Все дело в шляпе.
проект по теме

Шувалова Екатерина Юрьевна

Познавательно – творческий проект для детей старшего дошкольного возраста «Все дело в шляпе».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shlyapy.docx245.59 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 93 комбинированного вида Выборгского района Санкт-Петербурга

Воспитатели: Смирнова Ольга Леонидовна, Шувалова Екатерина Юрьевна.

Познавательно – творческий проект для детей старшего дошкольного возраста «Все дело в шляпе».

Санкт-Петербург

2015

Какими бы прекрасными не были наши дошкольные учреждения, самыми главными мастерами, формирующими разум и мысли малышей являются мать и отец…

Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества…                                                                  

                                                                                                               В.А. Сухомлинский.

Испокон веков люди защищают свою голову от холода, мороза, снега, ветра, дождя, жары, солнечных лучей, несчастных случаев. Помогают им в этом шапки, шляпы, кепки, панамы, бейсболки, береты, платки, косынки, колпаки… Роль головных уборов многогранна, стоит надеть любимую шляпу, и возникает такое чувство, что и окружение становиться иным. Дело в том, что в шляпке нельзя идти, ссутулившись: сразу выпрямляются плечи, вытягивается шея. А в гордо поднятой голове не бродят грустные мысли. Исторически сложилось так, что шапочка стала символом социального статуса человека. На Руси шапка была признаком великого княжения, и впоследствии она превратилась в корону – особый символ императорской власти.

Головным уборам издавна предавалось большое значение, с ними связаны и многие правила этикета. Обо всем этом и пойдет речь в проекте, реализованным в рамках лексической темы «Головные уборы».

Проблема:

Важность творческо – игровой деятельности детей дошкольного возраста очевидна. В то же время, в действительности, вне стен детского сада, ребенок зачастую погружен в мир компьютерных игр, телевизионных передач. Мы убеждены, что каждый родитель желает своему ребенку лучшего, готов с ним общаться, играть, заниматься творчеством. Но порой не знает как.

 Цель: вовлечение родителей в единое     образовательное пространство, организацию образовательного процесса и досуговой деятельности.

Задачи:

  1. Создать условия для благоприятного, творческого, позитивного взаимодействия с родителями.
  2. Вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми, знакомя с формами организации досуговой деятельности на примере лексической темы «головные уборы».
  3. Развитие познавательных, творческих способностей детей.

Участники проекта: дети старшей группы, родители, воспитатели, музыкальный руководитель.

Тип проекта: познавательно – творческий.

Продолжительность: краткосрочный, недельный.

Этапы реализации проекта:

 1   Подготовительный этап

Задачи:

1. Определить цель и задачи проекта.

2. Изучить и создать информационную базу по проекту ( педагог + родители).

3. Составить план проекта.

4. Организовать родителей для помощи проведения данного проекта.

2   Основной этап

Задачи:

1. Познакомить детей с разными головными уборами и систематизировать знания о них.

3. Обогатить словарный запас дошкольников.

4. Развивать навыки связной речи.

5. Создать развивающую среду по данной тематике.

6. Развивать творческие способности детей.

7. Вовлечение родителей в выполнение домашних заданий вместе с детьми.

8. Проведение семейного досуга как итогового мероприятия по проекту.


Деятельность в рамках проекта:

День недели

Игры

Образовательная деятельность

Художественное творчество

Чтение художественной

литературы

Работа с родителями

Понедельник «Что за чудо из чудес»

Игра на развитие речи «Скажи по другому», П/и «Колпачок»

«Шляпы из чемодана»

Оригами «Колпачок»

Стихотворение Н. Костоусовой «О головных уборах» 1 часть

Детско – родительское исследование « Самый любимый головной убор из моего гардероба», придумать конкурс для досуга.

Вторник «Шляпы из сказок»

Игра на развитие фонематического слуха «Маленький ежик» Игра «Живая шляпа»

«Шляпы из сказок»

«Шляпа злой волшебницы и доброй феи»

Н. Носов «Живая шляпа»

Мастер класс «Родители+дети+педагоги= могут все».

Среда «Пословицы, поговорки о головных уборах»

Игра «Какой головной убор исчез», П/и «Наши шляпы»

«Пословицы, поговорки, крылатые выражения о головных уборах»

Рисуем пригласительные билеты на семейный досуг «Все дело в шляпе»

В. Берестов «Шапка»

Дети учат пословицу с родителями дома. И придумывают комическое задание к игре фанты.

Четверг «Какие головные уборы носят люди разных профессий»

Игра «Подбери головной убор», игра «Назови ласково», Игра-эстафета «Все дело в шляпе»

«Какие головные уборы носят люди разных профессий»

Оригами «Пилотка»

Стихотворение Н. Костоусовой «О головных уборах» 2 часть

Оформляем зал для проведения досуга.

