Проектная деятельность по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с Конвенцией о правах ребёнка
проект (старшая группа) на тему

Комарова Динара Абаевна

         Положение детей в России в начале XXI века вызывает всеобщую тревогу, и причин тому много.  Главная из них – социально-экономическая ситуация, которая отражается, прежде всего, на детях. Проявляется это в увеличении количества больных детей, и детей, оставшихся без попечительства родителей, не посещающих дошкольные учреждения и школы в связи с тяжёлым материальным положением в семье.

         Нарушается одно из основных прав ребёнка – право на полноценное детство.

         Именно педагоги принимают непосредственное участие в работе по защите прав детства. Дети должны знать свои права, гарантированные законами страны, в которой они живут, и понимать: власть взрослого над ними не безгранична, она подчиняется требованиям этих законов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

        Положение детей в России в начале XXI века вызывает всеобщую тревогу, и причин тому много.  Главная из них – социально-экономическая ситуация, которая отражается, прежде всего, на детях. Проявляется это в увеличении количества больных детей, и детей, оставшихся без попечительства родителей, не посещающих дошкольные учреждения и школы в связи с тяжёлым материальным положением в семье.

        Нарушается одно из основных прав ребёнка – право на полноценное детство.

        Именно педагоги принимают непосредственное участие в работе по защите прав детства. Дети должны знать свои права, гарантированные законами страны, в которой они живут, и понимать: власть взрослого над ними не безгранична, она подчиняется требованиям этих законов.

        Сложность работы заключается, прежде всего, в абстрактности самого понятия «право», которое ребёнку дошкольного возраста трудно осознать. Кроме того, непонятно, с какого именно возраста можно начинать знакомить детей с их правами. Как показывает практика, одного-двух занятий не хватает, чтобы у детей сформировать необходимые представления, закрепились знания.

        Проблема. Каким образом, в коррекционных группах,  должна быть организована работа  по развитию основ правового сознания у детей дошкольного возраста?

        

        Цель проектной деятельности: создание условий для формирования правового мировоззрения и нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопедических групп ДОУ.

        Задачи:

  • Изучить нормативные документы;
  • Ознакомиться с основными аспектами работы с детьми по правовому воспитанию;
  • Разработать коррекционную систему работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с Конвенцией  ООН о правах ребёнка;
  • Сформировать у детей стойкие навыки правильной речи и социально-эмоциональную адаптацию в социальном обществе.

Нормативно-правовое обеспечение для реализации проектной деятельности в условиях коррекционных групп в ДОУ:

  • Устав ДОУ;
  • Положения, регламентирующие образовательную и коррекционную деятельность ДОУ;
  • Инструкция по охране жизни и здоровья детей;
  • План работы.

Участники проектной деятельности:

  • Дети старшей и подготовительной логопедических групп ДОУ;
  • Педагогический персонал;
  • Вспомогательный персонал (помощник воспитателя);
  • Административный персонал.

Срок реализации проектной деятельности: 2 года.

Деятельность по проекту

        Реализация проекта предполагает ряд методических мероприятий:

        

         I этап работы. Подготовительный.

  1. Изучение нормативно-правовых документов по соблюдению прав ребёнка в РФ;
  2. Создание подборки методической литературы и пособий по ознакомлению детей с их гражданскими правами;
  3. Проведение анкетирования среди родителей группы, которое позволяет выявить их отношение к нарушению прав ребёнка, их юридическую грамотность;
  4. Беседа с детьми по выявлению их представлений о собственных правах;
  5. Планирование работы по правовому воспитанию.

II этап работы. Практический (педагогическая технология Е.В.Соловьёвой, Т.А.Данилиной).

  1. Введение ребёнка в проблематику его прав (их перечень осуществляется через сказку);
  2. Закрепление и уточнение полученных представлений через работу с наглядным материалом;
  3. Цикл упражнений-размышлений, предполагающих ребёнку проиграть возможные ситуации нарушения прав и адекватных способов поведения в них;
  4. Фронтальная НОД;
  5. Проведение презентаций для родителей и педагогов (знакомство с коррекционно-развивающей средой, целями, задачами проекта, организацией деятельности по проекту).
  6. Реализация поставленных задач и мероприятий программы по ознакомлению детей дошкольного возраста с Конвенцией о правах ребёнка.

        Учитывая особенности восприятия у детей дошкольного возраста, приходим к выводу, что ребёнку легче будет понять юридически сложный «взрослый» документ, если он будет представлен ему в доступной сказочной форме («Приключения Буратино» А.Толстого).

        Чтение этого произведения стало первым знакомством детей с проблемой прав человека, а герои сказки помогали разбираться в смысле и особенностях каждого права.

        Параллельно с чтением отдельных моментов сказки целесообразно знакомить детей со знаками-символами «Права ребёнка».

«Цветик-семицветик»

http://www.dob39.ru/assets/images/likbez/Pravo_baby/Prava_baby.jpg

                                             

        Чтобы закрепить и обсудить представления детей о каждом праве, оформить папку «Права ребёнка» и на НОД собрать иллюстративные сказки, где герои соблюдают, а не нарушают права.

