Статья "Развитие речи детей посредством театрализованной деятельности".
статья на тему

Кузнецова Лариса Павловна

 Статья "Развитие речи детей посредством театрализованной деятельности".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_m_o.doc126 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи детей посредством театрализованной деятельности.

Овладение речью – одна из основных проблем детской психологии. До сих пор не понятно как маленький ребенок овладевает такой сложной звуковой системой – как речь.

Вот ситуация:

В коллективе появился новый ребенок. К нему подходят дети, спрашивают имя, предлагают игрушки и другими различными способами пытаются привлечь внимание. Ребенок молчит. В чем дело? Оказывается,  он почти не умеет разговаривать.

Уровень развития речи во многом определяет умение вступать в контакт с детьми и поддерживать его. Ребенок с хорошею речью свободно может пригласить другого в игру, объяснить правила, придумать интересный сюжет.

Большое значение для развития речи имеет жизненная обстановка, в которой воспитывается ребенок

 Театр так же используются в интересах развития речи детей. Его эмоциональное воздействие стимулирует усвоение языка, вызывает желание делиться впечатлениями. Подражательность, легкая внушаемость и самовнушаемость характеризует основные особенности нервно – психической организации детей. У детей раннего возраста подражание может быть и примитивным, и точным, ярким.

Таким образом, театр для ребенка становится удивительным, особым миром, где исполняется любое его желание (он преображается в сказочного героя, помогает героям своими подсказками, говорит вместо них, поет вместе с героями).

Эту особенность детей можно использовать в развитии речи детей  с помощью театрализованных представлений.

Работу по развитию речи можно разделить на следующие этапы:

1 этап.

Выявление уровня развития речи детей.

Для этого используется диагностика по четырем показателям.

  • формирование словаря
  • звуковая культура речи
  • грамматический строй речи
  • связная речь

2этап.

Использование игр и упражнений на развитие речи детей.

Их можно использовать на занятиях по развитию речи, в совместной деятельности, развлечениях, в утренние часы, на прогулке.

  • артикуляционная гимнастика
  • дыхательные упражнения
  • зарядка для губ, языка
  • пальчиковые игры
  • упражнения на звукопроизношения, звукоподражания
  • словесные игры

3 этап

Использование театрализованных представлений в развитии речи детей.

В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь. А переоценивать роль родного языка, который помогает людям – прежде всего детям – осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения, - невозможно. С. Я. Рубинштейн писал: «Чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий, его лицо, он сам». Такая речь включает в себя вербальные (интонация, лексика и синтаксис) и невербальные (мимика, жесты, поза) средства.

Для развития выразительной речи просто необходимо создание условий, в которых каждый ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания, и взгляды как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей. Огромную помощь в этом оказывают занятия по театральной деятельности, которые надо проводить каждый день: это игра, и пожить и порадоваться в ней может каждый ребенок.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные воспитателем вопросы побуждаю думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизирует словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи.

Знакомство с миром театра в данном возрасте начинается именно с кукольного, как наиболее близкого к детям. Показывая мини – пьески в театре кукол, воспитатель передает палитру переживаний через интонацию и по возможности через внешние действия героя. Воспитатель должен обращать внимание на четкость дикции, на не слишком быстрый темп действий и речи при показе инсценировок, с тем чтобы дети могли следить за действием.

На начальных этапах лучше использовать знакомые произведения: сказки: «Репка», «Курочка Ряба». Для этих произведений можно использовать, помимо кукольного театра, фланелеграф, а за тем, эти же сказки можно показывать с использование настольного театра, конусного театра.

Далее произведения усложняются и можно использовать другие виды театров. Например: «Колобок», «Маша и Медведь» можно показывать также в настольном театре, конусном театре, а еще при использовании пальчикового театра с привлечением наиболее активных детей.

К концу года с более старшими детьми можно использовать театр игрушек с привлечением детей, а так же игру – драматизацию на основе сказок: «Репка», «Курочка Ряба».

Используя театрализованные постановки можно привлекать детей в любой момент, даже на начальном этапе. Дети сначала могут просто договаривать слова, помогать Колобку петь песню. В дальнейшем необходимо привлекать детей к активному участию.

