Игровые упражнения с Сенсорными емкостями
картотека по коррекционной педагогике на тему

Игровые упражнения с Сенсорными емкостями

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sensornye_uprazhneniya.doc244 КБ

Предварительный просмотр:

«Тактильная емкость»

Упражнение «Знакомство»

Цель: ознакомление с разнообразием тактильных ощущений.

Ход упражнения

Педагог знакомит детей с разнообразием тактильных ощущений. Затем он начинает тактильное обследование предметов, называя качества поверхности.

Доставая из емкости предметы, воспитатель дает детям обследовать их поверхности на ощупь, спрашивая о признаках данных предметов.

Если при выполнении задания у детей возникают затруднения, педагог поясняет им, какие это предметы (твердый, шершавый, колючий и т.д.).

Упражнение «На ощупь»

Цель: развитие визуального канала, тактильных ощущений.

Ход упражнения

Дети вместе с педагогом повторяют, какими могут быть предметы на ощупь. Затем они группируют «тактильные предметы» по отдельным признакам при помощи зрительных и тактильных ощущений.

Упражнение «По порядку»

Цель: развитие визуального канала, тактильных ощущений.

Ход упражнения

Дети вместе с педагогом называют признаки предметов из сенсорной емкости. Затем они раскладывают предметы по степени гладкости, ворсистости и т.д.

Упражнение «Найди по описанию» 

Цель: развитие всех модальностей.

Ход упражнения: Педагог описывает каждый предмет. Ребенок должен найти его и повторить описание.

Упражнение «Какой предмет?»

Цель: развитие тактильного канала восприятия.

Ход упражнения

Ребенок закрывает глаза. Педагог дает ему потрогать предмет. Ребенок должен назвать, какой это предмет на ощупь.

Если при выполнении задания у ребенка возникают затруднения, педагог знакомит ребенка с предметом и его свойством, а через некоторое время предлагает попытаться распознать ощущение еще раз.

Упражнение «Волшебный мешочек»

Цель: развитие зрительной памяти, тактильной памяти.

Ход упражнения

На глазах у детей педагог помещает в мешочек различные предметы из сенсорной емкости, называя их свойства. Дети повторяют тактильные ощущения предметов.

Затем каждый ребенок достает по одному предмету, на ощупь определяя, какой предмет он достал, после чего воспитатель просит ребенка найти на ощупь такой же предмет.

Упражнение «Сравнилки»

Цель: развитие тактильных ощущений, воображения, мышления, памяти.

Ход упражнения

Педагог предлагает каждому ребенку поочередно вспомнить названия своих ощущений. Затем детям предлагается вспомнить, представить, с каким предметом связано каждое ощущение, что или кто обладает такими свойствами {колючие ежик, игла; мягкие котенок, рука мамы и т.п.).

Упражнение «Характер ощущений»

Цель: развитие тактильных ощущений, памяти, воображения, эмоционального мира детей.

Ход упражнения

Педагог предлагает детям потрогать предметы и определить, каков этот предмет на ощупь. Затем он просит ребенка назвать свойства предмета по ощущениям {мягкий, добрый, твердый, колючий, злой и т.д.).

Упражнение «Рассказ»

Цель: развитие всех каналов восприятия, памяти, мышления, воображения.

Ход упражнения

Педагог вместе с детьми составляет рассказик с помощью тактильных предметов на основе сопоставления их поверхностей. Педагог рассказывает, а ребенок выкладывает предметы один за другим по ходу рассказа. Например: «Шел колючий ежик» — ребенок выкладывает колючий предмет.

Упражнение «Эмоциональный рассказ»

Цель: развитие всех сенсорных каналов, эмоционального мира детей.

Ход упражнения

Педагог вместе с детьми составляет рассказик с помощью тактильных предметов на основе сопоставления их поверхностей. Педагог рассказывает, а ребенок выкладывает предметы один за другим по ходу рассказа, ассоциируя эмоциональное описание героя рассказа с характером поверхности предмета. Например: «Летела злая Баба-Яга» — ребенок выкладывает колючий предмет (ассоциация: колючий — злой).

«Визуальная емкость»

Упражнение «Знакомство»

Цели: ознакомление с величиной, формой, цветом предмета; развитие зрительной памяти.

Ход упражнения

Педагог показывает детям содержимое емкости и предлагает назвать цвет, форму, величину предметов.

Если при выполнении задания у детей возникают затруднения, педагог помогает им ознакомиться с предметами.

Упражнение «Большие и маленькие»

Цели: развитие визуальной памяти; закрепление понятия о величине предмета.

Ход упражнения

Педагог предлагает детям рассортировать содержимое емкости на большие и маленькие предметы, называя размер предметов.

