Раскрытие творческого потенциала у дошкольников через патриотическое воспитание
проект на тему

Ловчикова Татьяна Ивановна

образовательный проект построения работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл raskrytie_tvorcheskogo_potentsiala.docx29.73 КБ

Предварительный просмотр:

Раскрытие творческого потенциала дошкольников через патриотическое воспитание

«Красота родного края, открывается благодаря сказке, фантазии, творчеству – это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия, могущество Родины приходит к человеку постепенно и имеет своими истоками красоту».

                                                                                                           В.А.Сухомлинский

Актуальность

Патриотическое воспитание подрастающего поколения  одно из важных направлений. Как бы не менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордость за нее необходима всегда. Какая притягательная сила заключается в том, что окружает нас с детства. Почему уехав из родных мест на долгие годы, человек с теплотой вспоминает их, рассказывает о красоте, богатстве родного края.

В современных условиях, когда происходят изменения в жизни общества, возникает необходимость вернуться к традициям нашего народа, к его корням. Дети страдают дефицитом знаний о родном городе, крае, стране, особенностях традиций своего народа, равнодушно относятся к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю.

Патриотическое воспитание - понятие емкое. Наша задача, педагогов и родителей, как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут стать достойным гражданином общества. Именно для дошкольного периода  характерна наибольшая обучаемость,  дети в этот период усваивают – знания, навыки, привычки, способ поведения. Складывающиеся черты характера оказываются особенно прочными и являются фундаментом дальнейшего развития личности.

Цель: Закладывание основ нравственной личности с активной жизненной позицией, и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми.

Задачи:

  • Способствовать общему развитию детей на основе любви и интересам к настоящему и прошлому своего народа.
  • Приобщать детей к традициям и обычаям своего народа.
  • Воспитывать нравственно-патриотические качества: гуманизм, гордость желание сохранить и приумножить богатство своей Родины.
  • Ориентировать родителей воспитанников на патриотическое воспитание детей в семье.

Принципы:

  • Дифференцированный подход к каждому ребенку, учитывая его психологические особенности, возможности  и интересы.
  • Доступность материала.
  • Рациональное сочетание разных видов деятельности, характерные возрасту, интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок.
  • Систематичность и последовательность.
  • Системно-организованный подход, который предполагает скоординированную работу всех специалистов.
  • Учет региональных условий, ценности не только общероссийского патриотизма, но и местного.

         Раскрытие творческого потенциала у детей происходит через совокупность педагогических средств и создаваемых условий. Поддерживание интереса детской любознательности. Обогащать знания детей с учетом индивидуальных особенностей. Стремление познавать новое через самостоятельную деятельность и организованную, совместную деятельность  с педагогами и родителями.  Побуждать детей к творческой деятельности, чтобы знания находили отражение в играх, рисовании, лепке, аппликации, чтении стихов, составлении рассказов, рассматривание книг, альбомов.

Педагогические средства, используемые в работе: иллюстрированный материал, альбомы, открытки, художественная литература, энциклопедии, демонстрационный материал, аудиозаписи, аудиоэнциклопедии, видео материал, слайды, тематические презентации, предметы народно-прикладного искусства.

Создаваемые условия: доступность материала, привлекательность, яркость, эмоциональная насыщенность, разнообразие материала, безопасность.

Раскрытие творческого потенциала у детей старшего дошкольного возраста 6-7лет в образовательных областях

Образовательная область

Задачи патриотического воспитания

Интегративные качества личности

Социально-коммуникативное развитие

Формировать желание реагировать на окружающую действительность. Воспитывать сочувствие, радость, гордость за достижения отдельных россиян и России, любви к малой и большой Родине. Формировать положительные взаимоотношения с родителями, педагогами, сверстниками на основе элементарных моральных  норм и правил поведения

Любознательность, активность, овладение средствами общения и способности взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Познавательное развитие

Формировать интерес к знаниям, национальностям людей. Расширять знания о России, других странах, их особенностях. Расширять знания о событиях, памятниках, исторических зданиях и воплощать знания в играх.  

