Семинар-практикум для родителей и педагогов «Умные пальчики»
материал на тему

Некрасова ТатьянаНиколаевна

Развитый мозг и неразвитая рука - закономерное, при современном образе жизни, явление. Но это не должно ввергать педагогов и родителей в панику: слабую руку дошкольника можно и необходимо развивать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon praktikum_po_motorike.doc180 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для родителей и педагогов

«Умные пальчики»

Цель: расширение знаний и умений родителей и педагогов при подготовке детей к школе и развитии мелкой моторики детей.

Ход семинара-практикума:

Одно из направлений нашей деятельности в рамках работы по подготовке детей к школе - реабилитационная, коррекционная и развивающая работа по укреплению мышц и совершенствованию функций кистей рук у детей, О необходимости целенаправленной работы в этой сфере написано немало статей, книг, проведено много исследований, с разных сторон освещающих проблему корреляции функциональных возможностей кистей рук детей с их речевым и интеллектуальным развитием. Важный аспект работы - подготовка руки дошкольника к обучению письму.

Часто приходиться слышать от учителей: «Интеллект первоклассника развит хорошо. Понимают причинно-следственные связи простых явлений, разбираются в азах грамоты и математики.... Вот только рука не развита. Пишут медленно, неуверенно. Чем больше строк пишет, тем хуже становится каллиграфия».

Развитый мозг и неразвитая рука - закономерное, при современном образе жизни, явление. Но это не должно ввергать педагогов и родителей в панику: слабую руку дошкольника можно и необходимо развивать.

Письмо первоклассника – это продукция (плохая или хорошая) работы мелких мышц руки, руководимых мозгом. Мелкие мускулы детской руки развиваются в упражнениях. И труд и упражнения – это не обязательно письмо. Рисование, которым любят заниматься дошкольники, игры, включающие в дело руку, самообслуживание, участие в домашних делах, ежедневная гимнастика, пальчиковая гимнастика – вот краткий перечень тех упражнений, которые можно организовать в каждой семье.

Мелкая моторика – это согласованные движения пальцев рук, умения ребенка пользоваться этими движениями – держать ручку, карандаш, застегивать пуговицы, рисовать, лепить. Неуклюжесть пальчиков говорит о том, что мелкая моторика еще недостаточно развита.

Умелыми пальцы становятся не сразу. Игры и упражнения, пальчиковые разминки, проводимые систематически - в детском саду, дома, во дворе, во время выездов на природу - с самого раннего возраста, помогают детям уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно заплетать косички и шнуровать ботинки, строить из мелких деталей конструктора, лепить из глины и пластилина, мастерить подарки своим близким, приносить им и себе радость.

(Приложение 1)

Итак, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребенка, отпадут проблемы обучения не только в первом классе, но и в дальнейшем.

Мы рекомендуем с этой целью использовать игровой самомассаж кистей рук, являющийся эффективным и универсальным средством реабилитации тонких движений, средством коррекции нарушений письменной речи и развивающе-оздоровительным средством.

Как известно, массаж - это мощный биологический стимулятор, воздействующий на функции кожи, уровень снабжения организма кислородом и питательными веществами, на выведение продуктов распада, на сократительные способности и работоспособность мышц массируемой кисти руки, а также на эластичность суставов и связок.

Самомассаж кистей рук является к тому же средством повышения иммунитета, поскольку на ладонях расположены нервные окончания. Если их деятельность активизируется, улучшается функциональное состояние внутренних органов. При этом в процессе самомассажа укрепляются мышцы, суставы и связки не только массируемой, но и массирующей кисти.

Помимо этого игровой самомассаж кистей рук - важная составляющая сенсорного воспитания: ощущения, возникающие одновременно в обеих кистях рук ребенка, отличаются друг от друга не только происхождением, но и разными условиями восприятия, потому что массируемая рука пассивно воспринимает механические раздражения, а массирующая рука еще и создает их.

Игровой самомассаж - это уникальная тактильная гимнастика, благодаря которой в мозг поступает мощный поток импульсов от рецепторов, расположенных в коже. Одновременно с этим в кору головного мозга (в речеслуховые, зрительные, эмоциональные и творческие зоны) поступает информация, которая не только оказывает тонизирующее воздействие на центральную нервную систему, но и способствует увеличению резервных возможностей функционирования головного мозга. Развиваются межполушарное взаимодействие, работа полушарий.