Упражнение «Круг, квадрат...»

Цели: развитие визуальной памяти; закрепление понятия о форме предмета.

Ход упражнения

Педагог предлагает рассортировать предметы, содержащиеся в емкости, по их форме.

Дети называют форму предметов.

Упражнение «Какой это цвет?»

Цели: развитие визуальной памяти; закрепление понятия о цвете.

Ход упражнения

Педагог предлагает рассортировать предметы, содержащиеся в емкости, по цветам.

Дети называют цвета предметов.

Упражнение «Поручения»

Цели: закрепление понятий о форме, величине, цвете предметов; развитие слухового восприятия, визуальной памяти.

Ход упражнения

Педагог дает поручение ребенку подать ему тот или иной предмет: красный предмет, большой предмет, кубик и т.д.

Постепенно он усложняет задачу и просит подать ему красный маленький шарик и т.д.

Упражнение «Запомни и назови»

Цели: развитие визуальной памяти; закрепление понятий о форме, величине, цвете предметов.

Ход упражнения

Педагог выставляет перед детьми два предмета. Каждый ребенок называет их форму, цвет и величину.

Затем ребенок закрывает глаза, а педагог убирает один предмет. Ребенок должен вспомнить, какого предмета не хватает.

При повторении упражнения педагог постепенно увеличивает количество предметов.

Упражнение «Волшебный мешочек»

Цели: развитие зрительной и тактильной памяти; закрепление понятий о форме, цвете и величине предметов.

Ход упражнения

На глазах у детей педагог помещает в мешочек различные предметы из сенсорной емкости. Дети называют их форму, величину и цвет.

Затем каждый ребенок достает по одному предмету, на ощупь определяя, какой именно предмет он достал.

Упражнение «Найди такой же»

Цели: развитие зрительной и тактильной памяти; закрепление понятий о форме, цвете и величине предметов.

Ход упражнения

На глазах у детей педагог помещает в мешочек различные предметы из сенсорной емкости. Дети называют форму, величину и цвет этих предметов.

Затем каждый ребенок достает по одному предмету, на ощупь определяя, какой именно предмет он достал. Далее педагог просит ребенка найти на ощупь такой же предмет.

Упражнение «Найди и принеси»

Цели: развитие зрительной памяти, слухового внимания, слуховой памяти; закрепление понятий о форме, величине и цвете предметов.

Ход упражнения

Педагог дает ребенку инструкцию: «Возьми кубик зеленого цвета и отнеси его к двери».

Ребенок исполняет несколько подобных инструкций. Затем педагог просит его собрать все предметы.

При повторении упражнения педагог постепенно увеличивает количество поручений.

Упражнения «Игры с палочками, косточками»

Цели: закрепление понятий о форме, величине и цвете предметов; развитие зрительной памяти и слухового внимания.

Ход упражнения

Педагог проделывает с палочками и косточками те же манипуляции, что и с предметами из сенсорной емкости (сличает, выделяет, группирует палочки и косточки по цвету, форме, величине и т.д.). В процессе этих манипуляций педагог вводит новое понятие «плоская палочка».

«Аудиальная емкость»

Упражнение «Что звучит?»

Цель: развитие слуховой памяти.

Ход упражнения

Ребенок садится напротив взрослого. Педагог достает по одному предмету из сенсорной емкости, знакомя ребенка с названием предмета и его звучанием.

Упражнение «Как звучит?»

Цели: развитие остроты слуха, слухового восприятия.

Ход упражнения

Ребенок садится напротив взрослого на расстоянии 2-3 м от него.

Педагог поочередно издает предметами звуки разной громкости (тихо, громко, звонко, глухо и т.д.). Ребенок должен услышать, понять и назвать силу и характер звука.

Упражнение «Узнай и повтори» 

Цель: обучение ребенка подражанию звуков.

Ход упражнения

Дети вынимают предметы из сенсорной емкости и называют, что это.

Затем они подражают звуку предметов.

Упражнение «Узнай по звуку»

Цель: развитие слухового внимания и фразовой речи.

Ход упражнения

Ребенок садится спиной к взрослому, который производит шумы и звуки разными предметами по очереди. Ребенок, не оборачиваясь, говорит взрослому, чем произведен звук.

Если при выполнении задания ребенок затрудняется ответить, то взрослый знакомит ребенка с источником звука и через некоторое время предлагает ему попытаться распознать звук еще раз.

Упражнение «Кто что слышит»

Цель: развитие слухового внимания.

Ход упражнения

Ребенок садится спиной к взрослому, который производит шумы и звуки разными предметами одновременно. Ребенок должен определить и сказать педагогу, какими предметами были произведены звуки.

