Логоритмические этюды и упражнения - как одна из форм развития творческого потенциала детей среднего дошкольного возраста
статья по музыке (средняя группа) на тему

Масюкова Людмила Александровна

Содержание образовательной деятельности с применением ритмопластики и музыкально-ритмических движений    обеспечивает решение следующих взаимосвязанных задач:

-повышать интерес детей к занятиям физическими упражнениями через игровую деятельность;

-учить и совершенствовать основные виды движений;

-создавать разностороннюю базу движений и жестов,  эстетических движений тела.

 -раскрывать творческий потенциал ребенка;

-способствовать через двигательно-игровую деятельность эмоциональному развитию ребенка;

-формировать выразительность движений;

-развивать двигательное воображение и творческую фантазию;

-развивать музыкальный слух и чувство ритма ребенка;

-содействовать приобретению музыкальных знаний.

Компонент “Движение” направлен в основном на развитие физических качеств ребенка, координационных способностей. Компонент “Музыка” создает положительный эмоциональный фон занятий, помогает детям запомнить движения, передать выразительно ее характер.

Интересными и познавательными для детей являются пластические этюды под чтение стихов,  которые дети выполняют с большим удовольствием и которые   можно порекомендовать родителям разучить и исполнять их  совместно с ребенком  дома , даже при отсутствии музыкального сопровождения. Выразительно читая стихотворение, можно отобразить  его содержание при помощи движений. Фантазировать таким образом можно с любыми стихами. Предложенные задания и упражнения позволяют достичь раскрепощения ребёнка, почувствовать возможности своего тела; развития выразительности телодвижений; двигательных способностей; мышечной свободы. Пластические этюды становятся ещё более интересными для ребенка, если в них использовать различные способы звукоподражания. Хлопки, шлепки, щелчки пальцами, цоканье языком, шипение, бульканье, жужжание, шуршание, стук… 

Еще одна из форм развития   музыкально-ритмических  движений-  логоритмические этюды  и упражнения.  В основу этих занятий положен метод фонетической ритмики.

Фонетическая ритмикаэто система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произношением специального речевого материала. Важна последовательность выполнения: сначала дети выполняют  движения по показу педагога, проговаривая слова, затем- самостоятельно в нужном ритме, а потом в игровой форме двигаются под музыку. Приведенные выше  пластические этюды под чтение стихов могут быть использованы и перед началом логоритмических упражнений.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Cтатья

Логоритмические этюды  и упражнения -  как одна из форм развития творческого потенциала детей среднего  дошкольного возраста

Автор: Масюкова Людмила Александровна  – музыкальный руководитель ГБДОУ д/с № 6  Василеостровского района  Санкт-Петербурга

В соответствии с ФГТ основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. Непосредственно образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности  или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы.

С давних пор музыка используется как лечебный фактор. В.М. Бехтерев считал, что с помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, умерить слишком возбужденные темпераменты и растормозить заторможенность детей, урегулировать неправильные и лишние движения. Ритмичная музыка,  танцевальные движения создают положительные эмоции, снижают психологическое утомление.В этой связи представляются весьма актуальными вопросы, связанные с совершенствованием и поиском оригинальных форм, средств и методов   воспитания детей дошкольного возраста соответствующих новым требованиям. Существует много вариативных форм проведения  занятий,  целью которых является  развитие творческого  потенциала дошкольников, одна из которых - посредством  музыкально-ритмических  движений.

Содержание образовательной деятельности с применением ритмопластики и музыкально-ритмических движений    обеспечивает решение следующих взаимосвязанных задач:

-повышать интерес детей к занятиям физическими упражнениями через игровую деятельность;

-учить и совершенствовать основные виды движений;

-создавать разностороннюю базу движений и жестов,  эстетических движений тела.

 -раскрывать творческий потенциал ребенка;

-способствовать через двигательно-игровую деятельность эмоциональному развитию ребенка;

-формировать выразительность движений;

-развивать двигательное воображение и творческую фантазию;

-развивать музыкальный слух и чувство ритма ребенка;

-содействовать приобретению музыкальных знаний.

