доклад к педсовету
статья на тему

Доклад к педсовету

2012-2013 г.

Использование игровых технологий для развития познавательно – исследовательской деятельности

Игра определяется в педагогике как ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника. В игре ребенок создает и проживает ситуации из взрослого мира, которые понадобятся ему по мере взросления. Стремление познать окружающий мир является естественной ненасыщаемой потребностью ребенка. Детские игры предоставляют возможность ему узнать новое, экспериментировать, размышлять над тем, что уже вошло в его опыт, выражать свое отношение к тому, что является содержанием игры.

Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Игровые технологии – это технологии, которые используют воспитатели в работе с детьми, они являются частью основных педагогических технологий.

Игровые технологии имеют огромный потенциал для развития познавательно – исследовательской деятельности ребенка.

          Понятие «игровые технологии» включает достаточно обшир­ную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существен­ным признаком — четко поставленной целью обучения и соответ­ствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-по­знавательной направленностью.

Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики. Это предметные, сюжетно - ролевые, деловые, имитационные игры, игры со строительным материалом, дидактические и игры-драматизации (театрализованные).

Специфику игровых технологий в значительной степени определя­ет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различны­ми средствами передвижения.

Говоря о познавательно – исследовательской деятельности надо иметь ввиду активность ребенка, направленную на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию. Перечислим типы исследований, доступных детям – дошкольникам: опыты (экспериментирование), коллекционирование, путешествие по карте, путешествие по реке времени.

В игровых технологиях успешно решаются образовательные задачи:

1.  Дидактические: расширение кругозора, развитие познавательной деятельности; формирование определенных уме­ний и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучеб­ных умений и навыков; развитие трудовых навыков.

2. Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование опре­деленных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, комму­никативности.

3. Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, умения срав­нивать, сопоставлять, находить аналогии, развитие творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения; раз­витие мотивации учебной деятельности.

4. Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адапта­ция к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия.

Для достижения положительных результатов, игровые технологии применяются воспитателями в режимных моментах, таких, как: выполнение утренней гимнастики, игровая деятельность, бытовой труд, прогулка и, наконец,  организованная образовательная деятельность.

Занятия воспитатель планирует таким образом, чтобы закрепление новых знаний произошло в игре.

Для этого на занятиях по формированию элементарных математических представлений используются следующие игры и игровые упражнения: «Отгадай, какой цифры не стало», «Сложи фигуру», «Не ошибись», «Найди на ощупь», «Встань на место», «Услышь и посчитай», «Путешествие по комнате», «Кто правильно пойдет, тот игрушку найдет», «Живые числа», «Вчера, сегодня, завтра», «Почему овал не катится», «День и ночь», «Четыре сезона», «Назови и сосчитай», «Подбери фигуру», др.

На занятиях по развитию речи используются такие игры: «Назови одним словом», «Уменьшаем и увеличиваем», «Рассказ по кругу», «Назови ласково», «Скажи наоборот», «Один-много», «Сочини предложение», «Закончи предложение», «Зоопарк», «Придумай рифму», «Утро, день, вечер, ночь», «Лови, бросай, дни недели называй», «Живые слова», «Делим на слоги», «Исправь меня», «Расскажи что произошло», «Кто что делает?», «Какой предмет?», др.

На занятиях по ознакомлению с окружающим миром дети в игре проводят опыты, направленные на выявление свойств различных предметов и явлений, закрепляют полученные знания и умения. Например: «Приготовь лекарство», «Жизнь в семенах», «Посадим семечко», «Докажи, что воздух есть», «Построй домик для животного», «Собери растение», «Грибная полянка», «Гнездовья птиц», «Деревья и кустарники», «Зимние запасы», «Чудо – цветок», «Дом для поросенка», «Кому нужна вода, а кому полянка»,  «Речные рыбы», «Тропические птицы», «Путешествие по карте леса», др.

В конспекты занятий по познавательно – исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности  включаются разнообразные игры:

«Ловись рыбка большая и маленькая»

Дети изготавливают  разноцветных аквариумных  рыбок, прикрепляют скрепку, воспитатель готовит аквариум и удочку с магнитом. Дети по очереди ловят рыбок.

«Продуктовый магазин»

На занятии дети изготавливают кулечки из бумаги, воспитатель делает весы из досточки и треугольной призмы. На прогулке дети находят товар для магазина:  камушки – картофель, травка – зеленый лук, песок – сахарный песок и т.д., для гирь используются камушки. Выбирается продавец, остальные – покупатели.

«Веселые кораблики»

Дети изготавливают кораблики из бумаги (техника оригами), раскрашивают их. На прогулке пускают кораблики по ручейкам.

«Самолет летит, самолет гудит»

Изготовление самолетиков в технике оригами. На прогулке дети запускают самолеты стоя на одной линии. Чей дальше полетит?