Упражнение «Где звучало?»

Цели: развитие направленности слухового внимания, умения определить направленность звука, ориентации в пространстве.

Ход упражнения

Ребенок закрывает глаза, а взрослый тихо становится в стороне от ребенка (слева, справа, сзади) и издает звуки (звенит, шуршит, дудит и т.д.). Ребенок, не открывая глаз, должен показать направление, откуда доносится звук. Если он указывает направление правильно, то открывает глаза, а взрослый показывает ребенку источник звука. Если ребенок ошибся, то он пытается определить направление еще раз. Упражнение повторяется 4-5 раз.

После того как ребенок угадал направление, он должен определить, какой это был звук, а взрослый поясняет название направления.

Упражнение «Сравнилки»

Цель: развитие слухового внимания, воображения, мышления, памяти.

Ход упражнения

Педагог предлагает каждому ребенку поочередно вспомнить, какие бывают звуки.

Затем детям предлагается вспомнить, представить, с какими предметами связан звук. Например, шуршат — бумага, листья; гудят — паровоз, кран, машина... и т.д.

Упражнение «Движения в такт»

Цель: развитие чувства ритма, умения соотносить звук с движением.

Ход упражнения

Педагог предлагает детям послушать звук и назвать его. В такт звуку ребенок должен хлопать в ладоши, затем топать ножкой и одновременно делать движения.

Упражнение «Что нужно делать?»

Цель: развитие слухового внимания, умения его переключать.

Ход упражнения

Педагог дает детям инструкцию, например: «Если звучит колокольчик, нужно топать; шуршит кубик — хлопать; свистит свисток — присесть...» и т.д. Воспитатель поочередно издает разные звуки. Дети должны выполнять движения согласно инструкции.

При повторении упражнения педагог постепенно увеличивает количество звуков.

Упражнение «Характер звука»

Цель: развитие слухового внимания, памяти, воображения, эмоционального мира детей.

Ход упражнения

Педагог предлагает детям послушать звук и назвать его. Затем он просит каждого ребенка дать характеристику звуку: шуршит — мягкий, добрый; стучит — злой, грозный и т.д.

«Обонятельная емкость»

Упражнение «Знакомство»

Цели: развитие обоняния; знакомство с различными запахами; подготовка к практической жизни.

Ход упражнения

Педагог берет обонятельную емкость, достает оттуда баночки с различными запахами, снимает крышки, подносит к своему носу на расстояние 4-6 см. Он нюхает баночки и предлагает понюхать их ребенку. Каждый запах педагог называет: например: «Это запах чая», «Это запах корицы»... И т.д.

Упражнение «Узнай запах»

Цель: развитие обоняния, умения различать и узнавать запахи.

Ход упражнения

Педагог и ребенок достают баночки из обонятельной емкости. Педагог снимает крышки с баночек, подносит каждую баночку к носику ребенка на расстояние 4-6 см. Ребенок нюхает, называет запах.

Если ребенок не может назвать запах, педагог подсказывает ребенку его название, дает еще раз понюхать баночку.

Затем педагог убирает баночку и предлагает ребенку новую — с другим запахом.

Упражнение «Узнай и назови»

Цель: развитие обоняния, умения различать и узнавать запахи.

Ход упражнения

Педагог и ребенок достают баночки из обонятельной емкости. Педагог снимает крышки с баночек, подносит каждую баночку к носику ребенка на расстояние 4-6 см. Ребенок нюхает, называет запах.

Если ребенок не может назвать запах, педагог убирает эту баночку и предлагает ему понюхать следующую.

Через некоторое время педагог снова возвращается к «не угаданной» баночке и стимулирует ребенка определить и назвать запах.

«Набор геометрических фигур»

Упражнение «Найди пару»

Цели: формирование представлений о цвете, форме, величине предметов путем сличен ми; развитие слухового внимания.

Ход упражнения

Педагог предлагает детям набор геометрических фигур разной формы, величины, цвета. Каждому ребенку выдается образец, к которому он должен найти пару.

При повторении упражнения педагог постепенно увеличивает количество геометрических фигур.

Упражнение «Группировка»

Цель: формирование представлений о цвете, форме, величине предметов путем их сличения.

Ход упражнения

Детям предлагается набор геометрических фигур разной формы, величины, цвета.

Педагог предлагает детям сгруппировать одинаковые предметы: по форме, величине, цвету.

Упражнение «Разложи по порядку»

Цели: формирование представлений о цвете, форме, величине претметов путем их сличения; развитие слухового внимания, зрительной памяти.

Ход упражнения

Педагог предъявляет детям предметы, расположенные в определенном порядке, не анализируя их. Дети должны разложить предметы в том же порядке.

