Семинар- практикум для педагогов «Нетрадиционные техники рисования, и их роль в развитии творческих способностей у детей дошкольного возраста».
методическая разработка
Жан Жак Руссо писал: «Час работы научит большему, чем день объяснений, ибо, если я занимаю ребенка в мастерской, его руки работают на пользу его ума». Формирование творческой активности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается развитие с дошкольного возраста.Дошкольный возраст – это тот период, когда изобразительная деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только «особо» одаренных, но и всех детей. Общение с искусством доставляет огромное удовольствие в жизни дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar-_praktikum.docx | 18.26 КБ |
anketa_po_izo_dlya_vospitateley.docx | 14.9 КБ |
anketa_dlya_roditeley.docx | 16.3 КБ |
vystuplenie_netraditsionnaya_tehniki_izo_monotipiya.docx | 108.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар – практикум для педагогов:
«Нетрадиционные техники рисования, и их роль в развитии творческих способностей у детей дошкольного возраста».
Цель: расширить знания педагогов в вопросах использования нетрадиционных техник в изобразительной деятельности дошкольников; познакомить педагогов с одним примером из многообразных техник нетрадиционного изображения.
Задачи:
- Донести до педагогов важность использования методов нетрадиционных изобразительных техник в развитии образного мышления, чувственного восприятия, творчества детей.
Оборудование: столы, изобразительный материал, презентация, анкеты, буклеты.
- Вступительное слово:
Формирование творческой активности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается развитие с дошкольного возраста.
Жан Жак Руссо писал: «Час работы научит большему, чем день объяснений, ибо, если я занимаю ребенка в мастерской, его руки работают на пользу его ума».
Как утверждают многие педагоги, все дети талантливы. Поэтому необходимо вовремя заметить, почувствовать этот талант и постараться как можно раньше дать возможность детям проявить его на практике, в реальной жизни. Необходимо создавать базу для его творчества. Чем больше ребенок видит, слышит, переживает, тем внимательнее и продуктивнее станет деятельность его воображения.
Дошкольный возраст – это тот период, когда изобразительная деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только «особо» одаренных, но и всех детей. Общение с искусством доставляет огромное удовольствие в жизни дошкольников. Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков и знаний, приемов работы. Очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро отвращает ребенка от рисования, поскольку в результате его усилий рисунок получается неправильным, он не соответствует желанию ребенка получить изображение, близкое к его замыслу или реальному объекту, который он пытался изобразить. Наблюдения за эффективностью рисования в детском саду приводят к выводу о необходимости использования нетрадиционных техник, которые создадут ситуацию успеха у воспитанников, сформируют устойчивую мотивацию к рисованию.
- Уважаемые воспитатели, как вы думаете, что может обозначать слово нетрадиционно? (ответы воспитателей)
Нетрадиционно - не основываясь на традиции. Происходя не в силу установившейся традиции, устраиваясь не по заведенному обычаю. Отличаясь оригинальностью. Не придерживаясь традиций.
Подберите слова - синонимы к слову «нетрадиционно» (ответы воспитателей) Слова – синонимы: индивидуально, на новый лад, неординарно, неповторимо, нестандартно, нетривиально, оригинально, по-новому, по-своему, самобытно, самостоятельно, своеобразно, своеобычно.
Что подразумевается под словосочетанием «нетрадиционное рисование»? (ответы воспитателей)
Нетрадиционное рисование – это искусство изображать, не основываясь на традиции.
Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей.
Цели нетрадиционной изобразительной деятельности:
1.Развивать художественное творчество, воображение, фантазию дошкольников. Формировать индивидуальные, интеллектуальные творческие способности через использование нетрадиционных техник и материалов в изобразительной деятельности;
2.Развивать умения самостоятельно создавать, применять, использовать различный нетрадиционный материал и нетрадиционные техники в художественном творчестве.
Задачи:
1.Прививать и поддерживать интерес к нетрадиционным техникам рисования: создавать предметно-развивающую среду по художественному творчеству;
2.Продолжать знакомить дошкольников с нетрадиционными техниками рисования; находить нестандартные (креативные) способы изображения предметов и явлений;
3.Развивать изобразительные умения, навыки, систематизировать полученные знания;
4.Развивать технические художественные умения и навыки по принципу: от простого к сложному (переход от простых нетрадиционных способов изображения к более сложным);
5.Продолжать развивать чувство цвета, формы, композиции, пространственное воображение, художественный и эстетический вкус;
6.Расширять представление о прекрасном через наблюдение в природе, рассматривание красивых предметов интерьера, репродукций художников, иллюстраций в книгах, альбомах, прослушивание классической музыки, посещение красивых и культурных мест в городе: художественных салонов, выставок.
7.Сплотить детский коллектив путем совместного творчества.
8.Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.
9.Закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества;
10.Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.
11.Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую самореализацию.
Проведение творческой художественной деятельности с использованием нетрадиционных техник:
•Способствует снятию детских страхов;
•Развивает уверенность в своих силах;
•Развивает пространственное мышление;
•Развивает в детях свободно выражать свой замысел;
•Побуждает детей к творческим поискам и решениям;
•Развивает умение детей действовать с разнообразным материалом;
•Развивает чувство композиции, ритма, колорита, чувство фактурности и объёмности;
•Развивает мелкую моторику рук;
•Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии;
•Во время деятельности дети получают эстетическое удовольствие.
- Используете ли Вы в своей деятельности нетрадиционные техники рисования?
- Какие нетрадиционные техники рисования вы используете? (ответы воспитателей).
Сочетание основ техник традиционного рисования и нетрадиционных техник изобразительной деятельности дает положительные результаты, дети получают истинное удовлетворение от художественной деятельности.
Применяют ли самостоятельно полученные знания и умения ваши воспитанники в нетрадиционной изобразительной деятельности? Какой используют нетрадиционный материал, техники? (ответы воспитателей)
С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать:
•рисование пальчиками;
•оттиск печатками из картофеля, моркови, пенопласта;
•рисование ладошками.
Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками:
•тычок жесткой полусухой кистью.
•печать поролоном;
•печать пробками;
•восковые мелки + гуашь
•свеча + акварель;
•отпечатки листьев;
•рисунки из ладошки;
•рисование ватными палочками;
•волшебные веревочки;
•монотипия предметная
В старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные методы и техники:
•рисование солью, песком, манкой;
•рисование мыльными пузырями;
•рисование мятой бумагой;
•кляксография с трубочкой;
•монотипия пейзажная;
•печать по трафарету;
•кляксография обычная;
•пластилинография
•граттаж.
2. Предлагаем нарисовать картину в нетрадиционной технике Монотипия.
3. Заключительное слово.
- Что нового узнали?
- Будете ли Вы применять полученные знания в своей работе?
Предложить педагогам анкеты для работы с детьми.
Предварительный просмотр:
Анкета для воспитателей:
«Изобразительная деятельность в жизни дошкольника».
1. Уделяется ли внимание изобразительной деятельности детей в вашей группе:
- Проводятся регулярные занятия _______________
- Ведется предварительная работа __________________
- НОД проводятся спонтанно_____________________
- НОД не проводятся ___________________________
2. Знакомите ли Вы детей
- С произведениями искусства (рассматривание репродукций картин) ________________________________________
- С малыми формами фольклора (потешки, песенки, стихи, попевки?) ________________________________________
3. Что Вы понимаете под творческими проявлениями в изобразительной деятельности у детей? _______________________________________________________________________________
4. Влияет ли изобразительная деятельность детей?
- На развитие речи;
- Развитие воображения;
- Игровую деятельность;
- Физическое развитие;
- Сенсорное развитие; (подчеркните)
5. Предоставляете ли вы детям самостоятельно выбирать материалы, способы изображения?
Да Нет
6. Какие материалы вы используете для занятий по изобразительной деятельности? (подчеркните)
- Основные (традиционные): краски гуашь, краски акварель, простые тонкие карандаши, цветные тонкие карандаши, фломастеры, восковые мелки, восковые карандаши, кисточки № 18-20; глина, пластилин, стеки; белая бумага - ватман (стандартный формат А4), альбомы для рисования, цветная бумага, цветной картон;
- Дополнительные: толстые цветные карандаши, восковые карандаши, пастельные мелки; пластическая масса для моделирования (в баночках), скалки для раскатывания пластилина, трафареты-формочки для выдавливания; клеящий карандаш, клей с блёстками, бумага различных форматов и цветов фонов.
7. В чем вы видите роль педагога в изобразительной деятельности детей?
- В сотворчестве;
- В представление самостоятельности;
- В характере общения с ребенком;
- В использование игры – драматизации;
- В чём еще? (допишите)
8. Какие методы и приемы мы используете в процессе руководства изобразительной деятельностью?
- Показ способов изображения;
- Метод пассивных движений;
- Рассматривание доступных детям произведений изобразительного искусства, предметов;
- Сотворчество;
- Игровые приемы;
- Взаимосвязь различных видов художественной деятельности для создания образной ситуации?
9. Рассматриваете ли вы с детьми результаты их творческой деятельности? Да Нет
10. Привлекаете ли вы внимание родителей к изобразительной деятельности детей? Да Нет
Каким образом? __________________________________________________________________
11. Ваши пожелания к проведению занятий по изобразительной деятельности детей. Кратко изложите.
___________________________________________________________________________
Спасибо за сотрудничество!
Предварительный просмотр:
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:
«ЛЮБИТ ЛИ ВАШ РЕБЕНОК РИСОВАТЬ?»
Уважаемые родители!
Просим Вас принять участие в опросе на тему "Любит ли Ваш ребенок рисовать?".
Подчеркните ответ, который Вы считаете правильным!
1. Как Вы считаете, есть ли у Вашего ребенка способности к изобразительному творчеству?
