Представление опыта работы по проблеме « Правополушарное рисование , как метод активного раскрытия творческого потенциала дошкольников»"
материал
Предварительный просмотр:
«Правополушарное рисование»
Все большей популярностью в современном мире пользуются нетрадиционные методики по развитию творческих талантов. Научиться рисовать за короткое время можно, используя инновационную методику правополушарного рисования. Популярность этого метода возрастает с каждым днем.
Правополушарное рисование – это метод активного раскрытия творческого потенциала через пробуждение внутренних знаний и умения слышать себя. Он подходит людям любого пола и любого возраста (от 3 лет и до бесконечности). Благодаря этой методике открыть в себе умение рисовать шедевры может каждый, с любым уровнем подготовки, как новичок, так и обучавшийся в классической художественной школе. Правополушарное рисование полезно как школьнику, так и студенту, как менеджеру среднего звена, или домохозяйке, так и директору крупного предприятия – каждый откроет в правополушарной живописи что-то ценное для себя.
Правополушарное рисование позволяет за короткие сроки начать рисовать не просто рисунки, а цельные картины, удивляющие своей глубиной, содержащие многие образы, и потому имеющие отклик у самых разных людей.
Метод правополушарного рисования позволяет: повысить интерес к учёбе, люди становятся спокойнее, меньше получают стрессы, легче начинают реагировать на трудности и преграды, обучаются владеть и верно направлять свои эмоции.
Правополушарный подход к обучению имеет глубокие корни в истории человечества. Именно он взращивает гениев, заставляющих измениться мир.
Мозг человека состоит из двух полушарий - правого и левого. Эти части разделены корой головного мозга, но обмен информацией происходит через так называемое мозолистое тело. Каждое полушарие головного мозга регулирует противоположную половину тела. Так за праворукость «отвечает» левое полушарие, а за леворукость – правое полушарие.
Если говорить кратко, то левое полушарие в основном отвечает за анализ и логику, а правое - за образы и интуицию. У каждого человека мозги должны функционировать равномерно, однако так не бывает. Всегда одно из полушарий будет работать более активно, чем второе. Если говорить в общих чертах, то люди делятся на мыслителей, у которых преобладает активность левого «технического» полушария, и художников, у которых во главе мозга стоит правое «гуманитарное» полушарие. Правда, в чистом виде такие типы встречаются крайне редко.
Проблема современного человека, это потеря интереса к жизни. И вроде бы у этого человека всё хорошо, но, тем не менее, он говорит: «Мне скучно, неинтересно, я ничего не хочу». Наша жизнь станет яркой, интересной, если мы будем заниматься деятельностью, которая увеличит активность работы правого полушария. Работа правого полушария - это же не просто режим работы мозга, это ещё и те навыки, которые остаются с нами на всю жизнь. Ведь, если мы когда-то в детстве освоили правым полушарием наш родной язык, плаванье, катание на велосипеде, то эти навыки с нами навсегда. Все изучали в школе иностранный язык, физику, химию и другие предметы, а сейчас мало людей, кто помнит о них, практически никто. Очень малое количество людей, которые изучали иностранный язык в школе и сейчас могут на нём разговаривать.
Наш двуликий мозг, смотря на один и тот же предмет, может делать разные выводы. Например, тыква – наше левое полушарие делает вывод: оранжевого цвета, растёт на грядке, относится к роду травянистых, а правое полушарие делает вывод: похожа на мячик, карета для золушки, праздник Хэллоуин. Получается, либо ты мыслишь логически, либо срабатывает интуиция? Не совсем так. Наиболее важные открытия в науке, искусстве и других достижений человека совершаются в момент равной работы активности обоих полушарий мозга. Это, например, сны, в которые приходят решения каких то задач. Например, Дмитрий Менделеев увидел свою таблицу химических элементов, именно во сне. Ряд учёных предполагают, что это и есть работа всего головного мозга, логика с интуитивно - творческим началом. Учёному может помочь совершенно иной вид деятельности. Дмитрий Менделеев, выдающийся химик, довольно много времени уделял изготовлению чемоданов. Это было его хобби.
Современные учёные назвали бы это тренировкой правого полушария, ведь любой вид творчества, рукоделия напрямую связан с правым творческим полушарием. Активность правого полушария даёт нам новые возможности, однако, если оно доминирует, то тип мышления становится хаотичным, не способным на анализ.
