»

- Выставка- передвижка по произведениям Н. Носова, В. Драгунского, К. Чуковского.

- Акция по ремонту старых книг.

- Сюжетно-ролевая игра

 « Библиотека».

- Передвижная библиотека (дети берут читать книги домой).  

- Художественное творчество детей: обновление обложек старых книг (« Новая обложка глазами детей»).

- Итоговое развлечение «Умники и умницы»

- Информационный стенд: «О пользе чтения для детей», « Мама, почитай мне книжку».

- Папка-раскладушка: «Роль сказки в жизни ребёнка», «Как подружить ребёнка с книгой», «Как развивать речь ребёнка».

- Родительское собрание:

« Пополняем библиотеку группы, принимаются даже старые, потрёпанные книги».

- Практические рекомендации и советы: «Что читать дома? , «Развивающие книги для детей старшего возраста».

- Конкурсы:

« Книжка своими руками».

« Большая книга семьи».

- Создание мини-библиотеки для детей.  

- Консультация для педагогов:

«Роль книги в жизни ребёнка старшего дошкольного возраста».

- Выступление на педагогическом совете

«Приобщение детей к художественной литературе».

- Презентация опыта работы по теме проекта для педагогов ДОУ.

Результаты проекта  и

способы презентации полученного продукта.

Планируемые результаты для детей:

У детей появились навыки более бережного отношения к книге.

Научились внимательно слушать художественные произведения, отвечать

на вопросы по содержанию,  

Обогатился словарный запас детей.

Для родителей:

Сформирован с помощью родителей малый библиотечный фонд.

Получали консультативную помощь от педагогов по теме проекта.

Изменилась позиция родителей в вопросах приобщения детей к книгам (чтение перед сном,  чтение с продолжением).

Для педагогов:

Повышение компетенции в вопросах бережного отношения к книге.

Организация  более   тесного  сотрудничества  с  детской  библиотекой (волонтёрское чтение, экскурсия в библиотеку, встречи с библиотекарем).

Накопление практического материала по теме проекта  (перспективный

 план работы;  конспекты НОД, развлечений; консультации для родителей

 и педагогов).

Ресурсная база проекта.

Для реализации данного проекта в ДОУ есть все необходимые условия:

Кадровые ресурсы: старший воспитатель, педагог-психолог, воспитатели, помощник воспитателя.

Материальные условия: помещение группы, музыкальный зал, методический кабинет.  

Информационные ресурсы: компьютеры, выход в Интернет.

Учебно-методические ресурсы: пособия, дидактический материал.

Технические условия:  ТСО, магнитола

Список используемой литературы:

Федеральный закон РФ от 29.12.2012г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования – М.: УЦ  «Перспектива, 2014. – 32с.

Алёшина Н.В.  Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старшая и подготовительная группы. – М.: ЦГЛ, 2005. -246с.

Афонькина Ю.А. «Мониторинг качества освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования». Старшая группа / Волгоград: Учитель, 2012.- 63с.

Программа воспитания и обучения детей в детском саду. Под ред. М.А.Васильевой. М. : Мозаика – Синтез, 2005г.

От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2010 год – 304с.

Веракса Н.Е., Веракса А.Н.  Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика – Синтез, 2008. – 112с.

Интеграция образовательных областей в педагогическом процессе ДОУ: Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Под ред. О.В. Дыбиной М.: Мозаика – Синтез, 2012. – 80с.

Н.В.Иванова., Е.Ю. Бардинова., А.М.Калинина  Социальное развитие детей в ДОУ: Методическое пособие. – М.: ТЦ сфера, 2008. – 128с.

Панков В.И. Ваши помощники книги. Пособие для воспитателя дет. сада. М., «Просвещение», 1978. 128с.

Приложение № 1

Конспект НОД  «Экскурсия в детскую библиотеку».

Программное содержание:

Формировать у дошкольников представление о библиотеке. Развивать познавательную мотивацию, речь.

