Нетрадиционные техники рисования как одна из форм развития творческого потенциала дошкольников в условиях ФГОС ДО
статья (старшая группа) на тему

Зиновьева Ольга Николаевна

Статья для педагогов и родителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нетрадиционные техники рисования как одна из форм развития творческого потенциала дошкольников в условиях ФГОС ДО

Дети с самого раннего возраста  пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Как показывает практика, с помощью только традиционных форм нельзя в полной мере решить проблему творческой личности. Нетрадиционные изобразительные техники – это эффективное средство изображения, включающее новые художественно-выразительные приемы создания художественного образа, композиции и колорита, позволяющие обеспечить наибольшую выразительность образа в творческой работе.

Работая с детьми дошкольного возраста, заметила: дети любят рисовать, старательно овладевают навыками работы с разными инструментами и изобразительными материалами, осваивают отдельные приемы и способы рисования, но при создании собственных работ изобразительные и выразительные навыки детей остаются на среднем уровне, многие композиции выделяются скудностью содержания. Нет главного – «своих», искренних рисунков, отсутствует творческий подход, они не отражают то, что значимо для рисующего их ребенка. У них не поставлена рука, неправильный захват карандаша и других изобразительных материалов, плохо развита связная речь. В условиях внедрения ФГОС ДО современная концепция дошкольного воспитания показывает важность приобщения детей к искусству с раннего возраста, считая ее миром человеческих ценностей. Таким образом, возникла необходимость создать такую систему занятий изобразительной деятельностью, которая стимулировала творческий потенциал детей, развивала их художественно–творческие способности.

Цель. Развитие творческого потенциала дошкольников с помощью нетрадиционных техник рисования.

Для развития творчества и систематизации знаний детей поставила перед собой следующие задачи:

  • Обучать приемам нетрадиционных  техник рисования и способам изображения с использованием различных материалов.
  • Развивать художественно –  творческие способности детей.
  • Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности.
  • Создать условия для свободного экспериментирования с нетрадиционными художественными материалами и инструментами.
  • Приумножать опыт творческой деятельности, формировать культуру творческой личности (самовыражение ребёнка).
  • Развивать цветовосприятие и зрительно – двигательную координацию,  чувство композиции и колорита.
  • Подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей деятельности.
  • Свою работу строила по нескольким направлениям:
  • Работа с детьми;
  • Организация развивающей предметно-пространственной среды;
  • Работа с родителями;
  • Работа с педагогами.

 За время работы с детьми увидела, что всесторонние развитие детей осуществляется плодотворно при использовании развития художественного творчества у детей нетрадиционными методами. Практика показывает: нетрадиционные художественные техники являются эффективным средством усвоения дошкольниками закономерностей композиции и колорита и могут обеспечить развитие детского изобразительного творчества в целом.  

Используя их с детьми в  непосредственной образовательной деятельности, кружковой работе, индивидуальных занятиях, мною было замечено, что они позволяют  преодолеть чувство страха перед неудачей в данном виде творчества, и вызывают больший интерес к работе, это значит, создавая изображение, ребенок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учится осознанно их использовать. В процессе творчества ребенок развивается интеллектуально и эмоционально, определяет своё отношение к жизни, и своё место в ней, выражает себя и свои чувства, приобретает опыт взаимоотношений, совершенствует навыки работы с различными инструментами и материалами.

В работе с детьми определила для себя следующие факторы, позволяющие мне не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивающие живость и непосредственность детского восприятия:

• разнообразие и вариативность работы с детьми;

• новизна обстановки;

• необычное начало работы;

• красивые и разнообразные материалы;

• интересные для детей неповторяющиеся задания;

• возможность выбора;

• рисования с помощью бросового материала.