Основными требованиями к подбору музыкальных произведений является доступность музыки восприятию ребенка и изменение музыкального темпа на протяжении всего комплекса (от медленного и умеренного до быстрого)

Компонент “Движение” направлен в основном на развитие физических качеств ребенка, координационных способностей. Компонент “Музыка” создает положительный эмоциональный фон занятий, помогает детям запомнить движения, передать выразительно ее характер.

Интересными и познавательными для детей являются пластические этюды под чтение стихов,  которые дети выполняют с большим удовольствием и которые   можно порекомендовать родителям разучить и исполнять их  совместно с ребенком  дома , даже при отсутствии музыкального сопровождения. Выразительно читая стихотворение, можно отобразить  его содержание при помощи движений. Фантазировать таким образом можно с любыми стихами. Предложенные задания и упражнения позволяют достичь раскрепощения ребёнка, почувствовать возможности своего тела; развития выразительности телодвижений; двигательных способностей; мышечной свободы. Пластические этюды становятся ещё более интересными для ребенка, если в них использовать различные способы звукоподражания. Хлопки, шлепки, щелчки пальцами, цоканье языком, шипение, бульканье, жужжание, шуршание, стук…

Пластические этюды под чтение стихов.

Этюд № 1. Мышки

Вышли мышки как-то раз (ходьба на носках)

Посмотреть, который час.

Час, два, три, четыре (4 хлопка в ладоши)

Мыши дёрнули за гири (поднять и опустить руки)

Вдруг раздался страшный звон (присесть, закрыть уши)

Убежали мышки вон!

Этюд № 2. Зайчики

Длинные у зайца уши              (показать 2- мя руками ушки над головой 

Как удобно ими слушать!                              и пошевелить ими)

Но раздается звук шагов-          (по очереди хлопать по коленям) 

Зайка- шмыг- и был таков!       (хлопнуть перед собой, убежать на стульчик)

Этюд № 3. Петушки

Петушок, петушок , золотой гребешок,      Двигаться высоко поднимая                                          ноги и руки –« крылья»

Маслена головушка, шелкова бородушка          

Что ты рано встаешь, громко песни поешь,     Остановиться, погрозить           пальчиком правой  руки 

Деткам спать не даешь?                                        

 Этюд № 4. Сорока

- Сорока, сорока, где была?                 Круговые движения указательным пальцем правой руки по раскрытой ладони левой руки 

-Далеко!                                                

Кашу варила, деток кормила              

На порог скакала                                   Прыжки на двух ногах вместе 

Гостей созывала                                    Руками зовут к себе

Гости прилетели                                    Взмахи руками- «крыльями» 

На крылечко сели                                    Присесть на корточки

Сели, поели                                             Указательным пальцем «клюем» по полу 

Прочь улетели!                                        убегают -  «улетают» на стульчик

Этюд № 5. Косолапый мишка

Косолапый мишка вышел погулять        Идти  вперевалочку 

Сядет на пенечке, будет крепко спать   Сесть на корточки, положить ладони под щечку      и издать звук, имитирующий храп мишки

Этюд  № 6 . Дерево

Пофантазируйте с ребёнком. Представьте, что Вы – дерево. Ноги – это ствол, а руки – ветви. Попробуйте изобразить, как дерево живёт, а малыш пусть за Вами повторяет. В густой листве дерева спрятался маленький ветерок. Руки –это   ветви деревьев, они слегка колышутся из стороны в сторону.  (поднять  две руки вверх и тихо покачать из стороны в сторону, можно сопровождать  движения звуком «ш-ш-ш)  ) . Ветер подул сильнее, и ветви дерева закачались сильнее. (Качать руками из стороны в сторону с большей амплитудой, сопровождая звуком « У-у-у»).Ветер стих и опять подул легкий ветерок. (движения маленького ветерка  повторяются) 

Еще одна из форм развития   музыкально-ритмических  движений-  логоритмические этюды  и упражнения.  В основу этих занятий положен метод фонетической ритмики. 

Фонетическая ритмикаэто система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произношением специального речевого материала. Важна последовательность выполнения: сначала дети выполняют  движения по показу педагога, проговаривая слова, затем- самостоятельно в нужном ритме, а потом в игровой форме двигаются под музыку. Приведенные выше  пластические этюды под чтение стихов могут быть использованы и перед началом логоритмических упражнений.

 Важно, чтобы дети не просто выполняли движения под музыку, а играли под неё: то превращаясь в мишек, то в птичек,  и т.д. В своей работе я использую «Логопедические музыкально- игровые упражнения для дошкольников»  под ред. Е.А. Судаковой, где решению задач по освоению разнообразных музыкально-ритмических движений   способствует содержание (музыкальный материал) , основанный  на фольклоре, который  отличается своей простотой,  и  в то же время выполняет поставленные задачи в музыкальном развитии и воспитании ребенка (услышать две части в музыке, услышать регистр, окончание, фразы)

Не менее интересными и познавательными для детей являются пластические этюды, которые можно исполнять с атрибутами (ленточки, мячи). Этот вид музыкально-ритмической деятельности  требует четкого, правильного выполнения движений и способствуют развитию у детей координации движений, гибкости и пластичности.

Эффективность развития способностей к музыкально-ритмическим движениям у дошкольников возможна при соблюдении следующих условий:

1. Поэтапное развитие способностей к музыкально-ритмическим движениям

   1-й этап - развитие способностей к музыкально-ритмическим движениям в опоре на способность детей к подражанию. На этом этапе мы начинаем знакомить детей с новой музыкально-ритмической композиций и опираемся на способность детей к подражанию, которая ярко выражена в дошкольном возрасте. Совместное исполнение движений способствует созданию общего приподнятого настроения,  максимально концентрирует внимание.  Показ должен быть «опережающим», то есть на доли секунды движения опережают музыку.   В процессе совместного исполнения важно дать детям почувствовать свои возможности, закрепить их в сознании. При последующих повторениях движения уточняются, запоминаются и автоматизируются.

   2-й этап - развитие умения самостоятельно исполнять упражнения, движения, композиции. Происходит это постепенно, как бы незаметно для занимающихся. Педагог время от времени прекращает показ в процессе совместного исполнения и предлагает детям продолжать исполнять движения самостоятельно. Это очень важный момент, так как в случае исполнения только по показу у детей не тренируется произвольное внимание, память, воля. Постепенно детям предлагается исполнить всю композицию самостоятельно от начала до конца (иногда можно подсказывать некоторыми жестами).

Самостоятельное исполнение упражнений говорит о сформированности двигательных навыков, является показателем результата обучения и показывает уровень развития важнейших психических процессов - воли, произвольного внимания, музыкальной и двигательной памяти.

Не все композиции следует выучивать с детьми до уровня самостоятельного исполнения по памяти. Наша задача - накопить двигательный опыт, сформировать навыки и умения, а для этого нужно много двигаться , чтобы добиться автоматизма, то есть навыка. В композициях , которые мы  разучиваем с детьми с целью последующего выступления ведется  более тщательная работа над качеством исполнения, так как у детей важно воспитать чувство красоты, культуры движения.

Также важно подбирать такие ритмические композиции, которые позволяли бы решать одновременно много разных задач. Например, яркая, художественная музыка, под которую двигаются дети, развивает вкус, музыкальные способности, воспитывает эстетические потребности; быстрая смена разнообразных двигательных упражнений тренирует внимание, подвижность нервных процессов, координацию движений. Музыкальный образ и характер исполнения движений развивают фантазию и творческое воображение. Композиционные перестроения развивают умение ориентироваться в пространстве. Включение в упражнение задания на импровизацию стимулирует творческие способности детей. Таким образом, в процессе исполнения одной композиции у детей развиваются разнообразные умения и способности, а также формируются важнейшие качества личности.