Семинар- практикум для педагогов «Нетрадиционные техники рисования, и их роль в развитии творческих способностей у детей дошкольного возраста».
методическая разработка

Карамиля Ирина Анатольевна

Жан Жак Руссо писал: «Час работы научит большему, чем день объяснений, ибо, если я занимаю ребенка в мастерской, его руки работают на пользу его ума». Формирование творческой активности – одна из важных задач педагогической теории и практики на   современном этапе. Эффективней начинается развитие с дошкольного возраста.Дошкольный возраст – это тот период, когда изобразительная деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только «особо» одаренных, но и всех детей. Общение с искусством доставляет огромное удовольствие в жизни дошкольников. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар – практикум для педагогов:

 «Нетрадиционные техники рисования, и их роль в развитии творческих способностей у детей дошкольного возраста».

Цель: расширить знания педагогов в вопросах использования нетрадиционных техник в изобразительной деятельности дошкольников; познакомить педагогов с одним примером из многообразных техник нетрадиционного изображения.

Задачи: 

  1. Донести до педагогов важность использования методов нетрадиционных изобразительных техник в развитии образного мышления, чувственного восприятия, творчества детей.

Оборудование: столы, изобразительный материал, презентация, анкеты, буклеты.

  1. Вступительное слово:

Формирование творческой активности – одна из важных задач педагогической теории и практики на   современном этапе. Эффективней начинается развитие с дошкольного возраста.

Жан Жак Руссо писал: «Час работы научит большему, чем день объяснений, ибо, если я занимаю ребенка в мастерской, его руки работают на пользу его ума».

Как утверждают многие педагоги, все дети талантливы. Поэтому необходимо вовремя заметить, почувствовать этот талант и постараться как можно раньше дать возможность детям проявить его на практике, в реальной жизни. Необходимо создавать базу для его творчества. Чем больше ребенок видит, слышит, переживает, тем внимательнее и продуктивнее станет деятельность его воображения.

Дошкольный возраст – это тот период, когда изобразительная деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только «особо» одаренных, но и всех детей. Общение с искусством доставляет огромное удовольствие в жизни дошкольников. Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков и знаний, приемов работы. Очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро отвращает ребенка от рисования, поскольку в результате его усилий рисунок получается неправильным, он не соответствует желанию ребенка получить изображение, близкое к его замыслу или реальному объекту, который он пытался изобразить. Наблюдения за эффективностью рисования в детском саду приводят к выводу о необходимости использования нетрадиционных техник, которые создадут ситуацию успеха у воспитанников, сформируют устойчивую мотивацию к рисованию.

- Уважаемые воспитатели, как вы думаете, что может обозначать слово нетрадиционно? (ответы воспитателей) 

Нетрадиционно - не основываясь на традиции. Происходя не в силу установившейся традиции, устраиваясь не по заведенному обычаю. Отличаясь оригинальностью. Не придерживаясь традиций.

Подберите слова -  синонимы к слову «нетрадиционно» (ответы воспитателей) Слова – синонимы: индивидуально, на новый лад, неординарно, неповторимо, нестандартно, нетривиально, оригинально, по-новому, по-своему, самобытно, самостоятельно, своеобразно, своеобычно.

Что подразумевается под словосочетанием «нетрадиционное рисование»? (ответы воспитателей)

Нетрадиционное рисование – это   искусство   изображать, не основываясь на традиции.

Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей.

Цели нетрадиционной изобразительной деятельности:

1.Развивать художественное творчество, воображение, фантазию дошкольников. Формировать индивидуальные, интеллектуальные творческие способности через использование нетрадиционных техник и материалов в изобразительной деятельности;

2.Развивать умения самостоятельно создавать, применять, использовать различный нетрадиционный материал и нетрадиционные техники в художественном творчестве.

Задачи:

1.Прививать и поддерживать интерес к нетрадиционным техникам рисования: создавать предметно-развивающую среду по художественному творчеству;

2.Продолжать знакомить дошкольников с нетрадиционными техниками рисования; находить нестандартные (креативные) способы изображения предметов и явлений;

3.Развивать изобразительные умения, навыки, систематизировать полученные знания;

4.Развивать технические художественные умения и навыки по принципу: от простого к сложному (переход от простых   нетрадиционных способов изображения к более сложным);

5.Продолжать развивать чувство цвета, формы, композиции, пространственное воображение, художественный и эстетический вкус;

6.Расширять представление о прекрасном   через наблюдение в природе, рассматривание красивых предметов интерьера, репродукций художников, иллюстраций в книгах, альбомах, прослушивание классической музыки, посещение красивых и культурных мест в городе: художественных салонов, выставок.

7.Сплотить детский коллектив путем совместного творчества.

8.Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.

9.Закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного   творчества;

10.Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.

11.Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую самореализацию.