Равномерное развитие полушарий головного мозга, это то, что даёт человеку открыть для себя идеальное равновесие. Таким образом, задача стимулировать мозг для решения задач любой важности и сложности – лежит в гармоничном воздействии полушарий. Организм в правом полушарии способен к очень большим нагрузкам, соответственно, он очень быстро восстанавливается.
Существуют специальные упражнения, направленные на развитие межполушарной связи. Программа «Гимнастика Мозга» была разработана в 1970-х годах американским доктором Полом Деннисоном в Центре группового учения для неуспевающих детей. За год обучения успеваемость детей повышалась в два раза.
Мы можем самостоятельно тренировать оба полушария мозга. Так, Леонардо да Винчи, регулярно тренировался и в совершенстве владел как правой рукой, так и левой. Он был не только творческим человеком, но и аналитиком, у которого было отлично развито логическое мышление, причем в абсолютно разных сферах деятельности.
Тренировать правое полушарие можно с помощью метода правополушарного рисования.
Что же такое – правополушарное рисование? В чем суть, и чем правополушарное рисование отличается от обычного.
При левополушарном рисовании используется пошаговая инструкция. Вы чётко знаете, как прийти к результату и что у вас в итоге получится. При таком подходе сначала определяются пропорции, деление на геометрические фигуры, выстраивание оси симметрии, построение овалов. В результате обычно получается стройный красивый объект.
Левополушарному рисованию, с использованием четких инструкций, учат академические художественные школы и институты.
Рис. 1
Там, к примеру, прежде чем рисовать гипсовую голову, изучают схему пропорций лица, а прежде чем изображать животных - знакомятся с их анатомией. Даются теоретические знания в области изображения перспективы, объема, пропорций, тени и света, цветоведения.
Обширные знания, чёткое понятие строения тел животных и людей ведет к мастерству и «крепкому» рисунку. Многие художники-профессионалы идут именно от этого.
То есть происходит попытка передать образное и интуитивное посредством логических схем. Но мало кто, из обучающихся на художников, способен самостоятельно без правильного интуитивного руководства опытного наставника, достроить на основе этих логических сценариев то, что было изначально заложено индивидуальностью мастеров. Как итог происходит, возможно, и гениальное, но копирование, так как ещё меньше тех, кто развивает полученные таким путем знания и действительно создает свое, новое, уникальное и неповторимое. Потому что, к сожалению, в мышлении, прошедших «левополушарное» линейное обучение, стоит планка, созданная системой, за которой для них ничего не существует.
Всем не случайно известна картина Казимира Малевича «Черный квадрат». Её гениальность не в технике, так как технически нарисовать черный квадрат может почти каждый выпускник художественного вуза, к слову сказать, Казимир Малевич так и не поступил в художественное училище, несмотря на пять попыток. Эта работа в своей сути намного сложнее, ее гениальность заложена в простоте выражения бесконечности, которую можно только почувствовать, но не увидеть. Каждый гениальный художник – философ. Кстати, самые дорогие в мире картины русских художников, оценивающиеся в десятки миллионов долларов, были созданы именно благодаря интуитивному прозрению. Потому что только квадрат, нарисованный благодаря правополушарному методу, то есть, открыв себе свой внутренний мир, становится шедевром, подобным квадрату Малевича. Ведь внешний мир только отражение внутреннего, что мы несем в себе — настроение, ограничения или свобода для выражения себя, отношение к жизни — то мы и создаем вокруг себя.
Термин «правополушарное рисование» появился благодаря американскому профессору Бетти Эдвардс. Она разработала замечательную методику, при помощи которой студенты-новички за две недели «с нуля» учились рисовать портреты, людей с натуры и получали весьма впечатляющие результаты.
Она давала ученикам ключи, которые позволяли сразу изображать с натуры человека, животных, предметы интерьера. При этом в дальнейшем человек мог решить любые задачи и нарисовать всё, что угодно, без участия педагога. Интуитивное рисование Бетти Эдвардс описано в её замечательной книге «Открой в себе художника», которую она выпустила в 1979 году. Благодаря ученым и их последователям техника правополушарной живописи распространилась во всем мире, при этом популярность данного метода стремительно растет ежегодно.
Правополушарное рисование очень позитивно помогает развитию гармоничности, внимательности к окружающему миру и чуткости к себе и людям.