Следовательно, использование театрализованных представлений  удовлетворяет потребность ребенка в подражании, активных действиях, способствует эмоциональному удовлетворению.

В результате развиваются все психические процессы, в том числе и речь.

Приложение.

  • формирование словаря

Задание № 1.

Цель: учить находить предметы по словесному указанию педагога.

Ответы ребенка фиксируются.

  Инструкция: Я даю тебе поручения, а ты, внимательно слушаешь и выполняешь.

                        - принеси мне куклу,

                       -принеси кукле красный карандаш,

                       -принеси кукле маленького мишку.

Задание № 2.

Цель: на основе расширения ориентировки детей в ближайшем окружении развивать понимание речи.

Ответы детей фиксируются.

  Инструкция: Я буду задавать тебе вопросы, а ты подумав, ответишь мне на них:                                                        - где лежит кукла? ( кукла лежит на полке в игровом уголке),

                     - где лежат карандаши? ( в уголке изо).

Задание № 3.

Цель: учить по словесному указанию педагога имитировать действия людей и движения животных.

Ответы детей фиксируются.

  Инструкция: Сейчас ты станешь артистом и будешь выступать:

                      - покажи как мама усыпляет Катю

                      - как поливают цветы из леечки

                      - как ходит медвежонок

                      - как прыгает зайка.

Задание № 4.

Цель: обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами, наречиями.

Ответы детей фиксируются.  

Инструкция: Назови предметы которые я тебе покажу:

                       - существительные обозначающие названия игрушек ( машина, кукла, кубик, мишка);

                         -существительные обозначающие предметы личной гигиены (зубная щетка, полотенце, мыло, расческа);

                         - другие предметы (одеяло подушка, автобус, морковка, яблоко, ложка, кружка, ботинки, шапка, рубашка, кошка с котятами);

                         - глаголы обозначающие трудовые действия (стирать, гладить, поливать, лечить);

                         - действия противоположные по значению (открыть – закрыть, снять – одеть);

                         - действия характеризующие отношения людей (обнять, подарить, пожалеть);

                         - эмоциональное состояние (плакать, смеяться, радоваться);

                         - прилагательные обозначающие цвет, вкус, величину, температуру (красный, сладкий, большой, холодный);

                         - наречия (темно, тихо, далеко, близко, жарко, холодно);

          Оценка результатов, то есть, способность отвечать на вопросы и выполнять предложенные действия, оценивалась по следующим критериям:

 Критерии оценки заданий:

+ знает,  дает полный,  развернутый ответ,  задание  выполнил верно без наводящих вопросов;

+  -  ответил  после  наводящих  вопросов,  дал  неполный  ответ,  задание выполнил с погрешностями;

- затрудняется отвечать, с заданием не справился.

  • звуковая культура речи

Задание № 1.

Цель: упражнять в отчетливом произношении изолированных гласных и согласных звуков.

Ответы детей фиксируются.

Инструкция: Я тебе буду давать задание, а ты будешь мне помогать его выполнять.

Ответы ребенка фиксируются.

 Произноси вместе со мной:

  • летит пчела – ж –ж –ж –ж –ж –ж –ж –ж
  • пищит комар з- з- з- з- з- з- з- з-з
  • кошка сердится –ф – ф- ф – ф – ф –ф – ф – ф
  • как кричит лошадка – и – и – и – и – и – и – и- и
  • как стонет Ляля когда у нее болят зубки –о –о –о – о- о- о- о- о
  • как паровоз гудит –у –у –у –у –у –у –у –у
  • как кукла плачет – а – а –а –а –а –а –а –а.

Задание № 2.

Цель: упражнять в правильном воспроизведении звукоподражаний, слов и несложных фраз.

Ответы детей фиксируются.

 Инструкция: давай вместе поиграем, я буду рассказывать, а ты за мной повторять.

                    «На птичьем дворе».

                    Наши уточки с утра:

                    -Кря – кря –кря!

                     -Кря – кря – кря!

                    Наши гуси у пруда:

                    -Га – га – аг!

                     -Га – га –га!

                     А индюк среди двора:

                     -Бал – бал – бал!

                      -Бал –бал –бал!

