Воспитание сказкой
статья по теме

Захарова Надежда Васильевна

Воспитание сказкой.

    Не зря существует в народе поговорка: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Каждая сказка преподает нам нравственный урок, нацеливает маленького слушателя на не всегда напрямую сформулированный «намек». Важно не опоздать с главным – научить малышей оценивать своих любимых героев с этической позиции.                 «Воспитание добрых чувств» - нет необходимости убеждать в важности поставленной проблемы: всем нам понятно, доброта стала наиболее дефицитным явлением в окружающем мире. Но вспомним о том, что это понятие достаточно емкое. Каким мы представляем себе доброго человека – любящим помогать другим, умеющим сочувствовать, сопереживать, он не может быть завистливым и грубым, он проявляет храбрость и самоотверженность. В общем чувство доброты есть корень всех благородных качеств. В целой системе методов и средств воспитания добрых чувств не последнюю роль играют сказки. По многим причинам дети любят героев, которые становятся примерами подражания. Только очень важно направить мысли и чувства малышей в нужное русло.

    Сказка учит малышей сравнивать, сопоставлять; формирует привычку доказывать, что это так или иначе; ставит ребенка на место положительного или отрицательного героя, тем самым давая малышу, возможность выбора собственной позиции; упражняет детей в выражении чувств, обеспечивая  значительно более глубокое сопереживания действиям и поступкам героев.

 К примеру:

- «Кого тебе жалко в этой сказке?»

- «Кто тебе понравился больше всех и почему?»

- «Докажи, что лиса хитрая плутовка»

- «Как бы ты поступил на месте…?»

- «Как можно помочь…?»

    Нередко здесь используется тризовская игра «Хорошо-плохо». Развести в стороны хорошие и плохие поступки и явления. Значит, сделать еще один шаг в формировании доброты, пусть пока на уровне представлений.

Например: русская народная сказка «Рукавичка». Нравственный урок: «В тесноте, да не в обиде». Хорошо, что звери укрылись в рукавичке, плохо – дед потерял рукавичку, холодно зимой.

     Конкретное содержание каждой сказки может подсказать родителям и свои пути воспитания добрых чувств.

    Право же трудно отрицать роль сказок и художественных произведений в воспитании правильной устной речи: расширяют словарный запас малышей; помогают правильно строить диалоги; влияют на развитие связной речи; разумно сформулировать вопрос и ответить на него.

    Одна из важнейших задач – формирование экологической культуры детей с раннего возраста. Сказка сама подсказывает динамику развития предмета или явления, помогает малышам подойти к пониманию того, что все в природе взаимосвязано и все находится в развитии. Все вокруг нас приспосабливаются: заяц к зиме меняет цвет, лисий хвост заметает следы, откуда берется хлеб…

    Сказка – прекрасное творение народного искусства. Благодатный и ничем заменимый источник нравственного воспитания малышей, т.к. в ней отражена жизнь со злом и добром, счастьем и горем. Она открывает и объясняет малышу жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений.

    Чтение сказок может являться доброй семейной традицией, поможет создать теплую, задушевную атмосферу в доме. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospitanie_skazkoy.doc213.5 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание сказкой.

    Не зря существует в народе поговорка: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Каждая сказка преподает нам нравственный урок, нацеливает маленького слушателя на не всегда напрямую сформулированный «намек». Важно не опоздать с главным – научить малышей оценивать своих любимых героев с этической позиции.                 «Воспитание добрых чувств» - нет необходимости убеждать в важности поставленной проблемы: всем нам понятно, доброта стала наиболее дефицитным явлением в окружающем мире. Но вспомним о том, что это понятие достаточно емкое. Каким мы представляем себе доброго человека – любящим помогать другим, умеющим сочувствовать, сопереживать, он не может быть завистливым и грубым, он проявляет храбрость и самоотверженность. В общем, чувство доброты есть корень всех благородных качеств. В целой системе методов и средств воспитания добрых чувств не последнюю роль играют сказки. По многим причинам дети любят героев, которые становятся примерами подражания. Только очень важно направить мысли и чувства малышей в нужное русло.

    Сказка учит малышей сравнивать, сопоставлять; формирует привычку доказывать, что это так или иначе; ставит ребенка на место положительного или отрицательного героя, тем самым давая малышу, возможность выбора собственной позиции; упражняет детей в выражении чувств, обеспечивая  значительно более глубокое сопереживания действиям и поступкам героев.

 К примеру:

- «Кого тебе жалко в этой сказке?»

- «Кто тебе понравился больше всех и почему?»

- «Докажи, что лиса хитрая плутовка»

- «Как бы ты поступил на месте…?»

- «Как можно помочь…?»

    Нередко здесь используется тризовская игра «Хорошо-плохо». Развести в стороны хорошие и плохие поступки и явления. Значит, сделать еще один шаг в формировании доброты, пусть пока на уровне представлений.

Например: русская народная сказка «Рукавичка». Нравственный урок: «В тесноте, да не в обиде». Хорошо, что звери укрылись в рукавичке, плохо – дед потерял рукавичку, холодно зимой.

     Конкретное содержание каждой сказки может подсказать родителям и свои пути воспитания добрых чувств.

    Право же трудно отрицать роль сказок и художественных произведений в воспитании правильной устной речи: расширяют словарный запас малышей; помогают правильно строить диалоги; влияют на развитие связной речи; разумно сформулировать вопрос и ответить на него.

    Одна из важнейших задач – формирование экологической культуры детей с раннего возраста. Сказка сама подсказывает динамику развития предмета или явления, помогает малышам подойти к пониманию того, что все в природе взаимосвязано и все находится в развитии. Все вокруг нас приспосабливаются: заяц к зиме меняет цвет, лисий хвост заметает следы, откуда берется хлеб…

    Сказка – прекрасное творение народного искусства. Благодатный и ничем заменимый источник нравственного воспитания малышей, т.к. в ней отражена жизнь со злом и добром, счастьем и горем. Она открывает и объясняет малышу жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений.

    Чтение сказок может являться доброй семейной традицией, поможет создать теплую, задушевную атмосферу в доме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание сказкой. Русская народная сказка "Гуси-лебеди" средняя группа

Нравственное воспитание. "Как аукнется, так и откликнется"...

Воспитание сказкой. Украинская народная сказка "Колосок" средняя группа

Нравственное воспитание. "Труд кормит, а лень портит"...

Воспитание сказкой. Русская народная сказка "Лиса и кувшин" старшая группа

Нравственное воспитание.  "За вину умный винит себя, а глупый - другого..."...

Воспитание сказкой. Роль сказки в воспитании и развитии детей

Статья посвящена важности сказки в развитии и воспитании ребенка. Описаны цели, задачи, основные моменты организации работы по знакомству со сказкой дома и в детском саду....