Любознательность, активность.

Речевое развитие

Формировать умение активно участвовать в беседах о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе. Высказывать свои суждения, мнения и предположения. Воспитывать личностные качества, собственные умения и достижения. Формировать любовь к художественной литературе, как источнику истории России, мира.

Иметь первичные представления  о себе, семье, обществе, государстве, мире, природе.

Художественно-эстетическое развитие

Формировать умение эмоционально откликаться на произведения изобразительного и музыкального искусства. Воспринимать и понимать  средства выразительности с помощью которых создавались произведения искусств, через музыку самовыражаться, познавать и понимать окружающий мир.

Иметь первичные представления о композиторах, художниках, музыкальных и художественных жанрах.

Физическое развитие

Формировать знания о здоровом образе жизни, о достижениях россиян в спорте. Воспитывать гордость за спортивные достижения своего народа, России. Желание стремиться к здоровому образу жизни для себя, семьи, обществу.

Активность, стремление к здравому образу жизни.

                  Перспективный план для детей старшего возраста 6-7лет

Месяц

Деятельность

Цель

1

Сентябрь

Наш детский сад.

Уточнить знания детей о детском саде, о деятельности взрослых и назначении помещений в детском саду. О проявлении заботы взрослых и детей друг о друге.

Улицы родного города.

Уточнить и расширять знания о родном городе, о его названии, отдельных улицах, архитектурных памятниках.

Образовательная деятельность: «Русские леса».

Знакомить детей с многообразием природы родного края, России. Передавать свои впечатления в рисунках.

2

Октябрь

Проект «Наши истоки»

Знакомство детей с предметами русского быта, разучивание русских народных песен. Познакомить детей с прошлым. Привлечь родителей к созданию альбомов наши предки.

Знакомство с декоративно- прикладным искусствам Дымковская игрушка.

3

Ноябрь

Русские музыкальные инструменты.

Продолжать знакомить с особенностями  музыкальных инструментах. Обогащать знания об оркестрах на русских народных инструментах. Создание «оркестра» исполнить р.н.п.

День матери

Продолжать прививать любовь и уважение к маме, бабушке. Формировать желание оказывать посильную помощь маме, бабушке. Расширять кругозор о профессиях мамы.

4

Декабрь

Беседы: Ханты Мансийский АО. Природа родного края. Народные промыслы

.

Уточнять и обогащать знания детей об округе. Воспитывать любовь к родному краю через искусство.

Беседы: Наша Родина Россия.

             Москва – столица России.

Обогащать знания детей о стране где мы живем. Рассказать детям о Москве. Учить детей делиться впечатлениями о столице из своего опыта.

Государственные символы России

Знакомить детей с Российской государственной символикой.

5

Январь

Проект «Зимушка хрустальная»

Обогащать знания детей о традициях, праздниках, красоте русской зимы. Отображать свои впечатления в творчестве.

привлекать родителей к созданию выставки «Зимушка хрустальная».

Народные ремесла «Гжель»

Знакомить с народно-прикладным искусствам. Обогащать и вызывать интерес к гжельской росписи.

6

Февраль

Проект «Защитники Отечества»

Продолжать знакомить с Защитниками Отечества, с родами войск. Воспитывать гордость за людей охраняющих просторы нашей Родины.

Спортивный праздник: «Мы сильные, мы смелые»

Продолжать раскрывать умение работать командой, переживать друг за друга.

7

Март

Наш любимый Нижневартовск.

Закреплять знания о родном городе, о его Дне рождения, о необходимости поддержании чистоты и порядка, о культурных и архитектурных памятниках.

Русские платки.

Знакомить с богатствами России ее традициями, с разнообразием ремесел. Познакомить с разнообразием российских платков.

8

Апрель

Проект «Народные куклы»

Продолжать знакомить с многонациональностью России, через народные куклы.

9

Май

Победа 70 лет

Уточнить знания о Празднике 9Мая-День Победы. Воспитывать чувства гордости за людей, ветеранов страшной войны. Воспитывать уважение к старшему поколению.

