План по экологическому воспитанию в подготовительной группе
календарно-тематическое планирование (старшая, подготовительная группа) на тему

Зверева Лариса Анатольевна

Уважаемые коллеги ДОУ! Предлагаю вашему вниманию перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста по экологическому  воспитанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_ekologii_podgotov.gruppa.docx26.48 КБ
Файл plan_po_ekologii_starshaya_gruppa.docx22.3 КБ

Предварительный просмотр:

 Перспективный план работы по экологическому воспитанию

в подготовительной группе

составила воспитатель Любовь Николаевна Гармаш

Задачи  развития

Формы  организации

Организация  среды.

Сентябрь

1.Закреплять знания детей о том, что сентябрь – первый осенний месяц.

2.Учить замечать приметы осени (похолодало, листопад и т.д.)

3. Закрепить знания об общих признаках насекомых, учить устанавливать связи между особенностями внешнего строения и способом передвижения, между внешним видом и способом защиты от врагов, между способами передвижения и средой обитания.

Беседы: «Какие бывают насекомые?», «Вот и осень к нам пришла?».

Наблюдение за насекомыми, изменениями в погоде.

Д/игры: «Где что зреет», «Кто где живет», «Хорошо-плохо», «Живая и неживая природа».

Чтение: М.Волошин «Осень», Л.Станчев «Осенняя гамма», Н.Некрасов «Славная осень», М.Михайлов «Лесные хоромы», загадки об осени.

Опыт  гром и молния.

Труд в природе: уборка листьев с участка, сбор природного материала.

Рисование «Дары осени».

В уголке природы поместить выставку насекомых.

В уголке художественного творчества поместить книжки-раскраски об осени, трафареты листьев.

Оформить фенологический календарь по осени.

Октябрь

1.Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях; о правилах их сбора, хранения и применения.

2.Развивать экологическое мышление в процессе исследовательской деятельности, творческое воображение.

3. Уточнить представления детей об условиях жизни растений осенью. Учить устанавливать связи между состоянием растений и условиями среды, выявлять причины происходящих изменений.

Беседы: «Лекарственные растения – средства оздоровления организма человека», «Сравнение рыб и лягушек», «Почему белые медведи не живут в лесу?», «Как растения готовятся к зиме?»

Экологические игры: «Узнай целебную траву?», «Кто где живет?», «Определи дерево по листу» «Кто больше запомнит?».

П/игра  «Беги к названному дереву».

Наблюдения за изменениями  травянистых растений.

Аппликация из осенних листьев.

Сбор природного материала для творчества.

Чтение: В.Василевский «В лесу», «Что-то тучи зачастили», В.Гаршин «Лягушка-путешественница»,

Г.Скребицкий «Осень».

Рассматривание энциклопедии лекарственных растений.

Экскурсия (с родителями) в парк.

В уголок природы положить энциклопедию лекарственных растений; модели с изображением наземных и подземных частей растений.

В книжный уголок добавить произведения  и иллюстрации об осени.

 

Ноябрь

1.Обобщить и систематизировать знания детей об осени.

2.Уточнить виды растений, которые имеются в уголке природы. Формировать представление: растения - живые существа, у них есть потребность в определенных условиях: тепло, свет, вода, питательная почва.

3. Уточнить и закрепить знания детей об особенностях внешнего вида, повадках, приспособленности животных к окружающей среде; учить классифицировать животных.

Беседы: «Влаголюбивые и засухоустойчивые комнатные растения», «О кроте», «Ноябрь – ворота зимы».

Чтение: И.Бунин «Первый снег», В.Бианки «Смотрины зимы», «Пора спать», «Заячьи хитрости», Л.Квитко «Медведь в лесу».

Наблюдения за комнатными растениями.

Опыты: растение теряет воду через испарение.

Заучивание народных примет поговорок об осени.

Труд уход за комнатными растениями.

Д/игры: «Узнай, какой зверь», «Чем похожи? Чем отличаются?», «Что здесь лишнее?», «Что сначала, что потом?», «Загадай и отгадай».