Дети дошкольного возраста учатся выражать в рисунках то, что пока не могут при помощи слов, расширяется их кругозор и умения, появляется интерес к новым знаниям, легче проходит адаптация в незнакомой обстановке, укрепляется эмоциональная стабильность.
Если мы устали, достаточно просто позаниматься с правополушарным рисованием. Мы забываем про какие - то неприятности, которые произошли на работе или в школе. Достаточно просто взять белую бумагу, набор кисточек и набор красок и начать создавать собственную палитру. Получается не картина, получается ваше впечатление от какой то натуры. Это и есть ключ к подъёму активности правого полушария. После правополушарного рисования ваше состояние изменится, вы будете чувствовать себя намного лучше.
Для чего нужно правополушарное рисование? По мнению основоположницы метода Бетти Эдвардс и преподавателей правополушарного рисования, такой подход помогает:
• справиться со страхами и творческими блоками;
• получать удовольствие от творчества;
• расслабиться;
• перестать критиковать себя и фокусироваться на недостатках своих рисунков;
• развить мелкую моторику и воображение;
• попробовать что то новое, интересно провести время и под другим углом взглянуть на процесс рисования;
• повысить самооценку, поскольку рисование больше не кажется таким уж сложным и человек чувствует себя более уверенно.
Секрет и техника правополушарного рисования
Правила рисования
Методика правополушарного рисования – это не только и не столько обучение изобразительному искусству. Это скорее психологический тренинг, позволяющий раскрепоститься, раскрыться, снять барьеры, сковывающие индивидуальность и творческие возможности личности. Основа метода правополушарного рисования заключается в активации правого полушария в режим творчества. Такое рисование позволяет внести гармонию в работу левого и правого полушария, помогает раскрыть творческий потенциал.
Правостороннее рисование не предполагает четкой схемы, основано на спонтанности. В методике правополушарной живописи существует только одна инструкция, которой нужно придерживаться, а логику пока следует отключить. В остальном никаких правил нет, в этом и есть отличие правополушарного режима от классического. Можно начинать картину сразу с любого элемента, выходить за пределы холста, использовать любые кисточки, краски, а определенные детали рисовать пальцами. Человек переносит на бумагу собственное виденье объекта. Он не анализирует, не оценивает. Если вы получите от процесса удовольствие, значит, все правила соблюдены.
Даже ребенок может справиться с техникой правополушарного рисования. Так в чем же ее секрет? А все дело в…
1.Правильном порядке прорисовки слоев, цветовых пятен и бликов.
2.Отсутствие четких границ, если дело не касается прорисовки контуров.
Как правило, техника правополушарного рисования заключается в следующем:
1. Прорисовка фона – от самых светлых участков к самым темным. Для этого берется широкая плоская кисть и ее мазки повторяют траекторию рассеивания лучей света на всем фоне. Например, по кругу для придания дополнительного объема изображению.
2. Объекты прорисовываются постепенно цветовыми пятнами от светлого к темному. Последним слоем идут световые блики. Кто умеет работать в Photoshop, сразу проведёт аналогию со слоями.
3. Использование разных кистей и разных способов нанесения мазков.
Какие нужны материалы для правополушарного рисования
Если мы говорим о самостоятельной работе дома, то чаще всего необходимо
подготовить следующий минимальный набор инструментов для рисования правым полушарием. Это список подойдет и для детского и для взрослого творчества.
Бумагу. Так как иногда создание изображения происходит нетипичными инструментами, пальцами, надо использовать плотные материалы под акварель, холст. Обычно хватает бумаги формата А3, А4;
Кисти. Часто используют круглые кисточки из сибирской белки, щетины. Допустимо использовать синтетические, главное — иметь разнообразие размеров, плотностей;
Гуашь или масло. Материалы удобно смешивать, еще они необычно ложатся. К стандартному набору красок добавляются белила;
Мастихин. Небольшой металлический инструмент используется при масляной живописи. Он удаляет остатки краски прямо с холста, размешивает оттенки. Если пока создание картинок дается ребенку тяжело, мастихин не потребуется;
Палитру. Палитра нужна ради выведения цветов. Набор цветов должен быть небольшим. Художник сам учится чувствовать оттенки, создавать краски необходимых тонов вручную;
Марлю. Марлевая тряпочка устраняет ненужное масло или гуашь, создает необычные объемные текстуры прямо на холсте;
Воду. Стаканчик необходим ради очистки кисти. Если использовать гуашь разных оттенков, придется регулярно его очищать.