При повторении упражнения педагог постепенно увеличивает количество предметов.

Упражнение «Построим башенку»

Цель: совершенствование умения детей упорядочивать объекты по цвету и форме, действуя самостоятельно по образцу.

Ход упражнения

Используя набор из геометрических фигур разного цвета, формы и величины, педагог предлагает детям построить красивые башенки по образцу (зеленый кубик и оранжевый треугольник и т.д.) и проанализировать детали постройки.

Взрослый раздает детям несколько предметов разной формы, и они выполняют задание по образцу самостоятельно.

При необходимости педагог оказывает детям помощь, напоминая о том, в каком порядке должны следовать предметы.

При повторении упражнения педагог постепенно увеличивает количество предметов.

Упражнение «Не ошибись»

Цель: совершенствование умения анализировать образец, закрепляя знания о цвете, форме, величине предметов.

Ход упражнения

Педагог показывает детям образец постройки, состоящий из предметов разной формы, величины, цвета. Дети рассматривают его и анализируют.

Затем педагог предлагает детям составить такую же постройку, правильно соотнося цвет, размер, форму каждой детали (без предварительного анализа деталей).

        После выполнения задания дети с помощью педагога анализируют свои работы.

При наличии ошибок педагог стимулирует детей к самостоятельному их исправлению.

Упражнение «Найди»

Цель: закрепление умения выделять цвет, форму, величину предметов по заданию; развитие слухового внимания и слуховой памяти.

Ход упражнения

Педагог дает каждому ребенку задания типа: «Возьми красный предмет и дай его мне», «Возьми треугольник и унеси его на матрац» и т.д.

При повторении упражнения педагог постепенно усложняет задания, включая в них несколько инструкций: «Возьми красный маленький треугольник», «Дай Мишке зеленый квадрат и маленький синий шар» и т.д.

Упражнение «Какого цвета предмет?»

Цели: обучение умению называть цвета предметов, выделяя заданный цвет из нескольких разноцветных объектов; формирование умения сосредотачиваться на вопросе, правильно отвечать на него.

Ход упражнения

Педагог сообщает детям о том, что им предстоит называть цвета предметов, которые будут им предъявлены. После этого взрослый снимает салфетку с предметов, просит детей рассмотреть их, а затем задает вопросы, например: «Какого цвета шар?», «Какого цвета треугольник?» и т.д.

Упражнение продолжается до тех пор, пока не будут названы цвета всех предметов.

В завершение упражнения педагог может предложить детям ответить на следующие вопросы: «Какие предметы красного цвета?», «Какие предметы желтого цвета?» и т.д.

Упражнение «Какой формы предмет?»

Цели: обучение умению называть заданную форму предметов, выделяя ее из нескольких объектов; формирование умения сосредотачиваться на вопросе, правильно отвечать на него; развитие речевой активности.

Ход упражнения

Педагог сообщает детям о том, что им предстоит называть форму предметов, которые будут им предъявлены. После этого взрослый снимает салфетку с предметов, просит детей рассмотреть их, а затем задает вопросы, например: «Какой формы зеленый предмет?», «Какой формы красный предмет?» и т.д.

Упражнение продолжается до тех пор, пока не будут названы формы каждого предмета.

Упражнение «Узнай предмет»

Цели: обучение умению запоминать название цвета, формы, величины предметов после кратковременной экспозиции, удерживать их в памяти определенное время; формирование умения сосредоточиваться на цели.

Ход упражнения

Педагог сообщает детям о том, что им предстоит запомнить цвет, форму, величину предметов, которые им будут предъявлены на короткое время.

После этого взрослый снимает салфетку с 2 предметов на 30 секунд, затем вновь накрывает их и просит детей по памяти назвать, например: цвет треугольника; форму красного предмета; величину треугольника.

При повторении упражнения педагог: а) заменяет предметы; б) увеличивает количество предметов.

Упражнение «Чего не хватает»

Цели: формирование представлений о цвете, форме, величине предметов путем их называния; развитие зрительной памяти.

Ход упражнения

Педагог демонстрирует детям несколько предметов, затем просит их закрыть глаза и убирает один предмет. Дети должны определить, какого предмета не хватает.

При повторении упражнения педагог постепенно увеличивает количество предъявляемых и «пропавших» предметов.

«Ветерок»

Упражнение «Ветерок»

Цели: развитие кинестетических ощущений; обогащение сенсорного опыта.

Ход упражнения

Педагог знакомит детей с пособием «Ветерок». Направляя струю воздуха на ладонь ребенка, он меняет ее температуру. Ребенок по ощущениям определяет, какой воздух дует: теплый или холодный.