Традиционная пальчиковая гимнастика вызывает возбуждение локальных участков мозга, а игровой самомассаж оказывает тотальное воздействие на кору, что предохраняет отдельные ее зоны от переутомления, равномерно распределяя нагрузку на мозг.

Положительная эмоциональная мотивация занятия «повышает общий уровень функционирования нервных структур в обеспечении их мобилизационной готовности к восприятию информации из внешнего мира» (А.Г. Хрипкова и др.). Игровой самомассаж является эффективным средством совершенствования и таких психических функций, как внимание, память (словесно-логическая, моторная, тактильная, эмоциональная, рефлекторная), зрительно-моторная координация, а также развитие речевой и творческой сфер.

По данным современных исследований, игровой самомассаж кистей рук способствует прочищению энергетических каналов, освобождению их от застоявшейся негативной энергии и насыщению позитивной, а по нашим наблюдениям, он содействует также снижению двигательной и эмоциональной расторможенности, коррекции гиперактивности.

Веселые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота, доступность, возможность использования в различной обстановке и в любое время способствуют изменению позиции ребенка из объекта в субъект педагогического воздействия, а это гарантия успеха реабилитационной, коррекционной и развивающей работы.

Мы рекомендуем проводить игровой самомассаж в виде отдельного 5-минутного занятия ежедневно или в виде динамической паузы на занятиях.

(Приложение 2)

Для того, чтобы лучше подготовить ребенка к школе, требуется постоянно тренировать координацию руки, укреплять мелкие мышцы кистей рук, сделать мелкие движения более уверенными, точными. В результате ребенок будет лучше писать, рисовать, вырезать ножницами и т. д. Учеными-психологами установлена прямая корреляционная зависимость между развитием интеллектуальных способностей и речи ребенка и развитием мелкой моторики рук. Поэтому рекомендуемые нами следующие упражнения имеют очень большое значение для   развития   ребенка.

(Приложение 3)

Игры со счетными палочками и нехитрые задания помогут ребенку развить внимание, воображение, познакомиться с геометрическими фигурами и понятием о симметрии. Далее мы предлагаем вариантыупражнений, которые малыш может выложить из тех же палочек на ровной поверхности. Начинать советуем с простых геометрических фигур. В процессе игры необходимо объяснить ребенку, как называется та или иная фигура, как сложить домик из квадрата и треугольника, солнце - из многоугольника и т.п.

(Приложение 4)

Для большего эффекта желательно придерживаться следующих психолого-педагогических условий:

  • использовать прописи-чистовики для ребенка, имеющего трудности с тонкой моторикой;
  • оценивать усилия, а не соответствие общему стандарту, хвалить даже за небольшие успехи;
  • не торопиться переходить к написанию слов и фраз, можно сосредоточиться на письме отдельных букв;
  • ни в коем случае не заставлять ребенка переписывать набело (будет получаться все хуже и хуже);
  • соблюдать принцип постепенности и умеренности нагрузки, опираться на игру, чередовать нагрузки с релаксационными упражнениями;
  • упражнения должны доставлять ребенку удовольствие, не превышать 10—15 мин.

(Приложение 5)

Приложение 1

Массаж. Массируйте, разминайте кисть от мизинца к большому пальцу. Затем мысленно проведите линию там, где кончается ноготь, несколько раз нажмите на него довольно сильно, как иголочками. Именно крайние фаланги пальцев рефлекторно влияют на развитие высших корковых функций головного мозга, поэтому как можно чаще раздражайте их: похлопывайте, разминайте. Постукивайте по подушечкам своими пальцами, возьмите детские пальчики, начав с мизинца, постукивайте ими о стол. Массировать нужно обе руки – ведь каждая отвечает за свое мозговое полушарие.

Шершавая, неровная поверхность. Ребенку очень полезно двигать ладошкой по жесткой бумаге, камню. Предложите ребенку закрыть глаза, тогда ощущения обострятся. Не поленитесь и вырежьте из наждачной бумаги буквы алфавита, тогда каждую он действительно «прощупает», и вы одним выстрелом убьете двух зайцев: и буквы ребенок выучит, и мелкую моторику разовьет.