Малярный скотч, если вы хотите зафиксировать рамки на листе бумаги и сделать так, чтобы они оставались чистыми в процессе рисования.
Необычные техники в правополушарном рисовании
Безгранична фантазия человека. Люди научились использовать не только кисти для рисования, но и средства домашнего обихода. В ход идут: зубные щётки, ватные палочки, плёнка с пузырями, скомканная фольга и другое.
Все это позволяет достичь максимальной реалистичности в картине. И к тому же такой подход придется по душе детям.
Приёмы, используемые в работе:
1. Кинезиологические упражнения, направленные на гармонизацию правого и левого полушарного взаимодействия.
2. Рисование перевернутых изображений — активизирует правое полушарие мозга, так как левое полушарие «отказывается» его выполнять, потому что не может правильно определить и назвать части перевернутого изображения. К тому же, по мнению левого полушария, перевернутый рисунок выглядит слишком непривычно и необычно, а значит, копировать его не имеет никакой практической пользы.
3. Упражнения на восприятие краев (передачу линий и контуров) - для выполнения этих заданий потребуется быть чрезвычайно внимательным ко всем, даже самым незначительным (по мнению левого полушария) и мельчайшим деталям. Более того, нужно замечать отдельные составляющие каждой такой несущественной детали. Данное упражнение быстро надоест левому полушарию, поскольку его выполнение занимает слишком много времени и этот процесс не может быть описан словами. Как только левое полушарие отключается, за работу начинает приниматься правое.
4. Упражнения на восприятие пространства (передачу негативного пространства) - левое полушарие сразу отказывается их выполнять, потому что негативное пространство — это не предмет, который можно описать или назвать, а всего-навсего пустое место. А пустоты, по мнению левого полушария, недостаточно важны, чтобы тратить на них время. Вот тогда за дело берется правое полушарие, способное воспринимать целостные образы (как фигуры, так и пустоты между ними), и с огромным удовольствием справляется с поставленной задачей.
5. Упражнения на восприятие соотношений (передачу перспективы и пропорций при изображении зданий и интерьеров) - при выполнении этого задания левое полушарие вынуждено столкнуться с ненавистными ему парадоксами и неясностями, ведь в перспективе пропорции и углы изменяются, поэтому кажется, что изображаемые предметы выглядят несколько непривычно. Правое полушарие воспринимает реальность такой, какой она видится, а потому без труда сможет передать в рисунке перспективу и пропорции.
6. Упражнения на восприятие света и тени (передачу характеристик цвета) - включают в себя изображение фигур, образованных игрой света и тени. Нарисованные фигуры являются настолько сложными и неопределенными, что их невозможно выразить и описать словами. По этой причине левое полушарие самоустраняется от выполнения данного упражнения, и к работе приступает правое полушарие, которое обожает сложные задания. Оно с радостью берется за создание трехмерного изображения, образованного переплетением света и тени.
Упражнения, активизирующие работу правого полушария можно посмотреть в приложении. (Приложение 4)
Цель занятий рисованием состоит в том, чтобы научиться видеть мир таким, каков он есть, без иллюзий, которые создаются логикой, рассудком и жизненным опытом. Правое и левое полушария мозга обретают гармонию. Человек быстро входит в состояние вдохновения, становится спокойнее, получает психологическую разрядку. Он подходит ко всем сферам жизни и трудным ситуациям творчески. Рисование помогает развить потенциал ребенка, раскрыть способности взрослого. Метод правополушарной живописи будет полезен также людям любого пола и возраста, независимо от их профессии, социального статуса.
Мастер-класс по правополушарному рисованию
Я решила выполнить рисунок, используя метод правополушарного рисования.
Правила работы:
• рисунки выполняются в быстром ритме;
• кисточки и руки должны быть сухими, поэтому их вытирают салфеткой;
• при создании фона важно не останавливаться на краю и не бояться выходить за рамки листа.