Упражнение «Дыхание»

Цели: развитие кинестетических ощущений; обогащение сенсорного опыта.

Ход упражнения

Педагог просит детей вспомнить, каким воздухом дует «Ветерок», обращается к ним: «А чем мы можем выдувать такой же воздух? (Ротиком). Давайте попробуем выдуть холодный воздух».

Далее взрослый рассказывает и показывает детям, как можно выдуть холодный воздух, затем — теплый. Дети повторяют действия педагога.

Упражнение «Где дует ветерок?»

Цель: развитие ориентировки в структуре и ощущениях собственного тела.

Ход упражнения

Педагог включает сенсорное панно «Ветерок» и начинает дуть им на разные части тела детей. Ребята определяют через зрительный анализатор и ощущения, куда педагог направляет поток воздуха, какой это поток: холодный или теплый.

Педагог «дует» на детей сначала одним потоком воздуха, затем — другим, далее — чередует потоки.

Упражнение «Где ощущаешь?»

Цели: развитие ориентировки в структуре и ощущениях собственного тела; развитие тактильной памяти.

Ход упражнения

Дети закрывают глаза. Педагог включает сенсорное панно «Ветерок» и начинает дуть им на разные части тела детей. Дети определяют, на какие части тела педагог направляет поток воздуха, какой это поток: холодный или теплый.

Педагог «дует» на детей сначала одним потоком воздуха, затем — другим, далее — чередует потоки.

Упражнение «Ветерок или дыхание?»

Цели: развитие ориентировки в структуре и ощущениях собственного тела; развитие тактильной памяти.

Ход упражнения

Дети закрывают глаза. Педагог включает сенсорное панно «Ветерок» и начинает дуть на разные части тела детей то дыханием, то «Ветерком».

Дети определяют, от педагога или от «Ветерка» исходит поток воздуха.

Через кинестетический анализатор дети определяют силу и температуру потока, после чего называют части тела, на которые направлен поток.

Упражнение «Узнай по голосу»

Цель: развитие слухового внимания и фразовой речи.

Ход упражнения

Один ребенок закрывает глаза. Кто-то из детей произносит звук. Ребенок с закрытыми глазами должен узнать, кто из детей издал звук.

Если при выполнении задания у ребенка возникают трудности, то взрослый знакомит ребенка с источником звука и через некоторое время предлагает попытаться распознать звук еще раз.

Упражнение «Кто что слышит»

Цель: развитие слухового внимания.

Ход упражнения

Ребенок садится напротив взрослого, который имитирует голоса животных или птиц (например, рычание, мяуканье). Ребенок говорит педагогу, чьим голосам он подражает, а затем повторяет звук.

Упражнение «Сравнилки»

Цель: развитие слухового внимания, воображения, мышления, памяти.

Ход упражнения

Педагог предлагает каждому ребенку поочередно вспоминать названия звуков.

Затем детям предлагается вспомнить и представить, на что похож тот или иной звук, что может издавать такой же звук, к примеру: «ш-ш-ш» — шуршат: бумага, листья; «у-у-у» — воет вьюга; «ж-ж-ж» — жужжит жук... И т.д.

Упражнение «Движения в такт»

Цель: развитие чувства ритма; умения соотносить звук с движением.

Ход упражнения

Педагог предлагает детям послушать звук (например: «ля-ляля-ля-ля-ля-ля»). В такт звуку каждый ребенок должен хлопать в ладоши, затем — ножкой, далее — делать движения одновременно.

Упражнение «Что нужно делать»

Цель: развитие слухового внимания, умения переключать слуховое внимание.

Ход упражнения

Педагог дает детям инструкцию, например: «Если я издам звук «ж-ж-ж» — топайте; «а-а-а» — хлопайте; «у-у-у» — приседайте...» И т.д.

Взрослый издает звуки поочередно, а дети должны выполнять движения согласно инструкции.

При повторении упражнения педагог с каждым разом увеличивает количество звуков.

Упражнение «Характер звука»

Цель: развитие слухового внимания, памяти, воображения, эмоционального мира детей.

Ход упражнения

Педагог предлагает детям послушать звук и назвать его. Затем он просит ребенка дать характеристику звуку («ш-ш-ш» мягкий, добрый; «ж-ж-ж» — злой, грозный и т.д.).

Упражнение «Угадай»

Цели: развитие тактильной чувствительности; обогащение сенсорного опыта.

Ход упражнения

Педагог обращает внимание ребенка на сенсорное панно «Морское дно». Ребенок нащупывает один из предметов ножкой, называет его.

Далее педагог просит ребенка назвать качество того или иного предмета.

Ребенок ощупывает и опознает предмет как правой, так и левой ногой (по очереди и одновременно).

