ИЗО терапия как метод раскрытия творческого потенциала дошкольника
статья по рисованию (старшая группа)

Афанасьева Ирина Анатольевна

Автор акцентирует внимание на одном из методов арт-терапии – изотерапии. В статье анализируется возможность раскрытия творческого потенциала индивида с применением метода изотерапии. Автор ставит вопросы о том, что же такое арт-терапия? Каким образом достигается эффект при использовании метода изотерапии в работе с детьми? Почему творчество обладает такой гармонизирующей силой?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ИЗО-терапия142.27 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение 3

И.А. АФАНАСЬЕВА, Г. И. ЖЕЛЕЗОВСКАЯ, Г. И. ДИНИКАЕВА

ИЗОТЕРАПИЯ КАК МЕТОД РАСКРЫТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ДОШКОЛЬНИКА

Аннотация: Автор акцентирует внимание на одном из методов арт-терапии – изотерапии. В статье анализируется возможность раскрытия творческого потенциала индивида с применением метода изотерапии. Автор ставит вопросы о том, что же такое арт-терапия? Каким образом достигается эффект при использовании метода изотерапии в работе с детьми? Почему творчество обладает такой гармонизирующей силой?

Ключевые слова: творчество, изобразительная деятельность, арт-терапия, изотерапия.

Арт-терапия эффективно работает в консультирование и психокоррекции взрослых и детей. Арт-терапия не имеет ограничений и противопоказаний и всегда ресурсна.

Арт-терапия сочетает традиционные теории и техники психокоррекции с понимаем психологических аспектов творческого процесса, особенно тех  частей художественного материала, которые позволяют проявить чувства.  [1]. На наш взгляд изотерапия наиболее доступна в работе детьми. Кроме того художественное творчество не требует специально организованных условий.

Дети и творчество

Самый ранний (из известных) детский рисунок датируется одиннадцатым веком — это рисунок семилетнего мальчика, выполненный на бересте. Одним из первых обратил внимание на само детское творчество, представленное в графитти и случайных детских рисунках, женевский писатель и рисовальщик Родольф Тепфер. В своем труде «Размышления и мелкие замечания женевского художника» он писал, что, хотя многие рисунки неумелы и плохо нарисованы, они выражают намерение мысли, которое выражено лучше и удачнее именно благодаря графическому невежеству рисовальщика. Тепфер подчеркивает яркость и живость детских рисунков.

У детей, в отличие от взрослых, существует теснейшая связь телесного и духовного. Взрослый постоянно контролирует свои аффекты. Ребенок же мгновенно демонстрирует свои чувства. Поэтому и в своем творчестве дети, не задумываясь, рисуют то, что чувствуют, не пытаясь проанализировать это с точки зрения эстетики или этики.

Творчество естественно вплетается в жизнь ребенка, являясь неотъемлемой частью его развития. В творчестве ребенка отображается то, что его волнует, то, что для него важно. Как особую черту детского творчества психолог Л. С. Выготский отмечает синкретичность. Рисунок, драма, литература, творчество в детском творчестве идут бок о бок. Например, начиная рассказывать какую-нибудь историю, ребенок тут же начинает изображать, драматизировать ее.

Открывая мир, ребенок отображает свои открытия в творчестве. «Ребенок без устали наблюдает, накапливает запасы образов и сведений, пытается размышлять, систематизировать свои знания, творчески их перерабатывать» [2]. Часто, взаимодействуя с внешним миром, дети чувствуют свою беспомощность, а реакция взрослых лишь только сбивает их с толку и запутывает еще больше. Рисуя, они сами формулируют познаваемое, и таким образом обнаруживают свое внутреннее знание и путь обращения к нему. Искусство соединяет первичный мир воображения ребенка с актуальным миром, в который он погружается.