Гимнастика для рук. Особое внимание уделяйте большим пальцам. Пусть ребенок двигает ими в стороны и по кругу. Учите доставать большими пальцами до центра ладошки. А чтобы не было скучно, разучите с ним стишки (потешки) – они очень нравятся детям:

                      Пальчик толстый и большой

                      В сад за сливою пошел.

                      Указательный с порога

                      Показал ему дорогу.

                      Средний пальчик - очень меткий,

                      Он сбивает сливы с ветки.

                      Безымянный – поедает.

                      А мизинчик-господинчик –

                      В землю косточки сажает.

В такт ребенок должен двигать пальчиками вверх, вниз, назад, вперед, складывать их в кулачок, разнимать.

Мозаика. Чем мельче, тем лучше. Пусть ребенок складывает из нее буквы, фигурки.

Собственные пальчики. Из них не трудно составить, например, буквы. Пусть ребенок попробует. Получилось? Кстати, алфавит для многих детей долго остается лишь абстракцией, а ребенок, складывающий буквы из пальчиков, усваивает его быстрее.

Пластилин. В доме, где есть ребенок, коробка с этим разноцветным материалом должна быть обязательно. Пусть лепит что угодно: мнет и крутит колбаски, шарики – массирует точки на пальцах и ладонях.

Для развития мелкой моторики рук ребенка можно использовать разнообразный материал. Многое найдется дома. Вам может пригодиться для работы с детьми следующее:

  • различные коробочки для собирания в них пуговиц, камешков, косточек от фруктов, семечек от овощей и фруктов и т.п.;
  • мозаика (мелкая и крупная);
  • бусы и пуговицы разной величины;
  • свободные катушки для наматывания на них ниток и веревочек;
  • дощечки с множеством отверстий или от мозаики для «вышивания».

Приложение 2

ИГРОВОЙ САМОМАССАЖ

Поглаживание

Прямолинейное поглаживание тыльной и ладонной поверхностей кисти руки подушечками выпрямленных двух-пяти пальцев - это «лучи солнца».

Солнышко лучами

Гладит нас, ласкает.

Солнце, как и мама,

Лишь одно бывает.

Г. Виеру

Примечание. Предварительно попросите ребенка изобразить солнышко, расправив пальцы массирующей руки. Направление движения - от кончиков пальцев к лучезапястному суставу.

Круговое поглаживание ладони подушечками двух или трех пальцев.

Сорока, сорока,

Где была? Далеко.

Дрова рубила,

Печку топила,

Воду носила,

Кашку варила,

Деток кормила.

Спиралевидное поглаживание тыльной и ладонной поверхностей кисти руки подушечками двух-пяти пальцев (от кончиков пальцев до лучезапястного сустава).

Свистели метели,

Летели снега.

Стелила постели

Большая пурга,

Стелила постели

Морозам она,

И было метелям

Совсем не до сна.

Мы утром в окошко

Взглянули на сад -

Сугробы в саду,

Как подушки, лежат.

В. Степанов

Зигзагообразное поглаживание (обратить внимание ребенка на то, что рука напоминает дерево: предплечье - это ствол, а кисть с растопыренными пальцами - крона).

Дунул ветер на березку,

Разлохматил ей прическу.

Ветер очень торопился,

Улетел, не извинился.

М. Пляцковский

Растирание

Прямолинейное растирание выпрямленными ладонями друг друга.

Первый вариант

Чьи руки зимою всех рук горячей?

Они не у тех, кто сидел у печей,

А только у тех, а только у тех,

Кто крепко сжимал обжигающий снег,

И крепости строил на снежной горе,

                                          И снежную бабу лепил во дворе.

                         В. Берестов

На первые две строчки стихотворения дети потирают руки; проговаривая третью и последующие строчки, сжимают и разжимают кулаки.

Второй вариант

Пять пальцев на руке своей

Назвать по имени сумей.

Первый палец - боковой,

Называется Большой.

Пальчик второй -

Указчик старательный,

Не зря называют его

Указательный.

Третий твой пальчик

Как раз посредине,

Поэтому Средний

Дано ему имя.

Палец четвертый зовут

Безымянный,

Неповоротливый он и упрямый.

Совсем как в семье,

Братец младший - любимчик.

По счету он пятый,

Зовется Мизинчик.

Л. Хереско

Примечание. Первые две строки сопровождают растирание ладоней, следующие строки - растирание пальцев подушечкой большого пальца противоположной руки.

