Технологические карты «Ознакомление с возможностями органов восприятия и эмоциональным состоянием человека (с 2,5 лет)
методическая разработка по окружающему миру

Владимирова Людмила Владимировна

Человек познает мир различными средствами и способами, но первые шаги знакомства с окружающим миром позволяют нам сделать органы чувств, наши «помощники умной головы». Именно они дают возможность воспринять многообразие мира, а настроение дает окраску процессу познания. Чем быстрее у маленького ребенка сформируется понятие о том, что у человека есть такие средства восприятия, как глаза, уши, нос, язык, руки, тем более внимательным и бережливым он будет к своим органам чувств. Главное, он будет учиться некоторым операциям рефлексии, то есть пониманию, какой орган чувств дает информацию его мозгу и каким способом эту информацию можно проверить и использовать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskie_karty_triz.docx78.14 КБ

Предварительный просмотр:

Технологические карты «Ознакомление с возможностями органов восприятия и эмоциональным состоянием человека (с 2,5 лет)

  • Человек познает мир различными средствами и способами, но первые шаги знакомства с окружающим миром позволяют нам сделать органы чувств, наши «помощники умной головы». Именно они дают возможность воспринять многообразие мира, а настроение дает окраску процессу познания. Чем быстрее у маленького ребенка сформируется понятие о том, что у человека есть такие средства восприятия, как глаза, уши, нос, язык, руки, тем более внимательным и бережливым он будет к своим органам чувств. Главное, он будет учиться некоторым операциям рефлексии, то есть пониманию, какой орган чувств дает информацию его мозгу и каким способом эту информацию можно проверить и использовать.
  • Цель: способствовать осознанному отношению к органам восприятия. Дать понятие о том, что у человека есть мозг, который получает информацию от «помощников» (анализаторов).  Создать условия для понимания детьми того, что восприятие окружающего зависит от настроения, чувств и свойств характера человека.
  • Наглядность: на универсальном пособии представлен образ человека с обозначенными органами чувств (глаза, уши, нос, руки, язык). В районе груди схематическое изображение сердца.
  • Рекомендации: образ человека на универсальном пособии может быть любого возраста и пола, реальный или сказочный.

Технологическая карта ознакомления с возможностями тактильного анализатора.

«Руки – помощники умной головы»

*   Предложить детям показать свои руки, сосредоточить на них внимание,

     повторить фразу, сказанную воспитателем:

    «У нас есть руки, и ими можно трогать объекты. Руки могут ощущать».

  • Организовать процессы обследования объектов руками. Предложить детям повторять фразы:

     «Руки – помощники умной головы»

     «Руки трогают, а голова понимает признаки объектов»

     «Руки ощущают значения признаков: температура, влажность, рельеф, форма и т.д.».  (Фраза сообщается после ознакомления детей с именами признаков: температура, влажность, рельеф, форма и т. д.)

  • На универсальном пособии у человека найти руки и предложить детям самостоятельно рассказать об их возможностях.
  • Во время любой деятельности предлагать детям закрепить понятие о том, что у человека есть руки и они могут дать умной голове информацию о значениях признаков. На основе полученной информации у человека появляются мысли.
  • Самостоятельная исследовательская деятельность ребенка сопровождается речевыми оборотами, связанными с информацией, полученной с тактильного анализатора.

 

    Примечание. 

  •      Возможности тактильного анализатора расширяются за счет присутствия его на коже человека. В частности  полость рта является не только вкусовым органом чувств, но и тактильным. Важно, чтобы дети старшего дошкольного возраста понимали разность вкусовых и тактильных ощущений, появляющихся в полости рта. Например: положив кусочек хлеба в рот, ребенок может рассуждать: «По вкусу хлеб немножко кислый, не соленый (вкусовой анализатор), а еще он сухой и колючий (тактильный анализатор)».

Технологическая карта ознакомления с возможностями зрительного анализатора.

«Глаза – помощники умной головы»

  • Предложить детям посмотреть в зеркало на свои глаза, сосредоточить на

них внимание, повторить фразу, сказанную воспитателем: «У нас есть глаза, и ими

можно увидеть объекты. Глаза могут ощущать».

  •  Организовать процессы рассматривания объектов глазами. Предложить детям повторять

 фразы:

 *    «Глаза – помощники умной головы»

 *   «Глаза смотрят, а голова «видит» и понимает  признаки объектов»

 *  «Глаза ощущают значения признаков: цвет, форма, размер и т.д.» (Фраза сообщается после ознакомления      детей с именами признаков: цвет, размер, форма и т. д.)

