Обучение элементам дизайна как одно из условий раскрытия творческого потенциала дошкольников
статья по аппликации, лепке на тему
Детский дизайн – новая художественно-продуктивная деятельность, которая понимается как проектное мышление самого широкого диапазона. В дизайне важны не только развитие замысла, но и планирование результата, что способствует развитию ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.27 КБ |
Предварительный просмотр:
«Обучение элементам дизайна как одно из условий раскрытия творческого потенциала дошкольников».
«Творчество – это не удел только гениев, создавших
великие художественные произведения. Творчество
существует везде, где человек воображает,
комбинирует, создает что-либо новое».
Л.С. Выготский
Психологами доказано, что у человека врожденными являются не сами способности, а способности к их развитию. Следовательно, необходимо создавать условия для развития творческой активности детей. Основные идеи моей работы с дошкольниками – это создание условий для развития и реализации способностей каждого ребенка, помощь ребенку в индивидуальном и творческом росте, обеспечение атмосферы психологического комфорта.
В настоящее время, в связи с введением ФГОС и разработкой соответствующих программ для дошкольных образовательных учреждений, актуальна проблема разностороннего воспитания человека уже в самом начале его жизненного пути, в детстве, воспитание человека, в котором гармонично развивалось бы эмоциональное, рациональное и творческое начало. Детский возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей.
Детский дизайн – новая художественно-продуктивная деятельность, которая понимается как проектное мышление самого широкого диапазона. В дизайне важны не только развитие замысла, но и планирование результата, что способствует развитию ребенка.
Введение этой деятельности в образовательный процесс обусловлено возросшими культурными потребностями людей в современном мире, возможностями детей, а также концепцией дошкольного образования, которая заявляет в качестве важнейшей основы реализации программного содержания развивающую предметную среду детской деятельности – как систему материальных объектов, функционально моделирующих содержание физического и духовного развития ребенка.
Занимаясь с детьми основами дизайна, стараюсь сформировать у дошкольников художественный вкус, умение выражать свой внутренний мир, используя различные материалы и техники изображения, элементы дизайна; стремление создавать красивые, гармоничные работы.
Естественно, не все дети станут художниками, но каждый сможет использовать свой художественный опыт в благоустройстве своей жизни по законам красоты и порядка. А это и является основной задачей и содержанием детского дизайна.
Искусство дизайна активно входит в жизнь. «Детский дизайн» связан с декоративной деятельностью самого ребенка по благоустройству окружающей его предметно-пространственной среды.
Дети обращают внимание на окружающие объекты среды, которые им нравятся или не нравятся, отмечают разнообразие их окраски, формы, величины, пропорций. Они могут собирать растения и минералы, использовать бумагу, ткани и синтетические материалы, создавать из них аранжировки (букеты, гербарии, гирлянды) и образные композиции для украшения своего быта.
Введение в занятия элементов дизайна требует расширять знания детей о свойствах различных материалов (бумаги, картона, ткани, пластмассы, природных материалов и др.) и формировать навыки и умения при работе с ними. Это позволяет детям выбрать для воплощения своих замыслов наиболее подходящую технику или материал.
Плодотворна дизайн-деятельность детей в художественно-игровых ситуациях типа: «Театр мод», «Праздник шляп», «О карнавал, карнавал!», «Бал в сказочном королевстве». Дети проявляют себя настоящими художниками - модельерами. Придуманные ими модели шляп, платьев, костюмов отличаются оригинальностью и индивидуальностью.
Дети умело подбирают и создают декоративные украшения к праздничной одежде для себя и для близких (галстуки, брошки, значки и др.)
В подготовке к театральному фестивалю дети участвуют в создании театральных афиш, пригласительных билетов.
Интересен и полезен дизайн композиций из природных и искусственных материалов (зелень, сухостой, минералы, бумага, лоскут, дерево, синтетика и др.). Занимаясь рукоделием из материалов живой и неживой природы, дети приобщаются к красоте.
Дети учатся подбирать растения и минералы, отходы галантереи и бижутерии (пряжки, пуговицы, бусы, кольца, флаконы и др. упаковочная тара). Работа с разнофактурными материалами (мягкий – твердый, блестящий – тусклый) развивает сенсорные способности, интеллект ребенка. Советую, помогаю, направляю деятельность детей, мастерю вместе с ними.
