Консультация для воспитателей «Сказка как средство экономического воспитания дошкольников».
консультация

Петросян Ольга Ивановна

Необходимость привлечения дошкольников в экономику обусловлена тем, что жизнь в XXI веке обусловлена социально-экономическими отношениями. Дети вырастут и столкнутся в жизни с разными ситуациями, требующими самостоятельного принятия решений, а потому умением рационально использовать свое время и творчески мыслить. Сказка-особый литературный жанр и имеет большие дидактические возможности, и поэтому она должна помочь познакомить ребенка с проблемой экономического образования. Сказка способствует пониманию многих экономических явлений, развитию интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению. Каждая сказка (Народная или авторская) "учит и воспитывает", то есть, она имеет большой образовательный и воспитательный потенциал, в том числе формирование экономических знаний у детей дошкольного возраста. Будучи воспитателем, я сама решила задачу-сформировать у детей первичные экономические идеи, необходимые в практической деятельности и начало экономической культуры через сказку. 

  Я начала свою работу по экономическому образованию, изучая произведения разных сказок: народные сказки, авторские, что позволило мне выбрать ряд сказок, более ценных с точки зрения экономического содержания и решения проблем нравственного воспитания. 

      Как в фольклоре, так и в авторских рассказах экономическое содержание развивалось в виде проблемных ситуаций, решение которых развивало логику, самостоятельность и нетрадиционные мысли, коммуникативно-познавательные навыки.

     Почти все популярные истории (рассказы о животных, волшебные, фантастические, бытовые), которые накапливают древний экономический опыт людей, используются для воспитания нравственных качеств человека, таких как трудолюбие, доброта, справедливость, честность.

 Авторские сказки ориентированы прежде всего на детей старшего дошкольного возраста, потому что по содержанию они намного сложнее, объемнее. В них экономическое содержание возникает перед детьми в виде проблемных ситуаций, которые развивают логику, самостоятельность, нестандартное мышление, коммуникативные навыки и признание.

 

   

 

 Существует несколько групп сказок, ориентированных на основе экономических     понятий:

 -сказки, раскрывающиеся потребности (в производстве и потреблении товара, их сбыте, распределении) и возможности их удовлетворения: 

народные сказки: «Жадная старуха», «Иван-царевич и серый волк», «Как коза избушку построила».

А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

К.И. Чуковский «Телефон»

  - сказки, отражающие труд людей:

«Терем-теремок»

«Хаврошечка»

«Морозко»

«Мужик и медведь»

А.С.Пушкин «Сказка о папе и работнике его Балде»

К.Д.Ушинский «Петушок и бобовое зернышко»

К.И.Чуковский «Федорино горе»

  -сказки, помогающие  понять значение таких «экономических качеств личности, как экономичность, предприимчивость, расчётливость, практичность, хозяйственность, бережливость:

   это сказки о бартере:

народные сказки: «Лисичка со скалочной» 

 «Мена»

 «Выгодное дело»

В.Катаев «Дудочка  и кувшинчик»

сказки о деньгах:

К.И. Чуковский «Муха-Цокотуха»

Г.Х.Андерсен «Новое платье короля»

Ш.Перро «Кот  сапогах»

С.Михайлов «Как старик корову продавал».

Знакомя моих воспитанников с основами экономики через сказки, я учу детей не только слушать и рассказывать сказки, но и понимать содержание сказочных произведений, выражающих их эмоциональное отношение к сказочным персонажам, изучать способы общения с фантастическими персонажами, принимать ценные решения о действиях персонажей с" экономических " позиций.

  В заключение хочу отметить, что дошкольное детство восприимчиво к формированию личности ребенка. И я уверена, что сказка поможет сделать процесс экономического образования интересным и доступным

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_skazka.docx19.85 КБ

Предварительный просмотр:

   

Консультация для воспитателей

«Сказка как средство экономического воспитания дошкольников».








Выполнила воспитатель
МДОУ №28 «Петушок»
Петросян О.И.