Гребнеобразное круговое растирание ладонной впадины (средними и концевыми фалангами).

Мурка лапкой носик мыла,

Сидя утром у окошка.

Мурка моется без мыла,

                                        Потому что Мурка - кошка.

                          В. Левин

Примечание. Предварительно вместе с ребенком желательно вспомнить, как умывается кошечка.

Граблеобразное круговое растирание ладони одной руки подушечками пальцев противоположной руки (пальцы слегка расставлены в стороны, как лапки у паука).

Диво дивное - паук,

Восемь ног и восемь рук.

Если надо наутек,

Выручают восемь ног.

Сеть плести за кругом круг

Выручают восемь рук.

B.        Суслов

Пиление ладони пальцами противоположной руки.

Принялась она за дело.

Завизжала и запела.

ла, ела дуб, дуб.

Поломала зуб, зуб.

  1. Маршак

Примечание. Обратите внимание ребенка на то, что суставы сложенных пальцев напоминают зубья пилы.

Пиление (продольное и поперечное) ладони ребром ладони противоположной руки.

Пилит, пилит пила,

И жужжит, как пчела,

И визжит, и поет,

Соням спать не дает.

Циркулярное растирание кистей рук («намыливание» рук мылом).

Не секрет для нас с тобой,

Каждый знает это -

Руки мой перед едой

И после туалета.

Разминание

Круговое разминание ладони подушечкой большого пальца противоположной руки.

Толстушка-ползушка,

Дом-завитушка,

Ползи по дорожке,

Ползи по ладошке,

Ползи, не спеши.

Рога покажи.

Немецкая народная песенка (перев. Л. Яхнина)

Желательно вместе с ребенком вспомнить, как медленно ползет улитка.

Щипцеобразное разминание (продольное и поперечное) мышечного валика локтевого края ладони.

Гуси, гуси!

Га-га-га!

Есть хотите?

Да-да-да!

Так летите же домой.

Серый волк под горой

Не пускает нас домой.

                                                Русский фольклор

Примечание. Предварительно попросите ребенка руками изобразить гуся.

Вибрация

Пунктирование двумя-пятъю пальцами (игра на пианино).

Кто там топает по крыше?

Кап-кап-кап.

Чьи шаги всю ночь я слышу?

Кап-кап-кап.

Я усну теперь едва ли.

Кап-кап-кап.

Может, кошек подковали?

                                      Ж. Давитьянц

Поколачивание ладонной впадины кончиком указательного пальца противоположной руки.

Кто на розовой заре,

На росистом серебре

Барабанит, барабанит

По сосновой по коре?

Дятел петь захотел,

Дятел носом песню спел.

                                                    Э. Мошковская

Примечание. Сила удара зависит от угла наклона пальца по отношению к массируемой поверхности: чем больше угол, тем воздействие более сильное и глубокое.

Поколачивание ладони кончиками сложенных в щепоть пальцев.

Уложили дятла спать

В деревянную кровать.

Он в кровати всем назло

Продолбил себе дупло.

                                                 В. Линькова

Примечание. Обратите внимание ребенка на то, что кисть, сложенная в щепоть, напоминает голову птицы.

Поколачивание ладони кулаком противоположной руки.

Тук-тук-тук,

                                            Молоток - мой лучший друг.

                                                                                      Г. Виеру

Примечание. Мягкость и эластичность поколачивания достигаются хорошим расслаблением мышц предплечья и кисти массирующей руки.

Поглаживание

Легкое плоскостное поглаживание тыльной поверхности кисти.

Во дворе у Толика

Маленькие кролики.

Беленькие кролики,

Целых восемь штук.

По утрам мы с Толиком

Кормим наших кроликов,

И едят морковку

Кролики из рук.

                                              В. Кодрян

Примечание. Массируемая рука «изображает» кролика, а массирующая гладит ласковыми, аккуратными движениями.

Приложение 3

Развитие мелкой моторики рук

Задание № 1. По тропинке мальчику нужно пройти к домику. Как он пройдет? Воспроизведи его путь,  не отрывая карандаш от листа.

Задание № 2. По речке будет плыть кораблик. На речке разные волны. Как по речке будет плыть кораблик? Внутри полоски ребенок должен нарисовать движение кораблика, не отрывая карандаш от листа бумаги.