Всякий раз создаю новую ситуацию так, чтобы дети, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее знания, навыки, умения, с другой – искали новые решения, творческие подходы. Именно это вызывает у ребенка положительные эмоции, радостное удивление, желание созидательно трудиться. Стараюсь разнообразить и цвет, и фактуру бумаги, поскольку это также влияет на выразительность рисунков и ставит детей перед необходимостью подбирать материалы для рисования, продумывать колорит будущего творения, а не ждать готового решения. Не мало важное значение,  имеет развивающая предметно-пространственная среда, её вариативность и полуфункциональность. В группе имеется необходимый художественный материал для рисования, лепки, аппликации и художественного конструирования, альбомы по ознакомлению с видами и жанрами искусства, с методическими разработками по организации занятий с детьми. Оформлены карточки с «пошаговым» показом техники создания образа; создана обстановка мастерской, где пособия и оборудование всегда находятся под рукой у ребенка, побуждая его к действию. Творческий процесс сопровождают художественная литература, поэзия, музыкальные произведения. Эффективно используются раздевалки в групповых комнатах и коридоры: в них размещаются выставки детских рисунков. Оформлена галерея детского творчества.   Большое разнообразие вношу и в организацию занятий: дети могут рисовать, вырезать и наклеивать, сидя за отдельными столами, за сдвинутыми вместе столами по два и более человек; сидеть или работать, стоя у столов, расположенных в один ряд, у мольбертов.  Знакомлю детей с новыми приемами работы (боковой поверхностью мелка, валиком, губкой по трафарету и т.д.).

Если  дети с успехом справляются с выполнением работ в несложных нетрадиционных техниках рисования, можно приступать к изучению сложных техник и приемов.

Организация  работы нетрадиционными техниками и приемами  не трудоемка при наличии художественных материалов, образцов рисунков в нетрадиционной технике рисования, методической базы и соответствующей подготовки самого педагога. Для выполнения заданий нужны определенные средства – оборудование, канцтовары, фонотека (больше классических музыкальных произведений), видеотека, мольберты.

Обучение с помощью нетрадиционных техник рисования я провожу в следующих направлениях:

● от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию;

●  от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным;

●  от использования готового оборудования, материала к применению таких, которые необходимо изготовить самим;

● от использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла;

● от применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения;

●  от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов нетрадиционной техники рисования.

Семья и детский сад связаны преемственностью, что обеспечивает непрерывность воспитания и обучения детей, родители являются  непосредственными участники  образовательных отношений.  Поэтому сотрудничество с семьей строю по двум направлениям:

первое направление – включает индивидуальные и наглядно-информационные формы работы.

Организую индивидуальные беседы, консультации. Просвещение родителей, передача им необходимой информации по тому или иному вопросу  как индивидуально, так и через выпуск информационных стендов, памяток, папок-передвижек,  оформление фотовыставок, выставки детских работ. Содержанием этого направления являются запросы родителей, выявленные через анкетирование.

второе направление – включает коллективные формы работы, которые обеспечивают организацию продуктивного общения всех участников образовательных отношений. С этой целью проводятся такие мероприятия: семейные фотовыставки, родительские мастер-классы, совместные занятия детей и родителей,  развлечений, досуги, праздники.

Реализации художественно-эстетического направления развития воспитанников способствуют формы системной работы с педагогическими кадрами. Для педагогов ДОУ провела консультации:  по темам «Нетрадиционные техники рисования» , «ИКТ- как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста»; принимала участие в деловой игре «В мире прекрасного»; провела мастер –класс для педагогов «Нетрадиционные техники рисования – путь к свободе и творчеству дошкольников»; показала открытые мероприятия кружковой работы.

Приобретя соответствующий опыт рисования в нетрадиционных техниках, и  преодолев страх перед неудачей, ребенок в дальнейшем будет получать удовольствие от работы, беспрепятственно переходить к овладению  все новых  и новых техник  в рисовании.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческого потенциала дошкольников в условиях введения ФГОС посредством ТРИЗ-технологии

Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой его ступени – дошкольному образованию. Одна из первостепенных задач воспитания и ...

Логоритмические этюды и упражнения - как одна из форм развития творческого потенциала детей среднего дошкольного возраста

Содержание образовательной деятельности с применением ритмопластики и музыкально-ритмических движений    обеспечивает решение следующих взаимосвязанных задач:-повышать интерес детей к з...

Опыт работы по теме: "Использование нетрадиционных техник рисования в детском саду для развития творческих способностей дошкольников".

Цель: Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста при использовании нетрадиционных видов рисования.Задачи:● познакомить детей с нетрадиционными видами изобразительной техники («р...

Опыт работы по теме: "Использование нетрадиционных техник рисования в детском саду для развития творческих способностей дошкольников"

Цель: Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста при использовании нетрадиционных видов рисования.Задачи:● познакомить детей с нетрадиционными видами изобразительной техники («р...