Создание картины «Подснежники»
Предлагаю вам создать картину , используя метод правополушарного рисования. Передо мною лист бумаги, он располагается так, чтобы при создании фона можно было свободно выходить за края листа. Левой рукой берём среднюю кисточку, набираем тот цвет, какой хочется, и хаотично ставим пятнышки. Три цвета, выбираются не задумываясь, об их взаимной сочетаемости. Это дело настроения! При смене цвета кисть не промывается, а вытирается салфеткой насухо. Затем переходим к объединению цветов, главное, делать это быстро и не снижать скорость у края листа. Далее берётся большая кисть, её окунаем в белую краску и смело водим ею поверх наших разноцветных мазков. Быстро закрашиваем всё пространство листа, наблюдая, как три цвета преображаются в сотни оттенков. Вот и готов наш фон. Когда фон подсохнет, приступаем к рисованию макового поля. Для этого возьмём среднюю кисть окунём ее в зеленую краску, переворачиваем рисунок вверх ногами и начинаем рисовать траву, затем добавляем на нее светотень. Переворачиваем рисунок. Теперь рисуем маки, берём самую большую кисть, окунаем ее в красный цвет, а кистью меньшего размера набираем черный цвет и основание большой кисти прокрашиваем черным цветом. Прикладываем кисть к поверхности листа и прокручиваем ее, так делаем три раза. Получился цветок мака, теперь на него добавляем оттенки. Можно таким же образом сделать не до конца распустившийся бутон, проведя кистью два раза и совсем закрытый, если только приложить кисть к поверхности листа. Далее подрисовываем стебли, добавляя на них светотень и листья. Можно нарисовать на небе белые облака. Для этого окунаем палец в белую краску и, слегка прикасаясь к поверхности листа, делаем отпечатки, чтобы получились облака. Наша картина готова. (Приложение 3)
Вывод
Многие люди говорят, что у них нет таланта и им не дано рисовать. Но, попробовав метод правополушарного рисования, шокируются тем, как хорошо у них получилось, и начинают признавать, что это был скрытый талант. На самом деле, чтобы научиться рисовать, не обязательно иметь талант. Мы же не обладаем талантом, чтобы, например, научиться кататься на велосипеде. Те, кто опробовали данный метод рисования, начинают любить сам процесс.
Метод правополушарного рисования не только развивает творческие способности, доступен абсолютно всем, но и помогает в жизненных ситуациях, как психотерапия.
Список литературы
- Бетти Эдвардс « Правополушарное рисование. Открой в себе художника», 2013.
- Ершова, Е. Г., Н. И. Отришко «Правополушарное рисование – нетрадиционная форма работы с детьми дошкольного возраста», 2017.
- Семенович А.В. «Эти невероятные левши: Практическое пособие для психологов и родителей». М.: Генезис, 2008.
- Сиротюк А.Л. «Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей». М.: ТЦ Сфера, 2001.
- Интернет-ресурсы
- Фестиваль педагогических идей. – https://urok.1sept.ru
- https://znanio.ru/media/pravopolusharnoe_risovanie_kak_sposob_optimizats https://сотвори-себя.рф/
- https://des-life.ru/right-brain-drawing-secrets-myths-lessons/
- https://externat.foxford.ru/polezno-znat/pravopolusharnoe-risovanie
- https://www.kp.ru/guide/pravopolusharnoe-risovanie.html
- https://samopoznanie.ru/schools/pravopolusharnoe_risovanie/
- https://izo-life.ru/levo-i-pravopolusharnoe-risovanie/
Приложение 1
Тест на определение ведущей руки и ведущего глаза А.Р. Лурии
| Замок | Поместите руки перед собой и переплетите пальцы. Посмотрите, какой из двух больших пальцев оказался сверху - правый или левый. Зафиксировать результат. | Л П |
| Прицел | Сложите указательные пальцы рук перед открытыми глазами так, словно вы прицеливаетесь из ружья, при этом поймайте и зафиксируйте глазами точку, в которую вы стреляете (не закрывайте глаза). Итак, сложите пальцы рук в ствол ружья и прицельтесь в точку. Начали. А сейчас закройте сначала один, а затем другой глаз. Посмотрите, в каком из этих двух случаев точка прицела сместится. Если точка сместилась при закрытом правом глазе, то тип вашей реакции - правый, если точка сместилась при закрытии левого глаза - тип реакции левый. Зафиксировать результат. | Л П |
| Поза Наполеона | Скрестить руки на груди перед собой и посмотреть какая рука окажется сверху. Зафиксировать результат. | Л П |
| Аплодисменты | Немного поаплодировать в ладоши. А сейчас обратите внимание, какая рука при апплодировании у вас оказывается сверху - правая или левая. Зафиксировать результат | Л П |
| Телефон | Вам позвонили. Приложите телефон к уху. Обратить внимание к какому уху приложена трубка. Зафиксировать результат | Л П |
Обработка результатов. По наибольшему количеству баллов «П» или «Л» делается вывод о доминировании одного из полушарий головного мозга.