Задание № 3. Зайчик бежит по лесу, путает следы. Обведи карандашом путь движения зайчика в лесу.  Не отрывай карандаш от листа бумаги.

Задание № 4. Рисуем с ребенком узоры. Сначала по образцу, можно даже использовать листок в клеточку. Можно использовать следующие образцы:

Затем это упражнение следует усложнить. Задание ребенку предлагается на слух, диктуется. Название такого упражнения  —  графический диктант.

Дайте ребенку листок в клеточку, точкой отметьте место начала работы и продиктуйте узор:

а)        1 клеточка вправо, 1 клеточка вверх, 1 клеточка вправо,   1  клеточка вниз  и т. д.

б)        2 клеточки вверх, 2 клеточки вправо, 1 клеточка вниз, 1 клеточка влево, 1 клеточка вниз, 2 клеточки вправо и  т. д.

в)        1 клеточка вправо, 1 клеточка вверх, 1 клеточка вправо, 1 клеточка вверх, 1 клеточка вправо, 1  клеточка вниз,  1  клеточка вниз и т.д.

г)        1 клеточка вправо, 1 клеточка вверх, 1 клеточка вправо, 1 клеточка вверх, 1 клеточка вправо, 1 клеточка вверх, 1 клеточка вправо, 1 клеточка вниз, 1 клеточка вправо, 1 клеточка вниз и т. д.

Задание № 5. Срисовывание картинки, например изображающей домик (Гуткина Н. И.). Это задание позволяет выявить умение ребенка ориентироваться в своей работе на образец, умение точно скопировать предмет, выявляет особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, тонкой моторики руки. Но это задание, или аналогичные задания, которые ниже будут нами приведены, позволяет развивать и корректировать все выше перечисленные процессы, А поэтому, предлагая их ребенку, мы тем самым будем готовить его к школе, где, безусловно, потребуется ориентироваться в своей работе на образец, определенный уровень развития произвольного внимания, пространственного восприятия и, конечно же, развитие тонкой моторики руки.

Инструкция ребенку: «Перед тобой лежит лист бумаги, на котором нарисована картинка, и карандаш. На этом   листе   прошу   тебя   нарисовать точно такую же картинку. Не торопись, будь внимателен. Если что-то нарисуешь неправильно, то ничего стирать не нужно, рядом нарисуй правильно».

Очень важно отметить следующее:

  • какой  рукой  рисует  ребенок;
  • как  он   работает  с  образцом,   часто  смотрит   на него или  рисует по памяти;
  • быстро  или  медленно проводит линии;
  • как часто отвлекается во время работы;
  • какие задает вопросы во время рисования;
  • сверяет ли ребенок после окончания работы свой рисунок с образцом.

Когда ребенок говорит об окончании работы, ему надо предложить проверить, все ли верно. Если он увидит неточности, ошибки в своем рисунке, то ему надо разрешить их исправить. Но когда задание дается с диагностической целью, эти исправления должны быть  зарегистрированы.

Хорошее выполнение рисунка оценивается  «0».

Но ребенок 5—6 лет редко получает за выполнение   оценку    «0»,   что   связано   с   недостаточной зрелостью мозговых структур, отвечающих за сенсомоторную координацию. Если же испытуемому 10 лет, а он за выполнение задания получает более 1 балла, это свидетельствует о неблагополучии в развитии одной или даже сразу нескольких психологических   сфер.

Ошибками  при  выполнении  задания считаются:

  1. отсутствие какой-либо детали (штраф 4 балла за каждую ошибку);
  2. увеличение отдельных деталей рисунка более чем в 2 раза при относительно правильном сохранении размера всего рисунка (3 балла штраф за каждую увеличенную  деталь);
  3. неправильно изображенный элемент рисунка (штраф — 2 балла) (Неправильно могут быть изображены колечки дыма, забор, штриховка, труба)  Неправильно воспроизведенное количество элементов не считается за ошибку. Неважно, сколько колечек дыма, палочек в заборе, линий в  штриховке  крыши.);
  4. неправильное расположение деталей в пространстве рисунка (штраф 1 балл) (Сюда относится смещение забора вверх или вниз от общего основания, смещение трубы, отклонение колечек дыма более чем на 30  градусов от горизонтальной линии.);
  5. отклонение прямых линий более чем на 30 градусов от заданного направления (штраф 1 балл за каждую неправильную линию);
  6. разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть соединены (штраф 1 балл за каждый разрыв);
  7. задевание линий одна за другую (штраф 1 балл за каждое залезание).

