Консультация для родителей «Роль взрослых в раскрытии творческого потенциала дошкольника»
консультация на тему

Творческий процесс очень сложен и во многом определяется индивидуальными особенностями личности. Л.С.Выготский писал: «… творческие занятия детей не могут быть ни обязательными, ни принудительными и могут возникать только из детских интересов».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_vzroslyh_v_razvitii_tvorcheskogo_potentsiala_rebenka.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального

 образования  г.Нягань «Детский сад №10 «Дубравушка»

                                 Консультация для родителей

«Роль взрослых в раскрытии творческого потенциала дошкольника»

 

                                                                                                                                                         Подготовила:

Воспитатель          

МАДОУМО г.Нягань

                                                                           «Детский сад № 10 «Дубравушка»

Кожокарь Е.Ю.

                                                                                                                                                                                                                            

2014

Роль взрослых в раскрытии творческого потенциала дошкольника

Творческий процесс очень сложен и во многом определяется индивидуальными особенностями личности. Л.С.Выготский писал: «… творческие занятия детей не могут быть ни обязательными, ни принудительными и могут возникать только из детских интересов».

Характеризуя художественное творчество детей и его взаимосвязь с обучением и воспитанием, известный психолог Б.М.Теплов писал: « Одна из важнейших особенностей и больших трудностей педагогической работы по художественному воспитанию связана с тем, что творческая деятельность ребенка не может мотивироваться как деятельность только учебная. В художественной деятельности такой мотивировки недостаточно. Нельзя сочинять, играть рисовать и т. д., только для упражнения в данной деятельности, необходимо, чтобы какая-то часть художественной деятельности была направлена на создание продукта, который на кого-то должен оказать воздействие, который кому-то нужен, с которым связано сознание его возможной сознательной ценности».

Из сказанного ясно, что Б.М.Теплов признавал необходимость организованного процесса обучения как важного условия развития детского художественного творчества. Исследование Н.П.Сакулиной показывает, что обучение не препятствует развитию творчества. Оно способствует его становлению и развитию. Не освоив на занятиях под руководством педагогов необходимых для изображений знаний, умений, навыков, не получив достаточно отчетливых представлений об изображаемом, ребенок чувствует себя беспомощным, вынужден рисовать не то, что задумал. А то, что получается. Это вызывает неудовлетворенность, скованность. Поэтому «… полноценное развитие творческих способностей детей осуществляется лишь в условиях соответствующего обучения, в процессе которого идет постепенное нарастание умений и знаний в области реалистического изображения, при этом необходимо систематически развивать целенаправленное восприятие окружающей действительности, учитывая творческие возможности и запросы детей…» (Г.В.Лабунская).

        Итак, очевидна прямая зависимость между творческим развитием ребенка и обучением. Современная система образования России во всех её звеньях ориентирована на развитие личности человека. Формирование знаний, умений, навыков – не цель,  а одно из средств достижения этой главной цели. Это определяет педагогический

потенциал и значимость предметов образовательной области «Искусство» на

этапе начальной школы. Выполняя в полной мере задачи, стоящие между

данной образовательной областью, педагоги могут успешно добиваться

реализации основной цели начального образования – развитие личности

ребенка.

       Любой вид искусства «мыслит» образами, а образ по своей

художественной природе – целостен. И в любом художественном образе, как в

капле воды, отражается весь мир. Таким образом, образовательная область

«Искусство» способствует решению еще одной важной задачи, стоящей перед

начальным образованием, - задачи формирования целостного восприятия

ребенком окружающего мира. Для ее решения элементы искусства вводятся в

преподавание других школьных предметов. Наблюдается тенденция

построения образования в единстве принципов и методов преподавания основ

науки и искусства.

       В начальной школе у младших школьников формируется

художественная и музыкальная культура как неотъемлемая часть культуры

духовной. Художественные и музыкальные знания, умения и навыки уже

являются не целью, а основными средствами формирования культуры,

композиция, форма, ритм, пропорции, пространство, цвет, звук, слово, темп,

динамика и др. группируются вокруг общих закономерностей художественно-

образного языка музыки и изобразительных искусств. Такой подход позволяет

создавать интегрированные курсы, также решающие задачу формирования

целостной картины мира.

       Важной гранью воспитания и развития личности является нравственно-

эстетическое воспитание ребенка. Именно старший дошкольный возраст, в

котором      преобладает          эмоционально-чувственное     восприятие

действительности, является самым благоприятным в нравственно-эстетическом

воспитании. Чувства и переживания, которые вызывают произведения

искусства, отношение к ним ребенка являются основой приобретения

личностного опыта и основой самосозидания. Это - залог дальнейшего развития

интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя,

осознания сложности и богатства своих внутренних переживаний, способности

сопереживания и родственного отношения к окружающим людям. Упущение

возможности в нравственно-эстетическом воспитании на начальном этапе

образования уже нельзя будет компенсировать в основной школе.