  • На универсальном пособии у образа человека найти глаза и предложить детям самостоятельно рассказать об их возможностях.
  • Во время любой деятельности предлагать детям закрепить понятие о том, что у человека есть глаза и они могут дать голове информацию о значениях признаков. У человека на основе полученной информации появляются мысли.
  •  Самостоятельная исследовательская деятельность ребенка сопровождается речевыми оборотами, связанными с информацией, полученной со зрительного анализатора.

 Примечание.

     Зрительный анализатор дает большое количество информации человеческому мозгу. В то же время       достоверность информации проверяется другими анализаторами или исследовательскими действиями.

Например:

*  глаза человека дают информацию, о том, что хвойный  лес вдалеке голубого цвета. Необходимо подойти поближе и увидеть изменение цвета;

  • стол кажется мокрым, такую информацию дает зрительный анализатор. Надо потрогать рукой, чтобы убедиться в обратном: стол сухой, но блестящий. Фиксируется обман зрения, рука – контролер правильности воспринимаемых ощущений.

Технологическая карта ознакомления с возможностями слухового анализатора.

«Уши – помощники умной головы»

* Предложить детям посмотреть в зеркало на свои уши, сосредоточить на них

внимание, повторить фразу, сказанную воспитателем: «У нас есть уши, и ими можно

слушать звуки, которые издают объекты. Уши могут ощущать».

* Организовать воспроизведение звуков разными объектами. Предложить детям

повторять фразы:

     «Уши – помощники умной головы»

     «Уши слушают, а голова «слышит» и понимает признаки звуков».  

* На универсальном пособии у образа человека найти уши и предложить детям самостоятельно рассказать об их возможностях. (Фраза сообщается после ознакомления детей с именем признака звук и его значениями: громко – тихо, высоко – низко  и т. д.)

* Во время любой деятельности предлагать детям закрепить понятие о том, что у человека есть уши и они могут дать голове информацию о значениях признаков звука. У человека на основе полученной информации появляются мысли

* Самостоятельная исследовательская деятельность ребенка сопровождается речевыми оборотами, связанными с информацией, полученной со слухового анализатора.

Примечание.

   При описании звуков важно использовать прилагательные, характеризующие звук.

Например:

* стул упал, и мы услышали глухой, громкий звук;

* металлофон издает звонкий и разный по громкости звук, если использовать специальные молоточки.

* Звуки издают все объекты при взаимодействии с другими объектамиили воздействии на них. Слуховой анализатор человека имеет ограниченные возможности, поэтому мы слышим не все звуки.

Технологическая карта ознакомления с возможностями вкусового анализатора.

«Язык – помощник умной головы»

* Предложить детям посмотреть в зеркало на свой язык, сосредоточить на нем

внимание, повторить фразу, сказанную воспитателем: «У нас есть язык, и им можно

пробовать объекты на вкус. Язык может ощущать вкус».

* Организовать процессы определения вкуса съедобных объектов. Предложить детям повторять фразы:

      «Язык – помощник умной головы»

      «Язык  пробует, а голова понимает значения  признака «вкус» у объектов» (Фраза сообщается после ознакомления детей со значениями  признака вкус: кислый, сладкий, приятный  и т. д.)

* На универсальном пособии у образа человека найти язык и предложить детям самостоятельно рассказать о его возможностях.

* Во время любой деятельности предлагать детям закрепить понятие о том, что у человека есть язык и он может дать голове информацию о значениях  признака «вкус». У человека на основе полученной информации появляются мысли.

* Самостоятельная исследовательская деятельность ребенка сопровождается речевыми оборотами, связанными с информацией, полученной с вкусового  анализатора.

Примечание:

Полость рта является не только вкусовым органом чувств, но и тактильным анализатором. Важно, чтобы дети старшего дошкольного возраста понимали разность вкусовых и тактильных ощущений, появляющихся в полости рта. Например: положив кусочек хлеба в рот, ребенок может рассуждать: «По вкусу хлеб немножко кислый, не соленый (вкусовой анализатор), а еще он сухой и колючий (тактильный анализатор)».

Технологическая карта ознакомления с возможностями обонятельного анализатора.

«Нос – помощник умной головы»

* Предложить детям посмотреть в зеркало на свой нос, сосредоточить на нем свое

внимание, повторить фразу, сказанную воспитателем: «У нас есть нос, и им можно

нюхать объекты. Нос может ощущать запах».

