Главные вкладки

    Педагогический проект Сказка - как средство экономического воспитания дошкольников. «Королева Экономика»
    проект (подготовительная группа) на тему

    Татьяна Петровна Шпехт

    Цель:  развитие познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon proekt_skazka.doc58 КБ

    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА

    №48 «Золотой петушок»

    Педагогический проект

    Сказка - как средство экономического воспитания дошкольников.

    «Королева Экономика»

    г. Нижневартовск

    Педагогический проект

    Сказка - как средство экономического воспитания дошкольников.

    «Королева Экономика»

    Цель:  развитие познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению.

    Задачи:

    • расширить круг представлений о мире, человеческих отношениях;

    •  развитие в ребенке понимания внутреннего мира людей;  
    •  пробудить фантазию, творческую активность, новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям.

    Продолжительность проекта:

    долгосрочный (2 года старший дошкольный возраст).

    Паспорт проекта

    Тип проекта – познавательный

    По предметно-содержательной области – общество – культурные ценности

    По характеру участия – ребенок участник

    По количеству участников – групповой

    Форма представления – презентация

    Актуальность проекта:

    Экономико-образовательная деятельность помогает детям понимать и ценить окружающий и предметный мир, приобретать с детства способы и формы разумного поведения, умение вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях, развивать разумные потребности.

    Пониманию многих экономических явлений, развитию познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению в значительной степени способствует сказка. «Сказка для ребенка такое же серьезное и настоящее дело, как игра: она нужна ему для того, чтобы определиться, чтобы изучить себя, измерить, оцепить свои возможности» (Джанни Родари).

    Сказка занимает особое место в жизни ребенка. Потребность в ней сохраняется у него на многие годы. Мы осуществили анализ литературы по проблеме исследования, конкретизировать содержание понятий «экономическое воспитание», «экономическая культура».

    Сказка является предметом многих психолого-педагогических исследований, в которых раскрываются различные аспекты: сказка как литературный жанр и ее жанровые признаки; особенности восприятия сказочных произведений детьми дошкольного возраста; возможности использования сказки в образовательном процессе дошкольного учреждения; специфика и варианты применения разнообразных методических приемов работы со сказкой и др. (В.Я. Пропп, Дж. Родари, Л.А. Вепгер, В. Кудрявцев, Л.М. Гуревич, Н.А. Рыжова, Л.Б. Фесюкова, А.Д. Кошелева, А. Удо- венко, О.Н. Сомкова, О.В. Акулова и др.).

    Любая сказка (народная, авторская) «обучает» и «воспитывает», т.е. несет в себе большой образовательный и воспитательный потенциал.

    В экономическом воспитании дошкольников необходимо особый акцент сделать на его взаимосвязи с нравственным воспитанием. В условиях капитализации экономики представления подрастающего поколения о справедливости, честности часто смещаются в сторону вседозволенности, стяжательства, эгоизма и стремления разбогатеть любой ценой. Период старшего дошкольного детства является наиболее благоприятным для формирования первоначальных представлений о морально- правовых основах рынка, которыми, по мнению Б.Т. Лихачева, являются «простые нормы человеческой морали: честность, прочность и надежность данного слова; вежливость, уважение к сотруднику, партнеру, потребителю» (Лихачев Б.Т. Рыночные отношения и воспитание // Воспитание школьников. 1991, № 5. С. 56). Именно в дошкольном возрасте начинают формироваться нравственные чувства, имеющие важное значение для развития порядочных взаимоотношений. Искреннее отношение взрослых к кому или чему-либо вскоре становится и отношением детей к этим же людям и явлениям, выражаясь в соответствующих нравственно направленных чувствах. Замечается деятельное стремление оказать взаимопомощь и поддержку. Возникновение дружбы между детьми, заботливого отношения друг к другу происходит на основе начальных форм экономически значимого чувства долга и ответственности.

    Представление о нравственности у дошкольников богаче и правильнее, чем их поведение. Личный нравственный, а тем более экономический опыт детей ограничен, поэтому задачей родителей и педагогов является создание таких воспитывающих ситуаций, которые способствовали бы обогащению нравственно-экономического опыта дошкольников, формированию нравственно-экономических привычек. Самое главное, утверждает А.С. Белкин, помнить, что нравственные представления не закладываются взрослым в голову ребенка, а формируются в его сознании на основе определенной последовательности умело направленных поступков. «Бесконечные наставления, назидания напоминают дождь, падающий на почву, в которую не брошены зерна» (Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Изд. центр «Академия», 2000).

