Выступление на республиканском семинаре на тему: "Музыкальное воспитание как одно из условий формирования творческой личности дошкольников в рамках введения ФГОС ДО"
план-конспект занятия на тему

Материал полезен музыкальным руководителям

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад

№1 "Росинка", город Козьмодемьянск, Республика Марий Эл

Выступление на республиканском семинаре на тему: "Музыкальное воспитание как одно из условий формирования творческой личности дошкольников в рамках введения ФГОС ДО"

Выступила:

музыкальный руководитель

МДОУ детский сад №1 "Росинка"

Колупаева Н.Г.

Козьмодемьянск.

18.11. 2015

Процесс модернизации системы образования сопровождается переосмыслением отечественной и зарубежной образовательной теории и практики.

Актуальным является решение задач в дошкольном образовательном учреждении, направленных на организацию художественно-творческой деятельности детей дошкольного возраста, которая в настоящее время рассматривается в качестве значимой с точки зрения развития личности, её творческой инициативности, самостоятельности, формирования мира личностных смыслов и практического опыта.

Практика работы показывает, что реализация технологии художественно- эстетического развития детей в творческом образовательном пространстве ДОУ обеспечивается соблюдением следующих организационно-педагогических условий, созданных педагогом: 1. проектирование творческой личности ребёнка в образовательном пространстве ДОУ;

2. осуществление творческой деятельности на основе ценностей культуры в сотворчестве педагога и ребёнка;

3. синтез художественных средств разных видов искусств;

 4. интеграция видов художественной деятельности в творческом процессе;

5. проектирование и конструирование технологических карт художественно- творческого развития детей и т.д.

Сегодня мы с уверенностью говорим, что каждый ребёнок рождается с врождёнными творческими способностями. Но творческими людьми вырастают только те дети, условия воспитания которых позволили развить эти способности вовремя. Каждый ребёнок по своей природе – творец. Как правило, его творческие возможности находятся в скрытом состоянии и не всегда полностью реализуются. Задачей педагогов является умение создать ситуации успеха для каждого ребенка, создать условия реализации и развитие творческих способностей детей.

Одним из  приоритетных направлений в работе ДОУ является художественно-эстетическое воспитание. Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков. Ни что иное, как окружающая среда откладывает в душе его отпечаток на всю жизнь. Едва освоив элементарные движения, малыш тянет ручки к красивой, яркой игрушке и замирает, услышав звуки музыки.

       Действенность эстетического воспитания прямо зависит от соблюдения принципа художественно-творческой деятельности и самодеятельности детей. Хоровое пение, народные танцы, игра на инструментах, сочинение песен, стихов, рассказов, театральные постановки знакомят детей с произведениями искусства, шлифует исполнительские навыки, становится содержанием духовной жизни, средством художественного развития, индивидуального и коллективного творчества, самовыражения детей.

Именно поэтому мы уделяем большое внимание художественно-эстетическому развитию своих воспитанников.

      Основная цель музыкального руководителя - развитие творческого потенциала ребенка, создание условий для его самореализации.

      Для получения ожидаемых результатов в нашем дошкольном учреждении создана система работы по художественно-эстетическому воспитанию, которая состоит из взаимосвязанных между собой компонентов:

• обновление содержания образования (выбор программ и технологий);

• создание условий для эстетического воспитания (кадровое обеспечение, учебно-методическое обеспечение, создание предметно - развивающей среды);

• организация воспитательно - образовательного процесса (работа с детьми и родителями);

• координация работы с другими учреждениями и организациями.

Такая система работы предполагает тесное сотрудничество воспитателей и музыкального руководителя.

      Одним из важных условий реализации системы художественно-эстетического воспитания в дошкольном учреждении является правильная организация предметно-развивающей среды. Каждая группа детского сада эстетически оформлена в определенном стиле, имеются театральные. Для занятий музыкой имеется музыкальный зал, костюмерная с театральным реквизитом, в театральной студии представлены все виды театра.

