Раскрытие творческого потенциала у дошкольников через патриотическое воспитание
материал (старшая группа) на тему

Ловчикова Татьяна Ивановна

патриотическое воспитание дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл raskrytie_tvorcheskogo_potentsiala_.docx35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад №37 «Дружная семейка»

Воспитатель: Ловчикова Т.И.

Раскрытие творческого потенциала дошкольников через патриотическое воспитание посредством знакомства с природой родного края.

 «Красота родного края, открывается благодаря сказке, фантазии, творчеству – это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия, могущество Родины приходит к человеку постепенно и имеет своими истоками красоту».

                                                                                                           В.А.Сухомлинский

В разных частях земного шара природа отличается. Даже на территории одной страны могут быть отличия, эта наша  большая страна Россия. В России, в разных местах, природа разнообразна, сильно отличаться от природы других мест.

Поэтому родная природа для каждого человека - своя. Например, для меня, природа родного края, это горы - красивые отвесные скалы, склоны, покрытые травой, лесами, загадочные камни, горные реки, растения, характерные только для этих мест. Для других родной край природы - это холодное северное море, седые волны, косяки рыб, за которыми отправляются рыболовные сейнера. А для третьих - это море южное, с песчаными или галечными пляжами, с жарким солнцем над ними, с виноградниками, которые растут по всему побережью. Есть родная природа - простой лесок, обычная зеленая лужайка, привычные птицы, простые знакомые цветы. Тому, кто здесь живет, такая природа покажется слишком незамысловатой. А тому, кто раньше такого не видел, наоборот, необыкновенной.

“Заставить любить Родину, природу нельзя, но помочь полюбить – можно”– сказал Н. Сладков.

Формирование чувства любви к природе родного края, происходит через воспитание положительного отношения к тем местам, где он родился и живет, умения видеть и понимать красоту окружающей жизни, желания больше узнать об особенностях родного края, людях-первооткрывателях, культуре, истории и окружающей природе. Нравственные качества не возникают путем естественного «созревания». Их развитие осуществляется в процессе накопления и освоения конкретных фактов, а зависит это от средств и методов воспитания, от условий в которых живет ребенок.

Цели:

Формирование у детей старшего дошкольного возраста знаний о природе родного края. Бережного отношения к природе и природным богатствам нашего края.

 Задачи:

 Образовательные:

  • приобретение знаний о природе родного края;
  • познакомить детей с символикой Югры. Дать представление о растительном и животном мире Югры;
  • научить видеть и понимать красоту живой природы;
  • сформировать навыки экологически грамотного и безопасного поведения;
  • познакомить детей с существующими в природе взаимосвязями растений, животных и человека.

Воспитательные:

  • сформировать уважительное, бережное отношения к природе;
  • Формировать гражданскую позицию, чувство гордости за свою малую Родину.
  • воспитывать такие личностные качества как доброта, честность, взаимопомощь.

 

   

 Развивающие:

  • развивать потребности общения с природой;
  • развивать эмоционально доброжелательное отношение к растениям и животным, нравственные и эстетические чувства;
  • развивать умения и навыки правильного взаимодействия с природой.

     

 Раскрытие творческого потенциала у детей происходит через совокупность педагогических средств и создаваемых условий. Поддерживание интереса детской любознательности. Обогащать знания детей с учетом индивидуальных особенностей. Стремление познавать новое через самостоятельную деятельность и организованную, совместную деятельность  с педагогами и родителями.  Побуждать детей к творческой деятельности, чтобы знания находили отражение в играх, рисовании, лепке, аппликации, чтении стихов, составлении рассказов, рассматривание книг, альбомов.

Этапы:

     I этап - подготовительный:

 - подбор материала о родном крае;

 - составление перспективного плана работы с детьми и родителями с учетом разнообразия форм и методов работы.

 II этап – организационный:

    - реализация проекта на базе старшей группы МАДОУ  ДС №37 «Дружная семейка».

 III этап – итоговый:

     - альбом рисунков «Животные и Растения Красной книги Югры»,

     - создание плаката «Правила поведения в природе».

Формы и методы реализации:

Наглядные: демонстрации рисунков, плакатов, коллекций, иллюстраций, они дают возможность более детального обследования объектов, репродукции в журналах и книгах о родном крае, наблюдения.

Словесные: способствуют развитию мышления детей. Рассказы, беседы, сообщения - способствует обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.

Практические: изготовление рисунков, практические работы (создание своими руками рисунков, композиций, поделок, посвященных природе родного края). Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей.

Мультимедийные презентации, использование аудио – и видеоаппаратуры для ознакомления детей с символикой, достопримечательностями родного края, его природных богатствах, животном и растительном мире.

Перспективный план для детей старшего возраста 6-7лет

  1. Наш детский сад.    

Цель: Уточнить знания детей о детском саде. Расширять представления детей о растениях на территории детского сада. Воспитывать у детей желание наблюдать за изменениями в природе ближайшего окружения.

  1. Экскурсия с родителями «Улицы родного города».

Цель: Уточнить и расширять знания о природе  города, вспомнить и сравнить выделяя изменения, происходящие со сменой времени года.

3. Беседа: «Символика родного края»

Цель: Учить детей различать гербы и флаги города Нижневартовска, Ханты-Мансийского округа. Закреплять умение отвечать на вопросы полными ответами. Воспитывать нравственно-патриотические чувства.

     4. ОД познавательное развитие: «Жизнь людей на Севере »

 Цель: расширять представления детей о природе Севера, его животном и растительном мире. Формировать в понимании образ необъятной России.

Расширение словарного запаса: мох, тундра, северное сияние, пурга.

    5. Рисование: «Зимний город».

