Статья "«Театральная деятельность – это не просто».
статья на тему

Ермоленко Мария Игоревна

Надо понять сразу для себя и донести до родителей,  что в работе с детьми  на занятиях по актёрскому мастерству или как часто в садиках называют: «Театральной деятельностью», «Театрализацией» сразу результата не будет! Это работа нескольких лет!  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nado_ponyat_srazu_dlya_sebya_i_donesti_do_roditeley.docx25.86 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕДЕТСКИЙ САД № 38 ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ  РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ  КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Статья на тему:    «Театральная  деятельность – это не просто».

Автор : воспитатель Ермоленко М.И.

2015 год.

«Театральная  деятельность – это не просто».

Надо понять сразу для себя и донести до родителей,  что в работе с детьми  на занятиях по актёрскому мастерству или как часто в садиках называют: «Театральной деятельностью», «Театрализацией» сразу результата не будет! Это работа нескольких лет!  Как матрёшку с каждым годом вы открываете все новый и новый этап в развитии ребёнка, а именно:

  1. Избавление от зажимов.
  2. Работа над пластикой.
  3. Работаем над вниманием.
  4. Развитие фантазии и воображения.
  5. Развитие веры в предлагаемые обстоятельства.
  6. Раскрытие эмоционального чувства.

Во время своей работы в детском саду я столкнулась с тем, что в основе преподавания  театральной деятельности  в дошкольных учреждениях работа сводиться к натаскиванию детей на результат, а именно к  определённой театральной постановке, празднику и  к быстрому результату  напоказ. Детей учат выражать свои эмоции и чувства на штампах, а не на раскрытии внутреннего потенциала.  Как учил К.С. Станиславский « От внутреннего к внешнему», а  на деле я увидела все наоборот. Для многих занятия театром сводиться просто  к репетиции спектакля и разводки детей по мизансценам. Это не профессионально!

 Именно в дошкольном возрасте, когда ребёнок  более пластичен его можно напитать  музыкой, сказкой, помочь  развивать воображение, сопереживание героям  построить фундамент, а не этими фальшивыми интонациями, которые могут остаться с ним навсегда и в последствии будут мешать ему выстраивать взаимоотношения с окружающими.  Как утверждал  академик  психолог и педагог  В.М. Теплов.  (1896—1965) «Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека,  мысленно стать на его место»

 У меня возникает вопрос, а где же  развитие творческих способностей? Умению видеть, слышать, наблюдать, взаимодействовать друг с другом? Когда вы занимаетесь раскрытием творческого потенциала ребёнка, освобождением от штампов, навязанных взрослыми? А главное как?

У меня есть три волшебных НЕ:

  1. Не навязывай
  2. Не натаскивай
  3. Не показывай ребёнку как надо, а подведи его к этому через игру и приспособления, которые есть у тебя в запасе и опыте.

В море книг по театрализованной  деятельности дошкольника я, к сожалению, нашла только три книги, по которым можно спокойно работать это:

 Алябьева Е.В Психогимнастика в детском саду Методические материалы в

   помощь психологам и педагогам. — М.: ТЦ Сфера, 2003. - 88 с.

Чистякова М.И. Психогимнастика  / Под ред. М.И. Буянова. - 2-е изд. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - 160 с.

« Актёрский тренинг для детей» автор – составитель Ирина Феофанова

Издательство « Астрель» 2011год

Остальные   книги я  разделила  на две группы:  В первую входят книги по развитию речи на тему « Театра»  они  грамотно составлены, так как над ними работали специалисты и профессионалы в речевой области. Почему нет, как первая база и ступень к познанию и развитию кругозора .  Это прекрасно!

 Вот вторая группа  книг меня встревожила сильно тем, что в них собраны из разных источников упражнения и этюды, имеющие отношение к актёрскому тренингу, но не выстроены  от  простого к сложному, а нахватаны бессистемно. Написана авторами со многими званиями, степенями и прочее,  но я там не увидела в соавторстве ни одного профессионального  педагога по мастерству актёра, который владеет основами профессии и мастерства.     Прежде чем заниматься, надо  познакомиться с системой  К.С  Станиславского, почитать Михаила Чехова, С.В. Гиппиус «Актёрский тренинг». Я понимаю, что людям без актёрского образования тяжело, и каждый понимает театрализацию по - своему.    

Если мы преподаем математику, развитие речи, конструирование, изобразительную деятельность, физическое развитие, то мы идём и учимся в  институт, или на  курсы где получаем навыки в преподавании этих дисциплин, а также методы и приёмы. Тогда почему, когда речь идёт о преподавании театральной деятельности этим занимаются люди, не имеющие профессионального  образования, не знающие основ, методов и приёмов в  профессии. А навредить, не умея в ней очень легко!

Прежде чем преподавать, писать  пособия и конспекты занятий по театральной деятельности в детском саду надо хотя бы узнать, чему и главное как  учат в театральных вузах?  Чем 4-ре года занимаются взрослые люди, прежде чем подходить к такому хрупкому созданию как ребёнок.

В театральный институт приходят такие же зажатые, с плохой дикцией, с кучей зажимов, только взрослые, которые заново учатся всему: двигаться, говорить, слушать,  слышать, взаимодействовать с партнёром. Такой же детский сад, только с большими девочками и мальчиками! Студентам  не раздают сразу роли направо и  налево, а идёт долгий кропотливый труд из года в год! И надо приложить  массу терпения и такта иногда строгости от педагога,  а от студента дисциплины, чтобы овладеть профессией.