    Формирование нравственных взглядов, убеждений, идеалов, определяющих повседневное поведение человека, осуществляется в условиях морального выбора в поведении и деятельности. В старшем дошкольном возрасте дети начинают осознавать тот факт, что отношения между людьми строятся на основе моральных норм, при этом отношение дошкольников к моральным нормам отличается следующими особенностями: большим интересом к содержанию моральных правил поведения, отсутствием негативного отношения к правилам морали, бескомпромиссностью в нравственных требованиях к другим (см. там же).

    Аналогичные выводы были сделаны Л. Кольбергом, исследовавшим отношение детей к моральным дилеммам. В проводимом им эксперименте ребенок ставился в ситуацию воображаемой моральной дилеммы, участником которой не был, но мог оценить положение человека, для которого следование нормам морали оборачивалось конфликтом с окружающими людьми, противоречило их интересам. Детям нужно было оценить конкретный поступок человека как хороший или плохой. Результаты исследования показали, что для ребенка дошкольного возраста «вести себя правильно» значит «отвечать ожиданиям других, доставлять другим радость» (Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студентов вузов. М.: Изд. центр «Академия»; Раритет, 1997. С. 497). Эта ориентация на правильность как соответствие некоторому образцу (поведения, чувства, действия) делает дошкольников сензитивными к усвоению моральных требований, к сознательному освоению норм нравственности.

    А мы считаем, что именно сказка позволяет педагогам формировать нравственные взгляды детей.

    У сказки множество функций:

    • сказка помогает реализовать эмоциональные и познавательные потребности ребенка;

    • расширяет круг представлений о мире, человеческих отношениях, позволяет выделить существенное, характерное в объекте (будь то предмет или нравственное качество), знакомит с лексическими особенностями народного и литературного языка;

    • способствует развитию в ребенке понимания внутреннего мира людей;

    • пробуждает фантазию, творческую активность, новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям;

    • помогает формировать внутреннюю психическую активность ребенка, умение мысленно действовать в воображаемой ситуации, умение предвидеть последствия предполагаемых действий, устанавливать причинно-следственные связи во взаимоотношениях между людьми;

    • помогает преодолеть негативные стороны формирующейся личности и т.д.

    Как показывает практика, использование сказки в педагогическом процессе многопланово: в целях речевого развития дошкольников (О.С. Ушакова, Н.В. Гавриш, Л.М. Гуревич, О.Н. Сом- коваи др.), математического развития (Т.И. Ерофеева, Л.Н. Павлова, В.Л. Новикова, Л.Н. Вахрушева и др.), экологического образования (Н.А. Рыжова, Е.Н. Синицына, Р.Ю. Посылкииа и др.).

    Работы О.И. Меньшиковой, Т.Л. Поповой, Л.В. Кнышовой, И.М. Котюсовой, Р.С. Лукьяновой и др. доказывают целесообразность применения сказки в экономическом воспитании детей.

    Вместе с тем до настоящего времени отсутствуют научно обоснованные рекомендации по использованию сказки с целью ознакомления дошкольника с азами экономики, нет системы работы с данным жанром в плане развития личности ребенка-дошкольника.

    В связи с этим необходимо решить следующие задачи:

    1.Построить систему применения сказок, позволяющую вводить детей в новую – экономическую – сферу социальной жизни людей и способствующую формированию нравственных качеств, необходимых в экономической деятельности.

    2.Разработать методику использования сказок в целях экономического образования старших дошкольников.

    Реализация первой задачи предполагает исследование сказочных произведений разных видов (народные сказки, авторские и др.), что позволит отобрать серию сказок, наиболее ценных с точки зрения как экономического содержания, так и решения задач нравственного воспитания.

    Народные сказки (сказки о животных, волшебные или фантастические, бытовые), аккумулировавшие вековой экономический опыт народа, используются, прежде всего, для воспитания таких «экономических» качеств личности, как хозяйственность, трудолюбие, старание, бережливость, прилежность, расчетливость и др., и для ознакомления с некоторыми экономическими категориями («труд», «производство», «распределение», «обмен» и др.).

    Каждая из авторских сказок может быть рассмотрена как мини- программа по ознакомлению детей с экономическими понятиями (И.В. Лисиц, В. Катаев, Э. Успенский, О.Н. Меньшикова, Т.А. Попова, Л.В. Кнышова, ТА. Смирнова и др.). Сказки указанных авторов в основном предназначены для детей младшего школьного возраста, так как они значительно сложнее по содержанию, больше по объему.

    И в народных, и в авторских сказках экономическое содержание развертывается перед детьми в виде проблемных ситуации, решение которых развивает логику, самостоятельность и нестандартность мышления, коммуникативно-познавательные навыки.