 Цель: Расширять интерес детей к изобразительной деятельности. Совершенствовать умение отражать в рисунке улицы города, двора, участка детского сада. Побуждать передавать в рисунке особенности растительного мира  Нижневартовска. Воспитывать любовь к родному городу.

  6. «Кто на севере живет? Что на севере растет? »

Цель: Уточнять и расширять знания детей о растительном и животном мире Севера; характерном внешнем виде, повадках.

  7. Экскурсия в краеведческий музей имени Шуваева «Животные Севера»

Цель: Уточнять и расширять знания детей о животном мире Севера; характерном внешнем виде, повадках.

8. Лепка: «Животные ХМАО»

Цель: Продолжать учить отражать свои впечатления в изобразительной деятельности. Соблюдать пропорции, составлять композиции. Порекомендовать родителям литературу для ознакомления детей с животным миром Югры.

 9. Практические работы - рисунки и поделки на тему «Природа родного края» Помощь родителей в оформлении работ

      10. Экологическая дидактическая игра: «Растительный и животный мир».

Цель: Закрепить знание детей о животных и растениях ХМАО, умение различать животных и растения. Знакомить с растениями и животными, занесенными в Красную книгу. Развивать внимание, память, сообразительность.

     11. Познавательное развитие «Что такое заповедник»

Цель: познакомить детей с назначением заповедников, «Красной книги», воспитывать бережное отношение к родной природе, патриотические чувства.

12. Рисование, аппликация: «Растительный и животный мир из Красной книги».

Цель: Расширять интерес детей к изобразительной деятельности. Совершенствовать умение передавать в творческой деятельности  растительный и животный мир округа. Побуждать к созданию альбома «Животные и Растения Красной книги Югры». Воспитывать уважительное, бережное отношение к природе родного края.

     Оформление выставки: «Мой родной край Югорский».

13. Беседа «Безопасное поведение в природе»

Цель: Развивать умения и навыки правильного взаимодействия с природой Закреплять знания детей о правилах поведения в природе. Воспитывать уважение к природе и природным богатствам. Создание рисунков, аппликации «Как можно беречь природу». Объединить работы в создании плаката  «Правила поведения в природе».

   14. Конкурс  чтецов «Славлю, тебя, мой округ Югра»

Цель: Формировать гражданскую позицию, чувство гордости за свою малую Родину через художественную литературу.

Дидактические игры.

Для закрепления используются дидактические игры. Они проводятся в удобное время: утренний прием, прогулка, вечернее время.

«С какого дерева листок?».

Цель игры: закрепить названия деревьев леса.

«У кого какой домик?»

Цель игры: закреплять знания детей о жилищах зверей, птиц, насекомых.

«Чьи припасы»

Цель игры: закреплять знания детей, о том, чем питаются дикие животные.

«Чей хвост, чья голова»

Цель игры: закреплять знания детей о диких животных.

«Зеленая аптека»

Цель игры: закреплять названия лекарственных растений, их полезные свойства.

«Что в лесу растет»

Цель игры: закрепить знания детей о растительном мире округа.

Ожидаемые результаты:

  • Дети имеют дифференцированные знания и представления о природе родного города, края.
  • Выражать свои впечатления, чувства через художественное творчество.
  • Формирование эстетического, творческого подхода к оформлению материалов;
  •  Развитие наблюдательности, зрительной памяти, воображения, ассоциативного мышления.
  • Используют полученную информацию в самостоятельной деятельности (игре, конструировании, труде, общении)
  • Распознавать в окружающем мире растения и животных, которые изучили.
  • Вести простейшие наблюдения в природе.

По результатам диагностики дети показали следующие результаты:

- Дети имеют первичные представления о природе родного города, округа;

- Знают и называют, могут рассказать о растительном и животном мире округа;

- Понимают красоту родной природы;

- Сформированы первичные понятия о чувстве гордости за Родину, где живут.

- Могут творчески выразить свое отношение к Родине.

 

Практическая часть:

Создание плаката «Правила поведения в природе».

Придумать и изобразить знак-символ о безопасном поведении в природе (лес, берег реки, поляна…). Объединить созданные знаки на плакате.

 Литература:

1. Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова «Мы живем в России» подготовительная группа. Москва 2008г.

2. И.А.Агапова, М.А.Давыдова Детям о памятных датах и культурных ценностях России. – М.:АРКТИ, 2012.

3. Комарова Т.С. Народное искусство в воспитании детей. М., 1997.

4. Г.М. Блинова Занятия познавательное  развитие детей 5-7лет. М., 2009.

5. Аудиоэнциклопедия «Наша страна Россия» 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие творческого потенциала личности дошкольника через организацию работы по художественно-эстетическому развитию»

Совершенствование воспитательно-образовательного процесса.Создание творческой атмосферы в коллективе....

Педсовет №2. «Развитие творческого потенциала личности дошкольника через организацию работы по художественно-эстетическому развитию».

Педсовет №2.  «Развитие творческого потенциала личности дошкольника через организацию работы по художественно-эстетическому развитию».Цель: совершенствовать работу по художе...

Методическая разработка. Статья "Театрализованная деятельность как одно из средств раскрытия творческого потенциала старших дошкольников"

В статье раскрываются: особенности развития творческих способностей в старшем дошкольном возрасте; условия развития, формы и методы организации театрально-игровой деятельности; приёмы по развитию теат...

«Развитие творческого потенциала личности дошкольника через организацию работы по художественно-эстетическому развитию»

Дошкольный возраст даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству и от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого че...

Роль кружка робототехники в развитии технического и творческого потенциала личности дошкольника через обучение основам технического конструирования и робототехники. Статья Козачок И.Н.

Аннотация: статья посвящена развитию технического и творческого потенциала личности дошкольника через обучение робототехники в дошкольных общеобразовательных учреждениях. Автором описывается опыт созд...