В книжный уголок поместить художественную литературу согласно перечню, репродукцию А. Пластова «Первый снег»

Поместить оборудование по определению испарения воды с листьев растений.

Декабрь

1.Уточнить и расширить представления детей о лесе. Способствовать формированию у детей навыков разумного поведения в лесу.

2.Закрепить знания детей о деревьях, различных их частях (корни, ствол, крона и т. д.). Учить отличать дуб от сосны.

3. Уточнить представления детей об образе жизни лисы и волка в зимнее время. Формировать представление о приспособленности хищников к добыванию пищи: чуткие уши, острое зрение, хороший нюх, выносливость

Беседы: «О лесе», «Дуб и сосна (строение и отличие)», «Волк и лиса - лесные хищники».

Экологические игры: «Найди, что неверно», «К названному дереву беги», «Найди, что неверно», «Пищевая цепочка».

Чтение: М.Пришвин «Этажи леса», А.Стрижов «Декабрь»,

В.Бианки «Лес зимой», Г.Скребицкий «Всяк по своему».

Наблюдение за изменениями погоды, длительностью дня.

Труд уборка участка, расчистка снега, утепление молодых деревьев.

Рисование «Зимний лес».

Оригами «Лисичка».

Проектная деятельность «Елочка зеленая иголочка»

Подбор пословиц, поговорок, примет и загадок о зиме.

Выставить в уголке книги репродукцию И.Броцкой «Лес зимой в снегу».

В уголок творчества добавить трафареты животных для обводки и раскрашивания.

Пополнить уголок экпериментирования.

Январь

1.Дать детям представление о леснике - человеке, который заботится о лесе.

На основе исследовательской деятельности развивать представление о том, что человек - часть природы, и одновременно существо мыслящее.

2. Уточнить с детьми признаки домашних животных. Показать, что они отличаются от диких животных.

3.Уточнить представления детей о знакомых птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц и птиц, живущих у людей.

Беседы: «Кто главный в лесу?», «Я – человек», «Что мы знаем о птицах?», «Сравнение диких и домашних животных».

Наблюдения: за поведением птиц на кормушке.

Экскурсия (с родителями) в зоопарк, на ферму.

Чтение: Г.Снегирев «Рассказы о животных», Л.Толстой «Зайцы», С.Маршак «Эта снежная страница», Н.Сладков «Птичьи столовые», «Жалобы на сугробы», В.Бианки «Любитель холодных ванн».

Труд ежедневная подкормка птиц.

Ручной труд изготовление новых и ремонт старых кормушек.

Д/игры: «Послушай и отгадай», «На что это похоже?», «Отгадай какая птица», Ни сорока, ни ворона», «Каждую птицу на свое место», «Северные олени».

Сюжетно-ролевая игра «Птичья столовая».

Тризовская игра «Что было бы, если бы... (кошка лаяла)?».

Рисование «Ворона сидит на ветке».

Просмотр фильма о работе лесника.

Внести в групповое оформление репродукции В.Токарева «Зимушка-зима», Н.Ульянова «Снегири».

В уголок природы поместить картинки с изображением различных птиц.

Поместить в уголок творчества материал для изготовления поделок на тему «птицы».

Февраль

1.Формировать у детей представление о взаимосвязи обитателей леса - растений и животных, их пищевой зависимости друг от друга.

2. Углубить представления детей о многообразии живых существ, населяющих нашу планету, познакомить с жителем пустыни - верблюдом, рассказать, как он приспособился к условиям жизни.

3. Обобщить представление детей о типичных зимних явлениях в неживой природе. Закрепить знания об особенностях существования растений зимой, обобщить знания об образе жизни и поведении животных зимой.

Беседы: «Что такое экологические пирамиды?», «Двугорбый верблюд пустыни», «Как белка, заяц, лось проводят зиму в лесу», «Как узнать зиму?».

Наблюдения за февральскими ветрами, продолжительностью светового дня, осадками.

Д/игры: «Живая пирамида», «Хищник – добыча», «К названному дереву беги», «Пищевые цепочки».

Опыт: «Как маскируются животные».

П/игры: «Лисы и зайцы», «Северные олени».