«Шашки своими руками»

Подарок мальчикам на 23 февраля девочки изготавливают своими руками. На спичечный коробок наклеивается кусок картона, сверху наклеивается

шахматная клетка (дает воспитатель), вырезаются шашки двух цветов из цветного картона, кладутся в коробок. Подарок готов!

«Книжка- малышка»

Воспитатель рассказывает, как изготавливаются книги, журналы в типографии. Проводится упражнение: два ребенка держат веревку, три, четыре ребенка стоят за веревкой, держат по листу из разброшюрованного журнала, у последнего обложка журнала. Первый ребенок кладет страницу, передвигает ко второму, второй накрывает второй страницей, третий кладет обложку. Детям предлагается сделать книжку, для чего раздаются листы раскраски (или дети сами рисуют). Воспитатель подготавливает обложку с названием. Когда листы готовы – брошюрует книжку (склеивает).

«Дорожные знаки»

Дети рисуют дорожные знака на плотной бумаге, вырезают их. Расставляют на плане (макете) участка города. Далее играют с машинками, соблюдая правила дорожного движения.

«Веселое путешествие»

Дети рисуют автомобили на плотной бумаге, раскрашивают их, вырезают. Далее проводится игра на карте (плане, макете).

В результате освоения игровых технологий в дошкольном периоде  у ребенка повышается познавательная активность, развивается коммуникативность, прививаются моральные нормы, формиру­ется готовность к общественной жизни, в целом, ребенок развивается как личность.

Литература:

1.              Козлова С.А., Куликива Т.А. Дошкольная педагогика.- М.: Академия, 1998. – 432с.

2.               Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников. / Ребенок в детском саду. N 3, 4, 5 2003, N 1, 2002

3.  Михайленко Т. М. Игровые технологии как вид педагогических технологий  // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. заоч. науч. конф..Т. I.  — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 140-146.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_igrovye_tehn.docx22.84 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад к педсовету

2012-2013 г.

Использование игровых технологий для развития познавательно – исследовательской деятельности

Игра определяется в педагогике как ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника. В игре ребенок создает и проживает ситуации из взрослого мира, которые понадобятся ему по мере взросления. Стремление познать окружающий мир является естественной ненасыщаемой потребностью ребенка. Детские игры предоставляют возможность ему узнать новое, экспериментировать, размышлять над тем, что уже вошло в его опыт, выражать свое отношение к тому, что является содержанием игры.

Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Игровые технологии – это технологии, которые используют воспитатели в работе с детьми, они являются частью основных педагогических технологий.

Игровые технологии имеют огромный потенциал для развития познавательно – исследовательской деятельности ребенка.

          Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики. Это предметные, сюжетно - ролевые, деловые, имитационные игры, игры со строительным материалом, дидактические и игры-драматизации (театрализованные).

Специфику игровых технологий в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения.

Говоря о познавательно – исследовательской деятельности надо иметь ввиду активность ребенка, направленную на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию. Перечислим типы исследований, доступных детям – дошкольникам: опыты (экспериментирование), коллекционирование, путешествие по карте, путешествие по реке времени.

В игровых технологиях успешно решаются образовательные задачи:

1.  Дидактические: расширение кругозора, развитие познавательной деятельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков.

2. Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.

3. Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, умения сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, развитие творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности.

4. Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия.

Для достижения положительных результатов, игровые технологии применяются воспитателями в режимных моментах, таких, как: выполнение утренней гимнастики, игровая деятельность, бытовой труд, прогулка и, наконец,  организованная образовательная деятельность.

Занятия воспитатель планирует таким образом, чтобы закрепление новых знаний произошло в игре.

Для этого на занятиях по формированию элементарных математических представлений используются следующие игры и игровые упражнения: «Отгадай, какой цифры не стало», «Сложи фигуру», «Не ошибись», «Найди на ощупь», «Встань на место», «Услышь и посчитай», «Путешествие по комнате», «Кто правильно пойдет, тот игрушку найдет», «Живые числа», «Вчера, сегодня, завтра», «Почему овал не катится», «День и ночь», «Четыре сезона», «Назови и сосчитай», «Подбери фигуру», др.

На занятиях по развитию речи используются такие игры: «Назови одним словом», «Уменьшаем и увеличиваем», «Рассказ по кругу», «Назови ласково», «Скажи наоборот», «Один-много», «Сочини предложение», «Закончи предложение», «Зоопарк», «Придумай рифму», «Утро, день, вечер, ночь», «Лови, бросай, дни недели называй», «Живые слова», «Делим на слоги», «Исправь меня», «Расскажи что произошло», «Кто что делает?», «Какой предмет?», др.

На занятиях по ознакомлению с окружающим миром дети в игре проводят опыты, направленные на выявление свойств различных предметов и явлений, закрепляют полученные знания и умения. Например: «Приготовь лекарство», «Жизнь в семенах», «Посадим семечко», «Докажи, что воздух есть», «Построй домик для животного», «Собери растение», «Грибная полянка», «Гнездовья птиц», «Деревья и кустарники», «Зимние запасы», «Чудо – цветок», «Дом для поросенка», «Кому нужна вода, а кому полянка»,  «Речные рыбы», «Тропические птицы», «Путешествие по карте леса», др.