Художественное творчество ребенка свидетельствует об изначальном синкретизме человеческой психики, что и объясняет высокую художественную ценность детских рисунков. В них выражена непосредственность и свежесть мировосприятия, его «наивность и эмоциональность, искренность самовыражения и свободная игра фантазии, сознание своего права на любую деформацию жизненно-реальных форм, размеров пропорций, ассоциативный характер постижения мира, яркая метафоричность и безмерный гиперболизм творчества» [3].

Дети много рисуют. Творчество тесно связано с жизнью ребенка, наполненной богатой игрой фантазии и символической деятельностью. «Ребенок чаще всего не разделяет фантазию и реальность. Для него изображение на бумаге или постройка из кубиков отождествляются с тем, что изображено» [2]. Ребенок творит и развивает свою фантазию. Ф Карлгрен в книге «Воспитание к свободе» говорит, что творческая фантазия — одна из важнейших внутренних способностей. Фантазия играет важную роль в жизни, как ребенка, так и взрослого человека. Именно в фантазии человек черпает силы для преодоления всего того, что есть, и — через свою собственную деятельность — для достижения того, что будет.

Изотерапия с детьми

Изотерапия — терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием, используется в настоящее время для психологической коррекции детей и подростков с трудностями в обучении и социальной адаптации, при внутрисемейных конфликтах.

Изобразительное творчество позволяет человеку ощутить и понять  самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, быть самим собой, свободно выражать мечты и надежды, а также — освободиться от негативных переживаний прошлого. Это не только отражение в сознании клиентов окружающей и социальной действительности, но и ее моделирование, выражение отношения к ней.

Рисование развивает чувственно-двигательную координацию, так как требует согласованного участия многих психических функций. По мнению специалистов, рисование участвует в согласовании межполушарных взаимоотношений, поскольку в процессе рисования активизируется конкретно-образное мышление, связанное, в основном, с работой правого полушария, и абстрактно-логическое, за которое ответственно левое полушарие [4].

Будучи напрямую сопряжено с важнейшими функциями (зрение, двигательная координация, речь, мышление), рисование не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой.

Изотерапия использует процесс создания изображений в качестве инструмента реализации целей. Это не создание произведения искусства, не часть занятий по изобразительному искусству. Психокоррекционные занятия с использованием изотерапии служат инструментом для изучения чувств, идей и событий для развития межличностных навыков и отношений, укрепления самооценки и уверенности в себе.

Изотерапия в работе с детьми — это процесс, требующий осторожности и деликатности, процесс, при котором происходящее в душе психолога взаимодействует с происходящим в душе ребенка. Изобразительное творчество — это мощное средство самовыражения, помогающее осуществить самоидентификацию и обеспечивающее путь для проявления чувств.

На занятия необходимо выстроить «свои отношения с ребенком таким образом, чтобы ребенок делился своими ощущениями, возникающими при изотерапии, чувствами, касающимися подхода к выполнению и решению задачи, к самой работе, к процессу творения. В результате ребенок начинает лучше осознавать себя» [5].

В содержании изотерапии можно выделить обязательные этапы (см. табл. 1).

Таблица 1

Этапы изотерапии

Этап

Содержание

Первый этап

Свободная активность перед собственно творческим  процессом — непосредственное переживание. На этом этапе изотерапии дети любят, как они это называют, «пачкать», сначала используя один, затем другой материал, а потом смешивая их.

Второй этап

Процесс творческой работы — создание феномена, визуальнoe представление. Дети безмолвно уходят во взаимодействие со  своим творческим самовыражением, вне зависимости от возраста (даже очень маленькие дети).

Третий этап

Дистанцирование, процесс рассматривания. На этом этапе необходимо расположить работу в таком месте, где на нее было бы легко смотреть. Детям предлагают поместить свое художественное произведение в удобном для них месте на вертикальной поверхности (стене, окне, на стенке шкафа, двери).

Четвертый этап

Вербализация чувств, мыслей, возникших в результате рассматривания творческой работы.