 

Необходимость привлечения дошкольников в экономику обусловлена тем, что жизнь в XXI веке обусловлена социально-экономическими отношениями. Дети вырастут и столкнутся в жизни с разными ситуациями, требующими самостоятельного принятия решений, а потому умением рационально использовать свое время и творчески мыслить. Сказка-особый литературный жанр и имеет большие дидактические возможности, и поэтому она должна помочь познакомить ребенка с проблемой экономического образования. Сказка способствует пониманию многих экономических явлений, развитию интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению. Каждая сказка (Народная или авторская) "учит и воспитывает", то есть, она имеет большой образовательный и воспитательный потенциал, в том числе формирование экономических знаний у детей дошкольного возраста. Будучи воспитателем, я сама решила задачу-сформировать у детей первичные экономические идеи, необходимые в практической деятельности и начало экономической культуры через сказку.

  Я начала свою работу по экономическому образованию, изучая произведения разных сказок: народные сказки, авторские, что позволило мне выбрать ряд сказок, более ценных с точки зрения экономического содержания и решения проблем нравственного воспитания.

      Как в фольклоре, так и в авторских рассказах экономическое содержание развивалось в виде проблемных ситуаций, решение которых развивало логику, самостоятельность и нетрадиционные мысли, коммуникативно-познавательные навыки.

     Почти все популярные истории (рассказы о животных, волшебные, фантастические, бытовые), которые накапливают древний экономический опыт людей, используются для воспитания нравственных качеств человека, таких как трудолюбие, доброта, справедливость, честность.

 Авторские сказки ориентированы прежде всего на детей старшего дошкольного возраста, потому что по содержанию они намного сложнее, объемнее. В них экономическое содержание возникает перед детьми в виде проблемных ситуаций, которые развивают логику, самостоятельность, нестандартное мышление, коммуникативные навыки и признание.

   

 Существует несколько групп сказок, ориентированных на основе экономических     понятий:

 -сказки, раскрывающиеся потребности (в производстве и потреблении товара, их сбыте, распределении) и возможности их удовлетворения:

народные сказки: «Жадная старуха», «Иван-царевич и серый волк», «Как коза избушку построила».

А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

К.И. Чуковский «Телефон»

  - сказки, отражающие труд людей:

«Терем-теремок»

«Хаврошечка»

«Морозко»

«Мужик и медведь»

А.С.Пушкин «Сказка о папе и работнике его Балде»

К.Д.Ушинский «Петушок и бобовое зернышко»

К.И.Чуковский «Федорино горе»

  -сказки, помогающие  понять значение таких «экономических качеств личности, как экономичность, предприимчивость, расчётливость, практичность, хозяйственность, бережливость:

   это сказки о бартере:

народные сказки: «Лисичка со скалочной»

 «Мена»

 «Выгодное дело»

В.Катаев «Дудочка  и кувшинчик»

сказки о деньгах:

К.И. Чуковский «Муха-Цокотуха»

Г.Х.Андерсен «Новое платье короля»

Ш.Перро «Кот  сапогах»

С.Михайлов «Как старик корову продавал».

Знакомя моих воспитанников с основами экономики через сказки, я учу детей не только слушать и рассказывать сказки, но и понимать содержание сказочных произведений, выражающих их эмоциональное отношение к сказочным персонажам, изучать способы общения с фантастическими персонажами, принимать ценные решения о действиях персонажей с" экономических " позиций.

  В заключение хочу отметить, что дошкольное детство восприимчиво к формированию личности ребенка. И я уверена, что сказка поможет сделать процесс экономического образования интересным и доступным

 

                                 

                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект Сказка - как средство экономического воспитания дошкольников. «Королева Экономика»

Цель:  развитие познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению....

Сказка как средство экономического воспитания дошкольников

В материале представлены задачи экономических сказок, их функции. Предложены примеры сказок для экономического воспитания дошкольников...

Консультация для воспитателей «Сказка – как средство экономического воспитания дошкольников»

Консультация для воспитателей «Сказка – как средство экономического воспитания дошкольников»...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ Сказка как средство экономического воспитания дошкольников

Пониманию многих экономических явлений, развитию познава­тельного интереса к экономике, созданию положительной моти­вации к ее изучению в значительной степени способствует сказка.Сказка-литера...

Консультация для воспитателей "Сказка как средство нравственного воспитания дошкольников"

laquo;Сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств,без которых немыслимо благородство души,сердечная чуткость к человеческому несчастью,горю, страданию. Благодаря сказ...