Задания выполняются ребенком сначала с открытыми, а потом с закрытыми глазами.

Сенсорное панно «Вкладыши»

Упражнение «Узнай и назови»

Цели: развитие зрительной ориентировки при восприятии цвета, формы, величины; развитие умения узнавать и называть цвет, величину, форму предметов.

Ход упражнения

Педагог знакомит детей с сенсорным панно «Вкладыши». Они называют цвета ленточек, выемок; определяют форму, признак вкладышей. Если у детей возникают затруднения, то педагог помогает им.

Упражнение «Помоги забраться в домик»

Цели: развитие зрительной ориентировки при восприятии формы, величины; развитие умения узнавать и называть величину, форму предметов.

Ход упражнения

Педагог предлагает детям найти «домики» для каждого вкладыша, соотнося выемку и вкладыш по размеру и цвету. «Домики» должен найти каждый ребенок. В случае возникновения затруднений при выполнении задания, педагог стимулирует детей к самостоятельному выполнению упражнения.

Упражнение «Выбери нужные цвета»

Цели: развитие зрительной ориентировки при восприятии цвета; развитие умения узнавать и называть цвет; развитие слухового восприятия, зрительной памяти.

Ход упражнения

Педагог предлагает детям определить цвет ленточек, затем — цвет выемок. Если при выполнении задания у детей возникают затруднения, педагог помогает им.

Затем дети находят цвета ленточек, соответствующие цветам выемок. Если при выполнении этого задания у детей возникают затруднения, педагог помогает им найти правильные соответствия.

Упражнение «От большого круга к маленькому»

Цели: развитие зрительной ориентировки при восприятии величины предмета; развитие умения узнавать и называть цвет, величину, форму предметов; развитие зрительной памяти, слуховой ориентации.

Ход упражнения

Педагог предлагает детям собрать сенсорное панно «Вкладыши», начиная свою работу с самого большого круга и заканчивая самым маленьким. «Домики» должен найти каждый ребенок. В случае возникновения затруднений при выполнении задания, педагог стимулирует детей к самостоятельному выполнению упражнения.

Упражнение «От маленького к большому кругу»

Цели: развитие зрительной ориентировки при восприятии величины предмета; развитие умения узнавать и называть цвет, величину, форму предметов; развитие зрительной памяти, слуховой ориентации.

Ход упражнения

Педагог предлагает детям собрать сенсорное панно «Вкладыши», начиная свою работу с самого маленького круга и заканчивая большим. «Домики» должен найти каждый ребенок. В случае возникновения затруднений при выполнении задания, педагог стимулирует детей к самостоятельному выполнению упражнения.

Упражнение «Чего не стало»

Цель: развитие зрительной памяти, зрительной ориентировки при восприятии цвета, формы, величины предмета.

Ход упражнения

Педагог показывает детям панно «Вкладыши», полностью собранное. Затем дети закрывают глаза. Педагог прячет один круг и спрашивает у детей, какого круга не стало (по цвету, величине).

Упражнение «Запомни и повтори»

Цели: развитие зрительной ориентировки при восприятии цвета, формы, величины предмета; развитие умения узнавать и называть цвет, величину, форму предметов; развитие слухового внимания, памяти.

Ход упражнения

Педагог показывает детям, как собрать панно «Вкладыши». Дети должны в точности повторить последовательность сборки панно.

Задание выполняет каждый ребенок. При повторении упражнения количество собранных вкладышей увеличивается.

Упражнение «Разложи правильно»

Цели: развитие слухового внимания, памяти; развитие зрительной ориентировки при восприятии цвета, формы, величины.

Ход упражнения

Педагог дает детям несколько инструкций одновременно: «Возьми большой вкладыш и помести его в выемку»; «Затем маленький вкладыш вынь из выемки» и т.д.

Задание выполняет каждый ребенок (по очереди). При повторении упражнения количество заданий увеличивается.

Упражнение «Найди на ощупь вкладыш»

Цель: развитие зрительной памяти, слуховой ориентации, тактильных ощущений.

Ход упражнения

Педагог показывает детям разобранное панно «Вкладыши». Затем дети по очереди закрывают глаза. Педагог вкладывает в руку ребенка, закрывшего глаза, вкладыш, а тот должен угадать размер вкладыша.

Если ребенок не справился с заданием, то он открывает глаза, смотрит на вкладыши еще раз и повторяет упражнение.

Упражнение «Найди на ощупь выемку»

Цель: развитие зрительной памяти, слуховой ориентации, тактильных ощущений.

Ход упражнения

Педагог показывает детям разобранное панно «Вкладыши». Затем дети по очереди закрывают глаза. Педагог прикладывает руку ребенка, закрывшего глаза, к выемке на панно, а тот должен угадать размер выемки.