    Следующий этап работы заключается в детальном анализе содержания сказок, вычленении в них экономических категорий («деньги», «товар», «доход» и др.) и нравственных качеств личности, проявляющихся в различных ситуациях.

    Реализация второй задачи предполагает создание программы работы со сказкой экономического содержания.

    Основными педагогическими условиями построения системы экономического воспитания старших дошкольников на основе сказок являются:

    • использование сказки не только как средства «обучения» экономике, но и как средства развития личности;

    • организация комплексной работы со сказкой;

    • создание экономически развивающей среды в дошкольном учреждении.

    Выделено несколько групп сказок, ориентированных на освоение экономических понятий:

    •        сказки, раскрывающие потребности (в производстве и потреблении товаров, в их сбыте, распределении) и возможности их
    удовлетворения;

    • сказки, отражающие труд людей;

    • сказки, показывающие быт, традиции, особенности ведения домашнего хозяйства;

    • сказки, знакомящие с понятиями «деньги», «доходы», «расходы» и т.д.;

    • сказки, помогающие понять значение таких «экономических» качеств личности, как экономность, предприимчивость, расчетливость, практичность и др.

    В каждой сказке посредством дидактического структурирования выделяются основные экономические категории, социально-нравственные качества.

    Возможности применения сказок экономического содержания в педагогическом процессе ДОУ чрезвычайно широки: на занятиях (математика, развитие речи, экология и др.), в совместной деятельности взрослых и детей (сюжетно-дидактические игры, экскурсии и др.), в свободной деятельности самих детей (игры-драматизации по сюжетам сказочных произведений, изготовление аксессуаров для игр и др.).

    Полученные фактические данные подтверждают, что сказка является эффективным средством формирования у старших дошкольников экономической компетентности, первоначальных экономических знаний и умений, развития предпосылок экономического мышления, воспитания личностных качеств, эмоционального развития детей. Экономическое содержание осваивается не только со стороны его технологии, но, прежде всего, оно развивает системный взгляд на мир, формирует новую социо – культурную позицию ребенка.

    Для более прочного и глубокого усвоения экономических знаний мы так же использовали народные и авторские сказки:

    1. Чтение и обсуждение сказок о потребностях и возможностях.

    Народных: «Жадная старуха», «Иван-царевич и серый волк», «Как коза избушку построила».

    Авторских: А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», К.И.Чуковский «Телефон».

    2.Чтение и обсуждение сказок о труде.

    Народных: «Терем-теремок», «Хаврошечка», «Морозко», «Мужик и медведь» и др.

    Авторских: А.С.Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде», К.Д.Ушинский «Петушок и бобовое зернышко», К.И.Чуковский «Федорино горе».

    3.Чтение и обсуждение сказок о бартере.

    Народных: «Лисичка со скалочкой», «Мена», «Выгодное дело».

    Авторских: В.Катаев «Дудочка и кувшинчик».

    4.Чтение и обсуждение сказок о деньгах.

    Авторских: К.И.Чуковский «Муха-Цокотуха», Г. -Х. Андерсен «Огниво».

    5.Чтение и обсуждение сказок о рекламе.

    Народных: «Лиса и козел».

    Авторских: Г. -Х. Андерсен «Новое платье короля», Ш.Перро «Кот в сапогах», С.Михалков «Как старик корову продавал»

    6. Чтение и обсуждение сказок о купле-продаже.

    Народных: «Мальчик с пальчик», «Чудесная рубашка».

    Авторских: С.Т.Аксаков «Аленький цветочек»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Сказка как средство экономического воспитания дошкольников

    В материале представлены задачи экономических сказок, их функции. Предложены примеры сказок для экономического воспитания дошкольников...

    Консультация для воспитателей «Сказка – как средство экономического воспитания дошкольников»

    Консультация для воспитателей «Сказка – как средство экономического воспитания дошкольников»...

    Педагогический проект "Сказка как средство воспитания младшего дошкольника".

    В моем проекте раскрыта тема использования сказок в обучении и воспитании подрастающего поколения,т.к. сказка является одним из важнейших социально- педагогических средств формирования личности....

    Статья на тему "Сказка - как средство экономического воспитания дошкольников2

    Целью экномического воспитания детей дошкольного возраста является - познакомить детей с элементарными экономическими понятиями через сказку....

    Консультация для воспитателей «Сказка как средство экономического воспитания дошкольников».

    Необходимость привлечения дошкольников в экономику обусловлена тем, что жизнь в XXI веке обусловлена социально-экономическими отношениями. Дети вырастут и столкнутся в жизни с разными ситуациями, треб...

    Проект "Сказка как средство нравственного воспитания дошкольников"

    Проект направлен на нравственное воспитание дошкольников...