Обогащать знания детей о работе библиотекаря, о многообразии книг, находящихся там.

Формировать желание записаться в библиотеку и посещать её. Воспитывать культуру поведения в библиотеке. Закрепить правила обращения с книгой.

Ход экскурсии.

Дети приходят в библиотеку, их встречают заведующая библиотекой Альбина Николаевна, библиотекарь Мария Сергеевна.

Б.- Здравствуйте, ребята!

Д.- Здравствуйте!

Б.- Я рада приветствовать вас в нашей детской библиотеке. Посмотрите, сколько много здесь книг: разные сказки, рассказы, стихи. Не у всех есть дома книги, поэтому можно приходить к нам в библиотеку, чтобы взять книгу домой. Но я могу дать книгу только тому, кто запишется к нам. Чтобы записать читателя в библиотеку, я беру вот такую маленькую книжечку, она называется формуляр. Повторите это новое слово.

Д.- Формуляр.

Б.- В неё я записываю сведения о читателе. Как вы думаете, что нужно записать в формуляр?

Д.- Имя, фамилия читателя.

Б.- Да, а ещё адрес и номер телефона. Как вы думаете, зачем?

Предположения  детей.

Б.- После этого можно выбирать книгу. Какая ваша любимая книга?

Д.- «Приключения Незнайки», «Доктор Айболит», «Русские народные сказки» и др.

Б.- Книг, как вы видите, здесь очень много, они лежат на полках. Что в них необычного?

Д.- Они длинные, у них нет задних стенок.

Б.- Такие длинные полки называются - стеллажи. Повторите это слово.

Дети повторяют. 

Б.- У каждой книги есть свой автор. Например, кто автор книги «Приключения Незнайки»?

Д.- Носов.

Б.- Я расскажу вам, как найти среди всего многообразия книг «Приключения Незнайки». Мы знаем, что написал её Николай Носов. Обратите внимание, что около книг стоят таблички с буквами. Находим табличку с буквой «Н». Вот на этой полке стоят книги, которые написали писатели, чьи фамилии начинаются на букву «Н».

Находит книгу Носова.

Б.- Посмотрите, в каждой книге есть свой кармашек, там лежит формуляр. Я достаю формуляр из кармашка, пишу на нём, когда читатель должен вернуть книгу и вкладываю его в формуляр читателя.

Одну и ту же книгу читают много детей, и всем приятно взять в руки чистую, аккуратную книгу. А что нужно сделать, чтобы она подольше оставалась такой?

Д.- Бережно к ней относиться.

Б.- Правильно!

Я напомню вам правила обращения с книгой:

  1. Не брать книги грязными руками.
  2. Не рисовать, не писать на страницах.
  3. Не вырывать листы.
  4. Не есть во время чтения.
  5. Не перегибать переплёт.
  6. Пользоваться закладкой.

Б.- Постарайтесь, ребята, выполнять эти несложные правила. Книгу можно порвать нечаянно, тогда её нужно отремонтировать. Теперь вы знаете, что такое библиотека. Приходите к нам с родителями, я вас запишу в библиотеку и вы станете нашими читателями. В заключении я ещё хочу напомнить вам, что с книгой нужно обращаться бережно.

Дети благодарят за интересную встречу, прощаются. 

Приложение № 2

Конспект НОД

по ОО «Социально-коммуникативное развитие»

 на тему  «Книжкина больница» для детей старшей группы.

                                 Программное содержание:

Познавательные задачи:

Познакомить детей с трудовыми операциями по ремонту книг (заклеивание с помощью полосок белой бумаги и страничек с помощью скотча, приклеивание недостающих обложек, их иллюстрирование). Формировать умение планировать свою работу, подбирать необходимые инструменты и материалы, намечать логическую последовательность действий и способы их осуществления. Закрепить правила обращения с книгой.

Развивающие задачи:

Развивать внимание, усидчивость. Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы и умозаключения.

