Концепция и программа экспериментальной работы «Технологии нравственно-патриотического воспитания дошкольников в рамках введения ФГОС»
методическая разработка на тему

За последнее время вследствие продолжающихся кризисных явлений в социально – экономической, политической, культурной и прочих сферах общественной жизни произошел резкий спад в воспитании подрастающего поколения. Большую тревогу вызывает одно из ключевых направлений этой деятельности, связанное с созданием условий для воспитания и развития личности гражданина и патриота России, способного отстаивать ее интересы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eksperimentalnaya_ploshchadka.docx43.7 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Лямбирский детский сад №2 «Родничок»

Лямбирского муниципального района Республики Мордовия

________________________________________________

Утверждаю

___________ И.В.Борисова

заведующая МБДОУ «Лямбирский»

детский сад №2 «Родничок

Концепция и программа экспериментальной работы

«Технологии нравственно-патриотического воспитания  

дошкольников в рамках введения ФГОС»

Лямбирь 2015

Информационная карта

экспериментальной площадки

Параметры информации

Содержание информации

  1. Данные об образовательном учреждении

1.1

Полное наименование образовательного учреждения

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Лямбирский детский сад №2 «Родничок» Лямбирского муниципального района Республики Мордовия

1.2

Адрес образовательного учреждения

431510, Республика Мордовия, с.Лямбирь, ул.Гражданская, д.2

1.3

Вид образовательного учреждения

детский сад

1.4

Количество воспитанников

108

1.5

Телефон/факс

(8-83441) 2-16-57

1.6

E-mail

dou-rodnichok@yandex.ru

  1. Данные о контактном лице по вопросам экспериментальной работы в образовательном учреждении

2.1

ФИО

Борисова Ирина Викторовна

2.2

должность

Заведующая МБДОУ

  1. Данные о содержании экспериментальной работы в образовательном учреждении

3.1

Масштаб

эксперимента

Опытно-экспериментальная деятельность

3.2

Уровень эксперимента

Уровень ДОУ

3.3

Кем присвоен статус

Педагогический совет ДОУ

3.4

Приказ о присвоении статуса экспериментальной площадки

3.5

Участники эксперимента

88 - воспитанники ДОУ от 3 до 7 лет

8 - педагоги

  1. Данные о содержании эксперимента

4.1

Тема эксперимента

«Технологии нравственно-патриотического воспитания дошкольников в рамках введения ФГОС»

4.2

Сроки эксперимента

2 года (с 2015-2016уч.г. по 2016-2017уч.г)

4.3

Цель эксперимента

создание условий для получения качественного образования и реализации принципов индивидуализации учебно-воспитательного процесса, повышение активности педагогов к поиску и разработке инновационных технологий, реализация которых способствовала бы созданию качественно новых подходов в организации этой деятельности.

4.4

Руководитель эксперимента

Борисова Ирина Викторовна

  1. Данные о взаимодействии с другими учреждениями

5.1

Партнерство в рамках данного эксперимента

•Отдел образования администрации Лямбирского муниципального района РМ

•МОУ «Лямбирская СОШ №1»

•МБУК «Лямбирская центральная детская библиотека»

•МБДОУ «Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида»

•МКУ ДО «Лямбирский районный Дом детского творчества»

  1. Ожидаемые результаты

6.1

Характеристика ожидаемых результатов

-создание модель образовательного учреждения, направленного на развитие нравственно-патриотического потенциала дошкольника;

-создание условий и методологической базы для развития ребенка – гражданина;

-развитие у детей стремления сделать свой вклад в развитие окружающего мира; заложить основу патриотического воспитания у детей, привить  любовь к Родине;

-приобщение детей к общечеловеческим нравственным ценностям

6.2

Распространение опыта работы

Создание методической копилки по вопросам нравственно-патриотического воспитания дошкольников в рамках введения ФГОС дошкольного образования; распространение данного опыта на сайте ДОУ и персональных сайтах педагогов в сети Интернет.

Пояснительная записка

Актуальность. За последнее время вследствие продолжающихся кризисных явлений в социально – экономической, политической, культурной и прочих сферах общественной жизни произошел резкий спад в воспитании подрастающего поколения. Большую тревогу вызывает одно из ключевых направлений этой деятельности, связанное с созданием условий для воспитания и развития личности гражданина и патриота России, способного отстаивать ее интересы. В связи с развитием демократических отношений происходит переоценка ценностей. Разрушение ценностных ориентиров не сопровождается появлением каких-либо новых и равноценных, что порождает многие социальные проблемы, кризис нравственности и правосознания, социальную нестабильность, политическую дезориентацию и деморализацию населения, падения ценностей человеческой жизни и многое другое.  Такое положение сокращает воспитательные возможности семьи, приводит к снижению интеллектуального потенциала молодого поколения современного общества.