Чтение: И.Винокуров «Кто как зимует», П.Молчанов «Спасительница», С.Маршак «Февраль», М.Пришвин «Этажи леса», Г.Скребицкий «Всяк по своему».

Рисование «Белка», «Зимний лес».

Поместить в уголок книги репродукции картин А.Саврасова «Зимний пейзаж», «Иней», книги согласно перечню.

В уголок творчества раскраски о животных, разнообразные оригами животных.

В уголок природы фигурки животных в зимних шубках.

Март

1.Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни, показать, где, в каком виде существует вода в окружающей среде. Дать детям первые элементарные знания о круговороте воды в природе.

2. Познакомить детей с представителями водных животных, показать их особенности, приспособленность к жизни именно в водной среде.

3. Познакомить детей с некоторыми видами водных растений, с их особенностями, приспособленностью к жизни именно в водной среде; разъяснить необходимость охраны этих растений и среды их обитания.

Беседы: «Вода вокруг нас. Круговорот воды в природе», «Кто живет в воде», «Что растете в воде».

П/игры: «Мы - водные животные», «Ходят капельки по кругу».

Экологические игры: «Что сначала, что потом», «Назови по описанию», «Морские обитатели», «Отгадай растение».

Чтение: В.Бианки «Март», Ф.Тютчев «Зима недаром злиться», Е.Благинина «Весна», «а моем окошке».

Просмотр фильма «Круговорот воды в природе».

Рисование «Обитатели водного царства».

Опыты  «Свойства воды».

На панно смоделировать экологическую цепочку «Оживление природы».

Наборы для опытов с водой.

В уголок книги добавить литературу согласно перечню.

Для родителей составить памятку «Осторожно! Тонкий лед».

Апрель

1.Стимулировать у детей стремление самостоятельно находить новые признаки весны. Совместно с детьми устанавливать связи между изменениями в живой и неживой природе.

2. Продолжить знакомить с особенностями строения и поведения подземных обитателей, показать их приспособленность (на примере дождевого червя) к почвенной среде.

3.Развивать умение выделять существенные признаки человека, животных, растений. Воспитывать отношение к человеку как естественному объекту природы.

Беседы: «Кто такой человек?», «22 апреля – Международный день Земли», «О дождевых червях».

Наблюдения за пробуждающейся природой, червями после дождя.

П/игры: «Дедушка Мазай и зайцы», «Сова».

Экологические игры: «Что произойдет, если…?», «Живое – неживое», «Не поется птицам без небес».

Опыт:  выяснение причин выхода червей во время дождя на поверхность земли.

Чтение: В.Бианки «Апрель»,

Н.Сладков «Апрель», «Трое на одном берегу», «Сердитые голоса», А.Шевченко «Весна- мастерица».

Труд выращивание рассады овощных культур.

Разучивание поговорок, пословиц и загадок про весну.

В уголок книги поместить картины для рассматривания И.Бродская «Апрель», иллюстрации весенней тематики, книги М.Пришвина и В.Бианки.

Для опытов подобрать емкость с водой и почвой.

Настольно-печатные игры по тематике.

Май

1. Уточнить и систематизировать знания детей о характерных признаках весны (увеличивается день, сильнее греет солнце, тает снег, освобождаются ото льда водоемы; растет трава, зеленеют кустарники, зацветают цветы; появляются насекомые, возвращаются перелетные птицы). 2.Познакомить детей с Красной книгой, охраняемыми растениями, животными. Дать детям представление о том, что люди, плохо зная природу, погубили много растений и животных. 

3.Познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами и ролью в жизни человека. Дать детям знания о том, что воздух - условие жизни всех живых существ на земле.

Беседы: «Красная книга - сигнал опасности», «Свойства воздуха», «Заповедные места России», «Весна Красна».

Наблюдения: за солнцем, за грозой, за растительностью.

Экологические игры: «Растения и животные Красной книги», «Бывает или нет», «Кому, что по вкусу», «Летает, не летает», «Посели животное».

П/игры: «Лягушки и цапля», «Ручеек».