В конспекты занятий по познавательно – исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности  включаются разнообразные игры:

«Ловись рыбка большая и маленькая»

Дети изготавливают  разноцветных аквариумных  рыбок, прикрепляют скрепку, воспитатель готовит аквариум и удочку с магнитом. Дети по очереди ловят рыбок.

«Продуктовый магазин»

На занятии дети изготавливают кулечки из бумаги, воспитатель делает весы из досточки и треугольной призмы. На прогулке дети находят товар для магазина:  камушки – картофель, травка – зеленый лук, песок – сахарный песок и т.д., для гирь используются камушки. Выбирается продавец, остальные – покупатели.

«Веселые кораблики»

Дети изготавливают кораблики из бумаги (техника оригами), раскрашивают их. На прогулке пускают кораблики по ручейкам.

«Самолет летит, самолет гудит»

Изготовление самолетиков в технике оригами. На прогулке дети запускают самолеты стоя на одной линии. Чей дальше полетит?

«Шашки своими руками»

Подарок мальчикам на 23 февраля девочки изготавливают своими руками. На спичечный коробок наклеивается кусок картона, сверху наклеивается

шахматная клетка (дает воспитатель), вырезаются шашки двух цветов из цветного картона, кладутся в коробок. Подарок готов!

«Книжка- малышка»

Воспитатель рассказывает, как изготавливаются книги, журналы в типографии. Проводится упражнение: два ребенка держат веревку, три, четыре ребенка стоят за веревкой, держат по листу из разброшюрованного журнала, у последнего обложка журнала. Первый ребенок кладет страницу, передвигает ко второму, второй накрывает второй страницей, третий кладет обложку. Детям предлагается сделать книжку, для чего раздаются листы раскраски (или дети сами рисуют). Воспитатель подготавливает обложку с названием. Когда листы готовы – брошюрует книжку (склеивает).

«Дорожные знаки»

Дети рисуют дорожные знака на плотной бумаге, вырезают их. Расставляют на плане (макете) участка города. Далее играют с машинками, соблюдая правила дорожного движения.

«Веселое путешествие»

Дети рисуют автомобили на плотной бумаге, раскрашивают их, вырезают. Далее проводится игра на карте (плане, макете).

В результате освоения игровых технологий в дошкольном периоде  у ребенка повышается познавательная активность, развивается коммуникативность, прививаются моральные нормы, формируется готовность к общественной жизни, в целом, ребенок развивается как личность.

Литература:

  1. Козлова С.А., Куликива Т.А. Дошкольная педагогика.- М.: Академия, 1998. – 432с.
  2.  Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников. / Ребенок в детском саду. N 3, 4, 5 2003, N 1, 2002

3.  Михайленко Т. М. Игровые технологии как вид педагогических технологий  // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. заоч. науч. конф..Т. I.  — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 140-146.

4. Нищева Н. Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры. - М.: Детство-Пресс 2013.-240 с.

5. Павлова Л.Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром: Для работы с детьми 4-7 лет.- М.: Мозаика – Синтез, 2012.-80с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на педсовете "Отражение в речи образного восприятия окружающего в процессе театрализованных игр".

Театрализованные игры вносят неоценимый вклад в речевое развитие дошкольников.Речь сопровождает практически все виды деятельности ребенка, совершенствует ее и обогащается сама. Чем богаче и прав...

Доклад на педсовете Тема: «Ребенок познает предметный мир, приобщается к труду. Самообслуживание и труд».

Предметный мир – окружающие вещи, игрушки имеют особое значение в развитии дошкольника. Именно в предметной деятельности возникает познавательная актив...

Доклад на педсовете Тема: «Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой»

Начальной ступенью умственной деятельности ребенка являются ощущения и восприятия....

Доклад на педсовете "Поисково-исследовательская деятельность зимой на прогулке детей среднего возраста."

Описаны возможности поисково-исследовательской деятельности зимой на прогулке детей средней группы....

Доклад на педсовете и Игровое занятие для ясельной группы

    Данные материалы являются отражением опыта работы в 1-ой младшей группе Детского Сада комбинированного вида № 3 "Радуга" г. Подольска.       Предлагаем ознаком...

Доклад на педсовете по нетрадиционным техникам рисования

Влияние нетрадиционных техник рисования на дошкольника. Техники рисования, которые на мой взгляд наиболее приемлемы к применению в дошкольном образовании....

Доклад на педсовет Тема педсовета: "Работа ДОУ по сохранению и укреплению здоровья воспитанников" Тема выступления: "Система оздоровительной работы в ДОУ с помощью нетрадиционного оборудования"

Доклад на педсоветТема педсовета: "Работа ДОУ по сохранению и укреплению здоровья воспитанников"Тема выступления: "Система оздоровительной работы в ДОУ с помощью нетрадиционного оборудо...