   Созданная в детском саду предметно-развивающая среда способствует познавательному развитию, развитию интереса к миру искусства, в музыкальной, театрализованной деятельности, творчеству.

   Для успешного освоения программ по художественно-эстетическому воспитанию необходимо грамотно организовать педагогический процесс. Система педагогического взаимодействия педагогов и детей, направленная на эстетическое развитие, строится в ДОУ в трех направлениях:

• специально организованное обучение;

• совместная деятельность педагогов и детей;

• самостоятельная художественная деятельность детей.

Взаимодействие педагогов и детей осуществляется с учетом дифференцированного подхода и включает разнообразные формы и методы работы:

• непосредственная образовательная деятельность

• праздники

• развлечения

• тематические музыкальные вечера

• театральные пятницы

• недели творчества

• дидактические игры

   Знания, полученные в непосредственной образовательной деятельности эстетического цикла, отражаются в игровой деятельности воспитанников. Они с удовольствием музицируют, показывают мини-спектакли, танцуют, пересказывают сказки, занимаются собственным сочинительством.

  В детском саду организована сеть дополнительных образовательных услуг: функционируют кружки эстетической направленности "Домисолька" - и "Нотка". Цель кружковой работы - обогащение духовного мира детей через художественно -эстетическое развитие различными средствами; формирование эстетического отношения к окружающему миру; развитие природных данных детей.

    Для осуществления полноценного развития и воспитания ребенка - дошкольника необходимо согласование усилий дошкольного учреждения и семьи, в которой он воспитывается.

     Несмотря на то, что ребенок проводит в детском саду большую часть времени, семья остается важнейшим социальным институтом, оказывающим решающее влияние на развитие личности дошкольника. Поэтому сотрудничество с семьей строим по двум направлениям:

• вовлечение семьи в образовательный и воспитательный процесс, организованный дошкольным учреждением.

    При работе в данном направлении используются различные приемы и формы: дни открытых дверей, когда родители имеют возможность не только посетить любые занятия, привлекаем их к участию в праздниках, театральных спектаклях, к изготовлению костюмов и театральных кукол. Все это помогает сделать их своими союзниками и единомышленниками в деле воспитания детей.

• повышение психолого-педагогической культуры родителей осуществляется через родительские собрания и конференции, консультации, семинары-практикумы.

Таким образом, специфической особенностью художественно-эстетической деятельности является то, что она обращена ко всей личности человека. Художественно-эстетическая деятельность может осуществляться успешно, если будет: - Тесная связь с искусством. - Индивидуальный и дифференцированный подход к детям. - Взаимосвязь обучения и творчества, как фактор формирования творческой личности. - Освоение детьми доступных им средств художественной выразительности. - Интеграция разных видов искусства и разнообразных видов художественно-творческой деятельности детей. - Создание эстетической предметно-пространственной развивающей среды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Художественное конструирование из природного материала как средство формирование творческой личности дошкольника

Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Занятия художественно - творческой деяте...

Концепция и программа экспериментальной работы «Технологии нравственно-патриотического воспитания дошкольников в рамках введения ФГОС»

За последнее время вследствие продолжающихся кризисных явлений в социально – экономической, политической, культурной и прочих сферах общественной жизни произошел резкий спад в воспитании подрастающего...

Обучение элементам дизайна как одно из условий раскрытия творческого потенциала дошкольников

Детский дизайн – новая художественно-продуктивная деятельность, которая понимается как проектное мышление самого широкого диапазона. В дизайне важны не только развитие замысла, но и планирование резул...

Инновационная педагогическая деятельность как условие формирования творческой личности ребенка-дошкольника

В статье, из опыта работы, рассматриваются вопросы развития творческой личнсти ребенка-дошкольника. Описываются современные инновационные технологии используемые в работе с детьми дошкольного возраста...