Особенности восприятия и понимания дошкольниками старшего возраста эмоционального состояния человека.
консультация (старшая группа) на тему

Одной из основ взаимопонимания и взаимопринятия людьми друг друга является их способность воспринимать, распознавать и понимать экспрессивные движения и поведение людей. В связи с этим весьма актуальна проблема формирования у ребенка эмоционально- перцептивных способностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vedushchuyu_rol_v_ponimanii_rebenkom_cheloveka.doc28.5 КБ

Предварительный просмотр:

Ведущую роль в понимании ребенком человека, в дошкольном возрасте, как указывает М.И.Лисина, несут экспрессивно-мимические акты. Какой бы ни была форма общения ребенка с окружающими людьми, необходимым средством его остается экспрессия. В ходе развития форм общения, усложнения его содержания, в результате накопления ребенком опыта переживаний, формирования чувств его представления о человеке из глобальных, аморфных становятся более полными и четкими. В образе человека- объекте восприятия- выделяются ребенком какие-то постоянные свойства и признаки, помогающие ему понять переживаемые им отношения к окружающему. Весьма существенным является вопрос о том, какой из элементов экспрессии человека является наиболее информативным в опознании эмоций. Многие исследователи считают основными опорными элементами мимику и позу. Однако большинство ученых на основании проведенных исследований утверждают, что в процессе восприятия человека и его эмоционального состояния субъект ориентируется прежде всего на его лицо  (А.А.Бодалев, Т.Б.Королькова, И.А.Сикорский, и др.). Эстетические особенности лица, его анатомическая структура, экспрессия определяют коммуникативные свойства лица как «инструмента» общения. В лице центром оказываются чаще всего глаза. Вопрос о том, что в человеке является для детей наиболее значимыми или сильно действующим сигналом, на который реагируют в первую очередь, изучался многими исследователями: Ч.Дарвином, К.Изардом, Е.К.Кавериной, М.И.Лисиной и др.

Ученые экспериментально доказали, что положительная эмоциональная реакция у ребенка проявляется  прежде всего на лицо человека. Этот вывод подтверждается и особенностями первых изображений детьми человека. Это, как известно, «головоноги», где изображаются важные, действующие части тела и, в первую очередь, большая голова. А на ней глаза и рот. О том, что «человеческое лицо является мощным стимулом социального развития детей», указывал К.Изард в своем труде «Эмоции человека». Данные многих отечественных исследователей- М.П.Денисовой, М.Ю.Кистяковой, Н.Л.Фигурина, Н.М.Щелованова и др.- позволяют утверждать, что взор ребенка привлекает не просто лицо человека, а его выражение. Другие же экспрессивные особенности- поза. Походка, голос, речь- выделяются ребенком реже и выступают в качестве сигналов в более поздних возрастах.

Работ, направленных на изучение понимания дошкольниками экспрессии, не так много. Это исследования К.Гейтса, А.С.Золотняковой, Т.А.Репиной, Е.Ш.Решко. Названными авторами определена степень доступности пониманию дошкольников различных видов эмоций. Так, по данным К.Гейтса оказалось, что эмоцию радости узнают дети до 3 лет, печали- в 5 лет, гнева- в 7 лет, страха и ужаса- в 9-10 лет, удивления- в 11 лет, презрения- в 14 лет. В исследованиях Т.А.Репиной и А.С.Золотняковой получены результаты, свидетельствующие о более низких возрастных границах понимания эмоции печали, гнева, удивления. В ряде работ указаны некоторые весьма общие особенности в восприятии детьми человека и его состояний: фрагментарность, слитность, схематизм, ситуативность и др., по существу подтверждаются общие характеристики перцептивной деятельности дошкольников. Вряд ли их можно считать возрастными нормативами восприятия и понимания эмоций.

Особенности понимания экспрессии человека обычно изучаются при восприятии ребенком произведений искусства, картин, иллюстраций. Фотографий и других изображений человека, т.к. исследователями доказано, что восприятие детьми эмоционального состояния человека в процессе непосредственного общения с ним затруднено из-за мимолетности экспрессии. Изучение эмоций усложняется тем, что они чаще всего проявляются в комплексе и в сочетании с другими проявлениями личности. Обособленно они существуют в течение очень короткого времени. Поэтому многими исследователями также изучались эмоции, зафиксированные на специально подобранных фотографиях и художественных репродукциях. Кроме того. Исследованиями Т.Б.Корольковой установлено, что процесс восприятия детьми человека, отображенного в произведениях изобразительного искусства, не приобретает художественной специфики, т.к. дети не знакомы с особенностями «языка» искусства и не умеют «читать» художественное  изображение человека. Формирование образа идет в направлении социально-психологической интерпретации личности изображенного человека.

В исследованиях ученых определены или же предполагаются некоторые условия понимания детьми эмоционального состояния изображенного человека. Подчеркивается роль опыта общения ребенка в эффективности понимания им эмоционального содержания картинки, значение опыта собственных переживаний, характер и степень развития чувств дошкольника в опознании экспрессии воспринимаемых людей. Степень владения речью, яркость и интенсивность выражения экспрессии, уровень психического развития ребенка и его индивидуальные особенности.

Проведенными ранее исследованиями доказано. что есть девять фундаментальных, основных эмоций. Выражение которых является универсально понимаемыми всеми людьми, независимо от развития культур, интеллекта, принадлежности к той или иной национальности. К таким эмоциям относятся: радость, грусть, гнев, страх, удивление, интерес, отвращение, презрение, стыд.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности восприятия и понимания детьми литературных произведений разных жанров.

В современной психологии и социологии  чтения термин« читатель»   распространяется  и  на  ребёнка   ─  дошкольника,  не  умеющего...

Особенности восприятия и понимания картин детьми дошкольного возраста.

Особенности восприятия и понимания картин детьми дошкольного возраста....

Особенности восприятия и понимания русских народных сказок детьми старшего дошкольного возраста

В восприятии сказки участвуют все познавательные процессы: память, мышление, воображение. Слушая литературное произведение, ребенок не видит перед собой описываемые события. Он их должен представить, ...

ТРИЗ. Технологические карты "Ознакомление с возможностями органов восприятия и эмоциональным состоянием человека".

Данная презентация заинтерисует прежде всего воспитателей, практикующих использование ТРИЗ-технологий в своей работе. В презентации подробно описано, как знакомить детей с анализаторами - слуховым, зр...

Технологические карты «Ознакомление с возможностями органов восприятия и эмоциональным состоянием человека (с 2,5 лет)

Человек познает мир различными средствами и способами, но первые шаги знакомства с окружающим миром позволяют нам сделать органы чувств, наши «помощники умной головы». Именно они дают возм...

Методическая разработка "Использование элементов технологии продуктивного чтения-слушания для формирования навыка восприятия и понимания текста старшими дошкольниками

Какой родитель не мечтает,чтобы его ребенок хорошо учился в школе? Для решения данной задачи используются различные средства и способы. Работая во взамосвязи с родителями (законными представителями) п...

Особенности восприятия и понимания русских народных сказок детьми дошкольного возраста

В восприятии сказки участвуют все познавательные процессы: память, мышление, воображение. Слушая литературное произведение, ребенок не видит перед собой описываемые события. Он их должен представить, ...