Если ребенок не справился с заданием, то он открывает глаза, смотрит на вкладыши еще раз и повторяет упражнение.

«Пирамидки»

Упражнение «Что можно сделать с пирамидкой?»

Цели: развитие умения манипулировать предметами; развитие

умения различать предметы по величине; развитие моторики рук;

активизация зрительного восприятия.

Ход упражнения Пирамидки с кольцами содержат массу возможностей для сенсорного развития и всевозможных развлечений. В зависимости от потребностей и возможностей каждого ребенка, педагог предлагает ему пробовать любой вариант использования пирамидок:

  • нанизывать маленькие кольца на большие;
  • нанизывать большие кольца на маленькие;
  • выкладывать кольца в порядке возрастания их величины;
  • выкладывать кольца в порядке убывания их величины;
  • надевать кольца на пальцы или руки;
  • просовывать нос в дырочку кольца;
  • смотреть в дырочку кольца попеременно: одним глазом, двумя глазами одновременно;
  • вращать кольца на пальчике одной руки;
  • вращать кольца на пальчиках обеих рук по очереди, одновременно.

«Зеркало»

Упражнение «Оставим след»

Цели: активизация зрительного восприятия; формирование фиксации взора; развитие тактильных ощущений, мелкой моторики.

Ход упражнения

Педагог обращает внимание детей на зеркало. Он просит их посмотреть на себя в зеркале, потрогать свое отражение.

После того как дети дотронутся до зеркала, педагог обращает их внимание на след, оставленный на зеркале. Затем он предлагает детям оставить след на зеркале красками. Дети выбирают краски, «печатают» следы на зеркале пальчиком, кистью, ладошкой.

Педагог обращает внимание детей на то, что следы на зеркале от краски светятся в темноте. Потом включает свет.

Упражнение «Кто в зеркале»

Цели: активизация зрительного восприятия; формирование фиксации взора; развитие тактильных ощущений, самосознания.

Ход упражнения

Педагог обращает внимание детей на зеркало и просит их посмотреть на себя в зеркале, потрогать свое отражение.

Затем педагог рисует на лицах детей точки: на носике, щечках, подбородке — и снова предлагает посмотреть им на свое отражение в зеркале.

Упражнение «Нарисуем себя»

Цели: активизация зрительного восприятия; формирование фиксации взора; развитие тактильных ощущений, мелкой моторики, самосознания.

Ход упражнения

Педагог обращает внимание детей на зеркало: «Посмотрите на себя в зеркало, потрогайте свое отражение».

Затем педагог раздает детям краски и просит каждого ребенка нарисовать на зеркале себя. Ребенок обводит на зеркале контур своего лица, рисует части лица: глаза, брови, губы и т.д.

После рисования дети рассматривают свои рисунки без света и при свете.

Упражнение «Рисуем эмоции»

Цели: активизация зрительного восприятия; формирование фиксации взора; развитие тактильных ощущений, мелкой моторики, самосознания, эмоционального мира детей.

Ход упражнения

Педагог обращает внимание детей на зеркало и просит их посмотреть на себя в зеркале, потрогать свое отражение.

Затем педагог показывает в зеркале веселую улыбку и спрашивает у детей, какая это эмоция.

Назвав эмоцию, дети должны изобразить ее на зеркале красками. В ходе упражнения дети изображают одну какую-либо эмоцию.

При повторении упражнения следует усложнить задачу — изобразить несколько эмоций, свое эмоциональное состояние, а также состояние педагога, другого ребенка.

Упражнение «Нарисуй фигуру»

Цели: активизация зрительного, тактильного восприятия; закрепление цвета, формы, величины; развитие мелкой моторики.

Ход упражнения

Педагог обращает внимание детей на зеркало и краски. Он предлагает детям нарисовать на зеркале: зеленый круг, красный квадрат, оранжевый треугольник и т.д.

При повторении упражнения следует усложнить задачу — нарисовать круг красный, маленький, треугольник зеленый, большой и т.д.

При повторении упражнения следует усложнить задачу — изобразить несколько эмоций, свое эмоциональное состояние, а также состояние педагога, другого ребенка.

«Каскад»

Упражнение «Мишка растерялся»

Цели: развитие умения различать цвета, находить цвет по образцу; стимулирование зрительной поисковой деятельности детей для усвоения обобщающего понятия «цвет».

Ход упражнения

Педагог обращает внимание детей на расстроенного Мишку. Обращается к детям: «У Мишки все бусинки перемешались, и он не может их рассортировать по цветам. Ребята, давайте поможем Мишке!».

Дети сортируют однородные цвета. Взрослый помогает им воспроизвести название цветов.

