Развитие исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста.
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Башнина Юлия Анатольевна

Исследовательская ситуация на тему "Впитываемость различных материалов".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gnomy.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста.

Исследовательская ситуация «Гномы».

Образовательные области:

познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Задачи:

  • активизировать познавательный интерес и исследовательскую активность детей;
  • познакомить детей с понятием «впитываемость»;
  • дать знания о различной степени поглощения воды разными материалами;
  • экспериментально определить впитываемость различных материалов;

Материалы:

  • «домики» для гномов – небольшая квадратная коробочка, дно которой покрыто разным материалом -  с дном из пластилина,

                                               песка,

                                               бумаги,

                                               стекла,

                                               ваты,

                                               мелких камешков;

  • небольшая емкость с водой (игрушечный чайник с водой, маленькая леечка и т.п.);
  • гномики (игрушки из «Киндер-сюрприза»);
  • бумага и карандаши для рисования.

Содержание образовательной деятельности:

Разминка:

«Числа-соседи»: дети стоят в круге, воспитатель бросает мяч кому-нибудь из детей и называет число. Задача ребенка назвать число на 1 больше (следующее) или на 1 меньше (предыдущее).

Переходим  за столы.

Проблемная ситуация:

Воспитатель обращает внимание детей на стоящие перед ними 6 маленьких «домиков» и гномов-хозяев рядом.

- Дети, посмотрите, это – маленькие жители Страны Гномов.  

Однажды ночью пошел в Стране Гномов дождь. Кап! Кап! Кап!

Пальчиковая гимнастика «Дождик»:

Тихий, тихий, тихий дождик   (дети стучат (барабанят) по столу двумя указательными пальцами);

Дождик-дождик, кап-кап-кап!

Сильный, сильный, сильный дождик,

Дождик-дождик, кап-кап-кап!    (барабанят все пальцы);

Сильный-сильный ливень! (сильно хлопаем ладошками по столу);

Гром!   (хлопаем в ладоши);

В небе молния блестит! (поднимаем руки вверх).

Воспитатель:

- Утром вышли гномики и увидели, что у одних во дворе видны лужи, а у других луж нет. Стали они спорить, был дождик или нет.

Одни кричат: «Был дождик, у нас лужи!». А другие: «Не было дождика, у нас луж нет!».

Спорили, спорили, да так и не решили – был дождик или нет.

Ребята, помогите гномикам разрешить спор.

- Почему на одних двориках были видны лужи, а на других нет?

- Как вы думаете, у каких домиков были лужи, а у каких – нет?

 Дети высказывают свои предположения, а воспитатель просит объяснить, почему они так думают.

 Когда все предположения высказаны, воспитатель спрашивает, как можно проверить свои догадки?

 Здесь задача детей – догадаться, как можно провести исследование с помощью имеющихся материалов. Если задача вызывает затруднения, воспитатель дает подсказки: «Помните, что в сказке капал дождик? Можем ли мы как-то создать дождик здесь?»

 Если дети не проявляют активности, воспитатель дает  прямую подсказку: «Давайте возьмем чайник и капельками воды, как дождиком, польем на каждый дворик».

После того, как все дворики проверены, воспитатель задает вопросы:

- Перед какими домиками гномы увидели лужи?

- Почему?

Физминутка «Гномик вышел погулять»:

Раз, два, три, четыре, пять,

Гномик вышел погулять.

Натянул свой колпачок,

Закрыл дверцу на крючок.

По лесу весело шагал,

Громко песню напевал.

В берлоге от шума проснулся медведь,

Начал он очень грозно реветь.

Гномик от страха весь задрожал

И быстро домой к себе побежал.

Воспитатель:

- Молодцы, ребята, вы помогли гномикам разрешить спор!
Теперь они знают, что есть материалы, которые впитывают воду и луж не остается, а есть такие материалы, которые воду не впитывают и на них лужи останутся.

- А скажите, на чем еще останутся лужи?

- Хорошо бы было, если бы зонтики делали из бумаги? А резиновые сапоги были бы не резиновыми, а ватными? А полотенце делали бы из пластилина? (ответы и рассуждения детей).

Продуктивная деятельность:

- Вы сегодня хорошо поработали! А теперь, пожалуйста, нарисуйте любого гномика – жителя Страны Гномов.

Завершение занятия:

Воспитатель  благодарит детей за работу, рисунки вывешивает на выставку и обращает внимание на то, какими разными получились гномики.

Использованная литература:
Бабаева Т.И., Кларина Л.М., Михайлова З.Д., Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ»

Статья о развитии исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования....

презентация Использование экспериментирования в развитии исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста

Задачи:Познакомить детей с общей схемой исследовательской деятельностью.Развивать интеллектуально-творческий потенциал  личности ребёнка. Учить  выделять проблему.Развивать мышление, творчес...

РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ.

Занимательные опыты и эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действия, проявлению творчества, так как представлены с учетом актуального развития дошкольников....

"Развитие исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста в процессе детского экспериментирования"

Прежде чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, наблюдать. В. Сухомлинский ...

РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ

Современное общество нуждается в активной личности, способной к познавательно-деятельностной самореализации, к проявлению исследовательской активности и творчества в решении жизненно важных проблем. П...

Развитие исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования

Современные дети растут и развиваются в эпоху информации.  В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания с...