Одно из первых мох занятий в театральной академии удивило меня и моих однокурсников нас попросили поставить стулья полукругом и сесть! Что вам напоминает это упражнение? Здравствуй детский сад! Вот и первое упражнение на внимание, взаимодействие с партнёром и координацию. И мы взрослые люди делали это упражнение несколько раз! У нас не получалось поставить их тихо, ровно,  а мы в детском саду сразу спектакли ставим!

А потом три месяца мы молчали на площадке,  учились делать этюды: почистить воображаемую картошку, помыть пол, приготовить завтрак и т.д. и всё молча,  показывали  зверей (в пластике, чтобы уже отражался характер)  а потом этюды на рождение слова (заметьте одного),  и только к концу года мы выходили на небольшие диалоги. К этим занятиям добавлялись занятия по развитию сценической речи, пластики и движения, хореографии.

А у нас в детских садах нет  самого главного, подготовительного периода  как же подвести к выполнению этюда  ребёнка, какими приёмами и методами?  Вот пример, не лучший пример одной из книг сразу предлагают для ребёнка этюд « Лисичка подслушивает».  Рекомендован этот этюд для детей средней группы. По моему опыту работы это рано, если с детьми занимаются только первый год и надо исходить от  индивидуальности детей. Ну и что дальше. Покажем ребёнку очередной штамп  (лапки на груди, хвостиком верти, она хитрая ну и т.д.)  До этого этюда должна была пройти подготовительная работа посветить занятия лесным животным, где   мы бы пробовали двигаться как медведь  лиса, заяц.  Учились передавать их пластику,  может у лисы болит нос, а у зайца лапка как он будет двигаться?   Обязательно слушать  звуки леса. Я прямо включаю шумы леса и мы, с детьми двигаясь по залу, учимся  действовать в зависимости от услышанного. Если это заяц, и мы слышим вой волка,  то как мы будем реагировать в пластике на этот звук, или вы медведь и слышите жужжание пчёл или  где то раздался выстрел как будет реагировать медведь, лиса или заяц? Эта работа на несколько занятий как минимум.

А с детьми старшей группы проговорить, а потом пробовать.

1. А зачем лиса подслушивает?

2. Кто там может жить?

3. Предположить, что кто-то залез к ней в дом, а она вернулась и слушает. А может ей страшно?

Вариантов много. Это может быть не только леса ну и другие животные. И во всех случаях не показывать детям, а вместе с ними взаимодействовать и от них отталкиваться. У кого промелькнёт  нужное,  как раскрыть образ и потом закрепить результат.

А с подготовительной группой мы часто слушаем разные звуки природы, шаги и скрип дверей, бой часов есть много вариантов, а потом составляем рассказы, отталкиваясь от того что услышали.

Прежде чем давать детям этюды, надо их к этому подвести и подготовить. Развить способности, заложенные в ребёнке главная задача педагога! Научить мыслить и чувствовать самостоятельно, развить актёрские качества и навыки  через игру, отталкиваясь от индивидуальности каждого ребёнка  двигаться поэтапно не скачками, а маленькими шагами. И педагог  с детьми действует во всем, пропуская через себя и взаимодействуя с каждым ребёнком.

 Театр это коллективное творчество тут надо научиться понимать друг друга,  помогать, сопереживать и действовать вместе. Сейчас в современном мире, где каждый сам за себя сблизить детей замыслом, интересной творческой идеей, игрой.  На практике наши дети совершенно разучились играть.  А играть значит действовать, когда на тебя смотрят другие и легкий смешок или шутка может ранить ребёнка. Научить детей  быть зрителями и  внимательно смотреть и слушать других детей воспринимать по доброму  то,  что показывает другой ребёнок это тоже очень сложный, деликатный педагогический процесс. Развивать умение взаимодействия с партнёром. В подготовительной группе я даю уже много упражнений для работы в парах, например такое  как « Тень»  второй ребенок - это «тень» первого. «Тень» должна повторить точно все действия первого ребенка,  который  то сорвет цветок на обочине, то нагнется за красивым камушком, то поскачет на одной ноге, то остановится и посмотрит из-под руки и т. д.  или  «Зеркало»  встать напротив друг друга  один  ведущий,  а другой  будет его отражением, которое будет всё за ним повторять тут можно и чистить зубы, причёсываться,  для девочек одевать бусы, серьги и т.д.  Все эти упражнения мы делали в театральной академии и нам, взрослым они давались нелегко.

Эта работа   с детьми требует от педагога терпения, выдержки и любви к ребёнку. А главное  владение профессией.  А не просто я люблю театр и буду его преподавать, кроме любви надо уметь это делать и знать как!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сайт ДНЗ. Наші перші кроки в Інтернет простір.

Стаття про створення сайту дитячого садочка...

Конспект интегрированного занятия "Кукла не просто игрушка, а мой лучший друг"

Конспект интегрированного занятия "Кукла не просто игрушка, а мой лучший друг"....

Двадцать простых советов логопеда

Буклет для родителей" Двадцать простых советов логопеда"...

Двадцать простых советов!

Простые советы логопеда родителям плохо говорящих детей....

Музыкально-ритмические движения "Просто-просто мы маленькие звёзды" (носа-носа)

Популярная среди детей музыка, которая заводит и хочется под неё не только танцевать, но и петь.  А танец всем знакомый "Носа-носа" и песня хороша тем, что она переделана для выпуска в школу. ...