Приложение 2
Диаграммы
Все дети класса распределились на три категории:
1) правополушарные (доминирует правое полушарие) - 29 %;
2) левополушарные (доминирует левое полушарие) – 13 %
3) равнополушарные (левое и правое полушария одинаково развиты) – 58%
Приложение 3
Создание картины «Подснежники»
Приложение 4
Упражнения, активизирующие работу правого полушария
Понадобится классическая оптическая иллюзия. Что нарисовано - ваза или два профиля? Каждый обращает внимание на разные элементы, но суть не в этом. Чтобы сделать упражнение, нужно разрезать эту картинку пополам. Правшам взять левую часть, левшам − правую. Картинку с половинкой вазы кладём на чистый лист бумаги.
Начинаем упражнение: необходимо провести карандашом по готовому профилю, при этом мысленно или вслух проговаривая названия частей лица: лоб, нос, губы, подбородок. Теперь нужно дорисовать картинку сразу после проговаривания. В момент прорисовки разум начнет диктовать ранее проговоренные слова. Тут и возникает конфликт сознания с подсознанием - рисовать симметрично профили, проговаривая слова, почти невозможно. Следует рассмотреть, как все же была решена эта задачка. Если, не обращая внимания на симметрию, испытуемый просто нарисовал профиль, значит, логика возобладала. Когда удается абстрагироваться от слов и рисовать линии, включается правополушарное рисование.
Рис. 1
Упражнение «Кверху ногами»
Есть очень интересный способ, чтобы улучшить восприятие для техники правополушарного рисования. Нужно выбрать любой рисунок, где есть только контуры и больше ничего, как в детской раскраске. Затем перевернуть изображение и перерисовывать его кверху ногами. Левая часть мозга плохо воспринимает перевернутую картинку, поэтому рисовать будет очень сложно. Нужно просто копировать линии, как они есть. Следите за расположением черт относительно листа и других частей рисунка. Не нужно сначала переносить общий контур рисунка, а потом прорисовывать мелкие детали. Малейшая ошибка в этом случае приведет к нарушению всей композиции. Можно прикрыть часть изображения рукой или другим листом бумаги, чтобы воспринять только ту часть, которая рисуется сейчас. Если внезапно пришло осознание того, что каждая линия - это всего лишь часть единой картины, и рисование превратилось в собирание пазла из них, значит, правое полушарие заработало. Но это хрупкое состояние очень легко нарушить.
Рис. 2
Упражнение «Контурное рисование»
Это ещё одно задание на правополушарное рисование. Для этого нужен карандаш, листок бумаги и скотч. Скотчем надо закрепить бумагу к столу и повернуться боком так, чтобы рабочая рука осталась на столе. Пальцы другой руки складываем вместе, чтобы образовалось множество мелких складочек и морщинок, и кладем на колени. Должно быть удобно. Сидеть так придется, не шевелясь. Засекаем 5 минут. После начала отсчёта на листок смотреть уже нельзя. Глаза очень медленно должны проходить по линиям складок на руке. Скорость - примерно 1 мм в секунду, не быстрее. Другая рука, в которой карандаш, повторяет движение глаз на листе бумаги. Продолжайте неотрывно рисовать в этой манере, пока не сработает таймер. За результат переживать не нужно, в этом задании достичь точности изображения - не главное. Во время упражнения может возникнуть проблема - либо глаза будут двигаться слишком быстро, либо рука - забегать вперед. Главная цель - добиться синхронизации зрения и движения карандаша. Задание предназначено для того, чтобы максимально усилить зрительное восприятие. Можно продолжить занятие с комком бумаги, драпировкой на стуле и другими предметами, с множеством разнонаправленных линий. Уже после нескольких повторений мир начинает выглядеть совсем иначе.