* Организовать процессы обследования запахов объектов носом. Предложить детям повторять фразы:

      «Нос – помощник умной головы»

      «Нос нюхает, а голова понимает  значения  признака «запах» у объектов» (Фраза сообщается после  ознакомления детей со значениями признака запах: резкий, слабый, химический, ванильный и т. д.)

* На универсальном пособии у образа человека найти нос и предложить детям самостоятельно рассказать о его возможностях.

* Во время любой деятельности предлагать детям закрепить понятие о том, что у человека есть нос и он может дать голове информацию о значениях признака «запах». У человека на основе полученной информации появляются мысли.

* Самостоятельная исследовательская деятельность ребенка сопровождается речевыми оборотами, связанными с информацией, полученной с обонятельного анализатора.

Примечание:

Запахом обладает любой объект окружающего мира. Возможности обонятельного анализатора у человека ограничены. При описании значений признака «запах» целесообразно использовать прилагательные: лимонный, бензиновый и т.д. запахи.

Технологическая карта ознакомления с миром эмоций.

«Сердце дарит нам настроение»

* Предложить детям определить свое настроение или настроение кого-либо (реальный

объект или объект на картине). Повторить фразу, сказанную воспитателем: «У нас есть

настроение, и оно идет от сердца. Сердце может подсказать нам наше настроение». Организовать

процессы обследования признаков объектов различными анализаторами, при условии разности

настроений. Предложить детям повторять фразы:

      «Когда мне весело, то солнце светит ярче, а мороженое вкуснее».

      «Когда мне грустно, то вид игрушки мне не нравится, а суп пахнет не    вкусно».    

      «Настроение улучшает или ухудшает значения признаков для меня».

      «Одно и то же значение какого-то признака может восприниматься по -  разному, в зависимости от настроения».

* На универсальном пособии (у образа человека) найти сердце и предложить детям самостоятельно рассказать о возможных настроениях человека.

* Во время любой деятельности предлагать детям закрепить понятие о том, что у человека есть настроение и от него зависит степень восприятия значений признаков объектов. У человека в зависимости от эмоционального состояния появляются мысли.

* Самостоятельная исследовательская деятельность ребенка сопровождается речевыми оборотами, связанными с эмоциональным отношением к информации, полученной с  анализаторов.

Примечание:

* Целесообразно воспитателю собрать копилку свойств характера, эмоциональных характеристик человека. С помощью них проводить тренинги с детьми старшего дошкольного возраста: например, свойства характера –  злобность (злая баба Яга) и добродушие (Дюймовочка) воспринимает одни и те же значения признаков объекта (Аленький цветочек) по-разному. Баба Яга, смотря на цветок, злится и ненавидит алый цвет и душистый запах, а Дюймовочка радуется яркому цвету и цветочному запаху.

* Необходимо обсуждать с детьми значение признаков объектов при разных эмоциональных состояниях и не видеть проблемы в признаке объекта. Проблема в эмоциональном состоянии человека: надо уметь менять точку зрения на события и понимать свое настроение.

 

материалы методического комплекса по освоению детьми способов познания

Т.А. Сидорчук  «Я познаю мир».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Ознакомление детей с органами восприятия и ощущения".

Конспект НОД для детей старшей группы....

Особенности восприятия и понимания дошкольниками старшего возраста эмоционального состояния человека.

Одной из основ взаимопонимания и взаимопринятия людьми друг друга является их способность воспринимать, распознавать и понимать экспрессивные движения и поведение людей. В связи с этим весьма актуальн...

ТРИЗ. Технологические карты "Ознакомление с возможностями органов восприятия и эмоциональным состоянием человека".

Данная презентация заинтерисует прежде всего воспитателей, практикующих использование ТРИЗ-технологий в своей работе. В презентации подробно описано, как знакомить детей с анализаторами - слуховым, зр...

Мастер класс для родителей «Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с возможностями органов восприятия человека».

Цель: способствовать осознанному отношению к органам восприятия. Дать понятие о том, что у человека, есть мозг, который получает информацию от «помощников» (анализаторов). Создать условие ...

«Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с возможностями органов восприятия человека».

Технологическая картанепрерывной образовательной деятельностипо образовательной области «Познавательное развитие» Тема: «Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраст...

Интерактивная беседа "Восприятие оттенков эмоционального состояния"

Конспект занятия для дошкольников "Восприятие оттенков эмоционального состояния"...