                     Наши гуленьки вверху:

                      -Грру –грру – у!

                      -Грру – грру –у!

                      Наши курочки в окно:

                      -Ко – ко –ко!

                      -Ко – ко – ко!

                      А как Петя – петушок

                      Рано – рано поутру

                       Нам поет «Ку – ка – ре – ку!»

Задание № 3.

Цель: развитие артикуляционного и голосового аппарата, речевого дыхания и слухового внимания.

Ответы детей фиксируются.

 Инструкция: я буду рассказывать стихотворении, а ты показывать как кричат животные.

 «Песня – песенка»:

Запела девочка песенку,

Пела, пела и допела.

-Теперь ты, Петушок пой!

-Ку –ка –реку! – пропел петушок.

-Ты спой, Мурка!

-Мяу – мяу! – спела кошка.

-Твоя очередь, уточка!

-Кря –кря – кря, - затянула утка.

-А ты Мишка?

-Ряв –ряв –ряв, - закричал медведь.

-Ты, лягушка, спой!

-Квак – квак – квак, - проквакала лягушка.

-А ты, кукла, Что споешь?

-Ма – ма, ма – ма!

-Складная песенка !

Задание № 4.

Цель: формировать умение пользоваться (по подражанию) высотой и силой голоса.

Ответы детей фиксируются.

Инструкция: я тебе буду показывать игрушки животных, ты подумай и покажи как они разговаривают.

                   - покажи как лает большая собака (громко лает).

                   - покажи как лает маленькая собака ( тихо лает).

          Оценка результатов, то есть, способность отвечать на вопросы и выполнять предложенные действия, оценивалась по следующим критериям:

 Критерии оценки заданий:

+ знает,  дает полный,  развернутый ответ,  задание  выполнил верно без наводящих вопросов;

+  -  ответил  после  наводящих  вопросов,  дал  неполный  ответ,  задание выполнил с погрешностями;

- затрудняется отвечать, с заданием не справился.

  • грамматический строй речи

Задание № 1.

Цель: учить согласовывать существительные и местоимения с глаголами, употреблять глаголы в будущем и прошедшем времени, изменять их по лицам, использовать в речи предлоги.

Ответы детей фиксируются.

Инструкция: Я тебе буду показывать картинки, а ты говоришь, что там нарисовано.

Ответы ребенка фиксируются.

- что делают? ( ребенок отвечает используя словосочетания глагол + существительное, глагол + местоимение);        

              -куда пойдешь (ходил)? (глагол в прошедшем времени, глагол в будущем времени)

              -кто, что делает? (используются местоимения: я, ты, мы, он, она, они)

              -где находится? (используются предлоги: в, на, у, за, под).

Задание № 2.

Цель: упражнять в употреблении некоторых вопросительных слов (кто, что, где) и несложных фраз.

Ответы детей фиксируются.

         Инструкция: У меня в руках игрушка Кисоньки – мурысеньки. Я буду играть с ней, а ты спрашивай у Кисоньки и у меня, что мы делаем ( кто у меня в руках, что она делает, Кисонька – мурысенька куда пошла?)

Критерии оценки заданий:

+ знает,  дает полный,  развернутый ответ,  задание  выполнил верно без наводящих вопросов;

+  -  ответил  после  наводящих  вопросов,  дал  неполный  ответ,  задание выполнил с погрешностями;

- затрудняется отвечать, с заданием не справился.

  • связная речь

Цель: учить понимать речь взрослых, слушать небольшие дидактические рассказы без наглядного сопровождения, отвечать на простейшие и более сложные вопросы. Способствовать освоению диалогической формы речи. Учить слушать и понимать задаваемые вопросы, отвечать на них.

Задание № 1.

Цель: учить понимать речь взрослых.

Ответы детей фиксируются.

Инструкция: я буду давать тебе поручения, а ты их выполнять.

                - посмотри, что делает няня?

                - принеси мне красный карандаш.

Задание № 2.

Цель: учить слушать небольшие рассказы без наглядного сопровождения.

Ответы детей фиксируются.

 Инструкция: Послушай сказку «Репка» и ответь на вопросы (что посадил Дед? Кто помогал ему репку тянуть?).

Задание № 3.