Образовательный процесс построен таким образом, что дети самостоятельно могут выбирать разные художественные материалы и инструменты. Я только рекомендую как удобнее, целесообразнее передать тот или иной образ. Зная свойства различных материалов, дети удачно сочетают их в работе. Свободно владея разными способами изображения, дети могут выбирать те из них, которые в большей степени подходят для передачи выразительного образа, красивой композиции.
Опыт работы по развитию творческих способностей детей при формировании дизайн - культуры помогает каждому ребенку, независимо от уровня его развития, раскрыть свой творческий потенциал и проявить себя. Разнообразие материала (подручного или бросового) рождает у детей оригинальные идеи, развивает фантазию и воображение, вызывает желание придумывать новые конструкции и использовать их в играх. А также позволяют ребенку почувствовать уверенность в себе, в своих силах, что способствует повышению самооценки.
В результате занятий по детскому дизайну дети стали эмоциональнее откликаться на красоту природы, одежды, помещений, проявлять более устойчивый интерес к изобразительному искусству, повысилась их творческая активность и художественная самостоятельность.
Кроме того, занятия дизайном способствовали формированию у детей устойчивости замысла, оказали помощь в умении планировать свой результат. В сотворчестве с другими детьми стала ярче выступать индивидуальность каждого ребенка, особенности творческого почерка, техник исполнения.
В ходе творческой деятельности маленький мастер делает множество открытий, добивается личных достижений. Хотя объективно он не создает ничего абсолютно нового, неизвестного, результат его труда носит субъективный характер, так как в самом этом процессе заключена для ребенка его первостепенность. Полученный результат – первая и очень важная ступенька детского творчества. Создание изделий своими руками – это универсальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность маленького человека, чтобы он развивался всесторонне.
Занятия основами дизайна призваны воздействовать на ум, волю, чувства детей, побуждать их к творческому самовыражению. А также решают психологическую задачу – пусть у наших детей будет состояние эмоционального комфорта, ощущения радости детства.
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2017/05/27/dizayn_1.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2017/05/27/dizayn_2.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2017/05/27/dizayn_3.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2017/05/27/dizayn_4.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2017/05/27/dizayn_5.jpg)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интеграция социальных институтов - необходимое условие развития творческого потенциала дошкольников.
В статье говориться о необходимости взаимосвязи социальных институтов для развития творческого потенциала дошкольников....
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/07/picture-249095-1367945186.jpg)
Нетрадиционные техники рисования как одна из форм развития творческого потенциала дошкольников в условиях ФГОС ДО
Статья для педагогов и родителей...
Консультация для родителей «Роль взрослых в раскрытии творческого потенциала дошкольника»
Творческий процесс очень сложен и во многом определяется индивидуальными особенностями личности. Л.С.Выготский писал: «… творческие занятия детей не могут быть ни обязательными, ни принудительными и м...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/28/picture-1180859-1572240654.jpg)
ИЗО терапия как метод раскрытия творческого потенциала дошкольника
Автор акцентирует внимание на одном из методов арт-терапии – изотерапии. В статье анализируется возможность раскрытия творческого потенциала индивида с применением метода изотерапии. Автор стави...
![](/sites/default/files/pictures/2022/09/26/picture-1028732-1664209803.jpg)
Методическая разработка. Статья "Театрализованная деятельность как одно из средств раскрытия творческого потенциала старших дошкольников"
В статье раскрываются: особенности развития творческих способностей в старшем дошкольном возрасте; условия развития, формы и методы организации театрально-игровой деятельности; приёмы по развитию теат...
![](/sites/default/files/pictures/2021/09/11/picture-1346134-1631348798.jpg)
Обучение элементам фитодизайна, как условие развития творческого потенциала дошкольников
Целью моей работы по фитодизайну является, создание условий для формирования знаний, умений, навыков необходимых дошкольникам для выполнения самостоятельной фитодизайнерской деятельности. Ставлю...
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/31/picture-1509494-1706651757.jpg)
Презентация «Театрализованная деятельность как одно из условий развития творческого потенциала и социально - коммуникативных навыков дошкольников»
Презентация «Театрализованная деятельность как одно из условий развития творческого потенциала и социально - коммуникативных навыков дошкольников»...