       В начальной школе важно показать ребенку связь искусства с его

личным миром его мыслей и чувств. Поэтому очень важно в процессе

занятий изобразительной деятельностью учитывать местные особенности

национальной культуры: характерных ремесел и промыслов, специфике в

народном костюме, утвари, архитектуре и т.д.

       Таким образом, решается проблема приобщения ребенка к искусству на

личностно-значимом для него художественном материале его родного края.

       Воспитателю следует учитывать возрастные особенности старших

дошкольников и на занятиях изобразительной деятельностью использовать в большей мере активно-

творческие методы, вытекающие из закономерностей искусства, и в меньшей –

словесно-информативные. Однако педагог должен осознавать ценность тех и других и не пренебрегать традиционными методами на определенных этапах воспитательно-образовательной работы.

Например, в 6-7-летнем возрасте у детей очень хорошо развита подражательная способность. Это дает учителю мощное средство обучения, без которого рисование в начальных классах немыслимо - это показательное рисование и педагогический рисунок на доске. Педагог на каждом занятии должен быть готовым, чтобы смело и решительно владеть тем материалом, работу которого ему надо показать, причем он обязан пользоваться теми средствами и приемами, которыми доступны дошкольникам. 

Методика проведения занятий особенно в подготовительной группе е, да и во всех остальных строится по принципу «делай как я». Как держать кисть, карандаш, смешивать краски и т.д., все педагог должен показать. Показ должен сопровождаться словесным объяснением.

Рисование с натуры является прекрасным средством эстетического воспитания детей. Рисуя с натуры пейзаж, дерево, цветок, изучая характер формы этих предметов, ребенок проявляет интерес к красотам природы, к богатству и разнообразию ее форм и красок. Он видит пропорциональное соотношение частей и целого, улавливает ритм и гармонию форм природы, богатство цветовых оттенков, тем самым развивая эстетическое восприятие мира. 


       Еще одна важная задача художественной деятельности дошкольников -

гармонизация абстрактно-логического и образного мышления ребенка, что

особенно важно при подготовке детей к школе.

Воспитание детей в процессе изобразительной деятельности должно быть ориентировано на развитие творческих способностей. Такая постановка вопроса изначально обусловлена спецификой деятельности, ее художественно-творческим характером. Освоение соответствующих знаний, умений и навыков при обучении художественно-эстетической деятельности людей любого возраста должно быть средством, а не конечной целью (об этом неоднократно писали Е. А. Флерина, Н. П. Сакулина, Л. А. Раева. Б. М. Неменский, В. А. Мелик-Пашаев и др.) Знания, умения должны осваиваться в связи с созданием образа, с необходимостью выразить себя, свое отношение или характер изображаемого персонажа. Ребенок осваивает не просто изобразительные, а изобразительно-выразительные средства.

В процессе обучения и воспитания формируются знания, способы действия, развиваются способности, позволяющие ребенку реализовать любой замысел. Для этого знания, умения, формируемые у детей, должны быть гибкими, вариативными, навыки - обобщенными. Т. е. применимыми в разных условиях. В противном случае уже в старшем дошкольном возрасте (к 7 годам) у детей появляется так называемый «спад» творчества. Ребенок, понимая несовершенство своих рисунков и поделок, теряет интерес к изобразительной деятельности, что сказывается на развитии творческих способностей старшего дошкольника в целом.

       Переключение детей с занятий научными дисциплинами на занятия

художественной деятельностью способствует сокращению перегрузки детей.

Занятия художественной деятельностью оказывают на старшего дошкольника

значительное психотерапевтическое воздействие, снимая нервно-психическое

напряжение, вызванное другими уроками, тем самым, сохраняя здоровье

ребенка.

Личностно-ориентированный подход предполагает не только постановку соответствующей цели, но и создание взрослыми (педагогами и родителями) условий для содействия развитию личности.

Первое из них, хотя и трудновыполнимое – надо помнить, что только личность воспитывает личность. Это условие в первую очередь должно быть создано в семье. Родителям необходимо осознать истину, что ответственность за характер и перспективы развития личности ребенка несет в первую очередь семья. Родитель – «профессия педагогическая», а поэтому необходимо соответствовать этому назначению. Чувство ответственности за ребенка заставляет родителей посмотреть на себя другими глазами, предъявить к себе более высокие требования.

Задача развития личности ребенка предъявляет особые требования и к педагогу. Это человек, который несет ответственность за условия, характер и перспективы развития личности другого человека, поэтому, безусловно, педагог и сам должен быть личностью.