Пятница «Загадки и отгадки»

Игра «1,2,3, головной убор назови», Игра «Что еще имеет шляпку».

«Загадки и отгадки»

Составляем описательный рассказ «Все головные уборы мне надоели, кроме….»

Стихотворение «Примерка шляп»

Г. Бакунина

Семейный досуг «Все дело в шляпе»


                                                                                                                     Приложение 1

Игра «Скажи по-другому».

Цель – упражнение в подборе прилагательных.

Шапка из меха – меховая шапка,

Панама из ситца – ситцевая панама,

Шапочка, связанная из шерсти – шерстяная шапка.

П/и «Колпачок»

Цель: развитие коммуникативных навыков.

Колпачок, колпачок, тоненькая ножка.

Мы тебя кормили, мы тебя поили.

На ноги поставили, танцевать заставили.

Танцуй сколько хочешь, выбирай кого захочешь.

Игра на развитие фонематического слуха «Маленький ежик»

Цель: учить подбирать слова на заданный звук.

Спрятался ловко в моем кулачке,

Маленький ежик в большом колпаке,

Будет сидеть он там долго и ждать,

Несколько слов на звук(…),

Скажем 5.

Игра «Живая шляпа»

Цель: развитие мелкой моторики.

К маленьким шляпкам привязывают ленточки с карандашом. Нужно закрутить ленточку на карандаш как можно быстрее. Кто первым закрутил – выиграл.

Игра «Какой головной убор исчез»

Цель: развитие внимания.

Нужно назвать карточки с каким головным убором не стало на столе.

П/и «Наши шляпы»

Цель: развитие ловкости и быстроты реакции.

Дети кладут себе на голову платок и  идут в рассыпную на носочках, ровно держа спину. Говорят слова: Наши шляпы удивительны, Наши шляпы восхитительны, 1,2,3 стряхни.

Игра «Подбери головной убор»

Цель: развитие логики и быстроты реакции.

Читается стихотворение – загадка. Из предложенных карточек нужно выбрать ту, на которой изображен головной убор человека этой профессии и назвать его.

Игра «Назови ласково»

Нужно ласково назвать головной убор.

Игра-эстафета «Все дело в шляпе»

Объяснения детям: В старину, когда почты еще не существовало, документы доставляли гонцы. Чтобы не потерять важные бумаги они засовывали их под подкладку шапки. Так самые важные дела находились в шляпах.

Делимся на 2 команды и передаем шляпы с важной информацией. Победила  команда, которая быстрее передала шляпу.

Игра «Что еще имеет шляпку»

Нужно назвать предметы которые имеют шляпку ( гвоздь, гриб…).

Игра «1,2,3, головной убор назови»

Цель: развитие внимания.

Показываются карточки с головными уборами, нужно правильно и быстро его назвать. Потом ложиться несколько карточек нужно назвать какого головного убора не стало.

                                                                                                                     Приложение 2

«Шляпы из чемодана»

В группе дети находят чемодан, в котором много головных уборов. Рассматривают их. Выясняют, как называется, кто может быть его хозяином. Определяют, из какого материала сделан, и куда его можно одеть.

«Шляпы из сказок»

Рассматриваем иллюстрации к сказкам, герои которых, нося головные уборы. И отгадываем загадки про них:

Наряд мой пестрый,

Колпак мой острый,

Мои шутки и смех

Веселят всех.

В гости к бабушке пошла,

Пироги ей понесла.

Серый Волк за ней следил,

Обманул и проглотил.

Лечит маленьких детей,

Лечит птичек и зверей,

Сквозь очки свои глядит

Добрый доктор…

С кем Мороз играет в прятки,

В белой шубке, в белой шапке?

Знают все его дочурку,

И зовут ее…

«Пословицы, поговорки, крылатые выражения о головных уборах»

Знакомство с пословицами: По Саньке и шапка. Шапку в охапку и бегом. Все дело в шляпе. Рассуждаем когда и почему так говорят.

«Какие головные уборы носят люди разных профессий»

Рассматриваем картинки с разными профессиями.

Обсуждаем, какие головные уборы носят люди разных профессий.

«Загадки и отгадки»

Учимся отгадывать загадки о головных уборах.

В странах, весях, городах,

В королевствах, во дворцах

Жили-были короли.

И царицы, и цари

Восседали в чем на троне? -

В золотой своей... (короне)

                                                                                                                     Приложение 3

Оригами «Колпачок»

 

«Шляпа злой волшебницы и доброй феи»

Детям предлагается раскрасить силуэты шляп, чтобы было понятно кому она принадлежит.

Оригами «Пилотка»

 

Составляем описательный рассказ «Все головные уборы мне надоели, кроме….»

Нужно составить продолжение описательного рассказа про головной убор.