Воспитательные задачи:

Воспитывать бережное отношение к книге, желание получить знание из неё. Воспитывать умение выслушивать задание, продумывать план работы, не мешать товарищам, помогать им, доводить начатое дело до конца. Воспитывать  культуру труда, старательность, добросовестность.

Методы и приёмы:

Беседа, объяснение, вопросы к детям, поощрение, указания, проблемная ситуация, художественное слово, игра «Хорошо-Плохо».

Предварительная работа:

Отбор книг, требующих ремонта.

Материал:

Потрёпанные рваные книги; полоски: белой, цветной бумаги разного размера;  скотч, клей, кисточки, ножницы, салфетки, карандаши, линейки.

 Ход  НОД

               Речь воспитателя

Воспитатель вносит в группу книги, среди них новые, только что купленные в магазине, а так же старые потрёпанные.

Загадывает загадку:

-Не дерево, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает.

-Посмотрите внимательно, какие книги вы здесь видите, все ли они одинаковы?

-Какие вам больше нравятся?

-Почему?

-Ребята, старая книга это хорошо или плохо?

-Подумайте, а почему хорошо?

-Я с вами согласна, скажите можно ли «спасти» старенькие книжки? И каким образом.

-А знаете ли вы как «лечить» книги?

Если не хватает обложки, как мы узнаем, какая это книга?

-Я предлагаю вам превратиться в «книжных докторов».

Я хочу показать вам один способ: склеивать порванные страницы полосками белой бумаги ровно, аккуратно, не закрывая буквы. Сделать это одному достаточно сложно, да и в настоящей больнице доктор не работает один, у него есть помощник. Я предлагаю вам объединиться в пары. Как будем работать в парах?

-Теперь каждая пара докторов выбирает себе стол - рабочее место, и готовит необходимые материалы: ножницы, клей, кисточки, бумагу, карандаши и линейки. Вам необходимо договориться - кто будет отмерять полоску бумаги нужной длины, отрезать её, а кто промазывать клеем и приклеивать.

Кто будет приклеивать недостающие странички, обложку, а кто будет её иллюстрировать.

Воспитатель показывает способы работы.

Спрашивает детей  рассказать  о последовательности  работы. Уточняют все вместе практические действия. Далее

дети приступают к работе, воспитатель подходит, по необходимости помогает.

По завершении работы пары показывают, как у них получилось «подлечить» книги.

-Как вы считаете, вы справились с работой?   

-А почему у вас так быстро и хорошо получилось?

-Что вам было делать трудно?

-А что легко?

-Что получилось? А что не очень? Почему?

-Вам понравилось работать в парах?

Поблагодарите друг друга за общую работу.

-Давайте попробуем составить правила обращения с книгой, чтобы она служила долго:

-Не рисовать, не писать в книгах.

-Не вырывать листы, не вырезать картинки.

-Не перегибать книгу.

-Не читать во время еды.

-Пользоваться закладкой.

Если мы все будем соблюдать эти не сложные правила, то книга долго будет нашим другом и помощником.

Все отремонтированные книги пополнят библиотечный фонд группы.

Примерные ответы детей

-Книга.

-Нет, здесь новые и старые книги.

Новые.

-Они красивые, чистые, красочные, аккуратные.

-Плохо, она потрёпанная, грязная, некрасивая. Не всегда можно прочитать то, что написано, не хватает страничек.

  -Потому что её много читали, рассматривали, значит, она интересная.

-Можно, их нужно отремонтировать, подклеить.

-Нужно сделать новую обложку, а на ней написать название книги, или нарисовать сюжет, или главного героя.

 

-Дружно, будем помогать друг другу, приходить на помощь, если это понадобится.

-Да.

-Мы работали в парах дружно, согласованно, помогали друг другу.

-Рисовать иллюстрации.

-Подклеивать странички.

- Понравилось

Дети благодарят друг друга за совместный труд

Дети предлагают правила,  как необходимо обращаться с книгой

Приложение № 3

Конспект  музыкально-литературного ринга «Умники и умницы»

Цели:  Воспитывать любовь и интерес детей  к книгам.  