Чтение: Б.Заходер «Про всех на свете», Н.Сладков «Друг или враг», В.Бианки «Лесные домишки», «Чей нос лучше»,

Ф.Тютчев «Весенняя гроза», Ф.Троицкий «От чего зацвел цветок?».

Труд высаживание рассады на огород.

Опыты: «Как увидеть воздух. Как услышать воздух».

Просмотр фильма «Животные Красной книги»

Рисование: «Первоцветы», «Плакат в защиту животных» (коллективная работа).

В уголке природы поместить иллюстрации растений и животных, занесенных в «Красную книгу».

В уголке книги поменять выставку картин и иллюстраций весенней тематики.

В уголок экспериментирования добавить оборудования для проведения опытов с воздухом.

Устроить выставку рисунков и поделок по теме «Береги природу своего края».



Предварительный просмотр:

Перспективный план работы по экологическому воспитанию

в старшей группе

составила воспитатель Любовь Николаевна Гармаш

Задачи  развития

Формы  организации

Организация  среды.

Сентябрь:

1.Продолжать развивать интерес детей ко всему живому, к природе во всех её проявлениях

2. Закреплять представления о том, как похолодание и сокращение продолжительности дня изменяют жизнь животных.

 3.Закреплять представления о растениях ближайшего окружения: деревьях, кустарниках и травянистых растениях. Познакомить с понятиями «лес», «луг».

Беседы: «Лес – многоэтажный дом», «Животные леса осенью», «Насекомые», «Водоем и его жители»

Д/игры: «Найди свое дерево», «Узнай и назови», «Кто чем питается?», «Кто где живет?», «Летает-не летает», «Кому нужна вода?».

П/игра: «Ходят капельки по кругу».

Наблюдения в природе: за травянистыми растениями и деревьями, насекомыми.

Чтение: В. Бианки «Как муравьишка спешил домой»; Д.Н. Мамин-Сибиряк «Про комара Комаровича», Д.Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка»

Рисование: «Водоем и его обитатели»

Картинки и иллюстрации с изображением осени, явлений природных явлений.

Художественная литература в уголке книги.

Фильмы об обитателях леса и водоема.

Октябрь

 1.Формировать представления о том, что человек – часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать её.

2.Закреплять представления о том, как похолодание и сокращение продолжительности дня изменяют жизнь растений, человека.

3.Продолжать знакомить с комнатными растениями.

Беседы: «Человек – часть живой природы», «Растения в нашем уголке природы», «Овощи и фрукты на нашем столе».

Наблюдения в природе: за людьми, внешним видом, поведением, комнатными растениями.

Д/игры: «Чем похожи? Чем отличаются?», «Из чего состоит человек», «Определи на вкус», «Садовник», «Угадай растение», «Назовите растение».

Сюжетно-ролевая игра: «Цветочный магазин»

Чтение: А. Дайнеко «Вот на земле огромный дом», С. Кирсанов «Что значишь ты без трав и птиц», Б. Житков «Что я видел», «Сад», Ю. Тувин «Овощи»; Э. Хогарт «Мафин и его знаменитый кабачок».

Опыты:  потребность комнатных растений во влаге, тепле, свете.

Рисование: «Ваза с фруктами», «Человек»

Аппликация: «Тарелка с овощами»

Атрибуты к сюжетно-ролевым играм, дидактическим играм.

Подбор растений для проведения исследовательской деятельности.

Схемы рисования человека.

Пополнение уголка книги художественной литературой и иллюстрациями по теме.

Ноябрь

1.Учить наблюдать и развивать любознательность.

2.Знакомить детей с тем, как некоторые животные и птицы готовятся к зиме.

3.Использовать в процессе ознакомления с природой произведения художественной литературы, музыки, живописи.

Беседы: «Осень золотая», «Птицы осенью», «Жизнь хомяка в природе».

Экскурсии по экологической тропе детского сада.

Д/игры: «Когда это бывает?», «Кто больше назовет», «Ботаническое лото», «Кто лишний», «Кто где живет», Перелетные - зимующие».

Наблюдения: за птицами, за изменениями в природе.