Задание № 6.  Предложите ребенку для срисовывания предложения из прописных букв. И не беда, что он пока букв не знает. При выполнении этого задания важным является развитие умения ориентироваться в своей работе на образец, развитие внимания, тонкой моторики руки, умения точно скопировать предмет, а также пространственного восприятия.

Задание № 7. Учимся срисовывать геометрические фигуры. Это задание развивает восприятие, тонкую моторику ребенка, а также учит ребенка работать по образцу.

Приложение 4

ИГРЫ СО СЧЕТНЫМИ ПАЛОЧКАМИ

Ежик

Пыхтя, тащил домой грибок

Проворный маленький зверек.

Ни головы, ни ножек –

Конечно, это ежик.

Грибок

Шапочка на ножке

Около дорожки.

В мой просторный кузовок

Полезай скорей, грибок.

    Всюду выросли цветы

   Небывалой красоты.

Дом

Дом я строю во вселенной.

Есть в нем крыша и антенна.

Есть в нем дверь, и есть окошко –

Пусть живет в нем наша кошка.

Змей

Змей бумажный за окном!

Закричал Антошка.

Змею с красочным хвостом

Помахал ладошкой.

Черепаха

Черепашка в пустыне, скучая,

Пьет за чашкою чашку чаю

И не может остановиться –

Очень трудно в пустыне напиться.

Мороженое

Очень радовались дети:

Мама принесла в пакете

Пряников для Машеньки,

Бубликов для Сашеньки,

Васеньке - пирожное,

Ну, а мне - мороженое.

Мышка

Мышка маленькая в норке

Тихо грызла хлеба корку.

«Хрум, хрум» -

Что за шум?

Это мышка в норке

Хлебную ест корку.

Кораблик

Кораблик к дальним берегам

Отправился однажды.

На нем был смелый капитан

И юнга был отважный.

Очки

Очки пропали у Гали.

Весь день мы их дружно искали,

А они на носу очень тихо

Смеялись над нашей шумихой.

 Ты, Галя, должна обязательно

Стать хоть чуть-чуть внимательней.

Зонтик

Погода начала сердиться –

Весь день льет дождик за окном.

И, чтобы мне не простудиться,

Гулять я буду под зонтом.

Буква «л»

Коля не сидел без дела,
Он из спичек букву сделал
И назвать ее сумел.
Буква «л» - она одна
Для него была трудна.
Вот какие спички -        

Умные сестрички.        *

Силач

Палочки я разбросаю,

Снова в руку их возьму,

Быстро силу набираю,

Скоро гирю подниму.

Паруса

Помоги мне, ветерок!

Паруса надуй, дружок!

Пусть плывет кораблик мой

К папе с мамочкой домой.

Приложение 5

Игры с пластилином

Пластилин дает уникальную возможность проводить интересные игры с пользой для общего развития ребенка. Покажите малышу все чудеса пластилинового мира, заинтересуйте его, и вы удивитесь, как быстро детские пальчики начнут создавать сначала неуклюжие, а потом все более сложные фигурки.

На столе появится один пластилиновый домик, а затем и целый город. Во время игры с пластилином вы можете читать сказку, а юный скульптор - творить наиболее понравившихся ему персонажей. Не сдерживайте фантазию ребенка - среди вылепленных им образцов могут оказаться существа из его собственного волшебного мира. По рассказам о них вы сможете лучше понять характер своего малыша.

Сказки оживают

Кусочки пластилина

Катает наша Зина:

Шарики, колбаски -

И оживают сказки.

Пальчики стараются,

Лепят, развиваются.

Всё из пластилина!

Из пластилина овощи,

Из пластилина буквы,

Смогу слепить без помощи

Я даже торт для куклы.

Червячок

Раскричался петушок:

-        Чей ты, чудо-червячок?
Клюнуть я тебя боюсь,

Я сначала разберусь.

Может, ты резиновый?

  • Нет, я пластилиновый, -
  • Отвечает червячок.
  • Удивился петушок:
  • Как же в лужу ты попал?
  • Серый зайка потерял.
  • Он вчера меня слепил,
  • Да случайно обронил.

Чашка

Пластилиновая чашка,

Пластилиновое блюдце.