Формировать  умение  определять содержание литературных произведений по отрывкам из книг, свободно высказывать  свои мысли.  

Повышать умение выразительно и чётко читать стихи.

 Развивать  инициативу, творчество, эстетические чувства, актёрские навыки.

 Вызывать у детей эмоциональную  отзывчивость  на  литературные произведения и музыку.

Закреплять  умения принимать активную роль в ходе развлечения.

Ход развлечения.

Зал украшен  высказываниями великих  людей о книге, пословицами:  «Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает»;  «Книга подобна воде- дорогу найдёт везде»; «Книга для ума, что тёплый дождь для всходов»; «Будешь много читать -  будешь много знать»; «Хорошая книга ярче звёздочки светит»; «Книга поможет в труде, выручит в беде»; «Одна хорошая книга лучше многих сокровищ»; «Испокон века книга растит человека»   и  портретами писателей и поэтов.

Дети под музыку «Маленькая страна» входят в зал, выполняют  разные перестроения  и делятся на две команды: «Умники» (мальчики) и «Умницы» (девочки).

Вед.  Дети, 2 апреля отмечается Всемирный день Книги.   С 1944года в нашей стране ежегодно в дни весенних школьных каникул празднуется Неделя детской книги.  Именно поэтому, сегодня в нашем зале встречаются  две команды на музыкально – литературном ринге.

(Ведущий представляет команды.  Они приветствуют друг  друга)

Вед.         Сегодня день у нас особый! Я познакомлю вас, друзья,

С предметом, без которого,  прожить на свете нам нельзя!

Сегодня мы совершим с вами путешествие. А чтобы узнать куда, вы должны отгадать загадку. Говорит она беззвучно, но понятно и нескучно.

Ты беседуй чаще с ней – станешь вчетверо умней.

Дети: Книга.

Вед. Уважаемые  «умники»  и  «умницы»  сейчас интеллектуальный ринг начинается.

1 раунд  «Поэтический»:

 1задание: придумать пословицы об учении («Учиться никогда не поздно», «Век живи - век учись»; «Ученье свет, а не ученье - тьма» и т.д.)

2 задание: Прочитать стихотворение всей командой:

«Вот моя деревня; вот мой дом родной;

Вот качусь я в санках по горе крутой…»

(И. Суриков «Детство»)

«Крошка-сын к отцу пришёл,

И спросила кроха:

«Что такое хорошо

И что такое плохо?

В.Маяковский  «Что такое хорошо и что такое плохо»

3 задание: Найти рифмы к заданному слову ( весна…; праздник…; цветок…; книжка…; сказка…; кашка…; знайка…; зайка…)

4 задание: Вспомнить и узнать героев сказок.

а)«Девочка хорошая по лесу идёт,

Но не знает девочка, что опасность ждёт.

За кустами светится пара злющих глаз…

Кто-то страшный встретится девочке сейчас…» (Красная Шапочка)

б)«Сидит в корзине девочка у мишки за спиной,

Он сам, того не ведая, несёт её домой. (Маша и медведь).

в) В этой книжке – именины, много было там гостей.

А на этих именинах появился вдруг злодей. (Муха-цокотуха)

г) Забавные мальчишки на свете жили-были,

Забавные мальчишки однажды нашалили.

Пропала телеграмма, не отыскать в снегу…(Чук и Гек).

Музыкальная пауза песня: «Сказка, сказка, приходи»

2 раунд.  «Детективный»  – узнать героя по описанию.

а) Героиня была наказана за неряшливость и грязь. От неё сбежали вещи.

                                     (Федора - «Федорино горе»).

б) Героиня была трудолюбива, ласкова. У неё были три сестры и мачеха. Они никогда не брали её с собой на бал. (Золушка).

в) Герой за невежливость был наказан гномом. Он стал крохотным и совершил путешествие со стаей гусей. (Нильс).