Проведение творческой художественной деятельности с использованием нетрадиционных техник:

•Способствует снятию детских страхов;

•Развивает уверенность в своих силах;

•Развивает пространственное мышление;

•Развивает в детях свободно выражать свой замысел;

•Побуждает детей к творческим поискам и решениям;

•Развивает умение детей действовать с разнообразным материалом;

•Развивает чувство композиции, ритма, колорита, чувство фактурности и объёмности;

•Развивает мелкую моторику рук;

•Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии;

•Во время деятельности дети получают эстетическое удовольствие.

- Используете ли Вы в своей деятельности нетрадиционные техники рисования?

- Какие нетрадиционные техники рисования вы используете? (ответы воспитателей).

Сочетание основ техник традиционного   рисования и нетрадиционных техник изобразительной деятельности дает положительные результаты, дети получают истинное удовлетворение от художественной деятельности.

Применяют ли самостоятельно полученные знания и умения ваши воспитанники в нетрадиционной изобразительной деятельности? Какой используют нетрадиционный материал, техники? (ответы воспитателей)

С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать:

•рисование пальчиками;

•оттиск печатками из картофеля, моркови, пенопласта;

•рисование ладошками.

Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками:

•тычок жесткой полусухой кистью.

•печать поролоном;

•печать пробками;

•восковые мелки + гуашь

•свеча + акварель;

•отпечатки листьев;

•рисунки из ладошки;

•рисование ватными палочками;

•волшебные веревочки;

•монотипия предметная

В старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные методы и техники:

•рисование солью, песком, манкой;

•рисование мыльными пузырями;

•рисование мятой бумагой;

•кляксография с трубочкой;

•монотипия пейзажная;

•печать по трафарету;

•кляксография обычная;

•пластилинография

•граттаж.

2. Предлагаем нарисовать картину в нетрадиционной технике Монотипия.

3. Заключительное слово. 

- Что нового узнали?

 - Будете ли Вы применять полученные знания в своей работе?

Предложить педагогам анкеты для  работы с детьми.



Предварительный просмотр:

Анкета для воспитателей:

«Изобразительная деятельность в жизни дошкольника».

        1. Уделяется ли внимание изобразительной деятельности детей в вашей группе:

- Проводятся регулярные занятия _______________

- Ведется предварительная работа __________________

- НОД проводятся спонтанно_____________________

- НОД не проводятся ___________________________

        2. Знакомите ли Вы детей

- С произведениями искусства (рассматривание репродукций картин) ________________________________________

- С малыми формами фольклора (потешки, песенки, стихи, попевки?) ________________________________________

        3. Что Вы понимаете под творческими проявлениями в изобразительной деятельности у детей? _______________________________________________________________________________

4. Влияет ли изобразительная деятельность детей?

- На развитие речи;

- Развитие воображения;

- Игровую деятельность;

- Физическое развитие;

- Сенсорное развитие; (подчеркните)

        5. Предоставляете ли вы детям самостоятельно выбирать материалы, способы изображения?

                             Да                      Нет

        

6. Какие материалы вы используете для занятий по изобразительной деятельности? (подчеркните)

- Основные (традиционные): краски гуашь, краски акварель, простые тонкие карандаши, цветные тонкие карандаши, фломастеры, восковые мелки, восковые карандаши, кисточки № 18-20; глина, пластилин, стеки; белая бумага - ватман (стандартный формат А4), альбомы для рисования, цветная бумага, цветной картон;

- Дополнительные: толстые цветные карандаши, восковые карандаши, пастельные мелки; пластическая масса для моделирования (в баночках), скалки для раскатывания пластилина, трафареты-формочки для выдавливания; клеящий карандаш, клей с блёстками, бумага различных форматов и цветов фонов.

7. В чем вы видите роль педагога в изобразительной деятельности детей?

- В сотворчестве;

- В представление самостоятельности;

- В характере общения с ребенком;

- В использование игры – драматизации;

- В чём еще?   (допишите)

        8. Какие методы и приемы мы используете в процессе руководства изобразительной деятельностью?

- Показ способов изображения;

- Метод пассивных движений;

- Рассматривание доступных детям произведений изобразительного искусства, предметов;

- Сотворчество;

- Игровые приемы;

- Взаимосвязь различных видов художественной деятельности для создания образной ситуации?

        9. Рассматриваете ли вы с детьми результаты их творческой деятельности?               Да                   Нет

        10. Привлекаете ли вы внимание родителей к изобразительной деятельности детей?            Да           Нет

Каким образом? __________________________________________________________________

        11. Ваши пожелания к проведению занятий по изобразительной деятельности детей. Кратко изложите.

___________________________________________________________________________

Спасибо за сотрудничество!



Предварительный просмотр:

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:

«ЛЮБИТ ЛИ ВАШ РЕБЕНОК РИСОВАТЬ?»

Уважаемые родители!

Просим Вас принять участие в опросе на тему "Любит ли Ваш ребенок рисовать?".

Подчеркните ответ, который Вы считаете правильным!

        1. Как Вы считаете, есть ли у Вашего ребенка способности к изобразительному творчеству?

  • да
  • очень умеренные способности
  • у ребенка есть интерес к рисованию, но творчеством это назвать нельзя

        2. Какие материалы есть у ребенка для домашних занятий художественной изобразительной деятельностью?

  • бумага (белая, цветная)
  • краски
  • глина
  • пластилин
  • цветные мелки
  • наборы цветных карандашей
  • фломастеры
  • кисти
  • Дополните свой ответ: _____________________________________________________________

        3. Используете ли вы для домашних занятий художественной изобразительной деятельностью ИКТ технологии?

  • компьютерные программы
  • электронные пособия по изобразительной деятельности
  • слайды или картины с изображениями животных, природных объектов, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства

Дополните свой ответ: _____________________________________________________________________________________________________________

4. Доступны ли для ребенка имеющиеся материалы?

  • берет, когда сам пожелает
  • по разрешению взрослых

Дополните свой ответ: _____________________________________

        5. Часто ли ребенок просит кого-либо из членов семьи порисовать вместе с ним?

  • часто
  • иногда
  • никогда

Кого в основном просит ребенок? __________________________________________________________

        6. Как Вы чаще всего реагируете на просьбы ребенка порисовать с ним?

  • предлагаете самому порисовать
  • обещаете порисовать в другой раз
  • включаетесь в творческий процесс по его просьбе

Дополните свой ответ: _________________________________________________________________

        7. Используете ли Вы мультимедийные презентации, найденные в интернете, для знакомства с произведениями изобразительного искусства?

  • картины (пейзаж, натюрморт и др.)
  • декоративно-прикладное искусство (городец, хохлома, гжель и др.)
  • не использую

Дополните свой ответ: ______________________________________________________________

        8. Какие музеи изобразительного искусства Вы посещали вместе с ребенком?_____________________________________________________________

        9. Имеются ли в Вашем доме альбомы с репродукциями музейных коллекций:

да                          нет                                                                                                           Благодарим за сотрудничество!



Предварительный просмотр:

Нетрадиционная техника изобразительной деятельности «МОНОТИПИЯ».

        Перед тем, как сделать монотипию,    следует определиться с  выбором материалов. Основное правило – никаких правил, кроме соблюдения безопасности. Рисовать можно на самых разнообразных поверхностях (бумага, целлофан, пластиковая доска и даже кухонный противень) и любыми красками (пальчиковые, акварель, гуашь). А в качестве кисточки можно использовать любой подручный материал вплоть до ватных палочек и собственных пальцев.

Рисование техникой монотипии не оставит равнодушными маленьких художников, ведь никогда не знаешь, какой результат получится в конце. Да и каждый последующий отпечаток будет отличаться от предыдущего, а это ли не повод для развития фантазии.

Как сделать монотипию. Практические упражнения.

Самая простая техника монотипии для детей – это когда на одной половинке листа нарисовать все, что душе угодно, а потом согнуть бумагу пополам и получить зеркальное отражение картинки. Также можно отпечатать рисунок на втором листе – и картина будет еще более оригинальной. Теперь пришло время потренировать фантазию и попробовать разгадать, что же в итоге получилось. Картину можно оставить как есть или дорисовать, чтобы сделать ее более выразительной. Такую технику с радостью будет осваивать даже маленький карапуз.

        Немного более оригинальный вариант монотипии: рисование на стеклянной или пластиковой поверхности. Можно на всю плоскость нанести ровным слоем краску одного цвета, далее ватной палочкой или пальчиком нарисовать задуманное. Или в произвольном порядке поставить разноцветные кляксы и изобразить свои каляки-маляки. После этого остается только сбрызнуть «заготовку» водой и сверху приложить лист бумаги. Желательно, чтобы последняя как можно дольше не промокала. Взявшись за уголки бумаги, резким движением стягиваем лист и даем ему просохнуть. Теперь можно   опять поиграть в «угадайку».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: «Роль семьи в развитии творческих способностей у детей дошкольного возраста (нетрадиционные техники рисования)»

«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мас...

Семинар - практикум «Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста»

Раскрыть значение нетрадиционных приёмов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности.Показать актуальность нетрадиционной техники ри...

Семинар-практикум "Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста"

«Знакомство с нетрадиционными техниками рисованияи их роль в развитии детей дошкольного возраста»Форма проведения: семинар-практикум.Цель: Раскрыть значение нетрадиционных приёмов изодеятельности в ра...

Семинар-практикум "Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста"

Раскрыть значение нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками....

Семинар - практикум «Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста»

На семинаре воспитатели попробовали себя в качестве детей и учились нетрадиционным способам рисования...

Семинар – практикум для воспитателей «Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии творческих способностей у детей дошкольного возраста»

Расширить знания педагогов в вопросах использования нетрадиционных техник в изобразительной деятельности дошкольников....