Особое внимание необходимо уделить четвертому этапу, так как самопознание ребенка углубляется благодаря обсуждению вопросов,  относящихся к разработке частей картинки, их более четкому выделению, достижению большей ясности путем описания формы, цвета, образов, предметов, людей.

Можно выделить особенности четвертого этапы изобразительной деятельности таковы:

1. Психолог просит ребенка описать картинку так, как будто картинкой является он сам, с использованием слова «Я». Например: «Я – картинка,  по всей моей поверхности расположены красные линии, а в  середине находится голубой квадрат».

2. Выбираются специфические предметы на картинке, для того чтобы ребенок их идентифицировал с чем-нибудь: «Будь голубым квадратом и опиши себя: на что ты похож, каковы твои действия и т. д. ».

3. При необходимости задают ребенку вопросы, чтобы облегчит ему выполнение задачи: «Что ты делаешь?», «Кто тебе ближе всех?» Эти вопросы помогают входить в рисунок вместе с ребенком и открывают различные пути установления отношений и реализации терапевтического процесса.

4.        Психолог просит ребенка обратить внимание на цвета. Излагая свои предложения о том, как нарисовать картинку, пока ребенок сидит с закрытыми глазами, ему можно предложить подумать над следующим: «Подумай о цветах, которые ты собираешься использовать. Что ты подразумеваешь под яркими цветами? Что д ля тебя значат темные цвета? Будешь ли ты использовать яркие или пастельные цвета, светлые или темные тона?» Вопросы строятся таким образом, чтобы ребенок осознавал, настолько, насколько это возможно, что именно он делал, даже если он не хочет разговаривать об этом.

5.        Дети не всегда четко представляют себе свою жизнь, собственные чувства и переживания. Иногда они сдерживают себя и очень боятся выражать свои чувства. Иногда они не готовы к этому. Иногда вдруг оказывается, что они готовы излить чувства, возникшие при рисовании, хотя не переносят содержание картин на себя, но рассказывают таким образом, что становится ясно, что они хотели сказать. Они выражают то, в чем они испытывают потребность, то, чего они хотят, но в своей собственной манере.

6. Психолог выясняет, нет ли пропусков или пустых мест на картинках и обращает особое внимание на этот факт.

7. Психолог останавливается на тех вещах, которые для ребенка выходят на первый план. При этом необходимо проявлять большой интерес и настойчивость.

8. Осуществляются наблюдения за внешними проявлениями поведения: особенностями оттенка голоса ребенка, положением его тела, выражением лица, жестами, дыханием, паузами. Молчание может означать контроль, обдумывание, припоминание, репрессию, страх или осознавание чего-либо [5].

Примерные тексты инструкций к упражнениям представлены в таблице  2.

Таблица 2

Тексты инструкций к упражнениям  

№ п/п

Инструкции к упражнениям (эмоциональный настрой)

1

«Сейчас ты будешь в течение минуты смотреть на этот цве ток. Я засеку время по секундомеру (песочным часам) и за тем попрошу, когда закончится время, сделать рисунок тех чувств, которые ты испытывал, когда смотрел на него».

2

«Попробуй выразить свой мир в виде образов, представлен ных в цветах, линиях, формах, символах. Как выглядел бы мир, если бы он был таким, как тебе хочется».

3

«Нарисуй, что ты делаешь, когда ты сердишься; что застав ляет тебя быть сердитым».

4

«Изобрази место, которое делает тебя счастливыми; как ты себя чувствуешь в данный момент; как бы ты хотел себя чув ствовать».

5

«Нарисуй себя: как ты выглядишь сейчас, как бы ты хотел выглядеть, когда станешь старше; когда ты состаришься, когда ты был младше (в каком-то определенном возрасте или вообще)».

6

«Вернись назад в какое-то время или к какой-то сцене. На рисуй то время, когда ты чувствовал себя наиболее бодрым».

7

«Нарисуй то время, которое ты вспоминаешь в первую оче редь, ту вещь, которая тебе приходит в голову; семейную сценку; твой любимый обед; сон».