Поэтому сегодня очень остро стоит проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста  является одной из приоритетных задач нравственного воспитания. Это государственный заказ, отраженный в Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ», ориентированный на патриотическое воспитание всего населения, который предполагает формирование у граждан высокого патриотического сознания, чувство верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.  Многие ученые связывают возрождение патриотизма  первым шагом к возрождению России. Именно патриотизм является духовным достоянием личности, одним из важнейших элементов общественного сознания и фундамента общественной и государственной системы, составляет духовно нравственную основу их жизнедеятельности и эффективного функционирования. 
Проблема восстановления ценностей традиционной культуры, познание проблем истории России и родного края, актуальна и трудна, но эффективность её решения возможна только при совместном подходе всех структур социума.

Объективными показателями нравственного неблагополучия в сфере детства являются: проявление табачной, алкогольной, наркотической и других зависимостей, включая все виды «экранной зависимости». Наблюдается взаимоотчуждение детей и родителей, разрыв теплых эмоциональных связей между старшим и подрастающим поколением. На второй план отходят доброта, милосердие, стремление к духовности. А ведь дети – будущий «человеческий капитал», ценный ресурс страны, залог её будущего развития, в каждой семье под руководством родителей растет будущий гражданин.

Вот поэтому развитие у детей нравственно-патриотических чувств является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Всё это начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Всё начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Именно дошкольный возраст является благоприятным периодом  в воспитании подрастающего поколения и развития в нем чувства гражданственности, когда происходит приобщение ребенкак общечеловеческим ценностям.Патриотическое воспитание  предполагает  укоренение в сознании детей общечеловеческих ценностей, определяющих духовную жизнь нации: семья, родной язык, родина, родная природа, народ, его история, вера, духовная культура в целом. Все это — фундамент становления личности. Чем выше духовное начало национального, чем глубже осознание внутренней сущности и исторической роли своего народа, тем ярче личность человека.
Актуализация проблемы духовно-нравственного воспитания детей выдвигает на первый план задачи патриотического воспитания детей дошкольного возраста  в условиях социального партнерства семьи, ДОУ и социума.  Поэтому основными задачами современной образовательной практики является воспитание духовной, творческой личности, формирование человека, готового служить Родине.

Основной целью экспериментальной площадки является создание условий для получения качественного образования и реализации принципов индивидуализации учебно-воспитательного процесса, повышение активности педагогов к поиску и разработке инновационных технологий, реализация которых способствовала бы созданию качественно новых подходов в организации этой деятельности.
           Задачи:
1. Обеспечить проектирование модели социального партнерства, реализующей идеи социально-нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения; 
2. Обеспечить полноценное физическое, психическое и социальное здоровье ребенка, состояние его психологического комфорта и эмоционального равновесия в условиях инновационной деятельности ДОУ.
3. Содействовать духовно- нравственному развитию личности через разнообразные виды деятельности, учитывая индивидуальные способности каждого ребенка.

4.Разработать концепцию и программу патриотического воспитания дошкольников в условиях введения ФГОС.
5. Выявить эффективные пути и средства патриотического воспитания в условиях ДОУ.
6. Создать внешние и внутренние условия для реализации системы нравственно-патриотического воспитания   в семье, школе и общественных организациях.

Объект исследования – содержание работы, направленной на развитие патриотических чувств дошкольников.

Предмет исследования -  инновационные технологии, средства, методы и приемы формирования у детей патриотического сознания.

Гипотеза

Патриотическое воспитание – это, прежде всего, воспитание чувства ответственности. Залог патриотизма - эмоциональная привязанность, чувство собственного достоинства, ответственность, честность. Прежде всего, нравственно-патриотическое воспитание должно строиться на непосредственном опыте детей, их знаниях и умениях. Это предполагает  укоренение в сознании детей общечеловеческих ценностей, определяющих духовную жизнь нации: семья, родной язык, родина, родная природа, народ, его история, вера, духовная культура в целом. Все это — фундамент становления личности. Чем выше духовное начало национального, чем глубже осознание внутренней сущности и исторической роли своего народа, тем ярче личность человека.