г) Он любил лечить животных. Поехал ради них даже в Африку. (Доктор Айболит).

3 раунд. «Волшебный».

Дети попали в сказочную страну. Нужно произнести  волшебное заклинание, чтобы:

- вызвать   Сивку-бурку;

-открыть дверь в пещеру с сокровищами вместе с Али – Бабой;

-сварить кашу в волшебном горшочке;

- произнести слова для  «цветика-семицветика».

4 раунд. Домашнее задание: Инсценирование басен И. Крылова «Ворона и лисица», «Стрекоза и муравей».

Вед. Вот и закончился наш интеллектуальный ринг. Я надеюсь, что вы всегда будете любить чтение. Принесённые вашими родителями книги будут долго жить  у нас в группе,  и приносить нам только радость. А победила на нашем  музыкально литературном развлечении дружба.

В заключении нашего весёлого праздника  я приглашаю всех в хоровод.

                              «Большой хоровод»  муз.

Дети выходят из зала.

Приложение № 4

Консультация для родителей

«Роль сказки в жизни ребёнка»

Роль сказки в развитии ребенка многогранна она и фантазию развивает, и мышление, и даже правильную речь. С древних времен сказка является неотъемлемой частью воспитания каждого ребенка. Она поможет родителям доступным языком научить детишек жизни, расскажет им о добре и о зле. Для детей сказка намного понятнее пресных и скучных речей взрослых. Именно поэтому, чтобы поддержать малыша, объяснить и научить его чему-нибудь, родителям придется вспомнить главный язык детства мудрую и очень интересную сказку. Сказка в жизни детей занимает очень важное место: с ее помощью детишки очень рано начинают говорить и учатся грамотно выражать свои мысли, а еще она является лучшим помощником в формировании основ общения и поведения.

Читать детишкам сказки надо в правильное» время, когда они спокойны и пребывают в хорошем настроении. Но лучше всего это делать перед сном, ведь вечером, лежа в теплой и уютной постели, вы сможете еще и обсудить сказку с ребенком. Читать сказку надо не спеша, не отвлекаясь и с удовольствием. Так она принесет малышу больше пользы и положительных эмоций.
Роль детской сказки в воспитании ребенка нельзя не заметить. Представляя образы, дети учатся понимать внутреннее состояние героев, учатся сопереживать им, начинают верить в силы добра. С помощью сказки можно не только приятно провести время, но и снять с тревогу с души малыша.

Сказка помогает расширить словарный запас ребенка, а также развить связную логическую речь. Благодаря сказкам речь малыша становиться более эмоциональной, образной, красивой. Эти волшебные истории способствуют общению, формируют умение задавать вопросы, конструировать слова, предложения и словосочетания.

http://stranadetstva.ru/wp-content/uploads/2011/07/1293911186_v-sapogax-300x200.jpg
Один из самых главных моментов роли сказки в жизни ребенка – то, что здесь всегда побеждает добро. В будущем это очень поможет ребенку, научит его побеждать жизненные трудности. Жизнь, конечно же, внесет свои коррективы, но, несмотря на это, в детском подсознании ничего не пропадет.
Одну и ту же сказку можно, и даже нужно, перечитывать несколько раз. Так ребенок сможет понять смысл, заложенный в ней. Как правило, когда суть сказки становиться ясна малышам, они теряют к ней всякий интерес. К тому же, каждый ребенок находит в сказке то, что ему особенно интересно.

Сказка – это одно из самых доступных средств полноценного развития каждого малыша. Так было, есть, и будет еще много-много лет. Не стоит преуменьшать роль сказки в жизни детей – правильно подобранная сказка положительно влияет на эмоциональное состояние ребенка, корректирует и улучшает его поведение, а также воспитывает уверенность ребенка в себе и в своих силах.