           

Задачи:

Патриотическое воспитание ребенка в семье:

  • Организация предметной среды и пространства направленного на формирование патриотических чувств и представлений у ребенка в домашних условиях.
  • Использование народной игрушки и народных игр в семье.
  • Приобщение к семейным и народным традициям (народные песни, потешки, сказки, пословицы, героическому эпосу)
  • Уважение к старшему поколению.
  • Совместная деятельность, выполнение детьми трудовых поручений, знакомство с народными ремеслами, участие в общественных видах деятельности, помощи другим семьям.

Современная семья может развивать у ребенка ощущение исторического долга, служение государству, народу и познакомить его с родовыми, семейными традициями, показать значимость каждого члена семьи и необходимость уважать друг друга.

Ожидаемые результаты:

  • Дети имеют дифференцированные знания о себе, о членах семьи, о деятельности взрослых.
  • Знания и представления о родном городе, крае.
  • Первичные представления о России, главных символах страны.
  • Выражают свои впечатления, чувства через художественное творчество. Художественную литературу участвуют в конкурсах чтецов «Славлю, тебя, мой округ Югра», «Защитник Отечества».
  • Проявляют сопереживание, сочувствие, сострадание, к близким, сверстникам, работникам детского сада, литературным персонажам.
  • Используют полученную информацию в самостоятельной деятельности (игре, конструировании, труде, общении)

Всем нам хочется заглянуть в будущее, чтобы хоть одним глазком увидеть своих детей счастливыми, умным, добрыми, уважаемыми людьми настоящими патриотами своей Родины, услышать из уст ребенка с гордостью сказанные слова: «Я – россиянин! Я горжусь своей страной!»

Воспитывая будущее, мы должны помнить, что обществу нужны здоровые, полные сил и энергии строители-созидатели нашего государства.

Самые важные слова

Друг мой, сквозь годы и дни

В сердце своем сохрани

С детства родные слова:

МАМА,

РОССИЯ,

МОСКВА.

Радость придет иль беда –

Не забывай никогда

Самых святых в жизни слов:

ВЕРА,

НАДЕЖДА,

ЛЮБОВЬ.

Литература:

1. Нравственно-патриотическое  и духовное воспитание дошкольников. Под ред.Н.В. Микляевой – М.: ТЦ Сфера, 2013г

2. И.А.Агапова, М.А.Давыдова Детям о памятных датах и культурных ценностях России. – М.:АРКТИ, 2012.

3. Комарова Т.С. Народное искусство в воспитании детей. М., 1997.

4. Г.М. Блинова Занятия познавательное  развитие детей 5-7лет. М., 2009.

5. Аудиоэнциклопедия «Наша страна Россия» 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие творческого потенциала личности дошкольника через организацию работы по художественно-эстетическому развитию»

Совершенствование воспитательно-образовательного процесса.Создание творческой атмосферы в коллективе....

Педсовет №2. «Развитие творческого потенциала личности дошкольника через организацию работы по художественно-эстетическому развитию».

Педсовет №2.  «Развитие творческого потенциала личности дошкольника через организацию работы по художественно-эстетическому развитию».Цель: совершенствовать работу по художе...

Методическая разработка. Статья "Театрализованная деятельность как одно из средств раскрытия творческого потенциала старших дошкольников"

В статье раскрываются: особенности развития творческих способностей в старшем дошкольном возрасте; условия развития, формы и методы организации театрально-игровой деятельности; приёмы по развитию теат...

«Развитие творческого потенциала личности дошкольника через организацию работы по художественно-эстетическому развитию»

Дошкольный возраст даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству и от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого че...

Роль кружка робототехники в развитии технического и творческого потенциала личности дошкольника через обучение основам технического конструирования и робототехники. Статья Козачок И.Н.

Аннотация: статья посвящена развитию технического и творческого потенциала личности дошкольника через обучение робототехники в дошкольных общеобразовательных учреждениях. Автором описывается опыт созд...