                                                                                                                     Приложение 4

Стихотворение Н. Костоусовой «О головных уборах»

Всем известно это, с очень давних пор,

Защищает голову головной убор.

Дело в шляпе, дело в шляпе,

Шляпа модная на папе.

Маме солнышко мешает.

Мама шляпку одевает.

Шьёт на табурете

Бабушка в берете.

На охоте дед давно.

В шляпу вставлено перо.

У сестрёнки метко ,

К каждой майке кепка.

А в безбойке, набекрень,

Брат шатается весь день.

Спит малышка крепче,

На головке чепчик.

Начищает бляшки

Служащий в фуражке.

Чтоб солдат в окопе спал,

Камень в голову не пал.

Тут уж без прикраски,

Требуется каска.

В ушанке служит сибиряк,

Без неё ему никак.

В увольнении моряк,

Безкозырка, якоря.

На подводной лодке,

Дневальные в пилотке.

Врага находят рьяно,

Разведчики в бондано.

Смирно-всем войскам сказал,

В папахе главный генерал.

Покоряет целый мир

Удивительный факир.

Из целиндра, глазки сжав,

Появляется удав.

Выйдет клоун к нам с поклоном,

У него берет с помпоном.

Прячет лысину старик,

Новый у него парик.

У невесты есть фата,

В тюбитейке гость с утра.

Шапка, капюшон, колпак,

Головной убор - вот так!

В. Берестов «Шапка»

– Шапка, шапка, где была?

– Я была в кино.

– Что ж ты, шапка, видела?

– Было так темно…

Задремала я нечаянно

На коленях у хозяина.

– Шапка, шапка, где была?

– В цирке шапито.

– Что ж ты в цирке видела?

– Шапки да пальто,

Номерки, зонты и палки –

Всё, что было в раздевалке!

Стихотворение «Примерка шляп» Г. Бакунина

Вика шляпы примеряет

Толк и цену каждой знает.

Для тепла - вот эта шляпа.

В холод носит ее папа.

Эта, важная из меха -

Для достижения успеха.

Тоже папина она -

Издалека всем видна.

А эта вот, не важная -

Легкая, бумажная.

Во время ремонта можно надеть,

Надо ее в каждом доме иметь.

Вот - нарядная мамина шляпка,

А это смешная дедулина шапка.

Шляпа такая - от солнышка спрячет.

Для лета она, потому всех и ярче.

Эта - бабулина, очень симпатичная.

А вот и Викулина шляпа - девичья.

Перемерила не мало

И немножечко устала.

 Много шляп, а я – одна.

    Что-то выбрать я должна?

                                                                                                                     Приложение 5

Мастер класс «Родители+дети+педагоги=Могут все»

Разные семьи объединяются в команды. Выбирают шляпку. Нужно украсить шляпку так, чтобы она стала неповторимой, отображала увлечения и любимые цвета авторов. Предлагаются разные материалы для декора. Каждая команда придумывает имя для шляпки. Перед командами ставиться задачи придумать конкурс с этой шляпой для семейного досуга.

Семейный досуг «Все дело в шляпе».

  1. Дефиле «О-ля-ля, такая шляпка у меня.
  2. Озвучивание номинаций, присуждаемых каждой шляпе.
  3. Танец в чепчиках.
  4. Конкурс «Фанты». В шляпу собираются маленькие личные вещицы. Чью вещь достали, тому дается задание смешное.
  5. Конкурсы, придуманные родителями.
  6. Конкурс «Шляпа умеющая читать мысли». Шляпа подносится к чьей-нибудь голове. В это время включается смешная фраза из мультфильмов. Эта фраза – мысли человека в этот момент.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказочные соревнования или все дело в шляпе

Спортивный праздник с родителями, посвященный Дню защитника Отечества для старших и подготовительных групп...

Все дело в шляпе

Развлечение для детей старшего дошкольного возраста.Создать у детей радостное и веселое настроение, формировать представление об истории головных уборов, об их назначении....

Презентация проекта "Дело в шляпе"

Познакомить детей старшего дошкольного возраста с назначением головных уборов....

проект "все дело в шляпе"

Данная разработка содержит материал из опыта работы воспитателей старшей группы по использованию метода проектов в работе с дошкольниками. Цель данного проекта – расширение кругозора детей 5–6 лет и р...

Проект "Все дело в шляпе"

Проект посвящён укреплению эмоционально – позитивных межличностных отношений детей и родителей в процессе изготовления шляпы, формированию представлений об истории моды головных уборов....

Выставка шляп "Всё дело в шляпе"

Выставка шляп «Всё дело в шляпе»Замечательная пора – весёлое и беззаботное детство. «Вот только где оно живёт?» - спросите Вы. Ответа проще и быть не может - конечно же, в детском саду, где много радо...