Упражнение «Видоискатель»
Для нового упражнения придётся сделать вспомогательный инструмент – видоискатель. Он состоит из картонной рамки и вставляющегося в него прозрачного пластика. После того как рамка будет готова, можно приступать к заданию. Нацеливаем видоискатель на выбранный объект, это снова может быть рука. Закрепляем его, чтобы не шевелился, и принимаем удобную позу. Во время упражнения двигаться должна только рабочая рука, и ничего больше. Закрываем один глаз, чтобы картинка не расплывалась. Перманентным маркером обводим прямо по стеклу все линии и контуры предмета в видоискателе. Это еще один способ научиться видеть предмет и рисовать именно его, а не символ. Следующий этап – перенесение изображения со стекла на бумагу. Делать это нужно строго по линиям, как в упражнении по рисованию кверху ногами. Процесс должен постепенно превратиться в перерисовывание окружающей вас действительности. С современным образом мышления очень сложно избавиться от стереотипов и начать видеть мир таким, какой он есть на самом деле. С этим навыком картины станут появляться сами собой.
Упражнение «Зеркальное рисование»
1. Обведение двумя руками.
Рисунок простой, с минимумом деталей (домик ниже). Постороннюю (не относящуюся к рисунку) линию мы проводим намерено. Она помогает малышам на начальном этапе различать правую и левую части рисунка, находить точку для начала рисования. Ребятам постарше можно объяснить, что это особая линия. Если лист бумаги по ней согнуть, то половинки рисунка совпадут.
2. Опора на часть рисунка.
Нарисуйте половину предмета: для правши – левую, для левши – правую. Фиксируем лист с половиной рисунка бумажным скотчем. В каждой руке по фломастеру. Ведущая рука рисует недостающую часть предмета, а «подчинённая» обводит нарисованную половинку.
Рис. 3
3. Без опоры на часть рисунка
Свободную работу двумя руками лучше всего начинать с каракулей. Рисование двумя руками начинается от линии симметрии. Обе руки стараются воспроизводить одинаковый, но симметричный вид.
Рис. 4
Существует масса заданий, выполнение которых благоприятно отражается на работе правой половины мозга
Вот наиболее эффективные:
- Работа пальцами. Эти незамысловатые манипуляции очень действенны. Самое простое упражнение − «Колечки». Заключается в поочередном соединении большого пальца одной руки с четырьмя другой (от указательного до мизинца). После освоения выполняется максимально быстро. Руки меняются после каждого цикла.
- Зеркальное рисование. Задача заключается в симметричном изображении цифр, букв или фигур, которые на бумаге будут зеркальными друг другу. Выполняется одновременно двумя руками.
- Разнонаправленные движения конечностей. Такие упражнения очень распространены. Одно из самых простых − одновременное вращение ногой по часовой стрелке, а согнутой в локте одноименной рукой − против часовой стрелки.
- Передвижение с расфокусированным взглядом. Карлос Кастанеда еще утверждал, что оно активизирует альтернативное восприятие реальности, развивает периферическое зрение, также обостряет интуицию и способствует появлению экстрасенсорных способностей.
- Специальное чтение. Для его выполнения разноцветными карандашами, ручками или фломастерами пишутся названия цветов. Чтение выполняется в максимально быстром темпе. Сложность заключается в несоответствии названия цвета и его фактического отображения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление опыта работы по теме: «ЛОГОРИТМИКА КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД ПРЕОДОЛЕНИЯ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ»
Из опыта работы....

Представление опыта работы «Развитие познавательной активности дошкольников через организацию огорода на окне»
Ребенок по своей природе исследователь. В ходе опытно – экспериментальной деятельности стремится занять активную позицию, проявляет познавательный интерес, сам находит ответы на вопросы: «...

Правополушарное рисование – современный метод обучения дошкольников основам художественного видения.
Чтобы научиться рисовать, мы думаем надо много времени, нужны способности и склонности к рисованию, у многих возникают комплексы, что они не умеют рисовать! Правополушарное рисование позволяет убрать ...

Представление опыта работы «Использование инновационных технологий в организации экологического воспитания и образования дошкольников»
На этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознани...

Отзыв о представленном опыте работы учителя-логопеда Ломановой Ирины Николаевны МДОУ «Д/с Стрежевой» СП «Росинка» в рамках работы городской группы «Учителей-логопедов» тема представленного опыта «Организация коррекционной работы с использованием методи
Данная тема опыта работы очень актуальна, так как с каждым годом растёт количество детей с речевыми расстройствами. Об этом же и говорит Ирина Николаевна, что в последнее время неуклонно увеличивается...

Метод правополушарного рисования как средство развития творческих способностей дошкольников
Польза правополушарного рисования, как утверждала Эдвардс, в том, что оно позволяет быстро и эффективно обучить творческому восприятию. Методы такого рисования подходят для детей и взро...