Упражнение «Помоги Мишке»

Цель: развитие умения различать цвета, находить цвет по названию.

Ход упражнения

Педагог обращает внимание детей на то, что у Мишки бусинки разных цветов. Затем он предлагает помочь Мишке отсортировать бусинки, сначала найти желтые. Дети отбирают и складывают желтые бусинки в баночку.

При повторении упражнения следует усложнить задачу: количество цветов бусинок, включенное в одно задание, должно постепенно увеличиваться.

Упражнение «Мишка забыл»

Цели: развитие умения различать, называть цвета; развитие зрительной памяти.

Ход упражнения

Педагог обращает внимание детей на грустного Мишку. Обращается к детям: «Он забыл, какого цвета у него все бусинки. Давайте поможем Мишке вспомнить».

В ходе упражнения можно предложить детям найти сначала все зеленые бусинки, потом желтые и т.д.

При повторении упражнения можно определять и называть цвета хаотично.

Упражнение «Подари мишке бусы»

Цели: развитие умения различать цвета, находить цвет по образцу; стимулирование зрительной поисковой деятельности детей для усвоения обобщающего понятия «цвет»; развитие мелкой моторики.

Ход упражнения

Педагог обращается к детям: «Мишка собрался в гости, а подарка у него нет. Но мы можем помочь ему собрать бусы».

Педагог показывает детям, как нанизывать бусинки. (Бусы собираются из однородных цветов.)

Упражнение «Выложи бусы»

Цели: формирование умения упорядочивать объекты по цвету, устанавливать закономерность в последовательности цветных элементов, достраивать ряд в нужной ритмической последовательности; развитие мелкой моторики.

Ход упражнения

Педагог показывает детям изображение цепочки, состоящей из бусинок, следующих друг за другом в определенной последовательности (например: красная — синяя, красная — синяя). Он обращает внимание детей на последовательность чередования цветов и предлагает продолжить цепочку, соблюдая заданный алгоритм.

При повторении упражнения следует усложнить задачу: количество цветов бусинок, включенное в одно задание, должно постепенно увеличиваться.

Упражнение «Сжимаем в кулачке»

Цели: развитие аналитического восприятия свойств и признаков предмета; развитие тактильных ощущений, мелкой моторики.

Ход упражнения

Педагог обращает внимание детей на светящиеся волокна, называя их признаки (мягкие, длинные и т.д.). Обращается к детям: «Так как волокна мягкие, их можно сгибать. Давайте соберем волокно в ручке».

Педагог показывает детям, как можно собрать волокно в ладошке.

При повторении упражнения следует усложнить задачу: количество волокон, включенное в одно задание должно постепенно увеличиваться.

Упражнение «Наматывание»

Цель: развитие аналитического восприятия свойств и признаков предмета; развитие тактильных ощущений, мелкой моторики.

Ход упражнения

Педагог обращает внимание детей на светящиеся волокна, называя их признаки (мягкие, длинные и т.д.). Затем он предлагает детям ознакомиться со свойствами волокон, наматывая их на пальцы и говоря: «Волокна мягкие, поэтому они гнутся, их можно наматывать. Например, на пальчик».

Дети вместе с педагогом наматывают волокно на пальчик; на несколько пальчиков; на ладонь; на руку и т.д.

Педагог постоянно комментирует свои действия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые упражнения и приёмы для сенсорного развития младших дошкольников

Хочу предложить игры, в которые можно поиграть с ребёнком дома...

"Игровые упражнения и приёмы для сенсорного развития младших дошкольников"

Сенсорика-это развитие восприятий ,представленных об объектах, явлениях и предметах окружающего мира...

Дидактические игры, игровые упражнения как средство развития сенсорных способностей малышей

Сенсорное воспитание направлено на обучение детей умению точно и полно воспринимать  предметы, их  разнообразные свойства и отношения (цвет, форма, расположение в пространстве).Наблюдая за м...

Роль дидактических игр и игровых упражнений в воспитании сенсорной культуры у детей четвертого года жизни

Роль дидактических игр и игровых упражнений в воспитании сенсорной  культуры у детей четвертого года жизни...

Игровые упражнения для младших дошкольников для формирования сенсорных эталонов,развития мелкой моторики,формирования технических навыков.

В младшем дошкольном возрасте в изобразительной деятельности решаются очень важные задачи .Необходимо ввести ребенка в удивительный мир рисования.Познакомить его с изобразительными средствами и научит...

Методическое обеспечение рабочей программы. Комплекс дидактических игр и игровых упражнений, используемых при развитии сенсорных способностей детей 1,6 до 3 лет

Сенсорное развитие ребёнка - это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе....