Опыт работы по теме: "Использование нетрадиционных техник рисования в детском саду для развития творческих способностей дошкольников".
опыты и эксперименты по рисованию (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Шилина Лариса Николаевна

Цель: Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста при использовании нетрадиционных видов рисования.

Задачи:

● познакомить детей с нетрадиционными видами изобразительной техники («рисование пальчиками», «рисование ладошкой», «тычок жесткой полусухой кистью», «печать» «рисование на манке или песке» и др.);

● научить детей манипулировать с разнообразными по качеству, свойства материалами;

● развивать у детей наблюдательность, умение видеть характерные эстетические признаки окружающих объектов;

● развивать способность к изобразительной деятельности (чувство цвета, формы, композиции);

● развивать познавательные и творческие способности детей;

● поощрять стремление детей к изобразительной деятельности через нетрадиционные техники выполнения работ.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

"Использование нетрадиционных техник рисования в детском саду для развития творческих способностей дошкольников"

Снимок.PNG

Воспитатель

высшей квалификационной категории

Шилина Лариса Николаевна

Детский рисунок, процесс рисования – это частица духовной жизни ребенка.  Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него, как творцы красоты, наслаждаются этой красотой».

В.Л. Сухомлинский

Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества. В работе по изобразительной деятельности я стараюсь создать положительный эмоциональный настрой на работу, учитывая индивидуальные способности каждого ребенка, побуждаю его к созданию новых композиций. Для меня важно воспитать в каждом ребенке эстетический вкус, желание заниматься художественной деятельностью. В силу индивидуальных особенностей, развитие художественных способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на специально – организованной деятельности я даю возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Все темы изменяются по принципу постепенного усложнения материала. При обучении детей рисованию обязательно нужно учитывать возрастные особенности детей.

Я, считаю, что основная задача обучения для развития художественных способностей – помочь детям познать окружающую действительность, развивать наблюдательность, воспитывать чувство прекрасного и обучить приемам изображения, формировать творческие способности детей в создании выразительных образов в рисунках различными изобразительными средствами. Учитывая, что каждый ребенок обладает определенным потенциалом художественного развития, поставила перед собой цель: обеспечить необходимые условия для раскрытия творческого потенциала детей.

В своей работе я использую нетрадиционные приемы рисования. Выбор этот не случаен. Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом. Нетрадиционные приемы рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку. Именно поэтому, нетрадиционные приемы очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.

Опыт показывает, что рисование необычными материалами и оригинальной техникой, позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, здесь присутствует элемент необычности, что позволяет в работе отойти от условных рамок, ограничений и тем самым вызвать интерес у детей. Результат обычно очень эффективный и почти не зависит от умелости и способностей.

Как правило, нетрадиционное рисование используется разрозненно, как вариант изобразительной деятельности, однако любой вид деятельности должен отражать взаимодействие всех участников образовательного процесса, детей, родителей педагогических работников организации. Особое внимание уделяется созданию благоприятных условий для развития детей, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми, что соответствует ФГОС дошкольного образования.

Условно опыт я поделила на три направления работы:

1-е направление «Педагог-ребенок» - непосредственное взаимодействие педагога и воспитанников.

2-е направление  «Родитель - ребенок - педагог»  - компетентность родителей в вопросе развития творчества нетрадиционными методами рисования. Непосредственное вовлечение родителей в образовательную деятельность.

3-е направление «Педагог-педагог» - поскольку дети первой младшей группы после годового пребывания переходят во 2-младшую группу, затем в среднюю группу и т.д. необходимо создать условия для дальнейшего развития данного вида деятельности (нетрадиционного рисования)

Представленный опыт соответствует основным принципам ФГОС дошкольного образования, а именно:

  1. Полноценного проживания ребёнком всех этапов дошкольного детства, амплификации (обогащения) детского развития;
  2.  Индивидуализации дошкольного образования;
  3.  Содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
  4.  Поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;
  5.  Партнерства с семьей;
  6. Формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка;
  7. Возрастной адекватности (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

Нетрадиционные приёмы и способы рисования помогают вызвать интерес, привить у детей любовь к изобразительной деятельности. Изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для развития творческих способностей детей, т.к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребёнка.

Цель: Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста при использовании нетрадиционных видов рисования.

Задачи:

 познакомить детей с нетрадиционными видами изобразительной техники («рисование пальчиками», «рисование ладошкой», «тычок жесткой полусухой кистью», «печать» «рисование на манке или песке» и др.);

 научить детей манипулировать с разнообразными по качеству, свойства материалами;

 развивать у детей наблюдательность, умение видеть характерные эстетические признаки окружающих объектов;

 развивать способность к изобразительной деятельности (чувство цвета, формы, композиции);

 развивать познавательные и творческие способности детей;

 воспитывать у детей личностную позицию, как при восприятии произведений изобразительного искусства, так и в процессе самостоятельного творчества;

 поощрять стремление детей к изобразительной деятельности через нетрадиционные техники выполнения работ.

смоделировать систему совместной деятельности детей и педагогов с использованием нетрадиционных техник рисования;

формировать предпосылки для изобразительной деятельности у детей посредством игровой мотивации во время занятий;

 Условия реализации творческого развития методом нетрадиционных техник рисования:

- создание обстановки эмоционального благополучия;

- создание и обновление предметно-развивающей среды;

- творческий подход к содержанию образования;

- вариативность в выборе тем занятий, форм, средств, методов работы с детьми, предоставляемых материалов

- использование личностно-ориентированного подхода в обучении детей;

- осуществление регионального подхода к отбору содержания изобразительной деятельности;  - взаимодействие с семьями воспитанников;

- преемственность в работе.

 Вся моя работа - от выбора темы до оценки результативности - состояла из трёх этапов.

Первый этап - проработка нормативно-правовой документации, позволяющей решать вопросы  теоретических и практических аспектов нетрадиционного рисования:

Второй этап – разработка и планирование деятельности.

Третий этап – непосредственная деятельность в реализации опыта, достижения и рекомендации, возможность реализации опыта в других группах.

Свою деятельность в период проведения опыта по использованию нетрадиционных приемов изобразительной деятельности в развитии творчества детей дошкольного возраста я разбила на три направления работы. Таким образом, мой опыт состоит из трех взаимодополняющих друг друга направления работы.

Работа в направлении

«Педагог - ребенок»

Цель: Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста при использовании нетрадиционных видов рисования.

Задачи:

  познакомить детей с нетрадиционными видами изобразительной техники («рисование пальчиками», «рисование ладошкой», «печать» и т.д.);

 научить детей манипулировать с разнообразными по качеству, свойствам материалами;

развивать у детей наблюдательность, умение видеть характерные эстетические признаки окружающих объектов;

 развивать способность к изобразительной деятельности (чувство цвета, формы, композиции);

  развивать познавательные и творческие способности детей;

   воспитывать у детей личностную позицию, как при восприятии произведений изобразительного искусства, так и в процессе самостоятельного творчества;

 поощрять стремление детей к изобразительной деятельности через нетрадиционные техники выполнения работ.

  использовать нетрадиционные материалы в рисовании с учётом особенностей детей дошкольного возраста.

Интеграция образовательных областей посредством нетрадиционного рисования.

  • социально-коммуникативное развитие;
  • познавательное развитие;
  • речевое развитие
  • художественно-эстетическое развитие;

Социально-коммуникативное развитие направлено на развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми в непосредственной деятельности рисовании; развитие эмоциональной отзывчивости, формирование позитивных установок к нетрадиционному рисованию.

Познавательное развитие: развитие интересов детей, познавательной мотивации; формирование познавательных действий, развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о их свойствах (форме, цвете, размере, материале).

Речевое развитие: помогать детям овладевать речью как средством общения; обогащать активный словарь

Художественно-эстетическое развитие: развивать предпосылки восприятия и понимания мира природы; способствовать становлению эстетического отношения к окружающему миру; реализовывать творческую деятельность детей (изобразительную)

Методы и приёмы обучению нетрадиционному рисованию

Наглядные методы и приемы.

 К наглядным методам и приемам обучения относятся использование натуры, репродукции картин, образцы и другие наглядные пособия; рассматривание отдельных предметов; показ воспитателем приемов изображения; показ детских работ в конце занятия, при их оценке. Показ воспитателем способов изображения является наглядно-действенным приемом, который учит детей сознательно создавать нужную форму на основе их конкретного опыта. Показ может быть двух видов:  показ жестом;  показ приемов изображения. Во всех случаях показ сопровождается словесными пояснениями. Показ воспитателем способов изображения  сопровождается словесными пояснениями.  С детьми младшей группы наиболее часто я использую приѐм изображения вместе с ребенком, ведя его руку.  Ребенок не может в полной мере контролировать и оценивать свои действия и их результаты. Если процесс работы доставлял ему удовольствие, он будет доволен и результатом, ожидая от воспитателя одобрения. В конце занятия я обязательно показываю несколько хорошо выполненных работ, не анализируя их.

Словесные методы и приемы обучения

К ним относятся беседа, указание воспитателя в начале и в процессе занятия, использование словесного художественного образа. Цель беседы - вызвать в памяти детей ранее воспринятые образы и возбудить интерес к занятию. В своей работе беседу я использую в тех случаях, когда необходимо напомнить детям предмет, который они будут изображать или разъяснить новые приемы работы. В этих случаях беседа используется как прием, помогающий детям лучше понять цель и задачи изображения, словесные указания применяю редко. У детей еще слишком мал опыт и недостаточно изобразительных умений, чтобы понять без участия чувственных анализаторов объяснение воспитателя. Только в том случае, если у детей есть прочно закрепившиеся навыки, воспитатель может не сопровождать наглядный показ действия.

Игровые приемы обучения

Это использования моментов игры в процессе изобразительной деятельности относится к наглядно-действенным приемам обучения. Чем меньше ребенок, тем большее место в его воспитании и обучении должна занимать игра. Игровые приемы обучения будут способствовать привлечению внимания детей к постепенной задаче, облегчает работу мышления и воображения. Обучение рисованию в своей группе я начинаю с игровых упражнений. Их цель – сделать более эффективным процесс обучения детей по созданию простейших линейных форм и развитие движений руки. Дети вслед за воспитателем сначала проводят рукой различные линии в воздухе, затем пальцем на бумаге, дополняя движения пояснением: «Это бегает по дорожке мальчик», «Так бабушка мотает клубок» и т.д. Соединение образа и движения в игровой ситуации значительно ускоряет овладение умениями изображать линии и простейшие формы. Включение игровых моментов в изобразительную деятельность продолжается и при изображении предметов. Например, в гости к детям приходит новая кукла и они рисуют ей платье, витаминки и т.д. В процессе этой работы малыши овладевают умением рисовать круги. При использовании игровых моментов весь процесс обучения не должен превращаться в игру, так как она может отвлечь детей от выполнения учебной задачи, нарушить систему в приобретении знаний, умений и навыков.

Принципы построения работы по нетрадиционному рисованию:

1. От простого к сложному: предусмотрен переход от простых занятий к сложным.

2. Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.

3. Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс.

4. Связь обучения с жизнью: изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от окружающей действительности.

Развивающие технологии,  используемые в процессе опыта.

  • личностно – ориентированные (проблемные вопросы и ситуации)
  • коммуникативные (эвристическая беседа и диалог, расширение и активизация словаря);
  • игровые (оригинальность сюжета, мотивация);
  • педагогические (доверительная беседа, стимулирование, авансирование успеха, пауза).
  • Разнообразие мотивационного момента; разнообразие и вариативность работы с детьми;
  • Новизна обстановки;
  • Необычное начало работы;
  • Красивые и разнообразные материалы;
  • Интересные для детей неповторяющиеся задания;
  • Возможность выбора;
  • Рисования с помощью бросового материала

Формы работы

  1. Непосредственно образовательная деятельность. Рисование нетрадиционными способами; (Приложение 1.)
  2. Совместная деятельность воспитателя и воспитанников вне образовательной деятельности, рисование нетрадиционными способами;
  3. Рассматривание картин и книжных иллюстраций;
  4. Чтение и обсуждение художественных произведений;
  5. Дидактические игры;
  6. Оформление выставок.

Формы организации непосредственно образовательной деятельности по нетрадиционному рисованию

  1. Индивидуальная. Ребенок самостоятельно выполняет свою работу.
  2. Фронтально-индивидуальная. Каждый ребенок выполняет порученное ему задание, а затем все работы воспитатель объединяет в общую композицию.
  3. Фронтальная. Коллективные работы детей. Все дети принимают активное участие в обсуждении сюжета и его выполнении, ведь вместе с этим развиваются и такие качества, как умение выслушивать товарища. Коллективные композиции радуют детей не случайно, ведь общий результат всегда богаче по содержанию, более ярок, нежели индивидуально выполненная работа. Дети работают совместно с воспитателем, где педагог выполняет трудные формы. Ценность таких занятий в том, что и взрослые, и дети объединены одной целью, заинтересованы общим результатом. Дети видят не только, как действует воспитатель, но и учатся непосредственно без прямых указаний.

Во время рисования пальчиками, ладошкой ребёнок получает необыкновенное чувственное наслаждение при тактильных контактах с краской, бумагой, водой. Не будем забывать, что работа с различными материалами и инструментами, в свою очередь, развивает мелкую моторику - т. е. развивает кисти рук и пальцев. Проба нового изобразительного материала воспринимается ребёнком как игра с неизвестным. А получившийся продукт деятельности приносит малышу большую радость. Сам процесс рисования для ребёнка – сплошное удовольствие. Очень важно даже в маленьком человечке разглядеть индивидуальность, принять и поддержать его интересы, потребности, развить его творческие способности и позаботиться об эмоциональном благополучии. Чтобы активизировать внимание детей на занятии, побудить их к деятельности, активно использую игровые приёмы, сюрпризный момент, художественное слово, музыкальное сопровождение. В процессе обучения обращаю внимание ребят не только на техническую, но и на выразительную сторону изобразительной деятельности. Учу детей передавать форму и цвет предмета, композицию в рисунке, ритм и цветовое сочетание. На своих занятиях предоставляю возможность детям использовать несколько оттенков одного цвета, оставляя за ребенком право самостоятельного выбора, помогая выразить свои эмоции (внутренний мир) и отношение к окружающему его миру. Ребята с удовольствием выполняют задания по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных материалов и техник, ведь эти задания вполне им по силам. Удивительную радость детям доставляют коллективные работы, к концу третьего года жизни они уже способны видеть общий результат, отмечая свой вклад в работу. Большое разнообразие вношу и в организацию непосредственно образовательной деятельности: дети могут рисовать сидя за отдельными столами, за сдвинутыми вместе столами по два и более человек; сидеть или работать, стоя у столов, расположенных в один ряд, у мольбертов, и даже рисовать на бумаге, прикреплённой к стене группы.

Нетрадиционные техники позволяют маленьким художникам, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке свои чувства и эмоции, дают свободу, вселяют уверенность в своих силах, расширяют творческие возможности детей. Современные исследователи доказывают: нетрадиционные техники изображения способствуют ослаблению возбуждения эмоционально расторможенных детей. При этом, как правило, чрезмерно активно нуждаются в обширном пространстве для разворачивания деятельности. Суть в том, что внимание детей дошкольного возраста рассеянно и крайне неустойчиво. В процессе «игры в художника» зона активности снижается, уменьшается амплитуда движений. Крупные и неточные движения постепенно становятся более тонкими и точными; круг внимания сужается и сосредотачивается на малой зоне. Наблюдения за детьми показывают: характер сюжета рисунков, выполненных, например, с помощью оттиска или печати, у таких детей становится менее агрессивным по содержанию и более сочным, ярким и чистым по цвету. Это, с одной стороны, а с другой изображение способствует развитию и познавательной деятельности, и творческой активности. В то же время корректируются психические процессы и личностная сфера в целом. Приобретая соответствующий опыт рисования в нетрадиционной технике, ребенок, становится всё более уверенным в своих силах. Малыш запоминает многие слова, в том числе, как называются предметы и действия, фигуры и цвета, материалы и их признаки.

Ребенок стремится подражать жестам, мимике и речи взрослого (интонация, темп речи, повышение и понижение голоса). Дальнейшее творчество приносит ему всё больше радости, даже от обычной работы с кистью и красками. Вот тогда можно ещё раз обратиться к традиционной технике рисования.

Самая большая для меня радость, когда я слышу детский вопрос: «А мы ещё будет так рисовать?». Значит, ребёнку понравился процесс рисования, и он хочет продолжения этой деятельности.

Работа в направлении

«Родитель Педагог Ребенок»

Успех работы с дошкольниками во многом зависит от взаимодействия с родителями. Чем теснее это взаимодействие, тем успешнее становится ребёнок. Я уверена, что каждый успех ребёнка в творчестве и в личностном плане следует довести до сведения родителей, тем самым ребёнок имеет возможность получить похвалу не только от воспитателя, но и от родителей, что для него очень важно и что способствует «удовлетворению притязаний на признание».

Цель: Педагогическое просвещение, повышение педагогической культуры родителей; укрепление и развитие тесной связи, и взаимодействия с семьей; знакомство с различными техниками изобразительной деятельности; воспитание художественного вкуса. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста при использовании нетрадиционных видов рисования.

Задачи:

●  Показать родителям актуальность развития творческих способностей детей.

 Познакомить родителей с нетрадиционными формами рисования с детьми раннего возраста.

 Познакомить с возможностями детского сада в художественном воспитании детей.

 Поддерживать стремление родителей развивать художественную деятельность детей в детском саду и дома.

 Смоделировать систему совместной деятельности детей и педагогов с использованием нетрадиционных техник рисования.

Применяемые формы работы с родителями

1. Проведение общих (групповых, индивидуальных) собраний;

2. Педагогические беседы с родителями;

3. Тематические консультации;  

4. Организация ―уголков для родителей‖;

5. Мастер-классы.

6. Оформление выставок.  

7. Работа с родительским активом группы.

В своем опыте я придерживалась следующих приѐмов взаимодействия с родителями

 

1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями. Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон.

2. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.

3. Индивидуальный подход необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.

4. Сотрудничество, а не наставничество. Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.

5. Готовимся серьезно. Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе – качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий.

Направления работы с родителями по реализации опыта

Консультативно-рекомендательная работа.

Это наглядная информация, которая углубляет и расширяет знания родителей о возможностях дошкольного учреждения, это стенды о правах и обязанностях, краткие выдержки из нормативно - правовых документов - Конвенция ООН о правах ребенка, закон "Об образовании", Устав детского сада, памятки о построении взаимоотношений в ДОУ, стенды с достижениями педагогического коллектива и воспитанников, которые отражают степень активности детского сада.

Просветительная работа.

В годовой план работы с родителями моих воспитанников я обязательно включаю беседы, консультации, оформление наглядно-информационного материала по проблеме художественно - эстетического воспитания (например, «Первые граффити», «Порисуем?», «Кисточка или ладошка» и др.). Регулярно организую тематические выставки детских рисунков. Родители имеют возможность познакомиться с творчеством своих детей – с одной стороны, а с другой – повышается их интерес к продуктам художественного творчества.

Практические занятия с родителями.

 Самая традиционная и необходимая форма работы с семьей - родительские собрания, целью которых является согласованность действий педагогов и родителей. Проведению собрания предшествует большая предварительная работа: проводится анкетирование, тестирование, экспресс – опросы. На групповых собраниях я стараюсь не только давать теоретический материал для родителей, но и привлекать их совместной деятельности. Традицией группы стало организация выставок совместных работ родителей и детей. Выставки приносят детям и родителям новые знания и опыт, даже самые незначительные успехи делаются общим достоянием, поднимают рейтинг семьи, раскрывают возможности детей и родителей, сближают семьи воспитанников. Огромную помощь в работе оказывает родительский комитет.

Совместная работа родителей и детей.

Очень важно, чтобы родители формировали у своих детей уверенность в себе и своих возможностях при создании изображения предметов доступными средствами выразительности, чтобы поддерживали творческие проявления

 

Работа в направлении

          «Педагог-Педагог»

Мной разработаны рекомендации для педагогов по использованию нетрадиционного рисования при работе с детьми среднего возраста по проведению занятий с использованием нетрадиционных техник рисования.

- Консультация: «Нетрадиционные техники рисования»

- Консультация: «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста»

-  Семинар практикум: «Роль нетрадиционных художественных техник в развитии художественных способностей у детей дошкольного возраста»

- Мастер – класс «Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста»

- Консультация « Чудо нетрадиционной техники рисования»

- Открытый просмотр НОД

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар- практикум для педагогов «Нетрадиционные техники рисования, и их роль в развитии творческих способностей у детей дошкольного возраста».

Жан Жак Руссо писал: «Час работы научит большему, чем день объяснений, ибо, если я занимаю ребенка в мастерской, его руки работают на пользу его ума». Формирование творческой активности ...

Мастер-класс для педагогов «Нетрадиционная техника рисования Эбру – как эффективное средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»

Мастер-класс для педагогов «Нетрадиционная техника рисования Эбру – как эффективное средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»...

Опыт работы по теме: "Использование нетрадиционных техник рисования в детском саду для развития творческих способностей дошкольников"

Цель: Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста при использовании нетрадиционных видов рисования.Задачи:● познакомить детей с нетрадиционными видами изобразительной техники («р...

Семинар – практикум для воспитателей «Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии творческих способностей у детей дошкольного возраста»

Расширить знания педагогов в вопросах использования нетрадиционных техник в изобразительной деятельности дошкольников....

Мастер-класс для педагогов «Нетрадиционная техника рисования эбру – как эффективное средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»

Цель: Повышение мотивации педагогов к овладению нетрадиционными техниками рисования, как средством развития воображения, фантазии у детей дошкольного возраста....

Семинар – практикум для педагогов: «Нетрадиционные техники рисования, и их роль в развитии творческих способностей у детей дошкольного возраста».

Цель: расширить знания педагогов в вопросах использования нетрадиционных техник в изобразительной деятельности дошкольников; познакомить педагогов с одним примером из многообразных техник нетради...