- да
- очень умеренные способности
- у ребенка есть интерес к рисованию, но творчеством это назвать нельзя
2. Какие материалы есть у ребенка для домашних занятий художественной изобразительной деятельностью?
- бумага (белая, цветная)
- краски
- глина
- пластилин
- цветные мелки
- наборы цветных карандашей
- фломастеры
- кисти
- Дополните свой ответ: _____________________________________________________________
3. Используете ли вы для домашних занятий художественной изобразительной деятельностью ИКТ технологии?
- компьютерные программы
- электронные пособия по изобразительной деятельности
- слайды или картины с изображениями животных, природных объектов, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства
Дополните свой ответ: _____________________________________________________________________________________________________________
4. Доступны ли для ребенка имеющиеся материалы?
- берет, когда сам пожелает
- по разрешению взрослых
Дополните свой ответ: _____________________________________
5. Часто ли ребенок просит кого-либо из членов семьи порисовать вместе с ним?
- часто
- иногда
- никогда
Кого в основном просит ребенок? __________________________________________________________
6. Как Вы чаще всего реагируете на просьбы ребенка порисовать с ним?
- предлагаете самому порисовать
- обещаете порисовать в другой раз
- включаетесь в творческий процесс по его просьбе
Дополните свой ответ: _________________________________________________________________
7. Используете ли Вы мультимедийные презентации, найденные в интернете, для знакомства с произведениями изобразительного искусства?
- картины (пейзаж, натюрморт и др.)
- декоративно-прикладное искусство (городец, хохлома, гжель и др.)
- не использую
Дополните свой ответ: ______________________________________________________________
8. Какие музеи изобразительного искусства Вы посещали вместе с ребенком?_____________________________________________________________
9. Имеются ли в Вашем доме альбомы с репродукциями музейных коллекций:
да нет Благодарим за сотрудничество!
Предварительный просмотр:
Нетрадиционная техника изобразительной деятельности «МОНОТИПИЯ».
Перед тем, как сделать монотипию, следует определиться с выбором материалов. Основное правило – никаких правил, кроме соблюдения безопасности. Рисовать можно на самых разнообразных поверхностях (бумага, целлофан, пластиковая доска и даже кухонный противень) и любыми красками (пальчиковые, акварель, гуашь). А в качестве кисточки можно использовать любой подручный материал вплоть до ватных палочек и собственных пальцев.
Рисование техникой монотипии не оставит равнодушными маленьких художников, ведь никогда не знаешь, какой результат получится в конце. Да и каждый последующий отпечаток будет отличаться от предыдущего, а это ли не повод для развития фантазии.
Как сделать монотипию. Практические упражнения.
Самая простая техника монотипии для детей – это когда на одной половинке листа нарисовать все, что душе угодно, а потом согнуть бумагу пополам и получить зеркальное отражение картинки. Также можно отпечатать рисунок на втором листе – и картина будет еще более оригинальной. Теперь пришло время потренировать фантазию и попробовать разгадать, что же в итоге получилось. Картину можно оставить как есть или дорисовать, чтобы сделать ее более выразительной. Такую технику с радостью будет осваивать даже маленький карапуз.
Немного более оригинальный вариант монотипии: рисование на стеклянной или пластиковой поверхности. Можно на всю плоскость нанести ровным слоем краску одного цвета, далее ватной палочкой или пальчиком нарисовать задуманное. Или в произвольном порядке поставить разноцветные кляксы и изобразить свои каляки-маляки. После этого остается только сбрызнуть «заготовку» водой и сверху приложить лист бумаги. Желательно, чтобы последняя как можно дольше не промокала. Взявшись за уголки бумаги, резким движением стягиваем лист и даем ему просохнуть. Теперь можно опять поиграть в «угадайку».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум "Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста"
Обучающий семинар нетрадиционным техникам рисования...
Семинар - практикум «Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста»
Раскрыть значение нетрадиционных приёмов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности.Показать актуальность нетрадиционной техники ри...
Семинар-практикум "Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста"
«Знакомство с нетрадиционными техниками рисованияи их роль в развитии детей дошкольного возраста»Форма проведения: семинар-практикум.Цель: Раскрыть значение нетрадиционных приёмов изодеятельности в ра...
Семинар-практикум "Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста"
Раскрыть значение нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками....
Семинар - практикум «Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста»
На семинаре воспитатели попробовали себя в качестве детей и учились нетрадиционным способам рисования...
Семинар – практикум для воспитателей «Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии творческих способностей у детей дошкольного возраста»
Расширить знания педагогов в вопросах использования нетрадиционных техник в изобразительной деятельности дошкольников....
Семинар – практикум для педагогов: «Нетрадиционные техники рисования, и их роль в развитии творческих способностей у детей дошкольного возраста».
Цель: расширить знания педагогов в вопросах использования нетрадиционных техник в изобразительной деятельности дошкольников; познакомить педагогов с одним примером из многообразных техник нетради...