Хорошо играть мне с ними,

Ведь они не разобьются.

Чаепитие

Чайник заварочный

Зайка слепил,

В гости зайчиху

К себе пригласил.

Чай попивают

Они ароматный

С медом душистым

И пряником мятным.

Именины

У зайчонка именины.

Он слепил из пластилина

Замечательный рулет,

Будут гости на обед.

Кошка про рулет узнала,

В гости первой прибежала.

Для рулета кошка

Прихватила плошку.

Зайка кошку угощает,

Он ее предупреждает:

-        Ты рулет мой, кошка,
Кушай понарошку.

Сороки

Встретились в лесу сороки,

Как обычно, белобоки.

Говорит одна другой:

  • Буквы выучил косой.

Подсмотрела я в окно,

Как лепил он букву «о».

Ей подруга отвечала:

  • Пластилин куплю сначала.

Буду я еще умней,

Чем зайчонок-грамотей.

Колодец

Пластилиновый колодец

И с вертушкой, и с ведром.

Заяц воду набирает

В нем и вечером, и днем.

Слоненок

Нравится слоненок маме,

Получился как живой,

Смотрит умными глазами

И качает головой.

Со слоненком я играю,

Очень я его люблю,

Я бананы не съедаю -

Их слоненку отдаю.

Приложение 6

Игры с бумагой

Этот комплекс игр поможет малышу узнать, как обычная бумага превращается в забавные объемные игрушки. Пусть ребенок сам скомкает листы белой бумаги, а затем обмотает их цветными нитками. Вот и готовы мячики для игры: попробуйте вместе кидать их в коробку или нарисованную мишень. Сшив, склеив или просто связав мячики между собой, можно получить причудливые объемные игрушки.

Следующая забава, которую мы вам предлагаем, кукольный театр. Ребенок наверняка не только заинтересуется выбором сюжета для будущего спектакля, но и с удовольствием смастерит всех персонажей.

Развитию точных движений и памяти помогает плетение ковриков из бумажных полос, складывание корабликов, самолетиков и других фигурок. Очень важно, чтобы взрослый несколько раз, не спеша показал ребенку последовательность действий. Освоив элементарные движения, малыш и сам начнет мастерить игрушки. Бумага (особенно цветная) может стать основой многих интересных и полезных игр. Например, вырезание различных фигур научит ребенка уверенно пользоваться ножницами и познакомит с понятием симметрии.

Кораблик

Ручейки звенят, бегут,

В путь кораблики зовут.

Ты плыви, кораблик мой,

Из бумаги не простой -

Из серебряной фольги.

Капитан, в бинокль гляди,

Чтоб корабль по курсу плыл

И на мель не наскочил.

Бумажный дом

Строим дом многоэтажный

Из кубов и пирамид.

Не кирпичный дом - бумажный,

Но отлично он стоит.

Снежинка

Я в руках листок держу,

Вчетверо его сложу,

Отогну еще разок -

Получился уголок.

Режу ровно, не спеша.

Как снежинка хороша!

Коврик

Коврик плету

Из полосок бумажных.

Видела коврик такой я однажды.

Яркими красками коврик горит,

Можно подружке его подарить.

Барашки

У моих барашков

Шерстка серая волной.

Я зову обоих Бяшки,

Угощаю их травой.

Я сама их вырезала

Из бумаги за столом.

Я их маме показала

И сказала ей потом:

- Стадо я еще утрою,

В вырезанье навык есть,

Для барашков хлев построю,

Чтобы волк не смог их съесть.

Театр

Кукол рисую,

Потом вырезаю.

С ними в театр

Веселый играю.

Нравится маме

Театр бумажный.

Ловкие руки –

Как это важно!

Приложение 7

Игры с карандашом, крупой, бусами, орехами

Предложите ребенку регулярно заниматься с крупой: сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцами, придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения.

Научите ребенка перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха или камешка, пальцами одной руки или между двух ладоней - шестигранный карандаш.

Все это оказывает прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие.

Карандаш

Карандаш в руках катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу.

Орехи

Научился два ореха

Между пальцами держать.

Это в школе мне поможет

Буквы ровные писать.

Помощник

Я крупу перебираю,

Мамочке помочь хочу.

Я с закрытыми глазами

Рис от гречки отличу.