8

«Нарисуй, где бы ты хотел быть: идеальное место, любимое место. Или место, которое ты не любишь».

9

«Нарисуй, как ты обращаешь на себя внимание; каким образом ты добиваешься того, чего ты хочешь; что ты делаешь, ког да ощущаешь печаль, беспокойство, ревность, одиночество».

10

«Нарисуй: счастливые линии, мягкие линии, линии печаль ные, сердитые, испуганные и т. д.».

11

«Нарисуй вещи, противоположные друг другу: слабый — сильный; счастливый — несчастный, печальный — веселый; хороший — плохой; счастье — несчастье» и пр.

12

«Нарисуй подарок, который тебе хотелось бы получить. А что тебе хотелось бы подарить? Кто мог бы тебе это подарить? Кому бы ты мог бы это подарить?»

Теоретический анализ проблемы использования изотерапии в работе с детьми позволяет сделать следующие выводы. Вся творческая деятельность ребенка является важным элементом его развития. Для ребенка чаще важен не результат, а сам процесс рисования. «Отражая жизнь, ребенок не заботится о зрителях и слушателях, в этом коренное отличие его от художника, актера» [6]. Поэтому изотерапия так эффективна при работе с детьми. Ребенок не задумывается о конечном результате, он получает удовольствие от самого процесса, что позволяет раскрыть его творческий потенциал.

Список использованной литературы и источников:

  1. Киселева М. В. Арт-терапия в психологическом консультировании: учебное пособие / М. В. Киселева, В. А. Кулганов. – СПб. : Речь, 2016. – 64с.
  2. Лени, Ф. Образный язык народных сказок / Пер. с нем. М.: Evidentis. 1999
  3. Каттанарх Э. Игровая терапия. Там, где небо встречается с бездной / Пер. с англ. Е. Багдаевой // Карлгрен Ф. Воспитание к свободе. М., 1995.
  4. Захаров А. И. Дневные и ночные страхи у детей. СПб.: Союз, 2000.
  5. Остер Дж., Гоул П. Рисунок в психотерапии. Методическое пособие. М.: Про гресс, 2000.
  6. Эндрюс Т. Искусство лечения цветом / Пер. с англ. О. Матвеевой. М.: ЦАИ, 1998. 176 с.
  7. Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми : руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми / М. В. Киселева. – СПб. - Речь, 2016. – 160с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АРТ- терапия как метод раскрытия творческих способностей детей в системе здоровьесберегающих технологий

Арт-терапия –один из самых мягких и глубоких методов в арсенале психологов. Рисуя, занимаясь лепкой или описывая в литературной форме свою проблему или настроение, мы как будто получаем закодиро...

Консультация для родителей «Роль взрослых в раскрытии творческого потенциала дошкольника»

Творческий процесс очень сложен и во многом определяется индивидуальными особенностями личности. Л.С.Выготский писал: «… творческие занятия детей не могут быть ни обязательными, ни принудительными и м...

Обучение элементам дизайна как одно из условий раскрытия творческого потенциала дошкольников

Детский дизайн – новая художественно-продуктивная деятельность, которая понимается как проектное мышление самого широкого диапазона. В дизайне важны не только развитие замысла, но и планирование резул...

Программа раскрытия творческого потенциала детей с ОВЗ 5-7 лет средствами арт-терапии «Мой взгляд на мир»

В методической разработке представлена Программа раскрытия творческого потенциала детей  с ОВЗ 5-7 лет  средствами арт-терапии «Мой взгляд на мир».  : актуальность, цель, за...

Методическая разработка. Статья "Театрализованная деятельность как одно из средств раскрытия творческого потенциала старших дошкольников"

В статье раскрываются: особенности развития творческих способностей в старшем дошкольном возрасте; условия развития, формы и методы организации театрально-игровой деятельности; приёмы по развитию теат...