В свете этих положений идея о развивающем взаимодействии педагога и ребенка – одна из основных в личностно-ориентированной модели обучения и воспитания.

Идею развивающего взаимодействия, как содействие развитию другого и тем самым саморазвитию, разработал В.А.Петровский. Необходимое включение ребенка в различные виды деятельности в условиях семьи и детского сада – это второе условие развития личности.

Третье условие – уважительное отношение к личности ребенка. Общаясь и взаимодействуя с ребенком, необходимо занимать позицию не «над», не «сверху», а рядом, т.е. взаимодействовать с детьми преимущественно на принципах сотрудничества, партнерства. Крайне важно понимать, что ребенок изначально индивидуален, неповторим, поэтому не нужно сравнивать его с другими детьми. Индивидуальный подход в обучении и воспитании ребенка рассматривается в психологии как аспект более общего личностного подхода. Это учет индивидуальных особенностей (темперамента, характера, отдельных психологических процессов, способностей). Индивидуальный подход осуществляется в единстве с личностным. Необходимо уважительно относиться к мнению ребенка, поддерживать его инициативу. Особенно это важно в творческой деятельности, в частности художественной, насыщенной чувствами, ориентированной на других людей, связанной с ожиданием ребенком позитивного отношения, доброжелательной оценки образа, созданного им. Повседневные ситуации в детском коллективе и в семейном быту представляют великое множество возможностей для относительно равноправного сотрудничества. Главное – видеть в ребенке не только объект обучения и воспитания, но прежде всего – личность, имеющую право голоса, право выбора, инициативы. Речь идет не о вседозволенности, разумные запреты необходимы, но они должны быть понятны ребенку и предъявлены ему без унижения. Самооценка ребенка также формируется под огромным влиянием взрослых.

Очень хорошо, если в детском саду занятия по изобразительной деятельности проводит не основной воспитатель, а специалист (педагог ИЗО). Прибегая к услугам специалистов необходимо обеспечить их согласованную совместную работу с другими педагогами и родителями.

Например, основной воспитатель, учитывая содержание своей работы, может подсказать педагогу по изобразительной деятельности какие-то темы, события, интересные для детей, участвовать в просмотре детских рисунков в свободное время, украшать ими интерьер детского сада и т.д. При проведении творческих занятий, где замысел формируется предварительно, только основной воспитатель, общающийся с детьми ежедневно, может вести эту работу по формированию замысла. В свою очередь педагог ИЗО должен хорошо знать детейгруппы и каждого ребенка в отдельности, поддерживать постоянные контакты с воспитателем, поддерживать взаимоотношения с родителями, советуя им в воскресные дни или часы общения с детьми что-то понаблюдать, сходить с ребятами в музей и т.д.

     Вывод: чем больше взрослых людей работает и общается с детьми, тем большее взаимодействие должно быть между ними. Следовательно, единая позиция педагогов и родителей в понимании перспектив развития и обучения ребенка и взаимодействие между ними – одно из важнейших условий развития детского творчества.

Список источников

1. Источник: http://refleader.ru/jgeatypolrna.html

   2. Источник: http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2014/03/30/razitie-khudozhestvenno-tvorchneskikh-sposobnostey

   3. Выготский Л.С. Избранные психологические произведения. М., 1956.

  1. Кузин В.С. Психология. - М.: Высшая школа, 1974


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников"

В консультации показаны основные приёмы развития патриотизма у детей дошкольного возраста....

Консультация для родителей "Роль родителей в развитии художественно - творческих способностей детей".

Рекомендации родителям о необходимости созданий  в домашних  условиях  среды для раскрытия творческих способностей детей. Это создание общей атмосферы комфортности, свободы и увлечённос...

Обучение элементам дизайна как одно из условий раскрытия творческого потенциала дошкольников

Детский дизайн – новая художественно-продуктивная деятельность, которая понимается как проектное мышление самого широкого диапазона. В дизайне важны не только развитие замысла, но и планирование резул...

Консультация для родителей "Роль родителей в формировании культуры безопасности у дошкольников"

Безопасность дошкольника во многом зависит от того, какие знания вего голову заложат родители в раннем детстве....

ИЗО терапия как метод раскрытия творческого потенциала дошкольника

Автор акцентирует внимание на одном из методов арт-терапии – изотерапии. В статье анализируется возможность раскрытия творческого потенциала индивида с применением метода изотерапии. Автор стави...

Консультация для родителей. «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников». Рекомендации для родителей.

Консультация для родителей.«Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников».Безусловно, основа воспитания человека закладывается в семье. Патриотическое воспитание, интерес к...

Консультация для родителей: «Роль природного материала в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста».

Дошкольный возраст является базой  для формирования основ мироведения и представляет широкие возможности для всестороннего развития ребенка, в том числе и творческого развития. Развивать творческ...