Бусинки-горошки

Покатаю я в руках

Бусинки-горошки.

Станьте ловкими скорей,

Пальчики, ладошки!

Дорожка

Я взяла чуть-чуть горошку

Выложить дорожку,

Чтобы бегали по ней

Зайчик или кошка.

Журавль

Семечек белых от тыквы взяла,

Птица похожа, да только бела.

Краску беру, и журавль - настоящий

Встретит он братьев,

К нам с юга летящих.

Игра с горошком

Дома я одна скучала,

Горсть горошинок достала.

Прежде чем игру начать,

Надо пальчику сказать:

-        Пальчик, пальчик, мой хороший,
Ты прижми к столу горошек,
Покрути и покатай

И другому передай.

Таня и мячик

Таня сердится на мячик:

-        Перестань меня дурачить,
Снова вырвался из рук,
Разве ты хороший друг?
Очень, мячик, ты упрямый!
Вверх тебя бросаю прямо,
Только ты летишь дугой -
И опять за головой.

Дует щеки круглый мяч,

Сам готов пуститься в плач:

-        Я готов с тобой дружить.
Научись меня ловить.

Ловкий Антошка

Удивляется ладошка:

-        До чего смешной Антошка!
Колпачок надел на пальчик,
Зашагал он, словно мальчик.
А за ним, как мальчики,
Остальные пальчики
Дружно по столу бегут,

От него не отстают.

-        Ловкий мой Антошка, -
Думает ладошка.

Приложение 8

Упражнения на развитие тонкой моторики рук

Постановка руки. Многие дети, имеющие трудности с письмом, неправильно держат карандаш или ручку. Можно воспользоваться известным способом метки: поставить кружки на точки соприкосновения руки ребенка с ручкой. У вас получится три метки: одна — на ручке, другая — на подушечке указательного пальца, третья — на боковой поверхности среднего пальца, куда ложится ручка.

Штриховка. Упражнения выполняются по принципу возрастающей трудности. Ребенку предлагают обвести карандашом небольшое лекало или другую несложную плоскую форму. Затем ребенок заштриховывает полученный контур (по вертикали, горизонтали, наискось). Перед началом работы педагог должен показать детям образец штриховки.

Раскраска. Ребенок раскрашивает рисунок карандашами, стараясь работать как можно аккуратнее. Взрослый поощряет даже малейшие успехи ребенка, при этом можно поиграть «в школу», распределив между собой роли.

Копирование контура булавкой. Ребенку предлагается скопировать несложный рисунок или геометрическую фигуру, обкалывая контур булавкой. При этом под образец кладется чистый лист бумаги, на который будет переноситься рисунок, а также небольшая подушечка из поролона. Полученный рисунок можно потом раскрасить.

Завязывание, развязывание узелков и бантиков, заплетание, расплетание. Это может быть работа с бельевой веревкой, со шнурками. Девочки могут заплетать косы своим куклам. Можно соревноваться на скорость. По мере освоения упражнения дают все более тонкую веревку.

Вырезание ножницами по контуру. Например, фигуру бумажной куклы, машины.

     Изготовление мелких поделок из бумаги. Для этого вида работы потребуются соответствующая книга из детской библиотеки, ножницы, клей, ватман.

      Работа с мелким конструктором, мозаикой. Важна также работа по образцу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар- практикум с элементами тренинга "Общение педагогов и родителей в ДОО"

Материал представлен для работы педагогов с  родителями с теоретической базой  и практическими заданиями,  которые педагоги на тренинге  разбирают и находят путем оживленной дискус...

Семинар-практикум «Эффективное общение и взаимодействие педагогов ДОУ с родителями дошкольников»

Знакомство участников друг с другом, создание в группе позитивной атмосферы....

Семинар-практикум для воспитателей «Профессиональная компетентность педагога в сфере общения с родителями воспитанников ДОУ»

Цель: Повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников....

Мастер - класс для педагогов "Умные пальчики"

Мастер - класс для педагогов "Умные пальчики"...

Семинар – практикум «Эффективное общение и взаимодействие педагогов ДОУ с родителями»

Построение воспитательно-образовательного процесса в соответствии с ФГОС предполагает изменение практически всей системы деятельности педагога ДОУ, пересмотр его взглядов на структуру коммуникации с р...

Консультация для педагогов "Умные пальчики"

                                                      ...