П/игры: «Перелет птиц», «Совушка».

Чтение: М. Зверев «Суслики», «Хомяки», Е. Благинина «Улетают, улетели», В. Бианки «Синичкин календарь», Г. Ладонщиков «Загрустил воробышек», И. Крылов «Кукушка и петух», Е. Чарушин «Утка».

Лепка: «Красивая птица».

Рисование: «Хомячок», «Золотая осень».

Рассматривание репродукций художников об осени.

Картинки и иллюстрации с изображением осени, явлений природных явлений.

Аудио и видео записи о жизни хомячка.

Дневник наблюдений.

Выставка детских работ.

Декабрь

1.Расширять представления детей о диких животных: где живут, как готовятся к зимней спячке, добывают пищу в зимний период.

2.Расширять представления о зимующих птицах.

3.Обратить внимание детей на изменения в жизни деревьев, кустарников и растительности.

Беседы: «Зимующие птицы», «Как лесные звери проводят зиму», «Деревья зимой». 

Наблюдение за зимующими птицами на участке.

Просмотр фильма «Зимующие птицы».

Чтение: Г. Серебрецкий «Берегите птиц»,И. Поленов «Синичкины кладовки»,

В. Бианки «Купание медвежат», Е. Чарушин «Волчишко», В. Варанжин

«Как ежик зиму перезимовал», Т. Шорыгина «Сосновые леса»,«Зимний ельник», «Прогулка в лес».

Д/игры: «Голоса птиц», «Я загадаю, а вы отгадайте», «Мы маленькие зайчики», «Закончите предложение», «Животные в лесу», «Найди ошибку», «Когда это бывает?», «Чей силуэт?».

Изготовление кормушек для птиц, новогодних украшений.

Сюжетно-ролевая игра: «Празднуем Новый год»

Лепка «Звери на новогодний праздник».

Рисование «Елочка красавица»

Пополнение уголка книги художественной литературой и иллюстрациями по теме.

Атрибуты к сюжетно-ролевым играм, дидактическим играм.

Новогоднее оформление группы.

Январь

1.Учить ухаживать за комнатными растениями.

2.Продолжать формировать  представления о том, что человек – часть природы и каждый уникален и непохож на другого.

Наблюдение за ростом и состоянием комнатных растений.

Рассматривание схем способов ухода.

 Труд в уголке природы.

Беседы: «Кто чем любит заниматься?».

Д/игры: «Кому что нужно», «Как выросла фиалка», «Кто чем любит заниматься?»

Чтение: Е. Серов «Фиалка», Л. Гальперштейн «Моя первая энциклопедия»

Рисование: «Мой любимый цветок».

Фотографии цветов, вырезки из журналов.

Оформление альбома «Я и мой друг»

Обновление уголка книги.

Февраль

1.Показать взаимодействие живой и неживой природы.

2. Продолжать формировать доброжелательное и осторожное отношение ко всему живому.

3. Использовать в процессе ознакомления с природой произведения художественной литературы, музыки, живописи.

Беседы: «Живое – неживое», «Особенности слуха у животных и человека, «Глаза – зеркало души», «Зима

недаром злится,

Прошла её пора…»

Д/игры: «Какая она?», «Кто чем питается?», Что услышал?», «Чьи уши?».

Чтение: В. Бианки «Рыбий дом», Н. Осипов «В воде и у воды», «Животные морей», Э. Мошковская «Уши»,

Е. Бахдуренко «Уши и язык».

Экспериментирование «Волшебные стеклышки». Знакомство с приборами для наблюдения – микроскоп, лупа, бинокль.

Рассматривание иллюстраций и картин художников о зиме.

Конкурс-викторина стихотворений о зиме.

Сюжетно-ролевая игра «На прием к офтальмологу».

Наборы для опытов и наблюдений.

Дневник наблюдений.

Атрибуты к сюжетно-ролевым играм, дидактическим играм.

Подготовка конкурса чтецов.

Март

1.Расширять и обогащать знания детей о весенних изменениях в природе: тает снег, разливаются реки, прилетают птицы.

2.Наблюдать за поведением птиц весной.