Ожидаемый результат:

- создание модель образовательного учреждения, направленного на развитие нравственно-патриотического потенциала дошкольника;

- создание условий и методологической базы для развития ребенка – гражданина;

- развитие у детей стремления сделать свой вклад в развитие окружающего мира; заложить основу патриотического воспитания у детей, привить  любовь к Родине;

- приобщение детей к общечеловеческим нравственным ценностям.

Практическая значимость состоит в теоретической и практической проверке системы становления и воспитания эстетических, нравственных норм поведения и моральных качеств ребенка; подготовка практических рекомендаций для их использования в работе педагогов ДОУ.

По окончании экспериментальной деятельности возможно распространение результатов работы:  Создание методической копилки по вопросам нравственно-патриотического воспитания дошкольников в рамках введения ФГОС дошкольного образования; распространение данного опыта на сайте ДОУ и персональных сайтах педагогов в сети Интернет.

Сроки проведения эксперимента: 2015-2017гг.

Этапы экспериментальной деятельности:

I. Подготовительно-информационный (сентябрь 2015г.), в течение которого изучается передовой педагогический опыт по тематике проекта; разрабатывается контрольно-диагностическая работа; осуществляется планирование экспериментальной деятельности; создаются творческие группы для проведения и корректировки эксперимента; совершенствуется предметно-развивающая среда и работа с педагогическими кадрами.

II. Подготовительно-документальный (октябрь 2015г.) на данном этапе ведется работа по разработке и корректировке локальных актов по управлению экспериментом (Положение о совете эксперимента, Положение о научно-методическом совете, Положение о временном творческом коллективе и т.п.);
разрабатывается  проект эксперимента и утверждается на заседании высшего коллегиального органа ДОУ (Педагогический совет, Общее собрание, Экспертная группа); организуется работа по созданию методического комплекса эксперимента (перспективные планы, авторские программы и методики, методические рекомендации, дидактические пособия и т.п.).

III. Функционирование экспериментальной площадки (ноябрь 2015 – февраль 2017г.) В течение данного этапа экспериментальной работы в соответствии с планом отслеживается ход работы, вносятся необходимые корректировки, организуется взаимодействие с другими образовательными учреждениями. Осуществляется разработка методических рекомендаций, пособий и средств по профилю работы ДОУ, критериев эффективности опытно-экспериментальной деятельности для проведения мониторинга. Проводятся систематические обследования участников с целью выявления динамики изменения значений основных показателей образовательной деятельности, а также социальных последствий эксперимента.


IV. Обобщающий (март – май 2017г.) Проводится обработка данных, описание результатов, соотнесение их с целями и задачами. Составляется  письменный отчет для органов различных уровней контроля экспериментальной работы, проводятся открытые мероприятия  и семинары по профилю для педагогов и руководителей дошкольных учреждений района. Готовятся к изданию методические пособия по теме эксперимента, апробированные интегрированные и авторские программы, перспективные планы и т.п.

План работы

на 2015-2016 уч.год

№ п/п

Содержание работы

Сроки выполнения

Ответственные

1

Анализ существующей практики передового опыта по теме эксперимента

сентябрь 2015

ст.воспитатель

2

Создание творческой группы по сопровождению инновационного проекта

сентябрь 2015

заведующая

3

Разработка концепции и программы инновационной деятельности

сентябрь 2015

ст.воспитатель

4

Научно-методическое обеспечение

сентябрь-октябрь 2015

заведующая ст.воспитатель

5

Разработка и определение диагностических методик оценки хода и результатов исследования.

на начальном и завершающем этапе работы

члены экспериментальной группы

6

Оформление информационных стендов для родителей по инновационной работе ДОУ

октябрь 2015

ст.воспитатель

воспитатели

7

Семинар-практикум «Современный детский сад – это творчески работающий педагог»

октябрь 2015

члены экспериментальной группы

8

Консультация «Технология  нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного края при взаимодействии с родителями»

ноябрь 2015

Шаброва О.А.

9

Обогащение предметно-развивающей среды, организация Центров нравственно- патриотического воспитания

октябрь-декабрь 2015

ст.воспитатель

воспитатели

10

Конкурс «Самая читающая семья». Презентация совместного творчества детей и родителей «Книжка-малышка»

ноябрь 2015

ст.воспитатель

воспитатели

11

Составление перспективного планирования по ознакомлению дошкольников с музыкальными произведения композиторов родного края

в течение года

муз.руководитель Бучумова Э.Р.