        После проведения работы по уточнению полученных представлений о правах с использованием наглядно-иллюстрированного материала можно постепенно, шаг за шагом знакомить их со статьями Конвенции ООН о правах ребёнка.

        Исходя из психических и физических особенностей детей дошкольного возраста, не рекомендуется изучать в ДОУ все права из Конвенции ООН о правах ребёнка. Поэтому целесообразно выбрать около 10 статей и проводить эту работу исключительно с детьми старшего дошкольного возраста.

        Занятия по развитию у детей основ правового сознания оптимально проводить ни чаще одного раза в месяц, и выстраивать их так, чтобы дети могли поставить себя в воображаемую ситуацию и проиграть возможные варианты поиска помощи и защиты (самозащиты).

        Закрепление знаний детей о своих правах находит отражение на занятиях по другим разделам программы: развитие речи, изодеятельность, конструирование.

        Для достижения той или иной цели используются разнообразные формы работы: беседы, рассказы из личного опыта, дидактические игры и упражнения, чтение художественной литературы, различные виды театрализованной деятельности, технические средства обучения.

Программа работы по ознакомлению детей дошкольного возраста

с Конвенцией о правах ребёнка

Статья Конвенции

Формы и методы работы

Сроки

Цели

Статья 7.

Ребёнок имеет право на имя при рождении и гражданство.

Фронтальная НОД «Я и моё имя»;

Рисование «Мой портрет»;

Е. Чарушин «Почему Тюпу прозвали Тюпой?»

Рассматривание документов (паспорт, свидетельство о рождении)

«Человек и его тело», «Страна», «Мой город».

Закрепить знания о том, что у каждого человека есть имя и что оно обозначает.

Дать понятие о том, что такое отчество, фамилия.

Воспитать чувство патриотизма.

Статья 9.

Ребёнок имеет право жить вместе с родителями.

Фронтальная НОД «Моя семья»;

Рисование «Моя семья»;

Худ.лит-ра: знакомство с пословицами и поговорками о семье.

Беседа: «Кто придёт тебе на помощь?»

Закрепить представления о семье;

Дать представление о защите прав ребёнка членами его семьи и ближайшими родственниками;

Воспитывать чуткое отношение к близким.

Статья 28.

Ребёнок имеет право на образование.

Беседы: «Как важно быть грамотным»(Тема: «Библиотека», «Книги», «Школа»).

Откуда люди получают информацию.

Худ.лит-ра: энциклопедические словари.

Формирование у детей представления о значимости образования в жизни каждого человека.

Развитие любознательности.

Статья 21.

Право ребёнка на услуги системы здравоохранения (лечение, восстановление здоровья).

Беседа: «Кто и как заботится о твоём здоровье?»

Разговор о правильном питании.

Чайковский «Болезнь куклы».

Экскурсия в медицинский кабинет.

Лекс.темы:«Профессии», «Продукты питания».

Формирование представлений об условиях, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, личное положительное отношение каждого ребёнка к здоровью.

Статья 31.

Ребёнок имеет право на отдых.

Беседа о том, какие бывают праздники.

Составление рассказа по картине:

«День 8-го марта»,

«Сегодня у мамы День рождения»,

«День Победы».

Посещение театрализованных представлений (календарные праздники).

Дать представление о том, что отдых необходим для здоровья.

Ввести в активный словарь детей понятия: активный отдых, путешествия, подвижные игры.

ОБЖ-сохранение здоровья путём обеспечения условий на отдыхе.

Статья 12.

Ребёнок имеет право свободно выражать свои взгляды.

Беседа о том, кем ты хочешь стать, когда вырастишь? Почему?

Худ.лит-ра: В.Маяковский «Что такое хорошо, что такое плохо»,

Поделка «Подарок другу».

Игра-драматизация «Узнай себя».

Совершенствовать навык речевого общения, уметь выражать своё мнение, прислушиваться к мнению товарищей.

Статья 16.

Дети имеют право на защиту от вмешательства в их личную жизнь.

Фронтальная НОД «Мы растём»

Худ.лит-ра: Сказка «Два жадных медвежонка», «Мы делили апельсин»

Нар.сказка «Лиса, заяц и петух».

Учить анализировать конфликтные ситуации, формировать адекватные формы поведения и коммуникативные навыки.

Закрепление ассоциации с понятием «друг».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Права с самого рождения Образовательная деятельность по ознакомлению старших дошкольников с Конвенцией о правах ребенка.

Северо-Восточный Административный Округ Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение детский сад№1495.      Права с самого рожденияОбразовательная деятельно...

Права с самого рождения Образовательная деятельность по ознакомлению старших дошкольников с Конвенцией о правах ребенка.

Северо-Восточный Административный Округ Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение детский сад№1495.      Права с самого рожденияОбразовательная деятельно...

ПРОЕКТ «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с Конвенцией о правах ребёнка»

Актуальность:  „социальный запрос общества на решение проблем охраны прав ребенка;„потребность педагогов в методической поддержке в работе по темеТИП проекта – долгосрочный творческийСРОК...

«Комплексно-тематический план по проектной деятельности по ознакомлению детей дошкольного возраста произвольной возрастной группы с родным краем»

Проектная деятельность в подготовительной группе по теме : "Ознакомление дошкольников с родным краем"...