3.Знакомить с многообразием животных различных климатических зон.

Беседы: «Как поссорились март и февраль», «Птицы весной», «Животные Севера». 

Наблюдение за весенними явлениями: изменениями цвета снега, таяние снега, капели; за птицами на участке детского сада.

Д/игры: «Сравни и найди», «Бывает – не бывает», «Попрыгунчики-воробышки», «Узнай по описанию».

Чтение: И. Токмакова «Весна», Ф. Тютчев «Весенние воды», В. Бианки «Лесные домики», И. Поленов «Синичкины кладовки».

Рассматривание картин И. Левитана «Март»,

И. Грабарь «Февральская лазурь».

Оригами: «Голубь», «Воробей» или «Лебедь».

Разучивание  пословиц, поговорок о труде.

Игра-имитация «Строим гнёзда».

Апрель

1.Расширять представления о домашних животных, их повадках, зависимости от человека.

2.Закреплять представления о растениях ближайшего окружения: цветущих деревьях. Познакомить с понятием «сад».

3.Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (сезон – растительность – труд людей).

Беседы: «Работа в поле», «Домашние животные», «Цветущие деревья».

Показ фильма «Домашние животные».

Чтение: А. Введенский «Щенок и котенок»,

К. Ушинский «Слепая лошадь», Л. Гальперштейн «Моя первая энциклопедия»,

К. Чуковский «Доктор Айболит», Н. Юсупов «Голубь и пшеничное зерно», Ю. Круторогов «Дождь из семян».

Составление описательного рассказа о деревьях по схеме, модели.

Д/игры: «Вспомни и назови», «Кто что ест?», «Как люди заботятся о своем здоровье весной», «Засей поле?»

Рисование: «Цветущая ветка».

Экскурсия (с родителями) в парк.

Сказки с картинками, иллюстрации с изображением времени года, схемы-строения деревьев.

Рекомендации родителям по проведению экскурсии в парк для своих детей.

Предметные картинки домашних животных и из детёнышей.

Май

1.Учить укреплять свое здоровье в процессе общения с природой.

2.Наблюдать гнездование птиц.

3.Учить ухаживать за цветущими растениями, рассказать о способах их вегетативного размножения.

Беседы: «Первые цветы на участке», «Весенние заботы птиц», «Чистый воздух и вода – богатство страны», «Как человек охраняет природу», «Строим экологический город».

Работа в дневнике наблюдений и фенологическом календаре.

Чтение: Н. Павлова «Хитрый одуванчик», Т. Белозёров

«Одуванчик», Г. Скребицкий «Берегите птиц», А. Барков «Голоса леса».

П/игры: «Совушка», «Перелет птиц», «Коршун и наседка».

Труд в природе: посадка цветов на клумбы.

Оригами:«Красивые тюльпаны».

Д/игры: «Отгадайте: Почему?», «Назови по описанию?».

Составление природоохранительных знаков и их обсуждение.

Рисование: «Придумай и нарисуй экологически чистый вид транспорта».

Работа в дневнике наблюдений.

Опыты с воздухом.

Приобретение орудий труда для работы на клумбе.

Природный материал  для самостоятельного  художественного творчества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по экологическому воспитанию в подготовительной группе

Ознакомление детей с окружающим миром, живой и неживой прироодой....

Перспективный план по «Экологическому воспитанию» в подготовительной группе

Перспективный план по «Экологическому воспитанию» в подготовительной группе  темаЦелевые ориентирыЛитературасентябрь«Беседа о лете»  Углубить и обобщить представления детей о лете, его ...

перспективный план по экологическому воспитанию в подготовительной группе

Перспективный план  с января по май . Указана работа сродителями...

Тематический план по экологическому воспитанию в подготовительной группе

Тематический план по экологическому воспитанию(подготовительная группа№5     2018-2019 учебный год)...

Перспективный план по экологическому воспитанию в подготовительной группе на 2021 -2022 учебный год к технологии "Юный эколог"

Перспективный план с сентября по май по экологическому воспитанию в подготовительной группе на 2021 -2022 учебный год к технологии "Юный эколог"...