Цель: учить отвечать на простейшие вопросы.

Ответы детей фиксируются.

  Инструкция: я буду показывать предметы и задавать вопросы, а ты на них отвечать.

               - что – стол;

               - кто – девочка;

               - что делает – играет.

Задание № 4.

Цель: учить отвечать на более сложные вопросы.

Ответы детей фиксируются.

 Инструкция: я буду задавать тебе вопросы, а ты, подумав, отвечай.

                        -  Во что ты одет?

                        - Где в группе стоят машинки?

Задание № 5.

Цель: по просьбе воспитателя, рассказать об изображенном на картинке.

Ответы детей фиксируются.

 Инструкция: рассматриваем картинки из книжки «Курочка Ряба» (для детей старше 2лет 6 месяцев). Расскажи, что здесь нарисовано, назови персонажей сказки.

Критерии оценки заданий:

+ знает,  дает полный,  развернутый ответ,  задание  выполнил верно без наводящих вопросов;

+  -  ответил  после  наводящих  вопросов,  дал  неполный  ответ,  задание выполнил с погрешностями;

- затрудняется отвечать, с заданием не справился.

Уровни:

Высокий: если ребенок имеет активный словарный запас, может поделиться информацией, пожаловаться на неудобства и действия сверстника, сопровождать речью игровые и бытовые действия, пользоваться речью как средством общения со сверстниками, слушать небольшие рассказы без наглядного сопровождения.

Средний: если ребенок может повторять за взрослым небольшое предложение, ответить на понятный вопрос взрослого, пожаловаться на неудобства и действия сверстника, сопровождать речью игровые действия («приборматывать»).

Низкий: если ребенок может повторять за взрослым небольшое предложении, ответить на понятный вопрос взрослого, пожаловаться на неудобства.

Результат диагностики отражается в гистограмме.

Сравнительные результаты диагностики развития речи детей раннего возраста

  • артикуляционная гимнастика

гимнастика «Звуки»

Работа с гласными буквами и, э, а, о, у, ы. дети должны сначала беззвучно проговорить звуки, а затем, когда они правильно научатся ставить губы, проговорить их громко. Упражнение со звуками повторяется два раза.

Теперь давайте поиграем звуками. Повторите их за мной. Девочка просит у подружки куклу: «М – м – ми – м – м – ми –м – м – ми – м – м – ми – м – м – м». подружка ей отказывает: «М – м – мэ – м – м – мэ –м – м – мэ – м – м – мэ – м – м – м». девочка умоляет подружку: «М – м – ма –м – м – мА – м – м – мА – м – м – мА – м – м – м». подружка снова отказывает девочке: «М – м – мо – м – м – мо – м – м – мо – м – м – мо – м – м – м». девочка с сожалением произносит: «М – м –му – м- м – му – м – м – му  - м – м – му –м – м – м». подружка все же согласилась дать куклу девочке: «М – м – мы – м – м – мы – м – м – мы – м – м – мы – м – м – м».

  • дыхательные упражнения

Свистит ветер – с – с – с – с – с – с – с – с – с – с…

Шумят деревья – ш –ш – ш – ш – ш – ш – ш – ш …

 Летит пчела – ж- ж –ж – ж –ж  -ж – ж – ж…

 Пищит комар – з – з – з – з – з – з – з – з…

Работает насос – с – с – с –с! С- с – с – с! С – с – с – с!

 Метет метель – ш – ш – ш – ш! ш – ш – ш – ш! ш – ш – ш – ш! Сверлит дрель – з – з – з – з! з – з – з – з! з – з – з – з!

Кошка сердится – ф! ф! ф! ф! ф!

 Пила пилит –с! С! С! С! С!

  • зарядка для губ, языка

: «Веселый пятачок».

На счет «раз» сомкнутые губы вытягиваются вперед, как пятачок у поросенка; на счет «два» - губы растягиваются в улыбке, не обнажая зубов. Сомкнутые вытянутые губы (пятачок) двигаются сначала вверх и вниз, затем вправо и влево. «Пятачок» делает круговые движения сначала в одну сторону, потом в другую. Заканчивая упражнения, дети должны полностью освободить мышцы губ, фыркнув, «как лошадка».