12

Круглый стол «Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников посредством проектной деятельности» (из опыта работы)

декабрь 2015

члены экспериментальной группы

13

Консультация «Формирование нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста через знакомство с историей села»

январь 2016

Трифонова Т.В.

14

Открытые просмотры НОД

февраль 2016

ст.воспитатель

воспитатели

15

Конкурс детского творчества - «Люблю тебя мой край Родной»

март 2016

ст.воспитатель

воспитатели

16

Родительское собрание на тему «Приобщение к истокам народной культуры через устное народное творчество».

март 2016

заведующая ст.воспитатель

воспитатели

17

Презентация методических разработок членов экспериментальной группы

апрель 2016

заведующая ст.воспитатель

воспитатели

18

Отчет по работе кружка «В гостях у сказки»

апрель 2016

Митина И.Ю.

19

Заседание группы по итогам работы за год, обсуждение плана работы на 2016-2017 уч.год

май 2016

члены экспериментальной группы

План работы

на 2016-2017 уч.год

1

Разработка плана мероприятий, совместных с МБУК «Лямбирская центральная детская библиотека», МКУ ДО «Лямбирский районный Дом детского творчества»

сентябрь 2016

члены экспериментальной группы

Круглый стол «Организация работы с семьей по патриотическому воспитанию дошкольников с использованием ИКТ»

октябрь 2016

члены экспериментальной группы

Изготовление атрибутов, альбомов, дидактических игр по патриотическому воспитанию

в течение года

ст.воспитатель

воспитатели

Разработка и утверждение авторских разработок по теме эксперимента

декабрь 2016

члены экспериментальной группы

Проведение серии комплексных занятий, досугов и развлечений

октябрь-ноябрь 2016

ст.воспитатель

воспитатели

муз.рук-ль

Консультации:

«Знакомство детей с героическим прошлым Отечества»

«Методы патриотического воспитания»

«Формирование нравственно-патриотических чувств ребенка дошкольного возраста на логопедических занятиях»

ноябрь 2016

Ишмуратова Г.Н.

Кобзева Е.В.

Кислинская В.А.

РМО на базе ДОУ по тематике экспериментальной работв

по плану

ст.воспитатель

Конкурс детских рисунков «Моя мама лучше всех!»

ноябрь 2016

ст.воспитатель

воспитатели

Общее родительское собрание  «Основы трудовой деятельности – как средство нравственного воспитания»

январь 2017

заведующая ст.воспитатель

воспитатели

Семинар-практикум «Корни каждого — в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом края и страны»

февраль 2017

члены экспериментальной группы

Анализ подведение итогов инновационной деятельности. Творческий отчет (презентация опыта)

апрель-май 2017

члены экспериментальной группы

Учебно-методическое обеспечение.

1.  «Детство» примерная основная образовательная программа под ред. Т.И.Бабаевой, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайловой.

2.  Программа С.Н. Николаевой «Юный эколог», одобрена Министерством образования и науки РФ.

3. Программно-методическое  пособие  «Сердце на ладошке»  Баранова А.А.

4. Князева О.Л., Стеркина Р.Б. «Я - ты - мы». Учебно-методическое пособие по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста.

5. Н.В. Виноградова, С.А Козлова. Учебное пособие. Наша Родина. Москва П.

6. О.А.Соломенникова.  Программа дополнительного образования. Радость творчества. Издательство Мозаика- Синтез Москва 2008 г.

7. Мини-музей в детском саду  Н.Рыжова, Л.Логинова, А.Данюкова, 2008г.          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание грамотного читателя. Модернизация системы литературного воспитания дошкольников в условиях введения ФГОС ДО.

Сегодня весь мир стоит перед проблемой сохранения интереса к книге, к чтению. По заверениям ученых, XXI век будет веком новых ценностей, где капиталом станут не деньги, земля, орудия и средства произв...

Презентация программы «Планета мальчиков и девочек» Программа гендерного воспитания дошкольников в рамках реализации ФГОС ДО

    Гендерное воспитание - это организация педагогического процесса с учетом половой идентичности, особенностей развития детей в ходе полоролевой социализации. Гендерное воспитан...

Презентация "Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольника в рамках проектной деятельности"

Проблема патриотического воспитания имеет огромное значение в развитии личности ребенка. В современном мире особенно важно знать, уважать и любить достояние русского народа, сохранять и приумножать бо...

Буклет районного семинара «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в рамках реализации ФГОС дошкольного образования»

Буклет районного семинара «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в рамках реализации ФГОС дошкольного образования»...