Приложение № 5:

Статья на сайте МБДОУ детского сада № 20 г.Павлово

  «Волонтёры – детям»

Как известно, современные дети всё чаще проводят своё время за компьютерными играми, просмотром телепередач и всё  реже читают книги. На сегодняшний день актуальность решения этой проблемы очевидна, ведь чтение связано не только с грамотностью и образованностью. Оно формирует идеалы, расширяет кругозор, обогащает внутренний мир человека.  Именно  поэтому  в этом учебном году  наш педагогический коллектив работал над реализацией основной задачи – способствовать  развитию у детей  интереса к художественной литературе, формированию будущего читателя. В этом направлении были выявлены наиболее интересные формы работы, такие как:   тематические выставки, посвященные творчеству  писателей;  НОД по ознакомлению с биографиями писателей;  «книжкина больница»;  выставка детских рисунков и поделок;  создание книг-самоделок; конкурс книжек-малюток;  обмен родительским опытом; посещения выставок  в городской детской библиотеке;  чтения малышам волонтёрской группой учеников;  итоговые мероприятия и т.д..  Акция  «Волонтёры - детям» - это одна из новых  и интересных  форм работы по приобщению детей и их родителей к чтению, которая укрепила и разнообразила сотрудничество с детской городской библиотекой  и  средней образовательной школой.

Приложение № 6

Схема   планирования  сюжетно-ролевой игры «БИБЛИОТЕКА»

Название

«БИБЛИОТЕКА»

Обогащение знаний

- Экскурсия в библиотеку

- беседы: «Что мы знаем о библиотеке»,

«Как работает библиотека»

- рассматривание иллюстраций, картин, фото

- просмотр видеороликов, презентаций

Обучающие игры

Дидактические игры:  «Назови жанр произведения», «Расскажи», «Что с начала, что потом», «Угадай-ка»

«Сочините сказку», «Картины с последовательно развивающимся сюжетом»

Игровые упражнения: «Скажи правильно», «Помоги выбрать», «Продолжите рассказ», «Подберите рифму»,  «Узнайте и назовите литературных героев»

Изменение игрового пространства

Пополнение библиотечного фонда: внесение книжек малюток;   книг, отремонтированных руками детей;  картотеки книг;  формуляров читателей, вывесок – табличек;  книга месяца с отзывами;

Руководство игрой

Развивать творческое воображение, способность совместно развёртывать игру.

Формировать умение планировать  и обсуждать детей самостоятельно создавать недостающие для игры предметы.

Продуктивная деятельность

Изготовление:  книжек – малюток, большой книги семьи,  формуляров читателей; ремонт книжек и  рисование новых обложек у книг; создание мини-библиотеки в группе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект в старшей группе "О дружбе и друзьях"

Материал отправлен на публикацмию в МЦКО г. МосквыАвторы: воспитатель Иванова Людмила Михайловнапедагог-психолог Фетисова Елена Евгеньевнастарший воспитатель Масленникова Екатерина Викторовна...

Презентация к педагогическому проекту "О Дружбе и друзьях"

Авторы: Масленникова Екатерина Викторовна, старший воспитательИванова Людмила Михайловна - воспитательФетисова Елена Евгеньевна - педагог-психолог...

Педагогический проект "О дружбе и друзьях"

Материал отправлен на публикацию в МЦКО...

Педагогический проект "Друзья природы"

Проект по воспитанию у детей  старшего дошкольного возрастаинтереса  и любви к родной природе на основе  воспитания у них нравственных чувств....

Педагогическая находка "Друзья идут на помощь"

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности по ФЭМП для детей от4 до 5 лет...

Педагогическая гостиная на тему: «Инновационные формы и методы взаимодействия с дошкольниками подготовительной группы и их родителями в рамках реализации педагогического проекта «Птицы - наши друзья».

В основе проведения «Педагогической гостиной» лежит принцип взаимодействия ребенка с родителями, где родителям и ребенку отводятся ведущие роли, им принадлежит инициатива....

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Друзья природы»

В современной экологической ситуации со всей очевидностью встаёт необходимость пропаганды и распространения экологических знаний, их научного обоснования, привития подрастающему поколению норм экологи...