  • жало змеи ( рот открыт, язык выдвинут как можно дальше вперед, медленно двигается вправо -  влево).
  • Конфетка ( губы сомкнуты, языком за ними помещаем «конфетку» - вправо – влево, вверх – вниз, по кругу).
  • Колокольчик ( рот приоткрыт, губы округлены, язык бьется о края губ, как язычок звонкого колокольчика).
  • Уколы ( острым кончиком языка касаться попеременно внутренней стороны левой и правой щеки. Нижняя челюсть неподвижна).
  • Самый длинный язычок ( высунуть язык как можно дальше и попытаться достать им до носа и подбородка).
  • пальчиковые игры

Утро настало, солнышко встало. Ладони скрещены, пальцы растопырены – «солнышко с лучиками».

- Эй, братец, Федя, разбуди соседа!  Кулак правой руки сжат, большой палец совершает круговые движения.

Вставай Большак! Вставай, Указка! Вставай, Середка! Вставай, Сиротка! И Крошка – Митрошка!   Большой и указательный пальцы правой руки по очереди щелкают по очереди по кончикам пальцев левой, начиная с большого.

Привет, ладошка!  Щелчок в центр ладони.

«Цветок».

(кисти руки, пальцы – лепестки).

Утром рано он закрыт,

Но к полудню ближе

Раскрывает лепестки,

Красоту их вижу.

К вечеру цветок опять

Закрывает венчик –

И теперь он будет спать

До утра, как птенчик.

  • упражнения на звукопроизношения, звукоподражание

          « НА птичьем дворе»

Наши уточки с утра:

      Кря – кря – кря!

      Кря – кря – кря!

Наши гуси у пруда:

      Га –га –га!

      Га –га –га!

А индюк среди двора:

       Бал – бал – бал!

       Бал – бал – бал!

Наши гуленьки вверху:

       Грру – грру – у!

       Грру – грру – у!

Наши курочки в окно:

       Ко – ко – ко!

       Ко – ко – ко!

А как Петя – петушок

Рано – рано поутру

Нам поет: «Ку – кА – ре – ку!»

«Осьминог». (пальцы сжаты в кулаки и развернуты к себе)

Много ног у осьминога   (поочередно, начиная с большого, выпрямляются все пальцы).

Все они ему нужны    (сгибаются в обратном порядке).

Заменяют ему руки    (выпрямляются).

Очень ловкие они.

  • словесные игры

Игра «Птичий двор».

Педагог. Ребята, мы попали на большой деревенский двор. Вы должны позвать и покормить всех его обитателей.

Дети хором или по одному зовут уток (уть – уть – уть – уть), петушка (петь – петь – петь – петь), цыплят (цып – цып – цып – цып), гусей (тега – тега – тега – тега), голубей (гуль – гуль – гуль – гуль), появилась кошка(кис – кис – кис – кис), она пыталась поймать цыпленка (брысь! Брысь!). курица зовет разбежавшихся цыплят (куд – куда, куд – куда).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педсовете «Развитие речи детей посредством театрализованной деятельности»

Дошкольное образовательное учреждение - первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном дет...

Консультация учителя-логопеда М.Н.Войтенко на тему "Развитие речи детей посредством театрализованной деятельности в соответствии с ФГОС ДО"

Развитие речи детейпосредством театрализованной деятельности в соответствии с ФГОС ДО. Слайд 1 - Титульный листСлайд 2 - Овладение родным языком – это одно из важнейших  приобретений ребёнка...

Конспект НОД во второй младшей группе «От улыбки станет всем теплей», в рамках проекта «Развитие речи детей посредством театрализованной деятельности»

Занятие имеет определенную структуру, выделяются три основные части, которые неразрывно связаны общим содержанием и методикой. Дети учатся работать в паре. С помощью иллюстраций сказок выясняли п...

Развитие речи детей посредством театрализованной деятельности

В нашей группе собраны разнообразные виды театра, которые мы создаём своими руками....

Развитие связной речи детей посредством театрализованной деятельности.

Театрализованная деятельность и развитие связной рени детей...

Развитие речи детей посредством театрализованной деятельности

Развитие речи детей посредством театрализованной деятельности...